Настали дни Великого поста, время особенное. И если мы в эти семь седмиц не поленимся, постараемся бывать в храме регулярно — мы многое узнаем, многое почувствуем глубже, чем раньше, многим обогатимся… Об особенностях великопостного богослужения расскажет наш постоянный проводник в этом мире доцент Саратовской духовной семинарии Алексей Кашкин. —Алексей Сергеевич, начнем именно с расписания — и с первой седмицы Великого поста. Почему вдруг утреня утром? Всегда ведь вечером, после вечерни. —В седмичные (будние) дни Великого поста богослужения суточного круга совершаются особым чином. Это отчасти связано с тем, что в первой половине дня не совершается Божественная литургия, отчасти с тем, что совершаемое по вечерам первой седмицы великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского — служба продолжительная и самодостаточная. На первой седмице с понедельника по пятницу утро начинается утреней, затем читается первый час, затем третий, шестой и девятый часы, изобразительны (напомним: молитвословие, совершаемое тогда, когда нет Литургии; как бы изображающее ее) и вечерня. А далее, во время других седмиц Великого поста, последовательность служб меняется: по вечерам совершается Великое повечерие, утреня и первый час, а по утрам — великопостные часы, изобразительны и вечерня. —Почему же в седмичные (будние) дни поста не совершается Литургия? —Это древняя практика, она связана с тем, что Литургия, Евхаристия — это торжество, это радость, а дни Великого поста, тем паче дни седмичные — это покаяние, скорбь падшего человека о грехах: все богослужения седмичных дней имеют покаянный характер. Кроме того, Евхаристия — это Божественная трапеза, а во времена первых христиан она была связана еще и с трапезой обычной, вполне земной. А в постный день по монастырскому уставу полагается только ужин, до вечера трапеза отменяется. Поэтому отменяется и Литургия. Единственное исключение — это совершаемая в среду и пятницу Литургия Преждеосвященных Даров, когда освящения (преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа) не происходит, но люди причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на полной Литургии (подробнее на Литургии Преждеосвященных Даров мы остановимся в следующей беседе).

http://pravoslavie.ru/77630.html

Объяснения церковных и домашних молитв. Литургия Преждеосвященных Даров ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ Литургия эта так названа потому, что для причащения верующих употребляется преждеосвященный и напоенный Кровию Христовою Агнец. Этот Агнец освящается обыкновенно на предшествующей литургии Василия Великого или Иоанна Златоустого. Литургия эта совершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы. Учреждение этой литургии относится к первым векам христианства, но в том виде, в каком она дошла до нашего времени, письменно изложил ее святой Григорий Великий, папа Римский, называемый Двоесловом, живший в VI веке по Рождестве Христовом, — до отпадения Западной Церкви от Восточной. Вечерня на литургии Преждеосвященных Даров — до малого входа совершается по обыкновенному чину. После пения гимна Свете тихий чтец посреди церкви читает две паремии: одну — из книги Бытия, повествующую о сотворении мира, грехопадении Адама и Евы и несчастных его последствиях, другую — из Притчей Соломоновых. После первой паремии священник, стоящий пред престолом, появляется в царских вратах, держа в руках кадило и стоявшую пред Святыми Дарами свечу, осеняет крестообразно народ и возглашает: Премудрость! Прости! Свет Христов просвещает всех! Этими словами священник указывает на тот Божественный Свет, который в Ветхом Завете, до пришествия Иисуса Христа на землю, просвещал, среди языческой тьмы Богоневедения, ветхозаветных праотцов и пророков. При этом благословении предстоящие преклоняются до земли, изъявляя тем свое благоговение к Превечному Свету, просвещающему все концы земли.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

Один мой знакомый рассказал мне как-то поразивший сначала его, а потом и меня случай. На Пасху он был в храме за поздней литургией — хотел причастить еще маленького тогда внука. К тому времени, когда на амвон вышел священник с Чашей, отворилась дверь баптистерия, и оттуда вышли несколько человек, которых, как оказалось, во время этой пасхальной литургии крестили. Впереди шел батюшка, затем высокий, худощавый с военной выправкой старик в черной шинели офицера военно-морского флота, а за ним, в свою очередь, все остальные. Было понятно, что идут они впервые причаститься Святых Христовых Таин. Но неожиданно случилось что-то страшное. Старик как-то чудно взмахнул руками, начал падать, пытаясь удержаться на ногах, схватился за фелонь священника, но все равно упал. Прихожане, в том числе и мой знакомый, бросились его поднимать, но оказалось, что он уже умер. Согласно записи, сделанной в метрической книге, ему исполнилось 84 года. Судя по форме, которая была на нем, свою службу в военно-морском флоте он закончил в звании контр-адмирала. И вот так встретил свою смерть — в храме, на Пасху, сразу же после крещения, на пути к Чаше со Святыми Дарами… …Часто мы пытаемся подчинить какой-то известной схеме или правилу вещи, которые ни в какую схему не укладываются и уложены в принципе быть не могут. По тем или иным внешним фактам судим о том, что скрывается в сердце человека. По таким же внешним фактам заключаем, что кто-то не сподобился милости Божией и теперь навеки осужден. Или, наоборот, с уверенностью утверждаем, что кто-то другой, напротив, удостоился участи спасенных. Но разве можно о чем-то право судить, не зная того, что внутри, не зная того, чего и сам человек не ведает, что по-настоящему явно лишь для Господа? Есть такое отчасти церковное, отчасти народное поверье, согласно которому умереть на Пасху – знак особой милости Божией к человеку, некая «гарантия спасения». Вместе с тем мы знаем, насколько важно прежде кончины приобщиться Святых Даров, и в приобщении в самый день смерти также видим некое уверение в том, что загробная участь христианина сложится благополучно. Это, что касается наших знаний, мнений и убеждений.

http://pravoslavie.ru/58283.html

Памятка причастникам 8 августа, 2005 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин (†435) говорил о причащении: «Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешать к Нему для исцеления души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше лекарства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми… Гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый День Господень принимали их для исцеления наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы и после годичного срока бываем достойны принятия Главными условиями участия в Евхаристии являются крещение, вера и жизнь по заповедям Христовым. Мученик Иустин Философ отмечал: «пища эта называется у нас Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего, омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос» (Апология, п.66). Необходимым моментом подготовки к Евхаристии является также евангельское (Мф.5:23-24) требование примирения с ближними, с членами христианской общины. В древнем христианском памятнике «Дидахе» (Учение двенадцати апостолов) христианам указывается: «В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша». (Дидахэ, 14,1-2). Кроме того, не следует забывать о таком важном моменте христианской жизни и подготовки к причастию как дела милосердия. Это еще одна древняя форма подготовки к Евхаристии, без которой вообще трудно говорить о христианской жизни. Проявления его разнообразны, но если говорить о рассматриваемом нами аспекте подготовки, это дары ближним, которые в древности обязательно приносились вместе с дарами для Таинства: «Между тем достаточные и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное складывается у предстоятеля, и он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся вследствие болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о пришедших в нужде»

http://pravmir.ru/pamyatka-prichastnikam...

Пн Таинства для людей, находящихся без сознания 5 травня 2022 р. 16:25 В каких случаях можно крестить, причащать и соборовать людей без сознания? Бывает, что священника упрашивают родственники. Желает ли этого сам больной, выяснить невозможно и, быть может, уже никогда не удастся: смерть на пороге. Как быть священнику, который хотел бы утешить умирающего и его родных, но страшится пренебречь таинством? Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 5, 2022 , PDF-bepcuя ). Изумленным или обмершим Божественные Таины подавати никакоже достоит Запрет причащать «изумленных», то есть ничего не сознающих, или «обмерших» (иначе говоря, впавших в кому) содержится в Учительном известии. Это пастырское руководство было составлено в самом конце XVII века и до сих пор остается одним из главных учительных документов Русской Православной Церкви. Евхаристия предполагает непременное личное участие человека, приступающего к Святым Таинам; принятие в себя Христа не может осуществиться «механически», помимо желания человека. Если священнику известно, что больной регулярно исповедовался и причащался, то есть жил церковной жизнью, тогда он вправе отступить от «буквы» строгого предписания и напутствовать его Святыми Дарами (как правило, Святой Кровью) при условии, что человек еще способен глотать. А вот в отсутствие надежных свидетельств того, что человек верит в Бога и желал бы причаститься, приобщать Святых Таин нельзя. В таком случае, по словам настоятеля красногорского храма в честь Успения Пресвятой Богородицы протоиерея Константина Островского, «надо оставить как есть», препоручить человека Самому Богу. «Я неоднократно причащал людей в коме, но только тех, кто жил церковной жизнью, — говорит настоятель Николо-Кузнецкого храма, ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Владимир Воробьев . — Но если неизвестно, верующий ли перед тобой человек, то причащать нельзя». В точности то же самое относится и к крещению. Невозможно «втащить» человека в Церковь насильно, пользуясь тем, что тот не в силах сказать «нет». «Если человек свое желание быть в Церкви не проявлял, то, когда он впал в бессознательное состояние, мы без его воли ни крестить, ни причащать его не можем, — разводит руками протоиерей Константин Островский. — Моя двоюродная бабушка, можно сказать, у меня на руках умерла некрещеной… Она во Христа не верила. Что тут сделаешь?»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5923571...

Подпишитесь на наш Телеграм «Африканский гамбит» Денис Собур: возможно, с началом раскола наступает эпоха множества канонических православий. Ответом на создание Африканского экзархата РПЦ может стать Русский экзархат Константинопольской Церкви. «Чем опасно «безопасное» Причастие» Тимур Щукин: можно ли в пандемию коронавируса заразиться от Чаши со Святыми Дарами? Тимур Щукин убежден, что в самой постановке вопроса заключаются три ошибки: политическая, моральная и богословская. «Смысл выражения «соль земли» Протоиерей Димитрий Сизоненко. После долгого перерыва возобновляем цикл мини-роликов «Крылатые выражения из Библии»: «человек может потерять присущий ему вкус, и что тогда сделает его вкусным, чем он будет приправлен? Ничто, ничем». «Богоявление: объединяя иудеев и язычников» Протоиерей Димитрий Сизоненко: купающиеся не осуждайте некупающихся, а некупающиеся не осуждайте купающихся. Христос может родиться тысячу раз в Вифлееме и тысячу раз он может воскреснуть в Гефсиманском саду, но если Он не воскреснет в твоем сердце, то это напрасно. «Разве есть благородная гордость?» К 240-летию преподобного Моисея Оптинского подобрали несколько его кратких поучений. «Книги Флоренского и о нем: к 120-летию великого православного мыслителя» 21 января мы отмечаем 120-летие священника Павла Флоренского. Богослов, философ, поэт, культуролог, искусствовед, математик, изобретатель — всего и не перечислишь. «Хорошие люди. Повествование в портретах» Анастасия Коваленкова: есть у русского человека удивительная черта: даже в самых страшных условиях сохраняет он свет в душе, а уж коли теряет, то мучается томлением, ищет, страждет этого духовного Света. «На футбольном поле друзей нет: как соотнести спорт и христианство» Ольга Лебединская: есть великие спортсмены, которые побеждают, становятся чемпионами, но Бог для них всегда на первом месте. «Бог, Который понимает меня» Владимир Берхин: Христос знает нас, Он верит в нас и хочет, чтобы и мы верили. Верили и шли как Он — с хорошим пониманием плохих перспектив ради тех, кого любишь.

http://blog.predanie.ru/article/ukrainet...

Подпишитесь на наш Телеграм Очередная и самая высокая волна пандемии на подъеме. Новости приносят все более жуткие цифры вновь заболевших. С другой стороны, вряд ли повторится ситуация весны 2020 года, когда закрывались храмы и миллионы верующих оказались отлучены от соборной молитвы и самое главное — от причастия Тела и Крови Христовым. Поэтому возможно спокойно порассуждать о том, можно ли заразиться от Чаши со Святыми Дарами. Тимур Щукин убежден, что в самой постановке вопроса заключаются три ошибки: политическая, моральная и богословская. Недоброе свидетельство от внешних Церковь в сегодняшней ситуации находится в том же положении, что и мелкие заведения общепита. Она менее влиятельна, чем владельцы алкомаркетов, которые ни на один день не прекращали свою работу (ну да, у нас нет закона о торговле алкоголем в Интернете, поэтому «Ароматные миры» и «Красное и белое» превратились в рассадники заразы) и, с точки зрения правительства, менее важна для экономики, чем строительная отрасль, которая также никак не притормозила в пандемию. Но Церковь, с точки зрения чиновника, обладает существенным недостатком: она (в лице отдельных представителей) почему-то уверена, что в некоторых ситуациях закономерности тварного мира на нее не распространяются. Я пока не говорю о том, права в этом отношении Церковь или нет, но очевидно же, что подобное убеждение ей вредит. Чиновник может предписать кафе торговать рогаликами навынос, может и вовсе закрыть на пару недель, но потом, убедившись, что булочник напуган, пойдет на некоторые послабления. Конечно, владелец кафе ради выгоды может сколько угодно нарушать санитарные нормы, но ни один предприниматель, если он вообще верит в существование вируса, не станет утверждать, что через рогалики и кофе не передается заражение. Поэтому для чиновника он под меньшим подозрением, чем настоятель церковного прихода, который в проповеди может рассказывать прихожанам о том, что «в храме заразиться невозможно». Причастие как маленький подвиг «Безвредность» Причастия противоречит самой сути христианского подвига. Если приближаться ко Христу для нас безопасно, почему тогда большинство апостолов умерли не в своей постели, почему пострадали мученики, почему переполнены мартирологи XX века? Более того, мы знаем, что некоторые мученики никогда не были крещены, никогда не причащались, но были приняты Господом благодаря только тому, что умерли ради Него. Выходит, что сама смерть стала для них Причастием Христу.

http://blog.predanie.ru/article/chem-opa...

Понятно, что это движение людей с дарами уже в древности стало значимым моментом службы. Начиная с VII века хлеб и вино для евхаристии переносили не из алтаря в алтарь, как сегодня, а из специального сосудохранилища, расположенного близ северо-восточного угла храма. Там и совершалось то, что сегодня у нас совершается на проскомидии . Поэтому эта длительная процессия и стала называться великий вход. В память об этом до сих пор в греческих храмах процессия Великого входа двигается вдоль всего храма. Уже после V века вход духовенства со святыми сосудами и крестами стал в церковном сознании ассоциироваться с добровольным шествием Христа на крестные страдания в окружении несметных, невидимых воинств вооруженных копьями ангелов, воспевающих Святой Троице троекратное славословие: «Свят, Свят, Свят!» До VI века в этот момент богослужения пелся 23-й псалом с припевом «Аллилуйя». Именно там говорится о Христе как о Царе славы, предлагаемом в причащении верным. Употребляемая ныне херувимская песнь (Иже херувимы) — составлена неизвестным автором и введена в употребление в VI в. в Византии. Она напоминает нам как ангельские силы на небе, подобно воинам, служат у престола Божия и основана на видениях пророков Исаии и Иезекииля. Это призыв верующих к духовному сосредоточению, к уподоблению жизни ангелов. Херувимская песнь состоит из двух частей. Первая часть – до Великого входа и вторая часть – после. Первая часть, как правило, бывает медленной, протяжной, а вторая – торжественной, ликующей. Разделяются эти две части возгласом " Аминь " . Вот перевод её текста: «(Поётся до входа) Мы все, херувимам таинственно подражающие и сотворившей всё живое Троице трисвятую песнь воспевающие, (да) отложим ныне всякие житейские заботы (поётся после входа) и Царя всех приимем, невидимо огражденного ангельским копьеносным воинством. Аллилуйя». При начале её пения открываются Царские врата, диакон совершает каждение алтаря, иконостаса и молящихся. Храм наполняется благоуханием. Священник в это время стоит перед Престолом и читает особую молитву, в которой просит Бога допустить его до освящения даров, не взирая на личные прегрешения:

http://foma.ru/pesn-lyudey-i-heruvimov.h...

Почему лица священнослужителей после смерти закрываются? Почему закрывают лица священнослужителей после смерти – несколько таких вопросов пришло в редакцию после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия… 23 ноября, 2008 Почему закрывают лица священнослужителей после смерти – несколько таких вопросов пришло в редакцию после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия… Почему закрывают   лица священнослужителей после смерти – несколько таких вопросов пришло в редакцию после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, когда весь мир увидел, как происходит прощание с Первоиерархом, когда десятки тысяч россиян пришли проститься со своим Патриархом. Мы попросили ответить на этот вопрос диакона Алексия Флорова, выпускника исторического факультета Самарского госуниверситета, клирика храма святых Новомучеников и исповедников Российских в посёлке Прибрежный Самарской, технического редактора журнала «Духовный Собеседник» в Самаре. «Традиция закрывания лица погребаемого христианина восходит к захоронению Господа Иисуса Христа, лик которого кроме плащаницы, покрывавшей всё тело, был увит ещё особым сударём «и сударь, иже бе на главе его» (Ин. 20:7). Сударь (от лат. Sudor  — пот) – плат для утирания пота – убрус. Это подражание как традиция сохранилась в чине погребения иноков и священников с тем различием, что у монахов лик обвертывается специальной пеленою (укроем) в знак его добровольного ухода от мира, а у священников лицо покрывают воздухом, таким же каким покрывается чаша и дискос со святыми Дарами в знак того, что он был совершитель Тайн Божиих (Св.К. Никольский. Учебный Устав богослужения. Том III, с.154.) (Кстати, Лик Господа на Плащанице выносимой в храм в Великую Пятницу, также покрывается воздухом.) Традиции эти зафиксированы в Большом требнике Петра Могилы переизданном в 1996 году». По другому объяснению, считается, сто священник предстоит в эти минуты Богу, и его лицо обращено к Господу, потому и закрыто оно от людей.

http://pravmir.ru/pochemu-lica-svyashhen...

Правда об идеальном супружестве Святые Петр и Феврония, Муромские чудотворцы Веря в то, что отношения мужчины и женщины могут однажды достигнуть невиданного еще на земле идеала красоты и гармонии, разные народы сложили свои легенды о любви. Европейцы воспели Тристана и Изольду, азиаты – Лейлу и Меджнуна. Но все они – лишь прекрасные поэтические образы, а могут ли реальные отношения исторических личностей послужить идеалом «совета да любви»? Русскому же народу принадлежит, пожалуй, самая нетипичная и разительно отличающаяся от всех прочих история любви – «Повесть о Петре и Февронии». Именно здесь, на древней Муромской земле, девять веков назад, любовь мужчины и женщины явилась чудом, какого никогда не знал ни романтический Запад, ни чувственный Восток. Союз молодого князя и простой крестьянки стал законным браком, их праведная жизнь – житием, а тела верных супругов – святыми нетленными мощами. История жизни святых Петра и Февронии Муромских известна в общих чертах большинству россиян, даже далеких от Церкви и незнакомых с древнерусской литературой. Адаптированный для детей вариант жития включен в школьную программу начальных классов. В последние годы наметилась тенденция отмечать 8 июля, когда совершается память благоверных князей Петра и Февронии, «русский день всех влюбленных». Конечно, этот праздник гораздо нравственнее и патриотичнее опошленно-коммерческого «Валентина» 14 февраля, но здесь уместно напомнить, что сами-то муромские святые были не «влюбленными», а законными венчанными супругами, и поздравлять в этот день любые «сладкие парочки», состоящие в каких угодно греховных отношениях, было бы просто очередным кощунством. Но вернемся к житию, чтобы внимательно проследить за его символическим рядом, открывающим нам правду об идеальном супружестве. Молодой муромский князь Петр борется со змеем и побеждает чудовище. Но ядовитая кровь убитого змея, брызнув на тело Петра, поражает его язвами, от которых не могут исцелить даже лучшие лекари с их чудодейственными снадобьями. Посланные во все концы муромской и рязанской земли княжеские слуги находят в дальнем селе Ласкове простую крестьянскую девушку Февронию, умеющую врачевать разные недуги. Дочь бортника – сборщика дикого меда – говорит притчами и обещает вылечить молодого князя, если в качестве платы за исцеление тот возьмет ее в жены. Князь Петр соглашается на это условие, и Феврония посылает ему хлебные квасцы, велев слугам смазать этим средством все струпья на теле их господина, оставив несмазанным только один струп. Язвы Петра исцеляются, он здоров, но не решается выполнить свое обещание: негоже князю сочетаться браком с девицей незнатной. Вместо обещанного супружества Петр пытается откупиться от Февронии богатыми дарами, но вещая дева не принимает подарки, снова повторяя свое условие: «Аще будет мне супружник, да будет уврачеван».

http://pravoslavie.ru/339.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010