священноисповедник Никодим (Милаш) Содержание Часть I    Епископ должен быть одной жены муж, хорошо управляющий домом своим, детей содержаний в послушании со всякою истиною; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о церкви Божией»? Тоже самое священники и диаконы Может какое-ни­будь священное лицо быть без жены, пусть будет; а если не может, пусть женится, потому что лучше вступать в брак, нежели разжигаться Но он не должен брать в жены ту, которая не пользуется хорошим именем в об­ществе, как это было постановлено еще в ветхом завете для священников и первосвященников    Вот в главном все то, что св. Писание говорит о браке священных лиц.    В православной церкви существует в настоящее время такое постановление: что 1) епископы не могут быть жена­тыми; 2) что священники и диаконы могут жить в браке только в том случае, если они повенчались до рукопо­ложения, и 3) что ни священники, ни диаконы, ни иподиаконы, если овдовеют, не могут жениться по второму разу. Это постановление, которое имеет теперь значение закона в православной церкви, утверждено церковью в последние года VII века: и как видно, оно не вытекает непосред­ственно из учения св. Писания о браке священных лиц. Возникновение такого постановления объясняется из воззрения, какое имели на брак вообще предстоятели церквей в первые времена христианства, а также и из того, что во времена господства строго- энкратистических принципов весьма односторонне понят был совет апостола Петра, что нужно оберегать себя от телесных вожделений, которые обуревают душу.    По учению священного Писания, брак есть высокое боже­ственное установление. Ветхозаветное учение о высоте и свя­тости брака, как божественного установления, подтвердил Иисус Христос и Сам благословил его, когда вместе со Своею Матерью и учениками присутствовал на одном браке в Галилее, где сотворил первое чудо, и, затем, когда называл детей даром Бога и небесным наследием Осуждая прелюбодеяние и блуд, свящ. Пи- саше говорит, что для каждого брак должен быть честен , так как он символизирует собою союз Хри­ста с церковью, и что брак не только не греховное дело, но дело, которым достигается спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3711...

Так отнеслись люди к Божественному учению Христову. А как отнеслись они лично к Нему? Господь Христос изобильно источал людям дары Своих милостей: Он насыщал голодных, исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых, утешал скорбных, Себя отдал за спасение людей. Что же люди? – Они преследуют Его с младенческих лет, заставив Его бежать в Египет. Когда Он достиг мужского возраста, пытаются свергнуть Его со скалы в пропасть, пытаются взять Его под стражу, злословят и всячески клевещут на Него, наконец хитростью берут Его для своего беззаконнейшего суда. А что на суде вытерпела Божественная любовь? – клеветы, оплевания, заушения, ударения, всякие истязания, издевательства и ужаснейшую крестную смерть. Сами, уничижая Христа, другим воспрещали почитать и прославлять Его. Когда при торжественном на осляти входе Господа Иисуса в Иерусалим славили Его ученики и малые дети, то книжники и фарисеи требовали, чтобы Он воспретил это открытое прославление ( Лк.19:37–40 ; Мф.21:15–16 ). А ныне что творится? То издевательство над достойнейшими священнослужителями, над Христианской Церковью , над всем делом Христовым, которое является в книгах и на театральных подмостках («Черные вороны» В. Протопопова и др.), не доставляет ли Христу такого же заплевания и заушения, какое происходило при Его земной жизни? А в попытках устранить из государственной и общественной жизни и из школы прямое влияние Христианской Церкви на основе так называемой свободы совести не выражается ли то же самое презрительное отношение ко Христу? Отвращаясь от Господа и Христа Его, отвращаясь от религии, люди по необходимости впадают в крайнее нравственное расстройство. Поскольку они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы ( Рим.1:28–31 ). Так характеризует апостол языков современных ему безверных людей. Неправда и злоба людская сопровождается, однако, внешним видом расположенности и добра – заискиванием и ласкательством, особенно перед сильными людьми и перед народными массами. На суде правитель выносит явно незаконный над Христом приговор вследствие желания сделать угодное народу ( Мк.15:15 ). В другой раз, когда народные стремления не совпали с намерениями народных вождей, то вожди эти беззастенчиво высказались о народе так: этот народ невежда в законе, проклят он ( Ин.7:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Послушайте, какие изумительные слова говорит он в своем знаменитом " гимне любви " : " Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы " (1 Кор. 13, 1-3). Не только говорил Апостол Павел о любви, как никто другой не говорил, но и пламенел ею, как никто другой. Крестная смерть Господа Иисуса Христа, Крест, облитый кровью Спасителя мира, потряс его до такой безмерной степени, что весь мир потерял для него всякий интерес. Он чувствовал себя как бы распятым вместе со Христом и говорил: " …крестом Господа нашего Иисуса Христа… для меня мир распят, и я для мира " (Гал. 6, 14). Любовь к Господу Иисусу Христу так всецело владела им, что он говорил: " …никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем " (Гал. 6, 17). Не знаем, действительно ли на руках и ногах его так подлинно изобразились язвы Спасителя, как у великого Святого Франциска Ассизского. Но если и не было у него подлинных кровавых отпечатков, то не сомневаемся в том, что он крайне болезненно чувствовал язвы и раны Христовы. Будем же и мы вместе с блаженным Павлом глубоко сознавать и чувствовать ужас Креста Христова. Да не пройдет ни один день нашей жизни без воспоминания о Кресте Христовом и без осенения себя им. Да не забываем никогда, что любовь к Богу и ближнему " есть исполнение закона " (Римл. 13, 10). И тогда Крест Христов изобразится на наших сердцах, хоть в малой мере подобно тому, как горел он небесным светом на сердцах великих первоверховных Апостолов Петра и Павла. Богу нашему, Воздвигшему пред грешным миром этих светильников добра и правды, великое благодарение, честь и поклонение во веки веков. Аминь. 1957 г. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/857-...

Старокатолики, которые в 1870 году отделились от рим­ско-католической церкви, отвергли целибат, и священники их могут быть женатыми 3 . Униатским священникам Рим позволяет брачное со­стояние, если оно воспринято ими ранее рукоположения; по­сле же рукоположения брачное состояние безусловно воспре­щается 4 . Но в последнее время в некоторых местах Рим подчинил закону о целибате и униатских священников 5 . Воззрение (отношение) государственного брачного права на рукоположение, как препятствие к браку, варьируется в зависимости от того, имеет или не имеет это право в известных государствах конфессиональный характер. На­чиная со времен Юстиниана и несколько веков после него, законы о браке во всех государствах Востока и Запада имели конфессиональный характер. С XVI века начинается секуляризация брака на Западе. В настоящее время во всех православных государствах, кроме Румы­нии, брачное законодательство имеет конфессиональный ха­рактер, в силу чего рукоположение рассматривается государством, как препятствие к браку 6 . На Западе этот конфессиональный характер законов о браке удержался только в Австрии и Испании 7 ; в остальных государствах брачное законодательство не имеет такого характера, вслед­ствие чего рукоположение в этих государствах не слу­жит препятствием к браку 8 . В таком положении находится в настоящее время воп­рос о рукоположении, как препятствие к браку. В дальнейшем нашем исследовании будет представлено исто­рическое развитие этого вопроса и его оценка. Часть I Епископ должен быть одной жены муж, хорошо управляющий домом своим, детей содержаний в послушании со всякою истиною; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о церкви Божией»? Тоже самое священники и диаконы 9 . Может какое-ни­будь священное лицо быть без жены, пусть будет; а если не может, пусть женится, потому что лучше вступать в брак, нежели разжигаться 10 . Но он не должен брать в жены ту, которая не пользуется хорошим именем в об­ществе, как это было постановлено еще в ветхом завете для священников и первосвященников 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

13: 5) и со страхом Божиим : « Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Бога бойтесь, царя чтите » (1 Пет. 2: 13, 14, 17). Отсюда вытекает и требование молиться за царей: « Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения... за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте » (1 Тим. 2: 1-2). При этом добавляется еще одна причина необходимости такой молитвы - чтобы цари стали христианами и обрели Спасение во Христе: « Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2: 3-4). Итак, указанные тексты Священного Писания прямо утверждают сакральность царской (имперской) власти и попытки их истолковать иначе - не что иное, как насилие над текстом и здравым смыслом Как свидетельствуют многочисленные творения раннехристианских апологетов и Святых Отцов, первенствующая Церковь именно в таком имперском духе воспринимала апостольское учение. О том, что со времен апостолов почитание в Церкви царской власти имело прямое отношение к душеспасению, указывает каноническая строгость наказания тех, кто досаждает (т.е. хулит и ругает) царю и его князьям. По 84-му Апостольскому правилу священник за таковое преступление извергается из сана, а мирянин отлучается от Церкви. Авторитетный канонист, священноисповедник Никодим (Милаш) так комментирует это правило: « За оскорбление царского величества и вообще законной власти данное правило предписывает такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления. Поэтому покорность и уважение по отношению к царской власти и к другим законным начальникам церковь всегда считала священнейшей обязанностью своих членов. Следует при этом заметить, что как послания Апостолов, так и это Апостольское правило говорят о царях своего времени, бывших не только язычниками, но даже гонителями христиан

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

Итак, встанем, возьмем свой крест и пойдем за Христом. И пойдем твердой поступью, решительно и не оглядываясь назад, помня слова Спасителя: «Никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк 9:62 ). И как только мы начнем свой крестный путь, немедленно, тотчас же нам готова помощь. Невидимо и неслышно подойдет к нам наш Господь и Учитель, и подставит Свое плечо под наш крест, и пойдет вместе с нами – и таким легким покажется нам крест наш, и так радостно будет нести его. Всякий, кто старается хоть сколько-нибудь жить по-христиански, наверняка замечал, как многое из того, что для людей мира сего кажется трудным, было для него легко и приятно. Например, затащи человека мирского в храм и заставь его простоять службу – мука будет для него. А многим из нас служба доставляет такую радость, такое облегчение, такую помощь в трудной жизни, что мы выходим из церкви с облегчением, словно кто нас обрадовал, утешил, успокоил, обласкал. Многие из христиан находили великое наслаждение в самом посте телесном. Например, на Страстную, насыщенную воспоминаниями крестных страданий Господа, не с принуждением воздерживались от пищи, но с радостью и наслаждением. На это указывал Господь Иисус Христос : «...когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» ( Мф 9:15 ). Не только не хочется съесть что-либо скоромное на Страстную, но, наоборот, если бы принудили, то это было бы неподдельным страданием. Я знаю, некоторые из христиан любят строгость святых постов, ждут их и встречают с радостью. Отчего это? Подвиги превращаются в поведение, которое нравится, имеет в себе притягательную силу. Это именно оттого, что Христос подошел к верному Своему ученику-крестоносцу и облегчил труд его, так что он из тяжкого превратился в желанный, радостный. Известно, что мученики Христовы с радостью, с неземной улыбкой на устах, с гимнами в честь Воскресшего Господа встречали самую смерть. А это отчего? Оттого же! От той же великой помощи, которую оказывает Христос Спаситель Своим верным ученикам: «...вы имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин 16:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Шум, гам, суета житейская кругом, помолиться негде? Войди внутрь себя и тверди молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И не раз, не два, а десять, сотню, тысячу и больше молитв прочитай – и это подвиг! Если в этом подвиге будешь упражняться, Господь пошлет тебе неотходную, сердечно-умную, умиленную, слезную молитву. Помни, что настоящая молитва есть дар с Неба христианину-подвижнику. Жизнь велика и сложна, на каждом шагу она ставит нам задачи: как поступить в том или в другом случае? Если будешь поступать по ветхому человеку – пойдешь в пагубу; если будешь поступать по Закону Христову – будешь совершать подвиги и исполнишь Христовы слова: «Подвизайтеся внити сквозе тесная врата» ( Лк 13:24 ). Трудно, и очень? Ничего не поделаешь! Другого пути к вечной и блаженной жизни нет. Вот, допустим, проникнуть к твоей семье и близким в дом можно только чрез малую и очень трудно проходимую дыру, и больше никак к ним не попадешь. Полезли бы вы в эту дыру? Полезли бы, увидели своих – и радости бы не было конца, и дыра эта неудобная забылась бы. Весной змея должна сменить кожу: если не сменит кожу, то умрет. И вот инстинкт сохранения жизни заставляет ее искать кучу из хвороста и камней, и она продирается сквозь эту груду, хворост ранит ее, сдирает старую шкуру, змея вылезает из этой груды, оставляя в ней старую кожу. Хотя она вся изранена и окровавлена, она бесконечно довольна тем, что содрала с себя ветхую кожу, и знает, что взамен будет у нее расти новая и она останется жить. Хотя бы у змеи поучиться нам приобретать жизнь, спасать себя от смерти! Тем более сказано нам: «Будьте мудры, как змии» ( Мф 10:16 ). Будем же мудры, как змеи, не будем бояться боли, ран и крови, продеремся сквозь груду христианских подвигов. Они обдерут с нас кожу ветхого человека, и в этом – залог нашего спасения. Не будем бояться труда, пота, хотя бы и кровавого, не устрашимся ни боли, ни скорби, ни тесноты, ни самой смерти. Господь поддержит нас и скажет нам Свои великие утешительные слова: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин 16:21–22 ). «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша обратится в радость " ( Ин 16:20 ). «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин 16:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Правда, баня эта не водная, а слезная, но очищающая и истребляющая грехи человека совершенно. Всю жизнь до самой смерти человек, когда ему угодно, имеет возможность приступить к этому великому Таинству и когда угодно может стать чистым от греха, таким, каким был после Крещения. Какое же счастье для человека – установление такого Таинства! Если бы не было его, грех так оплел бы человека, что он задохнулся бы, лишенный благодати Святого Духа! Итак, дорожи, христианин, этим великим Таинством, чаще приступай к нему, и приступай с должным и тщательным приготовлением. Помни, что Таинство Исповеди есть слезная баня пакибытия. Я говорю об этом так подробно для того, чтобы вы знали, к чему вы приступаете. Посему, приготовившись так, как сказано выше, и понимая самое существо Таинства Исповеди, приступай к Таинству со страхом и трепетом, потому что «Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Вера в то, что Сам Христос принимает исповедание наше, что Он хочет и может простить нам грехи, что мы отходим после исповеди чистыми от всякого греха, совершенно необходима для кающегося, ибо по вере и совершается Таинство. Перед исповедью испроси прощения у кого можешь и прости всех врагов своих от всего сердца. О грехах своих рассказывай подробно, без утайки. Каждый утаенный грех не только не прощается, но делается сугубым грехом и тяжелым бременем ложится на душу кающегося, и он неисцеленным отходит от духовной врачебницы. Получив от Бога через священника прощение своих грехов, положи твердое намерение изменить свою жизнь, стараться жить отныне истинно христианской жизнью. Устроившись так, ты не только очистишь свою душу от всех своих грехов, но и приготовишь себя к величайшему Таинству Приобщения Тела и Крови Христовых. К Таинству Приобщения, кроме вычитывания правила, не требуется особого приготовления. Приготовлением к нему служит самое говение в течение недели и правильно проведенная исповедь. Но о самом существе Таинства Святого Причащения скажу несколько слов. Когда Господь был на земле и учил народ и Своих учеников, Он через них и нас научил этому великому Таинству: «Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» ( Ин 6:32–33 ). «Я есмь хлеб жизни» ( Ин 6:48 ). «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин 6:49–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Наше сострадание Христу, братия и сестры возлюбленные, есть, таким образом, в глубоком сознании нечистоты нашего греха и отвращении от него, в болезни и борьбе со страстями и всяким злом, в кротком перенесении всей бедственности жизни земной. Только в этом мы являемся истинными общниками Христовой чаши страданий и имеем надежду быть в Его славе. Свою последнюю задушевную беседу с учениками Сам Христос так закончил: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин.16:33 ). Веруем, Господи, и исповедуем! Воскликнем же Ему ныне каждый из глубины нашего сердца: аще и во гробе лежиши, Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог , Ты мое радование... Силе Твоей слава, Человеколюбче! 82 Священник Иустин Ольшевский Слово к детям по случаю высочайшего внимания к женским церковно-приходским школам Полтавской епархии 83 (сказано 21 мая 1899 г. на Божественной литургии в полтавском кафедральном соборе в присутствии четырех сотен воспитанниц церковно-приходских школ) Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:13–16 ). Дороги для каждого из нас эти святые евангельские слова: Господь Иисус всех нас усыновил Отцу Небесному, все мы Его дети. Но особенно дороги эти слова вашему возрасту, детки возлюбленные. Как видите из приведенных слов Евангелия, Господь не только принимал приводимых и приносимых к Нему детей, не только молитвенно благословлял их, но Он, лаская, обнимал их. За что же он такую особенную любовь проявлял к детям? Дети малые слабы телом и духом, мало у них и разума, умения, ничтожна сила. Что же у них хорошего? Любят деток за их невинность, за их искренность и простоту, за их чистоту и доброту. У неиспорченных детей нет привычки и искусства притворяться и лгать, они говорят и делают так, как чувствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

14) Кресты и хоругви, употребляемые при погребениях и при крестных ходах, должны быть относимы в храм обратно с подобающим священному предмету благочинием; хорошо бы надевать на них при этом чехлы. 15) Обязательно должно быть благоговейное, отчетливое и разумное чтение при богослужении на клиросе. 16) Уставное и рачительное исполнение священником всех пастырских обязанностей. Совершение крещения должно быть чрез погружение и по возможности в святом храме. 17) Рачительное исполнение одиночной исповеди для всех прихожан. «Никак не следует принимать на исповедь по нескольку человек вместе, хотя бы то были и дети, но должно исповедовать каждого отдельно. Для доброго пастыря исповедь служит вернейшим средством к указанию духовного состояния каждого из пасомых и надежнейшим способом к благотворному воздействию пастырских наставлений на их души» (Постановления Юго-Западных преосвященных 1884 года). 18) Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должно быть свободно от укоров, особенно от укоров в вымогательстве, ибо штунда сама заявит ему: «Врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почетное только звание настоятеля. 19) Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудивших. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино ( Ин.17:11 )! Беседа 4. Миссионерская проповедь в приходе Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. ( Кол. 4:6 ) Миссионерство, или веропроповедничество, в Православной Церкви есть, с одной стороны, благородный дар, а с другой стороны – искусство. Благородный дар стяжается благочестием и молитвой, а соль миссионерского искусства приобретается изучением и опытом. Каждый веропроповедник должен помнить слова Господни: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:44 ). Благодатно-молитвенное настроение веропроповедника обычно выражается в ясности духа, крепости и любви к заблудшему. О беседе нашего Господа с фарисеями говорится у евангелиста, что Он, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их ( Мк.3:5 ). Апостол Павел научает пастырей: рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины ( 2Тим.2:2425 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010