868 Нестор (Метаниев Алексей Степанович, 1830–1910), епископ. Окончил КазДА (1854). 17.04.1877 г. хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. Епископ Выборгский, викарий С.-Петербургской епархии (1880–1881); епископ Смоленский и Дорогобужский (1881–1889, с 16.12.1889 г. – на покое); епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (1894–1901), с 3.06.1901 г. – на покое. 869 Тихон (Никаноров Василий Варсонофьевич, 1855–1919), священномученик, архиепископ Воронежский и Задонский (1913). Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1881). Помощник смотрителя Белозерского духовного училища (1881–1884), инспектор Новгородской ДС (1884). 15.06.1884 г. пострижен в монахи, 08.07.1884 г. рукоположен во иеродиакона, 10.07.1884 г. – во иеромонаха. Ректор Новгородской ДС в сане архимандрита (1890), настоятель новгородского Антониева монастыря (1891). 02.02.1892 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. Епископ Полоцкий и Витебский (1899–1902); епископ Пензенский и Саранский (1902–1907). С 25.07.1907 г. на покое, настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Епископ Калужский и Боровский (1912–1913). Член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Принял мученическую кончину. На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2000 г. причислен к лику свяшенномучеников. 870 Под «панихидою по иноверцех» В.К. Саблер, очевидно, подразумевал краткий чин проводов тела усопшего до могилы с пением «Святый Боже», который мог совершать православный священник над усопшим инославным (Указ Св. Синода от 24 августа 1797 г.). 871 См.: Лаврентий (Некрасов), архимандрит. Слово при гробе Высокопреосвященного Сергия, митрополита Московского/БВ. 1898. Т. 1. 2. С. 157–162. 873 Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (1862–1930), князь, государственный деятель. Окончил училище правоведения. Прокурор в московской синодальной конторе (1894–1903). Гофмейстер (1903). Тверской генерал-губернатор (1903–1905). Сенатор (1904). Товарищ обер-прокурора Св. Синода (1905–1906), обер-прокурор Св. Синода (26.04.1906–9.07.1906); член Государственного совета (1906). Вице-председатель Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) (1909). 14.12.1917 г. уволен от службы. В 1918 г. эмигрировал. Участник (товарищ председателя) Всезаграничного Карловацкого церковного собора (1921).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Древнейшие проповеди на праздник Воздвижения Креста принадлежат таким святым отцам и иным церковным писателям, как епископ Василий Селевкийский (V век), Александр Монах (VI век), святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (произнесено в 30е годы VII века), Пантолеон, пресвитер Византийский (VII век), святитель Андрей Критский (произнесено в первой половине VIII столетия), святитель Иосиф, архиепископ Фессалоникийский (первая четверть IX столетия), святитель Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский (1351–1357 годы), святитель Климент Охридский (конец IX – начало X века). В дополнение к этому прославлению святого Креста Господня, вне прямой взаимосвязи с церковным праздником его Воздвижения, посвящены (целиком или же фрагментарно) замечательные по глубине богословской мысли гомилии таких древних святых отцов, как, например, преподобный Ефрем Сирин («Слово на Честной и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне»; произнесено в середине IV столетия), святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительное поучение тринадцатое»; 350 или 351 год), святитель Григорий Нисский («На Святую Пасху и о трехдневном сроке Воскресения Христова»; 382 год), святитель Иоанн Златоуст (например, «Беседы о Кресте и разбойнике», «Беседа о кладбище и о Кресте» и другие гомилии; конец IV – начало V столетия), святитель Хроматий Аквилейский (например, «Слово о победе Креста Господня»; рубеж IV–V столетий), преподобный Иоанн Дамаскин («Слово о Кресте»; первая половина VIII века) и других. Некоторые из перечисленных древних святоотеческих проповедей публикуются в этой книге. Кроме того, замечательные слова на праздник Воздвижения Креста принадлежат святым нового и новейшего времени – XIX и XX столетий. В книге печатаются проповеди на Воздвижение святителей Феофана Затворника и Луки (Войно-Ясенецкого) , а также священномученика Сергия Мечёва . Кроме того, здесь публикуются «Слово на Великий Пяток» святителя Филарета Московского и «Слово о Кресте» болгарского священномученика митрополита Бориса (Разумова), раскрывающие перед читателем богословские глубины спасительного значения Крестной Жертвы Христовой, а также благодатной силы самого Господнего Крестного Древа.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Серафим (Звездинский Николай Иванович ; 1883–1937), священномученик, епископ. В 1919 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 1922 г. подвергался арестам и ссылкам. С сентября по декабрь 1925 г. помогал митрополиту Петру в управлении Московской епархией. Между арестами жил в Аносиной пустыни, в Дивеево, в пос. Меленки Владимирской области. В 1932 г. арестован, приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. В 1935 г. освобожден. Проживал в г. Ишиме Омской обл. Расстрелян. Серафим (Крутень Дмитрий Антонович, в схиме Савватий; 1905–1947), игумен. До 1925 г. иеродиакон в Сретенском монастыре. Арестован в 1925 г. по «делу митрополита Петра», освобожден под подписку о невыезде. В 1926 г. перешел в Высоко-Петровский монастырь, где в 1929 г. рукоположен во иеромонаха. Служил в храмах Москвы и Подмосковья. В 1930 г. служил иеромонахом в Иерусалимском храме на Бойнях в Москве, в том же году арестован, приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. С 1935 г. игумен, настоятель Всехсвятского храма г. Каширы Московской области. В 1940-е гг. выслан в г. Муром Владимирской области, служил в Благовещенском соборе. В 1945 г. принял схиму. Скончался в Одессе. Серафим (Лукьянов Александр Иванович ; 1870–1959), митрополит. В 1914 г. хиротонисан во епископа Сердобольского, викария Финляндской епархии. С августа 1917 г. временно управляющий Финляндской епархией. С января 1918 г. епископ Финляндский и Выборгский. В 1920 г. возведен в сан архиепископа. С 1921 г. глава автономной Православной Церкви в Финляндии. В 1923 г. лишен кафедры финским правительством. В 1927–1945 гг. возглавлял Западноевропейскую епархию РПЦЗ. В 1945 г. был принят в клир Московского Патриархата. В 1946–1949 гг. Экзарх Западной Европы в сане митрополита. В 1954 г. вернулся в СССР, пребывал в Гербовецком монастыре Кишиневской епархии. Серафим (Мещеряков Яков Михайлович; 1860–1933), митрополит. В 1898 г. хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. С 1902 г. епископ Полоцкий и Витебский. С 1911 г. архиепископ Иркутский и Верхоленский. С 1915 г. на покое. С 1922 г. архиепископ Костромской и Галичский. С 1922 г. в обновленческом расколе. В 1924 г. принес покаяние св. Патриарху Тихону и сразу же был арестован, в 1924–1927 гг. в Соловецком лагере. С 1927 г. архиепископ Тамбовский; с 1928 г. архиепископ Ставропольский. С 1932 г. митрополит. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Св. Климент, епископ Римский, муж апостольский. Третий епископ Рима. Понтификат его приходился на 92–101 годы. Упоминается среди сотрудников апостола Павла 998 . Во епископы возведен апостолом Петром. При императоре Траяне сослан в Крым (Херсонес Таврический), где и принял мученическую кончину. Св. Климент написал Послание к Ко­ринфянам. Св. Феофил, епископ Антиохийский. Являлся шестым епископом Анти­охии (169–180). Родился вблизи Евфрата, получил греческое образование. Автор апологетических и экзегетических произведений. Сохранились три книги к Автолику, образованному язычнику. У св. Феофила впервые встре­чается слово «Троица» (Tρις). Св. Ириней, епископ Лионский († 202) – значительный богослов II века. Ученик св. Поликарпа Смирнского , ученика св. апостола Иоанна Богослова. Автор пяти книг «Против ересей», апологет христианства перед язычниками и гностическими ересями. Ориген († 253). Знаменитый учитель александрийской Огласительной школы. Текстолог, владевший языками Библии. Экзегет, истолковавший значительную часть Св. Писания. Широко пользовался аллегорическим методом толкования. На V вселенском соборе был отлучен, однако чтится и признается, как учитель Церкви. Св. Киприан, епископ Карфагенский (206–258), священномученик, свя­той отец и учитель Североафриканской церкви. Один из первых латинских авторов. Св. Мефодий, епископ Патарский († ок. 310), другие называют его епис­копом Олимпийским. Писал богословские трактаты, обильно толкуя тексты Св. Писания. Принял мученическую кончину. Св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский (ок. 290–373). Великий святой отец церкви, отец Православия, боролся с арианством. Его творения в области тринитарного богословия содержат толкования много­численных мест Св. Писания. Прп. Ефрем Сирин († 372), великий святой отец, подвижник, богослов, писатель, гимнограф. Учитель Сирийской церкви, владел сирийским (ара­мейским) языком и был сведущ в иудейском предании. Его труды содержат многочисленные толкования на Св. Писание. Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский († 386), автор знаменитых Огласительных слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

407. Противоречит ли возникновение поместных и национальных Церквей единству Церкви? Возникновение поместных и национальных Церквей не противоречит единству Церкви, если они соблюдают общее учение и общие правила. 408. Чем объясняется создание поместных и национальных Церквей? Создание поместных и национальных Церквей объясняется тем, 1. что есть много разных народов, из которых каждый призван приобщиться к вере христианской и имеет право подвизаться в Церкви Христовой; 2. что каждый народ имеет свой язык и имеет право молиться и совершать богослужения на своем языке, ибо Богу понятны все речи; 3. что и святые апостолы, получив, при сошествии Святаго Духа дар владения многими языками, создавали, основываясь на общей вере, разные поместные и национальные Церкви. 409. Какие главные поместные Церкви были во времена апостолов? Главными поместными Церквами во времена апостолов были: 1. Церковь Иерусалимская для Палестины (Деян. гл. 1 и послед.), 2. Церковь Антиохийская для Сирии (Деян. гл. 11 и посл.), 3. Церковь Ефесская для западных областей Малой Азии (Поел, к Еф.; Деян, гл. 19), 4. Церковь Коринфская для южной Греции (I и II Посл, к Кор.; Деян. гл. 18), 5. Церковь Солунекая или же Фессалоникийская для северной Греции (I и II Посл, к Фессал.; Деян. гл. 17), 6. Церковь Филиппийская для Македонии (Посл, к Фил.), 7. Церковь Римская для средней Италии (Посл, к Рим.; Деян. гл. 28), 8. Церковь Александрийская для Египта (устное предание). Пояснение: Порядок, в котором составлен список этих поместных Церквей, отвечает времени, как эти Церкви одна за другой создавались. Позднее приводились представители главных поместных Церквей в том порядке, который отвечал значению в государстве городов, в которых имели местопребывание главы поместных Церквей. На первом месте приводился епископ Римский, потому что Рим был главным городом обширной Римской империи. На другом месте епископ Александрийский, потому что Александрия была главным городом Египта, самой большой и самой богатой государственной провинции, а после Рима была самым большим городом; на третьем месте – епископ Антиохийский, потому что Антиохия была главным городом провинции Сирии и третьим из больших городов. Когда был основан город Константинополь,– второй главный город всей Империи, занял по порядку второе место епископ Константинопольский, а Александрийский перешел на третье место, Антиохийский на четвертое, а Иерусалимский на пятое место. Этот порядок был порядком почета, и это не означало, что епископ Римский был начальством для епископа Константинопольского, а Константинопольский, в свою очередь, для Александрийского, так как все они были в своей области самостоятельны и между собой равны. Подобной последовательности придерживаются в каждом государстве отдельные Церкви. На нашей Родине, поскольку это касается церкви римско-католической, на первом месте приводится Архиепископ Пражский, который не является начальством для Архиепископа Оломоуцкого, приводимого на втором месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Кроме указанных толкователей книги Екклесиаст, очень многие отцы и учители церкви в своих творениях раскрывали те или иные свои суждения, опираясь на тексты соломоновой книги. Эти суждения святых отцов, в свою очередь, дают богатый материал для понимания самой книги Екклесиаста. В толковании прот. Геннадия Фаста , помимо уже означенных толкователей книги, имеются ссылки на труды ещё сорока шести отцов и учителей церкви всех двадцати веков христианства. Дидахи (Учение двенадцати апостолов), конец I в. По Р.Х. Памятник, открытый Филофеем Вриением в 1883 г. в единственной рукописи XI века. Св. Киприан, епископ Карфагенский (206–258 гг.), священномученик, святой отец и учитель Североафриканской церкви. Св. Мефодий, епископ Патарский († ок. 310), другие называют его епископом Олимпийским. Писал богословские трактаты, обильно толкуя тексты Св. Писания. Принял мученическую кончину. Прп. Антоний Великий (252–356 гг.), один из родоначальников отшельнического монашества в Египте. Сохранились послания, содержащие духовные наставления монахам. Св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский (ок. 290 – 373 гг.), великий святой отец церкви, отец Православия, боролся с арианством. Его творения в области тринитарного богословия содержат толкования многочисленных мест Св. Писания. Св. Серапион, епископ Тмуитский († ок. 366), усердный помощник св. Афанасия Великого , человек светской учёности, знаток Св. Писания. Викторин († 370), африканец, сначала языческий оратор и философ, потом христианин, римский писатель, богослов, экзегет. Прп. Ефрем Сирин († 372), великий святой отец, подвижник, богослов, писатель, гимнограф. Учитель Сирийской церкви. Владел сирийским языком и был сведущ в иудейском предании. Его труды содержат многочисленные толкования на Св. Писание. Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский († 386), автор знаменитых Огласительных слов. Св. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. 330 – 379 гг.), Вселенский великий учитель и святитель церкви. Св. Григорий Богослов , епископ Назианский, архиепископ Константинопольский (ок. 330 – 389 гг.). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Практически все труды св. Григория посвящены тринитарному богословию. Друг св. Василия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Святой Александр. Последнее гонение С восхождением на престол Иерусалимской Церкви епископа Александра (213-251), соученика великого Оригена по Александрийской школе, в Иерусалимской Церкви начинается период духовного образования и общего подъема. Личными стараниями святого Александра в Элие (Иерусалиме) была основана библиотека, в которой, по свидетельству Евсевия Кесарийского, хранилось большое количество трудов и различных посланий «сиявших тогда на церковном небосводе мыслителей и мужей церковных» (Евсевий, Церк. история VI,20). Однако иерусалимская библиотека просуществовала недолго и, к сожалению, была сожжена при Диоклетиане. Помимо этого, епископ Александр был основателем иерусалимской богословской школы, основной задачей которой, разумеется, была катехизация. Школа была создана по образу существовавшей уже около двух веков Александрийской (основателем которой, согласно преданию, был евангелист Марк), где вместе со знаменитым Оригеном у святого Климента Александрийского обучался и сам Александр. В Иерусалимской школе христианскую веру преподавал и прибывший в 215 году в Палестину Ориген. Однако церковный мир был недолгим, ибо в 250 году в попытке поднять престиж императорской власти и укрепить единство государства римский император Деций (249-251) объявил обязательным для всех участие в культе Гения императора (божества, которое покровительствует императору). На непокорившихся христиан во всех концах империи началось новое гонение, при котором в 251 году, после горячей речи в защиту христианства, в иерусалимской тюрьме скончался священномученик епископ Александр. Гонения продлились и в период правления императора Валериана, когда восприемником святого Александра на Иерусалимском престоле был епископ Мазаван (251-260). Евсевий Кесарийский свидетельствует, что «в те дни в Кесарии пострадали три христианина: Приск, Малхос и Александр, а также некая женщина, принадлежавшая к Маркионовой ереси» (Евсевий, Церк. история VII,12). Сила Децио-Валерианового гонения состояла в том, что оно было неожиданным для Церкви. Привыкшие к мирной жизни и расслабленные затянувшимся покоем христиане оказались неготовыми к испытаниям. По этой причине, в это гонение было очень много «падших» (lapsi), которые из страха перед смертью, утратой имения или выгодного положения отказывались от Христа. По причине большого количества отпавших от христианства, впервые возник вопрос о возможности и мерах их принятия в лоно Христовой Церкви. Этот вопрос был решен на собравшемся в 252 году в Антиохии Поместном соборе, на котором, среди многих других, присутствовали и палестинские епископы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Однако причины Гонений при Деции лежат гораздо глубже и не могут быть сведены только к личным антипатиям императора. Во-первых, враждебность к христианам населения империи. Еще за год до начала преследований (в сер. 248) при подстрекательстве языческого жреца жители Александрии учинили антихристихристианский погром: толпа грабила и уничтожала имущество христиан, заставляла их совершать жертвоприношения, а отказывавшихся убивала. Во-вторых, Деций хотел восстановить в находившейся в глубоком кризисе империи старые римские порядки, которые опирались на древние рим. культы. Все это вело к неизбежным столкновениям с христианами. Одним из первых пострадал Римский папа Фабиан . Несколько клириков Римской Церкви и большое число мирян были арестованы. Африканец Целерин после нескольких недель заключения был неожиданно отпущен императором; другие пребывали в оковах до лета и в конце концов были убиты, как, например, пресв. Моисей. Из Рима Гонение переместилось в провинции. На о-ве Сицилия были замучены епископ Никон Тавроменийский и 199 его учеников; в Катании пострадала мученица Агафия , христианка из Палермо. В Асии в Смирне погиб епископ Евдемон. Здесь же пострадал пресв. Пионий. Несколько епископов значительных кафедр на Востоке были казнены или скончались в заключении. Среди них были священномученики Вавила Антиохийский и Александр Иерусалимский . В Кесарии Палестинской был арестован Ориген ; он претерпел истязания и длительное заключение, которое прекратилось только после гибели Деция. По сведениям церковных синаксарей, со времени Гонений императора Деция число почитаемых мучеников резко возросло. Известны дружины мучеников: епископ Карп Фиатирский (или Пергамский) с Агафодором, диакон Папилой и мученик Агафоника ; пресвитер Фавст, диакон Авив, Кириак Александрийские и с ними 11 мучеников , Папий, Клавдиан и Диодор Атталийские ; Терентий и Неонилла Африканские с их многочисленными детьми; Фирс, Левкий, Каллиник и Коронат Никомидийские ; Критские мученики ; мученик Парамон Вифинский с 370 мучениками .

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Хотя Италия была разделена на округа, но эти округа и при Диоклетиане не стали провинциями. Поэтому внутри Италии в ее старых границах, до Рубикона, не появилось митропроличьих кафедр, и вся страна осталась в церковной юрисдикции Ри­ма. Наконец, митрополитанское устройство на западе – в Испа­нии, Галлии, Британии – складывалось позднее, чем на Востоке, и уже только в IV веке, а в Африке оно приобрело ту особенность, что там лишь за епископом Карфагена закреплялось первенство по самой его кафедре, а в провинциях это первенство принад­лежало не епископам центральных городов, но старейшим по хиротонии, независимо от занимаемой ими кафедры. К тому же там не только не было введено титула митрополита, но впо­следствии было прямо воспрещено употреблять иные титулы, кроме «примаса». Дело в том, что «первый епископ» (примас)– это не титул в собственном смысле слова, а всего лишь опреде­ление статуса. В 48-м правиле Карфагенского Собора сказано: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев, или верховным священником, или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола» – для отцов Карфагенского Собо­ра характерна тенденция противостоять стремлению влиятель­ных епископов, прежде всего Римского, «вносить дымное надмение мира в Церковь Христову» (Послание Африканского Собора к Келестину, папе Римскому). Римскую кафедру после мученической кончины Сикста, по­следовавшей в гонение Валериана в 258 г., занимали Дионисий (до 269 г.), затем Феликс, с 275 по 283 г. – Евтихиан, и после не­го в течение 13 лет Гай; в 296 г. «преемником его стал Марцеллин – тот самый, которого и настигло гонение» (Евсевий, цит. изд., с. 279). По смерти святого Дионисия Александрийского в 265 г. его кафедру занял Максим, в 282 г. его сменил Феона, скончав­шийся в 300 г., а его преемником стал священномученик Петр. После мученической кончины святого Вавилы в 250 г., Антиохий­скую кафедру последовательно занимали Димитрий (по 263 г.), Павел Самосатский (с 264 до 271 г., еретические воззрения ко­торого стали причиной его низложения), Домн, скончавшийся в 273 г.; «после Домна епископство в Антиохии получил Тимо­фей; преемником его стал... Кирилл, занявший кафедру в 284 г. и скончавшийся в 298 г.. Затем на Антиохийский престол был поставлен Тиран, при котором на Церковь обрушились гонения Диоклетиана. Иерусалимский престол, в ту пору кафедру Элии Капитолины, после замученного в 250 г. епископа Александра занимали Мазабан (до 266 г.), Именей (в течение более 30 лет), и с 298 по 203 г. – Завда. В год издания эдикта против христиан Иерусалимскую Церковь возглавил епископ Ермон.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

25 ноября Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Виктор Ильинский был расстрелян 27 ноября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Виктор (Островидов), епископ Глазовский (память 19 апреля по старому стилю) С вященномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания Камышинского духовного училища, он закончил Саратовскую Духовную Семинарию. Будучи студентом Казанской Духовной Академии, Константин принял монашество с именем Виктор. В 1903 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность настоятеля Троицкого собора города Хвалынска. С 1905 по 1908 годы отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, затем, с 1909 года являлся смотрителем Архангельского Духовного училища. Вскоре отец Виктор переводится в столицу и состоит иеромонахом Александро–Невской Лавры, а затем с 1910 года назначается настоятелем Зеленецкого Свято–Троицкого монастыря Санкт–Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. В сложное время гражданской войны с 21 февраля по декабрь 1919 года архимандрит Виктор является наместником Александро–Невской Лавры. До конца своей жизни он оставался учеником и почитателем престарелого профессора В. М. Несмелова, впоследствии руководителя Казанского филиала»Истинно–Православной Церкви». В 1919 году отец Виктор был арестован в Петрограде, но вскоре освобождён. В январе 1920 года состоялась его хиротония во епископа Уржумского, викария Вятской епархии (на территории Удмуртии). В том же году Вятский Губернский ревтрибунал приговорил Владыку к лишению свободы до окончания войны с Польшей, но через 5 месяцев он был освобождён. За активные выступления против обновленчества Владыку вновь арестовали 12 (25) августа 1922 года и по постановлению ГПУ сослали на три года в Нарымский край, после освобождения в 1924 году его лишили права проживания в крупных городах.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010