K. Chad­wick), утверждая, что в Житии святой Бригиды (Bridget) есть свидетельство того, что во времена ее юности друиды были все еще влиятельны в Ирландии (а это было в конце пятого столетия), то языческая кельтская религия не исчезла окончательно и во времена святого Давида. Каждый, кто желает дискутировать относительно исторического Давида, должен ссылаться на его Житие, написанное Ригифархом. Автор Жития ставил перед собой задачу показать древность и значимость епархии святителя Давида, то есть Меневии. Ко времени прихода норманнов территория и границы епископа были привязаны к королевствам и герцогствам. Это должно было подчеркнуть, что понимание природы Церкви и ее вероучения было общим для каждого, живущего в христианском мире, и составляло основу всей его структуры. Идея, что Церковь в Англии была установлена до прихода норманнов, по политическим соображениям развивалась в преамбуле Томаса Кром­веля 53 к революционным законам Генриха VIII. Результатом Реформации стали единообразие и общий строй во всей Церкви. В Уэльсе же со времен Империи сохранялся римский порядок, даже когда на континенте все уже изменилось. Церковь Британии была более консервативной и менее склонной к новшествам, чем Церковь Ирландии. Согласно преданию, предшествующему Житию, написанному Ригифархом, святитель Давид вместе со святыми Тейло и Падарном 54 были учениками преподобного Ильтуда, но странно, что ни сам Ригифарх, ни в монастыре Сент Дэвидз не знают об этом сказании. Без сомнения можно сказать только, что такое предание не помогло тому, кто желал поднять статус Меневийской епархии над любой другой епископией в Уэльсе и поставить ее в одном ряду с самим Кентербери. Мы понимаем, каким было влияние и популярность святителя Давида в Уэльсе, а также за его пределами после того как Вильгельм Завоеватель 55 поспешил с кратким визитом или паломничеством в Сент Дэвидз в 1081 г. В Житии короля Альфреда 56 король посещает город Ассер (Asser) “c самого крайнего запада Уэльса”, и в Англо-саксонской хронике упоминается монастырь и парухия 57 святого Давида. К тому времени известность Давида распространилась в Уэссексе 58 , и монастырь в Гластонбери 59 претендовал на то, чтобы забрать мощи святителя из Меневии. Древняя валлийская поэма Armes Prydein (букв. Предсказание об Англии) 60 , которая, по словам сэра Ифора Уильямса 61 , скорее всего датируется 937 годом, предсказывает, что союз Уэльса и людей Дублина выбьет англичан с острова, а шествовать на битву они будут под покровительством святого Давида: “благословенное знамя Давида будет поднято”.

http://pravmir.ru/svyatyie-drevnego-uels...

А. Возвышение Давида радует всех, кроме Саула (16,1 18,30) 1 . Самуил помазывает Давида, который затем предстает перед Саулом (16,1–23) 2 . Победа Давида над Голиафом (17,1–58) 3 . Давид и дом Саула (18,1–30) Б. Саул пытается погубить Давида (19,1 24,1) 1 . Саул хочет убить Давида (19,1–24) 2 . Ионафан помогает Давиду и воодушевляет его (20,1–42) 3 . Давид в Номве обманывает Ахимелеха и бежит в Геф (21,1–15) 4 . Саул убивает священников Номвы; Давид освобождает жителей Кеиля от филистимлян (22,1 23,6) 5 . Саул преследует Давида, но тот спасается у филистимлян (23,7 24,1) В. Давид сохраняет Саулу жизнь (24,2 26,25) 1 . Давид сохраняет Саулу жизнь в пещере (24,2–22) 2 . Авигея укрощает гнев Давида против Навала, чем спасает его от греха кровопролития (25,1–44) 3 . Давид сохраняет жизнь Саулу в его собственном лагере (26,1–25) Г. Давид примиряется с филистимлянами; Саул кончает жизнь самоубийством (27,1 31,13) 1 . Спасаясь от Саула, Давид бежит к филистимлянам (27,1–12) 2 . Саул обращается за советом к волшебнице в Аэндоре (28,1–25) 3 . Филистимляне отсылают от себя Давида (29,1–11) 4 . Давид возвращает захваченных амаликитянами людей и имущество (30,1–31) 5 . Раненный в сражении на горе Гелвуе Саул кончает с собой (31,1–13) Глава 1 17:17 До установления в Израиле царского правления Сам Бог управляет Своим народом и хранит его. Свое правление Он осуществляет через воздвижение над Израилем пророка Самуила (гл. 1–3), а также тем, что дарует Самуилу победу над филистимлянами (7,2–17). 1 один человек. Это выражение (имевшее в древнееврейском языке оттенок выделения из общего ряда) позволяет предположить, что отец Самуила занимал высокое положение в обществе. из Рамафаим-Цофима. Или: из Рамафаима, Цофимлянин. Слово «рамафаим» может быть переведено как «гора о двух вершинах». Данное место нигде больше не упоминается. Его, по всей видимости, следует отождествлять с Аримафеей новозаветных времен. Родным городом Самуила обычно называется Рама (нынешний Эр-Рамом, лежащий к северу от Иерусалима, 1,19; 2,11; 7,17; 8,4; 15,34; 16,13; 19,18; 25,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Слово 5. Обязанность церковного проповедника при малочисленности слушателей и объяснение того, что составляет христианский праздник. Неисчерпаемо богатство божественных истин в Писании. «Расширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем». Не нужно роптать на Промысл Божий вследствие неравномерного распределения богатства между людьми ввиду доступности и бедным необходимых для жизни земных благ; преимущества бедных пред богатыми. Три беседы о Давиде и Сауле Беседа 1.   Необходимость долговременного наставления для искоренения греховной страсти. Давид – высокий ветхозаветный пример кротости. Благодеяния Давида Саулу; безразсудство подозрений последнего к первому и посягательства на его жизнь. Несмотря на подвиги, скромность Давида и удаление его из отечества для прекращения злобы Саула. Необычайное незлобие Давида к Саулу в пещере как к помазаннику Божию, несмотря на совет сподвижников Давида. Молитва его Господу о недопущении до греха против жизни царя и увещание укрощать свой гнев воспоминанием о благочестивых мужах. Беседа 2. Восхваление слушателей за их благорасположение и любовь к Давиду. Поправши гнев, Давид принес прекрасную жертву Богу; его победа над страстями не менее удивительна, чем спасение трех отроков и пророка Даниила; благотворные для Давида последствия оказанной им Саулу пощады. Скромность Давида и после этого подвига; представленные им Саулу доказательства его уважения к нему и незлобия. Глубокая скорбь Давида о смерти Саула и его песнь. Увещание прощать врагам при жизни и оплакивать их по смерти. Беседа 3. Грозное обличение ходивших на зрелища и призыв их очиститься от греха прежде вступления в храм. Тяжесть и гибельность греха, совершаемого посетителями зрелищ. Благотворность для нашей жизни высокого примера добродетелей Давида и неизвинительность христианина, не прощающего своим врагам. Прощение врагу принесло Давида славу на земле и на небе. Злословие со стороны врагов полезнее лести друзей и пример фарисея и мытаря. Влияние незлобия Давида на Саула и увещание наперед оказывать честь ближнему. Нет ничего могущественнее кротости как приводящей врага к сознанию причиненного зла и приносящей небесные награды. Попечение Давида о расслабленном сыне Саула и увещание подражать этому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1. Согласно предсказаниям ветхозаветных пророков Мессия должен быть потомком царя Давида( 2 Цар. 7:1 ; Пс. 131:11 ; Иер. 23:5 и 33:16; Иез. 34:23-24 и 37:24). Ясно, что для проверки исполнения данного пророчества необходимо иметь точные родословные данные. Сознавая всю важность этого мессианского признака, евреи вели родословные записи всех потомков царя Давида, которые хранились в Вифлееме, где он родился. Вот почему, когда приблизилось время родиться Иисусу Христу, Иосиф и Дева Мария, которые происходили из рода царя Давида, должны были отправиться из своего города Назарета в далекий Вифлеем, чтобы вписать в родословную книгу нового потомка этого царя. Эти родословные записи существовали вплоть до времени разрушения Вифлеема. Пользуясь ими, евангелисты Матфей и Лука смогли воспроизвести в своих Евангелиях полную родословную Иисуса Христа (Мат. 1:1–16, Лук. 3:23-38 ) и таким образом, доказать Его происхождение от царя Давида. После разрушения Вифлеема в 70м году нашей эры евреи рассеялись по всем странам мира, Святая Земля опустела, а родословные книги безвозвратно погибли. Уцелевшие отпрыски из рода царя Давида перемешались с евреями других родов и даже с иноземцами, так что в наше время доказать происхождение кого-либо от царя Давида совершенно невозможно. 2. Согласно пророчеству патриарха Иакова ( Быт. 49:10 ), время пришествия Примирителя-Мессии должно было совпасть с утратой коленом Иудиным своей политической независимости. Если не считать самых древних незначительных старейшин колена Иудина, то первым настоящим вождем этого племени был царь Давид, живший за тысячу лет до Рождества Христова. Начиная с него колено Иудино управлялось его потомками, царствовавшими в Иерусалиме. После Вавилонского пленения (500 лет до Р.Хр.) колено Иудино управлялось своими племенными старейшинами вплоть до воцарения Ирода Великого, лет за 30 до Р.Хр. Ирод, будучи по происхождению идумеянином, никакого отношения ни к роду царя Давида, ни к колену Иудиному не имел. Царского звания он добился своими связями с Римом и придворными интригами. Поэтому его присутствие на троне славного Давида глубоко ранило самолюбие иудеев, которые видели в нем беззаконного узурпатора. При нем-то колено Иуды полностью утратило свою гражданскую независимость, но при нем-то и родился Иисус Христос, в исполнение пророчества Иакова.

http://azbyka.ru/propovedi/rozhdestvensk...

Но очевидно, что такие основания далеко недостаточны для выводимого из них заключения, которое прямо опровергается многими другими, более ясными свидетельствами. Заметное и не для филологов, и не только в еврейском подлиннике, но и в переводах, различие, или точнее превосходство языка псалмов, надписанных в еврейском тексте именем Давида, пред всеми остальными, особенно пред теми, в надписаниях которых в переводе 70 встречаются имена одних позднейших пророков: Иеремии, Аггея и Захарии; встречающиеся в содержании псалмов, ненадписанных именем Давида или надписанных другими именами, ясные указания на времена позднее Давида, каковы времена последующих царей иудейских, разрушения Иерусалима, плена Вавилонского и возвращения из оного; самые надписания псалмов, в которых, кроме имени Давида, встречаются имена и других лиц – Моисея, Соломона, Асафа, Ефама и сынов Кореевых в грамматических сочетаниях совершенно одинаковых с сочетанием имени Давида, так что нет никакого основания придавать им значение отличное от значения сего последнего; наконец несомненное свидетельство 2 кн. Пар. 29:30 275 , самым очевидным образом показывающее, что во время Езекии кроме песней Давида существовали еще песни Асафа, прозорливца, который наравне с песнями Давида употреблялись при богослужении во храме и следовательно, как по своему происхождению от пророка, так и по употреблению, имели не меньшее их право на внесение в Книгу Псалмов, где мы действительно находим несколько псалмов надписанных именем Асафа: все это говорит против мнения о принадлежности всех псалмов Давиду, как писателю, и служит сильным доказательством другого противоположного мнения о многих писателях Книги псалмов. Силу этих доказательств чувствовали уже сами отцы и учителя Церкви, – защитник пер 276 Так же мало основательны и столько же произвольны, как и самое мнение, для которого они придуманы, во многих случаях они, по сознанию самих изобретателей, оказывались на столько недостаточными для предположенной цели, что побуждали для подтверждения их прибегать к тому единственному, послужившему исходным пунктом рассмотрения мнения, основанию, что «ни Господь, ни Апостолы нигде не упоминают ни о каком другом писателе которого-нибудь псалма, кроме Давида» 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Если обратить внимание на то, что Давид был в полном смысле отцом священного псалмопения Евреев, что он возвел его на высшую степень процветания, какой оно ни прежде, ни после никогда не достигало, и первый дал ему важное богослужебное употребление, не только сохранявшееся во все времена существования ветхозаветной Церкви и сохраняющееся у нынешних Евреев, но и перешедшее в Церковь Христианскую, что наконец Давиду действительно принадлежит большая часть прекраснейших песней Псалтири, которые послужили образцом для всех остальных песней и современных ему и последующих писателей; – если принять все это во внимание то, конечно, Давида бесспорно можно назвать виновником и творцом целой Псалтири, или лучше всего Священного Псалмопения Евреев. В этом то смысле, уже в священных книгах Ветхого Завета, излагающих историю времен после Давида, в повествованиях об употреблении свящ. песней при богослужении, большею частью ставится имя одного только из псалмопевцев – Давида, именно как учредителя богослужебного употребления и преимущественного писателя такого рода песней 272 ; в этом же смысле и в Новом Завете в послании к Евреям (4:7) псалмы приводятся под именем Давида как главного и как бы единственного их писателя. Отсюда же произошел очень древний и доныне сохраняющийся обычай Церкви называть псалмы именем Давида или Псалтирью Давидовою 273 . Но этот основанный на библейском словоупотреблении обычай Церкви – называть Псалмы именем Давида – и послужил впоследствии для названных выше отцов и учителей Церкви основанием признавать одного Давида писателем всей Псалтири: следуя ему, как и всегда большая часть верующих, без исследования действительных его причин и оснований, они приняли и отнесли к Давиду в полном и буквальном смысле слова то, что на языке Св. Писания и Церкви придавалось ему только по преимуществу, а potiori. При этом немаловажное значение имело и то еще обстоятельство, что многие Псалмы, не имеющие в еврейских кодексах Библии надписаний, а также некоторые из надписанных именами других писателей, в греческом переводе 70 и в некоторых других переводах надписываются именем Давида: некоторые из защитников мнения о принадлежности всех псалмов Давиду вывели отсюда благоприятное для себя заключение, что первоначально все псалмы имели в подлиннике те надписания, какие им придаются у 70 и подобных тому переводах, и настоящий недостаток их в еврейском тексте объяснили или ненамеренною утратою с течением веков, или даже злонамеренным опущением со стороны Иудеев 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

1 Восстание Савея Вениамитянина, погоня за ним Иоава, поражение Амессая и Савея; 23 главные начальники Давида. 1 Требование Гаваонитян о мщении за зло, причиненное им Саулом; 7 Давид доставил им семь сыновей Саула, которых они повесили; 10 Рицпа, мать двух из них, своей верностью вызывает у Давида сожаление; 12 Давид с почетом похоронил этих семерых, а также кости Саула и Ионафана; 15 главные у Давида в его войнах с Филистимлянами. Песнь Давида, воспетая Господу, его избавителю. 1 Последние слова Давида — песнь хвалы; 8 деяния храбрых у Давида; поступок трех, принесших воду из колодезя Вифлеемского. 1 Давид исчисляет Израиля и Иуду; 10 гнев Господа за это исчисление и покаяние Давида; 15 Господь посылает язву в наказание, и Давид ходатайствует за невинный народ; 18 Давид покупает гумно у Орны и ставит на нём жертвенник; 25 приносит на нем жертву, и язва прекратилась. 3я книга Царств Книга рассказывает о воцарении и укреплении власти Соломона. Он построил великолепный храм в Иерусалиме и приумножил богатства народа, но со временем, потакая женам-язычницам, совратился в идолопоклонство. При его сыне Ровоаме Израиль разделился на два царства, и Северное уклонилось в идолослужение. В Северном Израиле династии несколько раз менялись насильственным путём. Ахав из династии Амврия и его жена Иезавель совратили израильтян в служение Ваалу, и в защиту истинного Богопочитания выступил пророк Илия. Книга содержит также сведения о правлении нескольких царей Иудеи, Южного царства. Всего 22 главы. 1 Ввиду возрастающей слабости Давида сын его Адония стремится стать его преемником; 11 пророк Нафан и Вирсавия, мать Соломона, сообщают о поведении Адонии Давиду, который решает воцарить Соломона; 32 священник Садок помазывает Соломона на царство при народном ликовании; 41 приглашенные Адонией покидают его; он «ухватился за роги жертвенника». 1 Завещание Давида Соломону и осуждение Иоава и Семея; 10 смерть Давида и его погребение; 13 Адония убеждает Вирсавию заступиться за него пред Соломоном, но теряет за это свою жизнь; 26 Соломон отсылает от себя Авиафара и повелевает поразить Иоава даже у жертвенника Господня; 36 Семею воспрещено выходить из Иерусалима; его непослушание стоит ему жизни.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

А стоит этот дом на великой святыне — на гробнице святого царя Давида, покорителя Сиона, возвысившего его в столицу земли Израиля. Так что когда апостол Петр в день Пятидесятницы, возвещая слушающим о Воскресении Христовом, говорил: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян. 2: 29), то он конкретно указывал на первый этаж, где была гробница царя Давида. Как ярко и непосредственно, конкретно предстают библейские события здесь, на Святой Земле! В какую живую реальность облекается здесь текст Писания! Мы — у гробницы царя Давида. Это одна из наиболее почитаемых иудеями святынь. Она представляет собой массивный каменный саркофаг, покрытый красной тканью с изображенными на ней шестиконечными звездами. Здесь под спудом, по иудейскому преданию, находится тело царя Давида. На гробнице лежат иудейские святыни (золотые короны и Тора из серебра). Возле них молятся несколько иудеев. Видимо, с большим горем, громко причитая и плача, простирает руки к гробнице и, как с живым, беседует с царем Давидом еврейская женщина. Совсем еще юный служитель в иудейской одежде, с пейсами, что-то ей долго говорит. Когда мы подошли к гробнице вплотную, иудеи разошлись. Ощущение напряженное. С одной стороны, чувствуем, что мы не в христианском храме, а с другой стороны, что стоим у великой святыни. Прикладываться, целовать гробницу мы не стали. Смущали символы. А сердце радовалось оттого, что мы рядом с царем Давидом! Ведь его псалмами живет и молится всякая душа православная и в храме, и в келье, и в доме. Стоя у гробницы, некоторые читали 50-й псалом, иные молитвенно призывали царя Давида, призывал и я, молясь за сына своего Давида... И радостно, и несколько подавленно мы отошли оттуда. Да, праотец Давид умер и погребен, и гроб его подле нас. И здесь, рядом с его гробом, место, где на Пасху собраны были за запертыми дверьми, страха ради иудейска, ученики, и явился им Тот, о Ком сказал Давид: Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление  (Пс.15: 10; Деян. 2: 27). Здесь было Пасхальное явление Воскресшего Христа ученикам. Здесь Он дал им власть вязать и разрешать от грехов. Где гробная дверь затворилась за Давидом, там Сын Давидов отверз двери Царства Небесного. У гробницы Давида Воскресший Христос вручил ключ Давида Своим ученикам, соделав их ключарями Царства Небесного 11 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Вот обстоятельства прославления Угодников Божиих. По неведомой тайне судеб Божиих, честные тела Блаженного Феодора и чад его, Давида и Константина, оставались более столетия в склепе под церковию Входа в Иерусалим, не быв преданы земле. Гробы, запечатленные печатию глубокого смирения почивающих в них, стояли, можно сказать, между небом и землею, чая суда свыше. Настоятель монастыря Архимандрит Христофор покусился решить вековую задачу. Он предстал пред Князя и стал ходатайствовать за мертвецов дома Царственного, пред которыми ряд поколений прошел, и которые все еще ожидали честного предания их земле, по непреложному глаголу Творца: земля еси, и во землю отъидеши ( Быт.3:19 ). Державный Князь, посоветовавшись в боярами, соизволил на то, чтоб гробы Блаженного Феодора и чад его Давида и Константина опущены были в землю, и уже помышлял устроить над ними каменную гробницу и благолепно украсить ее драгоценными покровами. В субботу второй недели Великого поста, со всею духовною торжественностию, при многочисленном собрании народа, в присутствии Князя и двора его, начата была панихида за усопших, и все готовились отдать им последнее целование. По Господу не тако изволися. Еще продолжалась служба, как дивен Сый во Святых явил славу угодников Своих внезапным исцелением двух болящих – некоего иерея и сына его, потом даровал прозрение двум женам. Сии и подобные чудеса, совершавшиеся от святых мощей, нетление их и благоухание, а купно и память благочестивой жизни Феодора, Давида и Константина, не позволили исполнить предпринятое намерение. Св. мощи по земле уже преданы были, а с подобающею честию перенесены в церковь Преображения Господня и там положены. Преосвященный Трифон, Архиепископ Ростовский, не участвовал в службе, о которой говорили мы, а потому не был он и самовидцем чудес от мощей угодников Божиих. Обстоятельство это дало ему повод к сомнению в истине событий. Между тем исцеления следовали за исцелениями, народ отовсюду стекался в Спасский монастырь, и слава Чудотворцев с каждым днем паче и паче воссиявала.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Аще случится 40 мученик 1-я седмицы в кой-любо день, и поется служба их в субботу, со святым мучеником Феодором Тироном. В пяток вечера кафизма рядовая. На Господи, воззвах: стихиры на 10, и поем Триоди самогласен дне, дважды, и мучеников на 4, и Феодора на 4. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен первый, гласа. Вход, прокимен, и чтения дне, и мучеников 3. И по Да исправится молитва моя: 3 поклоны великия. И прочее преждесвященных. По заамвонней молитве поем канон святаго Феодора над коливом, якоже указаси в 40-це на ряду, и отпуст. ЗРИ: А идеже несть преждесвященных, вечера на Господи, воззвах: стихиры мучеников 3 и Феодора 3. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен 1-й гласа прешедшаго, без входа. Прокимен, и чтения дне, и мучеников. На стиховне самогласен дне, дважды, и мученичен. Таже припев, и поем стихиру Феодора: Божественных даров: писана на Господи, воззвах: Слава, мучеников, глас 6: В песнопениих восхвалим: По Ныне отпущаеши: тропарь мучеников. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен: Вся паче смысла: Ектения, и три поклоны великия, и поем канон святаго Феодора над коливом, и отпуст, по обычаю. Повечерие поем великое. На повечерии поем канон усопших и Минеи рядовый. Тропари же по 1-м, и по 2-м трисвятом, глаголем обоих святых, а на последнем трисвятом– кондак мучеников. На утрени, на Бог Господь: тропарь мучеников, дважды. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен: Вся паче смысла: По 1-й кафизме седальны мучеников оба. Слава, и ныне, Богородичен и чтение мучеников. По 2-й кафизме седальны Феодора. Слава, и ныне, Богородичен и чтение мучеников или Феодора. Полиелей и седален мучеников, дважды. Слава, и ныне, Богородичен и чтение мучеников. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и Всякое дыхание: и Евангелие мучеников. Псалом 50. Стихира мучеников. Каноны мучеников, со ирмосом на 6, и Феодора оба канона на 8. Катавасия: Отверзу уста моя: песни же 7-ю и 8-ю глаголем напреди в пяток. По 3-й песни кондак, и икос, и седален мучеников. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен, и чтение о святем Феодоре. По 6-й песни кондак Феодора, и икос, и чтем пролог, и синаксарий. По 9-й песни светилен мучеников. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен. На хвалитех стихиры мучеников 3, глас 5, Подобен: Радуйся: и Феодора подобны 3, таже припев: Проидохом сквозе огнь и воду: И поем самогласну стихиру мучеников: Страстотерпцы Христовы: Слава, Феодора. И ныне, Богородичен. Славословие великое, тропарь мучеников. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен. Ектении, и отпуст, и обычное исхождение в притвор, и час 1-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010