Книга Иосифа Плотника. Предполагается, что этот текст был создан в V в. в Египте, где Иосиф был особо почитаем. Сохранилось два варианта книги: один — на коптском, второй — на арабском языке. В книге представлено повествование о жизни и смерти Иосифа Обручника. Повествование ведется от имени Самого Иисуса, Который рассказывал об Иосифе апостолам, находясь на горе Масличной. Арабское Евангелие детства Спасителя. Время написания определить трудно, есть предположение, что сочинение было написано на сирийском языке в VVI вв. и лишь позднее было переведено на арабский. В книге рассказывается о детстве Иисуса: в т.ч. о Его рождении, бегстве в Египет. Заканчивается апокриф Крещением Иисуса. Также сообщается о чудесах: в частности, превращении мула в человека (превращенного прежде, магом, в мула из человека), оживлении Иисусом глиняных фигурок, исцелениях. Евангелие от Египтян найдено в с. ХХ в. в Египте. Представлено в двух коптских версиях, переводившихся с греческого независимо друг от друга и названных одинаково в обоих случаях. Гностический апокриф сообщает о рождении от великой силы Миротои первого человека — нерушимого Адамаса: «Он первый человек, через кого и (ради) кого всё возникло, (а) без него же ничего не возникло бы». Евангелие от Евреев. Текст этого апокрифа близок к каноническим Евангелиям. Считается, что изначально он был написан на арамейском языке. Вероятное время составления – н. II b. Текст описывает Крещение Христа, при этом Святой Дух возвещает Ему вечное царствование. Христос называет Святого Духа Своей матерью. В словах молитвы, напоминающих молитву «Отче наш», хлеб назван «завтрашним». В апокрифе также присутствует притча о талантах. Евангелие Истины найдено в с. ХХ в. в Египте. Текст апокрифа был написан во II в. Сохранился в коптском переводе.  Считается, предположительно, что оригинальный текст был составлен на греческом языке. Апокриф носит гностический характер. Имя Христа здесь употребляется редко. Главным же образом говорится о Слове. Иисусу-Слову противополагается Заблуждение (оно представлено здесь довольно абстрактно, как, впрочем, и Слово).

http://azbyka.ru/shemy/naibolee-izvestny...

На открывшейся 26 мая 1959 года первой рабочей сессии Предподготовительной Комиссии было заявлено, что созываемый Собор ориентируется на решение текущих проблем Римско-Католической Церкви и не ставит своей целью завершение доктринальных определений I Ватиканского Собора. Официальный язык созываемого Собора – латынь. 18 июня были разосланы почти 2800 писем прелатам и аббатам, резиденциальным и титулярным епископам, нунциям, викариям и апостольским префектам, генеральным настоятелям братств и конгрегаций. К 30 мая 1960 года в Предподготовительную Комиссию поступило более 2 тысяч ответов (vota) епископов, классифицированных по предметам и темам. В motu proprio Superno Dei nutu от 5 июня 1960 года папа Иоанн XXIII официально установил наименование Собора как Второго Ватиканского, определил его задачи, учредил Центральную Подготовительную Комиссию, 10 Подготовительных Комиссий по различным вопросам и 3 секретариата. Установил порядок их формирования (все члены Подготовительных Комиссий назначаются папой, председатель каждой комиссии – кардинал). На подготовку собора ушло около трех лет. В ходе подготовки было опрошено свыше 2 тысяч церковных иерархов с пяти континентов. Их предложения и соображения составили несколько десятков томов. Для обсуждения на соборе были подготовлены 70 документов. В Рим со всего света съезжались туристы, журналисты, радио и телекомментаторы. 19 марта 1961 года святой Иосиф Обручник был провозглашен покровителем (Патроном) Ватиканского Собора. 25 декабря 1961 года Иоанном XXIII была подписана апостольская конституция Humanae salutis, посвященная проблемам современного общества, кризису его духовного состояния на фоне материального прогресса. Ей папа обосновал необходимость созыва «нового Вселенского Собора» и объявил 1962 год годом начала его работы. Одновременно папа объявил Первый Ватиканский Собор закрытым. Решением от 2 февраля 1962 года объявил дату начала работы Собора на 11 октября 1962 года. 20 июня 1962 года провели итоговую сессию Центральной Подготовительной Комиссии. 6 августа 1962 года папа Иоанн XXIII подписал motu proprio Appropinquante Concilio . В 70 статьях Устава Ватиканского Собора (Ordo Concilii) излагались правила проведения собраний, ранги и права участников Собора, степень участия в Соборе консультантов-теологов и наблюдателей не католиков, порядок голосования. Общее руководство по проведению генеральных конгрегаций поручалось Совету президиума, составленному из назначенных папой 10 кардиналов. Учреждались 10 Соборных Комиссий, каждая из которых состояла из 26 членов (16 выбирались соборным голосованием, 10 назначались папой).

http://bogoslov.ru/article/3797891

По евангельскому свидетельству, старец Симеон был «человеком праведным и благочестивым». Евангелист Лука не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в церковных песнопениях он называется священником и святителем. Когда царь Египта Птоломей Филадельф решил для Александрийской библиотеки заказать перевод на греческий язык священных книг иудеев, праведный Симеон был в числе тех семидесяти ученых мужей, что были призваны для этого. Ему выпало переводить Книгу пророка Исаии. Со страхом Божиим приступил ученый муж к переводу, стараясь в точности передать слова пророка греческими речениями. Но, дойдя до строк: «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7: 14), усомнился в словах Писания, решил, что слово «Дева» употреблено в тексте по ошибке, и хотел уже было исправить его на слово «Жена». Но в этот момент к нему явился ангел, удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам. Ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Уверовав в слова эти, Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа. Прошли годы, Симеон превратился в древнего старца. Однажды по вдохновению явился в он Иерусалимский храм – в тот самый день, сороковой по Рождестве Христовом, когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли в храм, чтобы совершить там обряд, как это предписывал иудейский закон – представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Это ритуальное принесение младенца во храм близко по значению к жертвоприношению и может восприниматься как прообраз грядущей искупительной жертвы. Дух Святой открыл старцу Симеону, что Младенец на руках Марии и есть Тот ожидаемый Спаситель. Симеон, взяв Младенца на руки, произнес: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Слова эти стали неотъемлемой частью каждой вечерни. Это молитва умиротворенного сердца, радующегося тому, что обетование исполнилось и Господь отпускает из жизни скорбной земной в блаженную жизнь вечную. Это напоминание верующим о вечере их жизни.

http://pravoslavie.ru/4003.html

Святейший Владыка одобрил представленные проекты.  Затем состоялось вручение церковных наград. Святейший Патриарх Кирилл вручил игумении Ксении (Чернеге) крест с украшениями. «За Ваши большие труды, за Вашу инициативу Вы удостаиваетесь права ношения креста с украшениями», — сказал Предстоятель, вручая награду.  Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и к помощи Московской Патриархии Патриарших наград были также удостоены:  В начале XIX века на месте будущей богадельни им. И.Н. Геера находилась усадьба с обширным садом и аллеями, принадлежавшая секунд-майору Демидову. Позднее территорией владел генерал А.П. Ермолов. В середине XIX века большую часть земли выкупил бывший швейцарский консул Иосиф Николаевич Геер, получивший российское подданство и ставший купцом второй гильдии. В 1894 году вдова Иосифа Николаевича Наталья Петровна Геер пожертвовала Московскому городскому общественному управлению большую часть своих земельных владений на Верхней Красносельской улице с условием строительства богадельни на 60 человек с наименованием в честь покойного мужа. Через год был добавлен еще один участок земли, а в 1897 году Наталья Петровна пожертвовала средства на создание в составе богадельни домовой церкви в честь святого Иосифа Обручника — покровителя не только ее мужа, но и умершего в годовалом возрасте внука, также названного Иосифом. Проект богадельни Наталья Петровна заказала Льву Кекушеву, служившему в то время городским архитектором. Он построил здание с романо-византийскими мотивами. Главным высотным элементом строения стал церковный купол с каменным крестом. Ограда перед богадельней, перила внутренней лестницы и царские врата иконостаса домовой церкви были выполнены из металлических жгутов, имитировавших изгибы растений — позже такой «растительный декор» станет популярным в стиле модерн. На первом этаже здания находился вестибюль, соединенный прямым проходом с церковью святого Иосифа. В традициях византийского стиля был выполнен и ее мраморный иконостас, в первом ярусе которого располагались «двойные» иконы (в руках каждого святого был киот с еще одной иконой).

http://patriarchia.ru/db/text/6039367.ht...

Там, на горе, Пречистая воссылала молитвы и благодарения, ибо и Писание говорит: «За все благодарите» (1Фесс. 5:16), преклоняя колени. После сего стала готовиться к Своему исходу. Прежде сказала об этом апостолу Иоанну, которому Сам Господь препоручил Святую Деву, находясь уже на кресте (Ин. 19:26). Она показала Иоанну принесенную ангелом удивительную, из нездешнего мира ветвь маслины с благоухающим ароматом райских обителей, и попросила пронести ее перед похоронной процессией при Ее погребении. Как, дорогие друзья, боимся мы с вами смерти! Душа трепещет от неизвестности, где перед нами разверзаются неведомые горизонты, и открывается страшная, неисчерпаемая и одновременно пленительная тайна – тайна всех тайн. Эта грозная безнадежность запечатлена и в Слове: «Человекам надлежит единожды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Нет ничего более таинственного в своей неизвестности и ужасе, чем смерть человека, что бесспорно. Вот почему пророк сказал: «Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселия» (Эккл. 7:4). В народном фольклоре смерть представлена костлявой старухой с косой, которой она косит как траву, жизни человеческие: молодого и пожилого, дитя и старика, царя и нищего, бизнесмена и бомжа, красавицу и уродца… Мы стараемся не думать о ней («Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» 1Кор. 15:32), но когда-то она непременно постучится и в наши двери. Вот почему мы всегда должны быть готовы ко встрече с ней, чтобы «дать отчет, что мы делали, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Святой апостол Иаков возвестил всем верным христианам о скором Успении Пресвятой в окрестных городах и селениях. Когда же они собрались, Пресвятая всем открыла услышанное Ею от ангела, и опять в подтверждении Своих слов, показала удивительную ветку из нездешних садов. Многие плакали, боясь, что их оставит Владычица сиротами, но Она просила радоваться Ее исходу, ибо не покинет их, а, находясь у престола Сына, всегда будет вспомоществовать бедным, больным и нуждающимся в Ее защите и поддержке. Просила, чтобы тело Ее погребли при подошве горы Элеонской, в Гефсимании, где покоились Ее родители – благочестивые Иоаким и Анна, а также обручник Ее – Иосиф.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/26/...

Я не говорю о Лоретском доме Пресвятой Богородицы; известно, что Лоретский дом сложен из жженых кирпичей, которые нигде не употребляются в Палестине; а в Назарете все дома строятся из мелового и известкового камня прилежащих гор. От храма, сооруженного святою царицею Еленою над жилищем Богоматери, ничего не осталось, кроме основания, на котором построен францисканский монастырь в 1620 году Фомою де Новария и возобновленный в 1730 году. Благочестивые труды, подъятые Фомою де Новария для ограждения от язычников святых мест в Назарете, достойны всегдашней благодарности христиан 137 . Назарет не упомянут в Ветхом Завете под его настоящим именем; но мы видим сходство имени этого места с именем обетованного Назорея в Книге Судей: «Яко Назорей Богови будет сие отроча от чрева – и сей начнет спасати Израиля» ( Суд 13:5 ). Хотя это предсказание ближайшим образом относилось к Самсону; однакоже Самсон, как избавитель Израиля от филистимлян, был образом Спасителя мира, и потому предсказание о нем как о лице прообразовательном справедливо относится к Иисусу Христу, как Лицу прообразуемому. «И пришед (Иосиф) вселися во граде нарицаемем Назарет: яко да сбудется реченное Пророки, яко Назорей наречется» ( Мф 2:23 ). Достойно замечания, что еврейское слово Назир выражает понятие о человеке, обрекшем себя на служение Богу ( Числ 6:1 ). В Назарете протекло все детство и отрочество Иисуса, в совершенном забвении от мира, так что Нафанаил, житель Каны Галилейской ( Ин 21:2 ), отстоящей на один час езды от Назарета, не знал об Иисусе, когда Филипп известил его, что он обрел того Иисуса сына Иосифова из Назарета, о котором писал Моисей в законе и Пророки ( Ин 1:45 , см. W. Lowett). По этому можно судить, сколь скромно было жилище Пресвятой Девы и святого Обручника Ее Иосифа; мы видим это и теперь. В вертепе Назаретском предвечное слово воплотилось и вселилось в нас ( Ин 1:14 ); а в вертепе Вифлеемском родился Спас Христос Господь! ( Лк 2:11 ) Но должно заметить, что эти мирные жилища не были тогда под землею, но что столько протекших веков и столько разрушений превратили их в подземелья.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Итак, Господь в страшных муках висит на Кресте… Одежду Его разделили между собою воины. Не только палачи, но и распятые с Ним бандиты поносили Христа. Они плевали на распинателей, проклинали их и, обратившись ко Иисусу, говорили: «Если Ты Христос», сойди с Креста «…спаси Себя и нас» ( Лк.23:39 ). Но совершилось изумительно психологическое чудо. Разбойник, распятый справа, стал останавливать своего товарища: «…мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли…», — говорил разбойник, — «…а Он ничего худого не сделал». На мгновение задумавшись, бандит обратился к умирающему Спасителю: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» ( Лк.23:41-42 ), — произнес он. Изумительная божественная любовь и власть из уст Иисусовых излились на раскаявшегося злодея: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). За содеянные злодейства разбойник еще долго висел на Кресте, но он первым из представителей человечества в тот же день получил Небесные Обители. Какую великую надежду подает нам случившееся! За каждый грех справедливый Господь попускает нам очистительные страдания. Если грехи превосходят определенную меру, то страдания эти продолжаются в Вечности. Ничто оскверненное грехом не в силах наследовать чистейших Небесных Обителей. Если в скорбях грешник кается, то становится чистым душою. Подобное случилось с разбойником, названным Церковью благоразумным. Оба злодея страдали, но только один раскаялся и наследовал Царство Небесное. Потрясающий пример для нас! Страдания и болезни, перенесенные благостно и с покаянием, приносят спасение, и те же страдания, сопровождаемые озлоблением, оскверняют и губят душу. Вся природа содрогнулась от совершенного над Спасителем злодейства. Началось страшное землетрясение. Трепетала вся Палестина. Образовались глубокие расщелины в земле. Отверзлись гробы многих праведников. По воскресении Иисуса они явились в Святой город. Среди них были Иосиф Обручник, Симеон Богоприимец, пророчица Анна и многие другие.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Это древнее предание не имело бы никаких возражений, если бы Ап. Матфей не упомянул, что матерью Иакова и Иосии была Мария, которую Ап. Иоанн называет Марией Клеоповой, сестрою Матери Его ( Мф.27:56 ; Ин.19:25 ); поэтому некоторые исследователи приходят к заключению, что «братья» Господа были Ему троюродными братьями по плоти. Но, так как Св. Православная Церковь не отвергает вышеуказанное древнее предание, то мы считаем необходимым сказать о нем. В «Житиях Святых» (Четьи-Минеи) на 26 декабря говорится, что св. Иосиф Обручник был сыном Иакова. Иаков же был сыном Матфата. Но Иаков был женат, по закону ужичества, на жене своего брата Илия, который умер бездетным. Закон ужичества предписывал, что если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и «восставит семя (потомство) брату своему» ( Втор.25:5–6 ). По этому закону Иосиф был сыном Илии, хотя по природе он был сыном Иакова. Вот почему Св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, называл отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали , Сын Иосифов, Илиев, Матфатов...» ( Лк.3:23 ). Церковное предание указывает, что Св. Иосиф имел жену и детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя Св. Ипполиту, передает, что Св. Иосиф женился на Саломии; но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа; эта была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а эта была дочь Аггея, брата Захарии, отца Предтечи. Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей, Есфирь и Фомарь, или, как говорят другие, – Марфу; а синаксарь (церковное поучение в богослужебных книгах, поясняющее празднуемое событие) Недели Мироносиц присовокупляет еще и третью дочь, именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта; но та Мария, как кажется, то же лицо, что и Марфа и Фамарь (в грузинских святцах, в числе свв. жен Мироносиц, почитается и Св. Фамарь, под именем Тамары). Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, – во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Родословная Спасителя, которую мы услышим завтра за литургией, — не просто перечисление древних имен. В ней — тройное поучение. Эта родословная венчает всю историю Ветхого Завета — царей, священников и пророков. Надо было, чтобы Христос наследовал от Своих предков три служения — царское, священническое и пророческое. И, восприняв их в Своей личности, распространил эту тройную власть на тех, кто уверует в Него. «И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2, 17). «Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2, 9). Мы не можем не обратить также внимание, что в этой родословной — имена пяти женщин, и четверо из них — грешницы. Фамарь, которая заманивает своего тестя в любовные сети, Рахав — иерихонская блудница, предающая свой город в руки израильтян, Руфь — юная язычница, соблазнившая богатого землевладельца Вооза, Вирсавия — супруга высокопоставленного военного, которая выходит замуж за Давида после того, как царь предал ее мужа смерти. Далеко не все предки Христа являются праведниками. Но, несмотря на все свои грехи, они глубоким, всежизненным, покаянным обращением к Богу приближают приход Искупителя мира. Единственная Святая, Пренепорочная, Пречистая в этом наследии Спасителя — Приснодева Мария. Эта родословная согласно Евангелию от Матфея, — от Авраама до Иосифа. А родословная согласно Евангелию от Луки идет в обратном порядке — от Иосифа Обручника до Адама и до Бога. Святой праведный Иосиф не является отцом Иисуса Христа по плоти, но только Его восприемником. Во Христе Иисусе Бог восприемлет нашу человеческую природу, а святой праведный Иосиф благодатью Духа Святого — Божественную. В Евангелии от Иоанна, которое мы слышим на Пасху, нам предлагается еще одна, иная родословная: рождение Бога Слова в недрах Отчих. В этой родословной, в книге родства Иисуса Христа, таинственным образом участвуем все мы, «верующие во имя Его, те, кому Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения мужа, но от Бога родились». «И Слово стало плотью и обитало с нами».

http://moral.ru/drevo/

4. Внизу справа от лестницы находится престол в честь св. Первомученика Стефана, принадлежащий Греческой православной церкви. 5. Престол в честь св. Николая, принадлежащий Греческой православной церкви — в северной части храма. 6. В западной части нижней церкви в скале возвышается кувуклия с гробом Богородицы. Главный престол находится внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери. Престол принадлежит Греческой православной церкви, но Армянская апостольская церковь тоже имеет право совершать в нём службы. 7. Армянский престол пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в нее. 8. Престол Сирийской православной церкви находится у северного выхода из кувуклии. 9. Придел Коптской православной церкви расположен в западной части церкви. В начале XII в. паломник игумен Даниил впервые описал гробницу Богородицы на русском языке в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»: «Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви». Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Праведные Иоаким и Анна - 22 сентября Праведный Иосиф, Обручник Пресвятой Богородицы - переходящая дата Стефан, первомученик - 9 января Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 19 января Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010