Напротив, как библейская ангелология вообще, так в частности и библейское учение о херувимах, носит на себе печать чистого неповрежденного откровения и этим несравненно возвышается над всеми аналогичными представлениями древности. Последние, вероятно, происходили из первооткровения же, но опосредствованного естественным фактором, – воображением, и были глубоко, существенно изменены им. Д. Этимология слова . Этимология слова как мы замечали уже, не выяснена. Тем не менее, недостатка в попытках решения этого вопроса нет. Укажем некоторые из них. Древние экзегеты переводили это слово выражениями «multitude soientiae, πγθος γνσεως, πγνσεως πογγ». Так понимали имя херувима Климент Александрийский , бл. Августин, Ориген , Дионисий Ареопагит , бл. Иероним, св. Феодор Студит , а. за ними богословы средних веков, – Ричард сен-Виктор, Раббан Мавр, Фома Аквинат. По мнению Рейнке 792 , некоторые толкователи, в этом случае, предполагали в слове cherub соединение двух корней nachar (вникать), которое в piel может означать: scivit (знал) и  rav – быть многим. Другие – Cornelius a Lapide 793 , Лорин 794 представляют слово составленным из сравнительной частицы и имени («как учитель, мудрец»; ср. Иез. 28:16 ); но так как несомненно, что в древнейший период еврейской литературы, когда уже выступает слово херувим, слово еще не имело значения одинакового с позднейшим , , а выражало только множество; то слово херувим могло бы означать: подобный тому, который мног, или: как множество. Так изъясняли слово херувим из древних Бонфрериус, а в новое время Михаэлис 795 , а также и Генгстенберг 796 , видевший в таком понимании слова подтверждение своего символического понимания херувимов: «херувимы, по Генгстенбергу, – символ идеального единства всего живущего». Крайняя искусственность этого понимания очевидна сама собой; оно нимало не оправдывается, прежде всего, библейским сказанием о херувимах рая. С филологической же стороны, данное производство несогласно с законами еврейской грамматики: слияние частицы с именем в одно слово едва ли имеет себе аналогию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Этот корень имеет значение хватать, а в соединении с (родств. арабскому: accendit ignem) он дает значение пожирания пламенем, следовательно, имя «Seraphim» – огненные существа». Мысль Stickel о сложности большинства корней еврейских, лежащая в основе предлагаемой им этимологии имени «Seraphim», менее всего допустима. 832 «Erant igitur, заключает о серафимах Gesenius (Thesaur 1341) из данных текста, humanae figurae, sed, ut Dei muncios decebat, alis instructi, quo celerius mandata Dei exsequcrentur». 833 Указание на чрезвычайную поразительность внешнего вида серафимов, в сравнении с другими ангелами, встречается и в богослужебных книгах православной церкви; здесь серафимы не раз называются «страшными» (Ирмол., велич. на 8-е нояб; Минея месячная, Август, служба Успению, стихира вел. веч. на Господи воззвах 3-я). 836 Ibid. Историческая судьба вопроса о существе серафимов совершенно аналогична такой же судьбе вопроса о херувимах. Общецерковным воззрением первых веков христианства было то, что серафимы суть высшие ангелы, вместе с херувимами и богоносными престолами составляющее вышнюю иерархию. Правда, в такой полноте воззрение это высказано только уже в сочинении Дионисия Ареопагита (De coel. hierarch, с. VII) u omчacmu несколько ранее – в известном гимне св. Амвросия Медиоланского – «Те Deum laudamus». Но здесь только суммирование прежних воззрений. Уже Тертуллиан причисляет серафимов к ликам ангельским, angelorum circumstantia (De orat. III). Блаж. Иероним считает серафимов ангельскими силами (angelicae fortitudines). Златоуст (I. с.) говорить: «кого пророк называет серафимами? Бесплотные силы горних существ, которых добродетель и блаженство можно видеть из самого названия, ибо в еврейском языке серафим значит огненным уста ( μπυρα στματα). Что же разумеем под этим? Чистоту существа их, неусыпность, бдительность, стремительность, деятельность.... Таковы эти силы, имеющие постоянным своим занятием – возносить славословья и непрестанно служить Богу. Достоинство их видно из того самого, что они находятся близь престола Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Не противоречат устанавливаемой нами дате и ссылки Леонтия на Дионисия Великого 228 , под которым нужно рауметь не – Дионисия, еп. Александрийского, а Дионисия Ареопагита , ибо оба цитируемые Леонтием места находятся в трудах этого последнего 229 , при чем второе место воспроизводится в более пространном виде Препод. Анастасием Синаитом 230 , с определенным указанием: « το γου ποστολικο διδασκλου Διονυσου». Правда, что писатели IV в. наименование: « μγας Δι_#959; νσιος» приписывают всегда Александрийскому епископу 231 , но они еще не знают Дионисия Ареопагита , сочинения которого, по крайней мере в настоящем их виде, могли появиться не ранее V века 232 . Однако, несомненно и то, что уже в первой половине VI в. сочинения Ареопагита на востоке стали повсюду известными и православные полемисты их не стесняясь цитировали 233 . И наш Леонтий приводить одну такую прямую цитату из Дионисия Ареопагита 234 . Последнее обстоятельство ставить пред нами новый вопрос: не подрывают ли указанной нами хронологии эти ссылки Леонтия на Ареопагита? Рюгамер думает, что писатель, цитирующий из Ареопагита и считающий его сочинения подлинными, должен жить даже раньше VI-ro века, в ту пору, когда еще не заходила на востоке речь о подложности ареоппагитеких сочинений 235 . Вопрос об этом был поднят в первый раз на Константинопольском коллоквиуме православных с севирианами в 533 году. Но если Леонтий Виз. и был на этом коллоквиуме, тем не менее он через два года вполне мог оставить цитату из этого писателя в своем сочинении, ибо не все ведь произведения Дионисия были объявлены подложными, а только некоторые, подделанные и испорченные монофиситами-севирианами. Труды Дионисия в Палестине пользовались не только во времена Леонтия, но и долго после него весьма великим уважением и с полным доверием цитировались. Там жил вероятный современник нашего автора Иоанн, еп. Скифопольский, который составил первый комментарий на сочинения Ареопагита, также быстро распространившийся в Палестине 236 . Другим комментатором ареопагитик является преп. Максим Исповедник (VII в,), который отзывается об Ареопагите как о « τ παναγ κα ντως θεοφντορι Διονυσ τ ρεοπαγτ " 237 . Вспомним, наконец, и о том, что автору обсуждаемого сочинения ничего неизвестно о пятом вселенском соборе 238 , с его постановлением о личности и сочинениях Феодора еп. Мопсуестийского. Между тем Леонтий очень много места в сочинении уделяет опровержению учения Феодора и делает многочисленные ссылки на отеческие авторитеты в доказательство Феодорова нечестия 239 . Такое полемическое выступление против Феодора и всех его единомышленников для Леонтия весьма полезно было бы усилить указанием на состоявшееся публичное осуждение его. Но он этого не делает и не почему либо другому, как по тому, что пишет ранее указанных сроков и только подготавливает общество к совершившимся в них событиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным - в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81-96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. " Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается " ,- сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда). Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге ( Деян. 17, 16-34 ), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: " Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил " .

http://patriarchia.ru/db/text/912913.htm...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Проповедь в день памяти священномученика Дионисия Ареопагита В день памяти свщмч. Дионисия Ареопагита вниманию читателей предлагается проповедь доцента МДА игумена Дионисия (Шлёнова), посвященная памяти святого. Проповедь была произнесена в Покровском академическом храме 3 октября 2005 г. Статья Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем евангельском чтении, посвященном памяти ныне воспоминаемого священномученика Дионисия Ареопагита, святого I в., мы слышали такие слова: Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое . Что означают эти слова? Они могут быть поняты по-разному. Во-первых, в общем контексте евангельского повествования они звучат обличительно. Они обличают не только ветхозаветных, но даже «новозаветных» книжников. Этими словами обличается мертвое знание о Боге, не проникнутое и не осоленное живой верой в Него. «Новое» — это знание о Боге, «старое» — это знание мирское непреображенное, и, более того, довлеющее над знанием одухотворенным. «Старое» — это также дурные привычки, нравы, обыкновения, с которыми мы не можем и не хотим расстаться. Кто из нынешних или будущих пастырей-богословов не применил бы этих слов к себе, видя, насколько высокое богословие не соответствует печальной реальности нашего греховного бытия? Во-вторых, эти слова можно истолковать в переносном смысле и применить их к православным богословам, пытающимся умозрительно и деятельно достичь Царствия Небесного. Если такой христианский «книжник» по-настоящему «научен Царствию Небесному», тогда между «новым» и «старым» стирается противоречие и остается их нераздельное согласие. Знание о Боге, Творце мира, уже не находится больше в противоречии со знанием о мире, с так называемой «внешней мудростью», но одно только восполняет другое. Водораздел между старым и новым можно провести и иным способом: «старое» — это не только философия, но и теоретические, порой даже схоластические основы богословия, «новое» — это «знание сущих», «созерцание логосов», о котором писали прп. Максим Исповедник и другие великие отцы аскетико-тайнозрительного направления. Книжник, «наученный Царствию Небесному», является «хозяином», владыкой, который обладает знанием и правильным истолкованием знания в силу сопричастности своей Царствию Небесному.

http://bogoslov.ru/article/2196174

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 октября 2024 года 3. Среда. Сщмч. Дионисия Ареопагита , еп. Афинского. Свт. Агафангела исп., митр. Ярославского . Прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Служба сщмч. Дионисия Ареопагита шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (Б) . А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 1-й – 3, и ины стихиры священномученика, глас тот же – 3. «Слава» – священномученика, глас 2-й: «Приидите, вернии…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Егда Нескверная Агница…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – священномученика, глас 4-й: «Небеснаго знания…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца и Пастыря…». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – священномученика, глас 8-й: «Во святителех и мученицех…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница Нескверная…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Дионисий Псевдо-Ареопагит (ок. 500 г.) – анонимный писатель, скрывший свою идентичность под именем священномученика Дионисия Ареопагита ученика ап. Павла. Почти наверняка можно говорить о продуманности такого псевдонима: Дионисий Псевдо-Ареопагит как бы воплощает собой неоплатоническую философию наконец-то нашедшую истину — Христа. Если замысел этого великого анонима был таким, то он не мог выбрать лучшего образа: тот древний эллин, настоящий Ареопагит, в Ареопаге (сердце Афин — сердце Античности)пошёл за ап. Павлом услышав его безумную проповедь о Неведомом Боге. Дионисий Псевдо-Ареоапагит — утончённый, блестящий неоплатоник, эллин от эллинов бросил себя на воспевание Неведомого Бога, открывшегося во Христе. Споры к каким кругам принадлежал Дионисий Псевдо-Ареопагит идут до сих пор: кто он? Монофизит, православный? Грек, сириец, грузин? Кем бы не был этот человек, он не даёт раскрыть себя и спустя полторы тысячи лет. Дионисий Псевдо-Ареопагит хотел оставить только вот это: гимн Неизреченной Красоте, путеводитель Ума к Светоносной Тьме. Этот замысел не погубить даже жадным до «атрибуций», «датировок» и «влияний» историкам и филологам. В первые ареопагитский корпус был обнародован монофизитами на богословских прениях с православными, но очень быстро был реабилитирован, в основном стараниями Максима Исповедника. Лучше всего писал о Дионисии Псевдо-Ареопагите, о спорах вокруг его псевдонима Х. У. фон Бальтазар: «Научим ли этого сирийского монаха, который жил около 500 г., чему-то новому, если ему докажем, что он не тождествен тому, кто обратился после речи на Ареопаге в 50 г.? Не находится ли вся эта проблема в совсем другой плоскости? На уровне характерного дионисиевского смирения и мистики, где он должен и хочет совсем отстраниться как личность, чтобы жить чисто в качестве Божественного задания — но зато в этом качестве с полной силой? Который как личность — как в дионисиевских «иерархиях» — совсем исчезает в taxis (порядке) и функции, чтобы эта функция максимально непосредственно (amesos) и прозрачно опосредовала Свет, находящийся в Церкви? Идентификация своего места непосредственно возле Иоанна и Павла для него является высшей необходимостью: если бы он ослушался, это была бы некоторая нечестность и предательство по отношению к истине. Мы не узнаем, кто есть Дионисий, пока в той идентификации не сможем усмотреть облик его любви к истине. Глубоко в сердце можем только радоваться тому, что ему удалось тысячу лет скрываться за именем Ареопагита, и даже во время разграбления могил, когда его вытащили на свет божий, наверное, навсегда скрыть свой облик. Мог ли он сказать нам больше, чем сказали его творения?»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/dio...

Третий день. Св. мученик Дионисий ареопагит. (Кто наследует живот вечный?) I. Св. Дионисий ареопагит , память коего совершается ныне, родился в городе Афинах. Получив образование в лучшей афинской школе, Дионисий не удовольствовался приобретенными познаниями и отправился в Египет изучать мудрость жрецов и особенно астрономию. В бытность свою там, он видел необыкновенное затмение солнца, сопровождавшее смерть Спасителя и сказал: «вероятно страждет Сам Бог». По возвращении в Афины он был избран в члены высшего судебного места – ареопага, почему и называется «ареопагитом». Когда ап. Павел посетил Афины, то он явился в ареопаг и начал проповедывать Христа распятаго, и сообщил Дионисию о неведомом для него Боге, Спасителе мира. Дионисий крестился, быстро начал преуспевать в познании истинного Бога и был поставлен епископом афинским. Он удостоился быть при кончине Божией Матери, а потом отправился на проповедь по разным странам. Зашедши в Галлию, он усечен был мечем в г. Париже. II. Св. священномученик Дионисий, обратившийся от богов язычества к вере в истинного Бога и своею мученическою смертию запечатлевший свою живую и деятельную веру, наследовал жизнь вечную. Что же и нам, братия-христиане, делать, чтобы по примеру св. священномученика Дионисия также наследовать жизнь вечную? Запечатлеть свою живую веру в Бога мученическою смертию мы не можем теперь, ибо, благодаря Богу, теперь ни в нашем отечестве, ни в других христианских странах, нет такого гонения на христиан, какое было во времена язычества. Между тем всякий христианин желает после смерти своей не лишиться царствия небеснаго. Что же нужно делать для этого? Обратимся к слову Божию и оно наставит нас на всякую истину. А. Чтобы верно знать, что нам должно делать для получения вечного живота или вечного блаженства, без сомнения, всего надежнее обратить внимание на то, что признавал или предъявлял нужным для получения вечного блаженства Сам I. Христос. а) I. Христос предъявлял нужною для получения живота вечнаго, или вечного блаженства, веру в Него. Ибо так сказал Никодиму: «якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому: да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь», «не погибнет», «но имать живот вечный» ( Иоан. 3, 14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Несомненно, что Дионисий Ареопагит, обратившись ко Христу в афинском Ареопаге после проникновенной проповеди апостола Павла, стал настоящим христианским книжником в лучшем смысле этого слова. Он был тончайшим знатоком языческой мудрости, которая и в дальнейшей его жизни оказалась востребованой и преображенной благодаря христианской вере. Дионисий Ареопагит известен как высочайший богослов, как тайнозритель Божественных тайн, он воспевается в церковных молитвословиях как тот, кто учил о небесной и церковной иерархии, о Божественных именах, о непостижимости Бога. Так, в поэтических строках, посвященных святому Дионисию прп. Феодором Студитом, сказано: «Великим в Божественном именуемый, триблаженне, Ты ангельские таинственно изображаешь силы, И всю иерархию завершая, Исполняешь затем мир догматов обилием» . И даже если Ареопагит не написал, как утверждает современная патрологическая наука, известных под его именем сочинений, от этого нисколько не умаляются его труды, оставшиеся в таком случае неведомыми нам, но ведомыми в мире горнем, в Царствии Небесном. Вспомним вкратце его житие. До принятия христианства Дионисий был язычником, жителем Афин, возможно одним из судей Ареопага. Как судья он, должно быть, был строг и справедлив как по отношению к другим, так и по отношению к себе; несомненно, что он был мудр, постигнув тайны человеческой мудрости, которые, однако, не затворили, переполнив, его сердце, но еще более укрепили его в открытости и внутренней свободе. В спасительную веру Христову его обратил апостол Павел во время своей известной проповеди в Ареопаге, о чем сказано в Деяниях апостольских: Некоторые же мужи, пристав к Павлу , уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними . Но на этом не прекратилось общение внезапно появившегося учителя и ученика, с легкостью откликнувшегося на его призыв. По преданию, апостол Павел рукоположил его со временем во епископы, он стал первым епископом Афин. Он же, подобно апостолу языков, сподобился мученической кончины.

http://bogoslov.ru/article/2196174

Согласно Церковному преданию, Дионисий Ареопагит, рукоположенный святым апостолом Павлом во епископа Афин, присутствовал при погребении Богоматери, о чем он упоминает в третьей главе своей книги «Об Именах Божественных». На православных иконах «Успения Пресвятой Богородицы» святитель Дионисий изображается стоящим у изголовья Пресвятой Девы. В конце 60-х годов I века великий богослов посещает Рим для свида¬ния с первоверховными апостолами Петром и Павлом, схваченными, а затем и казненными императором Нероном. Сам святитель Дионисий претерпел мученическую смерть за свои христианские убеждения при императоре Домициане в 96 году. Его творения получили широкое распространение с 30-х годов VI века. Особую известность они приобрели благодаря схолиям Иоанна Скифопольского и преподобного Максима Исповедника. Сочинения священномученика Дионисия Ареопагита яви¬лись священным авторитетом для византийских богословов, что под¬тверждено многочисленными свиде¬тельствами Леонтия Византийского, преподобных Анастасия Синаита, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, Симеона Нового Богослова и Григория Паламы. Огромно влияние святого Дионисия Ареопагита и на развитие православного искусства, благодаря раскрытой им сущности христианской символики. Древнейшее описание жития и мученической кончины святого Дио¬нисия Ареопагита составлено, по сви¬детельству Церковного предания, равноапостольным Мефодием Кон¬стантинопольским в IX веке. Самый ранний из дошедших до нас визан¬тийских иконописных подлинников (в отрывке «Из древностей церков¬ной истории Ульпия Римлянина о наружном виде Богоносных отцов»), датируемый 993 годом, передает описание внешности святителя Дионисия, в течение столетий хранимое в благо¬говейной памяти Церкви Христовой. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Дионисий Ареопагит, сщмч. " .

http://pravicon.com/info-2171

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010