Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Долгие проводы 100 вопросов и ответов о поминовении усопших Когда я пришла в Церковь, за плечами у меня уже была долгая жизнь и опыт потерь, и самой непереносимой из них – потери ребенка. И очень скоро, да почти сразу же, опыт этот стал трансформироваться и приобретать совершенно неведомый мне прежде смысл. Один Бог знает, сколько я тогда перечитала литературы, ища подтверждения и объяснения своим вопросам и догадкам. Однажды отец Константин Пархоменко, игравший для меня в то время роль своего рода компаса в книжном море, принес мне книгу святителя Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», сказав: «Это самая основательная из всех книг на эту тему, написанных в Православной Церкви». Я прочитала ее всю, от корки и до корки. И потом, с благословения и при участии о. Константина как своего рода научного редактора, на ее основе и на основе многих других источников, дерзнула написать эту небольшую работу. ИСХОД 1. Человек умирает… Что мы можем для него сделать? «Приближается давно притрепетно ожидавшийся час, — пишет в своей замечательной книге «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» святитель Афанасий (Сахаров) . — Бедственные и малые дни, год от года понемногу сокращаясь, уже исчезают, подобно каплям дождевым. Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час». Церковные правила особо обязывают священников делать все возможное для того, чтобы умирающий не остался без предсмертного напутствия Святыми Дарами. Единственное требование — он должен находиться в сознании, чтобы принести Господу последнее покаяние. «Приходит игумен, — читаем в старинном Требнике, — к мирскому же отец его духовный, и вопрошает, аще есть кое слово, или дело забвения ради, или студа, или кая злоба к коему брату неисповедана, или непрощена есть, вся должен есть изыскивати и вопрошати по единому умирающаго».

http://azbyka.ru/parkhomenko/dolgie-prov...

Священник Георгий Фирсов. Фото Михаила Еремина ЖМП 7 июль 2021 /  9 августа 2021 г. 16:00 Пастырь особого режима КОРРЕСПОНДЕНТЫ «ЖУРНАЛА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ» ПРОВЕЛИ СМЕНУ СО СВЯЩЕННИКОМ, ОКОРМЛЯЮЩИМ БОЛЬНЫХ КОРОНАВИРУСОМ В «КРАСНОЙ ЗОНЕ» Уже больше года при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению действует специальная группа священников, посещающая московских пациентов с COVID-19 в больнице и на дому. Все тридцать входящих в нее человек прошли инструктаж по технике безопасности и работе в стационаре. Сейчас, когда столица проходит через очередную волну заболеваемости, на этих людях, как и на медицинском персонале, — дополнительная нагрузка. Корреспонденты «Журнала Московской Патриархии» сопровождали на дежурстве одного из таких священнослужителей — штатного клирика московского храма Успения в Вешняках священника Георгия Фирсова.   PDF-bepcuя. Четыре цвета «красной зоны» 10:45. Отец Георгий выехал из дома ранним утром, успел заехать в храм за Святыми Дарами и теперь встречает нас у Северного входа ВДНХ. Он сегодня дежурит здесь — в коронавирусном госпитале при 24-й московской городской клинической больнице, который размещен в одном из зданий выставочного комплекса. Периметр 75-го павильона — одного из самых больших и красивых корпусов, с современными системами кондиционирования и климат-контроля — сейчас полностью перекрыт, пропускают только машины скорой и лиц, на которых оформлены пропуска. Передачи у родственников принимают у калитки по улице Сергея Эйзенштейна, приемное отделение оборудовано на месте бывшего главного входа. Позади остаются бюро пропусков, мужская раздевалка и пункт выдачи «джентльменского набора» — белоснежного костюма, носок и резиновых тапочек, в которые следует обрядить себя, оставив буквально все остальное в металлическом шкафчике. Большой зал отведен под экипировку входящих в «красную зону». Поверх белья последовательно водружаются: герметичный комбинезон на молнии с капюшоном; медицинская шапочка; прилегающая к носу и подбородку плотная тканевая маска; большие бахилы с прочными завязками; перчатки медицинские обычные и латексные (обе пары с прорезями для больших пальцев, места контактов с которыми, равно как и рукава внизу, дежурная санитарка тут же заботливо наглухо запечатывает скотчем); гигантские очки, больше похожие на шлем (внутри которого мои обычные очки, с диоптриями, как-то сразу теряются и начинают предательски запотевать). Не скафандр «Орлан», конечно, но даже по сравнению с общевойсковым защитным комплектом выглядит костюм внушительно.

http://e-vestnik.ru/society/pastyr_osobo...

Скачать epub pdf Содержание Проскомидия Литургия оглашенных Литургия верных Литургия верных – Евхаристия Молитвы пред Святыми Дарами Явление Святых Даров     Предлагаем вниманию наших читателей цикл проповедей священноисповедника Сергия Правдолюбова , жизнеописание и духовное завещание которого были напечатаны в нашем Журнале в феврале 2003 года. Этот номер сразу же стал библиографической редкостью, что засвидетельствовало живой интерес, который вызывает у православной аудитории слово священнослужителя-подвижника, в трудные годы гонений на Церковь положившего всю свою жизнь на служение Господу и народу Божию. По свидетельству родных, священноисповедник Сергий стремился повторять толкование Литургии для своих прихожан почти каждый год, и через несколько лет практически все они начинали понимать смысл совершаемой службы. Такова была старинная церковная традиция, которую в наше время очень важно было бы возродить. Если все пастыри будут терпеливо разъяснять народу содержание Божественной службы, то рассуждения о непонятности богослужения и необходимости его перевода на русский язык утратят свою актуальность. Десять проповедей отца Сергия объединены нами в последовательный рассказ, который с небольшими сокращениями будет опубликован во 2-м и 3-м номерах нашего Журнала. Мы сохранили авторское изложение текста Божественной литургии, в котором имеет место некоторое смешение русского и церковнославянского языков в цитатах. Надеемся, что эта публикация также вызовет интерес и принесет большую духовную пользу нашим читателям. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат. Вместо Херувимской песни на Литургии Преждеосвященных Даров Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Представьте себе, братия христиане, что вы сделались свидетелями земной жизни Христа Спасителя: присутствуете при Его рождении в Вифлеемской пещере, видите Его крещающимся, являющимся народу, слушаете Его дивную проповедь , в особенности проповедь Нагорную; сопутствуете Ему в Его благовестнических подвигах, следуя за Ним по градам и весям палестинским; присутствуете при Его торжественном входе в Иерусалим, потом на Тайной Вечери; затем идете за ним в гущу Гефсиманского сада, где Он скорбел и молился; далее вы с Ним на суде Анны и Каиафы, Пилата и Ирода. Наконец, вы на Голгофе, видите, как распинают Его, слышите глумления и издевательства над Ним, зрите Его смерть и ужас бездушной природы, положение во гроб; видите, как отвалился камень от дверей гроба и явился Прославленный Воскресший Христос; затем вы являетесь свидетелями Его явлений ученикам и народу и сподобляетесь получить благословение от Него, возносящегося на Небо. Какие бы вы переживали настроения, если бы видели все это своими глазами? Как бы замирало и билось ваше сердце, как бы было полно оно высшего религиозного восторга от такой действительной встречи и общения с Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Фото Натальи Прокофьевой ЖМП 5 май 2018 /  11 февраля 2019 г. 17:48 Исцели меня, Господи! Священники Казанского храма Сыктывкара окормляют воспитанников Республиканского Кочпонского психоневрологического интерната (ПНИ) с 1950-х годов прошлого столетия. Более 20 лет назад в ПНИ был открыт домовый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Среди первых его прихожан — есть даже паралимпийцы с мировым именем. А нынешним воспитанникам участие в церковных Таинствах помогает справляться с недугами. О значении молитвенной и духовной жизни для ПНИ его сотрудники и воспитанники интерната рассказали корреспонденту «Журнала Московской Патриархии». PDF-фaйл Если перечислять диагнозы пациентов ПНИ, то их хватит на целую главу медицинской энциклопедии. Например, умственная отсталость (от умеренной до глубокой) с целым спектром сопутствующих ей заболеваний, таких как ДЦП, шизофрения, эпилепсия и др. А в последнее время к ним добавились еще и аутисты. Часть подопечных — дети с тяжелой патологией, лежачие, которые находятся в отделении милосердия. Поэтому условно прихожан Покровского храма из интерната можно разделить на две группы: тех, кто способен самостоятельно дойти до храма, и лежачих, которым требуется особое внимание. Но у каждого из них есть возможность исповедаться и причаститься. Два шага в день Проблемы с опорно-двигательным аппаратом у Давида были от рождения. Поэтому, поступив в Кочпонский ПНИ, он оказался в палате детей с ДЦП, которые вследствие тяжелых двигательных нарушений не могли ходить самостоятельно. Одним из тех, кто регулярно навещал мальчика в этот сложный период, был православный священник, который приходил его причастить. «Я тогда часто молился и просил Бога о том, чтобы Он исцелил меня. Больше всего в жизни я мечтал ходить», — вспоминает юноша. Видя стремление ребенка преодолеть свой недуг, младшие медицинские сестры по уходу за детьми стали уделять Давиду больше времени. «С помощью нянечек я начал делать по два шага в день — это для меня тогда было рекордом. И постепенно увеличивал количество шагов. Потом еще долго ходил хромая. Старался самостоятельно приходить на богослужения в нашу интернатскую домовую церковь. Со временем я научился бегать, прыгать, ложку держать правильно. Стал читать и писать, а до этого ничего не умел. Очень полюбил математику», — продолжает рассказывать мой собеседник. Когда Давиду исполнилось 18 лет, помня о том времени, когда приходил к нему батюшка со Святыми Дарами, он попросился в ближайший Казанский храм на работу. «Я сказал настоятелю Казанского храма, что верю в Бога и хочу быть с Богом!» — говорит Давид. Сегодня юноша по-прежнему живет в Кочпонском ПНИ и официально работает алтарником Казанского храма города Сыктывкара. В нынешнем году Давид отметит 10-летие начала своей трудовой биографии. А когда есть время, он помогает батюшке в храме родного интерната.

http://e-vestnik.ru/church/sozialnoe_slu...

Часть седьмая Господь сподобил меня в Зосимовой пустыни совместно с тамошними старцами поговеть и пособороваться. В количестве семи человек мы собрались в келье отца игумена. Вечер. Святая тишина. Переживается молитвенное благодатное чувство. У нас стремятся в обществе устраивать какие-то домашние собрания, так называемые спиритические сеансы, на которых думают войти в общение с духовным миром посредством или столоверчения, или заклинаний, каких-то таинственных движений и тому подобных нелепостей. Но зачем все это – зачем искать общения с духовным миром путем окольным, опасным и неизвестным? Святая Церковь предлагает нам молитву в храме или общую на дому с пресвитером церковным. А входить в общение с миром духовным Святая Церковь предлагает посредством Святых Таинств. Пользуйся всем этим, если ты имеешь запросы духовные, и ты получишь великую духовную пользу. Хочешь молиться, входить в общение с Самим Христом Спасителем – стремись к Святому Причащению; думаешь духовно созидаться, бороться с грехом – прибегай к исповеди; желаешь получить особую целительную силу от Господа в болезни, изгладить забвенные и непрощенные грехи, подавить бушующие в тебе страсти – прими соборование. Ты скучаешь по умершим родным, страдаешь от неизвестности, какая участь их постигла за гробом, – подавай за умерших просфоры на Божественной литургии, служи панихиды, и поверь – твоя скорбь по умершим уляжется, ты духом успокоишься и не будешь о них тосковать. Спиритизм якобы не отвергает Церкви, веры и святыни, но и так называемая духовная прелесть, которою поражается иной раз христианин, свободна от этого, но то и другое вредны для самого человека, а именно: губят в нем святую настроенность. Приснопамятный митрополит Филарет Московский одному иерею, объявившему ему о несчастном случае пролития Святых Даров, так сказал: «Видно, ты своим небрежением отогнал от себя Ангела хранителя, иначе бы с тобой сего не произошло». Чудная мысль святителя! Продолжительное служение, утомление, торопливость при экстренных требах, слабость здоровья, неверность и дрожание в руках, близорукость и т.п. – как при всех этих обстоятельствах легко проронить Святую частицу Тела Господня, или пролить Честную Кровь Его! Поистине, только Ангел хранитель оберегает священнослужителя от несчастного случая, могущего произойти при обращении со Святыми Дарами. Итак, по мысли святителя, небрежением, нерадением мы Ангела хранителя от себя удаляем. Запомним сие, братие священнослужители, и потщимся хранить внимание к Святым Тайнам, дабы с нами был и Ангел хранитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В первохристианской Церкви, когда верующих было еще немного и вера их была засвидетельствована и испытана, существовал обычай раздавать после воскресной Литургии Святые Дары верующим, для того, чтобы, унося их к себе домой, они могли ежедневно причащаться; общая, радостная Евхаристия воскресного дня, таким образом, продолжалась в течение всей жизни. Однако, обычай этот прекратился, когда увеличилось число членов Церкви, когда христианство распространилось и неизбежно понизился уровень духовно-напряженной жизни, которой отличались первые христиане, и церковным властям пришлось принять меры, в предостережение возможного злоупотребления Святыми Дарами. На Западе это повело к причащению за ежедневной литургией; — это отличительная черта западной литургической традиции и благочестия, но одновременно и причина значительной перемены в самом понимании Евхаристии, переставшей быть праздничной, праздником Церкви и ставшей неотъемлемой частью дневного круга богослужения; таким образом, были созданы так называемые " частные " мессы, которые в свою очередь все больше и больше изменяли все другие части богослужения. На Востоке, наоборот, основное эсхатологическое, радостное понимание Евхаристии, устремленное к Царству Небесному, никогда не изменялось; и даже в настоящее время Божественная Литургия, по крайней мере в теории, не является одной из служб суточного круга. Совершение Литургии — всегда праздник, и день, когда он совершается, всегда приобретает духовное значение воскресного дня. Мы уже подчеркивали и еще раз повторим, что этот день несовместим с постом, и поэтому Евхаристия не совершается в будничные дни Великого Поста. Таким образом, когда ежедневное домашнее причащение было прекращено, его не заменили на Востоке ежедневным совершением Евхаристии, а возник новый вид причащения — Святыми Дарами, освященными в воскресенье, за праздничным совершением Литургии. Очень возможно, что Литургию Преждеосвященных Даров служили не только Великим Постом, но и в течение других постов церковного года. Но т. к. число праздников, больших и малых, увеличивалось, Евхаристию стали совершать гораздо чаще, и Литургия Преждеосвященных Даров стала характерным отличием одного Великого Поста, и мало-помалу, под влиянием великопостного богослужебного духа, той " светлой печали " , о которой мы уже говорили, она приобрела ту единственную красоту и торжественность, что составляют духовную вершину великопостного богослужения.

http://foma.ru/protoierey-aleksandr-shme...

Феоктиста спасла жизнь и чистоту от насилия людей, – но остров оказался совершенно запустевшим. На нем стоял только каменный храм пустой. Феоктиста предала себя в волю Божию. Она питалась семенами местного растения, солнечника. Псалмы, которые изучила она в монастыре, составляли пищу и утешение ее. Одежда, в которой схватили ее пираты, впоследствии обветшала, обратилась в гниль и она осталась нагою. То зной летний жестоко палил ее, то холод зимы костенил тело ее. Она терпела и молилась. Местом молитв ее был притвор опустевшего храма. Так прожила она 35 лет. Случилось, что прибыли на остров охотники для ловли, зверей. Между ними был богобоязненный человек; он ходил один, следя за зверями; увидав запустевший храм, вошел в него молиться. Помолившись, видит небольшую ямку с водою и в ней намокшие семена солнечника. Верно, подумал он, подвизается здесь раб Божий, пустынник. Чтобы не потерять дружины, он поспешил выйти из храма. На следующий день мысль о пустыннике снова привела его в пустой храм. На этот раз увидал он на правой стороне притвора как бы растение, колеблемое ветром и закрытое густыми сетями паутины. Он хотел подойти и посмотреть, что это такое? Но услышал голос: «остановись; не подходи ко мне, добрый человек! стыжусь показаться тебе нагою». Он «затрепетал и хотел бежать, но собрался с духом и спросил: кто ты и откуда? «Брось мне какое-нибудь одеяние, чтобы я могла прикрыться, и тогда скажу». Он исполнил желание ее. Обвернувшись верхнею одеждою охотника и оградив себя крестным знамением, вышла она к охотнику. Волосы ее были белые, лице почернелое, одна кожа покрывала кости, и все целое походило более на призрак, чем на живого человека. Она рассказала о себе, как попала она на остров и как жила тут. Потом просила она охотника принесть ей святое причастие. Так как охотники, отправляясь в дальний и опасный путь, запасались тогда св. дарами Евхаристии, то тот поспешно принес сосуд с святыми дарами 128 . Она, помолившись, причастилась св. Евхаристии и воз несла благодарение Богу. Когда охотник еще раз пришел видеть дивную пустынницу, он нашел ее почившею. Выкопав могилу, какую мог, благоговейно положил он страдальческие останки подвижницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

XXIX. Слово на панихиде во время перенесения тела в Бозе почившего Преосвященного Иосифа, епископа Смоленского и Дорогобужского, из города Ялты в Смоленск 46 Черты из жизни почившего Святителя Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Перед нами, братья, гроб с останками блаженной памяти Преосвященного Епископа Иосифа, Архипастыря Смоленской Паствы. Поражённый тяжкой и продолжительной болезнью, по совету врачей, он прибыл на южный берег Крыма, для облегчения своих страданий и для излечения своей болезни дарами южной природы. Но Господь судил иначе: с верующей душой, напутствованный таинствами покаяния и причащения, он встретил здесь смерть. Тяжело видеть гроб с останками человека, умершего на чужой стороне, вдали от сродников, лиц близких и знакомых, с которыми усопший жил и трудился на одном поприще общественного служения, делил житейские радости и печали, и для которых он был дорогим лицом; тяжело видеть гроб отца, имевшего многочисленных детей, умершего одиноким, вдали от своих детей, не имея возможности в последние дни своей жизни видеть их около себя, передать им последние свои заветы и слышать от них последнее утешение. Такой гроб, братья, на чужбине не может быть достойно оплакан, и останкам почившего не могут быть возданы надлежащие почести, заслуженный долг христианской любви, уважения и благодарности. Не то же ли самое представляет настоящий гроб с останками приснопамятного раба Божия, Преосвященного Иосифа, Епископа Смоленского .. Несомненно, усопший архипастырь, как представитель религии – веры нравственности, как человек глубоко верующий, помышлял не о месте своей кончины, а о часе смертном, ибо, как видно из его приготовлений, он готовился к сему часу на всяком месте. Но скорбит ныне Смоленская паства. Скорбь её сугубо тяжела: она лишилась своего архипастыря и не имеет возможности лицезреть его во гробе, поклониться его останкам, принять от него последнее архипастырское благословение, дать ему последнее сыновнее целование. Для детей, по отношению к отцу, это тяжкое горе, великая печаль!...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Закрыть itemscope itemtype="" > От Вольска до Сталинграда 30.05.2018 708 Время на чтение 6 минут Заревом салютов отгремело по стране празднование Дня Победы. Несмотря на то что с каждым годом все меньше остается живых ветеранов, сам праздник не умаляется в глазах потомков. Однако неизбежно мы теряем возможность прикоснуться к той эпохе не опосредованно, почувствовать эмоции людей, переживших те страшные и великие годы. История жизни, о которой мы хотим рассказать вам сегодня, не полнится какими-то героическими поступками или невероятными приключениями. Она просто дает нам с вами возможность еще раз заглянуть в недавнее прошлое нашего народа, увидеть его глазами человека, жившего тогда, перешагнувшего теперь уже 90-летний рубеж. То прошлое, с которым многие из нас знакомы только по фильмам и мемуарам. Последние два с половиной года в моем телефоне раз в месяц раздается звонок с привычной просьбой: неизменно извиняясь за беспокойство, Наталья Петровна просит посетить ее со Святыми Дарами для причащения. Ходить ей стало совсем тяжело, до храма без чьей-либо помощи уже не добраться. На этот раз, наливая мне в чашку кофе, она ворошит воспоминания, рассказывая о жизни перед Великой Отечественной как о вчерашнем дне и при этом жалуясь на память... Родилась Наталья Петровна Бикина (Федосеева) в 1925 году в селе Плеханы, что через Волгу от Вольска, чуть ниже по течению. В семье было шестеро детей, еще одна сестра скончалась в младенчестве. Отец был единственным грамотным из всех крестьян в селе, окончил четыре класса церковно-приходской школы. Так что дома часто были гости: кому бумагу написать, кому письмо прочитать. Работал глава семейства конюхом, затем устроился в милицию - в Вольск. Было крайне тяжело и голодно, и чтобы спасти семью, он в 1936 году принял предложение перевестись на военный завод, в Сталинград. Двое младших деток не перенесли голода, один из этих малышей - Коленька - умер на пароходе по пути в Сталинград, на руках у сестры Наташи. До прибытия пришлось это скрывать - высадили бы незамедлительно. Прибыв в новый город, первым делом отправились на кладбище - хоронить младшенького. А Наташе пришлось лечь в больницу - от голода у нее отнялись ноги. В первый класс удалось пойти только в десять лет.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/30/ot_vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Старец Михаил Сметанин заслужил церковного прославления 21.09.2023 1227 Время на чтение 3 минуты Источник: Русский Вестник Нижний Новгород – приволжская столица России, древний православный город, известный в мире величественными храмами и монастырями, прославленными святыми-подвижниками земли Нижегородской. Город хранит память о величии духа благочестия известных героев и столпов православной веры. Один из них – их праведный старец Михаил (Сметанин), похоронен недалеко от Нижнего Новгорода, в селе Игумново. Чем прославился о. Михаил… Он лечил, но прежде всего исцелял души человеческие. При этом читал исключительно молитву (никаких лекарств или трав!). А также освящал воду из своего колодца. На протяжении многих десятилетий к нему в разные города и веси, где проживал, со всей России съезжались страждущие. Это были, конечно же, нижегородцы, но и люди из Воркуты и с Дальнего Востока, из Москвы и Питера… Десятки паломников ежедневно принимал старец! И не брал с болящих ни копейки! Сам он и его сельская семья жили очень скромно. Общение со всеми старец Михаил начинал с молитвы продолжительной, с земными поклонами перед иконами. А теперь люди молятся перед крестом на его могиле, испрашивая его духовной помощи. Господь – не люди, его, великого молитвенника, давно прославил, наделив еще при земной жизни дарами прозорливости, исцеления и пророчества. Старца преследовали. Нет, не при Царе. По свидетельству очевидцев, однажды Царская семья по дороге в Дивеево навестила его. Но большевистская власть, как и предполагается, «ополчилась» на старца. Не раз он бежал от этой власти, спасая прежде всего семью. И что удивительно – всякий раз успешно! В последние годы проживал в селе Игумново, под Дзержинском Нижегородской области (тогда – Горьковской…). И что интересно – ни милиция, ни другие «спецорганы» ничего с паломниками и самим старцем поделать не могли! Более того, как кто у этих «спецорганов» приболеет, так к старцу посылали… И что еще интересно… Не исцеляющие способности летом этого года напомнили нам о старце Михаиле. Вспомнили, как он во время Великой Отечественной войны в Игумнове под «химическим» Дзержинском, где в том числе производился на всю Красную армию порох, молил, дабы ни одна фашистская бомба не упала на производенный продукт. И ведь не упала!

http://ruskline.ru/opp/2023/09/21/starec...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010