Скачать epub pdf Память святого Иосифа, обручника Пресвятой Девы Богородицы Память 26 декабря Святой Иосиф был царского рода, из дома Давидова и Соломона, внук Матфатов, правнук Елиезеров, сын Иакова по природе, а Илиин по закону ужичества 8777 . Ибо его дед Матфат, по рождении отца его Иакова, умер. Жену же Матфатову, мать Иакова, взял за себя в замужество Мелхий, от колена Нафана, сына Давидова, и родил Илия. А Илий женился и умер бездетным, а после него Иаков, который был его братом от одной матери, но не от одного отца, взял за себя жену его, потому что закон предписывал, что, если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и воскресит потомство своего брата. По этому-то закону Иаков взял за себя жену братнюю и родил сего святого Иосифа обручника, и был Иосиф, как уже сказано, сыном обоих: по природе – Иакова, а по закону – Илия. Вот почему св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, назвал отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: «сын, тот и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов» ( Лк. 3:23–24 ), называя Илия вместо Иакова. – Об этом святом Иосифе существуют различные мнения у западных и у восточных христиан. Западные говорят, что он до самой кончины своей был девственником, совершенно не вступая в брак, а восточные утверждают, что он имел жену и родил детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя св. Ипполиту, передает, что он женился на Саломии, но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа, это была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а это была дочь Аггея, брата Захария, отца Предтечи, Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей Есфирь и Фамар, или, как говорят другие, – Марфу; а синаксарь недели святых мироносиц присовокупляет еще и третью дочь именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сортировать по Исключить новости Литургическое освещение праздника Рождества По прибытии в Вифлеем Пречистая почувствовала наступление времени родов. С поисками пристанища медлить было нельзя. Между тем, для бедной Святой семьи ни в одном городском доме не нашлось свободного места для ночлега. Лишь рядом с Вифлеемской гостиницей Иосиф нашел пустую пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Сюда он привел Деву-Агницу, чревоносившую Христа. «Вертеп показался Ей прекрасной палатой». 30 декабря, 2004 По прибытии в Вифлеем Пречистая почувствовала наступление времени родов. С поисками пристанища медлить было нельзя. Между тем, для бедной Святой семьи ни в одном городском доме не нашлось свободного места для ночлега. Лишь рядом с Вифлеемской гостиницей Иосиф нашел пустую пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Сюда он привел Деву-Агницу, чревоносившую Христа. «Вертеп показался Ей прекрасной палатой». Церковные песнопения и каноны, посвященные прославлению Рождества Христова, составлены знаменитыми песнопевцами Церкви, святыми Константинопольскими архиепископами: Григорием Богословом, Анатолием и Германом; святым Андреем, архиепископом Критским, преподобным Иоанном Дамаскиным, св. Космою, епископом Маиумским, инокиней Кассией и другими. Произведения названных богословов прекрасны поэтическими образами, безграничной глубиной богословского умозрения и силой чувства. Идейное содержание этих творений в целом представляет историко-богословское изображение тайны Рождества Христова. Песнопения праздника упоминают также о переписи иудеев кесарем Октавианом Августом, о путешествии Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии в Вифлеем, излагают некоторые подробности Рождества Христова и кратко замечают о бегстве Святого семейства в Египет от царя Ирода. Основываясь на Евангельском повествовании о Рождестве Спасителя, святые песнопевцы подчеркивают исключительное значение этого мирового события для спасения всего человеческого рода и вдохновенно призывают к духовному торжеству и ликованию. По сравнению с Евангелием, литургическое раскрытие истории настоящего праздника закономерно отличается некоторыми особыми свидетельствами. Например, здесь мы встречаем слова Богоматери к родившемуся Богомладенцу и Ее разговор при встрече с волхвами. Другой пример. В Евангелии не поясняется, какова была буря смятения в душе Иосифа Обручника при виде Пресвятой Девы непраздною. В богослужебных же песнопениях приводится диалог на эту тему Иосифа и Преблагословенной Марии.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-osveshh...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Питирим (Нечаев) «Чем ночь темней, тем ярче звезды…»: Проповеди последних лет " loading=" lazy " decoding=" async " title=" «Чем ночь темней, тем ярче звезды…»: Проповеди последних лет "/> При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось благовестие. ( 2Тим.4:16–17 ) Не говори, что нет спасенья, Что ты в печалях изнемог: Чем ночь темней, тем ярче звезды, Чем глубже скорбь, тем ближе Бог. А.Н. Майков I. Слово на начало Рождественского поста Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С нынешнего дня, братья и сестры – с завтрашнего утра, точнее, – вступаем мы в святой Рождественский пост, который будет продолжаться так же, как и пост предпасхальный, сорок дней. Казалось бы, долгий срок ожидания праздника Рождества Христова. Но время так быстротечно, так быстро оно проходит, что не успеем мы с вами и заметить, как минует и это постное время, и будем мы с вами слышать радостные рождественские песнопения, которые начнутся уже через неделю, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. И когда слышим мы всякий раз ежегодно это бодрое, радостное пение: «Христос раждается, славите!» – вновь воскресает в нашей памяти все доброе, лучшее, что было в нашей душе, и вновь мы переживаем как бы возрождение, светлые чувства, которые свойственны человеческому духу. Но вот чтобы не угасал в нас этот огонек, и дается нам святое постное время. И вот давайте, братья и сестры, отрешимся на время от нашей повседневности, от наших забот, и подумаем о том, что именно в эти самые дни в то далекое время в древней Палестине, в холодное и там время года объявляется приказ кесаря: произвести перепись населения. И каждый должен покинуть свое жилище и идти туда, где некогда он родился – и старый, и молодой, и знатный, и незнатный. Хорошо тем людям, у которых крепкое жилище, хорошее хозяйство. Они привыкли жить год от года в одном и том же месте, – ну, подумаешь, придут, как сейчас говорят, «зарегистрируются», выпишут им подушный налог, и на этом все успокоится. А ведь Иосиф праведный, Обручник Девы Марии, которая была уже на девятом месяце в ожидании Младенца, жил в выселках! Назарет – это был поселок, где жила беднота. Иосиф был всегда нагружен работой, потому что всем нужно строить дом, – он был плотник, умел делать разные хозяйственные вещи, которые необходимы и для строительства дома, и для обихода домашнего: ведь даже для того, чтобы погрузить на осла какой-то груз, и то нужны какие-то особые козелки, чтобы положить животному на спину. А там нужно поправить черенок для земледельческого орудия, а там соорудить младенцу колыбель, – и вот так день ото дня он трудился своими руками, со старшими своими сыновьями, чтобы заработать себе на пропитание, и каждый день ему был дорог, потому что давал ему тот малый заработок, необходимый ему для прожития.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

Сортировать по Исключить новости Великий дар свободы Что произошло на Благовещение? 6 апреля, 2012 Что произошло на Благовещение? Проповедь на Благовещение духовника Ново-Тихвинского женского монастыря схиархимандрита Авраама (Рейдмана) . Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы вспоминаем великое событие, послужившее началом спасения человеческого рода. Наше сердце и ум недостаточно глубоко проникают в смысл Благовещения. Для нас это просто радостный праздник, в который мы по обычаю приходим в церковь. Однако даже такое поверхностное восприятие не умаляет значимости того события, какое произошло в этот день почти две тысячи лет назад. О Благовещении нам повествует евангелист Лука. Некоторые дополнительные подробности этого события мы можем почерпнуть также из Церковного Предания. «Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (ст. 26-27). Пресвятая Дева с самых малых лет пребывала во Святая Святых Храма Господня и, насыщаясь божественной благодатью, духовно преуспевала. Она достигла высочайшего духовного состояния, какого не достигал никто из людей, стремившихся угодить Богу своим служением и молитвой. Дева избрала для Себя самое скромное положение: захотела, ничем не выделяясь из среды людей и сохраняя свое девство, пребывать в непрестанной молитве за весь мир, совершать служение Богу втайне, просить Его о том, чтобы обетованный Мессия – Христос – пришел для спасения человеческого рода. В те времена девице было невозможно оставаться незамужней, поэтому Деву Марию под видом брака отдали на попечение праведному Иосифу, который в действительности являлся лишь Ее опекуном. Святой Иосиф был уже старцем и вдовцом, когда по откровению его избрали стать обручником Пресвятой Девы. Они жили очень скромно в городе Назарете, который не был примечателен ничем, кроме дурной славы, ходившей о его жителях, как о людях невежественных в религиозном отношении. Праведный Иосиф, хотя и был из царского рода, но об этом мало кто знал, поскольку он по бедности своей имел ремесло плотника. Сама Пресвятая Богородица оставалась в неведении об уготованной Ей судьбе и вовсе не помышляла о том, что именно Она должна послужить воплощению Сына Божия, пришествию в мир Христа.

http://pravmir.ru/velikij-dar-svobody/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2016-11-14 21:21:28 Владелец: cabinet23 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Святой Иосиф Обручник с Младенцем Христом. Вероятно, католическое изображение. Добавлено на опознание: 2016-11-09 15:34:56 Владелец: Kirrra2923 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте. Не знаю что за икона, осталась от прабабушки. На верхнем изображение написано " Печерская Пресвятая Богородица " . Над изображениями " Святой Николай Чудотворец " , " Святая Великомученица Зиня " и ещё одну надпись мне не разобрать. Скажите пожалуйста, что это за икона и её значение. Буду очень признательна и благодарна. Ответов: 2. Последний ответ: Согласна с marinakova. Святые Александр Невский, Николай чудотворец и святая мученица Зина(ида?) (там правда " а " в конце). Учитывая, что эти святые жили в разное время, в разных местах и, вроде бы, никак не связаны между собой и все вместе с Печерск [...] Добавлено на опознание: 2016-11-06 19:45:45 Владелец: Oksi10 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Что можно сказать об иконе? Кто изображён? Спасибо Ответов: 2. Последний ответ: Примитивная живопись, скорее писали самоучки ли любители,( Распятие ) похожие иконы встречаются.. Иконе сто пудов не меньше ста лет... судя по отверстиям на лицевой стороне ну не жук точильщик точно, а скорее всего механическое повреждение в результ [...] Добавлено на опознание: 2016-11-05 21:05:23 Владелец: pankova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона Воскресение (Сошествие во ад) с изображением двунадесятых праздников вокруг (если идти от верхнего левого угла по часовой стрелке, там располагаются изображения Рождества Богородицы, Введения Богородицы во Храм, Благовещения, Рождества Христов [...] Добавлено на опознание: 2016-11-02 09:30:41 Владелец: Sveta Владелец доволен опознанием? Пока еще нет...

http://pravicon.com/unknown/34

Слово в день благовещения пресвятой Богородицы 1957 г. «Днесь спасения нашего главизна» (Из тропаря праздника). В северной части Палестины, на склоне невысокой горы приютился небольшой городок с узкими улицами, домами из белого камня и характерными для Востока плоскими кровлями. Мало чем отличаясь по внешнему виду от других галилейских селений, он в обычное время кажется мало оживленным. Небольшое население живет здесь простой и неприхотливой трудовой жизнью, наполненной обычными житейскими горестями и радостями, но небогатой какими-либо особенными событиями или замечательными происшествиями. Словом, если смотреть со стороны, – то перед нами самый обычный, скромный, восточный городок. Но сегодня на улицах городка заметно значительное оживление от прибывающих сюда паломников. Мало того: к этому скромному уголку Святой Земли обращены ныне сердца всех православных христиан мира, и имя его с радостью и благоговением произносится тысячами уст, повторяющих бессмертные слова великих песнотворцев, сложивших молитвы и священные гимны в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Городок этот – Назарет, родина Преблагословенной Девы и земное отечество Господа нашего Иисуса Христа, где Он провел почти тридцать лет Своей краткой, но исполненной трудов земной жизни. В Назарете сосредоточено много святынь, поклониться которым почел бы за великое счастье каждый православный христианин. Здесь под сводами большого католического храма находится скромное жилище Святого Семейства, где жил и трудился сначала благочестивый старец Иосиф, а потом и его непорочная Обручница с Ее Божественным Сыном. Здесь, в Назарете, до сих пор целы остатки стен той синагоги, где Христос, начиная Свое спасительное служение, возвестил наступление дней Благодати. Здесь указывают место, откуда озлобленные соотечественники хотели низринуть в пропасть своего Учителя и Господа и где Он чудесным образом «прошедши среди них, удалился». Здесь, в Назарете, хранится древнейшее изображение Спаса Нерукотворенного, списанное с образа, посланного Спасителем эдесскому царю Авгарю через апостола Фаддея.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Сортировать по Исключить новости Икона Божией Матери «Трёх радостей» 30 августа, 2012 Икона Божией Матери «Трёх радостей» Память иконы празднуется 26 декабря (8 января). История иконы Божией Матери «Трёх радостей» действительно удивительна. Этот прославленный и почитаемый на Руси образ Богородицы — список со «Светлого семейства» итальянского художника Рафаэля.  В Россию копию знаменитого полотна привез один благочестивый художник, обучавшийся, как это было принято в то время, за границей. Картина была подарена настоятелю храма Святой Троицы на Грязех в Москве и впоследствии помещена на паперти над входом в храм. Свое же название икона получила после удивительного случая, произошедшего через 40 лет после этого. На одну женщину обрушилось сразу три несчастья. Ее муж был безвинно осужден и отправлен в ссылку. Все имущество отошло казне, а сын, участвуя в военных действиях, был взят в плен. Несчастная женщина непрестанно молилась о помощи своему семейству, и во сне ей было откровение. Пресвятая Богородица повелела найти в Москве икону Святого семейства и помолиться перед ней. Женщина обошла множество храмов и, наконец, отыскала нужную икону в Троицкой Церкви. После горячей искренней молитвы она получила три радостных известия: ее муж был оправдан и вернулся из ссылки, сына вызволили из плена, и все ранее конфискованное имущество было возвращено владельцам. После этого икона стала именоваться иконой «Трёх радостей». И к ней потянулись верующими с молитвами об избавлении от бед и скорбей. Икона стала почитаться, как чудотворная. На иконе изображен Богомладенец на коленях у Пресвятой Богородицы с белым цветком в руках. Справа от центра находится Иосиф Обручник, а слева — Иоанн Предтеча в юном возрасте. Оба с любовью смотрят на Божественного младенца. В чем помогает икона Икона Божией Матери «Трёх радостей» Иконе Божией матери «Трёх радостей» молятся: О призывании помощи для себя и родных, близких людей, попавших в беду; О прощении совершенных грехов; Об укреплении в вере; О сохранении жизни военнослужащих, находящихся в полях боевых сражений; Об освобождении из вражьего плена; О спасении от неприятелей; О разрешении важных дел; Об исцелении от болезней; Об удачном замужестве и женитьбе; О даровании детей бесплодным парам; О возвращении ума людям, лишившимся рассудка.

http://pravmir.ru/trekh-radostej-ikona-b...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Человек по сердцу Божию 09.01.2021 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя по Рождестве Христовом Слово в Неделю по Рождестве Христовом В неделю по Рождестве Христовом Церковь совершает память святых праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Остановимся на образе одного из них, чтобы увидеть, что их избрание Богом и именование Богоотцами совершается не только потому, что они самые близкие по плоти в роде человеческом к родившемуся Богомладенцу. Некоторые не понимают несравненное величие этого единственного человека, который был мнимым супругом Пречистой Девы, и умаляют его до того, кто обеспечивал только материальную сторону жизни своей семьи. Как если бы его роль в Святом Семействе была чисто внешней — в исполнении того, что не имеет существенного значения, не затрагивает его личность, не требует высоких добродетелей. К счастью для нас, Евангелие от Матфея сохранило поразительно живые слова о его бесконечном, огненном испытании, в глубину которого мы пытаемся проникнуть, размышляя о неповторимой чуткости этого человека, оказавшегося перед самой скорбной для него тайной. Человека, который не открывал уст, пытаясь найти ее разгадку. Когда Пречистая Дева начала носить в Своем чреве начатки новой жизни — с точки зрения законнической, в этом положении было что-то катастрофическое. Но святой праведный Иосиф — простой человек, он ищет Бога в простоте, и Бог заботится о том, чтобы направить его стопы «на путь мирен». Он посылает Своих ангелов наставить его. Все небо бдит над его жизнью. Святой праведный Иосиф — человек, не связанный земным. Он идет и приходит туда, куда Бог ведет его. Всюду, куда Бог зовет его, он находит свой дом и свою родину, его сердце не удерживает ничто на земле. Подобало, чтобы он был удостоен к принятию в своем доме Воплощенного Бога. Святой праведный Иосиф знает, что значит радоваться о Боге, и обладать Им в мире своего сердца, страшась, чтобы слава мира сего не отвлекла от Него. Потому он сподобляется быть окруженным благодатью Христовой в своей сокровенной жизни.

http://moral.ru/po_serdzu/

23.03.2024 Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя. Псалтирь, псалом 21, стих 23 Святое Евангелие неоднократно повествует нам о братьях и сёстрах Господа Иисуса Христа. По обычаям восточных народов того времени братьями назывались не только родные братья, но и двоюродные, троюродные, и вообще близкие родственники. Родных братьев у Господа не было, ибо Пресвятая Дева Мария ещё в ранней юности, в стенах Иерусалимского храма дала Богу обет безбрачия. Святой Иосиф был только Её обручником — хранителем Её девства. Православная Церковь именует Божию Матерь Приснодевой. Будучи Девой до Рождества Христова, она осталась ею в Рождестве и после Рождества Божественного Младенца. И это великая тайна Божия. Символ приснодевства Богоматери изображается на всех Её иконах. Это три звёздочки, украшающие мафорий — плащ, который покрывает плечи и голову Пречистой. Согласно Священному Преданию, братьями и сёстрами по плоти могли доводиться Господу двоюродные и троюродные братья и сёстры только по линии Его Пречистой Матери. По Своему предвечному рождению от Бога Отца Иисус Христос был истинным Сыном Божиим, а по Своему плотскому рождению от Девы Марии — истинным Сыном Человеческим. Две природы — Божественная и человеческая — были неслитны и нераздельны во Христе. В Евангелии не даётся пояснений, в каком родстве с Иисусом находились Его братья. Хотя мы знаем их имена: Иаков, Иосия, Симон, Иуда. Если они действительно были родственниками Иисуса Христа по плоти, то могли приходиться Ему лишь троюродными братьями. Поскольку их мать — Мария Клеопова, — по свидетельству святого Иоанна Богослова, была двоюродной сестрой Пресвятой Девы Марии. Родной сестры у Богоматери не было. Она была единственной и долгожданной Дочерью Иоакима и Анны. Существует в Церкви и другое предание. Согласно ему братья Господа — это дети Иосифа от его первого и действительного брака, который был задолго до обручения Иосифа с Пресвятой Девой Марией. Предание повествует, что праведный Иосиф имел жену Саломию и шестерых детей: четырёх сыновей — Иакова, Симона, Иуду, Иосию — и двух дочерей — Есфирь (читается — Эсфирь) и Фомарь.

http://pobeda.ru/besedyi-o-duhovnoy-zhiz...

Г.С. Битбунов Рождество Христово Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах св. Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел как исполнение пророчества Исаии: Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет ( Ис.1:3 ). Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, бывшего архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывая свою правую руку Сюжет восходит к главе 20 Протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. На одной из ампул Монцы (VI-VII вв.), служивших паломникам для переноса святой воды или елея, композиция Рождества Христова представлена в центре – среди других праздников. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской – навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010