НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресный дважды. Слава, тропарь святых, глас 2 Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу:/Деву видел еси рождшую,/с пастыри славословил еси,/с волхвы поклонился еси,/Ангелом весть прием./Моли Христа Бога спасти души наша. Слава: тропарь святых, глас 2 Благовествуй, Иосиф,/о чудесах Давиду Богоотцу:/ты видел Деву, носящую во чреве,/с пастухами славословил, с волхвами поклонился,/через Ангела извещение получив./Моли Христа Бога о спасении душ наших! И ныне, тропарь праздника, глас 4: Рождество Твое, Христе Боже наш,/возсия мирови свет разума,/в нем бо звездам служащии/звездою учахуся/Тебе кланятися, Солнцу Правды,/и Тебе ведети с высоты востока./Господи, слава Тебе. И ныне: тропарь праздника, глас 4 Рождество Твое, Христе Боже наш,/озарило мир светом знания,/ибо чрез него звездам служащие/звездою были научаемы/Тебе поклоняться, Солнцу правды,/и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило./Господи, слава Тебе! По кафизмах, седальны воскресны, с Богородичны их. И чтение во Евангелии толковом от Матфея, Неделя по Рождестве Христове; или слово Григория Нисскаго о Святей Троице и о Аврааме, на две части. И поем непорочны, и тропари их. Ипакои гласа. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное. Воскресение Христово видевше: По 50м псалме стихира воскресна. После кафизм седальны воскресные с богородичнами их и чтение в Евангелии толковом: от Матфея, неделя по Рождестве Христовом; или слово Григория Нисского о Святой Троице и об Аврааме — разделяем его на две части. И поем Непорочны и тропари их. Ипакои гласа. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное. Воскресение Христа увидев: После псалма 50 стихира воскресная. Каноны Канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородице на 2, и канон Св. Иосифу Обручнику, глас 1, егоже акростих: “Христова тя пою деснаго предстоятеля. Иосиф”. Канон воскресный со ирмосом на 4, и Богородице на 2, и св. Иосифу Обручнику, глас 1. Его акростих: “Воспеваю тебя, справа от Христа стоящего. Иосиф”. Песнь 1 Ирмос: Христос раждается – славите!/Христос с Небес – срящите!/Христос на земли – возноситеся!/Пойте Господеви, вся земля,/и веселием воспойте, людие,/яко прославися.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelja-p...

Овдовевший благоговейный восьмидесятилетний старец Иосиф, имевший шестерых детей от первого брака, был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия от дней введения во храм. По святой чистоте он и в мыслях не мог допустить что-либо скверное подумать о Деве Марии, почему и был способен неизвращенным разумом принять от Ангела весть о великой тайне Воплощения. Он стоял у колыбели младенца при поклонении Тому пастухов и волхвов, а все свое последующее жительство посвятил служению Богородице и Ее Богомладенцу. В дни бегства в Египет от гнева царя Ирода он был хранителем их жизней, а потом зарабатывал на Их пропитание трудом плотника. Скончался святой Иосиф в возрасте около ста лет. Святой апостол Иаков, брат Господень был старшим сыном Иосифа Обручника от первого брака. Он не сомневался, не говорил как некоторые о Христе: «Не сын ли это Иосифа, не беспомощным ли младенцем его я сопровождал в Египет, не простой ли это человек?» Но, приняв Христа как Спасителя, последовал за ним как ученик, трудами апостольскими утверждал учение Царства Божия. После Вознесения Господня он был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением у простых жителей Святого Града. Принял мученическую смерть за Христа: его сбросили по приказу первосвященников с крыши Иерусалимского храма за публичную проповедь народу об исполнении пророчеств, о пришествии Мессии – Богочеловека Господа Иисуса Христа. Так погубившие Христова апостола иудейские священники отвергли исполнение пророчеств и отвергли свое спасение. Их пример вразумление нам, что не только важно получить пророчество, знать его, как знали мудрецы иерусалимские, призванные Иродом для совета. Важно и дорого исполнить его своей жизнью. В эти дни, вновь переживая радость исполнения благой вести, мы веруем, что все пророчества исполнились. Все, что человечеству необходимо было знать для спасения, для прощения грехов и обретения вечной жизни, явлено нам в Евангелии – этом изложении Божьего Слова. Нет больше духовных тайн ни на небе, ни на земле.

http://pravoslavie.ru/43975.html

В Риме святой Лука совершил главное дело своей жизни: по внушению Духа Святого им были написаны Евангелие и книга Деяний святых апостолов. Повод к этому свершению казался незначительным: некий знатный антиохийский христианин, державный Феофил просил святого Луку написать о житии Спасителя. Святой Лука пришел за советом к своему наставнику, первоверховному апостолу Павлу, и тот ободрил ученика, благословив его на подвиг Евангелиста. Скромными словами открывает святой Лука написанное им благовествование: уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк. 1, 1). Действительно, в те времена было предпринято более сотни попыток создания книг о Христе Спасителе. Однако из всего этого моря первохристианской литературы Соборная Церковь Христова выделила и признала истинно богодухновенными, свободными от лживых человеческих домыслов лишь немногие творения, среди которых и труды смиренного апостола от семидесяти, святого Луки. С благоговейной точностью, дорожа каждой известной ему подробностью деяний и поучений Божественного Спасителя, в трепете и страхе Божием совершал святой Лука повествование евангельское. Красноречивейший из учителей Церкви, святитель Иоанн Златоуст говорил: « По сравнению с другими писателями Евангелия, святой Лука отличается большею полнотою, с какою он объемлет новозаветные события, начиная от рождества святого Иоанна Предтечи, о котором он один только и говорит». Равным образом и последнее евангельское событие – Вознесение Иисуса Христа на небо – святой Лука один рассказал подробно. Святитель Иоанн Златоуст, бывший знатоком красот литературного слога, отмечает также чистоту и изящество греческого языка в книгах Нового Завета, написанных святым Лукой. Здесь святой евангелист поставил на службу боговдохновенному повествованию и то блестящее мирское образование, которое он получил в Антиохии. В родном городе святой Лука овладел и искусством живописца: этот талант он также обратил на служение Всевышнему и Церкви Его. Святой Лука является зачинателем иконописи – зримой проповеди Слова Божия, хранящей для наших взоров облик Богочеловека Христа, Пречистой Его Матери и святых подвижников Господних. На доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, изобразил святой Лука прекрасный образ Приснодевы Марии с Божественным Младенцем на руках. Это творение вдохновенного святого художника удостоилось благословения Самой Богородицы: Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сею иконою да будет. И Православная Церковь взывает к Царице Небесной: Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских сказаний благовестником, и к Тебе Царице принесенной, да сильну соделаеши спасти чествующыя Тя.

http://pravoslavie.ru/49395.html

А оставить это дело без внимания было противно закону и совести праведного старца, отвращавшегося от всякого потворства нечистоте... Что же делает, наконец, святая и кроткая душа? ИОСИФ ЖЕ, нареченный по обручению МУЖ ЕЕ, БУДУЧИ ПРАВЕДЕН, будучи прямодушен и правдолюбив, как верный исполнитель закона, и добр, как исполненный всякой добродетели, И НЕ ЖЕЛАЯ ОГЛАСИТЬ ЕЕ всенародно, предать позору перед синедрионом, или верховным иудейским судилищем, ХОТЕЛ ТАЙНО ОТПУСТИТЬ ЕЕ. Не захотел добрый старец подвергать Марию не только строгому наказанию по закону, но и стыду и огорчению в глазах соседей и знакомых, и решился разойтись с Ней тайно, без огласки, без формальностей, которых требовал закон, когда давалось разводное письмо ( Втор. 24:1 ): так он берег Ее честь и безопасность! Это он мог сделать без нарушения закона, ибо обручение не считалось равным браку и формальностей особых не требовало. Не сказал евангелист: восхотел Ее изгнать, но сказал, отпустить: так Иосиф был кроток и добросердечен! Сердце праведника уже предчувствовало Христовы заповеди: иметь око чисто и не судите, да не судимы будете ( Мф. 6:22, 7:1 ). НО КОГДА ОН ПОМЫСЛИЛ ЭТО, – как только мысль отпустить Святую Деву утвердилась в душе старца, – СЕ, АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ, может быть тот самый, который благовествовал Пресвятой Деве Ее безсеменное зачатие – Архангел Гавриил, ЯВИЛСЯ ЕМУ ВО СНЕ: во сне – потому что благопокорливая душа старца не имела нужды в более чудесном явлении наяву, да притом и разительное согласие сновидения с его душевным состоянием уже ручалось за то, что это не был простой сон, а откровение Божие. В самом деле, его смущение было сокровенной тайной его души; никому не поведал он этой тайны, а размышлял только с собой, и от Самой Девы старался скрыть свое смущение, – и вот, о чем он только еще в уме помышлял, о том слышит от Ангела; ясно, что Ангел пришел и говорит от Бога, ибо един Бог ведает тайны сердечные. Притом же его добрая душа готова была на все, только бы кто указал ему, как выйти из затруднения, не подвергая опасности обрученную ему Деву. Но почему же Ангел не явился раньше? Зачем попущено это смущение святой души обручника Приснодевы? Затем, чтобы он не обнаружил неверия, подобно праведному Захарии, отцу Иоанна Предтечи, чтобы и с ним не случилось того же, что случилось с Захарией. Легче поверить, когда дело очевидно. Но вместе с Иосифом страдала душой и Пресвятая Дева: не могла же Она не заметить его туги сердечной; и в то время, когда он своим молчанием старался облегчить Ее затруднительное положение и искал средства, чтобы прекратить свое затруднение, Она таилась из-за явной для Нее опасности не только обличения, но, как объясняет святитель Иоанн Златоуст , из-за опасности суда и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Покров храмины зряшеся отверст и царь славы Христос в великой славе и светлости, с тьмами архангелов, с херувимами, серафимами и со всеми поднебесными силами и с праведными святых праотец и пророков душами, прийде к пречистой Своей Матери, и поят пречистую её душу от тела неболезненно, и телу её пречистому не даде видети истления и торжественно небесных членов проводима бе пресвятая душа Её в горняя руками Господскими несома. Дому Иоанна Богослова множеством облаков окружену бывшу, Божиим бо повелением ангелы святые, восхитившие апостолов святых от концов вселенной, внезапу принесома на облацех в Иерусалим и на Сионе пред дверьми храмины Пресвятой Богородицы поставиша; святой же Иоанн Богослов любезно их приветствоваше. Святые же апостолы погребоша честно пречистое тело Божия Матери в Гефсимании, идеже погребен Богоотец Иоаким и Анна и святой Иосиф Обручник. Какова бе телесным образом Пресвятая Богородица, описано обретается у Епифания и Никифора сице: бяше во всякой вещи честна и постоянна, мало зело и то потребное глаголющия, но еже слушати удобна и благоглаголива честь комуждо и почитание воздающая, возраста мерного, беседы подобающие ко всякому человеку употребляше его без смеха и возмущения, паче же без гнева, лица её вид бе аки вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличного плода виду, брови её бяху наклонены и изрядно черны, нос не краток, устне аки цвет рожи сладков сия исполнены, лицо не кругло, не остро, но мало продолжено, руце купно и персти продолговаты: бяше же напоследок всякого кичения непричастна, проста, нимало лица притворяющая, никоеяже мягкости с собою имущая, но смирение изрядное являющая, одежды яже пощаше бяху просты и природного своего вида, яко же и ныне святой покров пресвятой главы Её являет, и да вкратце рещи, во всех делах Её многая божественная благодать присутствовала». Самый подробный и наиболее развитой образом перевод этого сюжета описывается следующим по одному из моих подлинников. Говорит Ф.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Под престолом сего храма изображен мраморный круг с крестом, означающий то место, где стояла Пресвятая Дева во время Архангельского Благовестия. Место, где стоял Архангел Гавриил обозначено мраморною колонною, часть которой выпилена. Предание говорит, что ее выпилили язычники, думая найти в этой колонне скрытые сокровища, и за дерзость свою были поражены слепотою. Во второй комнате, расположенной выше места Благовещания, Богоматерь воспитывала Господа Иисуса Младенца: углубление в стене, где теперь престол, служило для Него колыбелью. В последней, третьей комнате жил святой праведный Иосиф – хранитель Богоматери и Ее Божественного Сына. Другое предание местных греков свидетельствует, что местом Благовещения было место, находящееся в самом конце города, при источнике. Там стоит греческая церковь , построенная из развалин храма, воздвигнутого здесь святой Еленой. Там в самой церкви, слева, находится источник, называемый источником Святого Семейства, из которого святая Дева Мария обыкновенно черпала воду. Это место обложено белым мрамором. Перед иконой Благовещания горят непрестанно лампады и свечи. Несоответствие из-за двух указываемых мест Благовещания разрешается преданием, что Архангел Гавриил являлся Деве Марии два раза: один раз у источника, куда приходила Дева Мария за водой, второй раз – когда Она была за рукоделием в доме. Господь предоставил Ей за это время осмыслить данное благовестие и получил ее согласие, которое Она и выразила словами: “Се Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему” ( Лк. 1, 38 ). Из других замечательных мест Назарета показывают место мастерской Иосифа обручника-древодела, развалины синагоги, в которой Господь читал пророчества Исаии о Себе самом; гору, с которой Назаряне хотели свергнуть Иисуса, и другие. Около времен Крестовых походов упоминается о первом Назаретском епископе. Во время же Крестовых походов здесь находилась митрополичья кафедра, перенесенная сюда из Скифополя. В 1837 году Назарет сильно пострадал от землетрясения. Ныне это арабский город с христианским населением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

1. Апостолы 12 учеников Христа, призванных Им лично, другие 70 Его ближайших последователей и апостол Павел, таинственным образом избранный Спасителем уже после Его Вознесения. Апостолы Петр и Павел почитаются первоверховными. Апостолы стали первыми проповедниками Нового Завета, основателями первых Церквей. Главное свидетельство о жизни Христа – Евангелие – было записано апостолами-евангелистами Матфеем, Лукой, Марком и Иоанном. Евангелистов часто изображают с книгой – Новым Заветом. 2. Мученики Святые, принявшие смерть за веру. Претерпевшие особо жестокие муки именуются великомучениками. Также есть чин страстотерпцев, их подвиг – в беззлобии по отношению к своим врагам. Святые, открыто исповедовавшие веру и пострадавшие за это, но оставшиеся в живых, называются исповедниками. Наименование священномученик означает, что святой, принявший мучения, был епископом или священником, а преподобномученик – монахом. Мученик на иконе изображается в красном хитоне. Часто в руках у него крест или орудие его мучений. 3. Праведные Миряне и священнослужители из белого духовенства, почитаемые за праведную жизнь. К этому лику также причисляют ветхозаветных патриархов – праотцев. Родители и супруг Богородицы, праведный Иосиф Обручник. тоже относятся к праотцам, но именуются они Богоотцами то есть предками Христа по плоти. К Богоотцам относят и святого пророка и царя Давида. 4. Преподобные i Монахи, почитаемые за подвижническую жизнь. Изображаются в монашеском облачении, правая рука часто сложена в благословении. 5. Святители Епископы, прославившиеся праведной жизнью и пастырским попечением о своей епархии, хранением Православия от ересей и расколов. Святителей изображают в полном богослужебном епископском облачении. 6. Благоверные Цари и князья прославляются в чине благоверных за благочестивую жизнь, дела милосердия, укрепление Церкви и веры. Часто изображаются с царскими венцами и в дорогих одеждах. 7. Пророки Пророки сообщали Израилю волю Божию, возвещали избранному народу о грядущем Мессии. Церковь почитает 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного – Иоанна Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Апостол Лука родился в сирийском городе Антиохия, но, судя по всему, по происхождению был греком. Достаток семьи позволил ему получить прекрасное образование. Лука преуспел не только в изучении языков, позволявших ему понимать и иудеев, и эллинов, и даже египтян, но и наук, в первую очередь философии и медицины. Сколько ему было лет, когда он перебрался в Иерусалим, мы не знаем, но именно здесь он впервые услышал о Спасителе и принял для себя решение следовать Его путем, неся Благую весть другим, прежде всего язычникам. Среди прочих Лука был избран апостолом из семидесяти для проповеди. Он был свидетелем мученической кончины первомученика Стефана. Вдохновленный его подвигом, решил начать свою проповедь на родине. В Антиохии вскоре он присоединился к апостолу Павлу, став его другом, учеником и врачом. Он следовал всюду за своим наставником до самой мученической кончины апостола Павла. От апостола же Павла получил благословение утвердить церковь в Македонии и никогда не оставлять своей проповеди. Оставшись один, апостол Лука продолжил проповедовать в Италии, Далматии, Греции, Ливии, Египте и вновь Греции. Он снискал славу «второго апостола Павла» своей неутомимостью и твердостью в вере. В Фивах он содействовал устройству церквей, творил чудеса, исцелял, многих обратил в христианство. Но именно здесь, будучи глубоким стариком, принял мученический венец и был распят язычниками на оливковом дереве. В Фивах же погребен. Главной проповедью апостола Луки стало написанное в Риме, вдохновленное Святым Духом Евангелие. Он писал его с благословения апостола Павла и по просьбе некоего знатного антиохийца Феофила. С трепетом и благоговением приступил он к своему труду, в котором довольно подробно изложил земной путь Спасителя, рассказав не только о том, что видел сам, а также то, что услышал от «самовидцев». О жизни, трудах, чудесах, проповедях апостолов, прежде всего апостола Павла, о том, как устраивались первые христианские церкви, апостол Лука рассказал в «Деяних апостолов», тем самым поставив даже свое блестящее образование на службу Христу. Проповедь апостола Луки была зримой, ведь он стал первым иконописцем. Он в красках запечатлел образ не только апостола Павла и Петра, но и Богородицы. Как говорит житие, святой Лука взял доску от стола, за которым совершали трапезу Богоматерь, Иосиф Обручник и Христос. На ней он изобразил Деву Марию с младенцем. Когда апостол Лука принес Богоматери написанным им образ, Она, взглянув на него, произнесла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сею иконою да будут». Тропарь апостола и евангелиста Луки

http://foma.ru/znachenie-imeni-luka.html

В начале прошлого столетия один благочестивый живописец привез из Италии копию с иконы «Святого Семейства» и оставил ее в Москве, у своего родственника – священника Троицкой, на Грязях, церкви (что на Покровке), а сам вскоре отправился опять за границу, где умер. Священник, получив известие о смерти его, пожертвовал эту икону в свою церковь и поместил ее в паперти, над входом в церковь. Прошло лет сорок после того. Одна знатная женщина в короткий промежуток времени понесла тяжкие утраты, одну за другой: ее муж был в чем-то оклеветан и отправлен в ссылку, имение было отобрано в казну, а единственный сын – утешение матери – попал в плен во время войны. Несчастная искала утешения в молитве и просила Царицу Небесную быть заступницей пред Божиим милосердием за невинных страдальцев. И вот однажды она слышит во сне голос, повелевающий ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться пред нею. Долго скорбящая женщина искала по московским церквям желанную икону, пока, наконец, нашла ее на паперти Троицкой церкви на Покровке. Усердно помолилась она перед этой иконой и вскоре получила три радостные вести: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, сын освобожден из тяжкого плена, имение возвращено им из казны. Вот почему и эта святая икона получила наименование «Трех радостей» (См. Историческое обозрение святых Московской Епархии. Московские Епархиальные Ведомости, 1869, 11). Икона хорошей живописи, Богомладенец на коленях Владычицы изображен с белым цветом, справа стоит старец Иосиф Обручник, а слева – Предтеча Господень Иоанн; оба они с любовью взирают на Божественного Младенца – Радость Матери Девы и их обоих, а лучше сказать – Радость всего мира... Праздник в честь этой иконы совершается в Троицкой церкви 26 декабря (8 января), в день Собора в честь Пресвятой Богородицы. Матерь Божия – наша Радость всиТобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице!» (Часы Святой Пасхи) Не ищет душа моя в мире этом утешения, потому что всякая радость мира сего есть печаль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Оба по-своему изображают символически «полноту времен», когда должно было прийти Спасителю. Семьдесят семь поколений, «от Бога до Бога», – по Луке, сорок поколений, от Авраама до Иисуса, – по Матфею (фактически сорок два – «шесть седмин», но каждое поколение, каждый род евангелист «отсчитывает» словом «родил» – и это слово звучит у Матфея сорок раз: об Иосифе Обручнике уже не говорится, что он «родил»). Непосредственно о событии Рождества Христова евангелисты рассказывают чрезвычайно скупо. Это как бы «мистический пролог» Евангелия – еще «по ту сторону истории». Повествование о Рождестве содержится в двух из четырех канонических Евангелий – у Матфея и Луки. Само слово «Евангелие» в переводе с греческого и означает «благая весть»; имеется в виду именно благая, радостная для людей весть о пришествии в мир Христа. Евангелие от Матфея рассказывает: Еще до рождения Христа Иосифу было во сне откровение: младенец, что должен появиться на свет, есть Сын Божий, Иисус, что означает Спаситель. И когда Иисус родился в Вифлееме, пришли в Иерусалим волхвы (маги, астрологи), спрашивая, где должен по пророчествам родиться Христос, ибо они «видели звезду Его на востоке» (то есть у себя на родине – как считают, в Иране). Им было указано на Вифлеем. Они отправились в путь, «и вот звезда, которую они видели на Востоке, шла перед ними, пока не остановилась над местом, где был Младенец». Войдя в дом, волхвы увидели Христа и Его Мать, поклонились и возложили пред Ним принесенные дары. Этот эпизод лег в основу распространенного в европейской живописи сюжета «Поклонение волхвов». Что касается Ирода, он боялся конкурента для основанной им династии, так как ветхозаветное понятие Мессии («Помазанник», по- гречески «Христос») было неразрывно связано с представлением о вполне земном, политическом его воцарении над Израилем и окружающими народами. Младенец остался жив потому, что Мария и Иосиф в ту же ночь бежали с ним в Египет, – сюжет, также хорошо нам знакомый из европейской живописи. Таковы факты, сообщаемые Матфеем. Другой источник наших знаний о Рождестве –евангелист Лука.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010