В наст. время могила Давида (глубина 137 см, длина 182, ширина 40-45, высота 33-35 см) расположена по оси «восток-запад» и обведена относительно узкой ступенью (шириной 8-10 см), служившей опорой для 2 рядов плоских плит перекрытия. На неск. фрагментах заметны полукруглые края отверстий для евлогии, что характерно для ранних сир. церквей. Источники отмечают, что они использовались для извлечения священной пыли из могилы (см.: Чубинашвили Н. Путешествие - Кекел. А 1767. Л. 153 об., опубл.: Цагарели. 1888. С. 46). В Житии прп. Онисифора Гареджийского , созданном прп. Гавриилом Мцире († 1802), указано, что прп. Онисифор (XVIII в.) изгнал беса из некоего юноши, дав ему выпить воды, перемешанной со священной пылью из могилы Давида (ПДГАЛ. Т. 5. С. 115). В «Богодухновенных повествованиях» прп. Гавриила рассказывается о чудесах, связанных с извлечением св. частиц из могилы Давида ( Гавриил Мцире. 2002. С. 13-14). Существование этой практики в Гареджи документально прослеживается до 60-х гг. XIX в. (ЦГИАГ. Ф. 500. Ед. хр. 350). Несмотря на неоднократное обновление могилы, мощи Давида сохранились практически не тронутыми, в первоначальном положении захоронения, были зафиксированы и остатки превратившейся в землю черной ткани. Усыпальница Лукиана Место захоронения Лукиана не выявлено. Согласно монастырскому преданию, записанному А. Муравьёвым, святой был похоронен под ступенью, идущей вдоль раки Давида ( Муравьёв. 1848. С. 106). Место погребения Лукиана уточняется в метафрастической редакции Жития Давида: прп. Иларион Грузин «в бытность свою в Гареджи создал... раку... в которой ныне покоятся честные мощи святого отца Давида, где снаружи, вдоль святого алтаря, находится могила святого Лукиана» (ПДГАЛ. Т. 3. С. 197). В поздних документах монастырей Гареджи указания на погребение Лукиана рядом с могилой Давида отсутствуют (ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1553, 1582 г.; 1555, 1590 г.; Кекел. Hd 1377, 1597 г.; ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1860, 1700 г.; Кекел. Ad 341, 1703 г.; 1028, 1704-1712 гг.; 78, 1715 г.; 1099, 1748 г.; 419, 1748 г.).

http://pravenc.ru/text/168562.html

В Знаменском храме под спудом почивали мощи прп. Давида, над местом его погребения, по описи 1745 г., находились иконы Вознесения Господня и прп. «Давида с венцем серебряным. Образа и покров - старые» ( Виноградов. С. 36), при этом неясно - Давида Серпуховского или тезоименитого ему святого прп. Давида Солунского. Над погребением прп. Давида стояла посеребренная металлическая рака, сооруженная в 1867-1870 гг. на средства купца Н. И. Котова. В Знаменской ц. находилась принесенная ок. 1788 г. из Киева гробница прп. Моисея Угрина, в к-рой почивали его мощи до переложения в новую раку, а также чтимые икона Божией Матери «Знамение», по преданию принадлежавшая прп. Давиду, и икона Всемилостивого Спаса. В ризнице хранился крест с мощами мн. святых, «древние» иконы, богослужебные сосуды XVII-XIX вв., облачения, пожертвованные в т. ч. кн. А. А. Суворовым-Рымникским. В б-ке, располагавшейся рядом с ризницей, хранились синодики 1651 и 1736 гг., неск. рукописных и ок. 2 тыс. печатных книг. После закрытия Д. п. в XX в. мн. святыни были утрачены. К 2006 г. в мон-ре находятся рака с мощами прп. Давида, частица гвоздя от Распятия Господня, частица хитона Господня, частица ризы Пресв. Богородицы, ок. 150 частиц мощей святых, в т. ч. Вифлеемских младенцев, вмч. Евстафия Плакиды, свт. Николая Чудотворца, преподобных Давида Солунского, Никиты Столпника, Ферапонта Можайского, Германа Аляскинского и др. Особой известностью пользуется источник прп. Давида на подворье Д. п. у дер. Талеж Чеховского р-на. Колокольня. Фотография. 2006 г. После 1917 г. Д. п. была закрыта, в 30-х гг. рядом с монастырем основан пос. Нов. Быт, часовня в Москве снесена в 30-х гг. Нек-рые из насельников до сер. 30-х гг. проживали в зданиях мон-ря и его окрестностях, позднее практически все были репрессированы; престарелый архим. Валентин замучен до смерти. Были снесены главы Вознесенского собора, Никольской и Знаменской церквей, в зданиях Д. п. открыли клуб и сельскохозяйственный техникум. В 50-х гг. уничтожено монастырское кладбище, на к-ром был погребен герой войны 1812 г. ген. от инфантерии Д. С. Дохтуров, представители рода Оболенских. Постройки ветшали и разрушались.

http://pravenc.ru/text/168568.html

1 Хирам, царь Тирский, посылает Давиду кедры и рабочих для постройки его дома; 3 дети Давида, рожденные в Иерусалиме; 8 Филистимляне напали на Давида, но были дважды поражены. 1 Давид назначает священников, певцов и придверников для перенесения ковчега в город Давида; 25 царь, старейшины и начальники переносят ковчег с радостью и ликованием; 29 Мелхола уничижила скачущего Давида. 1 Давид принес жертвы пред ковчегом и благословил народ; 4 назначил левитов славословить пред ковчегом; 7 псалом славословия, данный Давидом; 37 разные служения пред ковчегом и назначенные для них левиты. 1 Господь объявляет Давиду чрез Нафана пророка, что Он всегда обитал в скинии, но что Он устроит Давиду дом и царство навсегда, и что сын Давида построит дом для Господа; 16 молитва благодарности Давида за обетования Божии. 1 Войны Давида с окружающими народами; 14 его главные военачальники. 1 Давид отправляет послов утешить царя Аммонитского, но они опозорены им; 6 Иоав поражает войско Аммонитян и Сириян; 16 вторая победа над Сириянами принуждает их заключить мир. 1 Окончательная победа над Аммонитянами; 4 война с Филистимлянами; поражение сынов великана. 1 Давид исчисляет народ; 9 кается, когда прозорливец Гад объявляет ему гнев Божий за это; 14 Господь посылает язву, и Давид ходатайствует за невинный народ; 18 по повелению Божию он покупает гумно Орны и приносит на нем жертву; 27 ангел Господень «возвращает меч в ножны его». 1 Давид начинает подготовку к построению дома Господня; 6 завещает Соломону построить его и князьям помочь ему в этом. 1 Последнее распоряжение Давида относительно служения в доме Господнем; 7 Гирсоняне, 12 сыновья Каафы, 21 и сыновья Мерари; 24 все, сообразно с их чередами, назначены на служение в святилище. 1 Распределения сынов Аарона, Елеазара и Ифамара; 20 относительно служения других сынов Левия бросали жребий пред лицом Давида. Двадцать четыре череды певцов назначены на служение по жребию. 1 Распределение привратников; 12 назначение каждой череде; 20 особое служение, назначенное особым лицам и семействам левитов.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

А. С. Норов говорит о гробнице Давида следующее: «Мы вошли в небольшую комнату, грубо оштукатуренную; к стенам приделаны каменные прилавки, а у средней, в углублении, стоит довольно большой саркофаг, также оштукатуренный и одетый старою шелковою пеленою. Муэзин назвал его гробом Давида» (Путешествие по Святой Земле в 1835, ч. 1, с. 184). В сочинении Берклея о Святой Земле, изданном в 1859 году в Филадельфии, вот как сказано о том, что видела его дочь в покое гробницы Давида: «Мисс Берклей, пройдя несколько зал, которые, по архитектуре своей, должны принадлежать эпохе крестовых походов, достигла тяжелой железной решетки, замыкающей вход в гробницу; это мусульманское святилище представляло небольшую комнату со сводами; стены ее покрыты белыми и синими изразцами; в средине возвышается неуклюжий саркофаг, покрытый пеленою из зеленой тафты, вышитой золотом; над ним растянута шелковая пелена, полосатая – красная с зеленым. В глубине залы видна небольшая запертая дверь, ведущая в подвал, где находится, по уверению мусульман, самая могила». Свидетельство мусульман о местонахождении могилы Давида подлежит, однако же, большому сомнению. Если действительно под описанной залой есть подземный покой, заключающий в себе могилу царя-пророка, то необъяснимо, почему ничего не говорят о ней очевидцы, описывавшие церковь во время принадлежности последней христианам. Тем не менее, гробницы Давида и царей иудейских должно искать в южной части Сиона. Библейский текст говорит: «Давид лег с своими отцами и был погребен в городе Давида» ( 3Цар. 2, 10 ), то же выражение употреблено и о Соломоне и его двенадцати преемниках, то есть что они были погребены с их отцами в городе Давида. У Неемии не раз встречаются указания места погребения древних царей. Упоминая о различных вождях, прилагавших старание к восстановлению стен Иерусалима, он говорит: «Шалум исправил стену от пруда Шелаг (Соломонова) по направлению к царским садам и до лестницы, низводящей из города Давидова. После него Неемия исправил до места гробов Давида, до возобновленного пруда и до дому мужей храбрых» ( Неем. 3, 15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причем не сказано «говорящий ложь», сказано «любящий и делающий ложь» – ведь обманывать можно не только словом, врать можно делом – это когда человек лживо живет. «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» ( Откр. 22:16 ). По повелению главы Церкви – Иисуса Христа – пришел Ангел, чтобы свидетельствовать о будущем перед всеми Церквами. Христос имеет на это право, ибо Он корень и потомок Давида. В каком отношении Он корень Давида? Он Бог. Почему корень? Потому что Он сотворил человека, сотворил Давида, Бог в руках Своих его держал. Поэтому и Давид говорил: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» ( Пс. 15:8 ). Христос хранил царя Давида. Спаситель – вечное Слово Отца, Сын Божий, до начала веков рожденный от сущности Отца, – общался с Давидом, открывал ему тайны, руководил им. Поэтому Он корень Давида. А по плоти – еще и прямой потомок Давида. 171 Так что Он обладает царственным достоинством в глазах еврейского народа. Бог возвещал Аврааму: «Благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт. 22, 18 ), то есть в твоем потомке – во Христе. А Давиду было сказано: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоем» ( Пс. 131:11 ), то есть вечный Царь должен произойти от Авраама и Давида. «Я звезда светлая и утренняя» ( Откр. 22:16 ). При появлении Господа наступило утро новой вселенной. Так перед рассветом загорается утренняя звезда на небосводе. Явление Христа означает конец времени теней и наступление дня Царства Божиего. И, более того, Господь называет Себя звездой светлой и утренней потому, что, по словам апостола Петра: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» ( 2Пет. 1:19 ). Утренняя звезда означает: пока вы не увидите Иисуса Христа, для вас не наступит день Царства Божиего. Когда Иисус Христос придет, тогда Священного Писания уже не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Пс.15:9 .  Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, Пс.15:10 .  ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Сознание постоянного покровительства над собою Бога было источником его глубокой, внутренней радости, которая обнаруживалась и внешне ( «возвеселился язык мой») в составлении благодарственно-молитвенных песней Богу. Это же постоянное покровительство Бога Давиду в его прошлом вселило в него уверенность, что и сейчас, среди филистимлян, он не погибнет телесно ( «плоть моя успокоится в уповании» – в твердой надежде); даже больше, что его тело вообще не увидит тления, а душа не останется в аду, вне общения с Богом, в удалении от Него. По-видимому, эта уверенность Давида не оправдалась; он, как и все люди, умер, тело его истлело, как о том свидетельствует и кн. Деян. 2:29, 13:36 , а душа низошла в ад (шеол), куда нисходили души всех умерших; поэтому-то кн. Деяний относит означенные слова ко Христу, тело Которого воскресло и не видело тления и дух Которого не остался в аду по нисшествии туда. Действительно, означенные слова Давида нашли полное осуществление во Христе, но и для него они не оставались простым звуком, не могли быть ошибочными, так как внушены ему Богом и имели отношение к его личности, на что ясно указывает контекст речи. Оправдание этих слов Давида на личности последнего частично уже было, а полное – принадлежит времени отдаленного будущего. Христос воскрес по телу. В Нем, как потомке Давида, была часть физической природы последнего; вместе с воскресением тела Христова воскресла в нем и часть физической природы Его предка. Вера Давида в свое нетление по телу, таким образом, нашла свое частичное осуществление, но полное осуществление будет в будущем, удостоверением чего является самый факт воскресения Христова, служащий знаком, что в будущем тела людей воскреснут, что будет пред временем Страшного суда. Вера Давида в нетление тела необычна тем, что в его время учение по данному вопросу не было открыто еврейскому народу. Вера же Давида в свое «неоставление в аду» нашла уже полное оправдание: при сошествии Христа в ад из последнего были выведены души всех ветхозаветных праведников ( 1Пет. 3:18–19 ), а с ними и Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но Иисус отвергает политическую и военную власть. Он – действительно Потомок Давида, но Царь, который будет править в ином, высшем смысле. В этом отношении интересен отрывок, который многим кажется загадочным: Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением ( Мк. 12:35-37 ). Здесь Христос воспользовался раввинистической формой аргументации, при которой внешняя противоречивость двух утверждений излагается и обсуждается таким образом, что подтверждается истинность каждого. Смысл слов Иисуса в том, что: 1 – Мессия есть Сын Давида. 2 – Мессия есть высшее существо, чья слава и власть далеко превосходят славу и власть Давида. В связи с этим, по мысли Христа, выражение «Сын Давидов» – это точная, но не вполне адекватная характеристика Мессии. Скорее, Христа правильнее называть «Сыном Божиим». Да, делают акцент Евангелисты, Он, конечно, «Сын Давидов», но более точно о Нем можно выразиться, что Он – «Сын Божий». Похоже, на этом можно закончить доказывать, что Иисус был тем самым долгожданным Потомком и Царем из рода Давидова, о котором многие столетия молились иудеи. Ранняя Церковь была убеждена в этом незыблемо . Кстати, интересный вопрос: а на самом деле был ли Христос потомком царя Давида? В критической науке есть мнение, что на самом деле Иисус не имел связи с родом Давида и такую связь искусственно придумали и потом в своих сочинениях (например, Евангелиях) развили ученики Христовы, чтобы подтвердить легитимность притязаний Иисуса на Мессианский престол. На это можно сразу, сходу возразить, что евреи, несмотря на то, что их родословия по большей части растерялись, все-таки отслеживали родословия такой линии, как царский род Давида. Но еще более определенные выводы мы можем сделать, если познакомимся с современными археологическими и историческими исследованиями. Как сегодня признано в науке, город Назарет (вряд ли кто-то будет отрицать, что Иисус происходил из Назарета) был особым образом связан с родом Давида. В древности этого города не существовало. Собственно, возникает город (вернее, поселок, потому, что во времена Христа здесь жило около 200 человек) около III или II века до Р.Х., когда сюда переселяется большая община евреев из Вавилона и Сирии, имеющих общее происхождение: все они – из рода Давидова. Это объясняет, почему Иосиф и Мария, оба происходившие из рода Давида, жили в таком захолустье.

http://azbyka.ru/parkhomenko/pokinul-li-...

гл. 11. 12:26–29). Таким образом, войны внешние и внутренние и вообще неупроченное, неспокойное состояние государства могут быть второю причиною, воспрепятствовавшею Давиду построить храм. Речь пророка Нафана, которою он отклоняет Давида от задуманного им предприятия, подтверждает эту последнюю причину и указывает частнее новую, – именно неупроченное еще существование Давидова дома на престоле. Сущность этой речи такова. На желание Давида построить храм Господь отвечает чрез пророка, что Он доселе, со времени выхода евреев из Египта, не жил в доме, а переходил с места на место в скинии, и не требовал кедрового дома ни от одного из колен, становившихся во главе Израиля. Теперь Он возвысил Давида, истребил всех врагов его и прославил его. После этого и чрез это Он прочно укоренит народ свой на месте его для спокойного, нетревожимого, как прежде, существования, успокоит и Давида от врагов и утвердит его дом, и тогда, после его смерти, сын его, царствование которого будет прочно, построит Ему, Иегове, дом ( 2Цар.7:5–16 ; 1Пар.17:4–14 ). Начало и конец этой речи стоят одно к другому в отношении противоположности. В начале говорится, что Бог не жил в доме, а в скинии, что колена, стоявшие во главе народа, менялись и ни от одного из них Он не требовал себе кедрового дома. В конце, – что сын Давида построит Ему дом и что царство его будет прочно и дом его непоколебим. В средине – объяснение предшествующего и последующего состояния. Прежде Израиль был тревожим и притесняем врагами, теперь Бог возвысил и прославил Давида, успокоил и народ от врагов, успокоил от них и Давида и утвердил на престоле его дом. Таким образом, причина, дающая возможность сыну Давида построить храм, – прочное существование его престола. Давиду оно только обещается, – и, следовательно, и он, Давид, не может ещё построить храма Иегове, как и прежде него бывшие главы народа, потому что и он, как и те, находится все еще в том же неспокойном состоянии. Но главные внешние войны к этому времени были уже окончены, с этой стороны Давид был спокоен; – нужно признать поэтому, что престол его не был ещё прочен и спокоен со стороны внутренних смут и прежде всего со стороны еще непримиренной противоположности между двумя группами колен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По отвержении Богом Саула, Самуил помазал на царство, по повелению Божию, Давида и затем удалился в уединение в Раму. Хотя Саул еще занимал трон и после этого, но, как оставивший основы теократии, уже не мог считаться законным царем; Самуил и прочие пророки (Ср. 1Цар.28:6 ) прекратили с ним всякое общение, перешедшее с этого времени на сторону новоизбранного царя Давида. Оставленный пророческим руководительством и высшей небесной помощью, Саул скоро пал, как это было предсказано ему Самуилом. Совершенно иное отношение между пророчеством и царством замечается в правление Давида. Преданность истинной религии и точное следование пророческим внушениям со стороны Давида обеспечили благосостояние страны не только при нём самом, но и при его преемнике, а равно и закрепили прочность Давидовой династии. Из отдельных пророков в царствование Давида известны: Гад и Нафан. Оба пророка сопутствуют деятельности Давида во все продолжение его царствования. Пророк Гад, называемый провидцем Давида ( 2Цар.24:1 ; 1Пар.26:9 ) и считаемый некоторыми исследователями членом пророческого Самуилова общества в Раме 117 , находился на стороне Давида уже во время преследования последнего Саулом. Позже он находится при Давиде в Иерусалиме и принимает живое участие в Давидовой реформе обрядового служения ( 2Пар.29:25 ). Когда в Давиде обнаружилась наклонность к чисто мирскому правлению с сильной военной организацией, грозившая обратить теократическое государство в мирское, пророк Гад является к царю со словом обличения и предлагает ему от имени Божия на выбор три наказания. Факт явления пр. Гада со словом обличения перед таким сильным представителем мирской власти, как Давид, был доказательством того, какое сильное и прочное положение приняло пророчество не только по отношению к священству, но и к расцветшему во всём блеске мирского величия царству и какое сильное влияние оказывало оно на царство, направляя последнее к соответствию своему назначению. Необходимостью постоянного и прочного, а вместе и независимого, влияния на царство объясняется то, что прежде столь обычное вопрошение воли Божией через первосвященнические «свет и право» (Урим и Тумим) отступает теперь на задний план и даже совсем исчезает, уступая место пророческому возвещению воли Божией, как вполне независимому от царской власти органу божественного водительства, каким во всяком случае не могло быть зависимое от царства священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Таким образом, то новое установление, которое ныне обнаруживается во Христе, будет тем, которое тогда пообещал Творец, называя его благочестием и верностью Давида, которые были во Христе, ибо Христос – от Давида. [Конечно, сама плоть Его будет благочестием и верностью Давида, что столь свята благочестием и верна в силу воскресения.] 785 Ведь и Нафан-пророк во второй 786 книге Царств дает Давиду обетование для его семени, которое будет, – говорит, – из его чрева. 787 Если ты в простоте душевной истолкуешь это как относящееся к Соломону, то вызовешь у меня смех. Ибо будет казаться, что Давид родил Соломона. Не предвещается ли и в этом месте Христос, Семя Давида от того чрева, которое было от Давида, т. е. Марии? Ибо и чертог Божий скорее Христу предстояло построить, 788 т. е. святого человека, чтобы в этом лучшем храме обитал Дух Бога; 789 и Сыном Божьим 790 скорее Христу надлежало стать, 791 чем Соломону, сыну Давида. Наконец, и престол вечный, и царство вечное 792 более подходят Христу, чем Соломону, царю преходящему. Но от Христа милосердие Божье не отошло, 793 на Соломона же даже гнев Божий обрушился после того, как он впал в распутство и идолопоклонство. 794 10. Ведь воздвиг на него сатану, противника-идумеянина. 795 Итак, поскольку ничего из названного не соответствует Соломону, но Христу, верным будет принцип наших толкований, в то время как доказательством служит также сам исход дел, которые оказываются предвозвещенными в отношении Христа. И, таким образом, в Нем и будут заключаться благочестие и верность Давида; Его Бог поставил в свидетельство язычникам, а не Давида, князем и правителем язычникам, а не Давида, который правил лишь одним Израилем. Христа сегодня призывают язычники, которые Его не знали, и народы сегодня обращаются к Христу, о Котором ранее не имели представления. Не может быть названным будущим то, что ты видишь происходящим. Глава 21. Призвание язычников, о котором говорится в Писании и которое осуществляется ныне, следует отличать от призвания прозелитов у евреев

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010