29 Святых апостолов Петра и Павла 30 Собор 12 Апостолов Месяц июль 1 Святых Космы и Дамиана 2 Положение ризы Богородицы 3 Мч. Иакинфа. Святого Филиппа митр. Моск. 4 Святого Андрея. Св. Марфы 5 Преподобных Афанасия и Сергия Радонежского 6 Преподобного Сисоя Великого 7 Преподобных Фомы и Акакия 8 Великомученика Прокопия. Каз. ик. Богород. 9 Святых мучеников Панкратия и Кирилла 10 Святых мучен. 45. Преподобного Антония 11 Велик. муч. Евфимии. Блажен. кн. Ольги 12 Мучеников Прокла и Илария 13 Собор Архангела Гавриила 14 Апостола Акилы. Прп. Онисима 15 Мучен. Кирика и Иулитты 16 Священномучен. Афиногена, м. св. Иулии 17 Велик. муч. Марины. Лазаря. 18 Мучен. Емилиана и Иакинфа 19 Преподобн. Макрины, Дия. Святого Романа 20 Прр. Илии. Преподоб. Аврамия 21 Преподоб. Симеона и Иоанна 22 Свят. Марии Магдалины 23 Мучеников Трофима и Феофила 24 Мученицы Христины. Князей Бориса и Глеба 25 Успение святой Анны. Св. Олимпиады 26 Мч. Ермолая. Пр. Моисея 27 Великомуч. Пантелеймона. Препод. Анфисы 28 Апостолов Прохора и Никанора 29 Мученика Каллиника, муч. Серафимы 30 Апостолов Силы и Силуана 31 Святого Евдокима. Мучен. Иулитты Месяц август 1 Происхождение Древ Креста Господня 2 Перенесение мощей мученика Стефана 3 Преподоб. Исаакия и Антония 4 Св. семи Отроков в Ефесе 5 Мучен. Евсигния и Кантидия 6 Преображение Господне 7 Препод. мученика Дометия. Препод. Пимена 8 Свят. Емилиана и Мирона 9 Апостола Матфия. Мученика Антония 10 Мучен. Архидиакона Лаврентия 11 Мучеников Евпла, Феодора и Василия 12 Мучен. Фотия и Аникиты 13 Преподоб. Максима. Св. Тихона Задонского 14 Прр. Михея. Пр. Феодосия 15 Успение Пресвятой Богородицы 16 Нерукотворенного Образа 17 Мученика Мирона. Прп. Алипия 18 Мучеников Флора и Лавра 19 Мученика Андрея Стратилата 20 Прр. Самуила. Мученика Севира 21 Апостола Фаддея. Пр. Аврамия 22 Мученика Агафоника. Свят. Афанасия 23 Мученика Луппа. Св. муч. Иринея 24 Свящ. муч. Евтиха. Святого Петра митр. 25 Апостола Варфоломея и Тита 26 Мч. Адриана и Наталии 27 Преп. Пимена. Св. Осии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

год Собора В это время униаты занимают Собор и владеют им до 1633 г., т. е. около 37 лет. В акте конфедерации 1599 года, так описывается состояние Правосл. Церкви, по введении унии «уже по большей части наши церкви, монастыри, храмы, соборы иные постыдным разграблением, великим мучительством и проч. завладены разорены и опустошены, другие, по удалении нас от собственности и от распоряжения оной, отняли» и проч. Видевшие Собор в конце 16 века пишут: «Между развалинами возносится церковь Св. Софии, сооружённая некогда по Греческому образцу с величайшими издержками и трудами. Пол в ней из мозаики, золото и лазурь ещё светились в подземных сводах и приделах; в самом здании колонны из порфира, алебастра и мрамора» 35 1620 и далее 584 и далее После 20-летнего небытия митрополита Киевского, посвящён (не в К.-Соборе, занятом униатами, а в Лавре) патр. Иерусалимским Феофаном митр. Иов Борецкий и жил в монастыре Михайловском. В его время (как пишет Афанасий Кальнофойский в своей книге Тератургим) двери Собора были завалены большой грудой павшей стены и кучей развалин, видны даже были сквозные трещины в стенах. В 57 лет своего владычества униаты довели Собор до крайнего разорения. В 1625 г., 6 сент. виден был чудесный свет в Соборе от мощей священномучен. Макария. М. Иов Борецкий предсказал, что эта церковь паки возвратится туда, откуда она отнята 36 1633 и далее 597 и далее «Июля 2 дня, во вторник в 13 часу исполнилось то, что Духом Святым предсказал святоусопший преосв. Отец митр. Иов Борецкий. Ибо в это время, по воле Его Королевского Величества и всей Речи Посполитой, отобрали Св. Софийскую церковь у униатов – препод. отец Исаия Трофимович, тогдашней коллегии Могилянской в Киеве ректор, ныне игумен монастыря Святители Николая Пустынного, и отец Анатолий Мужаловский, проповедник Печерский, игумен Кирилловский. Через несколько лет она значительно, старанием преосв. Киевск. митр. Петра Могилы и милостыней православных людей, поправлена, как каждый видит». Так пишет Афанасий Кальпофейский. (См. то же описание, стр. 5 и 6). A Сильвестр Косов в Патериконе, стр. 181, говорит, что церковь Св. Софии так была опустошена и разорена, что и в его время с великим иждивением едва выкопана из развалин. М. Сильвестр Косов , без сомнения, продолжал Труды П. Могилы по Собору. Но после него бывшие митрополиты (1657–1685) Киевские не жили в Киеве, по причине неспокойного времени, и Собор в 28 лет мог опять прийти в худое состояние 37

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Приход составляют, по сю сторону Волхова: село Ильинское, деревни: Извоз - на Волхове, в 4 верстах; Виковщина, при р. Заклюке, в 3 верстах; Кикино, при той же реке, в 2 верстах; усадба Дунино, в 2 верстах. По другую сторону Волхова расположены: Быльчина, в 2 верстах от церкви, усадьба Стуглево — в версте, Симанково, сельцо Никольское 2 верстах, Заполек, Рокольско и Обухово. Всех прихожан, м. п. 373, ж. 389. В приходе есть до 30 немцев, мекленбургских подданных. Это рабочие на бутылочном заводе, находящемся на Волхове, между деревнями Гадовом и сельцом Рокольско. Прихожане занимаются хлебопашеством, плитной ломкой, заготовкой дров и перевозкой их чрез Волховские пороги. Есть в приходе три ветряных мельницы и две кузницы. Грамотных до 100 человек. Школа открыта была в 1852 году и помещалась в одном доме с священником. Ныне существует школа от министерства. В ней учатся от 35 до 40 человек обоего пола. Ученики участвуют в церковном чтении и пении. Кроме обычных праздников, крестьяне празднуют еще: Николаю Чудотворцу. в деревне Извоз, вероятно по причине близости к Никольскому монастырю; Преображение и Казанской Божьей Матери — в Виковщине; Введению во храм — Быльчине, в память бывшей некогда здесь приходской церкви; Знамению Божьей Матери в селе Ильинском; Казанской Божией Матери в Симанкове, Запольке и Стуглеве; Рождеству Богородицы — в Кикине. Кроме обычных крестных ходов, совершаются еще: 1) в селе Ильинском июня, в память пожара 1848 года, вокруг села, и 20 июля, вокруг церкви; 2) в деревне Заполек в Ильинскую пятницу, в память падежа скота, и 29 октября с ношением по домам иконы Казанской Божией Матери; 3) в деревне Извоз мая, для окропления скота; 4) в Виковщине 8 июля, с тою же целью; 5) в Кикине - 8 сентября. Часовни находятся: 1) в Запольке - во имя Покрова. В ней есть деревянный 8-конечный крест, вышиною в сажень и ¾ аршина. На нем, между прочим, написано: «Праздновать праздники: Покрову Богородицы, священномучен. Димитрию, Флору и Лавру и священномученику Власию» и еще: «поставлен сей Святый Животворящий крест Господень на поклонение православным христианом, 7195 года, июня 3 дня». 2) В Виковщине — Преображения 3) между деревнею Быльчино и усадьбою Стуглево, в 40 саж. от Волхова, часовня, в память бывшей церкви Введения. У деревни Симанково есть две сопки. Попечительство учреждено в 1872 г. Председатель его почетный гражданин Гавриил Егоров Ильинский. Денег собирается в год до 15 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=03303

2 Свящ. муч. Феодота. Св. Арсения 3 Мч. Евтропия и Клеоника 4 Пр. Герасима. Мч. Павла 5 Мч. Конона. Пр. Исихия 6 Святых 42 мучеников Амморейских 7 Священномуч. Ефрема, Василия и других 8 Пр. Феофилакта и Дометия 9 Святых 40 Мучеников Севастийских 10 Мч. Кодрата и Киприана 11 Святого Софрония, патр. Иерус. 12 Пр. Феофана. Святого Григория 13 Святого Никифора патриарха Царегр. 14 Преподоб. Венедикта. Св. Феогноста 15 Муч. Агапия, Пуплия и других 16 Муч. Савина и Трофима 17 Пр. Алексия, человека Божия 18 Святого Кирилла Иерусалимского 19 Мучен. Хрисанфа, Дарии и Клавдия 20 Преподоб. Иоанна, Сергия и Патрикия 21 Пр. Иакова еп. Святого Фомы 22 Священномученика Василия 23 Преподобномученика Никона. Муч. Лидии 24 Пр. Артемона. Святого Артемия 25 Благовещение Богородицы 26 Собор Архангела Гавриила 27 Святой Матроны Селунской 28 Пр. Илариона и Стефана 29 Святого Марка. Пр. Кирилла 30 Пр. Иоанна, писателя Лествицы 31 Преп. Ипатия. Св. Ионы, Митроп. Киевск. Месяц апрель 1 Преподобной Марии Египетской 2 Пр. Тита. Мученика Поликарпа 3 Преподобнлго Никиты. Муч. Елпидифора 4 Преподоб. Иосифа и Георгия 5 Мучеников Феодула и Агафопода 6 Свят. Евтихия, патриарха Константиноп. 7 Преподобных Георгия и Даниила 8 Апостолов Иродиона, Агава, Руфа и друг. 9 Муч. Евпсихия. Преподобномученика Вадима 10 Мучеников Терентия и Максима 11 Св. муч. Антипы. Преподобного Иоанна 12 Святого Василия. Прп. Исаака 13 Священномученика Артемона 14 Св. Мартина, папы Римского 15 Апостолов Аристарха и Трофима 16 Мучениц Агапии, Ирины и Хионии 17 Св. Симеона. Пр. Зосимы Соловецкого 18 Преподобного Иоанна. Св. Космы 19 Преподобного Иоанна. Св. Георгия. 20 Препод. Феодора и Анастасия 21 Священномученика Ианнуария 22 Преподоб. Феодора Сикеота 23 Святого Великомученика Георгия 24 Мучен. Саввы Стратилата 25 Апостола и Евангелиста Марка 26 Священномуч. Василия. Св. Стефана 27 Священномучен. Симеона, епископа Иерусал. 28 Свят. Апост. Иасона и Сосипатра 29 Святых 9 Мучеников в Кизике 30 Апостола Иакова. Святого Доната Месяц май

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Иерусалимск и й патриарх должен отличаться такими же качествами, какие требуются уставом и от константинопольского патриарха: не моложе 40-летнего возраста, не менее 10 лет службы епископской или архимандритской, турецкое подданство, безупречная жизнь, богословские познания, знание церковных и гражданских законов, доверие правительства и народа. Избрание иерусалимского патриарха совершается также, в сущности, сходно с требованием константинопольского устава. После того, как сделается свободною патриаршая кафедра, Синод избирает местоблюстителя, который, получив известие о своем утверждении Портой, посылает грамоты к митрополитам и епископам иерусалимского престола, приглашая их-в течение 21 дня прибыть в Иерусалим, и отдельно просить жителей прислать по одному священнику от каждой епархии для участия в избрании нового патриарха. Приглашенные собираются в иеру салимском монастыре и записками указывают достойных кандидатов. После этого список кандидатов отправляется в Константинополь на усмотрение Порты. По возвращении от Порты этого списка, составляется общий избирательный совет, в составь которого входят: члены синода, все архимандриты Иерусалимских монастырей, протосинкеллы, местные священники и прибывшие из епархии, два священника, избранные христианами Иерусалима. Из списка не исключённых Портой кандидатов, посредством тайного голосования, избираются три лица. После этого члены синода, а за ними и все избиратели, отправляются в Иерусалимский храм Воскресения Христова, совершают установленное молебствие и, тайной подачей голосов, члены синода из трех кандидатов избирают патриарха; при равенстве голосов перевес получает голос местоблюстителя. В иерусалимском патриархате нет ни постоянного смешанного, ни народно-церковного советов, но зато там есть так называемое Святогробское Братство 8 , которое имеет, правда, не официальное, но во всяком случае громадное влияние как на избрание патриархов, так и на все управление Иерусалимской церкви, и к голосу которого, по необходимости, должны прислушиваться патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Богородицы, что на сенях». (Слава Пресв. Владычицы). По 399 Ундольского подпись на ней была греческая. В Царьграде было от нее чудо в поражении скифов. По Сирмундову прологу XI-XII в. в Царьграде 19 августа совершалась память Максима исповедника и муч. Диомида в храме иерусалимской Богоматери (сн. 19 авг.), следов. или был особый храм ее или придел. Кажется, эта икона отлична от той иерусалимской, от коей был голос Марии египетской и которая была в Софию в Царьград принесена, где находилась в XII-XV веках, см. паломинка Антония стр. 62. В кривоезерской пустыне костромской губернии находится чудотворный образ иерусалимской Богоматери, написанный в начале XVIII в. Ск. об нем: Слава Пресв. Владычицы. Кн. III. отд. II. стр. 51. О чуде от иерусалимск. иконы Богоматери в измайловской Богадельне в 1866 г. см. Душепол. Чтен. 1867. Ч. I., а о знамении в Троицкой кривоезерской пустыне Странник 1861 г. июнь. 13 Мучч. Карп и Папила и дружина . В Деяниях св. (Apr. II. 120 и 968) те же метафрастовы или лучше Метафрастом перифразированные древние акты мученические. На греч. языке они изданы в полном Курсе Патрологии (Т. 115. 106). В конце их говорится, что святые усечены 18 октября и что св. тела их погребены верными на исцеление болезней и на бичевание злых духов. В месяцеслове Василия говорится, что Карп и Папила брошены в огонь, Агафоника взошла сама в пещь, Агафодор прежде умер во время мук. Сокращавший житие, вероятно, не досмотрел конца или иметь рукопись без конца. Евсевий говорит о сих мучениках (кн. IV. гл. 15): «Есть у нас записка и о других мучениках, пострадавших в азийском городе Пертам, именно: о Карпе, Папиле и женщине Агафонике, славно скончавшихся после многократного и достохвального исповедания». Но здесь, равно и у других древних писателей мартирологов, род смерти их не показан. Естественно, что сии записки были основанием и метафрастовых актов (сн. Ог. christ I. 877). Св. равноапостольная царица Елена построила в Константинополе монастырь во имя Карпа и Папилы на подобие гроба Господня (Дю-Канж IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

полн. месяцесл. востока 21 февраля). Он правил Иерусалимским престолом с 609 по 633 г. Из них несколько лет, вместе с животворящим древом креста Господня, он пребывал в плену у персов: В то время местоблюстителем иерусалимского престола бил св. Модест (с 614 по 628 г.). По возвращении из плена св. Захария правил престолом 5 лет. По смерти его был поставлен св. Софроний (см. в опис. Иерусалимск. патриархата), который дожил до шестого вселенского собора. Итак, свидетельство Феатрона не подтверждает мысли австрийцев о падении всех епископов во времена господства единовольной ереси и, будучи не вполне верным, не может иметь силы и важности. Что тогда епископы были см. из Барония, лето 649, ч. 1, л. 768 об. (в ст. « Церковь » против безпоп., в разб. 15 возр.; Взято из «Разбора апологии Швецова» М. Шустова 47 стр.). Разбор: Относилось, но надо знать, почему св. Григорий привел здесь это пророчество и будет понятно, что он его понимал не в смысле отсутствия епископов, а в смысле увеличения верующих. Эти слова находятся в 42 слове прощальном, произнесенном во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов (стр. 18). И говорит пред ними: «Некогда паства сия была мала и несовершенна, даже судя по видимому, это была не паства, а малые следы или останки паствы; без порядка, без надзора, без точных пределов; рассеянная и разбросанная там и здесь; всякий, кому как случилось, находил себе надзирателя и пастыря, промышляя о своем спасении... Плакали и мы. Пока дела наши были достойны слез. Ибо действительно и мы были изгнаны, извержены, рассеяны по всем горам и холмам, как бывает с не имеющими пастыря» (стр. 19). Ясно, что св. Григорий говорит о великих бедствиях, которые он и лично терпел, а так же и его паства. И потом,. когда уже тяжелые времена миловали, он так рисует положение своей паствы пред лицом собравшихся епископов: «Такова была некогда паства сия, и такою сделалась ныне – столь благоустроенною и расширенною! И если она несовершенна, то чрез постепенные приращения восходит к совершенству; а я предрекаю, что и будет восходить» (стр. 23). Следовательно, св. отец говорит о внешнем благоустройстве своей паствы, предрекает ей еще большее возрастание и в подтверждение своего предсказания, приводя слова прор. Исаии, говорит: «Слышу, кажется, и сие слово Того, Кто собирает сокрушенных и приемлет угнетенных: расшири ужа твоя еще, простри на десно и на лево, водрузи, покровов не пощади ( Ис.54:2–3 ). Я предал тебя. Я и помогу тебе: в ярости мале поразил тебя, и милостию вечною прославлю тебя (ст. 8). Мера человеколюбия превышает меру вразумления. То было за неправды, а сие за поклонение Троице, то для очищения, а сие для славы Моей» (стр. 24). Об уклонении епископов, как видели, здесь ни слова не говорится, а лишь о процветании церкви при отсутствии стеснительных обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Пс.3:6 .   Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Божественное Писание часто бедствия называет ночью; когда человек прибегает к Богу, то Господь избавляет бедствующего от скорбей, пробуждает его спящий ум и сохраняет кающегося от неприязни. В высшем смысле Пророк принимает на себя лицо Самого Владыки нашего и говорит от Его имени о страдании, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа (Афанасий, Феодорит, Августин, Григорий Нисский ). Пс.3:7 .   Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. «Нападающими» на Давида были соучастники Авессалома (смысл исторический); под ними же подразумеваются и демоны (смысл переносный). Множество нечестивых человек и демонов нападали на Христа Господа: но после воскресения Его из мертвых все враги видимые и не видимые «падоша» (смысл высший пророческий) (по Зигабену). Пс.3:8 .   Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Это изречение относится ко внутреннему человеку. Образ выражения заимствован от зверей, у которых сила именно и сосредотачивается в зубах. «Зубы грешников» – это неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся, чрез которые злые духи приближаются к нам и от которых мы терпим большие искушения (Василий В., Афанасий, Феодорит). Пс.3:9 .   Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Не должно возлагать надежды на человека, но от единого Бога ожидать «спасения» . Вольною Своею крестною смертью Христос соделал спасение миру. «Людем своим» – всем верующим в Него Спаситель даровал «благословение» Свое – Крест честной. Под «благословением» должно разуметь еще и благодеяния Божии, как следствие благословения Божьего (Афанасий, Златоуст, Кирилл Иерусалимск., Тихон). В конец, в песнех, псалом Давида, 4 Словом «в конец» псалом надписан потому, что содержит в себе пророчество о воскресении из мертвых, которое будет в конце настоящей жизни. В псалме Давид научает маловерных и тому, что над всеми делами человеческими надзирает и управляет промыслительно Бог (Феодорит, Августин).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Если, как пишет «Колокол» и др[угие] газеты, о. Клариона и о. Антония Свят[ейший] Синод признал еретиками, то почему вместе с ними не признал еретиком и о. Иоанна Кронштадтского : ведь на его точном писании они утверждали свое учение и буквально его слова повторяли – не больше!.. Если о. Иоанн Кр[оншдат]ский допустил подобную, признанную Св. Синодом еретической, мысль об Имени Божием, то почему благодать Божия не оставила его, и он при жизни и по смерти своей творил и творит чудеса? Так как эта же мысль находится у Блаженного Феофилакта Болгарского , Свят. Иоанна Златоуста , Пр. Симеона Нов[ого] Бог[ослова], Пр. Исихия Иерусалимск[ого] и у многих других святых, то как согласить еретические мнения [по учению имеборцев] сих святых с признанной всей церковью святостью их? Еще раз, как чада православной церкви, желающие незаблудно шествовать по пути спасения, просим Вас, Владыко Святый, выяснить наше недоумение,... в чьих устах Божественная об Имени Божием истина: в устах ли исполненного благодати и истины и весьма многих высочайших даров Св. Духа – о. Иоанна, а с ним и других, указанных нами, святых Отец и учителей церкви, – или в бездоказательных мудрованиях сих о. Иоанна противников, за которыми нас принуждают следовать? Кому из них нам следует больше верить и за кем идти? И если нас архиепископ Антоний клеймит названием «еретиков», то разве не с о. Иоанном мы останемся на противоположной архиепископу Антонию стороне? И дай Бог нам и всем оказаться вместе с о. Иоанном – это единственная цель нашей жизни. Вот, Владыко святый, наше понимание учения об Имени Божием, которое несколько подробнее изложено в приложенном здесь Исповедании. Ни в какие более глубокие исследования сего вопроса мы не входили и не входим, так как не имеем на это ни права, ни нужды. И пока нам не будут представлены истинные святоотеческие опровержения его учения, – прямые и непосредственные, а не какие-нибудь двусмысленные кривотолки мудрования человеческого измышления, – до тех пор мы никого не послушаем, так как знаем, что догматические истины не подчинены законам человеческого мышления, потому что в них излагается учение о Боге и об искуплении человека, «идеже побеждаются естества уставы». Кроме того, до сих пор никто нигде у Свв. Отец не нашел такого выражения: «Имя Божие не есть Бог», а примеров выражения: «Имя Божие есть Бог» – мы указали Вам достаточно; равным образом, никто из наших противников до сих пор сколько-нибудь толково и честно не опроверг этой истины. К тому же и анафема заставляет нас быть осторожными. Вот она: «Неправо изъясняющим Богомудрые изречения Свв. учителей Церкви Божией и покушающимся перетолковывать и извращать смысл учения, ясно и определенно благодатию Св. Духа изложенного, – анафема!» А куда же еще яснее приведенных святоотеческих слов!

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

В благословенной грамоте, полученной здесь, он титуловался «Малыя России митрополитом киевским и галицким», получал первое место между всеми русскими владыками и особенные от них знаки отличия 734 . В 1686 г. по ходатайству Самойловича и Иоакима, констант. патриарх (Дионисий) с согласия иерусалимск. патриарха (Досифея) и освященного собора признал навсегда зависимость киевской митрополии от московского патриарха 735 . С этого времени она юридически слилась с московским патриаршеством под одною властью и московский патриарх стал властно вмешиваться в ее внутренние дела, как показало например дело о хлебопоклоннической ереси. Митр. Гедеон поселился в Киеве, давно (со смерти Сильвестра) не видавшем у себя митрополита. Черниговский епископ Лазарь Баранович и киевопечерский архимандрит Варлаам Ясинский на первых порах не хотели было признавать его законным митрополитом и не сочувствовали подчинению киевской кафедры Москве; но должны были смириться и только достигли того, что были изъяты из – под власти киевского митрополита и подчинены непосредственно московскому патриарху. Устроив дела митрополичьей кафедры, русское правительство позаботилось и о православных в пределах Польши. В статьях вечного мира 1686 г. для них были выговорены: луцкая, перемышльская, львовская и белорусская епархии, полная свобода вероисповедания и русскому правительству предоставлено право наблюдения за положением православных в пределах Польши с вмешательством в случае их притеснения. Но статьи не исполнялись, а русское правительство было бессильно принудить к исполнению. Киевский митрополит, под власть которого отдавались означенные епархии, не мог свободно посещать их и властно управлять ими. Естественно, что уния делала там быстрые успехи даже среди высшей иерархии (см. выше). Зато в областях, удержанных под русской державой (по сю сторону Днепра – в восточной Малороссии с Киевом, в Северской области с Черниговом, в Смоленске и др.) крепло православие и сглаживались следы унии. § 37. Церковная литература и писатели

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010