Но это только внешние явления, а главное — то, как Божественное действие преобразило дух учеников. Мы можем судить об этом по происходившему с ними: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (ст. 4). Все эти необразованные, неграмотные люди, которые не умели даже писать и знали Священное Писание только потому, что слушали его в священных собраниях, теперь исполнились Духа Святого и стали говорить не о каких-то посторонних вещах, но прославлять Бога, возвещать о чудных делах Божиих, в особенности о Воплощении Сына Божия, о Его спасительном страдании, Воскресении и Вознесении. Они прославляли и Самого Святого Духа, Который сошел на них во исполнение Отчего обетования. Притом они начали говорить не на еврейском языке и не на каком-то его диалекте, а на многих разных языках. Вы прекрасно знаете, что для того, чтобы изучить какой-то язык, нужно заниматься несколько лет, если при этом еще есть способности. Мы удивляемся тем людям, которые знают несколько языков, считаем их чрезвычайно способными и называем полиглотами. Здесь же совершенно простые, можно сказать, невежественные люди вдруг стали на иностранных языках богословствовать. Для того чтобы мы лучше поняли, что происходило, сделаем небольшое отступление. На русском языке существует много научной литературы по разным отраслям человеческого знания. Интеллигенция той или иной страны, образовавшейся после распада Советского Союза, конечно, испытывает желание мыслить и писать на своем родном языке, и в связи с этим возникает необходимость перевода научной литературы на языки этих стран. Это действительно серьезная проблема. Выработать собственный национальный язык научной и философской литературы чрезвычайно трудно. Он обычно формируется в течение веков, причем многие слова просто заимствуются, поскольку их перевод невозможен. Слово «ипостась», например, невозможно точно перевести с греческого, и оно было просто заимствовано. Мы должны понимать, что если очень трудно просто заговорить на иностранном языке, то прославлять на этом языке Бога или, по выражению священномученика Дионисия Ареопагита , богословствовать, — это непостижимое, чудное, невозможное дело. В одно мгновение апостолы не только постигли эти языки, но и смогли прославить на этих языках Бога и рассказать о дивных делах Божиих, «как Дух давал им провещевать» (ст. 4), по выражению Священного Писания.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Вопрос: в каком месте здесь свобода? . Если отвергается Бог, как Личность, то вектор поклонения меняется. Человек начинает выдумывать себе идеалы и обожествлять их. Обожествляется материя и космос, и ему приписываются качества Бога. В этом смысле оккультизм – некий предшественник теории эволюции. Как эволюционисты-материалисты, так и оккультисты верят, что космос бесконечен. Стоит напомнить, что Бесконечен и Безначален только Бог . Тварный мир имеет свое начало и имеет свою конечность. Только душа человека будет вечна, хотя и имеет начало. Первый член Символа веры – «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя Творца». Тварный мир управляется и подчиняется Богу. В управлении миром принимают участие служебные духи – Начала, Архангелы и Ангелы. В каждом процессе управления, есть смысл, проявляется всесилие и всемогущество Бога, промыслительно направляя все творение лишь к одному Богом желанному итогу – обожению. Проводя беседы, следует подробно остановиться на днях творения мира – шестодневе, используя аргументы как отцов и учителей Церкви, так и современную литературу, опровергающую положения эволюционизма, такие как самозарождение жизни и саморазвитие мира. Например, можно порекомендовать замечательный труд: «Шестоднев против эволюции – в защиту святоотеческого учения о творении». Это пособие, составленное убиенным священником Даниилом Сысоевым , кратко и подробно излагает всю пагубность эволюционного мировоззрения, а также мнения о цикличности мира, которыми пропитаны эзотерические учения. Также полезной будет книга священномученика Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», где говорится об управлении миром Бога посредством Сил и Начал. После беседы реабилитируемому необходимо дать задание для прочтения и просмотра видеофильмов на дом. Раз в неделю, например – каждый вторник, он высылает краткие отчеты о прочитанном и просмотренном в письменном виде на почту центра реабилитации. Такая переписка, кроме бесед очень важна. В ней будет виден уровень освоения материала готовящимся к чину присоединения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

И философствую сквозь сон. А подойдет к нему сановник в золотом шитье: «Как ваше драгоценное, Иван Андреевич?» – и дремоты как не бывало: вскочит вдруг с косолапою ловкостью, легкостью медведя, под барабан танцующего на ярмарке, изогнется весь, рассыпаясь в учтивостях, – вот-вот в плечико его превосходительство чмокнет. Потом опять завалится – дремлет. Так и пахнуло на Голицына от этой крыловской туши, как из печки, родным теплом, родным удушьем. Вспоминалось слово Пушкина: «Крылов – представитель русского духа; не ручаюсь, чтобы он отчасти не вонял; в старину наш народ назывался смерд ». И в самом деле, здесь, в замороженном приличии большого света, в благоуханиях пармской фиалки и буке-а-ля-марешаль, эта отечественная непристойность напоминала запах рыбного садка у Пантелеймонского моста или гнилой капусты из погребов Пустого рынка. – Давно ли, батюшка, из чужих краев? – поздоровался Крылов с Голицыным, проговорив это с такою ленью в голосе, что, видно было, его самого в чужие края калачом не заманишь. – В старых-то зданиях, Иван Андреевич, всегда клопам вод, – продолжал начатый разговор князь Нелединский-Мелецкий, секретарь императрицы Марии Федоровны, директор карточной экспедиции, маленький, пузатенький старичок, похожий на старую бабу: – вот и в Зимнем дворце, и в Аничкином, и в Царском – клопов тьма-тьмущая, никак не выведут… Почему-то всегда такие несветские разговоры заводились около Ивана Андреевича. – Да и у нас, в Публичной библиотеке, клопов не оберешься, а здание-то новое. От книг, что ли? Книга, говорят, клопа родит, – заметил Крылов. – Была у меня в Москве, у Харитонья, фатерка изрядненькая, – улыбнулся Нелединский приятному воспоминанию, – и светленько, и тепленько, – словом, всем хорошо. А клопов такая пропасть, как нигде я не видывал. «Что это, говорю хозяйскому приказчику, какая у вас в доме нечисть?» А он: «Извольте, говорит, сударь, посмотреть – на стенке билет против клопов». Велел принести: какое-нибудь, думаю, средство или клоповщика местожительство. И что же, представьте себе, на билете написано, – святому священномученику Дионисию Ареопагиту молитва!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Скачать epub pdf Почитай отца твоего и мать твою Пятая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою 67 . Буквальный смысл этой заповеди понятен, поэтому не будем останавливаться на нем. Скажем лишь, что основа ее – чувство благодарности, без которого невозможно христианство . В душевном плане пятая заповедь представляет собой учение об иерархии. Нужно подчинить себя вышестоящему звену в единой иерархической цепи (как бы включить себя в некую энергетическую сеть) – подчинить, чтобы иметь возможность воспринять. Здесь непокорность старшим – это выключение себя из структуры. Без соблюдения иерархии и субординации (подчинения низшего высшему) невозможны никакое общество и никакая система, начиная с семьи и кончая государством, даже более того: начиная с атома и кончая космосом. В Церкви существует несколько видов иерархии. Это небесная иерархия – чины Ангелов, затем святые – по мере их просвещения Божественным светом и иерархия собственно церковная, которая разделяется на священнослужителей (три иерархические степени 68 ) и церковнослужителей. (При этом священномученик Дионисий Ареопагит проводит между ангельской и церковной иерархией аналогию.) Существует также еще один вид иерархии, не имеющей, впрочем, столь четких признаков разделения на степени,– это иерархия духовная, основанная на личном подвиге и аскезе христианина, а также на исповедании им своей веры. Это иерархия так называемого «старчества», которое особенно почитает народ и с которым так или иначе должно считаться священноначалие. Подобная иерархия обычно возникала в монашестве. Здесь иерархичность прежде всего во взаимоотношениях между духовным отцом и его чадом. Духовный отец сам должен пройти школу послушания и аскезы, должен воспринять дар наставничества от своих отцов, иначе ему нечего будет передать своим духовным детям. Духовный отец, которого обычно называют старцем, находится постоянно в духовном общении со своими учителями аскезы. Даже если они отошли в другой мир, то духовная связь не прерывается, изменяется лишь форма общения: старцы и по смерти не оставляют своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский Содержание Глава 1. Как учреждена церковная иерархия и какая цель ее    Дионисий пресвитер сопресвитеру Тимофею    1. Священнейшее из священных чад! Нам настоит нужда показать, что наше священноначалие есть дело от Бога исходящего, и божественного, и боготворного ведения, и силы, и совершения, показать на основании премирного, священнейшего учения тем, кто через иерархические таинства и предания восприняли всю полноту священного тайноводства. Смотри же, как бы священнейшей святыни не вынести из ограды Церкви; поступай осторожно и тому, что касается сокровенного Бога, воздавай честь мысленным и незримым углублением, сохраняя это недоступным и неприкосновенным для непосвященных, а одним освященным сообщая святыню достойно святыни — вместе со священным просвещением. Ибо так именно, как богословие предало нам, причастникам таинств, сам Иисус, богоначальнейшая и пресущественная премудрость, начало, сущность и богоначальнейшая сила всякого священноначалия, освящения и обожения, блаженные и лучшие нас существа озаряет светлее и духовнее и по мере сил каждого уподобляет их собственному свету, а что касается нас, то устремленной к Нему и влекущей нас к добру любовью Он сближает многочисленные различия, существующие между нами, и, возводя нас к единовидной и божественной жизни, порядку и образу действий, дарует священнолепную силу божественного священства. Через нее-то, вступая в святое дело священнослужения, мы и сами становимся ближе к высшим нас сущностям через посильное уподобление их твердому и неизменному священному стоянию в добре, и, таким образом воззрев к блаженному и богоначальному свету Иисусову и, насколько возможно видеть, священно узрев и просветившись ведением тайн, мы можем соделаться посвященными в таинственное ведение и посвятителями, световидными и освятителями, совершенными и совершителями.    2. А каково священноначалие у ангелов и архангелов, у премирных начал, властей, сил, господств, божественных престолов и равночинных престолам сущностей, о которых богословие учит, что они ближайшим образом и всегда пребывают окрест Бога и с Богом, и которые называет на еврейском языке херувимами и серафимами; рассмотрев священный порядок и разделения этих чинов и священноначалий, найдешь, что в этих описаниях мы не вполне, конечно, достойно, но, сколько доступно нам было и как поведало богословие Священнейших Писаний, воспели их иерархию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2813...

Да, конечно, быть христианином нелегко. И первое препятствие к этому — мы сами, наше собственное себялюбие, косность, наша привязанность к суете… Что еще мешает нам быть христианами? Отсутствие человечности, отсутствие любви друг к другу, отсутствие терпения, а ведь ГОСПОДЬ ГОВОрИТ: А нам это очень трудно. Он говорит «научитесь», а мы не можем. Кто из нас может сказать, что он приобрел хотя бы каплю кротости и смирения от Господа? И, оказывается, этот вопрос, который мы задаем себе сегодня: «Что препятствует мне быть христианином или христианкой?» — это горький вопрос, потому что ответ на него печален. Препятствует все: сама наша падшая, грешная природа, наша гордость. Ведь быть христианином — это значит жить со Христом в сердце, а мы живем собственными помышлениями, мы живем собственной волей. Всегда, постоянно в нас — «да не будет на то воля Божия, а будет воля моя». Вот главное, что нам мешает соединиться с нашим Господом. Препятствия громоздятся, как какие–то валуны, камни, через которые мы не можем перебраться. И если бы не было Того, Кто помогает нам их преодолеть, то, пожалуй, мы никогда не имели бы надежды стать хотя бы наполовину настоящими христианами. Но сила Божия преодолевает все препятствия. Главное — хотеть быть христианином, хотеть им стать, стремиться к этому! И тогда Господь, подобно буре, все эти камни, все эти валуны разбросает, и дорога будет очищена, и сердце наше откроется для действия благодати Божией. И тогда мы как бы родимся заново! Тогда все наше существо будет проникнуто упованием, благодарностью, дружелюбием по отношению к окружающим, чувством близости нашего Господа, надеждой на то, что не нашей, а Его силой совершается это спасение. Как в оные дни, так и ныне, так будет всегда и во веки веков. Аминь. Священномученика Дионисия Ареопагита 29 октября Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы читали в Евангелии: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». Это очень важное слово, «милосердие», которое люди теперь часто употребляют, и это хорошо, это прекрасно. Но призыв «будьте милосердны» — это евангельский призыв, и не простой — ведь сказано: «Как Отец Небесный милосерд». Почему?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

При миропомазании он держал сосуд с миром, обвязывал миропомазанные места повязками и потом отирал их хлопчатой бумагой. Но главнейшим образом деятельность диаконов приурочивалась к Литургии, Евхаристии. В первые века христианства диаконы по распоряжению епископов извещали христианскую общину о времени и месте богослужения, а во время самой Литургии наблюдали за порядком: они указывали верующим их места и наблюдали за тишиной, указывали, когда верующие должны были стоять, сидеть или преклонять колена; наблюдали за церковными дверями и отсылали оглашенных и кающихся из церкви по окончании Литургии оглашенных. Другие диаконы прислуживали епископу и пресвитерам в алтаре: они приготовляли здесь церковные сосуды и облачения; двое из них с опахалами стояли по сторонам престола и отгоняли насекомых; другие принимали от верующих приношения и, когда наступало время, приносили эти приношения к престолу и читали пред жертвенником имена приносящих. На Литургии диаконы читали Священное Писание и иногда произносили поучения; вместе с епископом они преподавали Святые Дары верующим («Постановления апостольские», VIII). Они наблюдали за точным выполнением епитимий, наложенных на тяжко согрешивших. Нередко они являлись уполномоченными епископов на Вселенских и Поместных Соборах. Все это значительно расширяло круг деятельности диаконов, и некоторые из числа их прямых обязанностей требовали для них особого иерархического посвящения. Факт диаконского посвящения засвидетельствован памятниками христианской древности. Как видно из Деяний апостольских, посвящение первых диаконов совершено было чрез рукоположение и молитву. Истина эта подтверждена также не раз в сочинениях священномученика Дионисия Ареопагита , епископа Афинского, и в «Постановлениях апостольских», где приводится и текст молитвы посвящения. В греческих евхологиях, начиная с VIII-IX веков, и в русских чинопоследованиях диаконское посвящение весьма сходно с посвящением пресвитерским. Разница между тем и другим заключается, во-первых, в том, что диакон посвящается перед ектенёй «Вся святыя помянувше...», т. е. после освящения Даров, поскольку диакон не совершает это освящение, а только прислуживает при этом епископу или священнику; во-вторых, принимается в алтарь не пресвитерами, но протодиаконом и им же обводится вокруг престола; в-третьих, пред престолом он преклоняет только одно колено; в-четвертых, читается здесь особая молитва посвящения; в-пятых, наконец, на диакона не возлагается священнических одежд, а дается ему только орарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сказать возражение – значит поставить вопрос: возражение кому? Ведь ответы на самом деле появились, хотя Уильямс о них не упоминает. Здесь следует отметить две важные статьи Андре де Аллё (Halleux), профессора Католического университета Лувена, в которых критикуются именно исследования фон Иванки и статьи специального выпуска “Istina”, на которых во многом основывается Уильямс 42 . В недавней оценке святоотеческих истоков паламизма можно найти определенную “диалектику”. Жюжи, который писал в начале 1930-х годов, видел в паламитском богословии грубое искажение Отцов, не имеющее какого-либо твердого основания в ранней традиции. Лосский в курсе лекций, прочитанных в Сорбонне в 1945–1946 годах 43 , занял диаметрально противоположную позицию, выделяя неразрывную нить, связывающую Библию через священномученика Иринея, преподобного Афанасия, Каппадокийцев, святителя Кирилла Александрийского , преподобных Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника с преподобным Симеоном Новым Богословом и святителем Григорием Паламой . Какова возможность синтеза “тезиса” Жюжи и “антитезиса” Лосского? Вряд ли хотя бы один католический историк пойдет сегодня так далеко, как Жюжи. Общепризнанно, что он судил Паламу и ранних греческих Отцов с томистских позиций, что не научно и не объективно. Но Лосский, со своей стороны, свел святоотеческое наследие во многом к единственной модели и не дает достаточно места для вариативности выражений от одного Отца к другому и даже в рамках сочинений одного автора. Его книгу лучше всего воспринимать как предварительный обзор, который должен быть уточнен намного более полным изучением отдельных писателей. В действительности такое изучение продолжается непрерывно. Ни Жюжи, ни Лосский, так же как Гудре и Гаррижё (Garri­gues) в специальном выпуске “Istina”, не сказали еще последнего слова. Среди недавних дискуссий о святоотеческом основании паламизма в дополнение к тем, которые упоминает Уильямс, мы можем отметить Жоржа Абра, который показывает, как исихастское понимание Фаворского света в XIV веке часто предвосхищалось более ранними греческими Отцами 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pa...

В. Каков смысл вышеприведённых Евангельских текстов? О. Первые два из них направлены против излишней привязанности к богатству, а не против частной собственности вообще, как таковой. Форма обращения к юноше условна: «если хочешь», чем исключается всякая принудительность отчуждения, какая имеет место в социализме. Что же касается Лк. 12:33 , то здесь, судя по предыдущему стиху, наставление Спасителя обращено собственно к апостолам, для которых обладание собственностью было действительно несовместимо с характером предстоявшего им служения, но не ко всем верующим. Тем не менее, и здесь, как и в других подобных местах, право личного распоряжения собственностью оставляется Спасителем во всей его неприкосновенности. В. Правильно ли утверждение, что первые последователи Христа все без исключения принадлежали к пролетариату? О. Такое утверждение ни на чём решительно не основано; факты, о которых повествуется в Евангелии и Деяниях, свидетельствуют обратное. Среди последователей Иисуса Христа были люди и знатные (Никодим) и богатые (Иосиф Аримафейский, Закхей, Лазарь с сёстрами), или просто зажиточные собственники, в числе которых были даже некоторые апостолы до их призвания к новому служению (сыновья Заведеевы, мытарь Левий). То же видим и во времена апостолов (сам апостол Павел, проконсул Сергий, Павел, Дионисий Ареопагит , евнух эфиопской царицы и др.) и мужей апостольских, что подтверждается и показаниями языческих авторов. Например, Плиний младший в своём известном письме к Траяну свидетельствует, что при нём христианство исповедовали некоторые cives Romani и люди omnia ordinis. Правда, бедные и незнатные, более подготовленные условиями своей жизни, оказались более восприимчивыми к Евангельской проповеди, а потому их и оказалось больше среди первых последователей Христа; последнее ещё понятно и потому, что бедных вообще на свете больше, чем богатых. (Ср. притчу о талантах). В. Как читается место в Деян. 2:44–45 ? О. «Все же верующие были вместе и имели всё общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Русская мысль, русская культура – это, наверное, одно из самых ярких явлений тотального господства апофатического над катафатическим. В порыве глубокого чувства жизни, чувства подлинного, эта культура ломает всякую оформленность, всякое чувство порядка. В своей упоительной любви к жизни и внутренней свободе она способна дойти до буйства и произвола. В этом ее достоинство, ее сильная сторона: она слишком буйно и резво ощущает жизнь – она способна на многие великие вещи. Но в этом и ее слабость: она боится учиться мыслить, она боится всяких рамок и всякой формы. И может быть, поэтому так долго русская мысль определяла свои пути, искала свое место в истории? Может быть, поэтому она постоянно попадала в иноземную зависимость? Боязнь самоопределения приводила ее к преклонению то перед Западом, то перед Востоком, как это случилось в лице представителей евразийства. В ней есть главный ресурс – острое чувство жизни, а чувство жизни – это прежде всего чувство многоплановости, это искомая величина подлинной науки. Научившись мыслить, русская мысль способна пойти путем гениальности, в которой наука и поэзия покажут свое целостное единство. В наш век, когда одним из важнейших элементов современного общества становится информация, именно гносеологическое самоопределение становится одной из существеннейших задач богословия. И это даже не потому, что наш век – это век информационных войн, ибо и без войны можно оказаться в гносеологическом рабстве. Необходимо всмотреться в святоотеческое предание, выглядеть то, как понимали святые отцы саму культуру мышления. И это станет не только нашим самоохранением, но и утверждением храненного в Следуя за переводчиком корпуса ареопагитик Прохоровым, мы будем называть автора корпуса св. Дионисием. Петр Дамаскин, преп. Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина. Книга 2, Слово 10. Киев, 1905. С. 279. [ix] Очевидно, что говоря об апофатической культуре мышления, которая присуща исихазму, мы говорим о целостной культуре, не отрицающей катафатического, но имеющей приоритет апофатического над катафатическим.

http://bogoslov.ru/article/4875172

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010