А о незаконном «служении» еретиков так говорит священномученик Киприан Карфагенский : «Если те, которые не слушают Церкви, почитаются язычниками и мытарями, то гораздо более должно почитать язычниками и мытарями возмутителей-врагов, выдумывающих ложные алтари, подозрительное священство, святотатственные жертвы и обольстительные названия». Благодать Божия неотлучно пребывает в Церкви Христовой, зримо проявляясь в богатырях Духа – святых подвижниках. И этих сынов Царствия, еще в земном житии сподобляющихся стать обителью Святого Духа, осмеливаются отвергать протестанты! Сами духовно немощные, сектанты дерзают отрицать почитание святых Божиих. Величайших святых и пророков знал еще Ветхий Завет. По слову пророка Илии растворялись и затворялись небеса, длилась засуха или проливался дождь. От прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвец. Иисус Навин своим прошением остановил солнце. О праведниках Нового Завета говорит Спаситель в молитве к Небесному Отцу: Отче… славу, которую Ты дал Мне, Я дам им ( Ин.17:21–22 ). Так неужели же с пришествием Сына Божия в мире иссякла или умалилась святость? Подобное утверждение – кощунство. И Православная Церковь следует завету апостольскому: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). Истинные христиане есть сограждане святым и свои Богу ( Еф.2:19 ), потому что прибегают к помощи и предстательству святых угодников Господних перед Престолом Всевышнего. Упрямые еретики доходят до того, что не принимают почитания Матери Божией. Может ли кто-то надеяться на благосклонность даже обычного порядочного человека, если без уважения относится к его матери? Так как же сектанты надеются получить благоволение Сына Человеческого, отказывая в почитании Пречистой Матери Его? Как эти лжезнатоки Евангелия не замечают обращенного к Ней приветствия ангельского: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ( Лк.1:28 ), и ответа Ее: Отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный ( Лк.1:48–49 )? Поистине непроницаема духовная слепота еретиков, если даже светоч Царицы Небесной не рассеивает их внутреннего мрака.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

23 . Прилепись же к Богу благою надеждою, верою и молитвою. Сказано в Писании: «Помянух Бога и возвеселихся» ( Пс.76:4 ). Ибо во время тесноты и глубокого душевного отчаяния воспомянутый Бог не только утоляет печали, но и производит веселие, неизреченным утешением утешая сердце, отягченное бременем искушений и малодушествующее от великости скорбей. 24 . Господь присутствует в скорбях верных Своих (Ср.: Мф.28:20 ). Рассуди же, возлюбленный христианин, какое большее может быть утешение боголюбивой душе, как находиться в присутствии Божием и на Него очами веры взирать? А где Бог со Своим благодатным присутствием, там всякое утешение и радость. Милосердный и человеколюбивый Бог, Который есть Создатель всех и Отец щедрот, Бог всякого утешения, так говорит душе, находящейся в искушениях и бедах, скорбящей, сетующей и боящейся: «Не бойся, Я с тобою! Я твой Создатель, Я твой Искупитель, Я твой Спаситель. Я твой Помощник и Защитник, Я, Который в Своей руке содержу все и Которому все повинуется, Я – всегда с тобою». Так Господь был, есть и будет до скончания века с верными Своими рабами по неложному Своему обещанию: «Се Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Вот почему верные Ему христиане, чувствуя в себе присутствие Его и живое утешение, дерзают (ободряются в скорби), восклицают и поют песнь в радости духа: «Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. Сего ради не убоимся... Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль» ( Пс.45:2–3, 8 ). § 7. Утешения скорбящим об умерших 1 . «Нам, христианам, не должно сетовать и оплакивать умирающих, – пишет в послании к своей пастве священномученик Киприан, епископ Карфагенский, во время эпидемии чумы в Карфагене в середине III века. – Апостол Павел укоряет и обвиняет тех, которые (безутешно) скорбят о кончине своих братьев: “Не хочу оставить вас, братия, в неведении об умерших, чтобы вы не скорбели, как прочие (т. е. язычники и неверующие), не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним” ( 1Фес.4:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет» ( Притч. 9:3 ). Хотя Бог не обещает верующим богатство материальное, Он и не оставляет без необходимого для жизни и пропитания. И в Евангелии Он говорит: «Не заботьтесь о том, во что одеться, или что есть, или что пить, заботьтесь прежде о Царстве Небесном, и это все приложится вам» ( Мф. 6:25 ). Это, конечно, не о лени говорится. Господь обещает позаботиться не о ленивом человеке, который не хочет работать, а о том, который посвящает своё упование Богу и ради Него трудится. Вот что говорил священномученик Киприан Карфагенский : «Боишься, чтобы вдруг не оскудело имущество твое, если начнешь щедро благодетельствовать из него? Но когда же у праведного могло недоставать средств к жизни?» То есть те, кто не оказывает милосердие из-за страха, что «самим не хватит», не дают благодати Божией в их жизни проявиться и показать, что Он о них позаботится, если они, доверившись Его заповеди, помогут кому-то. Притч. 10:4 «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает» ( Притч. 10:4 ). По толкованию епископа Виссариона (Нечаева) , «здесь указываются плоды лености, уклонения от послушания общему для всех закону». Господь дал общее для человечества благословение: «в поте лица твоего будешь есть хлеб твой» ( Быт. 3:19 ), – ещё это было в раю при изгнании Адама сказано ему. И вот леность, помимо всего прочего, является уклонением от послушания этим словам Господа. Епископ Виссарион продолжает: «Последствием лености бывает нищета, которая смиряет, доводит до унизительнаго положения мужа лениваго, не прилагающаго рук ни к какому полезному труду. Но кто без устали работает своими руками, мужественно, терпеливо несет тяжесть труда, борется с трудностями работы, тот обогащается». Становиться богаче – не грех, если путь к этому лежит через труд человека. Не через воровство, не через обман, не через попрошайничество, а через честный труд. Притч. 10:5 «Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный» ( Притч. 10:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Во Второй книге Царств: «и бысть слово Господне к Нафану глаголя: иди и рцы рабу Моему Давиду. Сия глаголет Господь: не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне... И будет, егда исполнятся дние твои и уснеши со отцы твоими, и возставлю семя твое по тебе, иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство его; той созиждет дом имени Моему и управлю престол его до века. Аз буду ему во Отца, и той будет Ми в сына; ... и верен будет дом его и царство его до века предо Мною» ( 2Цар.7:4–5, 7:12–14, 16 ). Также у Исаии: «и изыдет жезл из корене Иессеова и цвет от корене его взыдет; и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, исполнит Его Дух страха Божия» ( Ис.11:1–3 ). И в псалме 131: «клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем» ( Пс.131:11 ). То же в Евангелии от Луки: «и рече Ангел Ей: не бойся Мариам, обрела бо еси благодать у Бога. И се, зачнеши во чреве и родиши сына и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца» ( Лк.1:30–33 ). В Апокалипсисе: «и видех в деснице седящаго на престоле книгу написану внутрьуду и внеуду, запечатану седмию печатию. И видех Ангела крепка проповедающа гласом великим: кто есть достоин разгнути книгу и разрешити печати ея? И никтоже можаше ни на небеси, ни на земли, ниже под землею, разгнути книгу, ниже зрети ю. И аз плакахся много, яко ни един обретеся достоин разгнути и прочести книгу, ниже зрети ю. И един от старец глагола ми: не плачися; се, победил есть лев, иже сый от колена Иудова, корень Давидов, разгнути книгу и разрешити седмь печатей ея» ( Откр.5:1–5 ). XII. Что Он родится в Вифлееме У Михея: «и ты Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси еже быти в тысящах Иудиных? из тебе бо мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Исраили, исходи же его из начала от дней века» ( Мих.5:2 ). Также в Евангелии от Матфея: «Иисусу же рождшуся в Вифлееме Иудейстем, во дни Ирода царя, се, волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще: где есть рождейся Царь Иудейский? видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Ему» ( Мф.2:1–2 ). XIII. Что в первое Свое пришествие Он явится уничиженным

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

У Осии: «исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем» ( Ос.6:3 ). Также в книге Исхода: «рече же Господь к Моисею: сошед засвидетельствуй людем и очисти я днесь и утре, и да исперут ризы; и да будут готовы в день третий; в третий бо день снидет Господь на гору Синайскую» ( Исх.19:10–11 ). И в Евангелии: «род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка; якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощы» ( Мф.12:39–40 ). XXVI. Что по Воскресении Он приимет от Отца всю власть и власть Его будет вечна У Даниила: «видех во сне нощию, и се, на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред Него приведеся; и тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена и языцы тому поработают; власть Его власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется» ( Дан.7:13–14 ). Также у Исаии: «ныне воскресну, глаголет Господь, ныне прославлюся, ныне вознесуся. Ныне узрите, ныне ощутите, тщетна будет крепость духа вашего: огнь вы пояст» ( Ис.33:10–11 ). И в псалме 109: «рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих. Жезл силы послет ти Господь от Сиона и господствуй посреде врагов Твоих» ( Пс.109:1–2 ). То же в Апокалипсисе: «и обратихся видети глас, иже глаголаше со мною; и обратився видех седмь светильник златых, и посреде седми светильников подобна Сыну человечу, облечена в подир и препоясана при сосцу поясом златым; глава же Его и власи белы, аки ярина белая, якоже снег; и очи Его яко пламень огнен; и нозе Его подобни халколивану, якоже в пещи разжженне; и глас Его яко глас вод мног; и держа в руце своей десней седмь звезд, и из уст Его мечь обоюду остр изъострен исходяй, и лице Его якоже солнце сияет в силе своей. И егда видех Его, падох к ногам Его яко мертв; и положи десницу свою на мне, глаголя ми: не бойся; Аз есмь первый и последний, и живый; и бых мертв и се, жив есмь во веки веков, аминь; и имам ключи ада и смерти» ( Откр.1:12–18 ). Также в Евангелии Господь по Воскресении Своем говорит ученикам: «дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли; шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» ( Мф.28:18–20 ). XXVII. Что к Богу Отцу не иначе можно прийти, как чрез Сына Его, Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Обновление падшего человека, начатое в Крещении, окончательно и вполне совершится обновлением для вечной и блаженной жизни. Хотя грех , и по обновлении св. Духом ( 1Тим.3:5 ), возникает в крещенном во время земной его жизни, но возрожденный Крещением имеет уже благодатную силу побеждать и здесь на земле и совершенно победить грех в будущем веке. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, не грешит; но хранит себя, и лукавый не прикасается к нему ( 1Ин.5:4,18 ). А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим.8:10–11 ). И так Крещение есть дверь спасения. Только страдания за Иисуса Христа, иногда не допускавшие Мучеников принять Крещение, заменяли оное, по учению Самого Господа, Который назвал чашу страданий Крещением ( Мк.10:38–39 ). Согласно с словами Господа, страдания за Него называются истинным Крещением в постановлениях Апостольских и в писаниях Отцов Церкви – Кирилла Иерусалимского , Григория Богослова и других 265 . Будучи необходимо для спасения, Крещение издревле совершается, как над возрастными, так, и над младенцами. Пример вступления последних в Завете с Богом представляют младенцы Ветхозаветной Церкви, которые в восьмой день по рождении своем принимали обрезание, – знамение завета с Богом. Так младенцы вступают в Новый Завет , в котором Крещение заступило место обрезания ( Кол.2:11–12 ), и в который вступать внушает младенцам Сам Господь, сказавший: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф.19:14 ), внушают и св. Апостолы, призывая ко Крещению всех без изъятия ( Деян.2:38–39 ), и благовествуя о Крещении целых семейств ( Деян.16:15,33; 18:8 ; 1Кор.1:16 ) и целых селений ( Деян.8:14 ), где конечно были и младенцы. О крещении младенцев в древние времена Христианства свидетельствуют постановления Апостольские 266 , и многие писатели Церкви, как то: Дионисий Ареопагит в Церковной Иерархии, Ориген , Священномученик Киприан 267 , Отцы Карфагенского 4-го Собора, св. Амвросий Медиоланский 268 , Бл. Августин 269 и другие. Ориген пишет, что Крещение младенцев совершается для очищения греха прародительского, и по Апостольскому преданию 270 . Собор Африканский 4-й, в 254-м году держанный под председательством св. Киприана, постановил крестить младенцев без отлагательства на том основании, что дары св. Духа сообщаются крещаемым по вере, а не по дням и возрасту 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Гибельные последствия вероотступничества: если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасители нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди ( 2Nemp. II, 20, 21 ). – Когда праведник отступил от праведности своей, и начал делать беззаконие, то он умрет за то (Иез. XXXIII, 18). в) Примеры гнева Божия на отпадавших от Христовой веры. Св. священномученик Киприан, епископ карфагенский, в своем сочинении «О падших» (т. е. отвергнувшихся от Христовой веры) приводят следующие рассказы: I. Один человек, отрекшись от Христа в Капитолии, поражен был немотою. II. Одна женщина, которая после своего вероотступничества отправилась прямо в баню, схвачена была там нечистым духом и изранила себе язык своими зубами. III. Один человек, приносивший жертву идолам, пытался съесть часть «святыни Господней», но, открыв свою руку, он нашел, что в ней оказался лишь пепел (Сн. кн. «Жизнь и труды св. отцов и учителей церкви», Фаррара, стр. 174). IV. Юлиан – сын Юлия Константа, брата Константина Великого , хотя был крещен, но впоследствии, подпав влиянию языческих философов и лиц враждебно настроенных против христианства, отрекся от Христа и открыто объявил себя язычником, когда сделался императором. Все его попытки воскресить язычество и уничтожить христианство оказались бессильными. Изучая историю того времени, мы должны признать, что Юлиан никогда сознательно не принадлежал ко Христу и что он не понимал того духовного безмерного величия христианства, той спасительной силы его для человечества, против которых он в своем ослепления напрасно боролся. Но промыслу Божию угодно было в скором времени прекратить эту безумную и богохульственную борьбу: в сражении с персами неизвестно кем пущенная неприятельская стрела поразила богоотступника. Изнемогая в смертных муках, он взял из простреленной раны кусок запекшейся своей крови и, бросив ее вверх, сказал: Ты победил меня, Галплеянин!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О, как блаженна темница, озаренная вашим присутствием! Как блаженна она, высылая из себя людей Божиих к небу! О, как светел – светлее дневного света и самого солнца – мрак там, где заключены теперь Божии храмы и члены ваши, которые должны быть освящены Божественным исповедничеством! Пусть ничто ныне не занимает умов и сердец ваших, кроме Божественных заповедей и велений небесных, которыми Дух Святой всегда одушевлял вас к перенесению страданий. Пусть никто не думает теперь о смерти и временном страдании, но о бессмертии и вечной славе; ибо написано: «честна пред Господом смерть преподобных Его» ( Пс. 115, 6 ); а также: «жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс. 50, 19 ). И опять, когда Священное Писание говорит, что страдания освящают мучеников Божиих и доблестное перенесение муки делает их святыми, оно выражается таким образом: «пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено; и вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут: яко Бог искуси их и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я; и во время посещения их возсияют, и яко искры по стеблю потекут: судят языком и обладают людьми, и воцарится в них Господь во веки» ( Прем. 3, 4–8 ). Итак, когда вы представите себе, что будете судить и царствовать с Христом Господом, то вы не можете не радоваться и не пренебрегать настоящими страданиями для будущей славы, зная, что с самого начала света ведется уже так, что правда страдает здесь в столкновении с миром: ибо еще в первые времена праведный Авель подвергся убиению; потом то же испытали пророки и апостолы. Всем им Господь подал пример в Самом Себе, научая, что в Царство Его достигают только те, которые идут по следам Его. Он говорит: «любяй душу свою погубит ю; и ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю» ( Ин. 12, 25 ). И в другом месте: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне» ( Мф. 10, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Об этом Он громко говорит через пророка Исайю: людие сии устнами своими почитают Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же почитают Мя, учаще заповедям и учениям человеческим. ( Ис. 29, 13 )! Да и Господь в Евангелии с такою же укоризною и обличением говорит: вы отменяете заповедь Божию, да предание ваше соблюдете ( Мк. 7, 9 ). Памятуя об этом, и блаженный Апостол с своей стороны увещевает и научает нас говоря: аще ли кто инако учит, и не приступает к здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа и учению Его, разгордеся, ничтоже ведый; … отступай от таковаго  ( 1Тим. 6, 3–4, 6 ). Прекрасное же и законное предание предлагает брат наш Стефан своим учением! К этому он прибавляет еще: «...так как и сами еретики всякого, обращающегося к ним от другой ереси, взаимно не крестят, а только приобщают!» До чего же унижена Церковь Божия и невеста Христова, что она должна подражать примерам еретиков, что при совершении небесных Таинств свет ее учения должен заменяться тьмой и христиане должны делать то, что делают антихристы. Какая это слепота, какое лукавство душевное – не хотеть познать единства веры, происходящего по преданию от Бога Отца и Господа Бога нашего Иисуса Христа! Ибо если у еретиков нет Церкви, потому что она одна и делиться не может, если у них нет и Духа Святого, потому что Он также один, и не может быть у нечестивых и чуждых, то, конечно, у них не может быть и крещения, которое состоит в том же единстве, потому что оно не может быть отделено ни от Церкви, ни от Духа Святого. Если же действительность крещения приписывают величию имени, так что всякого крещеного во имя Иисуса Христа, где бы то ни было и как бы то ни было, по сему самому считают уже обновленным и освященным, то почему же там во имя того же Христа не совершается над крещеным и возложение рук для приятия Святого Духа? Почему же одинаковое величие одного и того же имени не оказывает той же силы и в возложении рук, какую приписывают ему в освящении крещения? Если кто, возродившись вне Церкви, мог сделаться храмом Божьим, то почему же нельзя бы ему сделаться и храмом Духа Святого? Ведь кто, сложивши с себя грехи в крещении, освятился и духовно преобразился в нового человека, через то сделался уже способным и к приятию Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Священномуч. Кпрїана, епископа Карфагенского. Сын богатого карфагенского сенатора, он получил блестящее языческое образование и до 46 лет был язычником. Преподавая красноречие в Карфагене и исправляя должность адвоката, Киприан не был свободен от языческих грехов. Но, проводя жизнь рассеянную, он не чувствовал себя хорошо и своим слабостям предавался, не надеясь найти в жизни что-либо лучшее. Знакомство с карфагенским священником Цецилием привело Киприана к познанию веры Христовой и принятию крещения, после чего он совершенно изменил свою жизнь. Через год после крещения он принял сан пресвитера (247 г.), а по смерти карфагенского епископа Доната (в 248 г.) был посвящен во епископа. По отзывам современников, св. Киприан имел взгляд серьезный, дружелюбный и искренний. Он был красивой и внушительной наружности и на всех, кто его видел, сразу же производил впечатление достоинством своего характера и поведения. В своей жизни он много потрудился над устроением церковного благочиния и над исправлением злоупотреблений и беспорядков, господствовавших в Карфагенской церкви. В жестокое гонение Декия, по внушению свыше, он скрылся, но всегда был духом со своей паствой и писал из своего уединения письма в Карфаген, в которых то убеждали к подвигам слабых в вере, то утешал крепких, предохраняя однако последних от самомнения и гордости. По отношению к отпадшим от веры св. Киприан являлся снисходительным судьей, утешая их надеждой на прощение и единение с Церковью под условием сердечного покаяния. В 252 г. в Карфагене была страшная язва, и в это время, св. Киприан явился по истине ангелом хранителем не только для христиан, но и для самих язычников. И собственными примером, и убеждениями он располагал христиан оказывать помощь страдающим от язвы. Каждый час св. Киприан и его служители отправлялись в зачумленный город и делали новые и новые благодеяния, отыскивая больных, утешая умирающих и принося с собой мир всюду, куда ни приходили. В 257 г., в гонение Валериана, св. Киприан был послан в заточение, а чрез год вызван был в Карфаген на суд и пострадал за Христа, быв усечен мечом. Пред совершением казни, сам сняв с себя верхнюю одежду и помолившись Богу, св. Киприан благословил народ, а исполнителю казни, в знак совершенного прощения, повелел выдать 25 монет. Потом св. Киприан завязал себе глаза, предоставив руки связать стоявшим около него пресвитеру и иподиакону, и преклонил главу. Христиане в платки и полотенца собирали кровь его, как драгоценное сокровище, и в ту же ночь, при свете факелов, с молитвой и глубокой торжественностью, похоронили тело священномученика на кладбище прокуратора Макробия Кандида. Св. Киприан оставил после себя много драгоценных сочинений, из которых, кроме писем, замечательны: «о единстве церкви», «о девственной жизни», «о милостыне», «о смертности», «о ревности и зависти», «о крещении младенцев» и «увещание к мученичеству» (см. субб. Сырной седм.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010