Киприан мученикам и исповедникам, возлюбленнейшим братьям, желает здоровья. Обязанности моего звания и страх Господень заставляют меня напомнить вам письменно, мужественнейшие и блаженнейшие братья, чтобы вы, с таким самоотвержением и с таким мужеством хранящие веру Господню, сохраняли также закон и учение (disciplinam) Господа. Ибо, если всем воинам Христовым должно соблюдать заповеди своего Владыки, то тем более должно хранить заповеди Его вам, которые соделались для прочих примером мужества и страха Божия. И до сих пор я был уверен, что находящиеся там у вас пресвитеры и диаконы руководствуют вас своими советами и самым полным образом наставляют в законе евангельском, как это и прежде всегда делалось при наших предшественниках: тогда диаконы обязаны были, посещая темницы, своим советом и внушением заповедей Писания давать направления желаниям мучеников. Но теперь с величайшею болезнию сердца узнаю, что там не только не внушают вам Божественных заповедей, но еще и противодействуют им; что некоторые пресвитеры отвергают даже то, что вами самими делается и осмотрительно в отношении к Богу и почтительно в отношении к Божиему священнику. Так, письмом своим ко мне вы просили рассмотреть ваши желания и даровать мир некоторым падшим тогда, как окончится гонение и мы, соединившись с клиром, станем снова собираться вместе; а те пресвитеры, не имея ни страха Божия, ни уважения к епископу, вопреки закону евангельскому и вопреки почтительной вашей просьбе, прежде принесения покаяния падшими, прежде исповедания самого тяжкого и величайшего преступления, прежде возложения на них руки епископом и клиром в знак покаяния дерзают возносить за них жертву и преподавать им Евхаристию, то есть ругаться над святым Телом Господа, как написано: «иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни». И в этом можно еще извинить падших; потому что кто же из обреченных смерти не пожелал бы скорее получить жизнь? Кто не захотел бы поспешить к своему спасению? Но долг предстоятелей – держаться заповеди и вразумлять как поспешающих, так и неведущих; иначе долженствующие быть пастырями овец соделаются хищниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Желаю тебе, возлюбленнейший сын, всегда пребывать в добром здоровье. Письмо к Помпонию о девственницах Киприан, Цецилий, Виктор, Седат, Тертулл с пресвитерами присущими, брату Помпонию желают здоровья. Мы прочли, возлюбленнейший брат, присланное тобою чрез брата Пихония письмо; в нем ты просишь написать тебе: что мы думаем о тех девах, которые, решившись оставаться в своем состоянии и ненарушимо хранить целомудрие, возлежали, как оказалось потом, на одном ложе с мужчинами (в числе их ты указываешь на одного диакона) и которые, сознавшись в этом, утверждают, что остались непорочными? Так как ты по этому поводу обратился к нам за советом, то знай, что мы нисколько не отступаем от евангельских и апостольских преданий при постоянно-ревностном попечении о наших братьях и сестрах и при охранении церковного благочиния всеми полезными и спасительными средствами. Господь говорит: «и дам вам пастыри по сердцу Моему и упасут вас разумом и учением» ( Иер. 3, 15 ), и в другом месте Писание говорит: «наказание уничижаяй окаянен» ( Прем. 3, 11 ); об этом же самом и в псалмах Дух Святой учит: «приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его» ( Пс. 2, 12 ). Итак, первее всего, возлюбленнейший брат, как предстоятелям, так и народу должно особенно заботиться о тщательном соблюдении, ради страха Божия, Божественных правил благочиния, а также о том, чтобы не допускать братьев наших заблуждаться и жить по своей прихоти и произволу и подавать им верную помощь к жизни. Поэтому-то должно воспретить девам жить в одном доме с мужчинами, не говорю вместе спать, но и даже жить вместе, потому что и слабый пол, и возраст еще неопытный требуют от нас во всем задержки и руководства; а иначе можно подать повод к обольщению диаволу, который расставляет сети, жаждая добычи. Апостол сказал: «ниже дадите места диаволу» ( Еф. 4, 26 ). Корабль, попавший на опасное место, тотчас нужно спасать оттуда, иначе он потерпит крушение среди подводных камней и скал.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Сведения сии почерпнуты из собственных сочинений святого Киприана и особенно из его писем; из жизни святого Киприана, писанной Понтием диаконом, который неотлучно находился при нем в последние годы его жизни; из похвального слова святому Киприану Григория Назианзина и беседы Августина о мученичестве святого Киприана; а также из некоторых мест в писаниях Иеронима, Августина и других, где они сказывают что-либо о святом Киприане. Фасций Цецилий Киприан (полное наименование святителя) родился в Карфагене, знаменитом городе Африки, около 201 года. Неизвестно, кто именно были его родители, ибо ни он сам, ни его дееписатели не упоминают о них. Известно только, что он произошел от знаменитой карфагенской фамилии ( Григорий Назианзин в похвальном слове святому Киприану), и что родители его, обладая великими богатствами, не имели единственного истинного сокровища – веры во Христа. Воспитание, полученное Киприаном, соответствовало знатности происхождения и отличным его дарованиям. Он был обучен всем наукам, которые входили в состав тогдашнего языческого образования, особенно же изящным (Понтий, из жизни святого Киприана). В последних оказал он столько успеха, что из слушателя красноречия непосредственно сделался наставником оного в Карфагенском училище (Иероним, в каталоге знаменитых мужей). Зная обыкновение, согласно коему в древности должность публичного учителя красноречия большей частью была соединяема со званием судебного оратора, и из слога некоторых писем Киприановых (Письмо к Донату) заключают, что он дар слова своего употреблял, между прочим, и на защищение невинности перед зеркалом правосудия. С основательным знанием отечественного (латинского) языка Киприан соединял обширные сведения в греческом. Посему-то, сделавшись христианином, в сочинениях своих он нигде почти не держался какого-либо латинского перевода Священного Писания , а следовал (особенно в книге псалмов) собственному разумению греческого текста и, подобно Тертуллиану , всегда приводил Евангелия с греческим заглавием.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Они, помышляя об этом, хотя и получили свидетельство от мучеников, но чтобы удовлетворение их могло быть принято Господом, с мольбой писали мне, что сознают свое преступление и приносят истинное покаяние, но не спешат безрассудно или неблаговременно к миру, а ожидают нашего прибытия, говоря, что самый мир, если они получат его при нас, будет для них приятнее. Сколько я был обрадован ими – свидетель Господь, Которому угодно было показать, чего от милости Его заслуживают подобные рабы. Письмо их я получил недавно; а теперь прочитал ваше, в котором пишется иное. Потому прошу: разбирайте ваши желания и, кто бы вы ни были – приславшие ныне ко мне это письмо, пропишите в свитке имена ваши и свиток с именами всех порознь пришлите ко мне. Ибо прежде надобно мне знать, к кому писать ответ. Тогда, по мере моего звания и обязанности, я буду отвечать порознь на все, о чем вы писали. Желаю, возлюбленнейшие братья, чтобы вы всегда были здоровы и действовали по учению Господа мирно и покойно. Прощайте. Письмо к пресвитерам и диаконам Киприан братьям, пресвитерам и диаконам, желает здоровья. Честно и правильно поступили вы, возлюбленнейшие братья, решившись, по совету бывших при вас товарищей моих, не иметь общения с Гаием Дидденским пресвитером и с диаконом его: они сообщаются с падшими, приносят молитвы их и, быв часто обличаемы в нечестивых заблуждениях своих, несмотря на неоднократное, как вы писали ко мне, увещание моих товарищей не делать этого, упорно пребывают в своем предубеждении и дерзости и тем обольщают некоторых из нашего народа, – которым мы со всем смирением желаем помочь и которым, не по притворной лести, но по чистой вере, для спасения их, советуем истинным покаянием и воздыханием и глубокою скорбию умилостивить Господа. В Писании сказано: «помяни убо, откуду спал еси, и покайся» ( Апок. 2, 5 ); и в другом месте говорит Божественное Писание: «тако глаголет Господь: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися, и уразумееши, где еси был» ( Ис. 30, 15 ). Но каким образом могут воздыхать и совершать покаяние те, которых воздыхания и слезы задерживают некоторые из пресвитеров, допустившие их к общению, и которые не знают, что написано: «блажащии вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают?» ( Ис. 3, 12 .) В самом деле, здравые наши и истинные советы нисколько не помогут, когда спасительной истине будут противопоставлять ласкательства и гибельное потворство.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Если они слишком нетерпеливы, то требуемое ими в их власти: самое время с избытком дает им более, нежели сколько они требуют. Брань еще продолжается, и борцы ежедневно подвизаются на поприще. Если кто истинно и твердо раскаивается в своем проступке; если в ком теплота веры превозмогает, то не желающий ждать может искать венца. Желаю вам, возлюбленнейшие братья, всегда здравствовать и помнить о нас. Приветствуйте моим именем все братство и просите помнить о нас. Прощайте. Письмо к пресвитерам и диаконам римским Киприан находящимся в Риме пресвитерам и диаконам братьям делает здоровья. Не просто и не верно, как я узнал, возлюбленнейшие братья, передают вам то, что здесь мною сделано и делается, и потому я почел нужным в настоящем моем письме дать вам отчет в образе моего действования, учения и осмотрительности. Как только разразилась в первый раз буря внезапного возмущения и народ часто обращался ко мне с неистовым воплем, я, следуя повелению Господа и помышляя не столько о своей безопасности, сколько об общем спокойствии братьев, удалился на время, чтобы неблаговременным присутствием своим не увеличить еще более начавшегося смятения. Впрочем, отсутствуя телом, я не отсутствовал ни духом, ни делом, ни моими увещаниями и, согласно заповедям Господа, подавал советы братьям нашим, в чем только мог по моей мерности. А что я делал, о том говорят разновременно выпущенные, в числе тринадцати, и пересланные к вам мои письма; в них, сколько это возможно было для моей мерности, по закону веры и страху Божию, при содействии Господа, – нет недостатка ни в совете клиру, ни в увещаниях исповедникам, ни в обличении, когда это было нужно, изгнанникам, ни в наставлении всему братству и убеждении молить Бога о милосердии. Когда же настали мучения, то наше слово проникло и к тем из наших братьев, которые или были уже мучимы, или, заключенные, готовились к мучениям, – чтобы укрепить и утвердить их. Потом, когда я узнал, что осквернившие руки и уста свои святотатственным прикосновением или, не менее того, запятнавшие совесть мерзкими книжками начали со всех сторон подступать к мученикам и неблаговременными и льстивыми просьбами обольщать исповедников, так что ежедневно, безо всякого разбора и испытания каждого из них, давалось по тысяче свидетельств, вопреки закону евангельскому, я писал письма к мученикам и исповедникам, стараясь по возможности обратить их моим советом к заповедям Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Желаю тебе, возлюбленнейший брат, всегда здравствовать. Письмо к Корнелию о признании его епископом и о Фелициссиме Киприан брату Корнелию желает здоровья. Как было прилично рабам Божиим и особенно священникам правдивым и миролюбивым, мы недавно послали, возлюбленнейший брат, сослужителей наших Калдония и Фортуната, дабы они не только посредством нашего письменного убеждения, но и чрез личное свое присутствие и общее с вами совещание оказали содействие и употребили, какие можно, меры к тому, чтобы совокупить члены разделенного тела в единство Вселенской Церкви и связать их узами христианской любви. Во внимании к тому, что противная сторона, по упорному и непреклонному упрямству, не только отторглась от корня и уклонилась от недр и объятий матери, но еще, усиливая и возобновляя раздор на худшее, избрала себе епископа и, в противность однажды преданному таинству Божественного устроения и вселенского единства, поставила прелюбодейную и неприязненную главу вне Церкви, мы, получивши письма от тебя и от наших сослужителей, и по прибытии добрых мужей и возлюбленнейших наших товарищей, Помпея и Стефана, все это к общей радости твердо засвидетельствовавших и доказавших, как того требовала святость и истина Божественного предания и церковного чиноположения, отправили к тебе наше письмо и, сообщив о том каждому из наших товарищей в области, распорядились, чтобы и с их стороны отправлены были письма с нашими братьями. Впрочем, наша мысль и наше решение были уже там явны братьям и всему народу; потому что из писем, полученных недавно от той и от другой стороны, мы прочли только твое письмо, объявив во всеуслышание о поставлении тебя во епископы; а то, что с оскорбительными грубостями изложено было противною стороною в присланном к нам свитке, с пренебрежением отвергли ради общей чести и из почтения к важности и святости священства, рассуждая и соображая, что при столь многочисленном и благочестивом собрании братьев, где совосседают священники Божии, не должно этого ни читать, ни слушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Всеобщее удивление, возбуждаемое добродетелями Киприана, недолго оставалось без плода. Несмотря на то, что он был между самыми новообращенными новообращенный, его, по общему согласию, причислили к сословию клира, а вскоре сделали и пресвитером (Понтий, из жизни Киприана). Все видели, пишет Понтий, что успехи Киприана в духовной жизни не подчинены обыкновенному порядку времени; а посему никто не почитал нужным подчинять его принятому порядку церковных степеней. Глас народа в сем случае был только отголоском гласа Божия. С распространением круга обязанностей, распространялась и ревность Киприана. Дом его отверст был для всякого: голодный находил в нем пищу, нагой – одежду, угнетаемый – защиту, кающийся – утешение, слабый совестью – здравый совет (Понтий, из жизни Киприана). Никто не возвращался из него недовольным, разве только собственным недостоинством. Между тем, преимущественным занятием Киприана было проповедание Божественного слова. Зная, что примеры гораздо сильнее действуют на сердце, он старался не столько указывать, как должно поступать, сколько показывать, как поступали святые Божий человеки. В изображении каждого из них он наблюдал некоторое святое искусство (Понтий, из жизни Киприана). Проходя жизнь какого-либо святого мужа, он останавливал внимание своих слушателей на тех качествах его сердца и на тех подвигах его, коими он заслужил особенное благоволение Божие, дабы, возводя слушателей к самому источнику духовного величия прославляемого праведника, открыть им тем удобнейший способ подражать его добродетелям. Слушатели Киприана с радостью примечали во многих поступках его близкое и верное подражание некоторым знаменитым деяниям святых мужей. Вскоре последовавшая смерть карфагенского епископа подала народу случай снова изъявить глубокое уважение, которое все имели к пастырским добродетелям Киприана. Он по времени принадлежал еще к числу новообращенных; несмотря на сие, все желали иметь его епископом. Не столько бы тяжела была весть о гонении для малодушия слабых, сколько тяжело было известие о сем для Киприана. Никто более его не сознавал достоинства других, и никто менее его не чувствовал собственных совершенств. Он решительно отказался от епископского престола. Но народ, наученный его же примером не ослабевать в совершении похвальных предприятий, не отстал от своего намерения. Произошло странное зрелище! Одни собрались во множестве перед домом будущего святителя, другие заняли все входы и исходы оного; прочие, оставшись во храме, молились, как бы ожидая от него приговора над собою. Киприан, так сказать, осажденный усердием будущей паствы, внял в ее гласе гласу Божию, и место уныния заступили всеобщая радость и торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

М.Е. Сергеенко (К 1725-летию со дня кончины) С жизнью и деятельностью священномученнка Киприана нас знакомят, главным образом, письма, а затем его биография, составленная, по свидетельству блаженного Иеронима , диаконом святителя – Понтием. Был ли он действительно автором «Vita S. Cypriani» (в чем некоторые современные ученые сомневаются), написана ли она кем-то другим, утверждать трудно; несомненно только, что автор ее благоговейно чтил святителя Киприана, но мало что понимал в его деятельности; он, и только он, сохранил несколько драгоценных подробностей из его жизни, и за это миришься и с ограниченностью рассказчика, и с вялой риторикой его рассказа. Полное имя святителя Киприана: Цецилий Киприан. Было у него и прозвище Тасций, под которым его знал весь Карфаген и которое упомянуто и в официальных документах. Его происхождение и смысл нам не понятны. Родился он около 210 г. (точная дата неизвестна) в богатой и видной карфагенской семье, получил превосходное по тому времени образование, был преподавателем в риторской школе (тогдашний университет) и занимался адвокатской практикой. О его тогдашней мирской жизни мы ничего не знаем. С внешней стороны она, вероятно, была обычной жизнью состоятельных и культурных людей того времени: серьезные занятия чередовались с развлечениями, приятельской беседой, веселой пирушкой. В аристократических карфагенских кругах молодой профессор был своим человеком; здесь у него завязались дружеские связи, которые не смогли оборвать ни время, ни переход в христианство : когда над ним нависла угроза казни, старые друзья настоятельно предлагали ему спрятаться в надежном убежище (Vita, 14). Почему светский человек, известный адвокат и ритор, до 45 лет пребывавший в язычестве, принял христианство ? Автор «Vita» упоминает старого священника Цецилиана, который своими беседами «вывел его из мирских заблуждений и привел к познанию истинного Бога» (Vita, 4). Святитель Киприан ничего не говорит ни об этих беседах, ни о той внутренней работе, которая вывела его из язычества. Он пишет только о ее конечном результате: «Сомнительное стало определенным, закрытое раскрылось, осветились потемки, трудное стало посильным» (Ad Donat., 3); в Крещении его осенила благодать, совершенно его переродившая.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

КНИГА ТРЕТЬЯ Киприан сыну Квирину желает здоровья. По вере и любви твоей ко Господу Богу, ты просил меня, любезнейший сын, извлечь из Св. Писания для твоего наставления некоторые отрывки, относящиеся к религиозному благочинию нашего вероисповедания: тебе хочется соблюсти строгую бережливость в Божественном чтении, чтобы дух не утомлялся обширными и многими свитками книг, но, узнав перечень заповедей небесных, в спасительном и святом сокращении имел поддержку для своей памяти. От полноты любви моей к тебе, я сделал просимое тобою: потрудился один раз, чтобы навсегда избавить тебя от труда. Итак, сколько это было возможно для моей мерности, я собрал некоторые заповеди Господни и Божественные учения: они будут и легки и полезны для читающих, так как, приведенные в возможно краткий состав, и скоро читаются и могут быть часто перечитываемы. Желаю тебе, любезнейший сын, всегда здравствовать. I. О благе дела и милосердия У Исаии говорится: «возопий крепостию и не пощади; яко трубу возвыси глас твой и возвести людем Моим грехи их и дому Иаковлю беззакония их. Мене день от дне ищут и разумети пути Моя желают, яко людие правду сотворившии и суда Бога своего не оставившии; просят ныне у Мене суда праведна и приближитися ко Господу желают, глаголюще: что яко постихомся и не увидел еси? смирихом души наша и не уведел еси? Во дни бо пощений ваших обретаете воли ваша и вся подручная ваша томите. Аще в судех и сварех поститеся и биете пястьми смиреннаго, вскую Мне поститеся якоже днесь, еже услышану быти с воплем гласу вашему? Не сицеваго поста Аз избрах, и дне, еже смирити человеку душу свою; ниже аще слячеши яко серп выю твою и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен. Не таковаго поста Аз избрах, глаголет Господь; но разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенныя в свободу и всякое писание неправедное раздери; раздробляй алчущим хлеб твой и нищия безкровныя введи в дом твой; аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Примирить раздор и проповедать церковное единение – такова была историческая задача св. Киприана 4 . У Киприана было уже большое наследство от прошлых веков, которым он мог воспользоваться в борьбе с церковным разделением. Еще св. Игнатий Богоносец , который сам о себе говорил, что он предназначен к единству, настойчиво говорил о необходимости для церковного мира и сохранения истинной веры подчинения епископу. У св. Игнатия даются и некоторые основы для такого именно центрального положения епископа в Церкви. У св. Иринея и Тертуллиана , а еще раньше и у св. Климента Римского мы уже видели учение о богоучрежденности иерархии и непрерывности апостольского преемства епископов. И вот мы видим, как все эти мысли усвоены и св. Киприаном 5 . Киприан только подробнее их излагает и аргументирует; но в то же время он наиболее оттеняет иную сторону в положении епископа. Раннейшие писатели рассматривали епископа преимущественно как хранителя вверенной Церкви Христовой истины. Раскольники, с которыми пришлось иметь дело св. Киприану, не искажали учения, но вводили раздор и несогласие. Для Киприана поэтому согласие с епископом необходимо прежде всего для сохранения церковного мира. Св. Киприан ясно и решительно говорит о богоучрежденнос-ти иерархии в Церкви. Господь Иисус Христос Сам говорил, что ничто, даже самое малое, не бывает без ведения и допущения Божия (см.: Мф. 10:29 ); неужели же можно полагать, что священники поставляются (ordinari) в Церкви без Его ведома! Решить, что поставляемые (qui ordinantur) суть недостойны и законо-преступны, не есть ли это верить, что «не от Бога и не через Бога поставляются (constituantur) священники Его в Церкви»? 6 Бог поставляет священников. Христос лично, по Своему усмотрению и мановению (arbitrio et nutu ас praesentia), управляет как самими начальниками, так и Церковью с начальниками 7 . Господь благоволит избирать и поставлять Себе в Церкви Своей священников; Он соблюдает избранных и поставленных Своей волей и помощью, воодушевляя начальствующих и подавая им мужество к обузданию высокомерия нечестивых 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010