Год спустя царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстоявшей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых Тайн. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. “Не кощунствуй, – сказал ему святой Филипп, – а делай то, зачем пришел”. Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты (23-го декабря 1569 г.). Мощи святителя Филиппа почивали в московском Успенском соборе, который был свидетелем его величайшего подвига. Тропарь: Первопрестольников преемниче, столпе православия, истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, положивый душу за паству твою. Темже яко имея дерзновение ко Христу, моли за православныя люди чтущия достойно святую память твою. Святитель Андрей епископ острова Крита 17 июля (4 июля по церк.кал.) Святой Андрей был родом из Дамаска (в Сирии). Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Тайн. Начальное образование он получил в Дамаске, познакомившись с логикой, риторикой и древней философией. На 14-ом году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель святого Саввы Освященного. Здесь он стал известен своей кротостью, умом и строгой жизнью. Из обители святого Саввы он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя. В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящён в диаконы при великой Софийской церкви и какое-то время руководил опекой сирот и престарелых. При императоре Юстиниане II-oм святой Андрей был рукоположен в архиепископа Критского. Скончался святитель Андрей Критский в 712-ом году. Святой Андрей известен как проповедник и церковный поэт. Он составил многие вдохновенные молитвы и песнопения и написал Великий покаянный канон, читаемый в храме Великим постом (“Андреево стояние”). Написал он также канон на Рождество Христово и другие праздники, трипесцы (каноны, состоящие из трех песней) на повечерие Вербного воскресенья и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и другие молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Григорий IV (Хаддад; 1859–1928), Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий (Чуков), митрополит – см.: Чуков Николай Кириллович. Гурий (Буртасовский Сергей; 1845–1907), епископ Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович; 1891–1965), митрополит Гурович Яков Семенович (1869 или 1870–1936) Д Дав Петр Кириллович (1872–1903), священник Даманский Петр Степанович (1859–1916) Дамиан (Красоти Димитрий; 1848–1931), Патриарх Иерусалимский в 1897– 1931 Данилов Иван Тимофеевич Девлеканов Фатихуддин Хасанов, имам Деркаченко Иван Осипович (1876 – расстрелян 1921) Дернов Александр Александрович (1857–1923), протопресвитер Дмитриев Петр, диакон Добровольский Николай Васильевич (1865–1908), врач Доброхотов Николай Семенович – смотритель Каргопольского ДУ в 1885–1890 Добрынин Евфим Федорович – преподаватель Каргопольского ДУ, впоследствии священник Докучаев-Басков Карп Андреевич (1849–1916) – каргопольский краевед 5 Дометий (расстрелян 1918), игумен Дубакин Дмитрий Николаевич (1852-?) Дубровский Александр Александрович (1866 – расстрелян 1918), священник Дыбенко Павел Ефимович (1889 – расстрелян 1938) Дягилев Василий Валентинович (1913–2004) Евгений (Мерцалов Евгений Александрович; 1857–1920), епископ Евлогий ( Георгиевский Василий Семенович; 1868–1946), митрополит Е Евсевий (Гроздов Евстафий Сергеевич; 1866–1929), архиепископ Евсеев Иван Евсеевич (1868–1921), профессор Евфросиния (Арсеньева Мария Константиновна; 1881– расстреляна 1937), игумения Егор, извозчик Егоров Иоанн Федорович (1872–1921), протоиерей Егоров Николай Михайлович Ежов Олег Викторович, протоиерей Екатерина II Алексеевна (1729 – 1796), императрица Всероссийская в 1762–1796 Елачич Николай Александрович (1872 – расстрелян 1937) Елевферий (Богоявленский Димитрий Яковлевич; 1870–1940); митрополит Елпидинский Яков Семенович – преподаватель Олонецкой ДС в 1883–1918 Енукидзе Авель Сафронович (1877–расстрелян 1937) Ермоген [Гермоген], св. (около 1530–1612), Патриарх Московский и всея Руси Ж Желобовский Александр Алексеевич (1834–1910), протопресвитер военного и морского духовенства в 1890–1910

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

59 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. 60 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 5. М., Типография В. Готье, 1860. 61 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. 62 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 7. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. 63 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 8. Сергиев Посад, Типография И. И. Иванова , 1914. 64 . Иероним Блаженный. Толкование на книгу Екклесиаст, к Павле и Евстохии. Труды Киевской Духовной Академии за 1880 г. 65 . Иннокентий, арх. Херсонский и Таврический, святой. Сочинения, Проповеди и поучения. СПб, книгоиздательство П.П. Сайкина. 66 . Иоанн Дамаскин , святой. Точное изложение православной веры . СПб, Изд. И.Л. Тузова, 1894. 67 . Иоанн Кассиан Римлянин , преподобный. Писания. М., Типо-Литография И. Ефимова, 1892. 68 . Иоанн, игумен Синайской горы, преподобный. Лествица. Сергиев Посад, 1908. 69 . Иоанн, мит. Тобольский и всея Сибири, святой. Илиотропион . Изд. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря «Скит», 1994. 70 . Иосиф Волоцкий , преподобный. Просветитель. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1993. 71 . Исаак Сирин , авва, святой. Слова подвижнические. Православное изд. «Правило веры», М., 1993. 72 . Исидор Пелусиот , преподобный. Письма, т. Ι, Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, М., 2000. 73 . Исидор Пелусиот , преподобный. Письма, т. ΙΙ, Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, М., 2001. 74 . Иустин Философ и Мученик, святой. Сочинения. М., Университетская типография, 1892, переиздано в Библиотеке отцов и учителей церкви, т. I, Паломник, 1995. 75 . Киприан, епископ Карфагенский, священномученик. Творения (трактаты и письма). Библиотека отцов и учителей церкви, т. VI, «Паломник», М., 1999. 76 . Кирилл, епископ Александрийский, святой. О поклонении и служении в духе и истине. Творения, кн. I, Библиотека отцов и учителей церкви, т. VIII, Изд. «Паломник», М., 2000. 77 . Кирилл, арх. Иерусалимский, святой. Слова огласительные. Слова тайноводственные. Творения святых отцов в русском переводе. Изд. при МДА, т. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Историки с интересом ознакомятся со статьями о римском императоре Тиберии, а также его менее известных тезках византийских правителях Тиберии II и Тиберии III. 68-й том содержит статьи об апостоле от 70 Тимоне, епископе Бостры, и ученике прп. Серафима Саровского преподобном Тимоне Надеевском, возобновителе Николо-Надеевской пустыни. Значительное место в томе занимают статьи о деятелях Церкви с именем Тимофей. В первую очередь это апостол от 70 Тимофей, имя которого упоминается 17 раз в Посланиях апостола Павла и шесть раз в Деяниях апостолов, а также святой чудотворец Тимофей, живший, вероятно, во времена императора Юстиниана II; преподобный Тимофей (Алексинец) из соловецких пустынножителей, игумен Никольского монастыря; вологодский чудотворец Тимофей; преподобный столпник Тимофей из Кахушты; преподобный Тимофей Киево-Печерский; преподобный Тимофей «иже на Кубенском озере»; преподобный Олимпийский чудотворец «Тимофей в Символах»; епископ Прусский Тимофей; священномученик Тимофей Изотов, расстрелянный в Симферополе в 1938 году; Христа ради юродивый Тимофей; московский митрополит Тимофей (Щербацкий); Иерусалимский Патриарх Тимофей; два Константинопольских Патриарха; четыре Александрийских Патриарха и архиепископа. В книге содержится статья о Посланиях к Тимофею, авторство которых традиционно приписывается апостолу Павлу. В статье подробно исследуется проблема авторства и датировки Посланий, их богословие, экклезиология и ранние свидетельства о них. В томе присутствуют также материалы о деятелях Церкви с именем Тит, а также об императоре Тите Флавии, известном тем, что при нем произошло извержение Везувия и разрушение Помпей, а также личным участии во взятии Иерусалима. Апостол Тит, первый епископ острова Крит, был избранным учеником и спутником апостола Павла. В томе рассказывается также о Тите, епископе Византия; чудотворце Тите, жившем в VIII-IX веках; святом иеромонахе Тите Киево-Печерском. В одной из статей тома рассказывается о празднике тела Христова, одном из обязательных канонических праздников католической Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6008002.ht...

49 Время его рождения точно не известно, вследствие чего в литературе бытуют разные даты, например 1792, 1794, 1798, а сам Патриарх называл 1802 г. На Александрийскую кафедру Софроний был избран 30 мая 1870 г. и занимал ее до самой смерти (22 августа 1899). Как бывший Вселенский Патриарх он сохранял титул «Святейший». 50 Диаконская хиротония Софрония (Меиданцоглу) была совершена, по его собственному свидетельству, с разрешения Патриарха-священномученика Григория V в декабре 1820 г. епископом Аристийским Митрофаном. Затем он служил архидиаконом при митрополите Хиосском Косме (1837–1839), которого и сменил на кафедре, занимая ее до 1855 г. Иерейская хиротония – в 1839 г., епископская – в 1840-м. Сохраняя с тех пор особую связь с Хиосом, он, в частности, говорил о своем намерении посетить остров в письме митрополиту Фиваидскому Герману от 20 августа 1899: «Мы же, когда приблизится время покинуть Лерос, отправимся на Хиос, чтобы по исполнении Нашего желания послужить и преподать благословение тамошним духовных чадам Нашим, удалиться через Русик в Александрию». Подобные посещения имели место и позже – например, в конце мая и в начале июля 1896 г., а также в июле 1898 г., когда Патриарх прибыл для поминовения митрополита Хиосского Космы и Яниса (Иоанна) Хоремиса. Янис Хоремис умер и похоронен на Хиосе в конце 1897-го, а не в период, когда Нектарий Кефалас учился в гимназии или университете, как указано в некоторых его биографиях. Впервые увидеть Софрония святой мог между 1863 и 1866 гг., когда тот был Вселенским Патриархом, а будущий Нектарий Пентапольский – двадцатилетним воспитателем при школе Иерусалимского подворья в Фанаре. 52 Григорий Фотинос родился на Хиосе в 1811 г., монашествовал в Неа Мони, в 1871–1872 гг. заведовал Богословской школой на острове Халки. С 1881 г. – титулярный епископ Сионский, с 1882-го возглавил митрополию Мириофитскую и Перистасийскую (Восточная Фракия), которую оставил в 1890-м, уйдя на покой. Скончался 6 февраля 1900 г. у себя на родине, где предавался безмолвию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Оттон многие годы держал в заложниках сына герцога Салерно, и тот умолял Савву отправиться в Рим, чтобы ходатайствовать о нем перед императором. Государь приветливо и очень уважительно принял святого и отдал ему ребенка. Узнав об этом успехе, патрикий из Амальфи, сын которого тоже был в заложниках, бросился к ногам святого. Савва просил его потерпеть. Но как только наступила ночь, ему было видение, в котором Бог повелел ему снова отправиться в Рим, чтобы освободить ребенка. Господь еще открыл св. Савве, что на этом его земной путь закончится. Утром святой собрал учеников, дал им последние наставления о жизни в единстве и согласии под руководством его преемника и сел на корабль, отплывавший в Рим. Когда его приняли в монастыре Святого Кесария, он тут же направился к епископу Иоанну, приближенному императора. Вскоре Савва тяжело заболел. Святой молился о том, чтобы остаться живым до освобождения ребенка. Когда епископ Иоанн привел к нему сына патрикия, Савва передал дитя тому, кто должен был доставить его к отцу в Калабрию, и, упав на ложе, предал доблестную душу Господу. Он преставился 6 февраля 990 г. (или 991). Множество людей собралось у его изголовья, там была и императрица Феофано, жена Оттона. Многие больные выздоровели, прикоснувшись ко гробу подвижника. После успения св. Саввы во главе общины встал его брат Макарий, а через десять лет, когда и он скончался, это послушание принял монах Лука. 426 Они поминаются также 25 октября вместе со св. Лукианом. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена 427 Они не упоминаются в Синаксарях. Их «Житие» (BHG 1611; издание: Cozza-LuziL Historia et laudes ss. Sabae et Macarii. Roma, 1893. P. 5–70 ,137 –142 ) было написано Орестом, патриархом Иерусалимским, около 991 г. Араб по происхождению, Орест обратился в христианство, как и его брат Арсений, ставший патриархом Александрийским, и сестра, вышедшая замуж за Фатимидского халифа Аль-Азиза. Орест поехал в Калабрию вскоре после своего обращения и там познакомился со св. Саввой. Став патриархом, он был подвергнут пыткам и казнен по приказанию своего племянника Хакима, сына Азиза, 17 мая 1006 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

II. 188. Eusebius Diocesis Isauriae (diocesis auriae K, diocessis auriae M. dyoces isariae O. dyocaesariae P. dicensis I. hisauriae H.). III. 187. Eusebius Particianus (Euseuius Q. particiasi Q. pariciasis R. patritias T. patricius S. paricias U. 10 Феодор Чтец [=Сократ, по Швартцу] 185: Εσβιος Παροικας. Сирийский Index coenobii Nitriensis 189: () – Εσβιος Παροικας σαυροπλεως. Авдишо (Ebed-Iesu) 190 ()=Εσβιος παροικας σαυρας. Арабский 119, «ws " bjws »IBwjkj " s – Eusebius pa(r)oicias. Армянский 182 Ευσεβιος j (варианты ασυRоц k. σουRαцυοц m. ισοRαцοц n)=διοικσεως σορων. Синайский 117=Иерусалимский 118: Εσβιος παροικας Συρας. О. Кунтц в примечании к латинским спискам говорит: ex ΔΙΟΚΑΙΣΑΡΕΙΑΣ corruptum est. ΔΙΟΚΑΙΣΑΡΕΙΑΣ, ΔΙΟΙΚΗΣΙΣΑΡΙΑΣ, diocesis isauriae, et dioecesis synonymo παροιχια posito, pariciae isauriae. С ним соглашается и Гельцер 11 . Диокесария был незначительный 12 городок близ Селевкии исаврийской. Если это предположение Кунтца – Гельцера верно, то ни один из пяти Евсевиев, присутствовавших на никейском соборе, не мог поставить свое имя на 1-м месте в адресе послания антиохийского собора 324 года. Собор этот, как сказано в самом послании, составился из епископов провинций: Палестины, Аравии, Финикии, Килисирии (Κολης Συρας), Киликии и некоторых епископов Каппадокии. Следовательно, ни Евсевий Никомидийский, митрополит Вифинии, ни Евсевий Антиохийский, митрополит Карии, ни Евсевий Милетский на этом антиохийском соборе не присутствовали. Евсевий Никомидийский, сверх того, хорошо известен, как виднейший покровитель Ария, его «солукианист». Митрополит Палестины Евсевий Кесарийский на этом соборе несомненно присутствовал, но как отлученный не мог поставить свое имя на 1-м месте в заголовке его послания 13 . Остается Евсевий Диокесарийский. Что он мог быть в числе членов этого собора, это не только возможно, но и очень вероятно. «Исаврия» правда не названа в числе провинций, епископы которых явились на этот собор. Однако на 14-м месте в адресе послания этого собора стоит имя γπιος. На никейском соборе присутствовал всего один Агапий, епископ Селевкии исаврийской, ближайший сосед Евсевия Диокесарийского. И Κριλλος, имя которого занимает 30-е место в заголовке послания, есть, очевидно, епископ Уманадский (Ομανδων) в Исаврии 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Перед отправлением в Спасском Староярмарочном соборе протоиерей Олег Серняев совершил молебен. Первый день паломничества – 10 декабря - нижегородцы провели в столице Сирии Дамаске. Прибыв из аэропорта в Дамаск, нижегородцы посетили представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Представительство Русской Церкви при Антиохийском Патриархате появилось в Дамаске 50 лет назад, до этого обо всем ближневосточном регионе, в том числе Сирии, заботилась иерусалимская миссия. Представительство помогает поддерживать постоянный контакт с Антиохийской Церковью, с Патриархом, иерархией, духовенством, обсуждать вопросы, касающиеся жизни всего православного мира, а также окормлять русскоязычных христиан, которые оказались на территории Антиохийской Православной Церкви: Сирии, Ливана, Арабских Эмиратов, Кувейта и других государств Ближнего Востока. В русском храме подворья РПЦ в честь священномученика Игнатия Богоносца архиепископ Георгий совершил молебен этому святому. Ему сослужили епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока архимандрит Александр (Елисов), который уже одиннадцатый год несет на территории Антиохийской Церкви свое послушание. После богослужения архимандрит Александр выразил огромную благодарность Его Высокопреосвященству за визит вместе с нижегородскими паломниками на древнюю Сирийскую землю и в память об этом событии подарил образ Пресвятой Богородицы, выполненный сирийскими мастерами. «Надеюсь, что посещение нижегородской делегацией Сирийской земли послужит укреплению православия на Ближнем Востоке», - сказал архимандрит Александр. В свою очередь владыка Георгий поблагодарил архимандрита Александра за теплый прием. «Нам очень приятно, - сказал владыка, что вы родом из Нижегородской земли. Да укрепит вас Господь в вашем служении, которое вы совершаете уже второе десятилетие». На память о своем визите управляющий Нижегородской епархией подарил икону преподобного Серафима Саровского с частицей мощей, написанную в Сарове, а также облачения, сшитые в епархиальных мастерских, книги и печатную продукцию епархии, которые пополнили библиотеку прихода.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Именно в Херсонес по Южному берегу Крыма пришел, по преданию, с Боспора (Керчь) апостол Андрей Первозванный, проповедуя христианство. Но, в отличие от Боспора, жители Херсонеса не проявили интереса к христианской вере. Не зря монах Епифаний, составивший житие апостола Андрея и посетивший Таврику в конце VIII — начале IX века, отмечал, что «херсаки народ коварный и до нынешнего дня туги на веру, лгуны и поддаются влечению всякого ветра»1. В Херсонесе b IV beke приняли мученическую кончину шесть епископов, присланные сюда иерусалимским патриархом для проповеди Христа — Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий. Этой участи избежал только седьмой епископ — Капитон, которого император Константин направил в Херсонес с отрядом в 500 солдат. Капитон продержался десять лет и погиб от рук язычников, когда по дороге в Константинополь его корабль бурею прибило в устье Днепра. В память о семи епископах Херсонесских в 1861 году здесь построили церковь, которая сохранилась до наших дней. В селе Перевольном Симферопольского района в 2005 году был также построен храм, посвященный священномученику Евгению, епископу Херсонесскому. На крови мучеников взошли семена веры. В IV веке в Крыму были образованы две самостоятельные епархии: Херсонесская и Боспорская, подчинявшиеся сначала иерусалимскому патриарху, а с V века — Константинополю. В IX веке их было уже пять: добавились Готская, Сугдейская и Фулльская. Древний Херсонес интересен православным паломникам еще и тем, что здесь крестился святой князь Владимир. Какое-то время у ученых существовали сомнения относительно конкретного места крещения. Но их рассеяли результаты Херсонесской экспедиции Академии наук СССР, которую в 1972–1984 годах возглавил археолог Сергей Беляев. Были обнаружены археологические и исторические свидетельства о том, что место крещения святого князя находится в древней баптистерии, раскрытой еще в 1879–1881 годах. Сегодня на месте той крещальни установлена часовня-беседка. В середине XIX века среди руин Херсонеса был основан мужской монастырь, а в 1877 году по проекту архитектора Давида Гримма возвели Владимирский собор. Его торжественная закладка состоялась в присутствии Александра II u Марии Александровны в 1861 году. В 1924 году Херсонесский монастырь закрыли, а собор передали музею. Богослужения в соборе возобновились только в постсоветской России. Возвращенный к жизни после долгих лет безбожия, органично вписанный в окружающий пейзаж, он поражает своим величием и красотой.

http://e-vestnik.ru/history/krym__pravos...

Цветы, освященные в Иерусалиме на гробе Господнем, и потир вручил Патриарх Феофил викарию Харьковской епархии Украинской Православной Церкви архиепископу Изюмскому Онуфрию, которому 27 марта исполнился 41 год. В память о посещении Харькова митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим вручил Патриарху Иерусалимскому икону Божией Матери Озерянской – покровительницы Слобожанщины, выполненную харьковскими мастерами. Патриарх Феофил также побывал в Благовещенском соборе, где приложился к мощам святителя Мелетия и священномученика Александра. После визита в Харьков Патриарх Иерусалимский Феофил III посетит Киев для участия в международной конференции «Мировые религии и гражданское общество – против ненависти и экстремизма», которая состоится 28 марта. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   На главную В раздел «Новости» Репортажи Николай Бердяев – нефилософ, христианский анархист, пророк от метафизики? Издан каталог выставки «Грузинская средневековая живопись в наследии Адольфа Овчинникова» Первый в России Музей современного христианского искусства: между Церковью и светским миром Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Все » Фотогалереи Выставка " Художественное наследие староверов Поморья " Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Все » Статьи Церковь в Захарьино и ее настоятель – исследователь природы Село Остров: от шатрового царского храма к богадельне Две церкви в селе полярного летчика Молокова Все »   Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010