епископ Василий (Родзянко) Содержание    Святых так много и сейчас ходит по земле Русской, и сейчас есть мученики, которые недобиты были злобными мучителями, — они и сейчас ещё ходят по земле, и светится свет мученический в очах их. Иногда это мученичество бесконечное, не обязательно обрывающееся страшным убиением, а это медленное умирание в течение всей жизни. Вот эти пастыри, которых встречаешь сейчас на Руси в Русской Церкви — в храмах и вне храмов, вот видишь батюшку, который спешит в больницу со Святыми Дарами, для того чтобы утешить умирающего, для того чтобы приготовить его к Царству Божию. Ведь что это значит — приготовить к Царству Божию? Какая огромная ответственность лежит на этом пастыре, мученике, потому что он каждый час, каждую минуту свою, каждый вздох свой отдаёт тем, кому он нужен. Вот таким был тот, которого я не могу забыть, который дал мне жизнь, который выхватил меня из ужасов мира сего и направил по пути, предназначенному Христом Спасителем, по Его плану, — несмотря на всё недостоинство...    Да, познакомился я с административно-командной системой очень рано в моей жизни. Потом встречался с ней и во время войны, и после войны, с разными — и гитлеровской, и противоположной. Но уже была, знаете, — прививка детская. Знаете, как прививались вакцины, — так вот у меня была хорошая прививка... Но тем не менее всё это могло кончиться очень и очень печально, если бы Господь не устроил так, что на пути моём оказался отец Иоанн. Это было, когда уже меня поместили в гимназию, в среднюю школу нашу в Белграде. И поскольку родители мои оставались в деревне, где отец вёл хозяйство в поместье, которое Сербское государство секвестировало от венгерского магната, бежавшего во время Первой мировой войны, то поэтому меня поместили в интернат, и мы, в отличие от приходящих, в гимназии назывались интернатчики. Но этот интернат был, конечно, для меня, с этим уже установившимся во мне комплексом в моей душе, нелёгким местом. И это было заметно. Заметил, вероятно, это и отец Иоанн. Потому что первый раз в жизни увидел я человека с добрыми-добрыми глазами, большого ребёнка. Он был ещё моложе меня с этой точки зрения, меньшим ребёнком. И сразу с ним установился общий детский язык, хотя он уже был, конечно, не просто ребёнком. Он был тем, о котором сказал Спаситель: «Если не обратитесь и не станете как дети, то не войдете в Царство Небесное» [Мф. 18, З]. «Таковых бо есть Царствие Божие» (Мк. 10:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4069...

Закрыть Светиться тихой радостью Божией любви К годовщине кончины митрофорного протоиерея Александра Прокофьева (8.08.1946 – 25.09.2022) Ирина Болдышева   17:19 25.09.2023 1302 Время на чтение 25 минут …И ты увидишь, полный изумленья, Иной страны сияющую даль… Преподобный Варсонофий Оптинский, стихотворение «Молитва Иисусова» Наша первая встреча с Батюшкой Александром произошла в начале лета 1993 года. Девушка из моего хора попала в больницу, и я попросила отца Геннадия Беловолова её причастить. В назначенный день и час мы встретились у петербургской церкви Владимирской иконы Божией Матери (ныне – собор). Неожиданно отец Геннадий сказал, что нужно ещё зайти к недалеко живущему священнику за Святыми Дарами. Беседуя, мы шли по Владимирскому, а затем – Литейному проспектам… Священник, отворивший нам дверь, был словно из другой эпохи. Что-то чувствовалось в нём необыкновенно привлекательное духовно, он весь светился радостью... Искренний интерес к собеседнику, живые, добротой лучащиеся глаза сразу рождали совершенное к нему доверие. Отец Александр пригласил нас в свою просторную комнату с высокими потолками, которая под стать хозяину оказалась совершенно в старинном духе, – я словно попала в Петербург XIX века, и это было неожиданно приятно. Священники подошли к большому столу, уставленному иконами, который частью своей занимал эркер. Я же осталась стоять ближе ко входу. И в этот момент меня посетило чувство, которое я живо помню до сих пор. Стало как-то так радостно и легко, что подумалось: «Вот бы превратиться в комара или шмеля и остаться здесь навсегда...» Почему всплыли в уме эти сказочные пушкинские образы – не знаю, может быть, оттого, что безмятежная радость пришла откуда-то из детства... Через две-три недели отец Александр неожиданно повстречался мне близ Владимирской церкви. Он вкратце рассказал о предстоящем возведении храма в Сосново и о желании отслужить там по этому случаю молебен. Пригласил домой, на чай, чтобы познакомить со своей Матушкой. Приём их очень меня тронул. Отец Александр и матушка Анна встретили новую знакомую с радушием и заботливым вниманием. И хотя было видно, что это люди высокой духовной культуры и недюжинного ума, они общались с безыскусной простотой и были искренни, как дети. Вместе с тем, в них чувствовался тонкий аристократизм. Всё это необыкновенно располагало. Их дом – тогда ещё две комнаты в коммунальной квартире – был органичным продолжением своих хозяев – всё дышало вкусом и старинной петербургской культурой. Было так чудесно! Словно добрая сказка... Приходило на ум, что эти удивительные люди неспособны сделать что-то, что не дружит с красотой и гармонией, и всякая некрасота была бы им оскорблением.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/25/...

Как подается благодать Божия? Чем святые отличаются от нас, обычных людей, если в таинстве Евхаристии мы все освящаемся благодатью? Почему нужно наше свидетельство о благодати Божией? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев . Главная цель жизни христианина – это, по определению преподобного Серафима Саровского , стяжание благодати Духа Святаго. Что такое – стяжание благодати Духа Святаго? Мы должны учиться сохранять благодать, полученную в таинствах Церкви Духом Святым совершаются все таинства Церкви . Значит, смысл жизни христианина – в том, чтобы полученное в Церкви через святые таинства оберегать в себе самом. Как в книге Притч сказано: «Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям» (Притч. 5: 16). И христианин должен очень ответственно относиться к той благодати, которую он имеет, получает в таинствах Крещения, Святого Причастия, Исповеди, которая есть таинство примирения. У нас есть много книг, где говорится о том, как готовиться к таинствам, например, как готовиться к таинству Святого Причастия. Но, к сожалению, почти нет книг о том, как сохранять это состояние, как его не терять. Настоящая жизнь христианина – это жизнь от Причастия до Причастия. И мы должны иметь даже некое вожделение сохранять это состояние, не омрачать его, не терять в себе самом. Наши предки настолько серьезно относились к стяжанию благодати Духа Святаго, что в день Причастия старались не вкушать пищу до вечера и не разговаривать в этот день на пустые темы. Собственно говоря, то, что мы называем святостью, человек переживает в Святом Причастии, которое предлагается верующим как Святая Святых. Но в чем тогда наше отличие от подлинных святых? – Мы не можем, не умеем долго сохранять это состояние. Мы быстро его теряем. Мы не успеваем выйти из церкви, как начинаем терять это состояние, и это очень серьезная проблема. Мы должны иметь навык сохранять это состояние как можно дольше. Мария Египетская 40 лет сохраняла состояние, которое она пережила в таинстве Святого Причастия. Но и ей потребовалось, чтобы к ней прибыл старец Божий, напутствовал ее Святыми Дарами перед смертью.

http://pravoslavie.ru/90057.html

МАЛЫЙ ВХОД НА ЛИТУРГИИ ОГЛАШЕННЫХ В заключение пения стихов третьего антифона на литургии оглашенных совершается торжественный обряд входа в алтарь с Евангелием, называемого малым, в отличие от великого входа со Святыми Дарами во время Херувимской песни на литургии верных. Малый вход совершается так: отверзаются Царские врата. Священник и дьякон перед святым престолом творят три поклона. Потом священник, взяв с престола книгу Евангелия, вручает ее дьякону. Начинается шествие. Впереди идет свещеносец со светильником. За ним следуют дьякон с Евангелием и священник. Они обходят престол с правой стороны, выходят из алтаря северной дверью и, став напротив отверстых Царских врат, преклоняют главы. Дьякон говорит: Господу помолимся , и священник про себя читает молитву входа. В ней он просит Господа, чтобы с их входом Он сотворил вход святых Ангелов, сослужащих им и славословящих благость Божию. По окончании молитвы священник восклоняет главу, и дьякон, указуя ему правой рукой на восток, говорит тихо: благослови, владыко, святый вход . Священник благословляет рукой на восток, произнося: благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно и во веки веков , – и целует Евангелие, находящееся в руках дьякона. Затем дьякон становится впереди священника лицом к востоку, и, дождавшись окончания третьего антифона, несколько возвышает Евангелие, и, делая им небольшой крест, возглашает: премудрость, прости . Затем он вступает в алтарь и полагает Евангелие на престоле. За дьяконом, поклонившись, входит священник. Оба целуют край святой трапезы. Между тем певцы поют: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий поющие ти: аллилуиа , – и к этому присовокупляют пение разных тропарей и кондаков. Затем следует пение Трисвятого, соединяемое с тайной молитвой священника в алтаре, чтобы Господь, внемлющий трисвятой песни от Серафимов, принял ее и от людей. Таков устав малого входа. Теперь надлежит изъяснить значение его в составе литургии оглашенных. Надобно заметить, что устав малого входа на литургии сходен с уставом входа на вечерне, положенного в воскресные и праздничные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Нет для нас ничего лучше воли Божией, она лучше для нас, чем воля наша. Помнится, когда строился наш храм Державной иконы Божией Матери, хотелось, чтобы всё там было как можно более натуральным - ведь он строился в старом русском новгородско-псковском стиле. И пол в храме хотелось покрыть натуральным камнем. Сказал об этом знакомому священнику, как о деле очевидном. А тот говорит: - А ты спроси отца Валериана. Это было даже неожиданно. Чего спрашивать, Батюшку по пустякам отвлекать? И так, мол, дело ясное. (Любимая ловушка для своеволия). Но все-таки спросил. Тем более, что Батюшка Валериан был тут, рядом. А Батюшка друг задумался. И говорит: - Надо спросить отца Николая. - Спросите, Батюшка, пожалуйста, - прошу. А сам думаю: «Как легко в жизни своевольничать-то! Делать нечего! Оно само получается! «А как же еще?» - мол. «И так, мол, ясно». «Что у меня, своей головы, что ли нет?» И прочие «железные аргументы». А Бог-то? Он же мудрее нас - всегда. Простая, кажется, мысль, а как не просто с ней жить! Отец Валериан в последние два с лишним года жизни Батюшки Николая ездил на остров со Святыми Дарами каждую неделю, причащал Батюшку. Это был совершенно удивительный подвиг: полторы тысячи километров туда и обратно, по не самой лучшей трассе, иногда и сам садился за руль. Лишь изредка получалось поехать вместе с ним. Просьб, вопросов к Батюшке он возил с собой немало. И несколько раз забывал про мой вопрос. Наконец, сообщил: - Батюшка сказал: «Плитку. Плитка дешевле». И вот теперь мы стоим в храме на полу, покрытом плиткой, молимся Богу, но это уже другая плитка! Это плитка, благословленная отцом Николаем, Богу угодная , как угодно Ему всякое смирение и послушание.   Первый раз Господь сподобил меня приехать к Батюшке на остров 23 февраля 1998 года. Мы тогда еще хлопотали о передаче Церкви места для строительства храма Державной Божией Матери под Москво й на Нижегородской улице, одна сторона которой - город Жуковский, а вторая - поселок Кратово. Долго не отдавали. И вот, после этой первой поездки к Батюшке, месяца не прошло - отдали.

http://ruskline.ru/analitika/2014/08/22/...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Героическое свидетельство первых христиан " Для римского чиновника было важно не то, верит ли человек во Христа, Митру или Юпитера, а то, что в определенные дни года он приносит жертву за здоровье императора " Источник:  Татьянин день Незадолго до празднования Дня всех святых стоит вспомнить о первых христианских героях, отдававших жизнь за Христа. Речь идет о мучениках, которые своей жизнью засвидетельствовали правоту христианства. Почитание мучеников началось довольно рано – уже в Деяниях Апостолов описывается смерть первомученика архидиакона Стефана. С момента основания Церкви до Миланского эдикта 313 года христиане периодически подвергались более или менее жестоким гонениям, которые приводили как к появлению новых героев, на чьей крови воздвигалась Церковь, так и предателей, отступников, к которым по канонам применялись самые разные санкции. Интересно и отношение к мученикам в древней Церкви. Блаженный Августин в сочинении о " Граде Божием " проводит прямую параллель между христианскими святыми и античными героями, противопоставляя одних другим: " Не таков путь, указываемый истинной и истинно святою религией; не так побеждают Юнону, т. е. завистливые к добродетелям благочестивых воздушные власти, наши мученики. Наши герои, если бы можно было назвать их этим именем, преодолевают Геру (Юнону) не " дарами, являя покорность " , а божественными добродетелями " . В этом отрывке важно само употребление слова " герой " . Блаженный Августин показывает, что для христиан подвиг мучеников значил не меньше, чем для грека – подвиг Геракла, а для римлянина – Ромула и Рема. Такое отношение к святым было свойственно не только для Августина, но и для многих раннехристианских авторов, так или иначе говоривших о том, что кровь мучеников есть семя Церкви. Героизм мученика состоял не только в том, что он мужественно претерпевал жестокие пытки, но и в том, что христиане бросали вызов могущественной Римской империи. Гонения на христиан имели под собой не религиозную, а политическую подоплеку. Для римского чиновника было важно не то, верит ли человек во Христа, Митру или Юпитера, а то, что в определенные дни года он приносит жертву за здоровье императора. Во все остальное время человек волен верить в то, во что ему хочется, но он должен доказать свою лояльность империи. Это подтверждают и сохранившиеся подлинные мученические акты.

http://religare.ru/2_95007.html

ПРИЧАЩЕНИЕ 1. Священникам можно причащаться келейно запасными Дарами, по потребности во время болезни Ваше желание чаще причащаться удобоисполнимо. Имейте у себя запасные Святые Дары: частицы Тела, пропитанного Кровию... и причащайтесь, когда потребность или как положите... В монастыре много дарохранительниц свободных. Попросите и употребляйте. Дома держите дарохранительницу со Святыми Таинами на почетнейшем месте, среди святых икон (1, с. 36). 2. Таинство Тела и Крови совершается Господом. Служащий есть только орудие Таинство Тела и Крови совершается Господом чрез действо всей Церкви. Служащий есть только орудие. Коль скоро на нем нет неразрешенного греха, он с дерзновенным упованием может и совершить Таинство, и причащаться (1, с. 71). 3. Исповедь и Святое Причастие необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища Исповедь и Святое Причастие неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища(1, с. 206). 4. Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность к Причащению – исповедание грехов с крепкой решимостью не грешить Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному Причастию – исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию. Эта решимость и ревность есть корень жизни и основа. Когда это есть, дом для Господа готов (1, с. 227). 5. Последование к Святому Причащению совершать лучше в один раз, только не на службе Последование ко Святому Причащению, думаю, не погрешительно совершать и не в один раз, но, кажется, за один раз лучше. Но вычитывать его в церкви – нехорошая привычка... церковная служба своего требует внимания (2, с. 59). 6. Как приступать ко Святому Причащению Чтобы не было в грех (Святое Причащение), надо грехи очистить покаянием и, приступая, приступать с верою и страхом, в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими, не причащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. Главное – иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо, и добро делая, можно себе угождать (2, с. 212). 7. Разъяснение о Причащении в двунадесятые праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1593  голоса:  4.3 из  5) О самой прекрасной службе в моей жизни В советское время не было, пожалуй, более ужасающего символа разорения Русской Церкви, чем Дивеевский монастырь. Эта обитель, основанная преподобным Серафимом Саровским , была превращена в страшные руины. Они возвышались над убогим советским райцентром, в который превратили некогда славный и радостный город Дивеево. Власти не стали уничтожать монастырь до конца. Они оставили развалины как мемориал своей победы, памятник вечного порабощения Церкви. У Святых врат обители был водружен памятник вождю революции. С воздетой к небу рукой он встречал каждого приходящего в разоренный монастырь. Все здесь говорило о том, что к прошлому возврата нет. Столь любимые по всей православной России пророчества преподобного Серафима о великой судьбе Дивеевского монастыря, казалось, были навсегда попраны и осмеяны. Нигде, ни в ближних, ни в дальних окрестностях Дивеева, действующих храмов не осталось и в помине — все были разорены. А в некогда прославленном Саровском монастыре и в городе вокруг него располагался один из самых секретных и охраняемых объектов Советского Союза под названием «Арзамас-16». Здесь создавалось ядерное оружие. Священники если и приезжали на тайное паломничество в Дивеево, то скрытно, одевшись в светское платье. Но их все равно выслеживали. В тот год, когда мне довелось в первый раз побывать в разрушенном монастыре, двух иеромонахов, приехавших поклониться дивеевским святыням, арестовали, жестоко избили в милиции и пятнадцать суток продержали в камере на обледенелом полу. В ту зиму замечательный, очень добрый монах из Троице-Сергиевой лавры, архимандрит Вонифатий, попросил меня сопроводить его в поездке в Дивеево. По церковным уставам, священник, отправляясь в дальний путь со Святыми Дарами — Телом и Кровью Христовыми — должен непременно брать с собой провожатого, чтобы в непредвиденных обстоятельствах вместе защищать и хранить великую святыню. А отец Вонифатий как раз и собирался в Дивеево, чтобы причастить обретавшихся в окрестностях монастыря старых монахинь — последних доживших до наших дней со времен еще той, дореволюционной обители.

http://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyat...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные предметы — предметы, используемые при совершении богослужения. Агнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа). Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него. Антидор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии. Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Артос (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день  Пасхи . Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами. Богослужебные книги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – Таинства Брака. Воздух – прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа. Дароносица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах. Дарохранительница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-predmety

Разделы портала «Азбука веры» Канон молебный при разлучении души от тела (от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати) В Избранное Как помочь душе человека перед смертью тела Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час. Церковные правила обязывают священников делать все возможное для того, чтобы умирающий не остался без предсмертного напутствия Святыми Дарами . Единственное требование — он должен находиться в сознании, чтобы принести Господу последнее покаяние . « Приходит игумен , — читаем в старинном Требнике, — к мирскому же отец его духовный, и вопрошает, аще есть кое слово, или дело забвения ради, или студа, или кая злоба к коему брату неисповедана, или непрощена есть, вся должен есть изыскивати и вопрошати по единому умирающаго ». Предсмертное Причащение может совершаться в любое время и без соблюдения условий, необходимых для здоровых (пост, молитвы и т. д.), по чину Причащения больных. Причащение может соединяться с Елеосвящением (Соборованием). После Причастия священник читает у постели умирающего (при явных признаках приближающейся смерти) особое последование на “исход души”: «Канон молебный ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице, Матери Господней при разлучении души от тела всякаго правовернаго». В случае отсутствия священника, «Канон… при разлучении души от тела…» могут прочитать сами родственники. Опустив начальный возглас священника: Благословен Бог , мирянин начинает чтение со слов: Молитвами святых отец наших… Чтение следует начинать при первых же признаках надвигающейся кончины. При чтении Канона возжигаются свеча и лампадка перед домашней иконой. Канон читается «от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати» и имеется в православных молитвословах. Кроме «Канона при разлучении души от тела» еще существует «Чин, бываемый на разлучение души от тела, когда человек долго страждет» . Этот чин читается над человеком, который испытывает тяжкие предсмертные мучения и никак не может умереть (как правило, читается священником).

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-moleb...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010