Практические советы детям (и их родителям) о том, как подготовиться к Рождеству — сделать Рождественский вертеп, ангелов, пряничный дом — дают авторы журнала саратовских школьников «Гимназический взвоз» (и мамы-волшебницы) Елена Гаазе и Ольга Черевкова. Рождественский вертеп Сделайте для своих младших сестренок и братишек Рождественский вертеп. Пусть в Рождественскую ночь в теплой уютной детской комнате или гостиной под сверкающей ёлочкой приютится он – маленький картонный домик-пещерка, расписанный разноцветными красками, с картонными фигурками Марии, Иосифа, маленькими ясельками, в которых лежит Младенец; волхвами со святыми дарами и пастушками с белыми, как легкие облачка, овечками… А можно сделать и по-другому: оклейте коробочку внутри вырезанными из фольги и цветной бумаги ангелами, пальмами и ёлочками, обязательно сделайте рождественскую Звезду. Поставьте ясельки (их можно заменить маленькой корзиночкой или кроваткой), положите туда крохотную куколку, которая будет символизировать Божественного Младенца, а вокруг расставьте фигурки животных, какие только найдутся в доме (кроме, конечно, фантастических чудовищ). Потом зажгите маленькую свечку и поставьте её внутри пещерки…. Теперь зовите домашних, настало время святочного рассказа... Ангелы В канун Рождества, кажется, что даже в прозрачном чистом воздухе чувствуется что-то торжественное, волнующее, возвышающее душу. Не случайно наши предки так любили образы тихих строгих ангелов – вестников Божиих. Их незримое легкое присутствие ощущалось в рождественском пространстве ночи. Ангелов вырезали из дерева, делали из бумаги или лоскутков, покрывали либо белою краскою, либо серебром, и сусальное золото тоже шло. Ангелами украшали дом и ёлку. Давайте и мы попробуем сделать своих ангелов. Их можно также дарить друзьям и близким. Помните, что все поделки, связанные с Рождеством, создаются с особым благоговением, а еще лучше с молитвой. 1. Тряпичного ангела можно сделать из квадратного куска материи (тонкой, но не прозрачной) размером с большой носовой платок.

http://pravoslavie.ru/38026.html

Причастие ребенка. Подготовка детей к причастию Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному. 8 марта, 2012 Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному. Вопрос о подготовке детей к причастию освещается во многих книгах и на многих православных сайтах. Однако ему уделяется внимание лишь в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Ввиду большого отличия физиологического и психологического устроения взрослого человека и ребенка, автор статьи предлагает найти особый подход к рассматриваемому вопросу, который бы учитывал возрастные особенности детей и исходя из этого позволял принимать решения относительно выбора условий подготовки к Таинству Причастия. Мы расскажем о подготовке к Таинству для детей: О проблемах и вопросах Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца. Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными. Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту. Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть. Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.

http://pravmir.ru/podgotovka-detej-k-pri...

Рождество в детских сердцах О новой книге Анны Сапрыкиной «Интерактивный календарь ожидания Рождества» Анна Ведяева Когда на улицы ложится пушистый снег, в витринах кафе появляются разноцветные шары, а с балконов и антресолей достают елки, всех охватывает особое чувство – предвкушение праздника. Сама подготовка к новогоднему торжеству все же сводится к более приземленному – выбору подарков и составлению меню. Православной семье, как маленькому хору, нужно не потерять свой голос в предновогоднем ажиотаже и найти правильную тональность празднования. Многие теряются: традиции старины утрачены, а фантазии и сил на что-то свое не всегда хватает. На помощь приходит педагог, постоянный автор портала Православие.Ru, многодетная мама Анна Сапрыкина с новой книгой «Интерактивный календарь ожидания Рождества для детей и взрослых». Православной семье, как маленькому хору, нужно найти правильную тональность празднования Интерактивный – то есть направленный на взаимодействие, вовлекающий, заставляющий думать, запоминать, фантазировать и изобретать. В календаре есть и задания, и идеи для праздника, и толкования основных вех поста. Но обо всем по порядку. Небольшую книгу формата А4 открывает рассказ о событии Рождества Христова, очень удачно дополненный фрагментами икон с соответствующими эпизодами. Итак, путь к празднику начался. Автор объясняет духовный смысл этого пути: «Для Господа, для Его ангелов, для всего неба радость бывает, когда человек соблюдает заповеди Божии, старается любить и других людей, и Бога. Чтобы обратить особенное внимание на такие вещи, чтобы в день Рождества прийти к Вифлеемской пещере с дарами – добрыми делами и чистым сердцем, – в православной традиции установлен Рождественский пост, который начинается 28 ноября, за 40 дней до Рождества Христова. На этом пути важно стараться исправлять свои недостатки, учиться творить добро. Помнить о Боге, обращаться к Нему в молитве – просить помощи и благословения, благодарить. Важно помнить о том, что храм – Дом Божий, приходить в церковь на богослужения. А ещё можно познакомиться с теми святыми, память которых празднуется во время Рождественского поста».

http://pravoslavie.ru/142704.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «В США жесткие меры. Но мы двери не заперли» — что происходит в ближайшем к Белому дому русском храме 3 мин., 23.03.2020 Власти США предпринимают жесткие меры для того, чтобы предотвратить распространение коронавируса. Собор Святого Иоанна Предтечи — единственный в столице США и самый близкий по расположению к Белому дому русский храм. О том, как приходится жить в новой реальности его приходу, «Фоме» рассказал настоятель собора протоиерей Виктор Потапов.  — Наш храм расположен примерно в пяти километрах от Белого дома, прихожане живут как в самом Вашингтоне, так и в близлежащих штатах: Вирджиния и Мэриленд. Пока что власти рекомендуют собираться группами не больше 10 человек, и мы стараемся придерживаться этого правила. Перед вечерней Литургией Преждеосвященных Даров в эту среду я написал сообщение прихожанам о том, что мы постараемся ограничиться этим количеством молящихся. Но люди очень взволнованы, тянутся к Церкви, и пришли 34 человека. Многие приехали даже издалека, из южных районов Вирджинии. Мы двери храма не заперли. Кадр из уоитиве-трансляции Литургии Преждеосвященных Даров в соборе Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне На данный момент правило 10 человек — это только рекомендация, так что мы не нарушили никакие законы. Но мы были взволнованы, и на следующий день наше духовенство провело телеконференцию. Мы решили, что все ближайшие службы в храме будет находиться только духовенство и маленький хор, а люди смогут смотреть службу на нашем канале в YouTube. Мы и так транслируем все наши богослужения — только в это кризисное время их смотрит в интернете гораздо больше людей, чем обычно. Мы стараемся выработать план, чтобы причащать людей, но еще не совсем точно знаем, как это делать. Например, есть идея оповестить прихожан, что батюшки будут дежурить в церкви каждый второй день — скажем, во вторник, четверг и субботу — и причащать верующих запасными Святыми Дарами. Если люди запишутся в этот список — скажем, пять-шесть человек — и будут находиться друг от друга на расстоянии, тогда, возможно, у нас получится осуществить эту задумку. 

http://foma.ru/v-ssha-zhestkie-mery-no-m...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: spbda/flickr Литургия Преждеосвященных Даров: в чем смысл этого особенного богослужения Великого поста? 13 мин., 28.02.2023 Продолжается Великий пост — особое время в жизни Церкви, когда, в том числе, сильно меняется и богослужебная жизнь. В будни Великого поста не совершается полная литургия . Связано это с тем, что она является самым торжественным и радостным событием в богослужебном круге. Вместо нее по будням совершается литургия Преждеосвященных Даров. Об особенностях этого богослужения, о том, почему недостаточно причащаться даже раз в неделю, рассказывает игумен Силуан (Туманов). Причастие без Литургии Сегодня мы настолько привыкли к тому, что для причащения святых Христовых Таин мы приходим утром в храм, что весьма бы удивились, узнав, что когда-то, очень давно, уже более тысячи лет назад, у монахов и мирян был обычай причащаться самостоятельно. В древности после общей литургии в храме Святые Дары диаконы относили тем, кто не мог причаститься в храме, — больным и заключенным. Был также обычай уносить Причастие и в свои дома, где в будние дни во время домашней молитвы верные причащались сами и причащали своих домочадцев. Богослужение в монастырях и на приходах, не говоря уже о кафедральных соборах, значительно различалось. Например, в первой половине первого тысячелетия от Рождества Христова мало кто из монахов желал становиться священником. Большая ответственность. Поэтому из ближайшего села приглашали женатого священника, который и служил литургию раз в неделю, в воскресенье, и отшельники расходились по своим кельям до следующего воскресенья. И чтобы не лишать себя причащения Святых Христовых Таин (опять же, люди в возрасте, в пустынном месте всякие опасности, можно и заболеть, и быть при смерти), монахи брали с собой частицы Святых Даров и после длительной молитвы сами причащались. Как появилась Литургия Преждеосвященных даров Обычай самопричащения среди монахов существовал вплоть до XV в., об этом упоминал святой Симеон Солунский, а вот среди мирян обычай этот прекратился, когда увеличилось число членов Церкви, когда христианство распространилось и неизбежно понизился уровень духовно-напряженной жизни, которой отличались первые христиане, и церковным властям пришлось принять меры в предостережение возможного злоупотребления Святыми Дарами. Со временем люди перестали брать Тело Христово домой, а стали приходить в будние дни в храм, чтобы причаститься. А во время Великого поста , когда в будние дни не совершается Литургия, причащались на особом богослужении — литургии Преждеосвященных Даров.

http://foma.ru/o-liturgii-prezhdeosvyash...

Священники Екатеринбургской епархии продолжают духовное окормление подопечных в медицинских и социальных учреждениях 3 декабря 2020 г. 12:02 Священники Екатеринбургской епархии продолжают нести служение в медицинских и социальных учреждениях, оказывая духовную поддержку больным коронавирусом. Епархиальным отделом по социальному служению составлен список клириков, которым разрешено посещение «красных зон». В настоящее время в Екатеринбурге отработана практика посещения священником пациентов с коронавирусом в больницах. Одними из первых посетили «красную зону» руководитель социального отдела протоиерей Евгений Попиченко, руководитель информационного отдела протоиерей Максим Миняйло, настоятель храма Иннокентия Московского иерей Илия Александров и другие клирики. Отец Евгений Попиченко рассказал, как больной может пригласить священника в больницу, и о собственном опыте посещения «красной зоны» в больницах Екатеринбурга в ноябре текущего года: «Больной сначала должен обратиться к заведующему отделения и получить от него разрешение на визит священника. Далее тот приезжает в учреждение, сотрудник больницы помогает надеть одноразовый защитный костюм (после завершения посещения — помогает снять средства защиты) и получает допуск в палату к больному. Совершает церковные Таинства исповеди, соборования и причастия» «Болезнь необычная, симптомы бывают тяжелые, гнетуще действует и сложившийся информационный фон. Это не может не сказываться на душевном и духовном состоянии больных, — отметил священник Максим Миняйло. — Духовное окормление для таких людей особенно важно. Когда священник помолится вместе с болящим, исповедует его, причастит, у человека — камень с души». Отец Максим подчеркнул, что каждый православный священник имеет значительный опыт, свидетельствующий о том, что духовная составляющая в деле выздоровления играет очень важную роль. «Тем, кто сегодня находится в больничных палатах карантинных зон или лечится дома, нужна не только капельница и набор лекарств, но и молитвенное утешение, и такое необходимое в их ситуации приобщение Святых Христовых Таин, — уверен иерей Илия Александров. — Необходимость выйти за стены храма со Святыми Дарами никогда не звучала так остро, как сейчас. Понимаешь, что слова о том, что " человека не имам " это про " здесь и сейчас " . Священника ждут».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Смерть на Пасху Но когда оставалось тому же самому человеку пройти несколько шагов до Чаши с Телом и Кровью Христовой, его восхитила смерть и не дозволила приобщиться. Как это понять? Что сказать о таком странном ‘стечении обстоятельств’, а правильно – о суде Божием? Как узнать причины этого суда? 24 декабря, 2012 Но когда оставалось тому же самому человеку пройти несколько шагов до Чаши с Телом и Кровью Христовой, его восхитила смерть и не дозволила приобщиться. Как это понять? Что сказать о таком странном ‘стечении обстоятельств’, а правильно – о суде Божием? Как узнать причины этого суда? Один мой знакомый рассказал мне как-то поразивший сначала его, а потом и меня случай. На Пасху он был в храме за поздней литургией — хотел причастить еще маленького тогда внука. К тому времени, когда на амвон вышел священник с Чашей, отворилась дверь баптистерия, и оттуда вышли несколько человек, которых, как оказалось, во время этой пасхальной литургии крестили. Впереди шел батюшка, затем высокий, худощавый с военной выправкой старик в черной шинели офицера военно-морского флота, а за ним, в свою очередь, все остальные. Было понятно, что идут они впервые причаститься Святых Христовых Таин. Но неожиданно случилось что-то страшное. Старик как-то чудно взмахнул руками, начал падать, пытаясь удержаться на ногах, схватился за фелонь священника, но все равно упал. Прихожане, в том числе и мой знакомый, бросились его поднимать, но оказалось, что он уже умер. Согласно записи, сделанной в метрической книге, ему исполнилось 84 года. Судя по форме, которая была на нем, свою службу в военно-морском флоте он закончил в звании контр-адмирала. И вот так встретил свою смерть — в храме, на Пасху, сразу же после крещения, на пути к Чаше со Святыми Дарами… …Часто мы пытаемся подчинить какой-то известной схеме или правилу вещи, которые ни в какую схему не укладываются и уложены в принципе быть не могут. По тем или иным внешним фактам судим о том, что скрывается в сердце человека. По таким же внешним фактам заключаем, что кто-то не сподобился милости Божией и теперь навеки осужден. Или, наоборот, с уверенностью утверждаем, что кто-то другой, напротив, удостоился участи спасенных. Но разве можно о чем-то право судить, не зная того, что внутри, не зная того, чего и сам человек не ведает, что по-настоящему явно лишь для Господа?

http://pravmir.ru/smert-na-pasxu/

Фото: Flickr.com/echizen78      В начале девяностых годов я служил в храме святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице. Тогда в одном из отделений лежал брошенный дедушка. Его давно пора было выписывать, но родные не спешили за ним приезжать, и его оставили в палате на неопределенный срок. Настоятель храма отец Аркадий Шатов (ныне епископ Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению) благословил работавших в отделении девушек из Свято-Димитриевского сестричества взять опеку над покинутым пациентом. Месяцами он лежал в палате, постоянно кто-то поступал новый, кого-то выписывали, а кто-то умирал. Он все время страдал, и не столько от болезней, сколько от обиды за то, что в конце жизни остался один. Это был человек с трудным характером, он тяжело переносил предательство близких и, несмотря на то, что за ним подвижнически ухаживали сестры, постоянно на всех сердился. К тому же дедушка оставался ярым безбожником. Судя по возрасту, родился он еще до революции и был крещен, но вся жизнь его прошла при советской власти, в разлуке с Богом. И хотя его окружали девушки, которые горели христианским служением, он на их веру не откликался. Не отвечал он и на предложения покаяться. Вдруг неожиданно старичок захотел исповедаться, и меня позвали к нему. У нас состоялся долгий разговор — ему было в чем каяться, — и вскоре его страдания завершились, Бог его прибрал. Видно было, что Господь ждал, когда произойдет это раскаяние. Этот эпизод я запомнил отчасти потому, что почти параллельно с ним произошла такая история. Я шел со Святыми Дарами по больничному саду мимо корпусов клиники. Вдруг ко мне буквально подбегает женщина и просит подойти к ее матери. Они приехали недавно, мама была в тяжелом состоянии, и дочери предложили её причастить, посоветовав сходить для этого в храм, где все время было дежурство. Она вышла из отделения на улицу и почти сразу увидела меня. Я отвечаю: «Пожалуйста, я как раз иду мимо этого корпуса по вызову на требу и к Вашей маме зайду». Мы сделали около ста шагов, вошли в здание, поднялись на нужный этаж, но оказалось, что больная уже скончалась. Всего пять минут прошло с того момента, как ее дочь ушла за священником.

http://pravoslavie.ru/91644.html

Храм Пантелеимона Целителя (Озерская ЦРБ) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Пантелеимона Целителя (Озерская ЦРБ). Приписной домовый больничный храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона при Муниципальном учреждении здравоохранения – Центральной районной больнице города Озёры. Содержание История [ править править код ] Приписной домовый больничный храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона при Муниципальном учреждении здравоохранения – Центральной районной больнице города Озёры – действовал с 2010 года и представлял собой специально оборудованную комнату в помещении хирургического отделения больницы, расположенного по адресу ул. Ленина, дом 53. Храм не был освящён, и богослужения проводились на антиминсе – особом освящённом плате, в который зашита частица мощей святых мучеников за веру Христову. Настоятелем этого храма был благочинный церквей Озёрского района иерей Геннадий Бырлэдяну. В терапевтическом отделении Озёрской ЦРБ также была оборудована молитвенная комната, которая была открыта ежедневно с 9:00 до 15:00. Еженедельно, по четвергам, в 11 часов утра здесь совершался молебен о здравии болящих с малым освящением воды пред иконой Божией Матери «Державная». Кроме посещения богослужений, болящие могли побеседовать со священником, задать ему вопросы. Батюшка беседовал также и с медицинским персоналом больницы, отвечал на вопросы, давал профессиональные советы — медик по образованию, он много лет работал по специальности, прежде чем посвятил себя священническому служению. В 2012 — 2013 гг. в помещении больницы производился ремонт, и в связи с этим Пантелеимоновский храм был закрыт. Сейчас с городскими властями достигнута договорённость о строительстве на территории больничного комплекса храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Под строительство здания новой церкви выделен участок, общая площадь которого составляет 300 кв.м. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время богослужения, требы и Таинства церковные в этом храме совершает помощник благочинного митрофорный протоиерей Павел Бырлэдяну. Он регулярно служит Божественную литургию, совершает молебны, читает акафисты и каноны. Пациенты больницы охотно молятся о даровании Господом здравия телесного и духовного. Таинства Исповеди и Причастия совершаются по желанию болящих. Причащение запасными Святыми Дарами и Таинство елеосвящения (соборование) совершаются по предварительной договорённости с пациентами больницы в удобное для них время.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Пантелеим...

Сейчас речь пойдет о моем духовном отце – протоиерее Василии Ермакове, с которым мы общались близко целую четверть века. Наша встреча случилась в начале 1980-х в Петербурге, в Великий Пост. Я любил бывать на Серафимовском кладбище, где в уютной деревянной церкви служил странный, как мне тогда казалось, священник. Он все время шутил и балагурил, даже во время богослужения. Меня это вначале смутило. Однажды мы встретились с ним в трамвае. Отец Василий обрадовался, как будто мы были знакомы сто лет, и попросил сопроводить его со Святыми Дарами. Старушка-причастница жила где-то далеко в новостройках. Мы ехали очень долго, и за это время, кажется, рассказали друг другу всю свою жизнь. Я узнал, например, что он был в немецком лагере в Эстонии, и что его с сестрой освободил отец Михаил Ридигер – отец будущего патриарха. Значительно позже отец Василий показал мне фотографию двух семинаристов, где на обратной стороне было написано: «Лучшему другу Васе от Алеши». А чуть ниже приписано зеленым фломастером: «Подтверждаю. Патриарх Алексий Второй». А еще, будучи семинаристом, Василий каждую неделю ездил к отцу Серафиму Вырицкому. Я, конечно, стал выпытывать про разные чудеса и все в таком роде. Но отец Василий сходу охладил меня: «Не было чудес! Он просто сам был – живое чудо. От него исходил осязаемый свет. Приедешь к нему, поговоришь о погоде, природе, а душа наполняется, будто ты целое Евангелие прочитал. Святость, братец, не в словах или чудесах заключается. Святость – она в духе, который исходит от святого, и ты это чувствуешь ясно и радуешься будто ребенок. Потом это семя внутрь тебя попадает, и растет, растет. И ты уже не можешь жить как все, понимаешь?» Я, конечно, по молодости лет не понимал тогда много. Я и теперь многого не понимаю. Единственное, что я понял, так это то, почему люди, общаясь с отцом Василием, всегда улыбались. Тот свет, который он принял от св. Серафима Вырицкого, наполнил его сердце и теперь распространялся на всех, кто с ним общался. И всем было хорошо...

http://pravoslavie.ru/61477.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010