Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен в афинском храме священномученика Дионисия Ареопагита 2 июня 2013 г. 01:42 По прибытии в Афины вечером 1 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в храме во имя священномученика Дионисия Ареопагита в Колонаки. В храме молились Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним с сонмом архипастырей Элладской Церкви , члены официальной делегации Русской Православной Церкви: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов. На богослужение собралось множество верующих, среди них были греки, русские, украинцы, сербы и др. В храме присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Греческой Республике В.И. Чхиквишвили. По окончании молебна с приветствием к Святейшему Патриарху Кириллу обратился Предстоятель Элладской Православной Церкви, отметив, в частности: «С великой радостью мы славословим в Троице славимого Бога, Который Своей благодатью сподобил нас отблагодарить Вас за трогательное гостеприимство, оказанное нам в прошлом году, и принимать Вас на нашей основанной святым апостолом Павлом апостольской кафедре. С братской любовью приветствуем Вас от имени всей полноты Элладской Церкви, а в лице Вашего Святейшества и Ваших спутников мысленно приветствуем весь многоуважаемый епископат, духовенство, монашескую братию и весь верующий и благочестивейший народ Русской Церкви». Как засвидетельствовал Блаженнейший Архиепископ Иероним, визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Элладскую Церковь «является сильным свидетельством нашего единства во Христе и того, что наши Церкви движутся по единому пути», а также предоставляет возможность «еще больше укрепить наши прекрасные и братские отношения и плодотворно и взаимно расширить наше сотрудничество в сферах, представляющих общий интерес».

http://patriarchia.ru/db/text/3012152.ht...

Память преподобного Кассиана совершается дважды: 2 октября – преставление, и 21 мая – день тезоименитства. 3-й день Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский Священномученик Дионисий Ареопагит , епископ Афинский – один из самых выдающихся христианских богословов. Он жил в городе Афины, где получил эллинское философское образование. Следуя примеру великих мыслителей древности Пифагора и Платона, посетил Египет с целью углубления своих духовных воззрений, где в Гелиополисе вместе со своим другом философом Аполлофаном был свидетелем тьмы, распростертои по земле во время день распятия Иисуса Христа ( Мф.27:45 ). Так как эта тьма не могла быть объяснена астрономическими причинами, философы Дионисий и Аполлофан пришли к убеждению, что или «нарушился порядок природы», или «страдает Бог». Это переживание в значительной мере подготовило последующее обращение Дионисия. Известный своей мудростью, он был введен в состав Ареопага – высшего суда Афин. Свое название Ареопаг получил от места, где проходили его заседания: «холма Арея» (ρειος πγος). Ареопаг наблюдал за исполнением древних законов, воспитанием юношества и чистотой религиозной жизни. Звание члена Ареопага было пожизненным. Во время своего второго миссионерского путешествия, проходившего с осени 49 года по осень 52 года, святой апостол Павел посетил Афины, благовествуя о Христе Воскресшем. Его проповедь в городе, известном своей высокой духовной культурой и философскими традициями, вызвала большой интерес. С целью подробного разъяснения нового учения, апостол был приглашен в Ареопаг ( Деян.17:19 ), гдеегослова, несмотря на скептическое отношение со стороны многих представителей стоической и эпикурейской философии, произвели огромное впечатление на ряд образованных афинян, в том числе и на Дионисия Ареопагита ( Деян.17:34 ). После принятия Крещения Дионисий Ареопагит находился в непосредственной близости с апостолом Павлом, введшим его в глубины христианской мудрости, которую он проповедовал «между совершенными...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен в афинском храме священномученика Дионисия Ареопагита 1 июня 2013 г. 22:31 По прибытии в Афины  вечером 1 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в храме во имя священномученика Дионисия Ареопагита в Колонаки. В храме молились  Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним  с сонмом архипастырей  Элладской Церкви , члены официальной делегации Русской Православной Церкви: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов. На богослужение собралось множество верующих, среди них были греки, русские, украинцы, сербы и др. В храме присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Греческой Республике В.И. Чхиквишвили. По окончании молебна с приветствием к Святейшему Патриарху Кириллу обратился Предстоятель Элладской Православной Церкви, отметив, в частности: «С великой радостью мы славословим в Троице славимого Бога, Который Своей благодатью сподобил нас отблагодарить Вас за трогательное гостеприимство, оказанное нам в прошлом году, и принимать Вас на нашей основанной святым апостолом Павлом апостольской кафедре. С братской любовью приветствуем Вас от имени всей полноты Элладской Церкви, а в лице Вашего Святейшества и Ваших спутников мысленно приветствуем весь многоуважаемый епископат, духовенство, монашескую братию и весь верующий и благочестивейший народ Русской Церкви». Как засвидетельствовал Блаженнейший Архиепископ Иероним, визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Элладскую Церковь «является сильным свидетельством нашего единства во Христе и того, что наши Церкви движутся по единому пути», а также предоставляет возможность «еще больше укрепить наши прекрасные и братские отношения и плодотворно и взаимно расширить наше сотрудничество в сферах, представляющих общий интерес».

http://patriarchia.ru/db/text/3013418.ht...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Дионисий Ареопагит в работах святого Григория Паламы: к вопросу о «христологической поправке» и сходных проблемах Наследие священномученика Дионисия Ареопагита в последнее время нередко становилось предметом дискуссий видных представителей богословской науки. Среди обсуждаемых вопросов одним из наиболее важных, по мысли автора статьи, стало влияние этого святого отца на воззрения святителя Григория Паламы. Был ли Фессалоникийский архиепископ строгим последователем священномученика Дионисия или он лишь реконструировал «неоплатоническое христианство» последнего? Свои рассуждения на эту тему предлагает иеромонах Александр (Голицын). Статья I. Дионисий Ареопагит, Григорий Палама: ученый спор и «христологическая поправка» Отношение к работам Дионисия Ареопагита стало противоречивым с тех пор, как Мартин Лютер назвал его plus platonizans quam christianizans («больше платоник, чем христианин»), а особенно после того, как Йозеф Штигльмайер и Хуго Кох в конце XIX века показали его бесспорное пристрастие к мыслям Ямвлиха и особенно Прокла Диадоха. Степень этого пристрастия и его совместимость, или чаще несовместимость, с христианской верой и святоотеческим преданием стала основной темой научной литературы в последние сто лет. Некоторые ученые, а именно Владимир Лосский, отец Иоанн Романидис и отец Эндрю Лаут, напротив, считают, что Дионисий остался в основном верным предшествующей святоотеческой мысли и внес значительный вклад в последующее ее развитие, подготовив приход таких мыслителей, как святые Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат и Григорий Палама. Я склонился к этому пониманию Ареопагита после того, как ознакомился с жизнью монастыря Симонопетра на горе Афон и особенно с учением его настоятеля архимандрита Емилиана (Вафидиса). В этой статье я предлагаю рассмотреть доводы в пользу как св. Дионисия, так и св. Григория в свете аскетической традиции восточного христианства.

http://bogoslov.ru/article/4794602

Святой священномученик Дионисий Ареопагит (ст. 34) Святой Дионисий, прозванный Ареопагитом, родился в Афинах около десятого года по P. Хр. Первоначальное образование получил в доме родителей своих, принадлежавших к сословию знатнейших граждан афинских. Оказав быстрые успехи в науках преимущественно перед всеми сверстниками своими, он, для дальнейшего усовершенствования себя в познаниях философских, путешествовал по разным странам, потом прибыл в Египет, издавна славившийся земною мудростью, и там, в городе Илиополе, под руководством искусных наставников, занимался изучением астрономии вместе с другом своим Аполофаном. Пребывание его в этом городе особенно замечательно потому, что здесь он видел затмение солнца, случившееся в тот самый день, в который Спаситель мира был распят на кресте. Сие необыкновенное явление удивило Дионисия тем более, что по его астрономическим вычислениям оно не могло произойти в тот день от причин естественных. Пораженный таким чрезвычайным видением, он сказал: «Или Бог страждет, или видимый мир разрушается». Об этом происшествии он сам упоминает в письме своем к Поликарпу, епископу Смирнскому. По возвращении из Египта в свое отечество, Дионисий вступил в супружество и своим просвещением, знатностью рода и добродетельной жизнью приобрел столь великое уважение от своих сограждан, что они избрали его членом высшего судилища, ареопага, отчего и дано ему название Ареопагита. Когда апостол Павел прибыл в Афины и в собрании ареопага проповедовал Христа распятого и воскресшего ( Деян. 17, 22–31 ), тогда Дионисий, внимательно слушавший его, получил первое понятие о вере христианской, тогда же наедине вступил в словесное состязание с проповедником и на вопрос его о вероучении афинян показал ему находившиеся в городе капища языческих богов. Обозревая сии памятники идолослужения, святой Павел увидел одно капище, на котором было написано «неведомому Богу» и спросил Дионисия, какой это неведомый бог? «Он еще не явился между богами, в свое время явится и будет вечно царствовать на небе и на земле». Услышав от него слова сии, апостол благоуспешно воспользовался ими для насаждения в душе его слова Божия и возвестил ему, что сей неведомый Бог уже пришел и родился от Пресвятой Девы Марии, что Он, для спасения рода человеческого, претерпел крестную смерть, во время которой померкло солнце и не издавало света в продолжении трех часов, и что потом Он божественной силой воскрес из мертвых и вознесся на небо. Дионисий, вспоминая виденное им в Египте солнечное затмение, о котором говорил теперь Павел, тотчас убедился, что в то время Бог страдал в теле человеческом. Сердце его, освященное благодатью, разверзлось для познания неведомого Бога, Господа нашего Иисуса Христа. Он просил апостола помолиться о нем, дабы Господь милостив был к нему и сопричислил его к сонму рабов Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Церковь чтит память священномучеников Дионисия Ареопагита, пресвитера Рустика и диакона Елевферия 16 октября, 2019. Новостная служба Они были убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году, во время гонений при императоре Домициане 16 октября. ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает память священномучеников Дионисия Ареопагита, пресвитера Рустика и диакона Елевферия. Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий были убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году, во время гонений при императоре Домициане. Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», — сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда). Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге, Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Афины. Греция. Руины Ареопага и других строений Узнав о том, что Петр и Павел оказались в заточении в Риме (во время гонений на христиан при императоре Нероне), Дионисий Ареопагит, оставив вместо себя в Афинах преемника, приезжает в столицу, чтобы посетить их. После казни первоверховных апостолов он отправляется проповедовать на территории современной Германии, Испании и Франции. В Лютеции Галлийской (современный Париж) святой Дионисий вместе со своими сподвижниками (пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием) был схвачен и заточен в темницу. Местный правитель долгими уговорами, а затем и пытками пытался заставить их отречься, однако мученики остались непреклонны. Тогда он приказал отрубить им головы. Так закончился жизненный путь священномученика Дионисия Ареопагита. Известные люди и святые с именем Дионисий Святые с именем Дионисий Преподобный Дионисий Олимпийский (90-е гг. XV в.—1541) Основатель одного из старейших монастырей в Маке­донии. Долгое время он подвизался иноком на Афоне. Строгая подвижническая жизнь привлекала к нему множество людей. Преподобный особенно прославился тем, что умел найти общий язык с самыми настоящими уголовниками. Однажды он тихой и мудрой беседой склонил преступника, который думал ограбить его келию, к покаянию и полной перемене жизни. Получив разрешение турецких властей, преподобный Дионисий основал на горе Олимп монастырь. День его памяти 24 января. Преподобный Дионисий Радонежский (ок. 1570–1633) после страшной жизненной трагедии — смерти жены и детей — он стал настоятелем Старицкого монастыря. В 1605 году, после воцарения Лжедмитрия I в Москве, в обитель под конвоем был доставлен Патриарх Иов. Преподобному Дионисию было велено держать Предстоятеля «в озлоблении скорбном», однако настоятель указ проигнорировал и тайно обеспечивал узника всем необходимым. В период 1610–1612 годов он рассылал грамоты, в которых призывал собрать ополчение и выступить против иноземных захватчиков. В этот же период святой стал игуменом Троице-Сергиевой лавры и принял активное участие в обороне монастыря во время его осады войсками Лжедмитрия II. После окончания Смуты он много потрудился для восстановления обители. День памяти совершается 25 мая. Известные люди с именем Дионисий:

http://foma.ru/imya-dionisiy.html

68 . Апостол Акила, епископ в Гераклее, крещен святым апостолом Павлом (вместе со своей женой Прискиллой), преданный и ревностный его ученик ( Деян. 18, 1–3 ; Рим. 16, 3–4 ; память 14 июля, принял мученическую кончину вместе со святой Прискиллой). 69 . Апостол Фортунат, сподвижник святого апостола Павла ( 1Кор. 16, 17–18 ; память 4 января). 70 . Апостол Ахаик, сподвижник святого апостола Павла ( 1Кор. 16, 17–18 ; память 4 января). По некоторым свидетельствам, к лику 70 апостолов причисляются еще два: священномученик Дионисий Ареопагит , епископ Афинский, и святой Симеон, называемый Нигер. Священномученик Дионисий Ареопагит был членом верховного суда (ареопага) в Афинах. Просвещенный святым апостолом Павлом, он стал его сподвижником и принял от него епископский сан. В 57 г. святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Ему принадлежат известные богословские труды: “О Небесной иерархии”, “О церковной иерархии”, “О Именах Божиих”, “О мистическом богословии”. Святой Дионисий проповедовал впоследствии в Галлии (Франция), где был обезглавлен в 96 г. в Лютеции (древнее название Парижа) (память 3 октября). О его принадлежности к апостольскому лику свидетельствует выдающийся церковный историк древности епископ Кесарийский Евсевий. Перечисляя 70 апостолов, он пишет: “Прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисий, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедью Павла в Афинах” (см. Деян. 17, 34 ). Святой Симеон, по прозванию Нигер, упоминается в Деяниях апостолов (13, 1). О его принадлежности к лику апостолов пишет святитель Епифаний Кипрский († 403; память 12 мая), сообщая, что лик меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц. Об этом же свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин : “всехвальная десятица со двоицею показася совершенне, видяше единоревнительный собор, семидесяти и дву” (Октоих, пятый глас в среду за вечерней). В IX веке преподобный Иосиф Песнопевец написал канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых. Служба Собору 70-ти апостолов была написана также епископом Димитрием Самбикиным (опубликована в 1899 г.). В данном издании та службы объединена с минейной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

68 . Апостол Акила, епископ в Гераклее, крещен святым апостолом Павлом (вместе со своей женой Прискиллой), преданный и ревностный его ученик ( Деян. 18, 1–3 ; Рим. 16, 3–4 ; память 14 июля, принял мученическую кончину вместе со святой Прискиллой). 69 . Апостол Фортунат, сподвижник святого апостола Павла ( 1Кор. 16, 17–18 ; память 4 января). 70 . Апостол Ахаик, сподвижник святого апостола Павла ( 1Кор. 16, 17–18 ; память 4 января). По некоторым свидетельствам, к лику 70 апостолов причисляются еще два: священномученик Дионисий Ареопагит , епископ Афинский, и святой Симеон, называемый Нигер. 71 . Священномученик Дионисий Ареопагит был членом верховного суда (ареопага) в Афинах. Просвещенный святым апостолом Павлом, он стал его сподвижником и принял от него епископский сан. В 57 г. святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Ему принадлежат известные богословские труды: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии». Святой Дионисий проповедовал впоследствии в Галлии (Франция), где был обезглавлен в 96 г. в Лютеции (древнее название Парижа) (память 3 октября). О его принадлежности к апостольскому лику свидетельствует выдающийся церковный историк древности епископ Кесарийский Евсевий. Перечисляя 70 апостолов, он пишет: «Прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисий, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедью Павла в Афинах» (см. Деян. 17, 34 ). 72 . Святой Симеон, по прозванию Нигер, упоминается в Деяниях апостолов (13,1). О его принадлежности к лику апостолов пишет святитель Епифаний Кипрский (†403; память 12 мая), сообщая, что лик меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц. Об этом же свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин : «всехвальная десятица со двоицею показася совершение, видяше единоревнительный собор, семидесяти и дву» (Октоих, пятый глас в среду за вечерней). В IX веке преподобный Иосиф Песнописец написал канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых. Служба Собору 70-ти апостолов была написана также епископом Димитрием Самбикиным (опубликована в 1899 г.). В данном издании эта служба объединена с минейной. Преподобный Феоктист

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После своего обращения ко Христу святой Дионисий прожил в Афинах довольно продолжительное время и значительно распространил основанную там святым Апостолом Павлом Церковь Божию. Затем Дионисий, подобно святым Апостолам, пожелал и в других странах проповедовать Евангелие и пострадать за имя Христово, как и учитель его – блаженный Павел, пострадавший за Христа от Нерона 6283 в Риме. Поставив афинянам вместо себя епископа, Дионисий удалился в Рим, где его с радостью принял святой Климент, епископ римский 6284 . Прожив с ним недолгое время, святой Дионисий был послан Климентом – вместе с епископом Лукианом, священником Рустиком, диаконом Елевферием и прочей братией – в Галлию 6285 для проповеди здесь слова Божия язычникам. Придя с ними в Галлию, святой Дионисий стал проповедовать слово Божие обитателям той страны, и в городе Париже 6286 многих обратил от идолослужения к вере в Господа. Там он построил церковь 6287 на собранные новообращенными христианами средства. В сей церкви Дионисий совершал бескровные жертвы, моля Бога, чтобы Он даровал ему силу привлечь к Церкви многих словесных овец. Когда таким образом распространялось здесь слово Божие, началось вторичное после Нерона гонение, воздвигнутое Домицианом 6288 . Сей император послал в Галлию военачальника Сисиния, дабы предать мучениям тамошних христиан. Придя в город Париж, Сисиний приказал прежде всего схватить для мучения Дионисия, прославившегося чудесами и мудростью Божией; вместе с ним были взяты Рустик и Елевферий, прочие же из братии удалились на проповедь в другие страны. Святой Дионисий в сие время был уже очень стар и утомлен трудами Евангельской проповеди. Когда он, крепко связанный, вместе с Рустиком и Елевферием, приведен был к полководцу Сисинию, последний, взглянув на него, с гневом произнес: – Ты ли тот злочестивый старец Дионисий, который, хуля наших 6289 богов, ниспровергает всё служение им и противится царским повелениям? Святой отвечал: – Хотя я, как ты и сам видишь, уже состарился телом, но вера моя цветет юностью и исповедание мое всегда рождает новых чад для Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010