Зато постоянно в списке обвинений стоит обвинение в несторианстве и на нем с особенной охотой останавливаются все противники Феодора, равно как его с особенной заботой стараются опровергнуть видные защитники Феодора. Замечательно при том, что обвинение его в несторианизме слышалось с самого начала вопроса о Феодоре не только в общей и стереотипной форме «Феодор-де виновен в несторианстве», но слышалось так, что в обвинении выделялись три существенных пункта – обвинение Феодора в признании Иисуса Христа только человеком, в разделении Богочеловека на два лица и в непризнании Пресвятой Девы Богородицей. На рассмотрении этого обвинения со всеми его пунктами, как главнейшего, мы и думаем остановиться. Как противники Феодора, доказывая несторианский характер Феодорова учения, так и защитники его, отыскивавшие в учении Феодора даже следы антинесторианства, ссылались, между прочим, на сочинения самого Феодора, приводя из них отрывки, по-видимому, взаимно противоположные. Между защитниками Феодора особенно много, по-видимому, антинесторианских выражений из его сочинений представляет Факунд. Феодора обвиняли на основании его сочинений: а) в признании Христа только человеком. Факунд выписывает места, которые говорят, что Феодор напротив называет такое исповедание «заблуждением Феодота и Артемона» и за такое заблуждение величает Павла Самосатского «вестником дьявола», сам же учил о Христе, как о «Боге всех» и защищался от обвинения его в «антрополатрии»; Феодора обвиняли: б) в разделении Иисуса Христа на двух сынов или на двух Христов. Факунд приводит множество свидетельств, говорящих, что Феодор исповедал «нераздельное соединение естеств в одно лицо», и прямо заявлял, что для него, когда он различает естества, «нет никакой необходимости говорить о двух сынах, или двух человеках, или двух Христах, потому что думать так верх безумия». Феодора обвиняли, наконец: в) в нежелании признавать Пресвятую Деву Богородицей. Факунд приводит места, где Феодор говорит, что Бог Слово «обитал в человеке с самого зачатия Его в матерной утробе, обитал так, что соединился с человеком в одно лицо».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Преподобного и богоносного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, слово похвальное на рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Подготовка текста, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина ФЕОДОРА, ИГУМЕНА СТУДИЙСКОГО, СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ НА РОЖДЕСТВО КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА Имя Феодора Студита – одно из самых значимых для древнерусской духовной жизни византийских имен. Уже в 1065 г. созданный им Студийский устав был введен в Киево-Печерском монастыре св. Феодосием Печерским . Творчество Феодора Студита , широко известное на Руси, помогало становлению оригинальной русской гомилетики. Преподобный Феодор Студит (759–826) вошел в историю как выдающийся аскет, церковный деятель и писатель. Приняв монашество в 22 года, он поселился в Саккудионском монастыре в Малой Азии и стал впоследствии его игуменом. В 798 г., спасаясь от набегов арабов на малоазийское побережье, преп. Феодор с учениками переезжает в константинопольский Студийский монастырь. С его деятельностью в этом монастыре связан знаменитый Студийский устав монашеской жизни. Судьба Феодора Студита складывалась весьма драматично. За обличение развода и нового брака императора Константина VI он был подвергнут истязаниям и ссылкам. Много бедствий пришлось претерпеть ему и за его борьбу с иконоборчеством. В истории церкви Феодор Студит остался как один из главных апологетов иконопочитания. Этой теме им посвящены три книги «Опровержений», затрагивается она и в иных его трудах. Отголоски полемики с иконоборцами находим и в публикуемом ниже Слове на рождество Иоанна Предтечи. Кроме того, Феодор Студит активно выступал против цезаропапизма за внутреннюю свободу церкви. Главным трудом Феодора Студита считаются написанные им Большой и Малый катехизисы, содержащие поучения к братии. Тексты из этих книг были известны на Руси уже в XI в. Перечисляя творения Феодора Студита , его жития (их два, и одно из них лежит в основе другого) говорят также о существовании «Похвальной книги», содержавшей слова к праздничным дням. Из этой книги в настоящее время известно 12 слов, в том числе Слово на рождество Иоанна Предтечи и Слово на усекновение главы Иоанна Предтечи. Возможно, особый интерес Феодора Студита к личности выдающегося пророка в определенный степени объяснялся наличием в Студийском монастыре великолепного храма Иоанна Предтечи. Но гораздо более важной нам представляется внутренняя связь этих двух подвижников. Не случайно одно из житий Феодора Студита, имея в виду обличение им безнравственности императора, прямо уподобляет его Предтече. Чтобы оценить всю меру мужества этого поступка, следует вспомнить, что новый брак Константин VI заключал с двоюродной сестрой Феодора Студита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По исполнении стихир «Тебе слава подобает…» не произносится, но тотчас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры вмч. Феодора, глас 4й (с припевами своими – 1й: «Праведник, яко финикс процветет,/яко кедр, иже в Ливане, умножится», 2й: «Насаждени в дому Господни,/во дворех Бога нашего процветут»). «Слава» вмч. Феодора, глас 8й: «Страдальческим мужеством…», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими молитвы…» (см. прил. 2е, «В субботу утра»). По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». На часах – тропарь и кондак вмч. Феодора. Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны вмч. Феодора, песнь 3я – 4 (со ирмосом 1го канона), и песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – вмч. Феодора (Триоди). Апостол и Евангелие – субботы 1й седмицы и вмч. Феодора. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго . И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143). Б. Повечерие великое без поклонов: По 1м Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4й: «Российския земли первопрестольниче…»; тропарь вмч. Феодора, глас 2й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». По 2м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6й: «Помилуй нас, Господи…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В начале ХХ столетия в С.-Петербургской Духовной академии было осуществлено новое издание творений преподобного Феодора Студита в русском переводе. В основу этого капитального издания были положены уже опубликованные греческие списки его творений. В первом томе этого издания, вышедшего под названием “Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита” (СПб., 1907–1908), кроме исторического очерка о церковно-общественной и богословско-лите­ратурной деятельности преподобного Феодора Студита, были помещены два древних его жития, догматические творения святого Отца, его Малое оглашение, а также первая и вторая части Большого оглашения. Во второй том творений преподобного Феодора Студита вошли третья часть Большого оглашения, слова, письма, его канонические и литургические творения. Основной перевод 3-й части Большого оглашения был осуществлён с греческого рукописного кодекса конца Х — начала XI в., находившегося в библиотеке монастыря святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на о. Патмос 111). Некоторые произведения преподобного Феодора Студита публиковались не только отдельными изданиями, но и в виде приложений к разного рода церковно-историческим исследованиям. Так, например, в качестве приложения к книге И. Мансветова “Митрополит Киприан в его литургической деятельности” (М., 1882) был издан русский перевод объяснений преподобного Феодора Студита на литургию Преждеосвященных Даров (С. VII–X). “Святого отца нашего и исповедника Феодора игумена Студийского, речь против иконоборцев” (С. 3–10) была опубликована в брошюре, составленной преподавателем Вифанской семинарии Н. Виноградовым и содержащей краткую биографию преподобного Феодора (Сергиев Посад, 1894). В 1889 г. для широкого распространения среди православных читателей вышло в свет краткое “Житие преподобного отца нашего Феодора Студита” (М., 1889), которое выдержало несколько изданий (7-е издание — М., 1915 г.). Некоторые произведения Преподобного появлялись в виде небольших брошюр, издававшихся трудами насельников русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Такова, например, брошюра под названием: “Преподобного и богоносного отца нашего Феодора Студита три слова (5-е, 8-е и 29-е) о важном достоинстве общежития” (М., 1884). В 1889 г. в издании афонского Пантелеимонового монастыря вышел в русском переводе очередной, 4-й том “До­бротолюбия” (М., 1889). Этот том наряду с кратким очерком жизни преподобного Феодора Студита (С. 9–24) содержал его поучения из Большого (205) и Малого катихизиса (130).

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

Феодора Студита . Переписчик «даже не потрудился, – замечает проф. Карабинов, – собрать в одно место однородные песнопения свв. Иосифа и Феодора», 297 как они теперь расположены в нашей Триоди. Составитель Синайской Триоди 734–735 (Х в.) весь материал распределяет по-другому: сначала идут произведения св. Феодора Студита , далее св. Иосифа и, наконец, св. Климента. Гротто-Ферратская Триодь Δ. β. 1 (XII в.) сначала помещает мелкие произведения (седальны и подобны) свв. Иосифа и Феодора, а за ними четыре группы трипеснцев в таком порядке: сначала св. Климента, потом два цикла трипеснцев св. Иосифа и, наконец, трипеснцы св. Феодора Студита . 298 В Славянской рукописной Триоди (XII-XIII века), сохраняющейся в г. Битоле (в Македонии), находятся трипеснцы лишь св. Климента и анонимные, трипеснцев же свв. Феодора и Иосифа нет. 299 В греческой триоди (бывш. Московской Синодальной Библиотеки) 217 (XII в.) указывается такой порядок трипеснцев: сначала Андрея (т. е. Андрея Критского ), потом Иосифа и, наконец, Феодора Студита . Подобные выписки можно бы еще продолжить. Но и приведенные весьма характерны. Если бы Триодь представляла один коллективный труд свв. Феодора Студита и его брата Иосифа, архиепископа Солунского, то едва ли можно допустить такое разнообразие. И проф. И. А. Карабинов вполне прав, предполагая на основании рукописного материала отдельную триодь только св. Феодора Студита , такую же св. Климента, и сравнительно с первыми поздний отдельный труд св. Иосифа, но не брата Святого Студита, а другого, Иосифа Сицилийца. Если мы обратимся к самым предписаниям древних рукописных Греческих и Славянских Триодей, то картина станет еще яснее: здесь нет эпитета Студит или брат Феодора при слове Иосиф. Греческие и наши славянские древнейшие рукописи имеют обычно в начале книги Триодь краткое надписание: ωσ, или το ωσ и το Θεοδρου Στουδτου, без прибавления, что Иосиф есть брат Феодора. Мы можем указать на ряд древнейших Триодей. 300 В Синайской Триоди 736 (1028 г.) читаем такое заглавие: Τριδιον σν Θε ρχμενον π το αρισαου κα το τελνου μχρι τν γων πντων χων ποιητ δο ωσ κα Θεδωρον στουδτου.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10. Церковь Святого Феодора Стратилата на Софийской стороне Местоположение и основание церкви св. Феодора. Построение нынешней каменной церкви и устройство ее в настоящем виде совне и внутри. Церковь св. Феодора Стратилата находится на Софийской стороне среди площади, в прежнем большом земляном городе, между Розважскою и Щирковою улицами 491 . О первоначальном существовании церкви в печатных летописях не упоминается. По новг. рукописному летописцу 492 , она построена в 1118 году в. к. св. Всеволодом Мстиславичем в честь Ангела отца своего Мстислава – Феодора. Под 6628 годом тут сказано: «Тогожь году заложи церковь св. Феодора, в Новегороде, князь Всеволод». После сего о церкви Феодоровской упоминаетя, что она архиепископом Климентом заложена вместо прежней разрушившейся в 1292 году, а в 1294 году освящена 493 . В XIV веке упоминается также о Феодоровской церкви по случаю пожара в 1310 году на Розважской улице 494 и о придельной ее церкви св. Ипатия, где сотворилось знамение от иконы Спасителя в 1396 году 495 . Наконец известно, что после шведского разорения была церковь каменная с двумя приделами. По росписи новг. церквей в 1615 году «на Щиркове храм камен Феодор Стратилат, у него два придела: Феодор Тирон да Ипатий священномученик» 496 . Что касается до новг. III летописи, где под 190 (1682) годом сказано, что при митрополите Корнилии построена, между прочим, церковь Феодора Стратилата вново 497 ; то слова сии должно относить не к первоначальному построению церкви, а к ее возобновлению и устройству в нынешнем виде, тем более, что подобные слова сказаны вместе и о церкви Флора и Лавра, существующей с XIV века. Согласно с сказанием летописи, церковь Феодора Стратилата в клировых ведомостях издавна пишется построенною митрополитом Корнилием. Так напр. в ведомости за 1750 год записано: « Церковь во имя св. великомученика Феодора Стратилата с приделы св. великомученика Феодора Тирона и Знамения пресв. Богородицы каменного здания, которые построены в прошлом 1652 году 498 рачением митрополита Корнилия Велико-Новгородского, из коих настоящая великомученика Феодора Стратилата с приделом Феодора Тирона освящены помянутым преосвященным Корнилием митрополитом в 1684 году, а второй придел, который имеется под настоящею церковию, Знамения пресвятой Богородицы, освящен в 1710 году преосвященным Иовом митрополитом новгородским».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6-й; седален сщмч. Ермогена, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен сщмч. Ермогена. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: сщмч. Ермогена, глас 7-й – 3 , и вмч. Феодора, глас 1-й – 3 ; затем стих сщмч. Ермогена [«Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него» , или: «Честна пред Господем/смерть преподобных Его» , или: «Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются» , или: «В память вечную будет праведник,/от слуха зла не убоится» ;] и стихира сщмч. Ермогена, глас 7-й: «Приидите, ублажим пастыря добраго...» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Священия дар...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки сщмч. Ермогена и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны сщмч. Ермогена, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

В течении веков сих многие знаменитые лица погребены здесь, особенно из членов второй династии Ярославских Князей, и между прочими Василий Давидович в 1344 году, и последний из владетельных Князей Александр Феодорович в 1471. По всесокрушающее время ничего не оставило нам на память о покойниках. Только предание гласит, что над некоторыми из них лежали иссеченные камни с эмблемами и письменами. Но все это давно испепелилось. Долее прочих сохранялись эпитафии над могилами Троекуровых, бывших потомков владетельных Ярославских Князей. Хроника, имеющаяся в руках моих, передает следующие гробовые надписи: 1 . «Лета 7129 (1621), на память Св. Феодосии, преставися р. Б. Иван Феод. Троекуров, да сын его младенец Василий, и погребен с отцем вь одной могиле». Надпись эта находилась извне, на южной стороне Чудотворской церкви. 2 . «Лета 7156 (1648) – преставися р. Божия Княгиня Ирина жена Князя Феодора Никитича Барятинского». 3 . «Лета 7189-го Октября., преставися р. Божия Князя Бориса Ивановича Троекурова жена Агрипина». 4 . «Мироздания 7203 (по Р. Хр. 1695) лета, на службе под градом Азовом Князь Феодор Иванович Троекуров ранен в 5-й день Августа, тело же привезено в Москву и надгробные пения над ним сотвори Святейший Адриан Патриарх; погребено же оное в обители Спасова Преображения на сем месте, мес. Декемврия в 20 день, идеже лежат усопшие сродники его. На погребении его, в граде Ярославле, ради милости своея к нему, присутствова Великий Государь Царь Петр Алексеевич». Сии и подобные надписи находились на западной стене паперти, близ церкви Происхождения Честных Древ. Но в настоящее время следы их утрачены, так как новая церковь Чудотворцев имеет большие против прежней размеры, и потому первобытные основания частию прикрыты новыми, частию разобраны. Но можно надеяться, что под темными сводами церкви отыщутся когда-нибудь достойные памяти начертания, которые для нас потеряли всякую видимость. Церковь Св. Чудотворцев благолепно преукрашена. Ибо ктитор ее Преосвященный Авраам употребил все зависевшие от него средства, чтоб доставить церкви и величие и красоту. Но вещественные украшения, каковы бы они ни были, ничего не значат в сравнении с святынею честных мощей Преп. Феодора и чад его Давида и Константина. Они почивают у левого клироса, в серебряной раке, устроенной по заказу А. Авраама в 1833 г., Московским серебряных дел мастером Н. Д. Полтавцевым и стоившей, при тогдашних ценах, до 16-ти тыс. руб. асс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Амнон наносит бесчестье сестре своей, Фамари. Авессалом убивает брата своего, Амнона, и потом поднимает восстание против отца своего, Давида. Все эти пороки и вместе бедствия пророк Нафан ставит в прямую связь с преступлением Давида ( 2Цар.12:11,12 ). Нужно думать, что вредный пример Давида не ограничился пределами царского двора, а вышел и за них, ослабил нравственную крепость в народе, а с тем вместе и связь его с царем. Заслуживают в этом отношении особенного внимания слова пророка Нафана к Давиду: «ты этим делом (преступлением с Вирсавиею) подал повод врагам Господа хулить Его» ( 2Цар.12:14 ). Под врагами Господа здесь нельзя разуметь личных врагов Давида, которые, как напр. Семей, видели в нём своевольного похитителя Саулова престола, убийцу, беззаконника и кровопийцу, которому за все это Господь отмщает возмущением против него сына его, Авессалома ( 2Цар.16:7,8 ). Враги Господа, несомненно, те, которые смотрят на Давида, конечно неискренно, как на царя, поставленного Богом на место Саула, и именно как на мужа по сердцу Божию ( 1Цар.13:14 ), но недовольны почему-либо этим поставлением. Пока жизнь Давида была безупречна, они вынуждены были силою вещей признавать превосходство его пред Саулом и мириться с определением Божиим. Совершение Давидом двойного преступления развязывает им языки, дает возможность унижать Давида, этого мужа по сердцу Божию, и, так как основанием его избрания в цари служило его нравственное соответствие воле Божией, злословить тем Иегову, возведшего его на престол. Глубокое и искреннее раскаяние Давида было, конечно, небезъизвестно народу и сглаживало первоначальное сильное и неприятное впечатление; но прежнюю любовь народа к царю, первую связь первого с последним оно все-таки ослабило и этим ослаблением воспользовались ловкие и лично недовольные Давидом люди для своих целей. Так и связь политического разъединения в Израиле с его большим или меньшим упадком в религиозно-нравственном отношении подтверждается историею его до Соломона. Следовательно, по указанию истории, политическое разъединение в Израиле до Соломона стоит в связи не только хронологической, но и причинной с внешним покоем его и большим или меньшим религиозно-нравственным его упадком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это прекрасный образец поэтической мысли – размышления о событиях, описанных во 2Цар. 7 . В этой главе говорится о намерении Давида построить дом Господу, тогда как Господь сообщает ему, что Он устроит дом Давида, и в псалме находят отражение эти две клятвы: Давида (2–5) и Господа (10–11). Псалом делится на две части, в структуре которых проявляется четкая закономерность: молитва (1, 10), утверждение (2, И), высказывание (Давида: 3–5; Господа: 11–12), новое утверждение (6, 13) и заключительное высказывание (побуждение, 7–9; и обетование, 14–18). Таким образом, намерения и желания человеческие (1–9) ясно сочетаются с Божественным замыслом и Его обетованиями (10–18). Клятва Давида (1–5) подкрепляется твердыми намерениями исполнить ее (6–9); клятва Господа (10–12) – Его заверениями исполнить обещанное (13–18). Легко вообразить себе, как в допленовое время все израильское сообщество собралось на одном из ежегодных праздников, радостным песнопением поддерживая горячее желание Давида отыскать достойное место для святилища и уповая на заверения Господа о том, что Он «избрал… Сион… в жилище Себе». 1 Сокрушение. Перенос ковчега на Сион не обошелся без разочарований и трагедий ( 2Цар. 6:5–9 ), потребовал серьезной подготовительной работы, стоил множества затрат и потерь ( 2Цар. 6:12–23 ). Кроме того, к разряду сокрушений, несомненно, нужно отнести и глубокие переживания Давида о том, что он был отвергнут как строитель храма ( 2Цар. 7:5,13 ; 3Цар. 5:3 ; 1Пар. 22:8; 28:3 ). 2 Такая клятва в исторических книгах не отмечается. Возможно, это какая–то дополнительная информация или поэтический прием, описывающий страстное стремление Давида воздать славу и честь Господу в учреждении столицы Его на Сионе и строительстве дома Господня. Сильному Иакова ( Быт. 49:24 ; Ис. 49:26; 60:16 ; ср.: Ис. 1:24 ) подчеркивает всемогущество Божье. 3–5 Подчинение личной жизни и собственных удобств высшим приоритетам. 6 Ефрафа – смысл не совсем ясен, возможно, ассоциируется с Вифлеемом ( Быт. 35:16 ; Руф. 4:11 ; Мих. 5:2 ). Иарим – сокращение от Кириаф–Иарима ( 1Цар. 7:1–2 ), где долгие годы находился ковчег. 7 К жилищу… подножию – святилище/скиния/храм отождествлялись с местом пребывания Бога среди Своего народа ( Исх. 29:43 и дал.; 3Цар. 8:10–11,13,27 ). Внутри скинии/храма крышка ковчега откровения была местом, где Святой Бог являл Свое присутствие на земле ( Исх. 25:17–22 ; Лев. 16:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010