Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и мученицы. Апостол и Евангелие – дня и мученицы. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, и благоверных князей, глас 8-й и глас 2-й – 6. «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Приидите, восхвалим...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. Паримии благоверных князей – 3. На литии стихира храма и стихиры благоверных князей, глас 4-й (см. на литии). «Слава» – благоверных князей, глас 5-й: «Радостию вси празднуем...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Храм и дверь еси...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – благоверных князей, глас тот же: «Приидите, новокрещеннии...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь благоверных князей, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание благоверных князей и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален благоверных князей по 1-м стихословии, глас 1-й: «Терпением и мужеством...»; седален благоверных князей по 2-м стихословии, глас тот же: «Измлада Христа возлюбивше...». «Слава» – седален благоверных князей по полиелее, глас 8-й: «Христовы уведевше заповеди...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Солнца облаче...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и благоверных князей (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 3-й; седален благоверных князей, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-06/

Автор книг Царств передает историю установления и укрепления в Израиле царской власти начиная с первого царя – Саула. Пророк и последний из судей Самуил выполняет важную роль, помазывая по велению Божию на царство Саула. В 1-й и 2-й книгах Царств описывается период от возникновения монархии до конца царствования Давида. Нашествие филистимлян создало угрозу существованию государства. Это вынудило израильский народ выбрать себе вождя для организации обороны. Саул становится главой всех колен уже не как судья, а как царь. Он оттесняет филистимлян, но сам гибнет в решающей битве с ними. После его смерти Израиль охвачен раздорами. В Хевроне признают царем Давида, северные племена хотят иметь царем другого человека – Иевосфея. Но Иевосфей убит, и весь Израиль соединяется под началом Давида. Во 2-й книге Царств рассказывается, чем окончилась царствование Давида: филистимляне изгнаны, объединение Израиля закончено, Иерусалим становится столицей государства и главным религиозным центром. К Израилю присоединены новые земли. Однако после смерти Давида снова начинаются беспорядки, которые предваряют будущий раскол. Книги Царств показывают, как трудно установить на земле государственный порядок, в котором управление народом совершалось бы в соответствии с волей Божией. Угодным Богу царем был Давид, но его предшественник Саул и наследники Давида часто забывали о Боге, и за это Господь гневался на них. Читающим эти книги надо помнить, что Иисус Христос – потомок Давида по плоти. Его часто называют “сын Давидов”. Отцы Церкви нередко сравнивали жизнь Давида с жизнью Спасителя – Он так же, как Давид, – вождь всех и так же, как Давид, гоним своими. Содержание 1-й книги Царств. Происхождение и призвание Самуила. Его деятельность как судьи и пророка. Основание Самуилом Израильского царства; помазание Саула на царство по воле народа. Правление Саула, его первоначальные победы и своеволие. Отвержение Саула Богом. Помазание на царство Давида, преследование его Саулом. Смерть Саула. Содержание 2-й книги Царств. Царствование Давида сначала над коленом Иудиным, потом над всем Израилем. Божие благословение его правления. Расширение царства Давида. Тяжкий грех Давида и кара за него. Наказание Давида Богом и временное лишение царского престола. Помилование его Богом, возвращение на царство, восстановление в стране спокойствия и порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Подобные люди могли в пользу Феодора истолковать и то, что от Ивы собор Халкидонский требовал произнести анафему на Нестория, а ничуть не потребовал анафемы на Феодора, не смотря на сродство учения обоих лиц (Д. IV. 244). Это можно было истолковать так: собор Халкидонский не считал законным анафематствовать Феодора. Но это еще не все, в чем можно было находить опору для защиты Феодора, из чего можно было видеть, что церковь как бы еще охраняла память Феодора от осуждения. Известно было, что и порицатели Феодора из 4-го века, каковы св. Кирилл, св. Прокл, император Феодосий младший, щадили память Феодора. В то время, когда Кирилл и Прокл. после III Вселенского собора начали борьбу против Феодора и против его сочинений, как зараженных несторианством, появились и другие борцы против того же Феодора, но борцы неразумные, не рассудительные, которые в своем противодействии Феодору заходили так далеко, что даже и православные мнения его провозглашали еретическими; это были монахи и клирики из Армении и Персии, зараженные монофизитством 26 . Они обратились к Проклу и самому императору с прошением, в котором энергически умоляли их подвергнуть осуждению Феодора: «просим, дабы было у вас единство против Феодора и святотатственных глав и мнений его и тех, которые думают или учат подобному. Просим, чтобы чрез вас осужден был по имени, еще прежде осужденный безъменно (т.е. в сочинении Прокла против Феодора), более Нестории святотатственный в различном нечестии Феодор» (Д. V. 130). Составители прошения писали: «мы определили признать Феодора уклоняющимся во всём от правоты догматов» (Д. V. 128). Голос этих неразумных противников Феодора, мысливших монофизитски, заставил быть более осторожными, более мягкими в отношении к Феодору прежних жарких порицателей его, именно Прокла и Кирилла. К этому присоединились и другие обстоятельства, которые также требовали особенной осторожности от вождей православия в образе деятельности против Феодора. Мы имеем в виду указать высокое уважение, каким имя и сочинения Феодора пользовались в целом обширном патриархате Антиохийском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Подобные люди могли в пользу Феодора истолковать и то, что от Ивы собор Халкидонский требовал произнести анафему на Нестория, а ничуть не потребовал анафемы на Феодора, несмотря на сродство учении обоих лиц (Д. IV, 244). Это можно было истолковывать так: собор Халкидонский не считал законным анафематствовать Феодора. Но это еще не все, в чем можно было находить опору для защиты Феодора, из чего можно было видеть, что церковь как бы еще охраняла память Феодора от осуждения. Известно было, что и порицатели Феодора из 5-го века, каковы св. Кирилл, св. Прокл, император Феодосий младший, щадили память Феодора. В то время, когда Кирилл и Прокл после III вселенского собора начали борьбу против Феодора и против его сочинений, как зараженных несторианством, появились и другие борцы против того же Феодора, но борцы неразумные, не рассудительные, которые в своем противодействин Феодору заходили так далеко, что даже и православные мнения его провозглашали еретическими; это были монахи и клирики из Армении и Персии, зараженные монофизитством 60 . Они обратились к Проклу и самому императору с прошением, в котором энергически умоляли их подвергнуть осуждению Феодора: «Просим, дабы было у нас единство против Феодора и святотатственных глав, и мнений его, и тех, которые думают или учат подобному. Просим, чтобы чрез вас осужден был по имени еще прежде осужденный бесименно (т. е. в сочинении Прокла против Феодора), более Нестория святотатственный в различном нечестии Феодор» (Д. V, 130), Составители прошения писали: «Мы определили признать, Феодора уклоняющимся во всем от правоты догматов» (Д. V, 128). Голос этих неразумных противников Феодора, мысливших монофизитски, заставил быть более осторожными, более мягкими в отношении к Феодору прежних жарких порицателей его, именно Прокла и Кирилла. К этому присоединились и другие обстоятельства, которые также требовали особенной осторожности от вождей православия в образе деятельности против Феодора. Мы имеем в виду указать высокое уважение, каким имя и сочинения Феодора пользовались в целом обширном патриархате Антиохийском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В результате пожара были полностью уничтожены святые ворота и церковь св. Иакова. В 1792 г. на том же месте были построены новые монастырские святые ворота уже из кирпича, а над ними каменная церковь св. Иакова. Этот храм, построенный продолговатым четвероугольником, был расписан внутри и снаружи. Завершала его архитектуру каменная четырехугольная одноярусная колокольня с красивым металлическим крестом. На ней в начале ХХ было 10 колоколов, некоторые из них были очень древними.  В 1872 г. церковь св. Иакова была переосвящена в честь иконы Божией Матери Иверской, потому что было закончено строительство нового величественного храма во имя св. Иакова в северо-восточной части монастыря. Иверская икона Божией Матери была очень почитаема в Боровичах, т.к. явление мощей Боровичского чудотворца произошло в праздник иконы Иверской Божией Матери. Длительное время с 1654 г. Свято-Духов монастырь был приписан к Валдайскому монастырю, построенному в честь Иверской иконы патриархом Никоном.  Новый храм, в честь св. пр. Иакова Боровичского чудотворца, был построен из красного кирпича, имел прямоугольную форму, был теплым, двухэтажным. Его украшали пять глав. Центральная глава с большим крестом была устроена на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением. Одной стороной церковь выходила на улицу, которая так же называлась в честь боровичского чудотворца Яковлевской (ул. Александра Невского). Храм имел престолы: главный – во имя св. пр. Иакова, с южной стороны – во имя св. блг. влк. кн. Александра Невского, т.к. мощи св. князя некоторое время находились в Свято-Духовом монастыре при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из г. Владимира в г. Санкт-Петербург. Св. Александр Невский стал покровителем новой российской столицы. Тогда, 30 августа 1721 г., Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей блг. кн. Александра Невского из Владимира в новую столицу – г. Петербург. 30 августа 1724 г. Петр I встретил святые мощи у устья реки Ижоры, они были поставлены на галеру, сам император правил рулем, а чиновные особы сидели за веслами. Торжественно, в окружении русских генералов, Петр I поднял раку и перенес в Александро-Невскую Лавру, воздвигнутую в честь св. кн. Александра.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

В пятницу, 22 сентября в 12 часов в церковном доме при храме св. блг. Вел. Кн. Александра Невского мы устроили прием для представителей Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Наш прием закончился в 2 часа пополудни. Вечером в пятницу, в Роскильде панихиду по Императрице служил Владыка Александр, викарий Московской епархии, представители Зарубежной Церкви только присутствовали. Пел прекрасный хор. В Роскильде каждый приехал на своей машине. Движение было сильное, но добрались быстро, раньше всех. Было полно всякого народа. Был и Поль Куликовский-Ларсен, внучатый племянник моего супруга Тихона Николаевича. На панихиде произошел показательный случай: главный смотритель усыпальницы от датского правительства дал разрешение прессе присутствовать, до сих пор ее не пускали никуда. В небольшую крипту набилась масса журналистов. Они стали лазить везде, вплоть до саркофагов с датскими князьями и принцами. Смотритель призвал их к порядку. Журналисты стали кричать, что ограничивают свободу слова и прессы. А в ответ услышали: " У нас в Дании есть свобода прессы больше, чем у кого бы то ни было. Тому есть масса доказательств, но вы понимаете свободу прессы по-своему - у вас нет ни дисциплины, ни уважения ни к кому и ни к чему " . Словом, отчитал журналистов. Они поворчали, но подчинились. Это был очень некрасивый инцидент - больше русскую прессу никуда свободно не допускали. Если не считать этого досадного инцидента, панихида прошла очень торжественно. После ее окончания российский министр культуры А. Соколов, герольдмейстер Г. Вилинбахов и посол Д. Рюриков накрыли гроб желтым штандартом. Я посмотрела: да, три короны, но почему в когтях у орла белые хартии, а не скипетр и держава? Я сразу не сообразила. Потом все разъехались. В субботу, 23 сентября, в день отправки гроба с прахом Императрицы из Дании в Россию в храме св. блг. Вел. Кн. Александра Невского Владыка Берлинский Марк служил раннюю заупокойную литургию, начинавшуюся в 7 часов утра. Вставать нам пришлось в 5 час. 30 мин. Московская церковная делегация пришла после начала службы, на первый выход. Дьякон Александр подошел ко мне и поздоровался, за ним шел Владыка Александр, который также направился ко мне и поздоровался. Народу было человек двадцать, среди них даже стоял какой-то " эфиоп " . К сожалению, никто из Романовых на службу почему-то не пришел.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/25/...

Внутри стены окрашены в светло-голубой цвет, оформлены белыми пилястрами и завершены карнизом, украшенным розетками. Сводчатый потолок не расписан, над алтарной аркой находится орнаментальная роспись с надписью «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородица». В полуциркульные окна вставлены цветные стекла. Пол, солея и алтарная преграда – мраморные; небольшое паникадило из бронзы. Красивый одноярусный иконостас сделан из белого каррарского мрамора и декорирован изящными колонками и резным орнаментом. Он подражает византийскому иконостасу IX века. Две местные иконы: свт. Николай и блг. вел. кн. Александр Невский происходят из домовой церкви кн. Лопухина и приписываются К. П. Брюллову. Рядом с иконостасом стоят две металлические хоругви русской работы. Запрестольный образ Воскресения Христова исполнил Н. И. Юрасов, русский вице-консул в Ментоне. Справа от иконостаса находится киот с большой храмовой иконой, дар в 1975 полковника А. А. Леонова. Под киотом помещены андреевский флаг и Георгиевский крест. Слева от иконостаса – старинная икона Божией Матери греческого письма, тоже в киоте. Выделяются резные киоты с образом св. Ольги и св. Владимира, более позднего времени, и находящиеся на западной стене – с изображениями Божией Матери, свт. Николая, блг. вел. кн. Алексия и ап. Петра. Иконка св. Александра Невского в металлическом окладе сооружена в память генерала А. А. Куявского (1879–1968). Ризница и золоченая утварь из серебра, а также многие иконы попали из вышеназванной церкви Королевы Ольги Николаевны или были пожертвованы принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской, товарищем обер-прокурора В. К. Саблером, бар. В. С. Плессен, А. П. Озеровой и другими лицами. Причт в новую церковь был прислан из Ниццы. Первым настоятелем стал о. Иоанн Херсонский; в 1900 был назначен прот. Николай Петрович Аквилонов. Из Ниццы на содержание церкви ежегодно до 1902 переводилось 6 тыс. франков, которые затем выплачивала российская казна. В 1903 приход получил самостоятельность. До появления храма в Сан-Ремо в Ментону приезжали молиться также русские, отдыхавшие на итальянской Ривьере. В 1912 для духовенства вблизи храма был куплен отдельный дом.

http://sobory.ru/article/?object=23492

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) на 4 и благоверных князей на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни кондак и икос благоверных князей, глас 8-й; седален Предтечи, глас тот же (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» седален благоверных князей, глас 4-й, «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же: «Слово Отчее, Христа Бога нашего...». По 6-й песни кондак и икос Предтечи, глас 3-й (см. в службе прмц. Февронии). На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» светилен благоверных князей, «И ныне» Богородичен Минеи: «Пресвятая Богородице...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 4-й – 4. «Слава» благоверных князей, глас 2-й: «Приидите, вси языцы...», «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же: «На Тя упование...» (см. прил. 2-е, «В понедельник утра»). Великое славословие. По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й. «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую...». На часах – тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) читаются попеременно. На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), тропарь благоверных князей; кондак Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) , тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-07-08/

Старца Вениамина Пусторжевца. Печерского стрельца июды Лапотника. Старца Мелентия Пусторжевца Печерского монастыря подкеларщика (195). Троицкого дому иархиепископия казначея священноинока Порфирия. Троицкого дому из Пскова сына Боярского Потапа Лукина. Старицы Евпраксии Бочаровой. Старца Киприяна. Печерского диакона Павла Псковитина. Старца Родиона Капосова. Черного диакона Иоанникия. Троицкого дому иархиепископия сына боярского Скрябина. Образской от Ильинских ворот священноиерея Иоанна. IV. Список родов древних русских фамилий, значущихся в древних синодиках 155 Псково-Печерского монастыря. Поименованы: Благоверные Великие Князья всея России, иже в Киеве, начиная с Владимира, нареченного во св. крещении Василия. Здесь показан и Великий Князь Мстислав и сын его – Всеволод «иже во Пскове». Владимирские Великие Князья, начиная с Андрея Боголюбского и кончая Александром Невским, «во иноцех Алексея» и «зятя его Великого Князя Тимофея Псковского». Великие Князья Московские, начиная с Даниила. Великия Княгини, начиная с Ольги, нареченной во св. крещении Елены. Преосвященные митрополиты русские, начиная с Леонтия. Патриархи, начиная с Иова. Архиепископы Новгородские, начиная с Иоакима. Епископы Псковские, начиная с Мисаила. Юрьевский Епископ Корнилий. Роды: 156 Царя и Великого Князя Бориса Федоровича. Князей Оболенских. Князей Оболенских Щербатовых. Данилы Романовича, Никиты Романовича и других из рода Романовых. Князя Мстиславского. Князей Троекуровых. Князей Трубецких. Микулинских и Телятевских. Глинских. Шуйских. Измайловых. Карповых. Клешниных. Князя Хворостина. Годуновых. Татищевых. Князей Пожарских. Князей Львовых. Байкова, Псковского помещика. Истомина. Надеина. Князя Юрия Алексев. Долгорукова. «Июня в 8 день убит Государев стольник Матфей Васильевич Шереметьев на Валках от безбожных немец». Шамшева Стефана Васильева Новгородца-воцкие пятины. Сумарковых. Князей Шаховских. Князей Гагариных. Талызина. Князей Хованских. Князей Мещерских. Князей Елецких. Князей Пронских.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Отец – единственный Бог, не означает, что Иисус не является Богом. Понимаете ли вы это? Пс.109:1 – Иегова и «мой Господь» Учение Сторожевой Башни. Пс.109:1 в «Переводе нового мира» звучит так: «Сказал Иегова Господу моему: „Сиди по правую руку от Меня, пока не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих " » (пер. с англ., курсив автора). Как указывает книга Reasoning from the Scriptures, в Мф.22:41–45 Иисус отождествляет Себя с «Господом», о котором Давид писал в этом псалме. А поскольку Иегова и «Господь» – разные личности, Иисус не может быть Всемогущим Богом 345 . Библейское учение. С точки зрения тринитарного богословия смысл этого стиха абсолютно ясен. Изучив слова Христа из Мф.22:41–46 в более широком контексте, мы увидим, что Христос «загнал фарисеев в угол», задав им вопрос о личности Мессии. Иисус спросил: «Чей Он сын?» ( Мф.22:42 ). Фарисеи ответили: «Давида», – и были правы, поскольку Ветхий Завет подробно прослеживал происхождение Мессии от Давида ( 2Цар.7:14 ). Но их ответ был неполон. Писание называет грядущего Мессию не только Сыном Давида по человеческой природе, но и Богом, – и Христос хотел, чтобы фарисеи признали именно этот последний факт. Христос, конечно же, предвидел половинчатый ответ фарисеев. Именно поэтому в следующем стихе Он процитировал псалом Давида: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Мф.22:44 ; ср. Пс.109:1 ). Слова «Господь мой» относятся к Мессии Давида. Этот божественный Мессия приглашен сесть по правую руку от «Господа» (Бога Отца). Первое Лицо Троицы обращается ко второму Лицу Троицы 346 . Иисус спросил фарисеев: если Мессия был «сыном» или потомком Давида, «как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом?» ( Мф.22:43 ). Со стороны Давида было бы странно называть «своим Господом» собственного потомка. Мессия – сын Давида, и это, конечно, свидетельствует о его человеческой природе. Слова же Давида о «Господе моем» указывают на полную божественность Мессии, поскольку слово «Господь» (по-еврейски adonai) – это божественный титул 347 . Грядущий Мессия должен быть как сыном Давида, так и Богом Давида. Мессия должен быть и Богом, и человеком. Чтобы разъяснить это, Христос повторил вопрос иначе: «Если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему?» (стих 45).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010