Все случившееся Александр Лаврентьевич принял как волю Божию. Спустя два месяца после смерти жены, уже в марте 1885 года 31-летний вдовец принял монашество. Епископ Рязанский и Зарайский Феоктист постриг его в мантию под именем Агафангел и рукоположил в сан иеромонаха. От Сибири до Прибалтики Далее были годы службы в Сибири — работа в Томской духовной семинарии, затем в Иркутской. Уже через 4 года после пострижения в монахив возрасте всего 35 лет он был архиереем: сперва, в 1889-м, был назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии, затем, в 1893-м, получил самостоятельную кафедру в Тобольске. «Здесь ему пришлось трудиться не только как епархиальному архиерею, но и как миссионеру. Каждый год он предпринимал дальние и долгие путешествия по самым отдаленным уголкам епархии, не предполагая тогда, что через тридцать лет ему снова придется пройти по этим местам, но уже в качестве узника», — рассказывает игумен Дамаскин (Орловский). Потом была служба на западе империи, в Прибалтике — 13 лет (1897–1910) в Рижской и Митавской епархии, затем 3 года в Литовской и Виленской. Здесь владыка приобрел славу «либерального» архиерея. В 1905, будучи епископом Рижским, он созвал Епархиальный собор, на котором были приняты постановления о преобразованиях в церковной жизни: о допуске мирян к избранию клириков, об изменениях и сокращениях богослужения в латышских и эстонских приходах. В 1913 году архиепископ Агафангел получил назначение в Ярославль, а в апреле 1917 года был возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Когда при новоизбранном патриархе Тихоне был образован Священный Синод, митрополит Агафангел был избран в его постоянные члены. Жалоба Ленину В период пребывания на ярославской кафедре, совпавший с Мировой войной, взгляды владыки претерпели существенные изменения. Митрополит Агафангелстал более консервативным, присоединился к монархическому движению. Он сблизился с семьей председателя ярославского отдела Союза русского народа И. Н. Кацаурова, стал помогать армии, организуя госпитали и направляя на фронт священников.

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

Казанский собор г. Ярославля, в котором находятся мощи святителя Агафангела. Фото: temples.ru 16 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. Проститься с архипастырем пришли многие тысячи верующих. Владыка был похоронен в склепе Леонтьевской церкви г. Ярославля. В 1931 году Леонтьевская церковь была передана в пользование общине обновленцев. Однако ввиду ее немногочисленности (около 30 человек) община оказалась не в состоянии нести все необходимые расходы по содержанию церковного здания, и 7 декабря 1940 г. исполком Ярославского Горсовета упразднил Леонтьевскую религиозную общину. Храм превратили в склад, а могилу святителя — в мусорную яму. В 1993году Леонтьевская церковь была возвращена Русской Православной Церкви. С тех пор в храме служатся Божественные литургии и панихиды по митрополиту Агафангелу. На юбилейном Архиерейском соборе 2000 года митрополит Агафангел был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских . Рака с мощами святителя Агафангела находится ныне в Казанском соборе Казанского монастыря г. Ярославля. См. житие священноисповедника Агафангела (Преображенского),  составленное игуменом Дамаскином (Орловским)  Читайте также: Священномученик Петр (Полянский): недипломатичный архиерей Святой патриарх Тихон: Без лукавства и святошества Слушается дело… митрополита Вениамина Петроградского Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 января, 2020 22 ноября, 2019 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 10 июня, 2020 16 мая, 2020 8 февраля, 2020 7 февраля, 2020 29 января, 2020 17 января, 2020 22 ноября, 2019 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

Введенный таким образом в заблуждение, 18 апреля 1926 года митрополит Агафангел составил в Перми воззвание, в котором объявил, что он вступает в права Патриаршего Местоблюстителя (на самом деле таковым на тот момент уже являлся митрополит Петр (Полянский). Начались распри и столкновения между духовенством по всей России — повсюду вопрос о высшей церковной власти вызывал споры и прения. Довольный результатом, Тучков распорядился выпустить митрополита Агафангела из тюрьмы. 1 мая 1926 года владыка прибыл в Ярославль. Епархия встретила митрополита Агафангела в состоянии раздробленности. Одни приходы признавали Патриаршим Местоблюстителем его, вторые — митрополита Петра, третьи — митрополита Сергия (Страгородского) , которых, в свою очередь, также активно «обрабатывал» Тучков… «Все эти события сильно расстроили здоровье владыки Агафангела, — пишет игумен Дамаскин (Орловский), — и, желая его поправить, он в середине июня уехал из Ярославля в деревню, неподалеку от Толги. Здесь он снял комнату. Сам хозяйствовал, колол дрова для печи, варил обед. В это время казалось, что все епархиальные и общецерковные дела отошли для него на задний план». Ради церковного мира, митрополит Агафангел уступил права Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), о чем 8 июня он уведомил гражданскую власть. Икона святителя Агафангела (Преображенского) в храме святых новомучеников и исповедников Российских в Бутово. Источник: sr.isa.ru В декабре владыка вернулся в Ярославль. Он снял небольшую комнату в частном доме, которая одновременно служила ему и столовой, и спальней, и канцелярией. Здесь он принимал приходящих к нему по духовным делам священнослужителей и мирян. Состояние здоровья владыки стремительно ухудшалось. Незадолго до его кончины верующие выстроили митрополиту отдельный домик, где у него были три небольшие комнаты. Тем временем план ГПУ по умножению путаницы в церковном управлении успешно приводился в жизнь. 29 октября 1926 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) был арестован. В управление Российской Православной Церковью вступил архиепископ Иосиф (Петровых), но 8 декабря 1926 года он издал распоряжение о передаче власти одному из трех назначенных им заместителей: архиепископам Екатеринбургскому Корнилию (Соболеву), Астраханскому Фаддею (Успенскому) и Угличскому Серафиму (Самойловичу).

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

28 июня 1922 года митрополит Агафангел был заключён под домашний арест в Спасском монастыре Ярославля. Вопреки просьбам, митрополита не допускали в храм на богослужение. Каждый день у входа в келью владыки собирались десятки и сотни верующих с требованием выпустить владыку или хотя бы разрешить желающим взять у него благословение. Опасаясь народных волнений, 22 августа власти перевели митрополита Агафангела в одиночную камеру Ярославской тюрьмы. «Он страдал совершенно напрасно…» 5 сентября 1922 года помощник уполномоченного Секретного отдела Ярославского ГПУ Куликов составил обвинительное заключение по делу митрополита Агафангела. Его обвиняли в написании воззвания, «в котором он объявляет себя преемником Патриарха Тихона, главой Российской Церкви и вместе с тем объявляет Высшее Церковное Управление властью незаконной и самочинной со всеми вытекающими отсюда последствиями». В дополнение к этому Куликов напомнил про историю с запрещением попа Немирова — как гласило обвинение, митрополит «проявил насилие над гражданской свободой совести… к гражданам Николо-Троицкой волости». Обвинитель отмечал, что «благодаря старческому возрасту судебное наказание не может быть применено». «Принимая во внимание, — писал Куликов, -… что Агафангел пользуется громаднейшей популярностью, … дальнейшее его содержание под стражей является нецелесообразным, оставление же на свободе… грозит поводом к новому возрождению старой реакционной церкви и подавлению обновленческого в ней движения». Таким образом, обвинитель предлагал применить к митрополиту Агафангелу меру административного наказания и выслать его «в один из отдаленных монастырей, где бы он спокойно и без вреда для советской власти мог провести свои старческие дни». Однако вместо монастыря осенью 1922 года 70-летний старец был заключен во внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве. Узнав об этом, верующие Ярославля обратились к председателю ГПУ с ходатайством. «Усерднейше просим оказать нам великую милость, — писали они, — возможно скорее освободить из-под стражи томящегося в заключении… нашего старца -митрополита владыку Агафангела, о котором мы по чистой совести свидетельствуем, что он страдал совершенно напрасно, являясь лишь жертвою отвратительной злобы некоторой части духовенства». Ходатайство было оставлено без внимания.

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 3 (16) Священноисповедник Агафангел (Преображенский) Митрополит Ярославский Митрополит Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) родился 27 сентября 1854 года в селе Мочилы Веневского уезда Тульской губернии в семье священника. Воспитанный родителями в послушании вере Христовой и строгом исполнении церковных обрядов, он высоко ставил служение святой Церкви в священном сане. Ребенком он любил подолгу бывать на кладбище, гулять среди могил и крестов – красноречивых свидетельств, что вся персть, вся пепел, вся сень. Здесь со слезами на глазах Александр просил Господа, чтобы Он сподобил его во время благопотребно стать служителем алтаря и приносить умилостивительную бескровную жертву за окончивших земную жизнь. Это желание было так велико, что когда по окончании училища представилась возможность поступить в привилегированное столичное учебное заведение, он ее решительно отверг. Близкие советовали не отказываться от случая получить серьезное светское образование, которое откроет ему широкие возможности в жизни. Увидев бездейственность советов, родные попытались принудить его согласиться с ними и оставить мысли о получении духовного образования, но все было напрасно. Чувствуя непреодолимую тягу к церковному служению, Александр со свойственными его характеру решимостью и настойчивостью настоял на продолжении образования в Тульской Духовной семинарии, в которую он и поступил в 1871 году. В те годы семинарское образование в России пребывало в плачевном состоянии, в стены духовных учебных заведений беспрепятственно проникали материалистические и бездуховные науки. Под видом новых научных открытий начинали открыто утверждаться в области научных знаний социальные и естественно-научные мифы. Идеал служения на духовном поприще среди образованного общества был почти утрачен, и общество пришло в состояние духовного окостенения. Становились модными и нравственно похвальными профессии, устрояющие земную жизнь – инженера, врача и т. п. Увлечение естественными науками образованного юношества не оставило в стороне и Александра и, в конце концов, пленило его ум и сердце. Горячее желание служить Церкви Христовой в священном сане за время учения охладело, и к концу обучения он решил оставить семинарию и поступить в светское учебное заведение, чтобы стать врачом.

http://fond.ru/kalendar/981/agafangel/

В начале 1920-х годов Ярославская епархия была одним из эпицентров обновленческого раскола. Ярославский владыка Агафангел решительно осудил обновленчество, и вскоре стал врагом номер один для местных «живоцерковников».Вряд-ли Красницкий верил, что сможет убедить владыку поддержать «живоцерковников», однако он имел указание от ГПУ: собрать на митрополита «компромат». Красницкий прибыл в Ярославль на переговоры с владыкой. Митрополита Агафангела он нашел в Толгском монастыре. Красницкий произнес дежурные фразы о том, что Церковь пошла неверным «контрреволюционным» путем и предложил владыке подписать воззвание «инициативной группы» духовенства, в котором высшей властью в Церкви признавалось обновленческое ВЦУ. — Церковь должна держаться вне партии и вне политики, — возразил митрополит. — Я с вами совершенно согласен, — подхватил Красницкий. — А не могли бы вы эту свою точку зрения изложить письменно? Владыка отказался. В тот же день Красницкий отбыл в Москву, где поставил руководство ГПУ в известность о состоявшемся разговоре. Последствия сказались незамедлительно. На следующий день начальник секретно-оперативного управления ГПУ Менжинский и начальник секретного отдела ГПУ Самсонов отправили в Ярославль шифрованную телеграмму: «Под ответственность начальника ГОГПУ с соблюдением строжайшей конспирации предлагаем провести следующее: 1) обследовать хозяйство митрополита Агафангела, осторожно намекнув на то, что оно может быть реквизировано; 2) немедленно произвести у Агафангела в его канцелярии и у ближайших его помощников самый тщательный обыск, изъяв все подозрительные документы; 3) взять с Агафангела подписку о невыезде ввиду неблагонадежности; 4) арестовать всех его приближенных, в частности, тех, кто принимал участие в беседе Агафангела с московским попом Красницким; 5) прислать на Агафангела весь компрометирующий материал. Настоящее принять к неуклонному исполнению и хранению в строжайшем секрете». Извилистый путь Александр Лаврентьевич Преображенский родился в 1854 году в Тульской губернии. Сын сельского священника, он в детства был мечтательным и религиозным мальчиком. Как сообщает автор жития митрополита Агафангела, игумен Дамаскин (Орловский) , «ребенком он любил подолгу бывать на кладбище, гулять среди могил и крестов».

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

148 М. Ф. передавала его рассказ о тяжелых страданиях митрополита Агафангела, когда его вызывали в Москву к начальнику церковного отдела ГПУ Тучкову. Однажды келейник предложил ему посоветоваться о создавшемся положении с блаженной Х., что и было сделано через о. Филарета. Ответ был: «не ехать». Вскоре митрополит Агафангел умер. 149 Священноисповедник Агафангел (Преображенский, 1854–1928), митрополит Ярославский и Ростовский. Прославлен на Освященном Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. Второй кандидат на местоблюстительство Патриаршего Престола по завещанию св. Патриарха Тихона. С 1922 по 1926 год был в тюрьмах и ссылках. – Ред. 150 Софья Сергеевна (1905–1984) и Наталия Сергеевна (1914–1992) Самуиловы – дочери протоиерея Сергия Самуилова. Были арестованы в 1934–35 гг., приговорены к трем годам ссылки, которую отбывали в Бек-Буди (Карши), где и познакомились с М. Ф. После освобождения потеряли с ней связь. Отыскали ее в 1960 году, стали ей писать, были у нее в Боровске. Жили и похоронены в Самаре. Ими написана книга об отце, вышедшая уже после их смерти: «Отцовский крест». Спб., 1996. 152 Мангал – четырехугольное углубление в земляном полу кибитки, к да насыпают горячие угли и закрывают решеткой. 153 Архимандрит Серафим (Григорий Юрьевич Климков, 1893–1970) – в схиме Даниил. С начала 20-х гг. был в числе братии Данилова монастыря в Москве. Был арестован в 1921 г., в 1927 году отбывал ссылку около г. Обдорска до 1932 года. Затем скитался, жил у своих духовных чад. О. Серафим родился около г. Львова на Западной Украине; во время войны, с отступлением немцев осенью 1941 г. он вернулся на родину. Служил в Житомире, активно участвовал в восстановлении храмов. Там же был арестован после войны, с 1945 до 1955 – в лагере под Красноярском. После освобождения опять скитался, жил у духовных чад. Умер в Москве. Погребен на Котляковском кладбище. – Ред. 154 Капитолина Михайловна, Маргарита Михайловна и Мария Михайловна Смирновы – дочери настоятеля Верейского собора, о. Михаила Смирнова. Проработали много лет учительницами в Верее и в ближайших селах. Пользовались общим уважением, не скрывая, что они верующие. Похоронены на верейском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/6/samariny-man...

Краткие биографические сведения о членах Собора, упоминаемых в дневнике Биографическая статья строится по следующему принципу: фамилия, имя, отчество, годы жизни, сведения о статусе лица, участие в Соборе. Сведения об образовании, краткий послужной список, причина смерти. Для причисленных к лику святых указывается год канонизации. При составлении кратких биографических данных были использованы данные публикации: База данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (http://kuzl.pstbi/ccas.ru Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: в 11 т. Т. 1. М., 1994. Все тома данного издания выложены на ресурсе: http://www.patriarchia.ru/db/text/5l69l2.html Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний: в 3 кн. Первая сессия/Сост. А. Г. Кравецкий, А. А. Плетнева, Г. Шульц. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2002. Т. 1. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Дело великого строительства церковного. Воспоминания членов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг./Сост. Н. А. Кривошеева. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник. Т. 1:1880–1901. По материалам ГА РФ/Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник. Т. 2:1902–1903. По материалам ГА РФ/Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник: 1902–1905/Митрополит Арсений (Стадницкий) . Т. 3. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), священноисповедник, митрополит. Член Собора по должности как архиепископ (с 28 ноября (11 декабря) 1917 г. митрополит) Ярославский и как член Предсоборного Совета. Избран членом Высшего Церковного Совета. В 1881 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1889 г. хиротонисан во епископа. С 1893 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1904 г. архиепископ Рижский и Митавский, с 1910 г. архиепископ Виленский и Литовский. С 1913 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, присутствующий в Святейшем Синоде. В 1922 г. Патриарх Тихон временно передал митрополиту Агафангелу патриаршие права и обязанности. Вскоре митрополит Агафангел был арестован и приговорен к 3 годам ссылки. В 1923–1926 гг. находился в заключении. В 1925 г. завещательным распоряжением Патриарха Тихона назначен вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. По освобождении из заключения выпустил послание о вступлении в права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя, затем, ради соблюдения церковного мира, отказался от прав на Местоблюстительство. Архиерейским Собором 2000 г. причислен клику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

С 1918 года отец Василий работал учителемв общеобразовательной школе г. Ярославля. Типичная по тем временам история: спасаясь от гонений безбожников, священники устраивались на светскую работу. Параллельно с учительством, он активно участвовал в жизни епархии, входил в проповеднический кружок архиепископа Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского), в епархиальное братство святителя Димитрия; в 1919 году был избран членом Епархиального совета. В первые постреволюционные годы в Церкви активно развивался институт выборов епископата, не была исключением и Ярославская епархия. 4 июня 1921 года съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда («Тутаевым» советская власть именовала старинный русский город на Волге, Романово-Борисоглебск) избрал иеромонаха Василия кандидатом на кафедру епископа Тутаевского. Отец Василий был пострижен в мантию с именем Вениамин. После епископской хиротонии он стал викарием Ярославской епархии и ближайшим сподвижником митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) (священноисповедник, скончался в 1928 году, прославлен в 2000 году в лике новомучеников и исповедников Российских). Как и митрополит Агафангел, с начала 20-х годов он резко выступил против обновленчества, и автоматически попал в поле зрения ОГПУ. В 1922 году ОГПУ, наблюдая явную слабость позиций обновленцев в Ярославской епархии, взяло под арест митрополита Агафангела. Вслед за тем местное православное духовенство обратилось с письмом к епископу Вениамину с просьбой возглавить епархию в отсутствие правящего архиерея. Сотрудники ОГПУ, узнав об этом, арестовали и Вениамина. 15 октября 1922 года состоялось собрание духовенства и мирян Ярославля, в котором приняло участие около трех тысяч человек. Собрание заявило о своей верности православию, об отвержении обновленческого ВЦУ и постановило признавать правящим епископом владыку Вениамина. Епископ Вениамин находился в это время в тюрьме, и власти попытались обвинить его в организации собрания, но доказать это они не смогли.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ve...

В приход Христорождественской церкви входили село Мочилы, деревни Кунья, Озерки, Покровка. Дома для священника и псаломщика построены на средства бывшего церковного старосты - местного помещика Льва Львовича Волкова. В штат церкви входили священник, диакон и псаломщик. В 1850-1860-х гг. в сельском храме служил священником Лаврентий Иванович Преображенский, отец священноисповедника Агафангела (в мире - Александра Лаврентьевича Преображенского). В 1876 году - священник в храме Николай Петрович Почаков (родился в 1840), в 1898-1900 гг. и. о. благочинного. Начиная с 1901 года - Александр Александрович Успенский (родился в 1878). После него в храме служил Василий Павлович Рождественский (с 1905 года). Состоял заведующим и законоучителем Мочильской церковноприходской школы. В приходе Христорождественской церкви на 1914 год значилось в Мочилах 126 хозяйств, где числилось 444 мужчины и 483 женщины, в Кунье - 85 хозяйств, где числилось 253 мужчины и 241 женщина, в Озерках - 58 хозяйств, где числилось 253 мужчины и 241 женщина, в Покровке - 48 хозяйств, где числилось 192 мужчины и 213 женщин. В 1936-37 гг. церковь была закрыта, священник арестован. По свидетельству Веры Ивановны Сорокиной (Печниковой), 12 прихожан поехали в Венёв выручать батюшку и были арестованы. Певчего Игната Гавриловича Бобрикова расстреляли, а тётя В. И. Сорокиной получила 8 лет тюремного режима. Церковь была переоборудована под склад, колокольня разобрана, в другой части был установлен электрогенератор, который вырабатывал энергию для освящения села. Дом священника был приспособлен под семилетнюю школу. Церковно-приходская жизнь возобновилась в 1992 году. Церковь отреставрирована полностью (без колокольни), проведено газовое отопление. Настоятелем в настоящее время является протоиерей Сергий Шершнев. Из журнала: " Московские Епархиальные Ведомости " . Выпуск Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в с.Мочилы является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9).

http://sobory.ru/article/?object=16843

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010