Упомянутые письма вместе с трактатом «De lapsis» и 11-м письмом (все они разделены небольшими промежутками времени) позволяют догадаться и о печальном состоянии африканских Церквей. Старый епископ Рогатиан жалуется на своего диакона-грубияна: он не в силах с ним справиться 1 . Нет уважения к сану, утрачено понимание иерархичности. И епископы не всегда на высоте своего положения; подчас они сами не верят в свою силу и значение. Если привычный уклад церковной жизни чем-то нарушен, они приходят в замешательство и боятся принять решение, хотя его и подсказывает церковная дисциплина и практика. Многие епископы, «презрев от Бога возложенное на них попечение о людях, пекутся о мирских делах» или, «оставив кафедру, бросив народ, скитаются по чужим областям, гонятся за выгодными сделками, занимаются ростовщичеством, обманом и кознями приобретают землю» (De lapsis, 6). Среди клира та же погоня за деньгами, ссоры, соперничество. Эти люди «отказались от мира на словах, но не на деле»; вера у них теплохладная, молитва – обязательное скучное занятие, за которым они засыпают (письмо 11-е, I, 2; V, 1). Африканские Церкви нуждались в обновлении. Много и успешно трудился над этим обновлением святитель Киприан, и Дециево гонение только усилило эту его деятельность. В последних числах декабря 249 г. император Деций, недавно посаженный на трон иллирийскими легионами, издал указ, повелевавший всем жителям Римской империи, без различия религии и национальности, принять участие во всенародной supplicatio – молебствии о здравии и благополучии императора и его семейства: состояло оно из определенных молитв богам, покровителям Рима, и принесения им жертвы, кровавой или бескровной. Указ не был направлен против христиан: найденные в Файюме свидетельства об участии в молебствии были выданы явно язычникам (одно из них – жрице бога Петесуха, крокодила, почитаемого в Файюме), и никакого преследования он не предписывал, как это явствует из дальнейших событий, о которых свидетельствует такой точный свидетель, как святитель Киприан – современник этих событий. Он расколол, однако, помимо своей воли, христианскую общину на две численно неравные части: принесших жертву (большинство) и группу отказавшихся поклониться языческим богам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Они присовокупили, что Бог может все сделать; впрочем, предметом их веры в Него было не желание освобождения от предстоявшего мучения, но оная слава вечной свободы и безопасности. Ту же веру сохраняйте и вы и, презирая настоящее, с горячностию к Богу, день и ночь, от всего сердца помышляйте только о будущем, чтобы вам достигнуть плодов вечного Царства, войти пред лице и в объятия Господа и получить от Него лобызание. Следуйте во всем почтенному старцу, пресвитеру Рогациану, по Божественному удостоению указывающему вам, своею благочестивою доблестию, путь к славе нашего времени: он, вместе с братом нашим Фелициссимом, всегда покойным и благоразумным, претерпев нападение от свирепеющей толпы, приготовил вам первый приют в темнице и, сделавшись как бы распорядителем вашего лагеря, теперь предшествует вам. Непрестанными молитвами мы молим Господа, чтобы это довершилось у вас и чтоб начатки, стремящиеся к вырастанию, которым Он дал силу исповедничества, Он и увенчал. Желаю вам, возлюбленнейшие и блаженнейшие братья, здравствовать всегда о Господе и достигнуть венца небесной славы. Диакон Виктор и находящиеся со мною приветствуют вас. Письмо к епископам нумидийским о выкупе пленных Киприан братьям Януарию, Максиму, Прокулу, Виктору, Модиану, Немезиану, Нампулу и Гонорату желает здоровья. С величайшею душевною скорбию и слезами читали мы письмо ваше, возлюбленнейшие братья, которым попечительная любовь ваша известила нас о пленении братьев и сестер наших. Да и кто не будет скорбеть в подобных случаях? Кто скорби своего брата не почтет своею собственною? Апостол Павел говорит так: «аще страждет един уд, с ним страждут вси уди; аще ли же славится един уд, с ним радуются вси уди» ( 1Кор. 12, 26 ). И в другом месте: «кто изнемогает, и не изнемогаю?» ( 2Кор. 11, 29 ). Итак, плен наших братьев мы должны почитать нашим пленом и скорбь бедствующих считать нашею скорбию; иначе: составляя нашим союзом одно тело, мы должны и нашею любовию и верованием поощряться и понуждаться к выкупу членов братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Итак, знайте, что Господь удостоил наставить нас Своим внушением, чтобы сопричислен был к сонму карфагенских пресвитеров пресвитер Нумидик и в клире заседал с нами. Знаменитый славным своим исповедничеством, высокой честию доблести и веры, он, предпослав себе многочисленный сонм мучеников, восприявших по его убеждению смерть от камней и огней, радостно взирал, как любимая им жена его была вместе с прочими сожжена, или лучше сказать, соблюдена. Сам же полусожженный, заметанный камнями, сочтенный за мертвого, – после того как дочь его, движимая любовию к отцу, отыскала труп его, найденный полуживым, – вырытый и приведенный в чувство, поневоле отстал от предпосланных себе своих спутников. Но, как мы видим, он сохранен для того, чтобы Господь присоединил его к нашему клиру и восполнил достохвальными священниками убыль, произведенную отпадением некоторых наших пресвитеров. Если будет угодно Богу, он за свое благочестие возведется на высшую степень, когда, покровительствуемые Богом, мы лично придем к вам. Впрочем, пусть будет по указанному: примем с благодарностию этот дар Божий в надежде, что Господь, по милосердию Своему, дарует нам больше подобных украшений и что, восстановивши крепость Своей Церкви, Он будет содействовать процветанию столь кротких и смиренных мужей в нашем почтенном собрании. Желаю вам, возлюбленнейшие и вожделеннейшие братья, всегда здравствовать. Письмо к Калдонию, Геркулану и прочим, об отлучении Фелициссима Киприан товарищам Калдонию и Геркулану и сопресвитерам Рогациану и Нумидику желает здоровья. Я крепко опечалился, возлюбленнейшие братья, получивши ваше письмо: потому что у меня всегдашняя цель и желание содержать братство наше невредимым и, как требует того любовь, в целости сохранять стадо; а вы извещаете о бесчинных и коварных замыслах Фелициссима – извещаете о том, что он, кроме прежних неправд и грабительств, о которых давно уже многое мне известно, теперь покусился еще отделить от епископа часть народа, то есть отлучить овец от пастыря, детей от отца и расторгнуть члены Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

И еще: «и пред владыки же и цари ведени будете Мене ради. Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: претерпевый же до конца, той спасен будет» ( Мф. 10, 18 и 21–22). «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его» ( Апок. 3, 21 ). И Апостол говорит: «кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день; вменихомся якоже овцы заколения. Но во всех сих препобеждаем за возлюбльшаго ны» ( Рим. 8, 35–37 ). Перечитывая эти и подобные сим места евангельские и ощущая, что Божественными словами, как бы факелами, воспламеняется у нас вера, мы не только уже не страшимся врагов истины, но и вызываем их; самою неуступчивостию своею мы уже победили врагов веры и обратили в ничто нечестивые, противные истине законы. И если мы еще не пролили нашей крови, а готовы пролить, то никто да не считает милостию этого замедления нашего отшествия: оно вредит нам, оно полагает препятствие славе, удаляет от нас небо, препятствует славному созерцанию лица Божия. В такой брани, где ратует вера, истинную милость составляет то, чтобы не замедлить смерти мучеников. Итак, моли, возлюбленнейший Киприан, чтобы Господь Своею благодатию каждого из нас во все дни более и более, чаще и охотнее, вооружал, просвещал, укреплял силами своего могущества и, как отличный военачальник воинов своих, которых Он даже доселе упражнял и испытывал в лагере темничном, вывел уже на поле предположенного сражения! Да подаст Он нам оружие Божественное, те стрелы, которые не знают поражения, броню правды, которая никогда не расторгается, щит веры, который не может быть пробитым, шлем спасения, который не может испортиться, и меч духовный, который не обык ломаться. Ибо кому более мы можем препоручить молиться за нас, как не столь славному епископу? Предназначенные к жертве, у кого должны просить помощи, как не у священника? Еще мы радуемся, что ты по своей обязанности, хотя обстоятельствами времени и был отлучен от братьев, однако ж не был далек от них: письмами своими ты часто укреплял исповедников, праведным подавал от своих трудов необходимое пособие, всегда и во всем являлся присутствующим и ни в одной части своей должности не уподоблялся беглецу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Киприан Моисею, Максиму и прочим исповедникам и братьям желает здравия. Возлюбленнейшие братья! И всех вас вместе и каждого порознь приблизил к нашему сердцу пришедший к нам Целерин, сподвижник вашей веры и доблести, воин Божий в знаменитых сражениях: с его пришествием мы как бы всех вас увидели; и когда он так приятно и так часто рассказывал о вашей к нам любви, то в его речах мы слышали как бы вас самих. Весьма приятно получать от вас чрез таких людей такие вести. И мы некоторым образом находимся там с вами в темнице; – будучи так соединены с вами сердцем, почитаем себя чувствующими вместе с вами сладость Божественного посещения. Нераздельная любовь ваша делает нас участниками вашей чести, и дух не позволяет отделиться от вас преданностию; вас обдержит там исповедание, меня здесь – сердечное расположение. Памятуя о вас день и ночь и вознося, вместе со многими другими, молитвы при совершении жертвы, и молясь уединенно втайне, мы просим у Господа, чтобы Он благоволил вполне прославить и увенчать вас. Но при всем этом мое смирение не может воздать вам по достоинству; вы гораздо более делаете для меня, когда воспоминаете меня в своих молитвах, – вы, кои стремитесь к одному небесному, размышляете только о Божественном, и самою продолжительностию страданий восходите все выше, и долговременностию не только не уменьшаете своей славы, но еще ее и увеличиваете. Блаженным делает уже и первое единократное исповедание; а вы столько же раз делались исповедниками, сколько раз вас уговаривали выйти из темницы: по вере и доблести вы предпочитаете темницу. У вас столько хвалы, сколько дней; столько степеней в заслугах, сколько лунных изменений. Кто однократно приемлет мучение, тот побеждает однажды; но кто, беспрерывно подвергаясь истязаниям, борется с болезнию и между тем остается непобедим, тот ежедневно увенчивается. Пусть ныне придут сюда начальства, консулы или проконсулы, – пусть похвалятся украшениями единолетнего своего достоинства и двенадцатью ликторами: небесное достоинство ознаменовано и в вас блеском единолетней почести и даже долговременностию победоносной славы превзошло круговое обращение года.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Желаю тебе, возлюбленнейший брат, всегда здравствовать. 64. Письмо к Немезиану и другим, сосланным на рудокопи Киприан – Немезиану, Феликсу, Луцию, другому Феликсу, Литтею, Помиану, Виктору, Ядеру и Дитиву, со епископом; также сопресвитерам и диаконам, и прочим братьям находящимся в рудокопнях, мученикам Бога Отца всемогущего и Иисуса Христа, Господа и Бога, хранителя нашего, желаем вечного спасения. Слава ваша, блаженнейшие и возлюбленнейшие братья, налагала на меня долг лично видеть и обнять вас; но сосланного за исповедание имени меня удержали от того пределы назначенного мне места, и потому являюсь к вам, как могу, и, когда мне нельзя прийти к вам телом и стопами, прихожу к вам любовью и духом, открывая в письме свое сердце и восхищаясь доблестями и похвалами вашими, в которых считаю себя соучастником, если не по страданию тела, то по участию любви. И могу ли я молчать, могу ли не говорить, слыша о возлюбленнейших моих так много славного, чем Господь удостоил почтить вас? Уже некоторые из вас упредили других совершением своего мученичества и имеют принять награду от Господа по своим заслугам; а некоторые еще томятся в заключении темничном, в рудокопнях и в узах, и, представляя самою медленностью казней разительнейшие примеры для укрепления и вооружения братьев, медленностью страданий приобретают полнейшее право на заслуги, по которым надеются получить из небесных наград столько воздаяний, сколько теперь числится дней в истязаниях. Не удивляюсь, мужественнейшие и блаженнейшие братья, что Господь почтил вас возведением на самую вершину почестей славы своей, – вас, которые всегда отличались в Его церкви строгим соблюдением веры, которые не нарушимо храните повеления Господни, – в простоте невинность, в любви согласие, скромность в смирении, прилежание в управлении, неусыпность в помощи немощным, милосердие в призрении нищих, постоянство в защищении истины, осмотрительность в строгости благочиния. Желая быть во всем примером добрых дел, вы и теперь исповеданием имени и страданием тела возбуждаете умы братьев к божественному мученичеству, становясь сами вождями в доблести с тем, чтобы и стадо, следуя за своими пастырями и подражая действиям предстоятелей, своим повиновением также заслужило быть увенчанным от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010