Киприан Карфагенский неоднократно называет епископа «священником» 744 , «священником, ежедневно возносящим жертву» 745 , «священником Божиим» 746 и «предстоятелем Христа» 747 , – чем выражает признание за епископом верховной власти священнодействовать. В письме к клиру и народу фурнитанскому о Викторе, который назначил пресвитера Фавстина опекуном, вопреки соборным постановлениям, св. Киприан, между прочим, пишет: «каждый из них (священников), удостоившись Божьего священства и, будучи поставлен на служение церкви, должен служить только алтарю и жертвам, занимаясь только молитвами и молениями» 748 . В 45 письме, Киприан обвиняет епископа Фортунациана за то, что он «дерзает присваивать себе священство, которому изменил. Как будто, – восклицает св. отец, – позволительно после жертвенника диавольского приступать к алтарю Божию» 749 . Св. Златоуст к важности священнического служения относит, между прочим, и то, что священник есть представитель служения ангелов 750 . Говоря о власти епископа, вообще, священнодействовать, отцы и учители Церкви, в то же время, говорят и о принадлежности епископу власти совершать все таинства. Дионисий Ареопагит пишет: «сила степени иерархической обнимает все отдельные святыни и через все другие степени священства совершает, усвоенные ее священноначалию, таинства» 751 . Св. Иустин Мученик называет предстоятелей Церкви «раздаятелями таинств» 752 . Равным образом, и св. Василий Великий , определяя качества тех, которым вверена евангельская проповедь – епископов, говорит, что те «должны быть, как Апостолы и служители Христовы, и верные домостроители тайн Божиих» 753 . Вообще, епископ – верховный совершитель всех таинств. О власти епископа совершать таинство крещения, учат св. Дионисий Ареопагит , Игнатий Богоносец , св. Киприан, Фирмилиан, еп. Кесарийский, современник св. Киприана, Тертуллиан , блаж. Иероним, св. Златоуст, св. Амвросий Медиоланский , св. Епифаний и др. 754 Таинство миропомазания: св. Киприан 755 , Тертуллиан 756 , Кирилл Иерусалимский 757 , Амвросий Медиоланский 758 , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Златоуст 759 и др. Таинство евхаристии: Дионисий Ареопагит 760 , Климент Римский 761 , Игнатий Богоносец 762 , Киприан Карфагенский 763 , св. Иустин 764 , Амвросий Медиоланский 765 , Златоуст 766 , Василий Великий 767 . Таинство покаяния: св. Киприан 768 , Василий Великий 769 , Амвросий 770 , Златоуст 771 , Лев, папа Римский 772 , и др. Таинство священства: Дионисий Ареопагит 773 , св. Киприап 774 , Василий Великий 775 , Иероним 776 , Златоуст 777 , Епифаний 778 , Лев Великий 779 , Афанасий и др. Таинство брака: В слове Божием находится лишь учение о браке, как таинстве; отсюда мы заключаем и о власти епископа совершать это таинство. В творениях же св. отцов и учителей, имеется достаточно ясных указаний на принадлежность епископу этой власти, напр., у Игнатия Богоносца 780 , Григория Богослова 781 , Амвросия 782 , Тертуллиана 783 . Таинство елеосвящения: Ориген 784 ,Златоуст 785 , Иннокентий I 786 и др. Из Апостольских Правил и Постановлений яснее всего говорят о власти епископа священнодействовать те, которые усвояют ему власть совершать таинства, напр., таинство крещения 787 , таинство миропомазания 788 , таинство причащения 789 , таинство покаяния 790 , таинство священства 791 . Апостольские Правила умалчивают о власти епископа совершать или не совершать таинство миропомазания, брака и елеосвящения; но и сказанного достаточно, чтобы видеть в епископе лицо, облеченное полномочиями священнодействовать. В правилах Церкви мысль об епископе, как священнослужителе, проводится обстоятельно. Так, 12 пр. Сардикийского собора, позволяя епископам отлучаться из своей епархии не более, как на три седмицы, повелевает им в течение этого времени «в ближайшей церкви, в которой совершает службу пресвитер, присутствовать и (с разрешения местного епископа) служить (λειτουργεν), да не явятся, добавляет правило, остающимися без церковного богослужения» 792 . Но, особенно подробно, говорят правила о помянутой власти, когда касаются ее со стороны совершения таинств. Епископ облекается властью совершать, по правилам Церкви, следующие таинства: таинство крещения 793 , таинство миропомазания 794 , таинство причащения 795 , таинство покаяния 796 , таинство священства 797 , таинство брака 798 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Но, между тем, как учение Евангельское благоуспешно утверждалось в этой стране, последовало второе гонение на христиан от императора Домициана. В Галлию послан был от него правителем Сисиний с повелением отыскивать умножившихся там последователей Христовых и предавать их мучительным наказаниям. Сисиний, по приезде в Париж, приказал прежде всех схватить и представить к нему на суд епископа Дионисия, как более известного по своему сану и христианской деятельности. С ним вместе взяты были Рустик и Елевферий, прочая же братия разошлась в иные страны для проповеди. Дионисий, в то время уже дряхлый и утружденный подвигами апостольскими, связанный, поставлен с двумя сотрудниками своими перед игемоном. Сисиний, взглянув на него с гневом, сказал: «Ты ли тот злонравный старец Дионисий, который хулит наших богов, отвергает служение им и противится повелению царскому»? Святой епископ отвечал: «Хотя я телом уже состарился, как ты сам видишь, но вера моя процветает юностью и исповедание мое всегда рождает новых чад Христу». Когда же у него спросили о вероисповедании его, то во всеуслышание возвестил слово истины и проповедал великое имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Но игемон не хотел слышать спасительной проповеди и обратился с вопросом ко всем трем, Дионисию, Рустику и Елевферию, хотят ли они повиноваться царю и принести жертвы богам. На это все они единогласно отвечали: «Мы, христиане, имеем единого Бога, живущего на небеси, и Его почитаем, а царскому повелению не повинуемся». Тогда игемон приказал обнажить Дионисия и нещадно бить вервиями; он великодушно терпел жестокое биение и благодарил Господа Иисуса, дозволившего ему носить язвы Его на теле своем. Таким же образом мучили Рустика и Елевферия. Сисиний увидел, что скорее ослабеют руки бьющих, нежели истощится терпение биемых, и потому приказал прекратить побои и заключить мучеников на тот день в темницу. На другой день утром слуги вывели оттуда святого Дионисия и по повелению мучителя распростерли его на железном одре, положив под него огонь; страдалец при этом пел стих из псалма: разжено слово твое зело, и раб твой возлюби e ( Пс. 118, 140 ). Потом сняли его с одра и бросили на съедение зверям, но звери не прикоснулись к нему, ибо Бог заградил уста их. Наконец, отвели его опять в темницу к Рустику и Елевферию. Туда приходили к нему многие христиане, для которых он совершал там божественную литургию и причащал их тела и крови Христовой; причем достойнейшие из них видели над святым епископом являвшегося во свете Царя славы, окруженного ангельскими воинствами. После сего Дионисий и его сподвижники в последний раз были выведены из темницы и представлены к игемону который снова склонял их к жертвоприношению идолам; но они, как и прежде, не покорились ему и исповедали Иисуса Христа единым истинным Богом своим. Тогда разгневанный игемон, после жестокого телесного наказания, осудил их на смерть и повелел отсечь им головы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Жития святых» Дмитрия Ростовского — это знаменитые Четьи-Минеи — излюбленное чтение русских православных на протяжении многих лет. Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского, составлены отчасти по труду Макария, отчасти по «Acta Sanctorum» болландистов. Эти Четьи-Минеи наиболее распространены (есть несколько их вариантов); написаны они хорошим церковнославянским языком. Святитель Димитрий Ростовский писал «Жития святых» на каждый день года в течение двадцати лет. В итоге мы имеем 12-томный труд, дополненный позднейшими писателями, с описанием жизни, чудотворений, исповеднического подвига многих и многих великих святых. Четьи-Минеи можно буквально передать как (чтение на каждый месяц). Это книги житий святых Православной Церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи». Четьи-Минеи — сборники оригинальных и переводных памятников, житийных и риторических церковно-учительных слов и других сочинений Отцов Церкви и предназначавшихся в Средневековье для ежедневного чтения в течение месяца. Здесь представлены жития за октябрь: Память 1 Октября Слово На Покров Пресвятой Богородицы Страдание Святого Апостола Анании Память Преподобного Романа Сладкопевца Житие Преподобного Саввы Вишерского Память Святого Мученика Домнина Память Преподобного Михаила Зовийского И Пострадавших С Ним Память 2 Октября Житие И Страдание Святого Священномученика Киприана И Святой Мученицы Иустины Житие Святого Андрея, Христа Ради Юродивого Память 3 Октября Житие И Страдание Святого Священномученика Дионисия Ареопагита Повесть Святого Дионисия О Святом Карпе И О Двух Грешниках Память Преподобного Иоанна Хозевита, Епископа Кесарийского Память Блаженного Исихия Хоривита Память 4 Октября Житие Святых Гурия, Архиепископа Казанского, И Варсонофия, Епископа Тверского Память Святого Священномученика Иерофея, Епископа Афинского

http://pravbiblioteka.ru/book/zhitiya-sv...

26 . [д] Преставление святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Праздник, и разрешение вина и елеа. 27 . [г] Святаго мученика Каллистрата, и дружины его: И преподобнаго отца нашего Савватиа, соловецкаго чудотворца. 28 . [в] Преподобнаго отца нашего и исповедника Харитона. 29 . [а] Преподобнаго отца нашего Кириака отшельника. 30 . [з] Святаго священномученика Григориа, великия Армении: И преподобнаго отца нашего Григориа, иже на пельшме реце. И во святых отца нашего Михаила, перваго митрополита Киевскаго и всея России, чудотворца. Месяц октоврий 1 . [з] Покров Пресвятыя Богородицы: и святаго Апостола Анании, единаго от 70: И преподобнаго отца Романа Сладкопевца: И преподобнаго отца нашего Саввы, вишерскаго чудотворца. 2 . [е] Святаго священномученика киприана: И святыя мученицы Иустины: И святаго и блаженнаго Андреа, Христа ради юродиваго. 3 . [д] Святаго священномученика Дионисиа Ареопагита. 4 . [г] Святаго священномученика Иерофеа, епископа Афинскаго: И обретение честных мощей, иже во святых отец наших Гуриа и Варсонофиа, казанских. 5 . [в] Святыя мученицы Харитины: И святых святителей Петра, Алексиа, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, и всея России чудотворцов. 6 . [а] Святаго и славнаго Апостола Фомы. Разрешение вина и елеа. 7 . [з] Святых мученик, Сергиа и Вакха. 8 . [з] Преподобныя матере нашея Пелагии. 9 . [е] Святаго Апостола Иакова Алфеова: И преподобнаго отца нашего Андроника, и жены его Афанасии. Разрешение вина и елеа. 10 . [д] Святых мученик, Евлампиа и Евлампии. 11 . [г] Святаго Апостола Филиппа, единаго от седми диакон: И преподобнаго отца нашего Феофана начертаннаго и Творца канонов, епископа никийскаго. 12 . [в] Святых мученик, Прова, Тараха и Андроника: И преподобнаго отца нашего Космы Святоградца и Творца канонов, епископа Маиумскаго. В тойже день празднование святому Иоанну Крестителю Господню, на память пренесения из мальты во град гатчину креста из части древа Животворящаго Креста Господня: чудотворнаго образа Божия Матере, писаннаго святым евангелистом Лукою: и десныя руки мощей святаго Иоанна Крестителя:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКЕЛЛИН ИСПАНСКИЙ, ЛУКИАН, САТУРНИН, МАКСИАН И ИУЛИАН (I в. (?)), священномученики (пам. 3 июня; пам. зап. 8 янв.). Сохранилось неск. лат. Мученичеств Л. (в миру Лукий), Максиана и И., в которых упомянуты М. и С. (BHL, N 5008-5012). Все эти святые, вероятно, были уроженцами Рима. Их наставником в христ. вере был сщмч. Дионисий Ареопагит . Согласно одному из преданий, сщмч. Климент , еп. Римский, рукоположил сщмч. Дионисия во епископы и направил в Галлию для проповеди христианства, с ним отправились М., С., Л., Максиан и И. Основные сведения Мученичеств относятся к миссии Л., Максиана и И. Л. назван учеником ап. Петра, с к-рым он был знаком до прихода в Рим сщмч. Дионисия Ареопагита. Л. был рукоположен во епископы сщмч. Климентом. По пути в Галлию через Италию святые проповедовали слово Божие, невзирая на лишения и противодействия местных жителей, и обратили ко Христу множество язычников. Затем они переправились на корабле в г. Арелат (ныне Арль, Франция) и там разделились: М. отправился в Испанию, С.- в Галлию, Дионисий Ареопагит, Л., Максиан и И.- в Лютецию (ныне Париж), но вскоре Л., Максиан и И. оставили Дионисия и отбыли в Белгику (Бельгийскую Галлию). Их миссия была очень успешной, однако вскоре вышел приказ имп. Домициана (81-96) о гонении на христиан. Началось преследование проповедников. Сначала арестовали Максиана и И., и после отказа поклониться идолам их зарубили мечами на глазах у престарелого Л. Палачи думали, что смерть сподвижников устрашит старца, но он мужественно исповедовал свою веру и назвал палачей идолопоклонниками, приносящими жертву диаволу. После жестоких пыток ему отсекли голову. Обезглавленный Л. на глазах у всех присутствующих поднялся, взял свою голову в руки и прошествовал по водам реки к месту, определенному им для своего погребения, где лег на землю и предал дух Господу. Это чудо несомненно вызывает ассоциации с таким же чудесным явлением во время мученичества Дионисия Ареопагита.

http://pravenc.ru/text/2562334.html

архиепископ Василий (Кривошеин) " Тварная сущность " и " Божественная сущность " в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова Излишне напоминать о важности понятия сущность, ουσα, о том, какое огромное место занимает оно в богословской мысли святых Отцов, сколь разнообразны у них значения и применение этого слова. Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе - этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом ουσα с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена, защиту μοσιον святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита, христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника, иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе, который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема ουσα и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что-то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова, у которого это выражено с присущей ему оригинальностью Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию и святителю Григорию Нисскому, преподобный Симеон одним и тем же словом ουσα обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу. Так, употребляя это слово во множественном числе - α οσαι, он подразумевает ангелов, когда говорит, что Бог " превыше мысленных сущностей, ибо и они суть Его творение " Впрочем, это - святоотеческая терминология, в особенности характерная для святителя Григория Назианзина и святого Дионисия Ареопагита там, где говорится об ангелах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Однако тот факт, что конкретные документы Собора 1598 года, в основном посвященные описанию такого явления, как Верховная Власть, Царская Власть, позволяют предположить, что в ту эпоху слову «власть» русскими писателями в большей степени усваивалось его духовное значение, связанное с учением Церкви о Небесной и земной иерархии - в первую очередь в трактатах Священномученика Дионисия Ареопагита. Согласно этому учению, земная иерархия во всем уподобляется иерархии Небесной, в первую очередь иерархии служебных Ангельских Сил. В письме Тимофею «О Небесной иерархии» Священномученик Дионисий Ареопагит объясняет, что Ангельские Небесные Силы делятся на три разряда и девять чинов. В первом наивысшем разряде пребывают - выше всех - Престолы, затем Херувимы и, наконец, Серафимы. Во втором, среднем по достоинству разряде находятся: наверху Господства, затем - Силы, и ниже - Власти. В нижнем третьем разряде главенствуют Начала, им подчинены Архангелы и ниже расположены Ангелы. Следовательно, достоинство Властей соответствует только шестому Ангельскому чину ( Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования/греческие тексты и их переводы Г.М.Прохорова. СПб., 2002. С. 70-145). Самодержавие Православного Царя согласно Цареградскому Церковному учению уподобляется Вседержительству Самого Господа - ЦАРЯ Небесного (Автократор - воодушевленный земной образ Пантократора). При уподоблении земной иерархии - иерархии Небесных сил, для Самодержавного Царя либо нет никакого соответствия, либо его Верховный Чин уподобляется только наивысшим Ангелам-Престолам. Поэтому в сознании древнерусских писателей терминологическое определение Царского достоинства словом «власть» было бы снижением стиля, «низведением» Царского достоинства до шестого Ангельского чина. Так и в пространственной иерархии достоинство термина «область» и тем более термина «волость» была ниже терминов «Царство», «Государство», «страна», и, вероятно, даже ниже Великокняжеского Удела. Однако те же слова «власть» и «область» в литературном бытовании не ограничивались строго терминологическим употреблением и имели расширительного значения.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

Но сила Божия преодолевает все препятствия. Главное -хотеть нам быть христианами, хотеть ими стать, стремиться к этому! И тогда Господь, подобно буре, все эти камни, все эти валуны разбросает, и дорога будет очищена, и сердце наше откроется для действия благодати Божией. И тогда мы как бы родимся заново! Тогда все наше существо будет проникнуто упованием, благодарностью, дружелюбием по отношению к окружающим, чувством близости нашего Господа, надеждой на то, что не нашей силой, а силой Его совершается это спасение. Как в оные дни, так и ныне, так будет всегда и во веки веков. Аминь. 16 октября/29 октября Священномученика Дионисия Ареопагита Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы читали в Евангелии: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». Это очень важное слово, «милосердие», люди теперь часто употребляют, и это хорошо, это прекрасно. Только призыв «Будьте милосердны», — евангельский призыв и не простой — ведь сказано: «Как Отец Небесный милосерд». Почему? Да потому что жизнь немилосердна, жизнь полна отчаяния и борьбы, в жизни часто торжествуют жестокость, грубость, тупость, бессмысленность, а вовсе не милосердие. Такова жизнь и в природе, и в человеческом обществе. Потому Господь не говорит нам: будьте милосердны, как обычно милосердны люди, а Он говорит: «Как Отец ваш Небесный», потому что единственный, Кто может нас научить добру и любви — это Господь. Он бросает искры добра в черные человеческие сердца, в сердца, полные ненависти и себялюбия, полные зависти и осуждения. Поэтому наш идеал начертан в небе, и небо должно отражаться здесь, в нашей земной жизни. У апостола Павла есть замечательные слова: «Если я имею… всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто». Значит, любовь и милосердие стоят выше всего, и без этого не может сердце человеческое ожить ни к людям, ни к Богу. Сегодня мы празднуем память Дионисия Ареопагита , человека, который был членом Верховного Совета в древнем городе Афины. Там люди мало знали о милосердии — там царило знание. Это был город, где жили ученые, философы, студенты, это был город, наполненный статуями, изваяниями, прекрасными храмами языческим богам, но там не хватало — милосердия. И вот, рассказывает нам евангелист Лука, апостол Павел приехал в этот знаменитый город. Он ждал там своего ученика Тимофея, и один бродил по улицам, смотрел вокруг. Когда он увидел на каждом шагу изображения богов, знаменитых людей, властителей, спортсменов, сердце его возмутилось, ему стало противно, тошно. Он пошел в то место, где собирались люди поговорить о политике, о литературе, о всяких вещах, которые их интересовали. И святой Лука пишет — он подмечает очень верно — любимым занятием афинян было послушать что-нибудь новое на площади. Так похоже это на современных людей, которые живут новостями, а они быстро проходят: сегодня одна новость, завтра другая — пустой, неглубокий ум лишь глотает эти новости, чтобы затем поглотить следующие.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

Монастырю принадлежат пять келий, в том числе святого Евфимия, святых бессребреников, Живоносного Источника, святого Стефана и святого Георгия (последние две расположены около Кареи: первая примечательна своими уникальными фресками и недавно была отреставрирована, а во второй располагается представительство монастыря). Кроме этого, Русику принадлежит подворье Хромица (или Хромитисса) недалеко от Урануполя – там живет несколько русских монахов, скит Ксилургу или, как его называют на Афоне, «Богородица», неподалеку от монастыря Пантократор, пустынный скит «Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и Старый Русик, известный также под именем «Палэомонастиро». В монастыре святого Пантелеимона пребывает несколько чудотворных икон. Чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» находится над царскими вратами Покровского храма. В этом же храме находится список с иконы Богородицы «Казанская». Икона великомученика Пантелеимона – это древняя мозаичная икона, ранее она находилась в горном монастыре Фессалоникийцев, на месте которого сегодня находится «Палэомонастиро» (древний монастырь). Святой Пантелеимон изображен во весь рост, держащий в правой руке врачебные инструменты. По периметру иконы изображено житие святого. Также в обители есть образ Спаса Нерукотворного, икона Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, икона священномученика Харалампия и мозаичная икона святого Александра Невского. Кроме того, в монастыре святого Пантелеимона пребывает часть Честного и Животворящего Креста Господня, частица камня от Гроба Господня, главы великомученика Пантелеимона и преподобного Силуана Афонского. Частицы мощей: Предтечи и Крестителя Иоанна, апостолов Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика архидиакона Стефана, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, святителя Кирилла Иерусалимского, священномученика Дионисия Ареопагита, преподобномученика Стефана Нового, мученика Марина, мученика Трифона, великомученицы Параскевы, святых бессребреников Космы и Дамиана, преподобного Исаакия Далматского, праведного Иосифа Обручника, священномученика Анфима, епископа Никомидийского; преподобномучеников Игнатия Афонского, Евфимия Афонского, Акакия Афонского, Георгия Победоносца, мучеников Евстратия и Кирика, священномученика Харалампия, великомучениц Марины и Параскевы, праведного Иоанна Русского, святого Прохора, святителя Амвросия Медиоланского, святителя Григория Паламы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010