Божественный мрак и неведение за пределом всякого ведения указывают на подход по преимуществу апофатический, превосходящий всякое логическое мышление, даже отрицательное, отказывающийся от языка, или, скорее, находящийся за пределами всякого слова, символа, языка. Мы вспоминаем здесь слова священномученика Игнатия («лучше молчать и быть, чем говорить и не быть») или образы священномученика Иринея. У святителя Кирилла Александрийского очень удачно и гармонично сочетаются «троичная мистика», унаследованная от «золотого века» святоотеческого периода, христология ипостасного соединения двух природ и троичная духовность нетварных обожествляющих энергий. В.Н. Лосский справедливо указывает на троичную перспективу в сочинениях Дионисия Ареопагита , «...платоника с примесью христианства или, скорее, христианского мыслителя, переодетого в неоплатоника [...] в победном сопротивлении скорее, чем в генетической зависимости» 316 . Как и у святителя Григория Нисского , у Ареопагита боговедение ведёт к вхождению во мрак непознаваемости и, тем самым, в неизреченное единение с Пресвятой Троицей. В Божественных Именах запредельность всякого познания и всякого словесного выражения антиномично сочетается с исследованием Божественных именований, в основном заимствованных из Библии, относящихся к Его явлениям или Его запредельности. Надо отметить, что отрицательные Имена относятся также и к положительному богословию. Богословие Ареопагита о познании Бога и Его непознаваемости, предварившее паламитский синтез, находит свое самое совершенное выражение в блаженном вечном видении Христовой Славы. Фаворское Богоявление является ее образом и предвосхищением: «А тогда, когда мы станем нетленными и бессмертными и сподобимся блаженнейшего, свойственного Христу, покоя и «всегда, – согласно речению, – с Господом будем» ( 1Сол.4:17 ), тогда мы будем исполняться видимого богоявления в пречистых видениях, озаряющих нас светлейшим сиянием, как учеников во время того божественнейшего Преображения, бесстрастным и нематериальным умом причащаясь Его умственного светодаяния и превосходящего ум соединения, когда неведомым и блаженным образом – в божественней- шем подражании сверхнебесным умам – мы окажемся достижимы для пресветлых лучей, ибо, как говорит истина речений, мы будем «равны ангелам» и сынами Божьими, «будучи сынами воскресения» ( Лк.20:36 )» 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

1. Священномученик Дионисий Ареопагит . Причисляется к семидесяти малым Апостолам. Сей дивный муж происходил из знаменитой языческой семьи из Афин. Окончив философскую школу в родном городе, он отправился в Египет продолжать образование. В то время наступил [именно] тот день, когда Господь Иисус Христос испустил Свой дух на кресте, – и помрачилось солнце, так что и в Египте была тьма в течение трех часов. Тогда Дионисий воскликнул: «Либо Бог, творец страдает; либо сей скончавается». Вернувшись в Афины, он женился на некой Дамаре, от которой имел сыновей. Был членом высшего суда у греков, ареопага, вследствие чего за ним и осталось наименование Ареопагита. Когда апостол Павел проповедовал Евангелие в Афинах, Дионисий крестился со всем своим домом. Апостол Павел рукоположил его во епископа Афинского, ибо оставил он [к тому времени] и супругу, и детей, и свое положение ради любви Христовой. Довольно долго путешествовал Дионисий с апостолом Павлом и познакомился со всеми остальными Христовыми Апостолами. Особо ходил в Иерусалим, чтобы лицезреть Пресвятую Богородицу, и описал эту встречу в одном из своих трудов. Вкупе с прочими Апостолами присутствовал на погребении Пресвятой Пречистой Девы. Когда мученически пострадал его учитель, святой Павел, Дионисий возжелал такую смерть и себе. [Для сего] удалился он в Галлию вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием на проповедь Евангелия среди варваров. Претерпел много, но многое ему и удалось. Благодаря его трудам немало язычников обратилось в Христову веру. В [Лютеции (ныне] Париж) Дионисий построил небольшую церковку, где совершал богослужение 147 . Когда исполнилось ему 90 лет, он был схвачен и мучим за Христа вместе с Рустиком и Елевферием, пока все трое не были усечены мечом. Отсеченная голова святого Дионисия отскочила на большое расстояние и упала перед некой христианкой Катуллой, которая ее вместе с телом благочестно погребла. Пострадал святой Дионисий в царствование Домициана в 96 году. Написал знаменитые произведения «О Божественных именах», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О таинственном богословии», о Пресвятой Богородице.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мелисса в «Наставлении» подобрал цитаты из стоических и неоплатонических философов: Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и Саллюстия, немного их «христианизировав»: в тексте не упоминаются Иисус Христос, Богородица, таинства, Церковь, нет цитат из Писания. Таким образом, Добротолюбие открывается стоически-неоплатоническим трактатом.   «Повесть о Варлааме и Иосафе» Преподобный Иоанн Дамаскин Иоанн Дамаскин — безусловно, не автор «Повести». Об авторстве и дате написания ее спорят до сих пор. Нам интересно другое — почти наверняка это сочинение — христианизированные буддийские легенды. «Повесть о Варлааме и Иоасафе» — одна из самых популярных книг Средневековья — носит полностью легендарный характер. Фактически, «Повесть» — художественная литература приключенческого (сказочного) характера, но аскетически и моралистически окрашенная. Обычно «Повесть о Варлааме и Иосафе» характеризуют как христианизированный пересказ жизни Будды. Но есть весомые мнения в пользу самостоятельности сюжета «Повести». Аверинцев, к примеру, справедливо замечал, что шок человека, «у которого все есть» от встречи с болезнью, старостью и смертью — безусловно общечеловеческий феномен. Передать этот шок сюжетом о молодом принце, столкнувшегося с больным, стариком и трупом — очевидный ход. Так или иначе, «Повесть о Варлааме и Иосафе» не просто так стала одним из самых популярных произведений христианского мира. «Повести» удалось передать исходный человеческий опыт, о котором мы говорим, в «легкой, увлекательной форме». Монофизиты, мессалиане, несториане Приведем три более сложных случая на ту же тему Сочинения Дионисия Ареопагита Анонимный писатель, скрывшийся под именем священномученика Дионисия Ареопагита, ученика ап. Павла. Почти наверняка можно говорить о продуманности такого псевдонима: Псевдо-Дионисий Ареопагит как бы воплощает собой неоплатоническую философию, наконец-то нашедшую истину — Христа. Если мы верно угадали замысел этого великого анонима, то он не мог выбрать лучшего образа: настоящий Ареопагит, древний эллин, в самом сердце античных Афин — Ареопаге, принял решение последовать за апостолом Павлом, услышав его безумную проповедь о Неведомом Боге. Аналогично псевдо-Дионисий Ареопагит — утонченный, блестящий неоплатоник, эллин от эллинов, бросил себя на воспевание Неведомого Бога, открывшегося во Христе.

http://blog.predanie.ru/article/nepravos...

А что же взамен обладания, взамен похоти? Там что-то есть, кроме этого? Подлинный эрос — это риск любить живого. Любовь — непрестанное шествие навстречу друг другу, постоянный отказ от призраков любимого, от его идолов. Известный режиссер, творец в тумане” Юрий Норштейн пишет о своей жене Франтишке: “Франтишка для меня загадка. Чем больше я её узнаю, тем меньше знаю”(22). Это сказано после 40 лет брака, которые они провели не только в семье, но и в общей работе! Брак без выходных! Значит, возможна любовь к живому, без болезненных похотей и насилия обладания. Любить живого опасно: он непредсказуем и всегда готов удивить. Об этом и предупреждает христианство — религия любви к Живому Богу, Которого нельзя “приручить” и загнать в какие-то рамки и определения. Пусть благословит Господь эту опасную любовь к живому! И душам их дано бродить в цветах, Их голосам дано сливаться в такт, И вечностью дышать в одно дыханье, И встретиться — со вздохом на устах — На хрупких переправах и мостах, На узких перекрёстках мирозданья. (В. Высоцкий) Отзвуки Добра Христиане даже в наше время с подозрением относятся к термину эрос. Однако, как писал Тренч, “с œρως и œραν могло произойти то же, что произошло и со многими другими словами: они могли были быть заново освящены, несмотря на глубокую деградацию в прежней истории”(23). Слово эрос безбоязненно употребляли святые Отцы — от мужей апостольских до отцов византийской эпохи, и употребляли без оглядки на тёмные стороны его биографии. Ареопагит цитирует священномученика Игнатия Смирнского: Ð ™μς œρως ™σταρωται (Рим 7:2) ‘моя любовь [к миру] распята’. Заметим: мученик Эросом называет Христа! Встречается этот термин и в творениях таких “надёжных” Отцов, как святители Григорий Богослов (Сагт. II, 34, 151: ”Eρως δ θερμς δυσκαθεκτς τε πθος ‘любовь есть пламенное, неудержимое желание’) и Иоанн Златоуст (Филипп., омилия 1, 8 πνευματικς œρως ‘духовный эрос’)24. Этого термина не чуждаются святитель Григорий Нисский, святой Дионисий Ареопагит, преподобный Макарий Египетский, святой праведный Николай Кавасила и преподобный Симеон Новый Богослов. В трактате “О Божественных именах” Дионисий Ареопагит посвятил несколько строк защите термина œρως: «пусть те, кому не нравится имя Любовь (œρωτος), послушают следующее: “полюби её, и она сохранит тебя”, “огради её, и она вознесёт тебя; почти её, чтобы она обняла тебя” (Притч 4:6,8), и прочее, что богословие поёт, используя образ любви.

http://pravmir.ru/lyubov-i-pustota/

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы глас 8 Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим. Припев: Священномучениче Дионисие, моли Бога о нас. Павлом божественным научен, небесных, Дионисие, видцем, небесный таинник абие и боговещатель был еси. Иже благодатию Божиею озарився, просвети, блаженне, поющих тя души твоя разумети богодухновенная учения, Дионисие. Умом преочищенным и душею, небесных удобрений сияния уведети сподобился еси, и тех ликостояния, Дионисие. Богородичен: Чертог светоносный, паче ума воплощения явилася еси всех Содетеля: из Тебе бо плоть, Богомати, нашу одеял есть. Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче. Небесных кругов превозшед, отче, премирных чины, и воинства, и светлости, высоковещаньми словес и всемудрыми учении всем изъяснил еси. Высокаго видения насыщся, преподобне, имен Божественных Божественное разумение богословил еси, Троичный богослов быв благодатию, богоблаженне Дионисие. Умертвився нынешним желанием, еже к Богу, и любомудрию крепко научився, сущим паче ума животворным дарованием богоносный орган, отче, был еси. Богородичен: Деянием, Дево, Вседетельнаго Духа, тело Владыце всех плодоносила еси, в Немже осудися мира грех и Жизнь источися вечнующая. Седален, глас 8 В пучине премудрости уча, Духа глубины, Троицы едино Божество проповедал еси, преподобне, списав вся ангельския чины и тайная тех сияния, богомудре. Тем и нижнюю иерархию счиняя, ко единому вся возвел еси единству, иерарше Дионисие. Моли Христа Бога прегрешений оставление даровати чествующим любовию святую память твою. Богородичен: Солнца облаче разумнаго, Божественнаго Света светильниче златокованный, нескверная, неблазная, всенепорочная Владычице, омраченную душу мою ослеплением страстей безстрастия зарею просвети, молюся. И оскверненное мое сердце омый потоки умиления, покаяния же слезами, и от тимения мя очисти дел моих, да любовию зову Ти: Богородице Приснодево, моли Христа Бога, прегрешений оставление подати ми, Тебе бо имею надежду, раб Твой.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjas...

То или иное дело добро лишь постольку, поскольку оно служит соединению с Богом… Здесь уместным будет замечание православного богослова В.Н. Лосского о том, что для христианина не существует автономного добра: «То или иное дело добро лишь постольку, поскольку оно служит соединению с Богом… Добродетели – не цель, а средство или, вернее, признаки, внешние проявления христианской жизни, так как единственная цель – это стяжание благодати» . У преподобного Марка Подвижника (IV в.) есть такие слова: «Царство Небесное не есть возмездие за дела, но благодать Владыки, уготованная верным рабам» . В заключение нужно отметить особую важность учения Восточной Православной Церкви об обожении, которое представляет собой не спекулятивное знание, а является реальным плодом многовекового опыта христианского подвижничества. В начале XIX века преподобный Серафим Саровский написал следующие слова: «Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божиего. И эта цель всякого христианина, живущего духовно. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божиего» . В своих трудах русский богослов В.Н. Лосский смог оживить преданное забвению учение об обожении человека. Ему удалось органично соединить учение Священного Писания о спасении с учением святых отцов об обожении, которые свидетельствуют о реальном единении человека с Богом посредством Его благодати, когда соединенные с Богом христиане достигают состояния «мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой» (Еф. 4: 13).  См . :  Дионисий Ареопагит , священномученик .  О Церковной иерархии. I, 3//  Дионисий Ареопагит , священномученик. Творения. СПб., 2002. С. 575.   Попов И. В. , профессор. Идея обожения в древневосточной Церкви//  Попов И. В.,  профессор. Труды по патрологии: В 2 т. Сергиев Посад, 2004. Т. 1, ч. 1: Святые отцы II–IV вв. С. 17–48.  К примеру, в рекомендованном Учебным комитетом РПЦ учебнике по догматическому богословию, составленном прот. Олегом Давыденковым, об обожении как пути спасения человека написано лишь две с половиной страницы – в контексте параграфа «Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа» (см.:  Давыденков О. , протоиерей. Догматическое богословие. Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 450–452). Однако это нисколько не умаляет значимости труда отца Олега Давыденкова, книга которого по достоинству является настольным учебником студентов православных учебных заведений.

http://pravoslavie.ru/73371.html

  Тропарь, глас 1: Глас Апостола Твоего Павла услышав глаголющ: мы юроди Христа ради, раб Твой Андрей юрод бысть на земли, тебе ради, Христе Боже. Темже ныне память его почитающе, тебе молимся: Господи, спаси душы наша.   Кондак, глас 4: Во юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавидел еси, плотская мудрования увядил еси, постом и жаждею, и зноем, и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився, очистил еси себе, яко злато в горниле, Андрее блаженне. Память 3 октября Житие и страдание святого священномученика Дионисия Ареопагита Священномученик Дионисий Ареопагит [ 1 ] происходил от благородных родителей — язычников, и получил воспитание в знаменитом городе Афинах [ 2 ]. В молодости он был отдан для обучения еллинской премудрости [ 3 ], в которой оказал такие успехи, что, будучи двадцати пяти лет от роду, превзошел в философских познаниях всех своих сверстников. Желая еще более усовершенствоваться в философских науках, он удалился в египетский город Илиополь [ 4 ], где издавна проживали знаменитые учители. У них, вместе с другом своим Аполофаном, Дионисий обучался астрономии [ 5 ]. В тот самый день, когда был распят на кресте, ради нашего спасения, Христос Господь и, когда в полдень солнце померкло и в продолжение трех часов была тьма, Дионисий в изумлении воскликнул: — Или Бог, Создатель всего мира, страждет, или сей видимый мир кончается! Он сказал сие о Христовом страдании по наитию Духа Божия, а не по учению премудрости века сего. Вернувшись из Египта в Афины, Дионисий вступил в брак и, будучи первым среди сограждан по благородству, разуму и честности, сделался членом Ареопага. Когда святой Апостол Павел, придя в Афины, проповедовал там в Ареопаге пред старейшинами Распятого и Воскресшего Христа [ 6 ], тогда Дионисий, внимательно выслушивая слова святого Апостола, запечатлевал их в своем сердце. Другие старейшины города недоверчиво отнеслись к проповеди Апостола и сказали ему, что они в другое время выслушают от него проповедь о Христе. Но Дионисий, будучи разумнее других, стал наедине рассуждать с Павлом [ 7 ]. — Апостол Павел спросил его:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ареопагит стал не только первым епископом столицы языческой учености, но и первым богословом. Богословие — это слово о Боге, Который полностью всегда остается непостижимым, и в то же самое время удивительным образом оказывается постижимым и доступным для глубоко верующего сердца. В этом отношении и само богословие отнюдь не ограничивается одними только словесными формулировками. Оно — наука, превосходящая всякую науку, в нем внутренняя песнь, понятная Богу и безумная для людей, неведомые глаголы апостола Павла, таинственная Пятидесятница, искусство не только и не столько слова, сколько молчания. Согласно речению св. Григория Богослова: «Говорить о Боге — великое дело, но гораздо больше — очищать себя для Бога» . Эта антиномичность была провозглашена апостолом Павлом в  Ареопаге, где Дионисий и услышал благую весть о том, что, с одной стороны, Бог живет не в рукотворенных храмах, а с другой — что Он всегда поблизости от каждого от нас. Услышав проповедь перед алтарем, посвященным «неведомому Богу», Ареопагит не устрашился стать верным служителем и апологетом неведомого и одновременно близкого Бога. Языческая философия учила о непостижимом Боге, постичь Которого абсолютно невозможно. И в тоже время язычники предавались дикому идолослужению. Апостол Павел обличил второе, Ареопагит попытался уврачевать первое. Слова апостола Павла о том, что Бог «недалеко от каждого из нас», оказались очень созвучны верующему сердцу новообращенного. Всем известно учение, изложенное в Ареопагитиках, о Божественных именах, которое — при отсуствии других текстов — так или иначе будет выражать мысль нашего святого. «Таким образом к Причине всяческих, пребывающей превыше всего, будут подходить и безымянность, и все имена сущих». Бог, непостижимый по сущности, становится постижимым через Свои Божественные имена. Бог, непричаствуемый по сущности, становится причаствуемым через Свои Божественные энергии. В частности, Бог именуется «Обладающим изначально всеми сокровищами всяческого знания, … Пренебесным, Пресущественным, Солнцем, Звездой, Огнем, Водой, Духом, Росой, Облаком, Самоцветом ( ατλιθον ) и Камнем». Он — «Все сущее» и «Ничто из сущего» .

http://bogoslov.ru/article/2196174

376 Согласно историку Никифору Каллисту (XIV в.), св: царица Пульхерия вместе со своим супругом, св. императором Маркианом (450–457), «обратив в Халкопратии (т. е. медяном рынке) иудейскую синагогу в храм и придав зданию должный вид и по размеру, и по красоте, посвятила этот божественный дом Богоматери. Здесь и был положен честной и священный пояс Богоматери в Ковчеге Святого Престола; и с того времени святым Ковчегом стал называться этот дом Богородицы» (Церк, Ист. XIV, 49; PG 146, 1223). Подробнее об этом событии см. Архиепископ Сергий (Спасский) . Полный месяцеслов Востока. Том II. Владимир, 1901, с. 346 и далее. У св. Германа I, Патриарха Константинопольского (715–730) есть два Слова на Положение пояса Пресвятой Богородицы (PG 98, 372–384). 377 Св. Ювеналий был патриархом Иерусалимским в 422–458 гг. Он присутствовал на III Вселенском Соборе в Эфесе 431 г. и на IV Вселенском Соборе 451 г. 379 Священномученик Иерофей (см. также Усп. III, 4) был членом афинского ареопага и обращен ко Христу апостолом Павлом вместе с Дионисием Ареопагитом . Он стал первым епископом Афин и скончался в I веке мученической смертью. 380 Только в одной из пяти парижских рукописей вместо слова σθενεας («слабости, немощи, бессилия») стоит εσθενεας («крепости, мощи, силы»). Тем не менее именно это чтение предпочли два упомянутых нами католических издателя (но не афинское издание!). С этим, однако, нельзя согласиться уже потому, что в оригинале Ареопагита видим слово σθενεας. Употребляя выражение «бесконечно сильная... богоначальная слабость», св. Иоанн Дамаскин со всей очевидностью следует апофатической традиции Ареопагита. Таким образом, здесь дело заключается в ошибке одного переписчика и непонимании апофатического богословия святых Отцов двумя западными издателями. В Схолиях на сочинения Ареопагита преп. Максим Исповедник пишет: «Прекрасно сказал он: богоначальная слабость», – и изъясняет затем, что выражение «богоначальная слабость» означает «вольное снисхождение Сына Божия до плоти кроме греха», «обогащающее обнищание» Его ради нас, «все Его во плоти жительство», «позорную смерть на кресте, жалкое погребение и гроб» (PG 4, 236).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Выходя из Афин, св. апостол исцелил одного слепорожденного и тотчас повелел ему идти к Дионисию и напомнить ему, чтобы он, по своему обещанию, пришел к нему и принял от него крещение, а с тем вместе отпущение грехов. Дионисий, увидев знакомого слепца, прозревшим, крайне удивился и, узнав о чудесном его прозрении, немедленно пошел к Павлу с женою своею Дамарью, с сыновьями и со всеми домочадцами, которым тогда же преподано было святое крещение. После сего, оставив дом, жену и детей, Дионисий присоединился к апостолу и три года сопровождал его во всех путешествиях, принимая деятельное участие в насаждении слова Божия между неверующими. Получив достаточное наставление в истинах евангельских, он на 46 году своей жизни был рукоположен св. Павлом в епископа афинской Церкви и из Солуня послан к своей пастве для утверждения в ней христианской веры и благочестия. По замечанию Метафраста, устное слово сего просвещенного пастыря, подобно слову Спасителя, было со властию и невольно привлекало к нему души и сердца афинян, а в обращении с людьми он столько был благоразумен и так умел приспособляться к ним, что, подобно великому учителю своему, апостолу Павлу, был всем вся. Послужив немалое время спасению человеческому в Афинах и Распространив основанную там апостолом Церковь , святой Дионисий Уже в преклонных летах решился предпринять путешествие в другие страны для проповеди Евангельской и пострадать за имя Христово, по примеру наставника своего, блаженного Павла, претерпевшего в то время мученическую смерть в Риме от Нерона. С сим намерением поставив в Афинах вместо себя другого епископа, он отправился в Рим. Здесь святой Климент, епископ римский, принял его с радостью и по прошествии малого времени послал его для проповедания слова Божия в Галлию, вместе с епископом Лукианом, священником Рустиком, диаконом Елевферием и прочим клиром церковным. По прибытии в Париж, Дионисий обратил к Истинному Богу многих идолопоклонников и устроил там, при пособии новообращенных, небольшую церковь , в которой совершал для них священнослужение и молил Господа о умножении словесного стада Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010