Потом он описывает установление Таинства Евхаристии таким образом, как будто он сам присутствовал при этом. Он рассказывает затем о том, что ещё более сообщил ему Господь о сём. Он говорит: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:27–29 ). Эти слова апостола доказывают, что в святом Таинстве Евхаристии заключается уже не хлеб и вино, а истинное Тело и истинная Кровь Христа. Ибо каким образом можно было бы совершить при этом грех против Тела Господня, если бы его там совсем не было и дело шло бы только о символе, видимом знаке его? И каким образом можно было бы подлежать суду и осуждению, если бы при этом был только хлеб, а не Тело. Фома. Да, в этом не может быть никакого сомнения. Священник. Что, таким образом, доказывают слова Господа, это подтверждает и древнее учение Церкви. Враги нашей Церкви любят ссылаться на древнее учение Церкви, когда выступают против неё и её учения. Но как в других случаях, так и в настоящем они терпят поражение, если позволяют себе указывать на учение Древней Церкви. Это учение, прежде всего, содержится в творениях святых отцов Церкви. Если мы прочитаем, что эти отцы писали о святом Таинстве Тела и Крови Господней, то убедимся, что они ясными и недвусмысленными словами говорили о присутствии Христа в этом Таинстве. Они ничего не знают о том, что, приобщаясь, христианин принимает Христа только в образе или верой, но учат, что он телесно вкушает Его и, таким образом, делается причастником Его Тела. Так, например, святой мученик Иустин, умерший в 166 году, пишет: «Мы научены, что этот благословенный хлеб есть Плоть и Кровь вочеловечившегося Сына Божия». Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, умерший в 258 году, говорит: «Этот хлеб изменился не во внешнем своём виде, но в его собственной природе, в его качестве, и силой слова превратился в Тело». Святитель Кирилл, епископ Иерусалимский, умерший в 386 году, пишет: «Под видом хлеба является Тело, а под видом вина – Кровь Христа». Следовательно, они смотрели на них не как на хлеб и вино, ибо это суть, по словам Самого Господа, Тело и Кровь Христа. Хотя чувства и говорят тебе, что это хлеб, но вера должна укреплять тебя в том, чтобы ты рассуждал не по вкусу, а согласно вере признавал за несомненное, что тебе предлагается здесь Тело и Кровь Христа. К этому следует прибавить ещё изречения и постановления Соборов. Уже Ефесский Собор, бывший в 431 году, учит: «Принося бескровную Жертву в церквах и принимая участие в Таинстве Евхаристии, мы приступаем к таинственной Трапезе Господней и освящаемся, делаясь участниками Святого Тела и Крови нашего Спасителя». Эти слова содержат в себе древнейшее учение Церкви и доказывают, как в то время веровали в ту истину, о которой мы сейчас беседуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Скачать epub pdf ЦЕРКОВЬ «Верую... во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин. 17, 21–23 ). Есть только Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь , которая утверждена Кровию и учением Христа, апостолов, святых отцов и мучеников, и врата адовы не одолеют ее. Святитель Димитрий Ростовский ( 113, 84 ). Как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ Единого Начала. Итак, единая Церковь , которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется единством природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию о ней, по ее началу и превосходству. Святитель Климент Александрийский ( 113, 439 ). Епископство одно, и каждый из священнослужителей может сделаться его участником. Церковь также одна, хотя члены ее с распространением веры сделались очень многочисленны: как лучей много, но солнце одно; ветвей на дереве много, а дерево одно, разросшееся от корня; или хотя из одного источника течет много потоков и образуется обильный разлив воды, но в начале сохраняется единство. Отними луч солнца от его начала – он не может существовать сам по себе; отломи ветвь от дерева – отломленная уже не может расти; пресеки ручей, текущий из источника, он иссохнет. Равным образом Церковь , сияющая светом Господним, хотя по всей земле распространяет свои лучи, но однако светило, разливающее всюду свой свет, одно, и единство тела этим не нарушается. Обремененные плодами ветви свои она распростирает по всей земле, потоки ее текут по широкому пространству; при всем том постоянно пребывает один источник, одно начало, одна мать, обильная духовным плодотворением. Священномученик Киприан Карфагенский ( 113, 439 ). Поскольку название церкви употребляется в различных смыслах... и так как по праву и поистине можно назвать церковью лукавые сборища еретиков, то есть маркионитов, манихеев и других, то Символ веры в предосторожность теперь и учит тебя так: «Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », чтобы ты этих скверных сборищ избегал, а пребывал в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился... Не спрашивай просто: где Церковь ? но: где Вселенская Церковь? Ибо это, собственно, и есть имя Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, невесты Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия ( 113, 440 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Кто такой христианин? По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. ( Ин. 13:35 ). Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. ( 3Ин. 1:12 ). Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. ( 1Кор. 10:17 ). Христианство не в молчаливом убеждении, но в величии дела. Свщмч. Игнатий Богоносец , еп. Антиохийский († 107). Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский († 258). Что значит быть христианином? Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться Таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и всё ею повеленное строго исполнять… Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Нет нам никакой пользы носить наименование христиан, если не сопутствуют оному дела христианские: в противном случае чтобы и к нам не были отнесены сии слова: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы ( Ин. 8:39 ). Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский († 386). Быть христианином – значит принадлежать к Церкви, ибо христианство есть именно Церковь и вне Церкви христианской жизни нет и быть не может. Христианство и Церковь не совпадают друг с другом только тогда, когда под христианством мы будем понимать сумму каких-то теоретических положений, ни к чему никого не обязывающих. Но такое понимание христианства можно назвать только бесовским. Христианами тогда следует признать и бесов, которые тоже веруют и от этого только трепещут. Знать систему христианской догматики, соглашаться с догматами – неужели значит это быть истинным христианином? Раб, знающий волю господина своего и не исполняющий ее, биен будет много и, конечно, справедливо. Слово « Церковь » уже в Новом Завете встречается 110 раз. Слова же «христианство», как и многих других слов на «-ство», Новый Завет не знает... Уверовать во Христа, сделаться христианином – значило присоединиться к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К сему присоединяюсь и я, многогрешный, и молю вас, дорогие мои сотрудники, снисходите друг ко другу в немощах, не осуждайте ближнего, «почитайте один другого высшим себя» ( Флп. 2:3 ), «носите бремена друг друга, и таким образам исполните закон Христов» ( Гал. 6:2 ). В Христе Бог вещает всем вам, Его служителям: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:34–35 ). Но как достичь этой любви, спросите, если наше грешное человеческое сердце бунтует против немощей ближнего собрата нашего. Нужно молиться усердно, хотя и не хочется, о тех, к кому чувствуете неприязнь, и благодать Божия смягчит и наше сердце и тех, о ком молимся, как и поучает нас св. Апостол: «признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усердная молитва праведного» ( Иак. 5:16 ). Я узнал, что среди вас, возлюбленные, наблюдается легкое отношение к обновленческому расколу: говорить об обновленцах строго и резко, по мнению некоторых из вас, – это признак нелюбви, или как выражаются иные, «нетактично»... Необходимо помнить вам, возлюбленные, что обновленческий раскол – это лютый и злой враг Церкви Божией и Бога. Обновленчество, равно как и католическая ересь, протестанство, самосвятство, ионникиевщина-лубенщина или нынешний ВВЦС, а также и всевозможные секты, это – фальсификация христианства, это подделка истины, лукавая и тонкая. Неверие открыто идет против Бога, а указанные религиозные общества отрывают человеческие души от Церкви Божией Православной, а через это и от Самого Бога, ибо вне церкви Божией православной Господь не знает Своих верующих ( Деян. 2:47 ), и кто идет против Церкви Божией Православной, тот идет и против Бога, как о сем свидетельствует святой Киприан Карфагенский: «Кому церковь не мать, тому и Бог не Отец». А посмотрите вы на деятельность обновленцев. Все они, как и католики и протестанты, и самосвяты и иоанникиевцы -лубенцы и ВВЦС и иные секты и расколы – идут сообща против Церкви Святой Божией Православной: радуются ее горю и завидуют распространению.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

В отличие от этого в Библии мы видим конкретные пророчества, детально сбывшиеся спустя столетия после того, как они были произнесены и записаны. Например, предсказание Христа о женщине, которая возлила благовоние на главу Иисуса: «истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Эти слова содержатся в манускрипте p64, датируемом II веком по Р.Х., когда хри-стианство еще представляло гонимую и небольшую по численности группу. По человеческим меркам не было никакой гарантии даже того, что Писание христиан вообще сохранится, не го-воря о том, чтобы быть проповеданным во всем мире. И, однако же, слово Христа сбылось в точности, причем уже много столетий спустя – когда были открыты все части света на Земле. И теперь Библия является самой распространенной книгой в мире, и везде, где в целом мире про-поведано Евангелие, в нем содержится история о женщине с алавастровым сосудом. В Библии немало других столь же ясных примеров, например, предсказания о судьбе Вавилона (Ис. 13:19–22; Иер. 51:26), Тира (Иез. 26:14) и др. Особенно много точных пророчеств о пришествии Господа Иисуса Христа. Исцеления. Согласно святым отцам, бесы не могут исцелить всякую болезнь, не могут исце-лять увечья, восстанавливать утраченные части тела. Они могут исцелять только те болезни, которые сами же наслали на человека. Святой Иустин Философ говорил, что демоны «подобны разбойникам, ибо как у тех в обычае ловить кого-нибудь живьем, брать в плен, а потом возвра-щать близким за выкуп, так и эти, якобы боги, напав на чьи-либо члены, а потом, заботясь о собственной славе, приказывают людям выйти принародно, на виду у всех, и когда насладятся восхвалениями, удаляются от недужных, прекращая болезнь, ими самими устроенную и воз-вращая людей в их прежнее состояние» . Подобным образом объяснял бесовские исцеления и священномученик Киприан Карфагенский. Между тем перед тяжело или неизлечимо больным христианином нередко встаёт соблазн обратиться за излечением к «бабкам», экстрасенсам, гуру, заговорам, амулетам и ритуалам дру-гих религий. Против такого тягчайшего греха предупреждает Писание: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу?» (Ис. 8:19).

http://radonezh.ru/analytics/kak-otnosit...

В отличие от этого в Библии мы видим конкретные пророчества, детально сбывшиеся спустя столетия после того, как они были произнесены и записаны. Например, предсказание Христа о женщине, которая возлила благовоние на главу Иисуса: «истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» ( Мф. 26:13 ). Эти слова содержатся в манускрипте p64, датируемом II веком по Р.Х., когда христианство еще представляло гонимую и небольшую по численности группу. По человеческим меркам не было никакой гарантии даже того, что Писание христиан вообще сохранится, не говоря о том, чтобы быть проповеданным во всем мире. И, однако же, слово Христа сбылось в точности, причем уже много столетий спустя – когда были открыты все части света на Земле. И теперь Библия является самой распространенной книгой в мире, и везде, где в целом мире проповедано Евангелие, в нем содержится история о женщине с алавастровым сосудом. В Библии немало других столь же ясных примеров, например, предсказания о судьбе Вавилона ( Ис. 13:19–22 ; Иер. 51:26 ), Тира ( Иез. 26:14 ) и др. Особенно много точных пророчеств о пришествии Господа Иисуса Христа. Исцеления. Согласно святым отцам, бесы не могут исцелить любую болезнь, не могут исцелять увечья, восстанавливать утраченные части тела. Они могут исцелять только те болезни, которые сами же наслали на человека. Святой Иустин Философ говорил, что демоны «подобны разбойникам, ибо как у тех в обычае ловить кого-нибудь живьем, брать в плен, а потом возвращать близким за выкуп, так и эти, якобы боги, напав на чьи-либо члены, а потом, заботясь о собственной славе, приказывают людям выйти принародно, на виду у всех, и когда насладятся восхвалениями, удаляются от недужных, прекращая болезнь, ими самими устроенную и возвращая людей в их прежнее состояние». Подобным образом объяснял бесовские исцеления и священномученик Киприан Карфагенский . Между тем перед тяжело или неизлечимо больным христианином нередко встаёт соблазн обратиться за излечением к «бабкам», экстрасенсам, гуру, заговорам, амулетам и ритуалам других религий. Против такого тягчайшего греха предупреждает Писание: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу?» ( Ис. 8:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Глава 4 Кроме того, надобно показать, что Бог неохотно прощает идолопоклонникам. Бог неохотно прощает идолопоклонникам. В книге Исхода Моисей просит за народ и не успевает. " Молюся Ти, – говорит он, – Господи: согрешиша людие сии грех велик и сотвориша себе боги златы. И ныне аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси. И рече Господь к Моисею: аще кто согреши предо Мною, изглажу его из книги Моея» ( Исх 32.31–33 ). Также, когда Иеремия молился за народ, Господь сказал ему: «Ты же не молися о людех сих и не проси еже помилован ным быти им, и не моли, ниже приступай ко Мне о них, яко не услышу тя» ( Иер 7.16 ). Такое же негодование Божие на согрешающих Богу объявляет Иезекииль. " Бысть, – говорит, – слово Господне ко мне глаголя: сыне человечь, земля аще согрешит Ми, еже пастися грехом, и простру руку Мою на ню и сотру утверждение хлебное, и пущу на ню глад, и возму с нея человеки и скоты. И аще будут сии трие мужи среди ея, Ное и Даниил, и Иов... ни сынове, ни дщери их спасутся, но токмо сии едини спасутся» ( Иез 14.12–14, 16 ). То же в Первой книге Царств: «Аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу: аще же Господеви согрешит, кто помолится о нем?» ( 1Цар 2.25 ) Глава 5 И что Бог так негодует на идолопоклонство, что повелел умерщвлять даже тех, которые советовали приносить жертвы и служить идолам. Бог так негодует на идолопоклонничество, что повелел умерщвлять даже тех, которые советовали приносить жертвы и служить идолам. Во Второзаконии: «Аще помолит тя брат твой... или сын твой, или дщерь твоя, или жена твоя яже на лоне твоем, или друг твой, равен души твоей, отай глаголя: идем и послужим богом иным, ...от богов языков... да не соизволиши ему и не послушаеши его, и да не пощадит его око твое, ... ниже прикрыеши его; возвещая да возвестиши о нем, и рука твоя да будет на нем в первых убити его, и руки всех людей послежде: и побиют его камением, и умрет, яко взыскал есть отвратити тебе от Господа Бога твоего» ( Втор 13.6–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Здесь, как говорится, – без комментариев. Апостол Павел считал, что христианин должен быть довольным самым минимальным достатком, он писал: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» ( 1Тим.6:8–10 ). То есть, богатство в христианском понимание есть зона духовного риска. Позже святые Отцы сформулируют эту мысль тезисом: «Богатый спасается обнищанием». Священномученик Киприан Карфагенский писал: «Надобно удалятся от имущества, как от неприятеля, бояться, как меча и яда для обладающих им» (СДМ, стр.408). К стыду собственному говорю, некоторые собратья священники, и даже из числа монашествующих, архиереи придерживаются совершенно противоположных взглядов по этому вопросу. Помню, как на презентации одного из церковных отделов все ждали некоего олигарха от газового бизнеса, и когда этот ходячий кошелек, метр с кепкой, появился, вокруг него только хороводы не водили! И все подобострастно зашептали: «Пришел, пришел, наконец-то». А в это время Россия уже задыхалась в туго затянутой социальной петле. Трудно согласиться, говорю без осуждения, согласиться с подобными предпочтениями. Ибо Сын Божий некогда изрек: «И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф.19:24 ). Библия категорически запрещает брать деньги, запятнанные грехами. Сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень…» ( 4Цар.12:16 ). В наше время на подобные (пахнущие человеческим потом и кровью) денежные знаки такими падкими оказались мы, призванные Сыном Божиим к нищете и нестяжанию. Или никогда не говорил Христос сих слов: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» ( Мф.10:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Здесь, как говорится, – без комментариев. Апостол Павел считал, что христианин должен быть довольным самым минимальным достатком, он писал: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» ( 1Тим.6:8–10 ). То есть, богатство в христианском понимании есть зона духовного риска. Позже святые Отцы сформулируют эту мысль тезисом: «богатый спасается обнищанием» . Священномученик Киприан Карфагенский , писал: «Надобно удаляться от имущества, как от неприятеля, бояться, как меча и яда для обладающих им» (СДМ, стр.408). К стыду собственному говорю, некоторые собратья священники, и даже из числа монашествующих, архиереи придерживаются совершенно противоположных взглядов по этому вопросу. Помню, как на презентации одного из церковных отделов все ждали некоего олигарха от газового бизнеса и, когда этот ходячий кошелек, метр с кепкой, появился, вокруг него только хороводы не водили. И все подобострастно зашептали: «Пришел, пришел, наконец-то». А в это время Россия уже задыхалась в туго затянутой социальной петле. Трудно согласиться, говорю без осуждения, с подобными предпочтениями, ибо Сын Божий некогда изрек: «и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф.19:24 ). Библия категорически запрещает брать деньги, запятнанные грехами. Сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень…» ( 4Цар.12:16 ) В наше время только на такие (пахнущие человеческим потом и кровью) денежные знаки такими падкими оказались мы, призванные Сыном Божиим к нищете и нестяжанию. Или никогда не говорил Христос сих слов: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» ( Мф.10:9–10 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершаго не лишай милости» ( Сир.7:36 ). «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» ( Тов.4:17 ). В подтверждение того, что Церковь Христова молится за умерших братьев с самых первых времен христианства, можно привести следующие несомненные свидетельства: В одной из молитв литургии апостола Иакова мы читаем: «Господи Боже духов и всякия плоти, помяни тех, которых мы помянули православных от Авеля праведного до дня сего, Сам упокой их в селениях живых, в Царствии Твоем». Св. Дионисий Ареопагит , ученик Апостола Павла ( Деян.17:34 ), пишет: «Священнослужитель творит молитву над усопшим и, по молитве, целует его, а затем все предстоящие, в молитве же, просят бесконечную благость Божию, да простить усопшему все грехи, по немощи человеческой соделанные, и упокоить его в свете и стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, откуда удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание»... «об упомянутой молитве, которую произносит священнослужитель над покойником, перешедшее к нам от наших Богодухновенных наставников предание изложить необходимо 58 . Тертуллиан: «Мы творим приношение за умерших ежегодно в день их кончины» 59 . Ориген: «Мы творим память святых и родителей наших, или чтим благочестиво память друзей, в вере умерших, как радуясь их прохладе, так прося и себе благочестивого в вере скончания» (Письма 64). Священномученик Киприан Карфагенский : «Епископы, наши предшественники, благочестиво рассуждая и заботясь о спасении, определили, чтобы ни один из братьев умирая не назначал клирика опекуном или душеприказчиком, а если бы кто сие сделал, то не творили бы за того приношения, и жертва о успении его не совершалась бы, ибо не заслуживает именоваться в молитве священников пред алтарём Божиим тот, кто хотел отвлечь от него священников и слуг алтаря» 60 . Евсевий, историк 3-го и начала 4-го столетия, пишет: «Весь народ, вместе с священнослужителями, не без слез и глубоких воздыханий, возносил к Богу молитвы о душе царя (Константина) и этим исполнял желание боголюбезного» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010