Этот стих поэтически перифразирует, в частности, следующие слова Спасителя из 14-ой и 15-ой глав Евангелия от Иоанна: «Я иду приготовить место вам... Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы вы были, где Я. ... Не оставлю вас сирыми, приду к вам » ( Ин.14:2, 3, 18 ); «Я назвал вас друзьями , потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Ин.15:15 ). «Чистая и честная уста» – имеется в виду, конечно, Сам Спаситель. «Воссиять» – сподобиться божественного озарения, благодати, святости, уподобления Богу настолько, что и других делать причастниками благодати. Это тоже отзвук творений св. Дионисия Ареопагита . Приведем для сравнения, например, такое место из его писаний: «Божественный свет... вечно распростерт для умственного взора и может быть воспринят им... Подражая этому, божественный иерарх щедро простирает на всех светообразные лучи своего божественного учительства, в высшей степени готовый богоподражательно просветить пришедшего, ... всегда пребывая в Боге, своим световодительством... сияя приходящим» (О церковной иерархии, гл. 2). Сказали чистые и досточестные уста: разлуки (у Меня) с вами не будет, о, друзья! Ибо Я, пребывая со Отцем на вышнем престоле, тем, которые желают воссиять (божественной светлостью), изолью от Духа неоскудевающую благодать. Тропарь 2. Пределы прешед, истиннейшее Слово тихообразно совершает сердца: дело бо скончав, возвесели други, дыханием бурным и огненными языки, подав Дух Христос, якоже обещася. Христос называется истиннейшим, точнейшим Словом Отца, как «образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ), на основании слов Евангелия: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ); «Видевший Меня – видел Отца... Слова, которые Я говорю вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» ( Ин.14:9, 10 ). Св. священномученик Ириней Лионский (2 век) разъясняет вышеприведенные слова из Евангелия от Матфея: «Всегда существуя со Отцом, Сын Отца... от начала всегда открывает Отца ангелам, архангелам, силам и всем, кому Он хочет открыться»; «Слово открывает Бога Отца в самом творении мира и в образовании человека» (Приводим по книге: А. Спасский. История догматических учений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. – С. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Тогда как Вам, Владислав, такое выражение, что Бог настолько выше бытия, что если говорить что мы - люди существуем, тогда Бог не существует? И если мы есть, то Бога нет. Кого сейчас будем звать, Яблокова? На самом деле эти выражения просто выражения апофатического богословия - основы ВСЯКОГО богословия, ознакомьтесь с ним, прежде чем что-то пытаться что-то сказать о Боге. Священномученик Дионисий Ареопагит: «И если кто-нибудь, видя Бога, уразумел, что он видел, то понял, что он не Его видел, но нечто из сущего, Ему принадлежащего и уразумеваемого. Сам же Он пребывает превыше ума и сущности, и Ему совершенно не свойственно ни быть познаваемым, ни существовать», толкование преп. Максима Исповедника: «При этом надо добавить: «соответственно сущему и познаваемому». Способность же не быть принадлежит Ему, поскольку бытие есть свойство твари, Бог же выше бытия, потому что несоздан» (св. Дионисий Ареопагит, «Послание 1 Гаию служителю». Цитирую по: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. - СПб.: Алетейя; Издательство Олега Абышко, 2002. - 854с.) А выражение Владислава: «махаянакришна» вообще наводит на мысль о наличии у него серьезных, как минимум нравственных, а то уже и психических проблем. «Махаянакришна» - подразумевает индуизм что ли? Вы сами понимаете, что говорите? В чем обвиняете православного христианина? Или Вы не церковный человек, разбрасывающийся словами на разных сайтах и собирающий себе гнев Божий на день своей неизбежной, как у всякого человека, смерти? Вы для себя решите, для чего живете и как собираетесь умирать - как православный христианин, приносящий Богу посильное покаяние, или как неуправляемый болтун с приступами речевого поноса! Далее по комментариям. Примерный, как он для себя подразумевает, христианин М.Яблоков хамит Сергею Швецову: «У тебя не физиономия, у тебя - морда!)». Интересный богословский спор! М. Яблоков, а может Вы еще и по «фене ботаете»? Далее. Я не персоналист и богословие нужно мне для молитвы, для стяжания божественной энергии - благодати, то есть сугубо в практических целях.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/31/...

В вечерне принял участие хор Парижской православной семинарии. Фото: Русская духовная семинария во Франции 23 апреля. ПРАВМИР. В соборе Парижской Богоматери в воскресенье 20 октября была отслужена православная вечерня, приуроченная ко дню памяти священномученика Дионисия, первого епископа Парижского, и священномученика Дионисия Ареопагита, первого епископа Афинского. Об этом сообщается на  сайте  Парижской православной семинарии . Службу возглавил митрополит Галльский Эммануил, экзарх Константинопольского Патриарха и председатель Ассамблеи православных епископов Франции. В вечерне принял участие хор Парижской православной семинарии. За вечерней также пел хор греческого кафедрального собора св. Стефана. Православных в соборе приветствовал монс. Жером Бо, викарный епископ Парижской епархии. Затем к молящимся обратился митрополит Эммануил, который рассказал о традиции служения православной вечерни в Парижском кафедральном соборе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 июня, 2019 10 июня, 2019 17 апреля, 2019 17 апреля, 2019 17 апреля, 2019 16 апреля, 2019 16 апреля, 2019 16 апреля, 2019 16 апреля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-sobore-parizhskoj-bo...

Укажем фрагмент его праздничной проповеди, который послужил «заготовкой» для последующей поэтической обработки: «Во всех собраниях... на разных языках да воспоют племена и народы «песнь нову» ( Пс. 149, 1 ). Да огласится окрест воздух духовными свирелями и трубами, и да будет положено начало этому спасительному дню в блеске огненном» (3-е Слово на Успение, 3). Да зазвучат сегодня трубы богословов! Разноязычный человеческий род да восхвалит ныне, да огласит воздух, сияющий безмерным светом! Да поют ангелы успение Пречистой! Тропарь 2. Сосуд подобаше избранныи, пением Ти весь удивляемь, Девице, исходен весь освящен Богови, всем богоприятен, и сей воистину являемь, Богородице всепетая. К сожалению, почти для всех, кто ныне читает и слушает каноны праздника Успения, этот стих остается совершенно непонятным. В пособии М. Скабаллановича он переведен и истолкован тоже неверно. Уже неоднократно было сказано, что Дамаскин и Козма в выработке своего богословско-поэтического языка многим обязаны Дионисию Ареопагиту 6 . А в канонах Успению влияние Дионисия на них особенно сильно, ибо его трактат «О божественных именах» (точнее, его 3-ю главу) они воспринимали как свидетельство апостольского предания о воспеваемом событии. Второе похвальное слово Дамаскина на Успение содержит в себе пространную цитату из этого текста Ареопагита. Здесь говорится, собственно, не столько о самом Успении, сколько о друге и наставнике Дионисия – Иерофее. Когда, «после созерцания живоначального и богоприимного тела» Богоматери, апостолы стали воспевать Её божественными гимнами, Иерофей «превзошел всех остальных священнотаинников, придя в полное исступление (олос екдимон ­­ «весь исходен»), совершенно став вне себя (олос екзистаменос ­­ «весь удивляемь»), переживая приобщение к тому, что воспевал. Так что от всех, которые его слышали и видели (знали они его или не знали), он оценен как боговдохновенный (феолиптос ­­ «богоприятен» ) и божественный песнословец» . Я специально привожу в скобках слова греческого текста Ареопагита, потому что в этих самых выражениях характеризуется «избранный сосуд» в рассматриваемом нами тропаре. В том, что подразумевается Иерофей, не может быть никаких сомнений. Иерофеос по-гречески означает: освященный Богу. В тропаре он иносказательно, но очень прозрачно, назван: иеро менос фео ( " освящен Богови «). Образованный грек мог понять, что речь идет именно о священномученике Иерофее. А если, по замыслу Дамаскина, его праздничные проповеди предполагалось читать вслух перед молящимися при богослужении, как это и предписывает церковный устав, тогда и у необразованных не возникало здесь вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

В послании князю Черторискому Артемий опять прилагает теорию Ареопагита непосредственно к иконам. «О наших же изображениях, – читаем у него, – пишет и великий в божественной премудрости священномученик Деонисие, Павлов съсуда избранного ученик, сице глаголя: яко убо в лепоту предложишася образы безобразных, ни едину вину речем меры человеческаго разума немогущим кроме видимых на умная взятися видениа» (1272). И далее Артемий близко к оригиналу пересказывает теорию символических изображений псевдо-Дионисия, согласно которой «видимыя храмов доброты», включая и живописные изображения, понимаются как образы небесного «благолепия». Итак, русские мыслители XVI века, и в наибольшей мере старец Артемий, приложив теорию символизма псевдо-Дионисия к живописи, соединили наконец теорию и практику православного художественного мышления. Показательно, что художественная практика уже с постиконоборческого периода в Византии в глубинных своих основах опиралась на идеи «Ареоагитик». Теория же в основном своем направлении как бы не замечала этого. И только крайности символического мышления, проявившиеся в русской живописи XVI века, помогли наконец православным мыслителям осознать один из основных творческих принципов православных живописцев зрелого Средневековья. Более того, теория «Ареопагитик» была приложена, как мы помним, митрополитом Макарием и его сторонниками и к новой живописи, впавшей в крайности аллегоризма и отходящей от классического древнерусского художественного мышления, то есть была привлечена (хотя и неосознанно, конечно) к обоснованию процесса разрушения этого мышления. Во второй половине XVI века в русской культуре на теоретическом уровне ясно определились две противоположные концепции понимания художественного (на примере живописи) образа – миметическая («реалистически-натуралистическая», «историческая») и символическая. искусстве и в богословско-эстетической теории они прошли долгий путь развития – от поздней античности через Византию и русское Средневековье – и выявились в резком противоборстве на закате древнерусской культуры. В последующие столетия эта борьба двух главных способов художественного мышления опять уйдет в глубинные слои культуры, но будет постоянно проявлять себя и в художественной практике, и в эстетической мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Исполненные самым искренним чувством собственного пре­восходства над варварами и полуварварами, которыми в глубине души греки считали и своих поработителей, они и в заботе о под­держании религиозных верований усматривали скорее средство культивирования национальных традиций и сохранения исто­рической памяти, своими корнями уходящей в мифологические предания, чем выражение живых религиозных чувств. Для обра­зованных и полуобразованных эллинов, для граждан греческих полисов национальный культ давно уже превратился в официаль­ное и общественно полезное учреждение, а мифы, которые в го­меровскую эпоху принимались с доверием и отвечали духовным запросам человека, стали собранием легенд, фольклором и лите­ратурой, для людей любознательных – предметом археологиче­ских штудий, так что в живых человеческих душах зиял вакуум, который способен был с жадностью вобрать в себя семя еван­гельской проповеди . Она достигла Эллады вместе с апостолом Павлом. В свое второе миссионерское путешествие апостол прошел через Неа­поль, Филиппы, Фессалоники и Верию и затем проповедовал еще в Афинах, Коринфе и Кенхрее. Маршрут его третьего путешествия пролегал через те же македонские города, которые он посетил ра­нее, а потом через Эгину и Коринф. Своей огненной верой он за­жег душу члена афинского Ареопага Дионисия и обрел в Афинах, Фессалониках, Филиппах, Коринфе многих последователей. В чет­вертое путешествие апостол посетил Крит. Дважды он обращался с посланиями к Коринфской Церкви, дважды – к Фессалоникий­ской, он писал также христианам македонского города Филиппы. В Элладе проповедовал Христа и апостол Андрей Первозванный, закончивший свою земную жизнь в Патрах распятием на кресте. Уже во второй половине I столетия от Р. Х. в городах Элла­ды и Македонии существовали христианские общины во главе с епископами, которые поставлены были апостолом Павлом и его учениками. Согласно Преданию, цепь апостольского преемства в Афинах прошла чрез епископское служение священномученика Иерофея, Дионисия Ареопагита , Публия, Кодрата, во время святительства которого афинский философ Аристид представил императору Адриану свою апологию в защиту христиан. Во II ве­ке христианские общины существовали не только в Афинах, Ко­ринфе, Эгине, Кенхрее, Верии, Фессалониках, Филиппах, Никопо­ле, в критских городах Кноссе и Гортине, где они появились еще в предшествующее столетие, но также в пелопонесской Спарте и фессалийской Ларисе. В III столетии епископы были уже, ве­роятно, и во многих других полисах Эллады, и по доле христиан в ее населении эта страна уступала тогда лишь грекоязычным ази­атским провинциям. На Никейском Соборе присутствовали епи­скопы Афин, Фив, Фессалоник, Эуреи, Стоб и расположенной на острове Лемносе Гефестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Говоря, каков должен быть епископ-учитель, Апостольские Постановления требуют, чтобы он был долготерпелив в наставлениях, обильно питал народ свой многим учением и освещал его светом закона 722 . В то же время, Апостольские Постановления требуют от епископа, чтобы сам он не был «объят неведением» 723 , а для сего он должен «поучаться и усердно упражняться в книгах Господних, быть преданным чтению их, чтобы со тщанием толковать писания... и уметь различать закон и второзаконие, и указывать, что такое закон верных, и что такое узы неверных, дабы не подчинился кто узам этим» 724 . Перечисляя различные нравственные достоинства, которыми должен украшать себя епископ, Апостольские Постановления заключают: «вообще все, что только есть или находится хорошего в людях, все это, да совмещает в себе епископ; ибо пастырь безукоризненный во всем самым образом жизни своей понуждает собственных учеников своих быть достойными подражателями делам его» 725 . Ап. Павел ясно высказал признание за епископом этой власти, когда заповедал Тимофею совершать общественные богослужения 740 и облек его и Тита властью избирать и поставлять пресвитеров 741 . Подробное учение о помянутой епископской власти, встречаем в святоотеческих творениях. Определяя слово «иерархия», Дионисий Ареопагит говорит: «иерархия, вообще, по достаточному нашему преданию, есть всецелый объем всех предметов, совокупление во всей целости всего, что касается священноначалия или, собственно, священных чинов». В этих словах Дионисия выражена та мысль, что от иерарха (епископа) зависят все священнодействия, так что ни одно из них не могло бы совершаться, если бы не было иерархии, и от иерарха зависят все степени священства, так что, не будь иерарха, не было бы и других чинов священноначалия 742 . Эту, именно, мысль выражает Дионисий, когда далее учит, что «иерархией называется служение, обнимающее все священные действия, на которое будучи посвящен, божественный иерарх сам в себе делается причастником всякой святыни, как соименный иерархии» 743 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

С годами отец Афанасий становился все более внутренне сосредоточенным и благоумиленным. Умиление это было столь велико, что слезы лились из его глаз при одном упоминании имени Христа или какого-либо события Его земной жизни. Самоуглубление старца достигло крайней степени. Он старательно избегал общения с посетителями и все крепче замыкал уста, дабы не утратить сокровище молчания. Тому, кто достиг безграничной любви к Богу, необходимо тихое место для непрерывной молитвы. Таким местом была для отца Афанасия его келлия. Освободившись от обязанностей игумена, он сделался старательным искателем духовного жемчуга в том море безмолвия, которое даровал ему Бог. В келлии он пребывал постоянно, исключая время церковных богослужений и трапез. Но, когда позволяла погода, он посещал еще два излюбленных места. В утренние часы он шел к востоку – в сад, где был маленький грот, образованный двумя скалами и окруженный оливами. Отсюда открывался вид на бескрайний простор Эгейского моря, а с берега, отстоявшего метров на сто, доносился сюда шум прибоя, извечно перекатывавшего прибрежную гальку. В послеполуденное время он шел на север – к большому ущелью над монастырской пристанью. Здесь он устроил себе седалище, положив на два камня доску. В этих уединенных уголках он пережил священные мгновения. Но именно келлия оставалась главным полем брани, где проходили его последние духовные сражения. Здесь он размышлял о смерти, о тщете преходящей жизни. Здесь совершались его последние духовные восхождения. Всякий, кто проходил мимо келлии отца Афанасия, ощущал, что там происходит общение с Богом. Старец не мог насытиться молитвой. Он также размышлял над духовными книгами, но на первом месте оставалась молитва . Ум его, воспаряя ввысь, переживал красоту духовного мира. Душа его погружена была в «чистые, по слову священномученика Дионисия Ареопагита , в Боге сокрытые, не постижимые разумом благоуханные красоты». Сладость келлии, о которой говорят святые отцы, была его достоянием. При виде отца Афанасия внимательный человек сразу же понимал, что перед ним тот, кто постиг в совершенстве мир Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но это только внешние явления, а главное — то, как Божественное действие преобразило дух учеников. Мы можем судить об этом по происходившему с ними: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (ст. 4). Все эти необразованные, неграмотные люди, которые не умели даже писать и знали Священное Писание только потому, что слушали его в священных собраниях, теперь исполнились Духа Святого и стали говорить не о каких-то посторонних вещах, но прославлять Бога, возвещать о чудных делах Божиих, в особенности о Воплощении Сына Божия, о Его спасительном страдании, Воскресении и Вознесении. Они прославляли и Самого Святого Духа, Который сошел на них во исполнение Отчего обетования. Притом они начали говорить не на еврейском языке и не на каком-то его диалекте, а на многих разных языках. Вы прекрасно знаете, что для того, чтобы изучить какой-то язык, нужно заниматься несколько лет, если при этом еще есть способности. Мы удивляемся тем людям, которые знают несколько языков, считаем их чрезвычайно способными и называем полиглотами. Здесь же совершенно простые, можно сказать, невежественные люди вдруг стали на иностранных языках богословствовать. Для того чтобы мы лучше поняли, что происходило, сделаем небольшое отступление. На русском языке существует много научной литературы по разным отраслям человеческого знания. Интеллигенция той или иной страны, образовавшейся после распада Советского Союза, конечно, испытывает желание мыслить и писать на своем родном языке, и в связи с этим возникает необходимость перевода научной литературы на языки этих стран. Это действительно серьезная проблема. Выработать собственный национальный язык научной и философской литературы чрезвычайно трудно. Он обычно формируется в течение веков, причем многие слова просто заимствуются, поскольку их перевод невозможен. Слово «ипостась», например, невозможно точно перевести с греческого, и оно было просто заимствовано. Мы должны понимать, что если очень трудно просто заговорить на иностранном языке, то прославлять на этом языке Бога, или, по выражению священномученика  Дионисия Ареопагита, богословствовать, — это непостижимое, чудное, невозможное дело. В одно мгновение апостолы не только постигли эти языки, но и смогли прославить на этих языках Бога и рассказать о дивных делах Божиих, «как Дух давал им провещевать» (ст. 4), по выражению Священного Писания.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Некоторые из молодых монахов ропщут на то, что из-за монастырских послушаний у них остается мало времени для молитвы. Но они не понимают, что мало времени для молитвы остается из-за страстных и суетных помыслов, которые захватывают ум и изгоняют молитву из сердца. Такой человек может целый день сидеть в келии и не молиться или стоять в храме, как бесчувственный болван (каменное изваяние), погрузясь в свои помыслы. Напротив, послушание очищает ум от мечтательности, сомнений и противоборства помыслов, а телесный труд усмиряет страсти. Смиренному послушнику дается дар молитвы во время самой работы. Старец говорил, что видел ропотников, которые всем были недовольны и постоянно докучали настоятелю, чтобы он переменил им послушание, перевел в другую келию и так далее. Но когда настоятель, снисходя к их немощам, исполнял их просьбы – шел им навстречу, то через некоторое время они начинали снова роптать. Отец Серафим считал, что труд и отсечение воли – это экзамен для послушника: насколько он годится в монахи. Для монашества необходимо постоянное самоотвержение. Горе тому человеку, который, приняв монашество, не отвергнул своей воли: когда придут искушения, он окажется безоружным перед ними. Горе монаху, который хочет исправлять и поучать старца и настоятеля; за дерзость он будет оставлен благодатью, предан в руки демонов и испытает скорби, подобные смерти. Монашество – это ангельский образ. У Ангелов царит совершенное послушание низшего чина высшему, о чем пишет священномученик Дионисий Ареопагит в книге «О небесной иерархии». Ангелы, отпавшие от этого послушания, стали демонами. Гордости свойственно падать. Иногда падение гордого бывает промыслительным. Но подобный урок всегда жесток и страшен. Большинство подвергающихся падению не находит сил для искреннего покаяния и продолжает идти дорогой греха. Были случаи, когда гордые подвижники после падения кончали жизнь самоубийством. Диавол иногда успокаивает человека: «Ну что же, согрешишь и покаешься», то есть: «Злоупотреби милосердием Божиим», – но надо помнить, что топкое болото греха – это все-таки не грязевая ванна.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010