V. В настоящее время Православная Церковь состоит из поместных автокефальных (самостоятельных) православных церквей, экзархатов, подчиняющихся юрисдикции одной из автокефальных церквей и миссий, высылаемых одною из автокефальных церквей. В настоящее время автокефальными (самостоятельными) церквами являются: церковь Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Элладская, Кипрская, Польская, Албанская и Чехословацкая. Экзархаты отдельных автокефальных церквей есть в Германии, Франции, Соединенных Штатах и других странах. Миссии отдельных православных автокефальных церквей имеются в Голландии, Японии, Венгрии, Англии, Франции, в Африке и Австралии. VI. Самой большой поместной Православною Церковью является Русская. Она не только обратила в христианство целую европейскую часть СССР, но с большим успехом вела и ведет миссионерскую работу среди народов Азии. Если кто-либо утверждал, что яко-бы главой Русской Церкви был русский император, то это утверждение неправильно. Поскольку Русская Церковь принадлежит к единой Церкви Христовой, то главой ее всегда был и есть Господь Иисус Христос. Управляется она собором епископов. До революции во главе управления Русской Церковью стоял Святейший Правительствующий Синод. Предстоятелем поместной Православной Церкви может быть только лицо духовного сана, и именно епископ, но ни в коем случае не светская глава государства. В настоящее время во главе Русской Православной Церкви стоит Патриарх Московский и всея Руси, который управляет Церковью совместно со Священным Синодом. VII. Патриарх или митрополит поместной Православной Церкви не является ее главой в том смысле, как есть главою Церкви Господь Иисус Христос, или же каким признается в римской церкви епископ города Рима или же папа. Компетенция православных патриархов, митрополитов (и архиепископов) распространяется только на управление поместной Церковью, то есть на поддержание в ней порядка, или же на представительство ее. Никто из глав поместных Церквей не считается, и они сами себя не считают непогрешимыми; каждый из них является ответственным перед собором епископов своей поместной Церкви и может быть лишен собором сана в случае, если серьезно провинится при исполнении своих обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В октябре 1912 года последовал и официальный указ Святейшего Синода с разрешением открыть Тамбовский церковноархеологический комитет 128 , тогда же был опубликован в «Тамбовских епархиальных ведомостях» устав этого комитета 129 . 2 ноября 1912 года пришло известие о смерти митрополита Петербургского Антония (Вадковского) , которого епископ Кирилл хорошо знал и чрезвычайно уважал. Владыку это известие застало в Тамбове. В тот же день в сослужении епископа Григория и в присутствии учащихся и наставников семинарии епископ Кирилл отслужил панихиду по митрополиту Антонию, бывшему когда-то воспитанником Тамбовской семинарии, и сказал в память о нем проникновенную речь: «Сегодня в 4 1/2 утра скончался святитель земли Русской, первенствующий член Святейшего Синода, высокопреосвященнейший митрополит Петербургский Антоний. Узнавши об этой печальной вести, я решил помолиться вместе с вами о упокоении души митрополита Антония. Высокопреосвященный Антоний имел особенно близкое отношение к нашей семинарии. Он долгое время состоял почетным членом Попечительства о бедных воспитанниках. Митрополит Антоний, как уроженец Тамбова, воспитывался здесь и образование первоначальное получил в нашей семинарии. Во время своего высокого служения митрополит Антоний сделал много хорошего на благо Церкви Православной. Его дела принадлежат истории. Несомненно, что все, что он делал, все хорошее, доброе, благородное, является плодам его доброго сердца, его природы. Но несомненно также, что на все это большое влияние оказало и полученное им образование в здешней семинарии. Митрополит Антоний оставил по себе добрую память. Будем же постоянно держать перед собой образ этого благородного святителя, будем стараться следовать ему, и да подаст Господь покой его душе» 130 . 3 ноября владыка Кирилл отбыл в Санкт-Петербург, где принял участие в погребении почившего митрополита 131 . В погребении высокопреосвященнейшего Антония участвовало 22 архиерея, свыше 60 архимандритов и митрофорных протоиереев, около 150 священников и иеромонахов, представители Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Константинопольской Восточных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Макарий возглавлял Иерусалимскую Церковь с 313 по 333 год. Никейский собор Первый Вселенский Собор в Никее. Новгородская икона XV в. Созыву собора в Никее предшествовало появление в Александрийской Церкви нового разделения, вызванного учением, которое проповедовал местный пресвитер Арий. Он был родом из Ливии, изучал христианское богословие в Александрии и Антиохии. В Александрии уже на рубеже III и IV веков пресвитеры, возглавляя христианские общины отдельных кварталов со своими храмами, подобные современным приходам, пользовались большой самостоятельностью. Арий к тому же имел репутацию знатока богословия, искусного экзегета Священного Писания, красноречивого проповедника и миссионера. Его популярности способствовало умение общаться с паствой с особой доброжелательностью, в которой одни видели проявление христианской любви, а другие – стремление к успеху у публики, находя самый тон его бесед чрезмерно заискивающим. Напряжение в отношениях между ним и правящим епископом святителем Александром возникло уже в силу того, что Арий, опираясь на свою популярность в народе, держался слишком независимо. При священномученике Петре Арий присоединялся к мелитианскому расколу, затем, правда, отставив схизму, вернулся в каноническую юрисдикцию. Как пишет о появлении арианской ереси Сократ Схоластик, епископ Александр «иногда, в присутствии подвластных себе пресвитеров и других клириков, любочестно богословствовал о Святой Троице, рассуждая философски, что Святая Троица есть в Троице Единица. Один подчиненный ему пресвитер, Арий, человек не без знания диалектики, думая, что его епископ вводит учение Савеллия Ливийского, из любопрения уклонился к мнению, прямо противоположному мысли Савеллия, и на слова епископа стал грубо предлагать возражения, говоря, что если Отец родил Сына, то Рожденный имеет начало бытия; а отсюда явно, что было время, когда не было Сына, и необходимо следует, что Сын имеет Свою личность из небытия» . Изъясняя учение о Сыне Божием, Арий учил, что, будучи рожденным от Отца, Он имеет начало во времени, что только Отец имеет вечное и безначальное бытие, а Сын рожден Отцом прежде сотворения мира, и поэтому он называл Его перворожденным всей твари.

http://pravoslavie.ru/44877.html

Священномученик Иувеналий, епископ, Рязанский и Шацкий (память 12 октября по старому стилю) С вященномученик Иувеналий, епископ, Рязанский и Шацкий (в миру Масловский Евгений Александрович) родился 15 января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в благочестивой семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Во святом Крещении его назвали Евгением. Одарённый природным умом, он отличался благородством, великодушием, волевым и целеустремлённым характером. В гимназические годы в его парте всегда лежало Евангелие. В 1900 году Евгений поступил в Казанскую Духовную Академию (где ректором в то время был преосвященный Антоний (Храповицкий)) и на II курсе — 10 февраля 1901 года — он принял монашеский постриг с именем Иувеналий в честь Патриарха Иерусалимского (память 2 июля). 25 февраля того же года он рукополагается в иеродиакона, а 31 июня 1902 года архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин) посвящает его в иерея. После окончания Академии со степенью кандидата богословия отец Иувеналий год служил в Урмийской Православной миссии в Персии, после чего получил назначение на должность преподавателя гомилетики в Псковскую Академию, а ещё через полтора года по указу Святейшего Синода становится настоятелем Спасо–Елиазаровского Великопустынского мужского монастыря. В июне 1906 года он был возведён в сан игумена, а 16 октября назначается в Новгородский первоклассный Юрьев монастырь на должность настоятеля и на протяжении четырёх лет управляет им в сане архимандрита. Хиротония отца Иувеналия во епископа Каширского, викария Тульского, была совершена 24 августа 1914 года в Троицком соборе Александро–Невской Лавры. Незадолго до Октябрьских событий 1917 года (28 июля) его назначили на Тульскую кафедру, где вскоре, как практически во всех других епархиях, открылась волна жестокого преследования Церкви. В 1923 году Владыка вместе с протоиереем Успенским и старостой Сынтарёвым были осуждены за отправление молебна перед иконой Божьей Матери, найденной на колокольне Казанского храма, а за отказ отдать комиссарам церковные ценности, совет храма приговорили к трём годам лишения свободы. Всего с начала года в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей в Туле было расстреляно и замучено более шестидесяти служителей Христа. Епископа власти вынуждены были в августе выпустить.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Присутствовали владыка Гермоген (Долганев, замучен в 1918 г. и прославлен в лике священномучеников), губернатор Столыпин с семьей (убит террористом в 1911 г.) православное и католическое духовенство, ректор Духовной семинарии, директора гимназий и множество других мирян. По материалам этих лекций в 1905 г. в Санкт-Петер­бурге была издана книга о “недовольных людях” в произведениях Горького и религиозно-философские “Заметки о человеке” 3 . Осуществляя миссию среди чувашей, живущих в Саратовской епархии, отец Виктор первым делом старался обучить их грамоте и совершать богослужения на чувашском языке. Но в начале 1905 г. он был назначен старшим иеромонахом Иерусалимской Духовной миссии и направился в Иерусалим. А в 1908 г. на миссионерском съезде в Киеве выступил с обширным докладом, в котором, в частности, говорил не только о католической экспансии на Святой Земле, но и о социалистической тенденции давать детям жителей атеистическое воспитание. Единственным путем в этой ситуации отец Виктор видел прекращение всяческого взаимного неудовольствия между поместными православными Церквами и их братскую любовь, духовное единство Вселенской Православной Церкви. В январе 1909 г. иеромонах Виктор назначается инспектором Архангельского духовного училища, но в конце этого же года подает прошение о поступлении в число братии Свято-Троиц­кой Александро-Невской Лавры. Прошение было удовлетворено, а уже в ноябре 1910 г. отец Виктор был назначен (с возведением в сан архимандрита) настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии, расположенного в пустынной болотистой местности, где, по его словам, он “успокоился духом”. В сентябре 1918 г. архимандрит Виктор был назначен наместником Александро-Невской Лавры, но новые викариатства требовали образованных, ревностных и опытных пастырей, и через год он был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Новопоставленный епископ со всем тщанием просвещал паству, научая ее вере и благочестию; с этой целью он организовал общее пение на службах.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Прославленный Отцом, на небесах Он восседает. Своих трудов плоды повсюду ныне собирает, Плоды Его сладчайшие в сем незабвенны – Мужи и жены праведные духом освященны, Ограда, человеков возводящая к спасению, А вне ее – от смерти не обрящешь избавления. О Спиридон пречудный, о светильник благодати, Молись о нас, Христов воитель в пренебесной рати. 2. Священномученик Александр, епископ Иерусалимский . Сначала был епископом Каппадокийским. Однако в 203 году, во время гонения, поднятого императором Севером, был ввержен в темницу, а затем изгнан [из тех пределов]. После [этого] принял он кафедру в Иерусалиме. Основал знаменитую Иерусалимскую библиотеку, которой пользовался Евсевий при написании своей «Истории Церкви». В правление Декия подвергся различным мучениям и был брошен на съедение зверям. Оставшись живым, так как звери его не тронули, святой Александр снова претерпел темничное заточение, где и скончал свою земную жизнь и преставился ко Господу в 251 году. 3. Св. мученик Разумник . Его греческое имя звучит как Синетос или Синезий. Будучи юным чтецом в Риме, дерзновенно проповедовал Христову истину, обличая идолопоклонников. За это в царствование императора Аврелиана был мучим и усечен мечом. Рассуждение Ничто нам не поможет, если не будем мы снисходительными к человеческим немощам, прощая их. Ибо как можем мы надеяться на прощение от Бога, если сами не прощаем? Однажды святитель Спиридон продал некоему торговцу сто коз по уговоренной цене и потребовал деньги. Купец, зная, что Спиридон сам никогда не считает денег, выложил сумму за 99 коз, а за одну утаил. После этого Спиридон отсчитал ему сотню коз. Но когда торговец со слугами погнал стадо, одна из коз с блеяньем вернулась назад. Купец снова погнал ее, но она опять возвратилась. Так неоднократно возвращалась коза в загон, никак не желая идти с остальными [козами]. Тогда святитель тихо, на ухо, сказал купцу: «Посмотри, чадо, это животное поступает так неспроста. Не удержал ли ты у себя его цену?» Торговец устыдился и сознался в своем грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

СПб., 1874; О раскопках на Русском месте в Иерусалиме//Записки Императорского Русского Археологического Общества. 1887. Т. 2. Вып. 3. С. 182–186. Отд. отт.: СПб., 1887. 615 13 апреля 1891 г. состоялось присоединение к православию великой княгини Елизаветы Федоровны. 616 Антонин неточен в атрибуции изображения. Очевидно, речь идет о хорошо известном византийском типе обручального перстня – с изображением Спасителя, соединяющего супругов. 618 Епископ, впоследствии митрополит Антоний (Вадковский Александр Федорович; 18461912). См. о нем работу А.А. Дмитриевского «В Бозе почивший митрополит Антоний и его отношения по делам церковным с Православным Востоком» (Дмитриевский А.А. Деятели Русской Палестины. М.-СПб., 2010. С. 371–391). 621 Николай (Добронравов Николай Павлович; 1861–1937), архиепископ, священномученик. Окончил Московскую ДА (1885); священник кафедрального собора в Перми (1889). Ректор Пермской ДС (1891–1892). Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. 13 августа 1921 г. пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. Архиепископ Владимирский и Суздальский (1924). Арестован и расстрелян (1937). 622 Имеется в виду книга: Иероним (Лаговский), архимандрит. История Пермской духовной семинарии. Ч. 1–3. Пермь, 1867–1877. 623 По завершении своей иерусалимской эпопеи (1885–1889), Д.Д. Смышляев вернулся в Пермь и вновь погрузился в Историко-краеведческую и издательскую работу. Последним из серьезных его трудов стало трехтомное издание: Пермский край. Т. 1–3. Пермь, 1892, 1893, 1895. До выхода третьего тома составитель не дожил. 624 Имеется в виду Пономарев Александр Иванович (1849–1911), профессор Петербургской Духовной Академии по кафедре теории и истории литературы, исследователь и популяризатор памятников древнерусской письменности, один из соиздателей и редакторов (с 1880 г.) богословско-популярного журнала «Странник» (единоличный редактор в 1892–1899 гг.). 625 Речь идет о книге А.А. Суворина «Палестина». Суворин Алексей Алексеевич (1862–1937) – член Совета ИППО увеличенного состава с 1889 г., известный журналист и писатель, старший сын А.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Церковная история. 6, 10). В прошлом столетии арх. Филарет (Гумилевский) заметил, что «если чьи нападения на Оригена относились к славе Оригена, то это нападения Феофила Александрийского». В нашем столетии румынский патролог свящ. Иоанн Коман также замечает, что «некоторые оригеновы «ошибки» критикуются Феофилом на основании цитации текстов из соответствующих творений Оригена, однако большая часть — просто клеймение без цитации текста и без указания сочинения, из которого взята критикуемая идея» [ 276 ]. О конфликте Иракла с своим учителем ничего не сообщает древнейший церковный историк Евсевий. Надо учесть, что Евсевий — свидетель небеспристрастный. Поэтому на страницах его истории мы не находим имени священномученика Мефодия Олимпийского — критика Оригена [ 277 ]. Но он вполне благоговейно вспоминает об Иракле, «чья жизнь — пример того, как жить в мудрости и воздержании» (Церковная история. VI, 3, 2; см. также VI, 26). Не упоминает об этом конфликте и сам Ориген. В 233 г. он пишет в Афинах автобиографическое письмо иерусалимскому епископу Александру, протестуя против осуждения его Димитрием. В этом письме, обращаясь к тем, кто упрекал его в занятиях светским науками, он писал: «Это я сделал, подражая Пантену, как и Иракл, который ныне председательствует в совете священников в Александрии, и которого я нашел у учителя философских дисциплин; он упорно трудился у него за пять лет до того, как я стал заниматься у того же учителя. Под его влиянием он (Иракл) снял с себя обычную одежду, которую носил раньше, и принял облик философа, доныне сохраняемый; он не перестает по возможности заниматься и эллинскими науками» (цит. по: Евсевий. Церковная история. VI, 19, 13-14 [ 278 ]). Разве пишут так об ученике-предателе, осудившем и изгнавшем своего учителя? Иероним также при изложении хроники тех событий также не упоминает о конфликте Иракла и Оригена: «232 г… Славится в Александрии Ориген. 233 г. Рукополагается 12-й епископ александрийской Церкви Иракл, управлявший 16 лет. 235 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

13 октября 1908 года, по благословению митрополита Антония, в С.-Петербургской епархии был учрежден епархиальный миссионерский совет. В его состав с самого открытия вошел о. Вениамин 313 . В столице, как и ранее в Самаре, о. архимандрит стремился шире заинтересовать миссионерским делом семинаристов. Так, на диспуте синодального миссионера протоиерея Ксенофонта Крючкова († 5 мая 1909) со старообрядцами 30 ноября 1908 года среди многочисленных слушателей находились и воспитанники VI класса семинарии во главе с о. ректором 314 . В воскресенье 19 октября 1908 года архимандрит Вениамин участвовал в многолюдном торжестве перенесения святынь, доставленных в Россию из Палестины. Крест с частицей древа креста Господня и икона Воскресения с частицей гроба Господня были присланы патриархом Иерусалимским Дамианом в дар Николо-Барградской церкви, принадлежавшей Православному Палестинскому обществу. Для встречи святынь прибыли оркестр лейб-гвардии Измайловского полка и все районные отделы Александро-Невского общества трезвости со своими хоругвями и образами. Крестный ход от Варшавского вокзала по Обводному каналу и Лиговке направился к скромной церкви Палестинского общества. Во главе его следовали епископ Холмский Евлогий (Георгиевский) и три архимандрита – ректор семинарии Вениамин, настоятель Троице-Сергиевой Приморской пустыни Михаил (Горелышев) и настоятель греческой посольской церкви Софроний (Дука) 315 . Этот крестный ход был одним из первых общих шествий петербургских трезвенников с участием архиерея. С самого начала своего епископского служения святитель Вениамин придаст подобным процессиям прежде невиданный, поистине общегородской масштаб 316 . 20 декабря 1908 года почил настоятель Андреевского собора Кронштадта протоиерей Иоанн Сергиев (св. Иоанн Кронштадтский ). 22 декабря гроб с телом покойного пастыря был торжественно встречен на Балтийском вокзале С.-Петербурга. Среди многочисленного духовенства, сопровождавшего погребальную колесницу от вокзала до Иоанновского монастыря, шел крестным ходом и архимандрит Вениамин. На другой день он участвовал в заупокойной литургии и отпевании о. Иоанна, которое возглавил митрополит Антоний 317 . На могиле всероссийски чтимого пастыря о. Вениамин много раз молился и впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

231 Святые мученики Сергий и Вакх были первыми сановниками при дворе императора Максимиана (240–310 гг.; правил: 286–305 гг. и 307–310 гг.). Царь очень ценил их за верность в службе, храбрость в походах и разумность в советах. Когда он узнал, что они христиане, то приказал им принести жертвы идолам. Они отказались и мужественно исповедали Иисуса Христа. Царь не хотел своих бывших любимцев казнить сам. Он отправил их к жестокому гонителю Анти-оху – правителю над восточными (Азиатскими) провинциями, который должность игемона получил по ходатайству Сергия и Вакха. Местопребыванием его был г. Варвалиссо (в Месопотамии). Здесь св. Вакх после жесточайшего и продолжительного биения сподобился мученического венца. Св. Сергий после сильных истязаний принял мученическую смерть через усекновение главы в г. Розафе в Месопотамии (когда с победой христианства возник здесь в честь святого Сергия монастырь, город стал именоваться Сергиополем). Св. мученичество Сергий и Вакх приняли около 300 г. Память этих святых мучеников с древности чтилась на Востоке. В V в. епископ Иерусалимский Александр выстроил им великолепную церковь . В Константинополе находились их главы, которые видели русские паломники: Антоний в 1200 г. и новгородец Стефан ок. 1350 г. «Главы их ныне показываются в епископии Аржешской в Валахии ( Сергий Спасский , архиеп. Полный месяцеслов Востока. М., 1997. Т. 3. С. 417). В день памяти свв. мучеников Сергия и Вакха (7/20 октября) – именины прп. Сергия Радонежского. 232 Вел. кн. Сергий Александрович (1857–1905) – пятый сын имп. Александра II. Через месяц после рождения, в день Пресвятой Троицы, был крещен. Восприемниками младенца были: наследник, вел. кн. Николай Александрович (1843–1865) и вел. кн. Екатерина Михайловна (1827–1894). Воспитание младенца было поручено А. Ф. Тютчевой. Приобщенная с детства к традициям нашей отечественной культуры, она стремилась передать это и своему воспитаннику. Будучи женой И. С. Аксакова, она разделяла его православно-патриотические убеждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010