Поскольку молитва есть основное средство и путь духовного совершенствования, то молитвенное дело в возможной полноте для нравственных сил и жизненных обстоятельств человека есть призвание не одних подвижников и священнослужителей, оно есть дело всякого христианина. Существовало и в древности такое понятие, по которому непрестанная молитва признавалась возможной и долгом одних подвижников, однако отцы Церкви, как, например, святитель Григорий Палама , архиепископ Солунский, настойчиво его опровергали. И действительно. Все мы нечисты и грешны, все призваны к очищению и спасению, все можем достигать его посредством усилий своих при благодати Божией, и все будем судимы за нерадение. Сам Спаситель говорит: Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (то есть время кончины вашей и кончины мира). А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте ( Мк. 13:33, 37 )! Бодрствуйте и молитесь, завещал Господь и в саду Гефсиманском ( Мф.26:41 ). Глава 5. Необходимо стоять выше пристрастия хотя бы и к своей вере: увлечения – дело фанатиков Духа не угашайте. ( 1Фес. 5:19 ) Обладание сокровищем веры и благочестия налагает на человека обязанности по отношению к этому самому сокровищу, особенно при сношениях с людьми, лишенными его. Что противника в деле веры, мыслящего и чувствующего иначе, чем мы, должно выслушивать спокойно и терпеливо, это, конечно, основное правило нравственных отношений. Личное раздражение есть недобрый показатель дурного в настроении. Но есть ли горячее чувство обиды за родную и дорогую истину, когда ее не уважают и попирают, недостойное дело фанатизма? Тот, Кто в Своей кротости льна курящегося не угасил и трости надломленной не переломил ( Мф.12:1920 ), не сказал ли острого обличительного слова Своему усердному ученику, когда это подобало: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн ( Мф.16:23 )? Не обличал ли Он со всей силой Своей праведного гнева книжников и фарисеев, называя их змии, порождения ехиднины ( Мф.23:33 )? Не брал ли Он в руки бича для двукратного изгнания из храма того, чему там не подобало быть ( Ин.2:15 ; Мф.21:12 )? Кто сказал: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся ( Лк.12:49 )? А у нас боятся усердной и горячей защиты веры, потому что такая защита будто бы похожа на фанатизм, хотя не боятся равнодушия, которое есть действительная измена Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Так Божиим благословением, скажем словами Писания, в нашей Галилее, за Иорданом – Волгой, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет ( Мф.4:16 ). Священник Иустин Ольшевский Православное миссионерское общество и его деятельность 46 (в извлечении прочитано 29 января 1895 г. в общем собрании полтавского отделения Православного миссионерского общества) 25 января текущего 1895 года исполнилось ровно двадцать пять лет со дня открытия Православного миссионерского общества, часть которого составляет наше полтавское миссионерское отделение. Мы не можем не отметить этого выдающегося момента в жизни Миссионерского общества как в силу той связи, какая существует между ним и нами – его отделением, так и в силу того внутреннего интереса, какой сама по себе представляет деятельность Миссионерского общества. Посему, с благословения преосвященного владыки – почетного члена Миссионерского общества и нашего глубокочтимого председателя, я честь имею предложить вниманию почтенного собрания краткие сведения, характеризующие Миссионерское общество в его происхождении и двадцатипятилетней деятельности. После Своего воскресения Господь наш Иисус Христос дал такую заповедь ученикам Своим: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19–20 ). Ученики Христовы и все последующие преемники их ревностно исполняли эту заповедь Спасителя. Доказательством сему служит то, что среди современного нам человечества уже многие сотни миллионов исповедуют имя Христово. Эта проповедь христианская среди не знающих Христа, исполняемая по заповеди Спасителя, и есть миссионерство. Таким образом, хотя наше Миссионерское общество существует только двадцать пять лет, однако вообще миссионерская работа есть настолько давнее дело, насколько давняя и сама Церковь Христова. Где ни возникали христианские общины, оттуда и раздавалась миссионерская проповедь для неверующих. Под влиянием разных обстоятельств миссионерская деятельность то усиливалась, то ослабевала, но она никогда не прекращалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Мы не быстры на добро, нам нужно понуждать себя. Вспомним евангельские примеры. Когда Господь сходил с горы Преображения, то нашел внизу бесноватого глухонемого отрока, с ним народ, а также учеников, которые пытались, но не возмогли исцелить отрока. То духовное ничтожество, какое оказалось здесь перед глазами Христа, вызвало у Него прямое негодование: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Потребовав отрока к Себе, Он изгнал духа нечистого и исцелил отрока. Потом наедине ученики попросили объяснения, почему они не возмогли изгнать злого духа, и Христос дал им такой ответ: сей род, то есть дьявол и всякое зло, не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9:1429 ). Таким образом, за недостаточность и несовершенство именно молитвы и поста обличил их Господь. Другой пример. В саду Гефсиманском ученики Христовы совершенно неспособны были молиться, ибо глаза их отяжелели, и они спали от печали, иначе сказать, у них не было подобающего для молитвы настроения. Однако Сам Спаситель понуждает их к молитве, и притом понуждает укорным словом: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, говорит Он ( Мф.26:4041 ; Лк. 22:46 ). Сим случаем понуждения к молитве Господь показал нам и решение того вопроса, нужно ли понуждать детей к молитве дома и в школе, допустимо ли вообще понуждение в деле религиозного воспитания. Все известные в Ветхом и Новом Завете Господни грозные прещения грешникам, все вразумительные и наказательные действия Божественного Промысла что представляют собой, как не те же воспитательные приемы принуждения человека к добродетели? Как все это просто решается на основании библейских и многочисленных церковно-исторических примеров. А между тем ныне собрания интеллигентных родителей учащихся детей открыто высказываются за отмену обязательной классной молитвы и обязательного посещения богослужения учащимися, за отмену религиозного воспитания в учебных заведениях. Первые такие постановления родительских собраний состоялись, как известно, в городах Курске и Екатеринославе, и в них участвовали даже священники (см.: Душеполезное чтение. 1905. 5). Тайна беззакония уже в действии ( 2Фес.2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Кто из нас не замечал того, как человек с добрыми и нравственно чистыми глазами, хотя бы уродом был, может показаться прекрасным, так как внешнее неблагообразие его вследствие влияния его доброго взора и доброй, умной речи становится совершенно незаметным. С другой стороны, наоборот, блестящий красавец по телу или редкая красавица являются противными и совершенно неблагообразными, когда в глазах у них светится злое лукавство. Так при лукавом оке и блестящее тело становится темным. Вследствие этого вся забота человека должна быть направлена к тому, чтобы доброй жизнью приобрести чистое око, чтобы сохранить чистой и незапятнанной совесть. Когда же человек много внимания устремляет на житейские попечения, где ему заботиться о душе? Поэтому-то сказал Спаситель: Не можете служить Богу и маммоне... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все, то есть внешнее благополучие, приложится вам. Сколько бы человеку ни пришлось испытать жизненной тяготы и даже страданий, но если он не перестает прилагать полной заботы о добром и святом, то ему в свое время непременно придет утешение. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба, говорит царь и пророк Давид ( Пс.36:25 ). И нам всем в своей жизни на первом месте подобает ставить дела веры и благочестия, житейская же забота должна идти после сего. В интересах и жизни духа мы не должны делать уступок для земных и внешних интересов. Наоборот, мы всегда должны быть готовы пожертвовать внешними делами земного благополучия ради высших и духовных благ. И в нашем деле народного образования на первом месте должна быть забота о воспитании именно религиозном и нравственном и уже на втором месте должна быть забота о сообщении детям полезных внешних знаний, о развитии наличных сил питомца. На этом именно начале построено все учебно-воспитательное дело церковных школ. Да поможет же нам Господь в предстоящих нам курсовых занятиях быть неизменно верными сему началу, дабы и нам все полезное, по обетованию Спасителя, приложилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Священник Иустин Ольшевский Дело и деятельность Переводческой комиссии Православного миссионерского общества 39 (в извлечении читано 27 марта 1894 г. в общем собрании полтавского отделения Православного миссионерского общества) В истекшем году нашим миссионерским комитетом отправлена значительная сумма денег в г. Казань в распоряжение Переводческой комиссии Православного миссионерского общества, как об этом и доложено было собранию в прочитанном сейчас годовом отчете нашего комитета. Посему, с благословения преосвященнейшего владыки, на сей раз я честь имею занять просвещенное внимание почтенного собрания сообщением кратких исторических сведений о деле и деятельности названной Переводческой комиссии. Вопрос этот есть вопрос о духовном просвещении инородцев. Кроме своего, в данном случае, так сказать, частного, интереса, вопрос этот имеет и высокий общий интерес ввиду того глубокого значения, какое имеет дело Переводческой комиссии для всех миссий среди многочисленных инородцев нашего обширного отечества. Когда в великий священный день Пятидесятницы впервые раздалось мощное, огненное слово проповеди святых апостолов, тогда каждый из бывших в Иерусалиме пришельцев, явившихся из разных стран от разных народов, услышал святые слова на родном для себя языке. По сообщению книги Деяний апостольских, вот как слушатели апостольской проповеди засвидетельствовали совершившийся факт: мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их (то есть святых апостолов) нашими языками говорящих о великих делах Божиих ( Деян. 11:8–11 ). Этот факт стал руководственным на все времена для Церкви Христовой. Православный Восток, приобщая благу христианства новые народы, всегда старался доставить новопросвещенным возможность читать слово Божие и совершать богослужение на родном для них языке. Когда западные проповедники пытались ограничить чтение слова Божия и совершение богослужения только теми тремя языками, которые употреблены были для таблички на Кресте Христа Спасителя, то есть языками римским, греческим и еврейским, то восточные проповедники признали в этом трехъязычную ересь. Таким образом, священная и богослужебная книга на языке, понятном для народа, всегда была первым и неизменным спутником православного проповедника истины Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:2124, 33 ). В этих прочитанных сегодня во святом Евангелии словах Христа Спасителя нам показано взаимоотношение между заботой человека о внутреннем его благосостоянии и заботой о внешнем благополучии. Для нашего назидания благоговейной мыслью проникнем в эти слова Спасителя. Светильник для тела есть око. Какое здесь разумеется око? Конечно, здесь подразумевается око внешнее и око внутреннее. Во внешнем оке, или в глазах, у каждого человека светится сокрытая душа, проглядывает совесть, которая также есть духовное око. Поэтому по глазам часто определяют нравственные качества людей, по глазам узнают даже преступников. Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Что это значит: чисто? Святая Церковь часто внушает нам о простоте, чистоте и доброте, цельности духовной, которые свойственны детям. Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него ( Лк.18:17 ). Простоте этой противоположно лукавство: если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Лукавство, как семя, заключает в себе всю полноту зла. Потому в молитве Господней читаем: избави нас от лукавого. Теперь обратим внимание наше на то, какое, по слову Спасителя, действие производит на нас самих как око наше чистое, так и око темное. Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Под телом здесь разумеется, конечно, вся личность человека, но, в частности, также разумеется и наше внешнее естество. Простое, чистое око всегда делает человека приятным. Чистое око способно преобразить и сделать светлым человека с самой некрасивой и даже уродливой внешностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Цель бытия нашего выражена в следующих словах первосвященнической молитвы Спасителя: да будут все (люди) едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они (все люди) да будут в Нас едино ( Ин.17:21 ). Средства же приближения к этой цели показаны кратко в следующих словах Нагорной проповеди: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ). В возможно полном единении с Богом, или в богообщении, заключается высшая для человека цель и высшая норма бытия. Прости приимше Божественных, Святых, пречистых, бессмертных, небесных и животворящих страшных Христовых Таин 121 , иначе говоря, достойное Причастие Святых Таин составляет собой действительное, самым делом являемое наше богообщение. Жизнь по Евангелию есть, таким образом, совершенствование человека для приближения к Богу. Жизнь по Евангелию есть весьма сложный духовный процесс, имеющий свою непременную постепенность, а не простое исполнение норм и правил жизни или сразу святость. Жизнь святых апостолов, постепенно восходивших с низших нравственных ступеней на высшие, с нелегкими при сем искушениями и падениями, являет собой для нас прямой пример жизни по Евангелию. И весь уклад церковной жизни построен на этом начале, то есть так, чтобы доставить верующим христианам возможность восходить от силы в силу, дабы возможно ближе быть им ко Христу Богу. Так, сущность христианства составляет собой воплощение Сына Божия и произведенное сим дело искупления для единения человека с Богом; главное для спасения есть дело веры, или богообщение. И вся нравственная деятельность человека получает, таким образом, свою цену только тогда и настолько, насколько она связана с верой и освящается Господом, то есть насколько она Господа ради творится и насколько Господом приемлется. В христианстве добродетель не имеет ценности безотносительной, вне отношения ее к Господу Богу. Своим апостолам Сам Христос дал такое о сем разъяснительное наставление: кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Всколыхнулась Святая Русь. В разных концах ее раздались особые торжественные моления к Пречистой; к чудесному образу паломничества усилились; печатное слово, верное родным заветам, дало доброе и честное истолкование происшедшего. И таким образом, последствия являются как раз обратные тем, каких желали и ожидали нечестивые злодеи. Чему же, братие и сестры, нас поучает все это? Мы прежде всего не должны закрывать наших глаз перед тем, что печали достойно, но что имеется вблизи нас. Противные вере и Церкви силы действовали раньше путем мысли и слова, теперь переходят к делу. Как в сектах изуверных от строгости неправильного воздержания к разврату один шаг (например, хлыстовщина), так один только шаг от непротивления злу – к насилию над тем, что почитается за зло у новейших последователей религии без личного Бога, Евангелия без Христа, христианства без Церкви. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства ( Рим.1:28 ). Злое семя, как и доброе, растет и зреет постепенно: равнодушие к вере и Церкви сменяется холодностью, холодность – неверием, неверие – ожесточением, ожесточение же средств не разбирает. Признав же сие, мы ныне же станем побеждать зло добром ( Рим.12:21 ), не оправдывая своего бездействия требованиями так называемой терпимости. Действовать с властью предоставим тем, кому дана власть от Бога. Мы же непрерывно будем злу противодействовать неотъемлемо нашими средствами: силой живого примера в добре, неустанным словом кротости и любви. Оградим от злого, противного Святой Церкви влияния хотя ближайших к нам, мольбой – присных, настойчивостью – младших, кротким словом – знаемых. При тягостях и испытаниях от этого не будем смущаться – в молитве ко Господу и Его Пречистой Матери всегда найдем верное укрепление и поддержку. Нас не должны удерживать напоры духа века сего и его приманки: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк.8:38 ), сказал Сам Господь. Но если, как ныне, Господь за нас, кто против нас ( Рим.8:31 )? В предстоящей сейчас молитве возблагодарим Пречистую Богоматерь за явленное Ею знамение милости к нам, недостойным, – и вместе с тем усердно попросим милосердного Господа, да умягчит Он сердца ожесточенных, соберет расточенных, нас же да сохранит в правоверии и укрепит в доброделании.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Мудрый Филарет († 1867), митрополит Московский, стоял за необходимость перевода, а милостивый Филарет († 1857), митрополит Киевский, явился прямым противником перевода. Каждый из них имел в пользу своего мнения достаточные основания – в последовавшее за тем время перевод, как известно, исполнен был. Согласно чаяниям московского святителя, он содействовал успехам просвещения. Однако сбылись опасения и киевского святителя, так как на почве пользования новым русским переводом Библии развились и окрепли новые виды рационалистического сектантства, каковы штундизм и пашковщина. Между тем оба эти святителя справедливо почитались и почитаются как мужи высокого духа и великие предстоятели пред Богом. Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых ( Пс.118:130 ). Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис.55:9 ). Глава 9. Русские святые из мирян 134 Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. ( 1Тим.2:34 ). Среди гор и лесов юго-западного края, поближе к Червонной Руси, есть прекрасный живописный уголок. Это – Почаевская Успенская лавра, которая, подобно Успенской Киевской лавре, всегда в древности, как и ныне, служила ярким выражением и твердым оплотом для наших родных православно-русских начал. Здесь на вершине горы высится великолепный соборный храм, а внутри горы находится пещера с мощами преподобного Иова Железо. С горы внутрь этой пещеры ведет длинная галерея, со стен которой ныне глядят священные лики всех прославленных Господом угодников и угодниц Божиих нашей отечественной Церкви. Здесь в точном историческом порядке, в таблицах по векам, можно видеть лики всех русских святых. С благоговейным вниманием рассматривая эти священно-исторические таблицы, мы видим до четырех с половиной сотен священных ликов. Все эти лица, которые всю жизнь свою стремились к горнему Иерусалиму и, по ясному удостоверению знамений Божиих, вошли в покой Божий, обрели праведность и мир, и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010