Книги эти написаны на злобу дня: упадок веры и, как следствие, упадок нравов, особенно в высших слоях общества, интеллигенции в тот период для современников был очевиден. «Тлетворное дыхание неверия благодаря литературе и ложному направлению науки разносится всюду, и редкому человеку не приходится вступать с ним в борьбу», — писал о. Варлаам. Еп. Гомельский Варлаам, 1913г. Воспитанник полтавского кадетского корпуса, святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович) впоследствии вспоминал, что особенно повлияло на выбор им жизненного пути именно общение в то время с о. Варлаамом. 11 января 1913 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге состоялось наречение, а 13 января — хиротония архимандрита Варлаама во епископа Гомельского, викария Могилёвской епархии, которую возглавил митрополит С.-Петербургский и Ладожский Священномученик Владимир (Богоявленский) . Примечательны слова владыки Варлаама, сказанные при наречении во епископа. Они звучат как предвидение им своего исповеднического пути: Времена ныне наступили тяжкие: многие отступают от веры, восстают на Христа и на Его святую Церковь . Ныне, когда путь истины — в поношении от многих (см.: 2Пет.2:2 ), пастырю уже нельзя молчать и молча переносить скорби. Нужно защищать истину и громко свидетельствовать о ней, быть как бы исповедником. А быть исповедником — значит быть священномучеником. Таков и есть путь святительский. В первый раз владыка Варлаам был арестован 23 июня 1919 года в Гомеле, «по подозрению в контрреволюции», но уже 5 июля освобожден на основании прошения пяти тысяч верующих. После освобождения Владыка был назначен епископом Мстиславским, викарием Могилёвской епархии, в 1922 году он временно управлял Могилёвской епархией. С 16 сентября 1923 года он епископ Псковский и Порховский, одновременно с 17 июня 1924 г. управлял Гомельским викариатством. Второй арест произошел в конце 1924 года в Пскове. Владыка Варлаам был приговорён к двум годам тюремного заключения и отбывал срок в ярославском политизоляторе. В 1926 году он был освобожден без права проживания в Ленинградской и Псковской губерниях и остался жить в Ярославле. Ярославским митрополитом священноисповедником Агафангелом (Преображенским) епископ Варлаам был назначен на Любимское викариатство Ярославской епархии на смену арестованному епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Но инспирация расколов как раз и входила в планы закулисной государственной политики в отношении Церкви. И после 1927 года архипастыри и пастыри тщетно ждали от митрополита Сергия тех же возможностей «обратной связи», какие существовали при его непосредственных предшественниках. Напротив, одновременно с опубликованием своей «Декларации» (и даже чуть раньше), митрополит Сергий начинает практиковать частые переводы и увольнения епископов по требованию ГПУ; а после появления голосов протеста — широко применять церковные наказания в адрес недовольных. Эту практику хорошо описали архиереи Ярославской церковной области во главе со священноисповедником Агафангелом (Преображенским) в своем открытом письме митрополиту Сергию: На место возвещенной Христом внутрицерковной свободы Вами вводится административный произвол… По личному своему усмотрению Вы практикуете бесцельное, ничем не оправдываемое перемещение епископов — часто вопреки желанию их самих и их паствы, назначение викариев без ведома епархиальных архиереев, запрещение неугодных Вам епископов в священнослужении. Сейчас нам трудно понять, с какой стати первоиерарх должен интересоваться желаниями епископа (и тем более паствы) перед тем, как совершить перемещение епископа. Но столь привычные сегодня авторитарные действия священноначалия вызывали искреннее недоумение в конце 20-х годов. Священномученик Дамаскин (Цедрик) удивлялся упорству митрополита Сергия, «с каким он от начала своей деятельности и до сих пор продолжает игнорировать мнение подавляющего числа иерархов, несогласных с его курсом, как и голос возмущения верующих масс». Мы отчасти сможем понять причины этого недоумения, если на нескольких примерах рассмотрим стиль административных распоряжений тех самых иерархов, которые выступили оппонентами Заместителя. В 1928 году епископ Иерофей (Афонин) объявил своей пастве об отходе от митрополита Сергия в таких выражениях: Желая слышать, дорогие чада, что вы единодушны и единомысленны со мною, а также уважая свободу вашего самоопределения, предлагаю огласить и обсудить мое послание на собраниях верующих, дабы все знали положение дела и свободно пришли в единение со мною.

http://blog.predanie.ru/article/patrioti...

Новомученики и исповедники Российские: Священноисповедник Агафангел (Преображенский) 21.12.2017 12:04:18 Елена Александровна Смирнова Заключительная передача о митрополите Ярославском Агафангеле (Преображенском) раскрывает глубинные смыслы его подвига исповедничества в те времена, когда церковным управлением пытались завладеть руководимые ГПУ обновленцы для полного раскола. Об их богоборческой «механике» и о том, как коммунисты самыми низкими средствами пытались уничтожить Церковь и патриаршество, рассказывает сотрудник Отдела новейшей истории ПСТГУ Михаил Гар. Ведет передачу Елена Смирнова. Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2017/12/20/23-00.html Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/recommend/novomucheni...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Беседа журналиста Елены Смирновой с сотрудником Отдела новейшей истории ПСТГУ Михаилом Гаром о священноисповеднике Агафангеле 13.12.2017 23:00 Священноисповедник Агафангел (Преображенский) был назван святителем Тихоном одним из претендентов на местоблюстительство. Однако возглавить Церковь даже при канонической возможности митрополиту Ярославскому не удалось. И ему в этом помешали не только карательные органы богоборцев-коммунистов. О том, что происходило с патриаршим престолом после кончины святителя Тихона, и о судьбе владыки Агафангела, ратующего о мире церковном, рассказывает в 1-й передаче о нем сотрудник Отдела новейшей истории ПСТГУ Михаил Гар. Ведущая — Елена Смирнова. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2017/12/13/23-0...

То, что это был не единичный случай, свидетельствует ситуация в других провинциальных епархиях. Основным критерием в пользу кандидата часто были его настоящие или мнимые демократические убеждения. Архиереи, отставленные со своих кафедр; священники, дьяконы и псаломщики, составившие основную силу новых выборных комитетов, наперегонки писали послания в Синод, где заверяли власти в своей лояльности и " реакционных " действиях оппонентов. Нижегородский съезд духовенства и мирян направил приветствие в Петроградский совет, где основную роль играли большевики, и заверил его в том, что участники комитета " будут стоять на страже завоеванных свобод " . Это писали члены Церкви, недавно получившие свободу от опеки государства и собравшиеся для выборов нового епископа. После этого никого не должен удивлять тот факт, что главным поводом для отставки епископов стали их реальные или мнимые связи с Распутиным, а также членство в " Союзе русского народа " . Даже авторитетный митрополит Ярославский Агафангел, будущий священноисповедник, которого патриарх Тихон позже назовет в числе своих возможных преемников с большим трудом смог сохранить за собой епископскую кафедру в этом древнем городе. Значительная часть епархиального духовенства и мирян хотели отправить владыку в отставку исключительно по политическим мотивам, как об этом пишет П.Г. Рогозный, цитируя документы съезда: " Архиепископ Агафангел, по мнению духовенства и мирян, " по своим административным взглядам не удовлетворяет требованиям переживаемого времени " . Закрытой баллотировкой 98 против 16 съезд выразил владыке свое недоверие и пожелал видеть во главе " соборной Ярославской Церкви... избранное лицо, более способное вести органы управления на началах братства, равенства и свободы " . К счастью, решения съезда не вступили в силу, и владыка Агафангел остался на своей кафедре. Политическая целесообразность иногда брала вверх даже над здравым смыслом и принципом невмешательства Церкви в политическую жизнь. В Екатеринбурге " протоиерей Уфимцев, размышляя о предстоящих выборах, писал, что не думал никогда дожить до того дня, когда " вопрос о выборах архиерея будет ближайшей и неотложной задачей... какое счастье! Велика должна быть благодарность наша борцам за свободу, горячи должны быть наши молитвы за тех, что " жертвою пали в борьбе роковой " ... Их кровью очищены мы от рабства " Протоиерей цитирует революционный похоронный марш и проводит явную аналогию между Христом и революционерами. Еще недавно такое сомнительное сравнение могло восприниматься как кощунство, но после Февраля никого не удивляло. Многие тогда Основателя христианства воспринимали как революционера, а революцию – как Красную Пасху " .

http://religare.ru/2_99928.html

Эти заочные переговоры имели огромное значение для подведения своеобразного церковно-политического итога продолжавшейся между ними несколько лет полемике о путях сохранения мира в гонимой Церкви. В этом трудном диалоге митрополит Сергий получал возможность еще раз духовно прочувствовать и богословско-канонически продумать меру ответственности за свою церковно-административную деятельность. Эта деятельность исходила из стремления сохранить церковную жизнь в России прежде всего посредством получения официального признания церковной иерархии со стороны богоборческого советского государства, с которым митрополит Сергий готов был идти, казалось, на любые компромиссы. Не меньшее значение эта полемика имела и для святителя Агафангела, не перестававшего скорбеть о судьбе гонимой Русской Православной Церкви даже на одре смертельной болезни. Дерзнувший в 1922 г., перед лицом поддержанного государственной властью обновленческого ВЦУ, призвать епископов к самостоятельному управлению своими епархиями, святитель Агафангел имел печальную возможность убедиться в том, что большинство правящих архиереев, даже совершенно чуждых обновленцам, предпочло формально признать созданный ими неканоничный административный центр. Двухвековая синодальная система жесткого централизованного управления церковной жизнью из опекаемого государством органа высшей церковной власти воспитала поколения епископов в представлении о невозможности полноценного епархиального управления без сохранения административной связи епархиальных архиереев с официально признанным государством, хотя и канонически сомнительным центром власти. Именно из этой недооцененной святителем Агафангелом в 1922 г. особенности церковно-административного сознания русских епископов исходил в своей деятельности митрополит Сергий, очень хорошо представлявший епископат после многих лет непрерывного участия в деятельности Свят. Синода. И святитель Агафангел не мог не признать в 1928 г. относительной правоты своего младшего собрата по архиерейскому служению относительно распространенности подобных умонастроений среди значительной части русских епископата.

http://e-vestnik.ru/church/svyashcennois...

То есть, не разорвав канонических общений с митрополитом Сергием, митрополит Агафангел оставил за собой свободу исполнять или не исполнять те или иные решения митрополита Сергия. Тем более, что у него были для этого все основания – и как у правящего архиерея Ярославской епархии, и как у Патриаршего Местоблюстителя. 16 октября 1928 года он скончался, в своей позиции заняв как бы самую мягкую оппозиционную точку зрения, условно принимая, избирательно принимая возглавление митрополитом Сергием церковной иерархии. Какова же была позиция самого авторитетного Местоблюстителя, будущего священномученика, митрополита Кирилла (Смирнова)? Напомню, что митрополит Агафангел тоже у нас канонизован как священноисповедник. Митрополит Кирилл, который, в общем, провел после гражданской войны менее года на свободе до своего расстрела в 1937 году, прибывая в ссылках, поддерживал переписку со многими своими сторонниками. А затем, уже начиная с 1929 года, он ведет активную переписку и со своими единомышленниками в разных епархиях, и с самим митрополитом Сергием. У меня нет сейчас возможности подробно анализировать эту переписку, она очень глубока и серьезна. Позиция митрополита Кирилла была такова: он, конечно, не считал митрополита Сергия еретиком, спорил по этому поводу с иосифлянами; он, конечно, не считал духовенство митрополита Сергия безблагодатным, но при этом подчеркивал, что не может канонически подчиняться митрополиту Сергию, у которого нет никаких властных полномочий над ним; подчеркивал, что сослужить с митрополитом Сергием он не может, и что у него нет иного пути указать митрополиту Сергию на неправоту его действий. Люди, предстоящие у престола, должны созвучно понимать суть церковной жизни. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». А если этого нет, то, как он будет писать митрополиту Сергию: «Евхаристия будет для нас обоих во осуждение. Она будет благодатна, и у Вас, и у меня. Но если мы будем сослужить вместе, она будет нам во осуждение, ибо у нас с Вами совершенно разное понимание церковной жизни, смысла её сейчас, цели церковной деятельности». Какова была реакция митрополита Сергия? 15 февраля 1930 года в силу вступит его постановление от 2 января о запрещении в священнослужении митрополита Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во-первых, это может быть только со словесной молитвой, не своим, а чужим заученным словом мысленно произносимой, и во-вторых, когда при сем в душе не имеется соответственных молитвенных чувств. Прилагаю ответы на ваши вопросы: 1 . На литургии побыть в церкви довольно на одной, и ее, как и вечернее правило, келейной молитвой заменить можно. О последнем, кажется, надо испросить разрешение у настоятеля. Да и о первом, если у вас положено, чтоб лица, вам подобные, бывали на всяком собрании церковном. 2 . Скоро ли лучше или не скоро молитвословить? Вопрос этот у вас самих решен. Вы говорите: «Стараюсь всякое молитвенное слово доводить до чувства и чувствую от сего большую пользу». – Старайтесь и всегда так делать, и вопрос – скоро или медленно – совсем не родится. 3 . «Люблю читать, но и молитву ради чтения оставлять сомневаюсь». Молитва выше чтения; потому оставлять молитву ради чтения незаконно. Чтоб сии духовные делания одно другому не мешали, надо точно определить молитвенное келейное правило мерой и числом и всегда исполнять его в настоящем молитвенном духе, не оставляя, не умаляя и не ускоряя исполнение его ни ради чего... Еще: за чтением ли или за другим каким делом найдет молитвенный дух, оставлять надо всякое дело и молиться. Можно это и сидя или ходя, но лучше стать на обычное место и класть поклоны, пока душа насытится. Главное наше дело – к Богу приближение, которое бывает преимущественно в молитве. Молитве потому все должно уступить. 4 . «Что такое молитва без слов?» – Есть неподвижное пребывание в молитвенных чувствах к Богу, не произнося ни в уме, ни устами никаких слов. Это высшая степень молитвы. Непрестанной молитвой может быть только такая молитва . То, что вы назвали недобрым состоянием молитвы, ближе подходит к этому. Да будет дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно... и будет молитва в душе... Отцу Агафангелу. Что вы после хлопот по смотренью за постройками беретесь за чтение, это хорошо, когда мысли разбрелись и душа опустела. Чтение собирает их и займет душу божественными предметами. Но потом надо отдать долг и молитве. Молитесь усерднее и собраннее в церкви. Укрепившись тем, будьте в памяти о Боге и о Его присутствии с соответственными чувствами и во все время надзора за постройками. Молитва , таким образом, не будет подавляема, а разве только немного пресекаема... И добре будет... Определите время для молитвы келейной и исправляйте его неотложно. Прочие затем дела келейные распределите как знаете, включив в сей порядок и чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Однако на протяжении всей своей жизни святитель Агафангел являл своим современникам многочисленные духовные дарования, которые находили творческое выражение в его разносторонней архипастырской деятельности. Остановимся лишь на трех, возможно, самых выразительных эпизодах епископского служения святителя Агафангела, благодаря которым он навсегда запечатлелся в русской церковной истории ХХ в. как один из ее самых выдающихся творцов. Провозвестник богослужебной реформы В октябре 1897 г. Указом Свят. Синода святитель Агафангел был назначен на Рижскую кафедру. Здесь он развернул активную церковно-просветительскую деятельность. Святитель Агафангел привлек приходское духовенство и богословски подготовленных мирян к широкой церковно-просветительской работе во всех уголках епархии. С этой целью он не только всячески поддерживал деятельность уже существовавших в Прибалтийском крае Петропавловского и Прибалтийских братств, но и организовал религиозно-просветительское общество. Члены этого общества регулярно проводили в храмах епархии внебогослужебные беседы преимущественно на евангельские и литургические темы, организовали общеепархиальные богословские курсы для причетников и мирян и проповедническую библиотеку. Основополагающим началом духовного развития своей паствы святитель Агафангел считал литургическую жизнь прихода. И именно в этой области архипастырское служение святителя проявило себя в Рижской епархии с особой энергией и подлинным творческим дерзновением. Не ограничившись тем, что по его благословению на территории епархии были открыты 9 новых приходов и сооружены 30 новых храмов, святитель Агафангел разработал и во многом осуществил в Рижской епархии ряд серьезных литургических преобразований, которые призваны были раскрыть богословское богатство православного богослужения для всех чад Церкви. Проблемы исправления текста богослужебных книг и приведение храмового богослужения как по форме, так и по содержанию в строгое соответствие с требованиями литургического предания Церкви активно, хотя и частным образом, обсуждались русским епископатом на протяжении всего XIX в. Святитель Агафангел, подобно многим представителям духовенства, воспринимал решение этих проблем в качестве одной из первейших обязанностей православных епископов. В 1905 г., в преддверии намечавшегося Поместного Собора, Свят. Синод уполномочил правящих архиереев представить отзывы о перечне и характере преобразований, которые следовало бы на нем обсудить, и святитель Агафангел в своем отзыве сформулировал свой подход к давно назревшей богослужебной реформе.

http://e-vestnik.ru/church/svyashcennois...

Понимая необходимость оповестить всех русских православных христиан о том каноническом основании, на котором основывались его, теперь уже первоиераршие полномочия, святитель Агафангел предварил свое послание полным текстом грамоты Патриарха Тихона от 16 мая 1922 г. В ней арестованный Патриарх назначал его своим заместителем. Святитель Агафангел впервые официально опроверг ложные слухи, распространявшиеся обновленцами, о содержании последних решений Патриарха Тихона и подтвердил принятие на себя полномочий Патриаршего Местоблюстителя. Далее святитель, как единственный законный преемник Патриарха Тихона, счел необходимым дать каноническую оценку обновленческим органам церковной власти. «Между тем меня официально известили, — писал святитель Агафангел, — что явились в Москве иные люди и встали у кормила правления Русской Церкви. От кого и какие на то полномочия получили, они, мне совершенно неизвестно. А потому, я считаю принятую ими на себя власть и деяния их незакономерными». Обновленческие вожди, стремившиеся не обнаруживать себя как агентов богоборческой власти, пытались представить себя преобразователями церковной жизни, которые воплощали реформаторские начинания Поместного Собора 1917–1918 гг. Однако святитель Агафангел сумел категорически опровергнуть эту главную ложь обновленчества. «Они объявили о своем намерении пересмотреть догматы и нравоучение нашей Православной, веры, священные каноны Св. Вселенских Соборов, Православные богослужебные уставы, данные великими молитвенниками христианского благочестия, и организовать таким образом новую, именуемую ими “Живую Церковь”. Мы не отрицаем необходимости некоторых видоизменений и преобразований в богослужебной практике и обрядах. Некоторые вопросы этого рода были предложены к рассмотрению Всероссийским Собором в 1918 году, но не получили решения, вследствие преждевременного прекращения его деятельности, по обстоятельствам тогдашнего времени. Но, во всяком случае, всевозможные изменения и церковные реформы могут быть проведены только соборною властью. А посему я почитаю своим долгом, по вступлении в управление делами Церкви, созвать Всероссийский Поместный Собор, который правомерно, согласно со словом Божиим и в мере правил святых Вселенских Соборов... рассмотрит все, что необходимо и полезно для нашей церковной жизни». Святитель Агафангел категорически отрицал литургические нововведения обновленцев, хотя многие годы был известен как сторонник богослужебной реформы. Это должно было показать всем православным христианам, что реформаторская деятельность обновленцев представляла собой лишь прикрытие их подлинной, вдохновлявшейся богоборческой властью религиозно-политической деятельности, направленной на разрушение канонического единства русской церковной жизни и на превращение Церкви в пропагандистское орудие коммунистического режима.

http://e-vestnik.ru/church/svyashcennois...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010