411 «К убеждению в этом, – говорит проф. Чельцов (Ист. хр. Церк. т.1. стр. 78) –,приводят свидетельства Егезиппа и Климента Александрийского (см. Евсев. Церк. ист. кн. 2 , гл. 1 и 23). С своей стороны Евсевий говорит: «Иаковов было два: один – праведный, а другой – обезглавленный. Заметим, что в 23-й главе 2 кн. Церк. истории Евсевия, – где говорится о мученической кончине Иакова брата Господня, епископа Иерусалимского, он, также как и в 1-й главе, вовсе не называется ни Клеоповым, ни Алфеевым, ни принадлежащим к лику 12-ти, а говорится только то, что он «принял управление Церковью вместе с Апостолами. – «Имеет смысл и то, – заключает свои доводы г.Чельцов, – что если апост. Иаков Алфеев не был епископом Иерусалимским: то о нем от древности не сохранилось решительно никакого предания. Конечно, это имеет смысл, но может быть не тот, который желательно находить автору. Немного древних преданий сохранилось и о большей части прочих 12-ти Апостолов. Выражаясь словами самого автора Истории христ. Церкви, скажем, что некоторые Апостолы (каковы Фома, Варфоломей, Матфей евангелист, Матфий, Симон Зилот, Андрей Первозванный и, прибавим, Иаков Алфеев) – «проповедывали преимущественно в странах, неимеющих греческой образованности, и неподлежавших владычеству римского народа, от этого и предания о них так неопределенны (Ист. христ. Церк., ч.1, стр. 85). А какие предания существуют о св. апост. Иакове Алфееве, мы видели выше. 413 В подл.: τον γар Κλωπν, δελφ το Iω(…) πρχειν γσππζος ςορε (а в переводе СПб. д. академии – «ибо этот сын Клопы“)… 417 См. Месяцослов православно-кафолической восточной Церкви, состава протоиереем Димитрием Вершинским (СПб.) под 10 мая и 27 апреля, с указанием на восточные и западные источники. Мученическая кончина ап. Симона Зилота последовала в Британии, а священномученика Симеона в Палестине. 419 «Так, следуя Евангелию, называемому Петрову, или книге Иакова – полагал Ориген Маттн. t. 10, р. 45, Ioh. t. 1, р. 15, Luc. hom. 7 t. 5. р. 109 ed. Ion), Епифаний (adv. нег. 1,1–3), Феодот Анкирский (Amphil. ор. ed. Сответ. р. 56), Кирилл Алекс. (Glaphurorum, 7, р. 224), Иларий Маттн. с. 1, р. 671); тоже в Чет. Мин. дек. 28“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

50 упомянут только один Герман!] zu identifizieren zein, die nach Athan. ap. c. Ar. 51 [опечатка вместо 57] auf der Synode der palästinensischen Bischöfe in Jerusalem dem Athanasius zu seiner Rückkehr aus dem Exil 349 Glück gewünscht haben. К 349 году возвращение Афанасия в. из его 2-го изгнания можно было относить только до 1848 года, пока сердикский собор полагали на основании Сократа в 347 году. С открытием в 1848 году κεφλαια, вышедших в 1852 г. и в немецком переводе Ларсона, стало бесспорно, что Афанасий возвратился в 346 году. 125 Факт, что на иерусалимском соборе 346 присутствовали даже два Германа, дает основание с высокою степенью вероятности предполагать, что один из них был именно епископ ниапольский, присутствовавший на соборах неокесарийском [но не анкирском], антиохийском 324 г. и никейском, что он в 346 г. был еще жив. Это против Seeberg 97,4. Если мы не встречаемся с именем Германа на антиохийском соборе 332/3 г., то это не значит, что он к этому времени уже умер, а говорит скорее за то, что, как убежденный антиарианин, он просто не пожелал принять участие на этом соборе, руководимом Евсевием кесарийским . А против того вывода Зееберга, будто епископы в то время вообще, in der Regel, не слишком молодыми вступали в должность, nicht allzu jung antreten [Зееберг ссылается на пример Александров александрийского и византийского и 11 прав. неокесарийского собора], можно помимо Афанасия в. [его Зееберг считает «исключением " ] сослаться на продолжительное правление, напр., Наркисса нерониадского, патрофила скифопольского и Мария халкидонского. 126       Едва ли – аилскаго: собор созван был по желанию Афанасия в., возвра­щавшегося из изгнания и теперь вероятно спешившего в Александрию, поэтому и составился вероятно из епископов городов, ближайших к Иерусалиму; епископа аилского едва ли стали бы дожидаться. – Павел максимианопольский [не неокесарийский] и Петр никопольский присутствовали и на антиохийском соборе 332/3 г. под председательством Евсевия кесарийского (Schwartz, VIII, 392); но это не дает основания видеть в них лиц не твердых догматических взглядов, так как собор 332/3 года догматическими вопросами – насколько известно – не занимался; и даже в том случае, если – как я допускаю – именно этот собор низложил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Вместе с ними были арестованы иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священник Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников. Виновными в предъявленном обвинении они себя не признали. 14 июля 1930 года им было предъявлено постановление об окончании следствия. 23 июля обвинительное заключение было отправлено в Коллегию ОГПУ. 28 июля Коллегия рассмотрела»дело»и приговорила обвиняемых к расстрелу. Прошли праздники преподобного Серафима Саровского и пророка Илии. Вечером 2 августа обвиняемым объявили приговор. Затем их погрузили в машину, чтобы везти в окрестности Воронежа и учинить расправу. В десять часов вечера того же дня архимандрит Алексеевского монастыря Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Иоанн Стеблин–Каменский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Александр Архангельский, Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников были расстреляны. Священномученик Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров), архиепископ Воронежский, и 160 иереев, иже с ним убиенных (память 27 декабря по старому стилю) Р одился будущий Владыка 30 января 1855 года в Новгородской губернии в семье псаломщика. В 1877 году Василий окончил Новгородскую Духовную Семинарию, а в 1881 году — Санкт–Петербургскую Духовную Академию. В 1884 году он назначается на должность инспектора Новгородской Духовной Семинарии, вскоре принимает монашество с именем Тихон и становится иеромонахом. В 1890 году его возводят в степень архимандрита, и несколько позднее назначают ректором Новгородской Духовной Семинарии. В 1891 году отец Тихон — настоятель Новгородского Антониева монастыря, а в 1892 году, 2 февраля он был хиротонисан в епископа Можайского, викария Московской епархии. В 1899 году он занимает самостоятельную кафедру епископа Полоцкого и Витебского. В 1902 году Владыку переводят на кафедру епископа Пензенского и Саранского. В 1907 году он настоятель Воскресенского Ново–Иерусалимского монастыря под Москвой. В 1912 году — епископ Калужский и Боровский. В 1913 году, 13 мая — архиепископ Воронежский и Задонский. В 1917–1918 годы участник Собора Российской Православной Церкви.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Если это мое предположение о 8-летнем вдовстве антиохийской кафедры правильно, то это сообщение Сократа дает возможность установить дату антиохийского собора, низложившего св. Евстафия: собор этот был не в 330 году, и не раньше, а в 332 году. X Ход событий в Тире и Антиохии в 323–333 гг. [Год кончины Филогония]. Тирские епископы: Павел, Виталий и Ураний. – 12 тезисов. Список епископов тирских и антиохийских за 311–381 гг. Ход событий в Тире и Антиохии в 323–333 гг. представляется мне в следующем виде: Когда возгорелся в Александрии догматический спор, епископом – митрополитом города Тира, столицы Финикии, был престарелый Павлин, преемник епископа-мученика Тиранниона, бывший антиохийский пресвитер, – тот самый Павлин, при котором построен был в Тире великолепный храм, при освящении которого Евсевий кесарийский говорил длинную речь 148 . Этому же Павлину знаменитый историк посвятил 10-ю книгу своей церковной истории и 4 сочинения по географии Палестины 149 . Епископом – столицы Востока – Антиохии в это время был Филогоний, преемник Виталия, уже 2-й епископ по прекращении гонения. На епископскую кафедру он возведен был прямо из адвокатов 150 . Однако, ни откуда не видно, что, сделавшись епископом, он очутился не на месте. Он докончил постройку церкви ν τ Παλαι, начатой Виталием, и во дни Ликиния показал свою ревность по вере 151 . А в арианском споре он самым решительным образом стал на сторону св. Александра александрийского . Когда, вынужденный удалиться из Александрии, Арий обратился в Палестину и Сирию, он, по его словам, встретил там сочувствие со стороны всех восточных епископов, в особенности же со стороны Евсевия кесарийского , Феодота лаодикийского, Павлина тирского, Афанасия аназарвского, Григория виритского и Аетия лиддского, за исключением только троих «еретиков-неучей», νθρπων αρετικν κατηχτων: Филогония антиохийского, Елланика трипольского и Макария иерусалимского 152 . «Один из них» – говорит Арий – «называл Сына ρυγ, другой προβολ, третий сонерожденным. Этих нечестивых изречений мы даже и слушать не можем, хотя бы тысячей смертей угрожали нам еретики 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Из самого факта обращения предстоятеля Римской Церкви к коринфской общине было бы опрометчиво делать вывод о существовавшей тогда юрисдикции епископов одних Церквей над епископами других, тем более об универсальной вселенской юрисдикции Римской кафедры. Это реальности или теоретические построения позднейшей эпохи. Поместная структура Церкви сложилась намного позже, уже на исходе эпохи гонений, но положение в любой христианской общине не могло быть безразличным для братьев, живших в иных городах, а авторитет святого Климента, мужа апостольского, тесно общавшегося с самим Павлом, был исключительно высок в древней Церкви, независимо от того, какую общину он в ней возглавлял. Настаивая на отсутствии в Церкви в два первых столетия ее истории поместного строя и юрисдикции одних кафедр над другими, не следует доводить этот тезис до абсурда, отрицая особый авторитет некоторых общин, связанный со значительным числом принадлежащих к ним христиан, а также пребыванием их в крупнейших политических центрах, что впоследствии и составило основание для диптиха Церквей. И разумеется, римская община изначально имела особый авторитет, хотя в первенствующей Церкви она, конечно, уступала в этом иерусалимской общине – матери всех Церквей. Высоким авторитетом пользовалась от лет древних и Александрийская Церковь. По словам Евсевия Кесарийского, на восьмом году правления Нерона, следовательно, в 62 году от Р.Х., александрийскую общину возглавил «Анниан – первый после евангелиста Марка», именем которого открывается диптих ее предстоятелей. А в четвертый год правления Домициана, «когда исполнилось 22 года» служения Анниана, он скончался, и «его преемником и вторым епископом был Авилий». В первый год правления Траяна, или в 98 год от Р.Х., Авилия, «13 лет управлявшего Александрийской Церковью, сменил Кердон», который возглавлял ее до 107 года. «В Антиохии после первого епископа Еводия, – как пишет тот же историк, – славен был Игнатий, второй епископ». Еводий был преемником самого апостола Петра. Время его предстоятельства в Антиохии датируется в церковно-исторической науке, из-за отсутствия точных хронологических сведений у древних историков, по-разному. Один из несомненно условных вариантов: 43–67 годы, другой – и, вероятно, более близкий к действительности: 57–86 годы. Священномученик Игнатий Антиохийский был предан смерти в правление Траяна, в 107 году, или десять лет спустя – в последний год правления Траяна.

http://pravoslavie.ru/34570.html

Импер. Маркиан в своей грамате к палестинским монахам также писал: «некоторые не боятся распространять в народе книги Аполлинария, выдавая их за изречения св. отцев, чтобы своею ложью сбить с толку простецов» 1201 . После Халкидонского собора подложная литература в особенности сильно начала распространяться на востоке, так как монофиситы, разделившись на разные партии, стали подъискивать оправдания и основания для своих взглядов в учении св. отцев. Монофиситами в это время не только были использованы существовавшие подложные сочинения, но комплект их пополнен был новыми, не менее искусными по подделке, экземплярами. Об этом свидетельствует император Иустиниан, когда говорит: «чтобы искуснее замаскировать Аполлинарнево нечестие, они (его последователи) выдают принадлежащие св. отцам сочинения за его (Аполлинария) сочинения, а последние за творения первых, обманывая простаков и отвращая их от истины» 1202 . Затем, относительно подлогов очень хорошо говорит историк Евагрий, именно о монофиситских подлогах: «они преподносите нам то, что содержит анафему ( ναθεματισμν) на тех, кто считает две природы во Христе. Сам иерусалимский (епископ), утверждающий, что все это они выдумали, представил иное без такой анафемы. И не удивительно: ибо они и книги св. отцев ( λγους τν πατρων) часто подделывали; многие книги Аполлинария чрез надписание ( δι τν πιγραφν) приписывали Афанасию, Григорию Чудотворцу и Юлию. Такими же книгами они в особенности многих увлекают в собственное нечестие» 1203 . О подложных сочинениях, далее, знал и о них публично заявлял Евлогий, архиепископ Александр. Эти места его сочинений, однако, до нас не сохранились в подлиннике, а только в рецензии патр. Фотия. Рецензента, же говорить об этом очень кратко и неопределенно, только то, что приводимые еретиками свидетельства из Афанасия и Григория Чудотворца – не их собственные слова, а глупость Аполлинария, выдаваемая под их именем. Также не подлинны и слова из письма Юлия Римского к Дионисию, – это подделка аполлинаристов в роде Полемона» 1204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Иоанн Пророк, преп. Письма. Ист.: Barsanupheet Jean de Gaza.Correspondance. Texte établi par F. Neyt et P. de Angeüs-Noah, traduction par L. Régnault//Sources chrétiennes. 426, 427, 450, 451, 468. Paris, 1997, 1998, 2000, 2001, 2002. Перевод: Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. 4-е изд. СПб., 1905 [репринт: М., 1993]. Ириней Лионский , свт. Против ересей. Ист.: Contre les hérésies. Texte critique et traduction par et sous la direction de A. Rousseau//Sources chrétiennes. 264 (Livre I), 294 (Livre II), 211 (Livre III), 100 (Livre IV), 153 (Livre V). Paris, 1979,1982,1974,1965, 1969. Перевод: Сочинения св. Иринея, епископа Лионского/Изд. в рус. пер. прот. П. Преображенским . СПб., 1900 [репринт: М.: Паломник, 1996]. Исаак Сирин , преп. Слова подвижнические. Ист.: Το σου πατρς μν σακ το Σρου, Τ ερεθντα σκητικ, κδ. Νικηφρου το Θεοτκη, ν Λειψα 1770, νατυπομενα πιμ. ωακειμ Σπετσιρη. Афины, 1895. Перевод: Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические/Пер., предисл. С.И. Соболевского. Серг. П., 1911 [репринт: М., 1993]. Исаия Отшельник, преп. Аскетический сборник. Ист.: Abbé Isaïe.Recueil ascétique. «Spiritualité orientale». 7. Bégroles-en-Mauges, 1970. Перевод отсутствует. Исихий Иерусалимский , преп. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Ист.: Φιλοκαλα των ιερν νηπτικν. T. I. Афины, 1982. P. 141–175. Перевод: Добротолюбие. T. 2. М., 1900 (и переизд.). С. 161–212. Киприан Карфагенский , свт. Книга о смертности. Ист.: PL. Т. 4. Col. 583–602 . Перевод: Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Творения. М.: Паломник, 1999. С. 292–306. Кирилл Александрийский , свт. Толкование Послания к Римлянам. Ист.: PG. Т. 74. Col. 775–856 . Перевод отсутствует. Диалог о вочеловечении Единородного. Sur l’incarnation du Monogène. Texte et traduction par G.-M. de Durand//Sources chrétiennes. 97. Paris, 1964; Перевод: Диалог о вочеловечении Единородного/Пер. с древнегреческого, вступ. статья и примеч. К. Б. Юлаева//Богословский вестник. 5–6. 2005–2006. С. 65–150.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Когда в Египте свирепствовали гонения Галерия, епископ Ликопольский Мелитий, по свидетельству Епифания Кипрского, выступил с критикой слишком снисходительного, как ему представлялось, отношения епископа Александрийского Петра к принятию в общение падших. Разногласия в конце концов вылились в разрыв общения и в поставление Мелитием и его сторонниками епископов на те кафедры, которые заняты были архиереями, признававшими своим кириархом святого Петра. Впрочем, существует и иная версия относительно причины раскола, фактически противоположная той, которая изложена у Епифания. Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» писал, что Мелитий был низложен «за то, что во время гонения отрекся от веры и принес жертву» . Сторонники Петра называли свою Церковь кафолической, а мелитиане свою – мученической. Мученическая кончина выпала, однако, на долю предстоятеля кафолической Церкви Петра. Известно, что, когда кафедру священномученика Петра в 312 году занял, после кратковременного пребывания на ней Ахилла, святой Александр, Мелитий и его сторонники склонялись уже к примирению с кафоликами. Императору Константину пришлось иметь дело с расколом в Египте лишь начиная с 324 года, когда после низложения Лициния Египет перешел под его управление. «В это время, – по словам блаженного Феодорита, – бразды Римской Церкви держал Сильвестр» . Он занял ее в 314 году. «В Антиохии, – пишет тот же древний историк Церкви, – по смерти тирана, когда в Церквях наступил мир, власть правительственную принял Виталий и построил в Палее церковь, разрушенную гонителями, а следовавший за ним предстоятель Филогоний довершил эту постройку и во время Ликиния показал ревность по благочестию» . Время предстоятельства святого Филогония – с 318 по 322 год. Его преемник Павлин занимал Антиохийскую кафедру в течение одного года, и в 323 году на нее был поставлен святой Евстафий. «Церковь Иерусалимская, после Ермона, была вверена Макарию, мужу, вполне достойному своего имени и украшенному различными добродетелями» .

http://pravoslavie.ru/44877.html

Он обещает излагать то, что слышал от блаженных и достопочтенных мужей. «Они, сохраняя истинное Предание блаженного учения от Петра и от Иакова, от Иоанна и Павла, святых апостолов, как сын получает от отца, дошли по воле Божией до нас, посевая (в нас) те семена предков (наших) и апостолов» 1234 . Но нигде не видно, чтобы преемственно сохраняющееся в Церкви Предание Климент каким бы то ни было образом связывал с иерархией 1235 . Однако необходимо отметить, что Климент определенно говорит об апостольском учреждении епископата. Он Иакова Праведного называет именно первым епископом Иерусалимским 1236 . Он же, повествуя о св. апостоле Иоанне, говорит, что тот обходит ближайшие к Ефесу местности, поставляя епископов (που πισκπους καταστσων) 1237 . Хотя Климент об иерархии и говорит очень мало, однако изображает положение епископа в Церкви весьма высоким. Епископ – предстоятель всей Церкви (τς κκλησας πσης πpοστασθαι) 1238 , он – вождь Церкви (τς κκλησας φηγεσθαι) 1239 . Таким образом, у Климента Александрийского мы находим почти все элементы экклезиологии западных борцов против гностицизма; у него лишь учение об иерархии, вообще мало развитое, не поставлено в связь с учением о Предании. Но из этого, конечно, не следует делать тех широких выводов, какие обычны у протестантских историков 1240 ; ведь сохранившиеся сочинения Климента вообще мало похожи на труды писателей западных. Мы рассмотрели те результаты, к которым через различные предшествовавшие ступени пришла во второй половине II века церковная мысль по вопросу о Церкви как хранительнице истины. Это учение еще не было и в то время окончательно сформулировано; у позднейших писателей это учение получило более полное выражение. Но дальнейшая догматическая мысль Церкви был возбуждена иными условиями церковной жизни, и почва для дальнейшего определения понятия о Церкви была также иная. Изложенные нами результаты были достигнуты церковной мыслью в борьбе с гносисом преимущественно II века. Гносис, как мы уже говорили, не был явлением исключительно христианским; скорее это было движение вне христианское, которое совне вторгалось в систему христианской мысли, вводя туда чуждые элементы и тем самым повреждая первоначальное апостольское вероучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Он обещает излагать то, что слышал от блаженных и достопочтенных мужей. «Они, сохраняя истинное Предание блаженного учения от Петра и от Иакова, от Иоанна и Павла, святых апостолов, как сын получает от отца, дошли по воле Божией до нас, посевая (в нас) те семена предков (наших) и апостолов» 680 . Но нигде не видно, чтобы преемственно сохраняющееся в Церкви Предание Климент каким бы то ни было образом связывал с иерархией 681 . Однако необходимо отметить, что Климент определённо говорит об апостольском учреждении епископата. Он Иакова Праведного называет именно первым епископом Иерусалимским 682 . Он же, повествуя о св. апостоле Иоанне, говорит, что тот обходил ближайшие к Ефесу местности, поставляя епископов (που πισκπους καταστσων) 683 . Хотя Климент об иерархии и говорит очень мало, однако изображает положение епископа в Церкви весьма высоким. Епископ – предстоятель всей Церкви (τς κκλησας πσης προστασθαι) 684 , он – вождь Церкви (τς κκλησας φηγεσθαι) 685 . Таким образом, у Климента Александрийского мы находим почти все элементы экклезиологии западных борцов против гностицизма; у него лишь учение об иерархии, вообще мало развитое, не поставлено в связь с учением о Предании. Но из этого, конечно, не следует делать тех широких выводов, какие обычны у протестантских историков 686 ; ведь сохранившиеся сочинения Климента вообще мало похожи на труды писателей западных. Мы рассмотрели те результаты, к которым через различные предшествовавшие ступени пришла во второй половине II века церковная мысль по вопросу о Церкви как хранительнице истины. Это учение ещё не было и в то время окончательно сформулировано; у позднейших писателей это учение получило более полное выражение. Но дальнейшая догматическая мысль Церкви была возбуждена иными условиями церковной жизни, и почва для дальнейшего определения понятия о Церкви была также иная. Изложенные нами результаты были достигнуты церковной мыслью в борьбе с гносисом преимущественно II века. Гносис, как мы уже говорили, не был явлением исключительно христианским; скорее это было движение внехристианское, которое совне вторгалось в систему христианской мысли, вводя туда чуждые элементы и тем самым повреждая первоначальное апостольское вероучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010