Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2011-11-15 15:00:52 Владелец: sergei1978 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2011-11-15 07:49:04]: написано нечетко но кажется Георгий Попытки опознаний [ 2011-11-15 15:58:27 ] Tasha : Все, что смогла прочитать Св. мч. К.... Сергей, если можно, фото порезче. Может тогда удастся прочитать вторую часть надписи. [ 2011-11-26 12:23:55 ] katya : Добрый день,исходя из визуального исследования, данным иконографическим изображением является воин-мученик.Это видно по одеянию, характерному именно для воинов.Могу предположить, что это Святой мученик Кристофор или Христофор. Изображаемый, как юный безбородый мученик, в хитоне и плаще, с мученическим крестом в руке.Известен своими изображениями в облике пса, ведь согласно преданию он родился с головой пса, а человеческий образ обрел при крещении. Другое повествование гласит, что Кристофор был очень красив и специально просил у Господа для себя уродства дабы избежать соблазнов.Мученическую смерть принял за открытое исповедание веры(был обезглавлен). В 18 веке синод постановил изображать мученика только в облике юноши.В поздней русской иконописи встречаются именно такие иконы.Ваша икона вполне могла быть заказной для домашнего иконостаса, так как это было очень распространено. Кристофер в доме был защитником от всех злых сил, и как предстатель перед Господом.Думается,что Ваша икона 19 века, но все же настоятельно рекомендую материаловедческую экспертизу.Икона могла быть подокладной, возможно серебрение. Нужно качественное фото. Всего доброго. [ 2013-11-06 15:45:06 ] animaisa : Простите, но совсем не понятно, с чего посчитали, что это- именно воин,т.к. на нём одеяние совсем не то, что у воинов: ни кольчги. ни доспехов, ни лат. ни щита с копьём и т.д.к тому же совершенно по надписи не видно, что это- именно Христофор, так что. думается, что следует получить более полную уверенность в обозначении имени. [ 2016-02-15 00:08:54 ] Remora : Имя начинается на Г, а заканчивается на Й, я бы даже сказала на ИЙ, но Георгий вряд ли, он ведь ВЕЛИКОмученик, а здесь просто мученик. Может быть, Гордий?

http://pravicon.com/unknown-11

Его подвергли истязаниям на глазах у матери, а затем связанного повели в дальнейший путь, за колесницей Тивериана. Мужественная Пимения упросила воинов разрешить ей подойти к сыну и воодушевила его к перенесению мук за Христа. Воины удивлялись стойкости святого мученика и говорили друг другу: " Велик Бог христианский! " Мученику несколько раз являлся Ангел, укрепляя его силы. Ночью Тивериану явился грозный Ангел с мечом, повелевая трибуну быстрее идти в Византию , так как приблизилось уже время кончины святого мученика. Тивериан продолжал свой путь с поспешностью. В городе Филиппополе Тивериан устроил очередной суд над святым Александром в присутствии собранных по этому случаю городских вельмож. На этом суде святой Александр остался также непоколебимым. Во время своего скорбного пути святой мученик неоднократно подвергался жестоким истязаниям, но, укрепляемый Богом, перенёс все муки и сам подкрепил изнемогших от жажды воинов, испросив у Господа для них источник воды. Во время остановки в пути святой мученик молился под деревом об укреплении его в страданиях, после чего плоды и листья этого дерева получили целебную силу. У места, называемого Вуртодексион , святой вновь встретил свою мать Пимению, которая с рыданием упала к его ногам. Святой мученик сказал ей: " Не плачь, мать моя, утром следующего дня Господь поможет мне окончить подвиг " . Мучение св. Александра Римского. Фреска (1537 г.) в монастыре Дионисиат, Афон. Автор Зорзис Фука В городе Дризипер Тивериан вынес святому смертный приговор. Перед смертью святой мученик благодарил Господа за то, что Господь дал ему силы перенести все многочисленные истязания и принять мученическую кончину. Воин, который должен был исполнить казнь, просил у святого прощения и долго не решался поднять руку с мечом, так как видел ангелов, пришедших за душой мученика. По молитве святого ангелы стали невидимы палачу, и лишь тогда он отсёк его главу. Тело святого было брошено в реку, но его извлекли из воды четыре пса и никого не допускали до тех пор, пока не пришла мать святого Александра Пимения.

http://drevo-info.ru/articles/5791.html

Вопрос: Почему святого Христофора изображают с песьей головой? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Мученик Христофор очень почитается как на востоке, так и на западе, особенно в Испании. В Европе к его молитвенной помощи прибегают во время эпидемий. Архиепископ Сергий (Спасский) пишет, что у греков существует поверье: «увидевший икону  Христофора, в тот день не умрет внезапно или от какого-либо приключения; поэтому издревле икону его ставят при входах в церкви, чтобы видели ее входящие» (Полный месяцеслов Востока, т. III, 9 мая). Св. мученик был крещён епископом Антиохийским священномучеником Вавилой, который дал ему имя Христофор (греч. Christos – Христос, phoros – несущий). До этого он имел имя Репрев. Он пострадал в правление римского императора Декия (249 – 251) в 250 году. Его подвергали страшным и изощренным пыткам, но Господь чудесно спасал его. После многих истязаний он был умерщвлен мечом. День памяти – 9/22 мая. Появление икон, на которых он изображен с песьей головой, связано с легендарными представлениями о народе, из которого он происходил. Одни полагали, что св. Христофор по происхождению был хананеем. Другие вели его родство от канинеев (лат. canis – собака) или кинокефалов (собакоголовых). В славянском Прологе отвергается версия о собакоголовом виде Репрева. Это не помешало некоторым иконописцам изобразить святого с песьей головой. Проникло это и в русскую иконографию. В областном музее «Ростовский кремль» находится большой образ святого Христофора первой половины 17 в. Икона поступила туда в 1893 году из церкви Успения села Богородского Ярославской  губернии. Мученик изображен в рост в воинском одеянии. В правой руке держит крест, а левая рука опирается на меч в ножнах. Песья голова приподнята. Справа и слева от нимба поясняющий текст: «Бе лета 248 во царство Декея до крещения бе имя ему Репрев родом от песеих глав от землях человекоядцев имея главу песию саном воин во многих муках в ризу медену разжену обличену последи ж мечем скончася за Христа». Есть мнение, согласно которому, св. Христофор был необыкновенно красив. Он просил Бога избавить его от этого бремени. В результате у него появилась песья голова. Рассказ этот не имеет никакого правдоподобия. Против изображения святого с песьей головой выступал святитель Димитрий Ростовский (1651 – 1709). Святитель-исповедник Арсений (Мациевич; 1697 – 1772), будучи митрополитом Ростовским, запрещал в храмах иметь иконы святого Христофора с песьей головой. Он приказал все иконы св. Христофора переписать с человеческой головой. Св. мученик Христофор помогает избавиться от бесовского плена. Преп. Феодор Сикеот (+ 613 г.) бесноватых больных посылал на исцеление в женский монастырь, в котором был храм в честь св. мученика Христофора. Однажды преп. Феодор повел в этот монастырь бесноватого отрока. По пути явился св. Христофор и изгнал беса из одержимого. 29 августа 2005 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6699.html

77. 63 . Василько Константинович, князь Ростовский, взятый Татарами в плен в битве на Сити и потом убитый ими, погребенный в Ростовском соборе. Местное празднование памяти в Ростове началось, вероятно, не позднее празднование памяти Георгия Всеволодовича 274 . 64 . Меркурий воин, мученик Смоленский, скончавшийся (как принимается) 24-го Ноября 1238-го года и погребенный в Смоленском соборе. О начале местного празднование может быть сказана только то, что оно установлено до начала XVII века, ибо в 1609-м году жители Смоленска называли св. Меркурия своим первым угодником 275 . По некоторым спискам «Книги глаголемой», напр. Погодинскому Московской Духовной Академии, Меркурий, мученик Смоленский, также находится в Киевских пещерах, как и Меркурий, епископ Смоленский. В списках о нем говорится: «Пятый (sic) мученик Меркурий воин, Смоленский чудотворец, иже пострада в лето 6747 от безбожного царя Батыя, во гробе в Киев приплыл, его же память празднует святая церковь Ноября в 24 день» (По Истории Иерархии, – I, 292, мощи мученика Меркурия также почивают в Киеве. А Датскому посланнику при Петре Великом Юсту Юлю в 1711-м году говорили в Печерском монастыре, что епископ Смоленский [не называемый Юлем по имени] умирая завещал, чтобы гроб с его телом был пущен по Днепру и унесен рекою, куда случится, и что гроб принесло в Киев, под Печерский монастырь, почему покойника и привои в монастыре и поставили в пещеры в качестве святого, см. Записки Юста Юля в Чтен. Общ. Ист. и Древн., 1899 г., kh. III, стр. 345). 65 и 66. Князья Ярославские Василий Всеволодович, скончавшийся 8-го Февраля 1249-го года (тесть Феодора Ростиславича, о котором мы говорим в домакариевских святых под 32), и брат его Константин, скончавшийся неизвестно когда 276 , погребенные в Ярославском соборе. Местное празднование памяти установлено более или менее вскоре после 1501-го года, когда обретены их мощи 277 . Должно думать, что кн. Константин Всеволодович умер неизвестно когда ранее брата своего Василия, ибо если бы умер позднее, то остался бы после него наследником, тогда как наследницей после Василия осталась его дочь (братья были сыновьями первого Ярославского князя Всеволода Константиновича, сына Ростовского князя Константина Всеволодовича, умершего Владимирским великим князем в 1218-м году и бывшего сыном вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мученица Анисия жила в III веке, в городе Солуни. Родители ее были люди богатые и благочестивые и дали ей прекрасное образование. Наученная христианскому благочестию, она не гордилась ни своим образованием, ни богатством, любила кротость, скромность и уединение. Лишившись родителей в молодых летах, св. Анисия раздала все богатство бедным и неимущим, начала проводить подвижническую жизнь и желала умереть мученической смертью. «Мучители и муки откроют мне райсюи двери», – рассуждала она в себе. Диавол всячески пытался совратить святую с пути спасения, наводил на нее леность и уныние и устрашал ее разными видениями; но она прогоняла его крестным знамением. В ее время царь Максимиан открыл гонение на христиан. Однажды, когда св. Анфиса шла в храм для молитвы, воин схватил ее и, узнав, что она христианка и идет в храм, повлек в капище для жертвоприношения. Святая сопротивлялась, и воин умертвил ее мечом. На месте кончины св. Анисии впоследствии выстроен был храм. Мученик Филетер был сыном никомидийского областного начальника и отличался красотой. Жил он в царствование императора Диоклетиана. Диоклетиан, услышав о красоте Филетера, хотел взять его к своему двору. Но когда узнал, что он христианин, начал хулить Христа. Тогда Филетер воскликнул: «Да заградятся уста всякого, кто будет хулить моего Христа!» Царь разгневался и велел сжечь его в печи; но когда святой остался там невредимым, отпустил его, тем более, что он был ему родственником. Преемник Диоклетиана, Галерий, также требовал, чтобы Филетер отказался от Христа, мучил его и наконец сослал в ссылку. На пути св. мученик сотворил много чудес и тем привел многих ко Христу. Скончался он мирно, в 311 году, в Сигрианской стране, около Кизика. Преподобная Феодора Кесарийская была знатного рода. Родилась по молитве матери, которая, будучи бесплодной, пламенно просила Бога о даровании ей детища, почему и названа Феодорой, т. е. данной Богом. Родители посвятили Феодору Богу – отдали в монастырь. Здесь, под руководством игуменьи, она выросла в благочестии. Император Лев Исаврянин, как враг монашества, потребовал св. Феодору ко двору и назначил ей жениха. Все уже было приготовлено к браку, как жених принужден был отправиться для отражения ворвавшихся в империи скифов. На войне его убили, и св. Феодора, возблагодарив Бога за то, что Он освободил ее от нежеланного брака, отправилась обратно в любимую свой обитель, приняла монашество, надела вериги и власяницу и начала проводить суровую жизнь. Скончалась около 750 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Св. мученица Ирина была сожигаема в трех волах, последний двинулся со своего места, прошел четверть версты, воротился на свое место и расселся, а св. Ирина осталась невредимою. После этого чуда сто тысяч идолопоклонников обратились ко Христу, а мучитель погиб в неверии, повелевая епарху умучить св. Ирину. Он, приковавши св. Ирину к железной решетке и обложивши дровами, жарил мученицу, возливая на нее елей, сало и смолу, но она осталась жива; почему вслед за многими обратился ко Христу и сам мучитель. За тем хотя мучитель Саворий отрубил св. Ирине главу, однако ангел воскресил ее, так как мучитель хвастался прекращением ее жизни. Приемлющий странника становится другом Богу Св. мученица Ирина из отечественного града облаком была перенесена в Ефес; здесь она, поучая народ, между прочим сказала: «знайте, что всякий приемлющий странника становится другом Богу Небесному». 6. Св. мученик Варвар воин Малый силою Божиею побеждает великана В полках Франков был Голиаф – ростом и силою великан; но один христианин по имени Варвар, хотя и мал был ростом, однако, перекрестившись, при помощи ангела Божии, убил его. Мучения Мучитель велел вырезать св. мученику Варвару внутренности, но ангел Божий собрал их и, вложив в чрево, исцелил его; потом мученик, вращаемый на колесе, был опаляем огнем, но остался не опалим. Затем тяжко били его и жгли, но и в огненной печи он не сгорел. Наконец, оставшись живым и среди лютых зверей, св. мученик Варвар был брошен в медного раскаленного быка, который стал двигаться, реветь и ходить. Св. Варвар разбойник Среди благ земных благодать Божия иногда касается сердца Сидя однажды в пещере среди награбленных сокровищ, Варвар задумался о суде Божием, о смерти, об аде, и решил покаяться. Исповедь разбойника Бросивши все, что награбил в течение жизни, Варвар с одним под одеждою спрятанным мечем пошел в церковь и стал исповедоваться пред священником: «я Варвар – разбойник», сказал он, «о котором и ты, думаю, слыхал; исполненный многих грехов, телесной нечистоты, грабежей и убийства, я убил до трех сот душ – и двух священников, не восхотевших меня принять к покаянию: а ты, отец, прими меня кающегося, наложи на меня эпитимию, как знаешь; а если нет, то убей меня этим мечем.» Пресвитер отвечал ему: «нет греха, побеждающего милосердие Божие». Образ покаяния разбойника

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В 1928 г. крестьяне внесли этот вопрос в наказ сельсовету и ВИКу. В апреле с.г. были собрания окружных крестьян в деревнях: Зерново, Митино, Покров, Рыково и др. Все собрания почти единогласно постановили: «Церковь монастыря закрыть, землю отобрать и организовать в помещениях монастыря колхоз». Вскоре 5 бедняцких домов объединились в колхоз и поселились в бывшем монастыре. Деревянная церковь монастыря была сломана: материал пойдет на постройку больницы. В доме игуменьи, помещицы Трухачевой, крестьяне оборудовали «Крестьянский клуб», в других помещениях монастыря организовано молочное товарищество и открыт сливной пункт молока». К настоящему времени все постройки за исключением усадебной Покровской церкви утрачены. Парк запущен и зарастает молодняком… Проезд: От Можайска авт. до ост. Чернево (55 км), далее пешком 4 км ОБЩИНА во имя СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ. Воин-мученик Евгений Родионов. Воин-мученик Евгений Родионов. Община указана у Денисова со ссылкой на Церковные ведомости (1907, 4 и 26): «в сельце Курилове, в 1 в. от села Богоявленского и в 13 в. от Подольска. Учреждена по определению Св. Синода от 20 дек. 1906 — 16 янв. 1907… Храм каменный во имя св. Нины. Приют с школой для сирот–детей крестьянских и убитых воинов». Действительно, в 13 верстах от Подольска (по Варшавскому шоссе) есть селение Курилово, но до села Богоявленского Подольского уезда от него 18 верст. В книге «Православные русские обители», которая фактически списана с Денисова, этой общины нет. Нет ее и в известном списке церквей Московской епархии, покупавших свечи на епархиальном заводе (Московские церковные ведомости, 1914, 41). Калужский церковно-общественный вестник за 1907 г. не содержит сведений об общине, следовательно, она была все-таки в Московской епархии. Может быть, по каким-то причинам ее вскоре закрыли. В Курилове под Подольском храма нет, но бывшие кельи там могут быть. В Курилове прошла юность новомученика Евгения Родионова, он похоронен рядом — в селе Сатине-Русском. Возможно, в его биографии есть что-то, проливающее свет на этот вопрос.

http://pravoslavie.ru/1910.html

Очевидно, в это же время были растесаны окна в алтаре, над порталами, заложен юж. портал. В 1850-1857 гг. по проекту архит. Д. Петропавловского с зап. стороны собора была построена новая трапезная, в к-рой освящены 9 нояб. 1858 г. правый придел в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 7 февр. 1860 г. левый придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1858 г. в соборе был сооружен 3-ярусный резной позолоченный иконостас, в 1890 г. поставлены иконостасы в Знаменском и Благовещенском приделах. В результате реставрационных работ, проведенных в 70-х гг. ХХ в. под рук. С. В. Демидова, был воссоздан первоначальный архитектурный облик собора. В сер. XVI в. собор Рождества Богородицы был расписан, стилистика стенописи восходит к художественной культуре Москвы и школы Дионисия . В период реставрации 70-х гг. ХХ в. из-под масляной живописи XIX - нач. XX в. были раскрыты первоначальные росписи в центральной части алтаря, диаконнике и жертвеннике, фрагменты росписей в основном пространстве храма. Св. воин-мученик. Фрагмент росписи на столпе ц. Рождества Пресв. Богородицы. Сер. XVI в. Фотография. 2004 г. Св. воин-мученик. Фрагмент росписи на столпе ц. Рождества Пресв. Богородицы. Сер. XVI в. Фотография. 2004 г. Наиболее полно древняя роспись сохранилась в диаконнике (первоначально придел во имя свт. Алексия Московского). В конхе апсиды помещен образ свт. Алексия, близкий по иконографии к изображению святителя на иконе мастерской Дионисия (ок. 1481 (?), ГТГ). Ниже конхи, на вост. и юж. стенах, размещены сцены из жития свт. Алексия, по иконографии также близкие к житийным сценам на иконе, а по стилистике - к изображению свт. Василия Великого в росписи диаконника Благовещенского собора Московского Кремля. В жертвеннике храма сохранились первоначальные росписи, посвященные св. Иоанну Предтече. На своде прохода из жертвенника в храм раскрыты изображения пророков Наума, Аввакума и Софонии в медальонах. На стенах и люнетах над конхами жертвенника и диаконника написаны фигуры преподобных в рост и медальоны с изображениями мучеников (в жертвеннике под записью).

http://pravenc.ru/text/155102.html

    Иулий (знаменитой рим. род Иулиев от греч. ιουλος пушок на бороде, сноп) пресв. и Иулиан диакон, мирмидонские, 21 июня.     Иулия, из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая.     Иулия девица, мученица в Корсике, 16 июля.     Иуния (Юноне богине или Иунию принадлежащая; род знаменитый Иуния брута) св., помощница ан. Андроника, 17 мая.     Иустина (Иустова, см. Иуст), муч. никомидийская, 2 окт.     Иустиниан (Иустинов), царь правоверный, 14 ноября.     Густин (Иустов, философ, 1 июня.     Иуст (праведный, лат.), ап. из 70, 30 окт.     Иуст воин, муч. римский, 14 июля.     Каздоа, мученица персидская, 29 сент.     Калерия (вернее Валерия, крепкая, лат.), 7 июня.     Калида или Калиса. (она же Гали или Кали, прекрасная, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 мар.     Каллимах (добрый воин, греч.), муч. мелитинский, 7 нояб.     Каллимах, муч. фракийский, 6 мая.     Каллиник (добрый победитель, греч.), муч. вифинский, 14 дек.     Каллиник, муч. мелитинский, 7 ноября.     Каллиник, муч. гангрский, 29 июля.     Каллиник, муч. с Серапионом египтянином, 24 мая.     Каллиник, патриарх цареградский. 23 авг.     Калииста (прекраснейшая, греч.), мученица в Кесарии капп. 6 февр.     Каллиста, муч. никомидийская, 1 сент.     Каллистрат (добрый воин, греч.) и дружина его 49 воинов, 27 сент.     Каллистрат, 30 дек.     Каллист (прекрасн., греч.), турмарх из 42 мучч. амморейских, 6 марта.     Калиисфения (с хорошими силами, греч.), св. фракийская, 4 окт.     Каллиопий (прекрасной певец, греч.), муч. помнеопольский (в Киликии), 7 апр.     Калуф (в греч. Минеях Аколуф — сопровождающий, греч., вернее Коллуф, египет. имя) египтянин, муч. 19 мая.     Кандидий и Кантидиан, муч. египетские, 5 авг.     Кандид (белый, лат.), трапезунтский, 21 янв.     Кандид, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Кантидиан, муч. египетский, 5 авг.     Капетолина и Еротиида, мученицы каппадокийской, 27 окт.     Капик (у римлян Папик), мученик кампанийский, 6 июля.     Капитон (головастой, упрямой, лат.), священномуч., еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тебе, Высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая! Месяцеслов православного воина В месяцеслов включены только имена и события, имеющие отношение к воинской теме. В месяцеслове приняты следующие сокращения: св. святой свт. святитель муч. мученик(и) в.муч. великомученик ап. апостол равноап. равноапостольный кн. князь бл. и вел. кн. благоверный, великий князь блаж. блаженный пер. или обр. мощ. перенесение или обретение мощей прп. преподобный патр. патриарх Пресвят. Пресвятая. При обозначении чисел месяца сначала идет старый стиль, затем новый. Январь 3/16 Муч. Гордия (сотник из Кесарии Каппадокийской, во время гонений на христиан при римском императоре Ликинии ушедший в пустыню, откуда вернулся в город, чтобы добровольно отдать себя на мученический подвиг. Был обезглавлен в начале IV в.). 8/21 20 воинов (египетские воины, уверовали в Христа при виде чудес, происшедших в темнице с муч. Пулианом. Все были усечены мечом в 313 г.). 9/22 Муч. Полиевкта (воин, за уничтожение императорского указа и разоружение идола был схвачен в 259 г. при императоре Валериане, предан пыткам и обезглавлен в Мелитине Армянской. Почитался карателем тех, кто нарушает и не сдерживает клятв и договоров). 11/24 Елецкой (в г. Чернигове) иконы Божией Матери (во время войны с Баторием в 15791582 гг. она была взята в М оскву, а в 1687 г. и в крымский поход). 12/25 Муч. Мертия (воин при Диоклетиане, во время похода на мавров за отказ принести жертву идолам подвергся жестоким истязаниям, от которых и умер). 13/26 Муч. Стратоника (темничный страж, пострадавший за Христа при императоре Ликинии в 315 г.; после истязаний был утоплен в Дунае); прп. Иринарха Ростовского (ум. в 1616г., обладая даром прозорливости прп. предсказал разорение Москвы и освобождение ее от поляков в 1615 г.; он же благословил на подвиг Минина и Пожарского, отдав им свой крест на помощь).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010