И нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник. Имя обыкновенно отмечает существенные свойства личности. В Богочеловеке что есть чудного и великого, как не Его дивное и невыразимое Божество? Когда этот Ангел Завета явился родителям библейского судии Самсона и они спросили об имени Его, то Он так ответил: оно чудно ( Суд.13:18 ). Христос в Своих действиях человеческих на земле всегда являлся Божественной Личностью , и на земле Он не переставал участвовать в совете Пресвятой Троицы. В церковной песни поэтому так говорится о времени пребывания Христа во гробе: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный. Воистину Чуден, Советник! О, если бы наши представители народные, советники государевы, в своих совещаниях о благе истерзанного нестроениями и крамолой нашего отечества почаще обращались к наставлениям этого Чудного, Советника! Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века. Праведным мужам доступно было творить чудеса и воскрешать умерших, но самим восстать из гроба собственной силой ни для кого из них не дано. Христос же, неоднократно являя Свою силу над жизнью и смертью, воскрешал не только других мертвецов, но и Сам восстал из гроба. В этом наиболее познаем в Нем Бога крепкого и Владыку вселенной. Потому-то апостол Павел для вразумления маловерных воскликнул: если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:1720 ). Так, по слову того же апостола, Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения ( 2Кор.5:19 ). Бог нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе ( Еф.2:57 ). В этом мы познаем во Христе Князя мира и Отца будущего века. Как драгоценны божественные обетования мира для нас, лишенных сегодня мира! Как драгоценны неложные обетования будущего века, когда нынешний век ничего не дает, кроме скорбей и страданий!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Но блаженны мертвые только те, которые умирают в Господе. Только в Боге спасение и слава наша и здесь, и по ту сторону гроба; только Христос наша сила, только с Господом наша слава, в жизни и по смерти. Поэтому блаженны те мертвые, которые христианской богобоязненной жизнью приблизили себя ко Христу, которые с помощью Христа приготовили свою душу к смертному разлучению с телом. Блаженны те мертвые, которые оставили мир сей с живым упованием на Божие милосердие, очистив себя искренним покаянием и освятив свое естество Таинством Тела и Крови Христовой, которые ожидали и встретили Небесного Жениха своего со светильником веры и с елеем благих дел. Воистину, блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними ( Откр. 14:13 ). И умерший собрат наш, раб Божий Владимир, был искренно и глубоко верующим христианином. Глубоко преданный учению Святой Церкви, он послушно исполнял ее святые веления как при здравии, так и на одре болезни. На служебном поприще своем он также трудился для святой веры: сперва богословские истины веры внедрял в души учащегося духовного юношества, а потом он способствовал насаждению истин веры и благочестия посредством школ среди народа. Так он все силы свои отдал на служение святой вере и Церкви. Везде он с горячей ревностью исполнял служебный долг свой; его слово сильное, слово убежденное не могло не оставить доброго плода в сердцах многих его слушателей. Но вот, дабы испытать, укрепить и усовершить его самого в вере и благочестии, Господь посылает ему тяжкий недуг, который продолжается почти полгода. Крест болезненных страданий есть один из тех верных путей, которыми Господь ведет нас к Царству Небесному. По слову Божию, страдающий плотию перестает грешить ( 1Пет.4:1 ), так что временное страдание производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор.4:17 ). Действительно, пользуясь здоровьем и благами жизни, мы часто бываем настолько заняты самими собой, настолько бываем самоослеплены, что легко выпускаем из виду благодеющую нам Божественную десницу и наше высшее призвание.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В стихотворении «Я не Тому молюсь» автор прямо заявляет, что он молится не Христу-Богу, а Христу-человеку. У Надсона дух противоцерковный чувствуется ясно. Как можно видеть отчасти из приведенных образцов, в русской литературе последнего времени происходит какое-то передвижение идеалов: верховные идеалы низводятся до низших слоев, а подонки поднимаются на высоту. В области религиозно-философской это делают новохристиане, уравнивая дух с плотью и дьявола со Христом. В области непосредственно наблюдаемой жизни это исполняют те писатели, которые идеализируют подонков общества, преступников возводят на высоту героев и сверхчеловеков. Если бы в этом процессе происходило сближение низших слоев и высших для действительного подъема на духовную высоту низших слоев, то это был бы счастливый процесс. Но здесь происходит обратное явление: низшие сами не поднимаются на высоту, а между тем умаляют в своем сознании достоинство высших духовных светочей, чем совершенно теряют их для себя. И таким образом последствием всего процесса является непроницаемая духовная тьма. Позволительно после всего опять спросить: может ли человек, не верующий в Бога или маловерный, уразуметь и изобразить пред другими сокровеннейшие проявления веры и духовной жизни? Послушаем ответ на сей вопрос у святого апостола Павла: душевный человек (который все хочет познать своим умом) не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный (проникнутый верой) судит о всем, а о нем судить никто не может ( 1Кор.2:1415 ). Святитель Димитрий Ростовский дает к сему такое разъяснение. «Как человек, не учившийся у людей, не может как должно разуметь учения человеческого, так и душа, не наученная от Бога чрез умное деланье, чрез молитву и сердечное умиление, не может научиться Божественному разуму и всему Божьему. Но, научившись от Бога Божественному, может разуметь и все человеческое, не учившись никакому учению человеческому» (Алфавит духовный. Ч. 2. Гл. 4). Таким образом, специалист греховных состояний и человек неверующий, безусловно, не может сам разуметь и других поучать тому, что касается веры и благодатной жизни хотя бы с той стороны их, которая граничит с обыкновенным естественным состоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Не простота и искренность неведения окружает противосектантского миссионера, но сознательное ожесточение отступничества. Исправлять полное повреждение всегда труднее, чем созидать новое, особенно при тормозах. Утешительны боли рождения при благом ожидании; но тягостны труды, являющие видимость бесплодия. Все это – чувства, слишком знакомые противоштундистскому миссионеру... Однако непреложно Божественное слово: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин.16:33 ). Не бесплоден труд проповедника, подвизающегося не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы ( 1Кор.2:4 ). И в почву, осложненную примесями, заглушенную сорными травами, проникает луч Божественный. В условиях неблагоприятных не скоро движется росток, но он являет жизнь и плод по роду своему и во время свое. Время всякой вещи под небом ( Еккл.3:1 ). Посему с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса ( Евр.12:12 ). Будем возделывать и сеять, возрастит же Господь во время свое. Если Господу угодно, пусть и с нами будет по слову Его: один сеет, а другой жнет, так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут ( Ин.4:37, 36 ). Помози нам, Боже Спасителю наш, славы ради имени Твоего ( Пс.78:9 )! Слово в Неделю Православия 90 (сказано 18 февраля 1901 г. в полтавском кафедральном соборе на архиерейском служении) Сия вера православная, сия вера вселенную утверди. (Последование Недели Православия) В нынешний день Святая Церковь воспоминает Торжество Православия. Поэтому на сей раз, возлюбленные братья и сестры, благовременно будет для нашего назидания остановить свое внимание на высоком достоинстве веры и Церкви Православной. Господь Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Церкви как обществу людей, исповедующих веру истинную ( Мф.16:18 ). Сия истинная вера, как драгоценное духовное наследие, подлежит преемственной передаче от одних людей к другим на все века. Так возникла и существует наша вера христианская и ее выразительница и охранительница – Церковь Православная.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Вспомним хотя некоторые о сем уроки и примеры из жизни библейской и церковной и тем яснее уразумеем смысл торжества нынешнего дня как торжества иконопочитания. В самую раннюю пору жизни человечества явления милости Божией отмечаемы были особыми вещественными знаками и памятниками. Патриарх Иаков поставил каменный памятник на месте явления ему Бога и таинственной лестницы в Вефиле ( Быт.28:18–22 ). Исцеление язв от ядовитых змей в пустыне народ израильский получает от выставленного на шесте медного змея, прообразовавшего собой простертого на древе Христа ( Числ.21:7–9 ; Ин. 8:14 ). В скинии Моисеевой и особенно в храме Соломоновом много сделано было изображений святых херувимов ( Исх.25:18–22 ; 3Цар.6:23–35 ) в память тех ангелов, которые многократно являлись избранникам народа Божия. Ветхозаветные праведники не дерзали только прямо изображать Господа, поскольку Он не явил им лица Своего в доступном образе ( Исх.33:23 ). Поэтому в Ветхом Завете сказано было: твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:15–16 ). Кого не видели, Того не могли изобразить в истине. Последовало исполнение времен, и наступил Новый Завет . Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ), люди видели и осязали Слово жизни ( 1Ин.1:1 ), мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин.1:14 ). Исцеления и разные благодатные дары от Господа верующие люди получают теперь в изобилии, часто чрез внешние посредства. Вспомним кровоточивую женщину, которая исцелилась от прикосновения к одежде Спасителя ( Мк.5:25–30 ); слепорожденного, которому зрение даровано было посредством брения и воды ( Ин.9:6–7 ), и другие многочисленные исцеления от разных недугов чрез прикосновение ( Мк.6:56 ). Вспомним о том, как платки и опоясания апостола Павла верующие возлагали на разных больных и бесноватых и у тех прекращались болезни ( Деян.19:11–12 ). Вспомним святейшее Таинство Причащения Тела и Крови Господних – под видом вещественных хлеба и вина ( Мф.26:26–28 ). Бог явился во плоти и Собою освятил бренное естество! Вещественная природа и вещественные предметы послужили к полному проявлению жизни и силы невещественного Духа. Поэтому эти предметы дороги истинному христианину.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Углубление в подвижнические писания, ныне трудами преосвященного епископа Феофана прекрасно собранные на русском языке в пяти книгах «Добротолюбия», с наглядностью может каждого убедить в том, что не только выработанный веками церковный строй жизни, но и все подвижнические упражнения основываются на обязательных законах и условиях внутренней жизни человеческого духа, а не на случайных понятиях времени и места. Дух человеческий остается ныне тот же, что был и в расцвете древнехристианского и старорусского подвижничества. Может ли сказать кто-нибудь, что человек теперь сделался лучше, чище, ближе к Богу? Не вернее ли было бы сказать наоборот, что теперь более, чем в прежние времена, усилилось в человечестве себялюбие и преступные страсти, отвлекающие человека от Бога. А потому можно ли признать для нашего времени ненужными или менее нужными выработанные вековой жизнью во Христе средства для возбуждения, усиления и выражения благочестия? Вспоминается нам следующий исторический факт. В половине XVIII столетия Дижонская академия предложила на соискание премии для сочинения такой вопрос: «Содействовали ли успехи наук и искусств улучшению нравов?» Известный мыслитель, социальный реформатор и властитель дум своего века Жан-Жак Руссо написал требуемое сочинение, получил премию, но поставленный вопрос он решил отрицательно. В наше время ослабления усердия ко Христу Богу притуплена способность пользования аскетическими средствами, потому мы менее видим у себя возбуждающих к благому деланию плодов. Душа же христианская всегда ищет подвигов, потому что жаждет плода, который дается подвигом. По слову апостола: хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:35 ). Прекрасно показал эту потребность подвига в русском народе глубокий знаток человеческой души, исполненный высокого христианского настроения, писатель Ф.М. Достоевский. Достаточно прочитать для этого его роман «Братья Карамазовы» и особенно в нем характеристику русского инока в лице старца Зосимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Посему-то настоящие слова Церкви являются особенно близкими нам, возлюбленные наши сотрудники в школьном деле. Обратим наше внимание на эти слова: здесь показан весь ход того нравственного воспитания, которое составляет у нас сущность и которое должно быть в каждой школе, состоящей под сенью Церкви. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Господи, кто не хочет жизни, кто не любит благополучных дней? Как же достигнуть сего благополучия? – Удержи язык твой от зла и от лести, научает Церковь . Вот первое условие доброго нравственного воспитания: обуздание языка, воздержанность в слове. Язык, как говорит апостол, небольшой член, но много делает... И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны ( Иак.3:5–6 ). Между тем самообуздание человека в слове влечет за собой подавление нечистой мысли, подавление недоброго чувства. Посему в нашей школе подобает на первых же порах обратить внимание на нравственное воспитание слова у детей. Столь обычные среди крестьянских детей божба, брань, сквернословие не должны иметь места среди питомцев церковной школы. Напротив, приветливое, но без лести обращение с учителем, с начальником, с товарищами, со всеми окружающими должно быть обычным у церковных школьников. Уклонися от зла, словами Псалмопевца говорит Церковь далее. Зло, со времени падения первого человека вступившее в ожесточенную борьбу с добром, разлилось по всему миру и во всяких видах окружает нас. Побороть зло не под силу младенцу возрастом и младенцу разумом; посему – уклонися от зла. И детей наших школ научать должно, чтобы они не сбегались на места зла, места всякого беспорядка, ссоры, брани и крика, как это бывает в деревнях. Чего здесь дети не наслушаются, чего не насмотрятся, особенно среди нетрезвых! От всякого такого беспорядка, от всякого порока дети должны уходить своей дорогой – каждый к своему месту. Вместе с тем сами дети должны стараться, чтобы не делать того, что они понимают как худое и порочное.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В построении святых храмов и в щедрой милостыне бедным святые князья и княгини ясно показали свое беспристрастие к материальному имуществу. Так они относились ко всякому материальному довольству. Святая Евдокия Московская пред людьми являлась пышной княгиней, носила богатые одежды, украшалась жемчугом, являлась везде с веселым лицом. Когда же, по поводу дурной о ней молвы, она в молельной комнате пред своими детьми сняла с себя часть одежды, то дети испугались, увидев худобу ее тела, изнуренного постом и измученного веригами. В подобном же настроении покойный отец Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы и ездил в карете, что иных смущало. Интересно привести разъяснительное суждение о сем самого отца Иоанна. «Я знаю, что многие осуждают меня, – говорил он при одном случае, – за шелковые рясы, за езду в карете и подобное. Насчет шелковой рясы скажу вам. Прислала мне ее старушка одна. Сама она ее шила, хоть и плохо видит... Шила и радовалась, не весть как думая, как я стану носить ее подарок. За что же я огорчу и обижу добрую женщину, возлюбившую меня заглазно? Соблазн, говорят мне подчас иные... А я так думаю, что горший соблазн – в тщеславии. Изображать из себя праведника в рубищах иной раз куда легче бывает, чем стараться жить по-христиански в шелковой рясе. Господь глядит не на одежду, а на душу человеческую» (Колокол. 1909. 892 (22 февр.)). Слепой старец на о. Валаам незабвенный отец Агапий († 1905), которого преосвященный Феофан Вышенский характеризует в своих письмах как мужа высокого духа, так нам говаривал: «Всеми мирскими делами, батюшка, занимайтесь, но только так, чтобы непременно спастись, непременно спастись...» Наши святые, пользуясь благословенными в мирской жизни благами, именно держали себя во всех случаях так, чтобы непременно спастись. Они держали себя в том настроении беспристрастия, которое ярко выражено в следующих словах святого апостола Павла: Я вам сказываю, братия: время (жизни нашей) уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего ( 1Кор.7:2931 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Но под видом благоразумного спокойствия чаще всего распространяется теперь в обществе легкомыслие и равнодушие в отношении к вере, тот вид душевного настроения, который на языке богословском называется теплохладностью. Не высоко нравственное достоинство этого настроения. Имеется в Священном Писании строгое слово для людей этого склада. Именно, в нем говорится следующее: Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих ( Откр.3:1416 ). Замечательно, что эта теплохладность в отношении к вере и Церкви наиболее стала обнаруживаться в русском образованном обществе именно тогда, когда к нам, как к членам истинной Церкви Христовой, стали простирать свои руки разные христианские общества, каковы старокатолики, европейские и американские англикане, несториане, копты и другие, ища в Русской Церкви союза с Вселенской Церковью. Достаточно вспомнить последние разительные факты: присоединение к Православной Русской Церкви несторианского епископа Мар Ионы с его многотысячной паствой в 1898 году; недавнее посещение России американским епископом Графтоном в сообществе английского богослова Биркбека и выраженное ими при этом почтение Русской Церкви; образование среди английского духовенства Никейского союза для сближения с Восточной Церковью, а также обнаружившееся в последнее время тяготение к нашей Церкви чехов. В оправдание своей теплохладности ссылаются иногда на обетование Спасителя о том, что Церковь Его врата адова не одолеют ( Мф.16:18 ). Говорят поэтому, что миссионерские усилия отстаивать святую веру – напрасный и малоценный труд. Говорят еще, что усиливающиеся защищать веру и Церковь тем самым обнаруживают слабость своей веры и бессилие Церкви. Мыслящие так упускают из внимания действительные события из жизни Церкви Христовой. Мы спросим их: где теперь такие процветавшие в первые века Христианские Церкви, как Карфагенская, Александрийская и Малоазиатская? От одних из них и следа не осталось, от других существуют слабые остатки – все залито и уничтожено морем магометанства.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные, и оба любили Бога из глубины душ своих, и оба имели в Него веру, хотя бы яко зерно горушно, – и оба двинут горы. Един движет тысящи, два же тьмы. Сам Господь говорит: все возможно верующему ( Мк.9:23 ), а батюшка святой апостол Павел велегласно восклицает: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ). Не дивнее ли еще этого Господь наш Иисус Христос говорит о верующих в Него: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду, и умолю Его о вас, да радость ваша будет совершенна. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите ( Ин.14:12; 15:11; 16:24 )» (Нилус С. Дух Божий на отце Серафиме Саровском . Гл. VI). Таковы мысли о мирянах спасаемых величайшего и Господом прославленного русского подвижника нашего времени. Из жития преподобного Макария Египетского , не только величайшего подвижника, но и глубокомысленнейшего духовного писателя, мы приводим случай, который касается его лично. В этом житийном случае на живых личностях ярко сказался голос и воззрение Вселенской Церкви относительно спасаемых мирян. Именно, в житии преподобного Макария рассказывается следующее. «Преподобный Макарий подвизался в пустыне уже несколько десятков лет, получил от Бога дар чудотворения, пророчества и власть над духами нечистыми. После этого однажды, когда он молился, к нему был голос, который говорил: «Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе». Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины, Макарий постучался в дверь. Тотчас одна из тех женщин вышла на стук и, увидав преподобного, с великой радостью приняла его в свой дом. Призвав к себе обеих женщин, преподобный сказал им: – Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывая.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010