В России иконография этого святого приобретает подлинно всенародную популярность только во второй половине позапрошлого века, когда резко возрастает поток паломников из нашей страны на Святую Гору и одновременно в Русском Пантелеимоновом монастыре открывается иконописная мастерская.  — У нас выставлены две иконы оттуда — житийная и большой поясной образ. Выгодно дополняет их работа греческого иконописца Спиридона Вентуры с Ионических островов из собрания В. М. Федотова, — добавляет Герасименко. — Здесь изограф показал, как во время отсечения главы великомученика из раны брыз­нули кровь и молоко. Известен в России святой Пантелеимон, впрочем, стал несколько раньше — в петровскую эпоху. На день его памяти пришлись две победы русского флота — при Гангуте (27 июля 1714 года) и при Гренгаме (27 июля 1720 года), благодаря чему великомученик и целитель «по совместительству» считается и небесным покровителем наших военных моряков. Похожая история случилась и с почитанием Сампсона Странноприимца: в день празднования этого преподобного 27 июня 1709 года русское войско одержало знаменитую Полтавскую викторию (благодаря чему в Санкт-Петербурге, к слову, вырос один из самых величественных соборов Северной столицы, Сампсониевский). — Но вообще отдельные иконы святых целителей, известных по росписям древнерусских храмов (сщмчч. Ермолая и Мокия, мчч. Аникиты и Фотия Никомидийских, Диомида и Трифона Никейских, Фалалея Киликийского), в нашем Отечестве писали редко, — замечает куратор выставки. — В основном они представлены в минейной иконографии. То же самое, к сожалению, можно сказать и о четырех целителях-бессребрениках из сонма русских святых — преподобных отцах из Киево-Печерского патерика Дамиане, Агапите, Ипатии, Прохоре Чудотворце. Вероятно, части верующих такое положение дел казалось «не совсем справедливым», и со временем оформился запрос на иконографию, который можно назвать уникальным. Возникли особые ансамбли изображений святых целителей, которые в соответствующей культуре обрядового почитания получили название Лечебников или Целебников (их полное наименование — «Сказания, каким святым каковые благодати исцеления от Бога даны и когда память их бывает»).

http://e-vestnik.ru/analytics/pasha_vros...

Мы помним из жития святого великомученика Пантелеимона, как совершил он первые чудеса, как обратился он к вере, и с чем связано было его мученичество. От юности он обучался врачебному искусству у лучших учителей, и, кажется, уже достиг совершенства. Но чем больше он проникался добрым по природе сердцем к страданиям людей, тем больше понимал невозможность помочь им в их самой главной болезни, которая называется смертью. Пока не встретился с Ермолаем, христианским священником, тоже будущим мучеником. Однажды, возвращаясь домой после беседы с ним, он увидел на дороге мертвого ребенка, ужаленного змеей. Он стал просить Господа о воскрешении умершего, и Господь, предвидя будущее великое служение этого юноши человечеству, исполнил его прошение. Ребенок ожил, а змея, которая извивалась тут же рядом, издохла. После принятия Пантелеимоном христианства слава его как безмездного и милостивого врача стала распространяться повсюду. Когда некоего слепца, прозревшего по молитве святого, спросили, кто исцелил его, тот назвал своего благодетеля. И засвидетельствовал при этом, что врач поставил непременным условием его исцеления веру во Христа Бога. Прозревший был тотчас же казнен. Вызванный на допрос чудотворец не отрекся от веры, и был подвергнут самым жестоким избиениям и пыткам. Читая описания этих пыток, мы не можем не видеть в агонизирующем язычестве присутствие человеконенавистника и человекоубийцы диавола. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали тело железными крюками, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Невозможно читать эти описания, непостижимо терпение святого, глубина его может быть измерена только глубиной любви ко Христу — благодатию Божией. Это значит, что в страданиях великомученика присутствовал Сам Христос. Замечательно, что перед истязаниями Господь явился ему в образе умученного накануне пресвитера Ермолая, как бы в напоминание, какой славы сподобляются верные Ему служители. А когда страдания великомученика достигли предела, Господь еще раз явился ему, дав ему вместо прежнего имени «Пантелеон» («во всем лев») новое имя «Пантелеимон» («всемилостивый»). Прежде чем в полноте приобщиться милосердию Божию, надо мужественно сражаться с Его врагами, подобно льву. Страдающий вместе с Господом таинственно восполняет своими страданиями недостающее Страданиям Христовым. Страдания Христовы даруют миру благодать искупления. Эта благодать неисчерпаема и бесконечна. Никто не может прибавить к ней ничего. Но в то же время в тайне Церкви, которая есть Его Тело, Христос соединил Свое собственное Страдание со всяким человеческим страданием.

http://moral.ru/st-panteleimon/

Затем в конференц-зале Казанского кафедрального собора состоялась встреча митрополита Павла с общественностью края и духовенством Забайкальской митрополии. Глава Белорусского экзархата передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Наш визит на Забайкальскую землю — это отеческая забота Святейшего Патриарха о пастве Православной России, о православных Забайкальского края», — сказал архиерей. Празднование 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира стало значимым событием для всех стран, объединенных верой во Христа. Забайкальская земля стала в эти дни местом молитвенного обращения ко святому князю Владимиру, местом его прославления. Митрополит Павел подчеркнул, что подвиг князя Владимира заключен в выборе пути развития нашей страны. И этот путь — путь Евангельский. Русь Святая хранит веру православную, как и завещал великий князь. Продолжая встречу, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу, Высокопреосвященнейшему митрополиту Павлу за заботу и попечение о православных верующих Забайкальской митрополии. Затем владыка Павел ответил на вопросы собравшихся. После встречи с духовенством и общественностью было совершено всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе забайкальской столицы перед ковчегом с недавно обретенными мощами великомученика и целителя Пантелеимона в честь дня памяти святого угодника Божия, а на следующий день — Божественная литургия. Возглавили праздничные богослужения митрополит Минский и Заславский Павел и митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир. Торжественные богослужения в эти дни посетило несколько тысяч человек, на память о торжествах прихожанам раздавались иконки святого равноапостольного князя Владимира с благословением митрополита Минского и Заславского Павла. По окончании Божественной литургии Патриарший экзарх всея Беларуси благословил участников II молодежного велопробега, посвященного 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира. Молодые забайкальцы — участники православного молодежного движения Читинской епархии «Возрождение», спортсмены, прихожане храмов города проехали по маршруту: Казанский собор г. Читы — часовня святого великомученика и победоносца Георгия на мемориале Победы — поклонный крест, посвященный Крещению Руси, на вершине Яблоневого хребта. По прибытии к поклонному кресту был совершен молебен Крестителю Руси.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

  Григориат (XIV в.) Частица Креста Господня, мощи святых.   Эсфигмен (XI в.) Монастырь относится к греческим «старостильникам», он не поминает Константинопольского патриарха и не имеет канонического общения с другими монастырями Афона.   Святого Пантелеимона (русский) Состоит из двух монастырей: «старого» (X в.) и «нового» (XVIII в.). Массовое поселение русских в монастыре началось после 1497 г. Здесь находится самый большой на Афоне колокол. Богослужения ведутся на греческом и церковнославянском языках. Главная святыня – глава великомученика Пантелеимона Целителя.   Констамонит (XI в.) Часть хламиды Иисуса Христа. Чудотворные иконы: первомученика Стефана (VIII в.) и Богоматери «Одигитрия» (XII в.) Комментарии Всего комментариев: 97 2014/01/28, 06:32:41 Боже наш! Владыка Всевышний! Матерь Божия! Все Святыя! Молите Бога Нашего послать с Небеси Великое святое благословение на все наши добрыя дела, заступничества от всех бед и несчастий. Царица Небеси и Земли покрой нас Своим многолечебным омофором от всех бед и несчастий и нехороших людей.Все Святыя молите Бога о нас. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков Аминь. р.б.Людмила 2014/01/27, 11:10:01 Господи! Пресвятая Богородица Дева Мария! Благодарю Вас за помощь р.Божьей Надежде! Молю Господи помоги мне рабе Божье Алле. Молю тебя Пресвятая Богородица Дева Мария Царица Небесная! Помоги мне р.Божье Алле! Святые угодники помогите мне р. Божьей Алле. Аминь. 2014/01/25, 15:15:09 Господи! Пресвятая Богородица! Спасите нас. рабу Божью Надежду и рабу Божью Аллу. Помогите. Спасите. Не дайте погибнуть.Все Святые молите Господа Бога нашего и Пресвятую Богородицу Деву Марию о нас. 2014/01/25, 14:34:48 Святые угодники Божии помогите спасти моего сына Евгения от эпилепсии и пагубного пристрастия к алкоголю. У него добрая душа и он помогает людям. Я желаю всем людям, чтоб их души были наполнены любовью и добротой. Помолитесь о спасении раба Божьего Евгения. Дай Бог вам здоровья. Аминь. 2014/25/01, 13;37 jutarchik@mail.ru Зоя

http://isihazm.ru/?id=495&c_pid=2

  Социальное служение Церкви В Обнинске начато строительство уникального больничного храма. Уже более 10 лет действует домовый храм святого великомученика и целителя Пантелеимона в ведущем медицинском учреждении Обнинска (Калужская область) ЦМСЧ-8. Здесь иерей Павел Середин постоянно окормляет больных, лежащих в стационаре, готовит их к причастию, крещению и другим таинствам, ведет с ними духовные беседы. До сих пор храм святого Пантелеимона, собирающий в праздники более 100 прихожан, находился в хозяйственном блоке, к счастью, наконец удалось получить разрешение построить храм на территории ЦМСЧ. На площадке возле детского отделения медсанчасти встанет деревянный храм-четверик в древнерусском стиле с изящной шатровой звонницей на восьмерике. Новый храм станет одной из достопримечательностей первого наукограда России . В храме святой великомученицы Екатерины на Всполье (подворье Американской Православной Церкви) была распределена поступившая из Америки гуманитарная помощь нуждающимся Москвы от организации “Тепло – детям”. А именно, теплая зимняя одежда, рюкзаки, продаваемые без рецепта лекарства и школьные принадлежности. Приходской координатор гуманитарной помощи г-н Намеруд Негаш определил местонахождение нескольких бедных семей и пригласил их в воскресенье на Божественную литургию. После службы г-н Негаш вместе с настоятелем храма архимандритом Закхеем распределил вещи, пожертвованные организацией православных приходов “Тепло – детям” из Нью-Йорка и Нью-Джерси (США) под руководством госпожи Барбары Нафранович. Это не первый такой случай: представительство Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате в течение нескольких лет распределяет вещи, пожертвованные с любовью и молитвой, для нуждающихся москвичей . В Твери совершено крещение детей из малообеспеченных семей. В Вознесенском соборе г. Твери 16 августа прошла благотворительная акция – крещение детей из малообеспеченных и многодетных семей. Организаторами праздника стали Тверская епархия и фонд “Доброе начало”.

http://pravoslavie.ru/4983.html

— Насколько важна работа отдела в Русской Православной Церкви, который Вы возглавляете? Что в ней самое главное? — Меня назначили председателем этого отдела около пяти лет назад, и при моем назначении Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял решение об изменении главной цели отдела — от сбора и распределения гуманитарной помощи мы перешли к организации социального служения. И теперь наш отдел, по благословению Патриарха и под его непосредственным руководством, организует помощь страждущим во всех епархиях, по всему миру. Стараемся привлечь к делам милосердия всех прихожан. Если говорить о  цифрах , то за последние годы удалось создать 26 новых приютов для мам в кризисной ситуации, организованы 70 реабилитационных центров для наркозависимых, развивается добровольческое служение, в разных епархиях создано более 70 приютов для бездомных. Всего на территории России действует больше 3500 церковных социальных проектов.  — Вы принимали монашество уже в зрелом возрасте и Вас нарекли по имени целителя святого Пантелеимона. Это по вашей просьбе? — В монашество меня постригал Святейший Патриарх Кирилл накануне праздника преподобного Сергия в Свято-Троицкой Сергиевой лавре . Это стало для меня огромной радостью, такой чести я и не заслуживал. Святейший Владыка спросил, какое имя я хотел бы получить при постриге, но монашество — это прежде всего послушание, я ответил, что не могу этого решать. Святейший Патриарх нарек меня Пантелеимоном, что стало для меня большой неожиданностью. Это имя ко многому обязывает. Пантелеимон в переводе означает Всемилостивый. Этому великому слову я, конечно, хоть и стараюсь соответствовать, но у меня плохо получается. Это имя великого святого, который был врачом, исцелял больных молитвой. Я очень почитаю великомученика Пантелеимона и прошу его о милости ко мне и ко всем нуждающимся в помощи. — Вся Ваша церковная жизнь посвящена помощи людям, оказанию милосердия. Как Вы пришли к этому, когда осознали свое призвание — помогать бездомным, пострадавшим? Если это можно объяснить...

http://patriarchia.ru/db/text/4255385.ht...

Первому письменному упоминанию о русских на Святой Горе тысяча лет, что еще раз подчеркивает важность этого особого места и для нынешней России. Многие века православные верующие нашей страны черпали на Афоне духовные силы и знания. Возрождая сегодня ценности патриотизма, историческую память, традиционную культуру, мы рассчитываем на упрочение наших отношений с Афоном. Отрадно, что год от года его посещают все больше паломников из России, уже свыше 11 тысяч в год. Хотел бы поблагодарить вас за радушие и доброе отношение, которые здесь встречают наши соотечественники. Важное свидетельство растущих связей России и Афона это афонские святыни, которые приносятся в нашу страну для поклонения. Среди них Пояс Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря и десница святого Георгия Победоносца из монастыря Ксенофонт. Приложиться к ним смогли сотни тысяч православных России. Хочу вас всех за это отдельно поблагодарить. Надеемся, что эта высокая, благородная миссия афонских монастырей будет продолжена. В этом году мы проводим перекрестные Годы России и Греции. На протяжении веков общность веры и взаимная симпатия объединяют народы наших стран и, как здесь уже было сказано, помогают нашим народам преодолевать трудности и побеждать. Это проявилось и в период освободительного движения на Балканах, и на многих других этапах мировой истории. Эти глубокие чувства в полной мере унаследованы нынешним поколением наших граждан. Уверен, что связи России и со Святой Горой Афон, и с Грецией в целом будут только укрепляться, а духовное родство и доверие и впредь будут определять характер наших традиционно тесных дружеских отношений. Христос Воскресе!» Далее Президент Российской Федерации посетил Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь . В обители В.В. Путина встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, игумен Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия (Алехин) и братия обители. Под колокольный звон Президент России и Святейший Патриарх Кирилл, сопровождаемые братией, перешли в собор святого великомученика и целителя Пантелеимона. В центре храма был поставлен ковчег с мощами св. Пантелеимона, у которого был совершен молебен русским святым, на Святой Горе Афон просиявшим.

http://patriarchia.ru/db/text/4481196.ht...

После этого мученика опускали в котел с расплавленным свинцом, бросали в море с тяжелым камнем на шее и подвергали другим испытаниям, но Господь везде был с ним и хранил его невредимым. Потом юношу отдали на растерзание хищникам, но Христос и там не оставил его: звери ложились у его ног и лизали их, как домашние животные. Но император, оказавшийся более жестоким, чем неразумные звери, приказал привязать мученика к колесу, снабженному острыми лезвиями, и скатить его с горы на виду у всего города. И вновь Господь явил Свое чудесное заступничество: святой освободился от связывавших его веревок, а колесо, скатываясь, раздавило многих язычников. Максимиан спросил Пантолеона, откуда он получил такую силу и как он пришел к христианской вере. Пантолеон указал, где скрывался Ермолай, поскольку Бог открыл ему, что для него и его наставника пришло время исповедать веру и завершить свой путь мученичеством. После славной смерти Ермолая и его сподвижников тиран снова вызвал Пантолеона и попытался уговорить святого принести жертву, утверждая, что мученики подчинились. Вместо ответа блаженный юноша потребовал встречи с ними. Император ответил, что послал их с поручением в другой город, на что святой возразил: «О лжец, сам того не ведая, ты сказал правду, потому что сейчас они в Небесном Иерусалиме!» Максимиан, видя, что не может сломить Пантолеона, приказал отрубить ему голову, а тело сжечь. Юноша с радостью отправился на место казни за городом, но когда палач начал точить меч, тот расплавился, как воск от огня. Увидев такое чудо, находившиеся там воины исповедовали Христа. Пантолеон же призвал их исполнить приказ и обратился к Богу с последней молитвой. В ответ с неба послышался голос: «Верный слуга! Твое желание исполнится, двери Царства Небесного открыты, и венец твой готов. Отныне ты будешь прибежищем отчаявшихся, помощью страждущим, врачом для больных и страхом для бесов, и поэтому имя твое будет не Пантолеон, а Пантелеимон» (это имя означает «всемилостивый».) Мученик преклонил шею, и когда глава его упала на землю, из шеи потекло молоко, тело стало белее снега, а высохшая маслина, к которой он был привязан, внезапно зазеленела и стала давать множество плодов. Воины, которым было приказано сжечь тело христианина, отдали его верующим. Те с почестями похоронили святого Пантелеимона в имении Амантия Схоластика и отправились возвещать Благую Весть в другие края. С тех пор от мощей великомученика Пантелеимона не перестают совершаться исцеления, и для всех, приходящих с верой, они являются источником благодати Христа – единого Врача душ и телес.

http://pravoslavie.ru/55369.html

В июле в рамках юбилейных торжеств состоялся визит в Киев Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его Святейшество находился в Киеве с 26 по 28 июля. Кульминацией торжеств стала Божественная литургия в день памяти святого равноапостольного князя Владимира на Соборной площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры. Всего же в течение 2011-2012 годов состоялось шесть Первосвятительских визитов в Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ходе этих визитов Его Святейшество посетил город Киев, а также Донецку ю, Луганску ю, Харьковскую и Черновицкую епархии. Связи с мировым Православием За истекшие два года Украинскую Православную Церковь неоднократно посещали Предстоятели и официальные представители Поместных Православных Церквей. Также в пределы Украинской Православной Церкви доставлялись для поклонения святыни мирового Православия. В 2011-2012 году Киев дважды посетил Иерусалимский Патриарх Феофил III (27-29 марта 2011 года и 26-28 апреля 2012 года). В ноябре 2012 года, когда Иерусалимская Православная Церковь находилась в тяжелом материальном положении, Украинская Православная Церковь оказала ей посильную братскую материальную помощь. С 25 по 30 июля 2011 года гостем Украинской Православной Церкви был Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II. В июле 2012 года на торжества по случаю 20-летия Харьковского Собора в Киев прибыли представители тринадцати Поместных Православных Церквей. С 8 мая по 7 июня 2011 года в Украине пребывала честная глава святой великомученицы Анастасии Узорешительницы; с 7 ноября по 10 декабря 2011 года - десница святого великомученика Димитрия Солунского, с 19 сентября по 27 ноября 2012 года - икона плащаницы Пресвятой Богородицы, с 20 октября по 5 ноября 2012 года - честная глава святого великомученика и целителя Пантелеимона. 21 октября 2012 года в Киеве при храме святителя Михаила, первого митрополита Киевского, было открыто подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Связи с Поместными Православными Церквами развиваются и в сфере богословской науки и образования. Так, 25 октября 2011 года был подписан договор о сотрудничестве между Киевской духовной академией и Православным богословским факультетом Бухарестского университета. В настоящее время ведутся переговоры о подписании аналогичных соглашений с ведущими богословскими вузами других Поместных Церквей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Какие иконы иметь дома? Обязательно – икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», необходимы для православного христианина. Из иконографии Спасителя для домашней молитвы обычно выбирается поясное изображение Господа Вседержителя, а из Богородичной иконографии – иконы типа «Умиление» или «Одигитрия». Конечно, если памятной датой для семьи являются дни чествования каких-либо икон, например, Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то целесообразно иметь в доме именно эти иконы, так же, как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Тем, у кого есть возможность иметь в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского Православия укрепилось и особое почитание святителя Николая, иконы которого имеются почти в каждом православном доме. Среди изображений пророков можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных апостолов Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеимона. Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых евангелистов, святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников. Выбор икон для дома всегда индивидуален и зависит от многих условий, как внешних, так и внутренних. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи, и именно к нему или любому другому священнослужителю стоит обратиться за консультацией. Теперь по поводу репродукций икон и цветных фотографий с них. Иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества. Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения. А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

http://azbyka.ru/semya/domashnij-ikonost...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010