«И к святым Божиим церквам свещи и фимиам и просфоры за души приносят да сподобит Господь Бог неизреченнаго велика и учинит с праведниками, яко благ и человеколюбец. Ему подобает слава ныне и присно во веки веков. Аминь». Далее идет такой помянник: «Помяни Господи души усопших рабов своих преждепочивших от Адама до сего дня, иже от Божией руки созданнаго человека, прадеда нашего Адама и его супругу прабабку нашу Еву. И вся во благочестии от века умерших православных. Помяни Господи вселенских Патриархов и Преосвященных митрополитов, помяни Господи православных царей и цариц..., князей и княгинь..., помяни Господи Архиепископов и Епископов..., помяни Господи священнический чин и диаконский и весь причт церковный... черноризцев... умирающих Христа ради;... замученных... от зверей и рыб съеденных... молниею сожженных..., гладом и жаждою и наготою и от мраза скончавших души своя. Помяни Господи всякою смертию Божиим изволением умерших православных». Далее идет род великих князей. «Помяни Господи благоверных великих князей: великаго князя Владимира во святом крещении Василия (вверху написано киноварью: «иже крести рус. землю»), вел. кн. Владимира (Мономаха), вел. кн. Ярослава, вел. князя Александра (Невскаго), вел. кн. Димитрия (Донскаго), вел. кн. Иоанна (Московскаго), вел. кн. Василия (Московскаго), во иноцех Варлаама, князя Феодора (Володской) князя Георгия, царя и вел. кн. Иоанна (Московскаго) во иноцех Иону, царевича сына его Иоанна. Помяни Господи благоверных великих княгинь: великую княгиню Анну, вел. кн. Василиссу, вел. кн. Евдокию, вел. кн. Елену, вел. кн. Елену, царицу и вел. кн. Анастасию. Род князей Суздальских. Помяни Господи вел. князя Андрея, князя Георгия, вел. кн. Василия, кн. Александра, вел. кн. Константина, князя Андрея, вел. кн. Димитрия, вел. кн. Бориса, вел. кн. Димитрия. Род князей Шуйских. Помяни Господи благоверных князей: Василия (Строяпа), Симеона (Кропива), Иоанна, князя Георгия, кн. Даниила, кн. Феодора, кн. Александра (Брюхатой), кн. Василия, князя Феодора, кн. Иоанна, кн. Василия (Бледной), кн. Михаила, кн. Георгия, кн. Иоанна (Хрен), кн. Иоанна (Стопа), кн. Феодора (Скопин) во иноцех Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Апостол и Евангелие – преподобномученицы и дня. На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским. Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»). Б. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Предтечи, глас 4й 3 (см. в службе прмц. Февронии), и благоверных князей, глас тот же 3. «Слава» – благоверных князей, глас 6й: «Блаженно и треблаженно…», или стихира Минеи, глас 8й: «Виждь, Елисаветь…» (см. в службе прмц. Февронии), «И ныне» догматик, глас 3й: «Како не дивимся…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры благоверных князей, глас 2й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8й: «Радуйся и веселися о Господе…», «И ныне» Минеи, глас 6й: «Елисаветь зачат…» (см. в службе прмц. Февронии). По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4й. «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас 3й: «Тя, ходатайствовавшую…». На утрене на «Бог Господь» тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4й (дважды). «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас 3й: «Тя, ходатайствовавшую…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды). Псалом 50й. Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) на 4 и благоверных князей на 6.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Прокимен, аллилуиарий и причастен преподобномученицы и дня. Апостол и Евангелие – преподобномученицы и дня. На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским. Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»). Б. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Предтечи, глас 4-й 3 (см. в службе прмц. Февронии), и благоверных князей, глас тот же 3. «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Блаженно и треблаженно...», или стихира Минеи, глас 8-й: «Виждь, Елисаветь...» (см. в службе прмц. Февронии), «И ныне» догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры благоверных князей, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Радуйся и веселися о Господе...», «И ныне» Минеи, глас 6-й: «Елисаветь зачат...» (см. в службе прмц. Февронии). По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й. «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую...». На утрене на «Бог Господь» тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й (дважды). «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) на 4 и благоверных князей на 6.

http://patriarchia.ru/bu/2023-07-08/

Великое славословие. По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4й. «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». На часах – тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) читаются попеременно. На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3я – 4 (со ирмосом), и песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), тропарь благоверных князей; кондак Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) , тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен дня и благоверных князей. Апостол и Евангелие – дня и благоверных князей. На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским. Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 июля 2017 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прп. Далмату Исетскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4972704.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/395).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й. «Слава» – тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради...». На часах – тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) читаются попеременно. На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), тропарь благоверных князей; кондак Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) , тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и благоверных князей. Апостол и Евангелие – дня и благоверных князей. На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским. Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 июля 2017 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прп. Далмату Исетскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4972704.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/395).

http://patriarchia.ru/bu/2022-07-08/

Филарета, митрополита Киевскаго (†1857; в схиме Феодосия) Герасима, епископа Астраханскаго (†1880) Мелетия, епископа Рязанскаго (†1900) и всех прочих святителей и чудотворцев Российских, яко правила веры, образи кротости и воздержания учителие, прославльшихся Святых благоверных Российских князей и княгинь Бориса Ростовскаго и Глеба Муромскаго, страстотерпцев Российских (†1015; в крещении Романа и Давида) Ярослава Мудраго, Киевскаго (†1054; в крещении Георгия), Анны Новгородския (†1050) и сына их Владимира Новгородскаго (†1052) Святослава Киевскаго (†1076) Изяслава Киевскаго (†1078; в крещении Димитрия) Ярополка Владимиро-Волынскаго (†1086; в крещении Петра) Давида Черниговскаго (†1123) Владимира Мономаха, Киевскаго (†1125; в крещении Василия) Константина (†1129), Ирины (XII) и чад их Михаила (XII) и Феодора (XII), Муромских Мстислава Киевскаго (†1132; в крещении Феодора) Всеволода Псковскаго (†1138; в крещении Гавриила) Игоря Черниговскаго и Киевскаго, страстотерпца († 1147) Бориса Туровскаго (†ок. 1160) Изяслава Владимирскаго (†1165) Глеба Городенскаго, Киевскаго (†после 1166) Ростислава Киевскаго (†1167) Мстислава Владимирскаго (†1172) Андрея Боголюбскаго, страстотерпца (†1174) Глеба Владимирскаго (†1174; в крещении Георгия) Михаила Владимирскаго (†1176) Мстислава Храбраго, Новгородскаго (†1180; в крещении Георгия) Марии Владимирския (†1206; в иночестве Марфы) Василия Новгородскаго (†1219) Петра и Февронии Муромских (†1228; в иночестве Давида и Евфросинии) Мстислава Новгородскаго (†1228) Феодора Новгородскаго (†1233) Феодора (†1237), Евпраксии (†1237) и сына их Иоанна (†1237), Зарайских мучеников Георгия Владимирскаго, мученика (†1238) Василия Ростовскаго, мученика (†1238) Всеволода, Мстислава, Владимира, Димитрия младенца, Владимирских, мучеников (†1238) Агафии, Феодоры, Марии, Христины, Владимирских, мучениц (†1238) Ярослава (†1246; в крещении Феодора) и Феодосии († 1244; в иночестве Евфросинии) Владимирских Михаила Черниговскаго (†1245) и болярина его Феодора (†1245), мучеников и исповедников

http://pravoslavie.ru/2368.html

Почитание святых князей на Руси имеет несколько иные основания, нежели почитание византийских императоров. Последние, как уже говорилось, в первую очередь канонизировались за поддержку Православия в борьбе с ересями в эпоху Вселенских Соборов. В этой канонизации находил свое выражение теократический идеал царского служения. Но русский удельный князь, по общественному своему положению, никак не может быть сопоставлен с царем. Его власть ограничена вечем, дружиной, церковной иерархией. Он воплощает в себе не столько начало власти, сколько начало служения, являясь политическим, и прежде всего военным вождем. А как только Русь усваивает греческий идеал власти и переносит его, вместе с царским титулом, на великих князей Московских, княжеская святость прекращается. Никто из благочестивых царей Московских не был канонизован 848 . Поэтому можно предположить, что канонизация князей не имеет ничего общего с освящением власти. Чтобы уяснить во всей чистоте и своеобразии сущность княжеского подвига, Г. П. Федотов предлагает выделить в сонме святых князей несколько групп: князей равноапостольных, князей – иноков, князей – страстотерпцев и, наконец, князей, прославленных своим общественным служением. Сравнение св. князя Владимира и св. княгини Ольги с Константином и Еленой звучит уже в ранних похвальных словах им (XI в.). Общность заслуг перед Церковью была основанием перенесения на русских князей – крестителей имени « равноапостольных ». Князь Владимир после Крещения прославился и личным благочестием, особенно обильной милостыней, о чем упоминают практически все русские книжники, говоря о Владимире даже мимоходом. Вторую группу составляют князья – иноки. Среди них, прежде всего, следует назвать Николу Святошу (†1142), привратника Печерского монастыря, одного из верных духовных чад прп. Феодосия. Еще один пример – юный Заозерский князь Андрей (XV век). Будучи единственным наследником своего удела, он отказался от него и постригся в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. Он скончался через пять лет (†1453), в строгом, созерцательном уединении. Его житие показывает, что, несмотря на юность, святой князь достиг высокого совершенства духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В начале ХХ столетия в С.-Петербургской Духовной академии было осуществлено новое издание творений преподобного Феодора Студита в русском переводе. В основу этого капитального издания были положены уже опубликованные греческие списки его творений. В первом томе этого издания, вышедшего под названием «Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита » (СПб., 1907–1908), кроме исторического очерка о церковно-общественной и богословско-литературной деятельности преподобного Феодора Студита , были помещены два древних его жития, догматические творения святого Отца, его Малое оглашение, а также первая и вторая части Большого оглашения. Во второй том творений преподобного Феодора Студита вошли третья часть Большого оглашения, слова, письма, его канонические и литургические творения. Основной перевод 3-й части Большого оглашения был осуществлён с греческого рукописного кодекса конца Х – начала XI в., находившегося в библиотеке монастыря святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на о. Патмос 111). Некоторые произведения преподобного Феодора Студита публиковались не только отдельными изданиями, но и в виде приложений к разного рода церковно-историческим исследованиям. Так, например, в качестве приложения к книге И. Мансветова «Митрополит Киприан в его литургической деятельности» (М., 1882) был издан русский перевод объяснений преподобного Феодора Студита на литургию Преждеосвященных Даров (С. VII–X). «Святого отца нашего и исповедника Феодора игумена Студийского, речь против иконоборцев» (С. 3–10) была опубликована в брошюре, составленной преподавателем Вифанской семинарии Н. Виноградовым и содержащей краткую биографию преподобного Феодора (Сергиев Посад, 1894). В 1889 г. для широкого распространения среди православных читателей вышло в свет краткое «Житие преподобного отца нашего Феодора Студита » (М., 1889), которое выдержало несколько изданий (7-е издание – М., 1915 г.). Некоторые произведения Преподобного появлялись в виде небольших брошюр, издававшихся трудами насельников русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Такова, например, брошюра под названием: «Преподобного и богоносного отца нашего Феодора Студита три слова (5-е, 8-е и 29-е) о важном достоинстве общежития» (М., 1884). В 1889 г. в издании афонского Пантелеимонового монастыря вышел в русском переводе очередной, 4-й том «Добротолюбия» (М., 1889). Этот том наряду с кратким очерком жизни преподобного Феодора Студита (С. 9–24) содержал его поучения из Большого (205) и Малого катихизиса (130).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6й; седален сщмч. Ермогена, глас 8й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен сщмч. Ермогена. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: сщмч. Ермогена, глас 7й – 3 , и вмч. Феодора, глас 1й – 3 ; затем стих сщмч. Ермогена [«Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него» , или: «Честна пред Господем/смерть преподобных Его» , или: «Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются» , или: «В память вечную будет праведник,/от слуха зла не убоится» ;] и стихира сщмч. Ермогена, глас 7й: «Приидите, ублажим пастыря добраго…» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6й: «Священия дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4й: «Российския земли первопрестольниче…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». На часах – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки сщмч. Ермогена и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны сщмч. Ермогена, песнь 3я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

По исполнении стихир «Тебе слава подобает...» не произносится, но тотчас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры вмч. Феодора, глас 4-й (с припевами своими – 1-й: «Праведник, яко финикс процветет,/яко кедр, иже в Ливане, умножится», 2-й: «Насаждени в дому Господни,/во дворех Бога нашего процветут»). «Слава» вмч. Феодора, глас 8-й: «Страдальческим мужеством...», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими молитвы...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»). По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь и кондак вмч. Феодора. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны вмч. Феодора, песнь 3-я – 4 (со ирмосом 1-го канона), и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – вмч. Феодора (Триоди). Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы и вмч. Феодора. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143). Б. Повечерие великое без поклонов: По 1-м Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...»; тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010