Избранный в архиепископы г. Константинополя (398–404 гг.), он и здесь продолжал с великим пастырским рвением и успехом учить народ христианской любви и милосердию, а также бичевать пороки вельмож, духовенства и самой императрицы Евдоксии, за что был удалён в заточение (404–407 гг.). На пути в отдалённую ссылку он заболел от жестокого обращения конвоя (стражи) и мученически скончался в 407 году. Перед смертью он совершил божественную литургию, причастился святых Таин и со словами «слава Богу за всё» тихо отошёл к Господу. Великий святитель, братия и сестры, оставил нам богатейшее духовное наследство. Это, прежде всего, его подвижническое житие, столь кратко и бегло нами рассказанное. Изучать это подвижническое житие – значит изучать один из самых высоких образцов подлинно христианской жизни, совместившей в себе всецелое служение Богу и людям. Благодатная, светоносная пастырская душа его изливалась в неисчислимых творениях, посвящённых раскрытию учения Христа и значению для верующего человека Его искупительного подвига. Многотомные (12 томов) творения вселенского учителя состоят преимущественно из поучений к народу и горят неугасимым огнём пастырской любви и заботы о спасении своей паствы (антиохийской, а потом константинопольской). Они являются до сего времени лучшим толкованием Евангелия и апостольских посланий. В них отражена подлинная жизнь во Христе самого Спасителя. Все мы, братия и сестры, знаем дивное Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста , читаемое в конце Пасхальной утрени: «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сим святым и светлым торжеством». Слушая в храме это слово, все мы слышим как бы голос Самого Христа, голос апостола Павла, голос того «ветхозаветного евангелиста» (пророка Исаии), который предсказал о победе Христа над адом и смертью. В Пасхальную ночь само небо как бы отверзается над нами, и небожители во главе с Христом «оглашают» нас словом истины о воскресении, о победе над грехом и смертью и принимает участие в торжестве и радости праздника. Пребывая в Пасхальную ночь в храме, мы не знаем, где пребываем – на небе или на земле. И этому в немалой степени содействует Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста , проникнутое праздничным, светлым торжеством победы Христовой. А ведь это «Слово» – лишь крупица из того огромного духовного наследства, которое оставил нам вселенский учитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Итак, А. Булатович упорно молчит и тщательно замалчивает, скажу больше: очень бы хотел, чтоб его последователи совсем не читали и не знали святоотеческих текстов, мною приводимых и его ересь обличающих, и всячески старается подставить очки своим ученикам и последователям, давая всюду понять, будто он полемизирует только со мною и архиепископом Антонием Волынским как лицами опасными для Церкви, от которых, по его выражению “православие в России грозит померкнуть” (sic!), как будто вовсе не было ни послания Святейшего Синода, ни грамот двух святейших Вселенских Патриархов, торжественно заявлявших, что учение имебожников – ересь! Паки вопрошаю: честно ли так относиться к столь важному делу? Не значит ли это обманывать доверяющих ему простецов?.. И он еще говорит о своих “воплях о правосудии к архипастырям России!” Да ведь сии архипастыри, голосом Святейшего Синода, в его двух составах – зимней и летней сессий, уже давно ответили на ваши вопли, схимниче, и ни один из святителей Церкви Русской пока не протестовал против послания Святейшего Синода о вашей ереси; всюду послание мирно принято и прочитано в обителях иноческих; два Вселенские Патриарха, в Бозе почивший и ныне здравствующий с их Синодом из 12-ти митрополитов единогласно заявили, что проповедуемое вами, имебожниками, учение – ересь; столь же твердо и решительно, в беседе со мною, подтвердил сие и блаженнейший Патриарх Антиохийский; дерзаю сказать, ибо тако верую, что и вся Православная Церковь единым сердцем и едиными усты – не с вами, имебожниками, а с нами, Архиепископами Антонием и Никоном: это – не наш одинокий голос, не наше частное мнение двух архиепископов, а голос всей Русской Церкви, Церкви Константинопольской, Церкви Антиохийской, – я дерзаю сказать – Церкви во всей вселенной сущей, ибо сей голос твердо основан на учении великих отцов и учителей Церкви, на учении 2-го Вселенского Собора, осудившего певоначальника вашей ереси – Евномия. Зачем же притворяться, будто не слышите голоса Церкви, будто только Антоний да Никон обличают вас, не соглашаются с вами? Вопросите всех святителей, как русских, так и греческих, славянских, румынских, сирийских и других православных; уверен, что все они едиными усты рекут, что ваше учение – ересь, что имя Божие означает Бога, как иконы напоминают Того, Кого изображают, но – не больше, и само по себе не есть Сам Бог, что оно, как говорит вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст , досточестно и достохвально, но Существо Божие – Сам Бог “кольми паче” превыше его, досточестнее и достохвальнее, следовательно, имя Божие – не есть Сам Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Как бы ни утверждал протоиерей Георгий Коваленко, главный редактор официального сайта УПЦ, что «в Церкви царит демократия», решение Синода было отрицательно воспринято митрополитом Владимиром (Сабоданом), проявлявшем отеческую поддержку архиепископу на всех этапах его священнического становления, и уже 18 марта (т.е. менее чем через месяц!) Блаженнейший поздравляет юбиляра и награждает своего скандального фаворита почетным знаком Предстоятеля Церкви. Сам же архиепископ Александр по прошествии года после тех событий с характерной для него скромностью прокомментировал произошедшее, назвав оценку своей деятельности Синодом «своеобразной» и подчеркнув важность действий митр. Владимира по восстановлению «недостойно» поруганной репутации преследуемого архиепископа: «Ровно год назад, 21 февраля, состоялось собрание членов Священного Синода Украинской Православной Церкви, которое своеобразно оценило мою деятельность. Это был непростой для меня период. Но возвращение Блаженнейшего Митрополита Владимира к служению расставило акценты. Для меня это был непростой период, но именно в это время на многих людей, которых, как казалось, неплохо знал, общался, доверял, посмотрел по-другому. Господь вразумил, снял с меня розовые очки. И многие отношения я теперь оцениваю иначе. Переоценка ценностей, которая произошла во мне после собрания членов Священного Синода - это, наверное, главное достижение прошедшего года» (выделено автором - Г.Т.). Любопытная все же трактовка событий. Священный Синод, представленный митрополитами, архиеписокпами и епископами, публично вынося столь суровое определение при характеристике деятельности Александра, поступает «своеобразно», а с возвращением к служению митрополита Владимира «расставляются акценты». И почему после пусть даже неадекватной оценки Синодом «на многих людей» нужно смотреть «по-другому»? Святитель Иоанн Златоуст неоднократно пребывавший в немилости со стороны своенравной императрицы Евдоксии, постоянно утешал многочисленную паству ободряющими письмами, в которых призывал, прежде всего, искать грех в себе, утверждая, что «кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может». В письмах к диаконисе Олимпиаде святитель пишет: «Ведь одно только, Олимпиада, страшно, одно искушение, именно только грех - и я не перестаю до сих пор напоминать тебе это слово, все же остальное - басня, укажешь ли ты на козни или на ненависть, или на коварство, на ложные доносы или бранные речи и обвинения, на лишение имуществ или изгнания, или заостренные мечи, или морскую бездну, или войну всей вселенной. Каково бы все это ни было, оно и временно и скоропреходяще, и имеет место в отношении к смертному телу и нисколько не вредит трезвой душе. Поэтому и блаженный Павел, желая показать ничтожество радостей и печалей, приключающихся в настоящей жизни, разъяснил все одним изречением: " ибо видимое временно " (Кор. 4:18). Итак, зачем тебе бояться временного, протекающего подобно речным потокам?».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Какие же это творения разумеются у Преосвященного Игнатия? Творения св. Иоанна Златоуста , Святителя Тихона Задонского и им подобные... Вам надо стараться не о том, чтобы вести жизнь монашескую, а о том, чтобы вести жизнь христианскую, духовную в ее общих проявлениях, а не в форме монашества. Тогда у вас и будет более правильный строй жизни и более спокойное настроение. Что касается искушений ваших, то от них прежде всего не нужно приходить в смущение и уныние. Все подвижники шли путем борьбы с искушениями. «Уничтожь искушения и помыслы, – говорит Авва Зосима, – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного, бежит от вечной жизни. Некто из святых и говорит: «Кто даровал святому Стефану такую окружающую его славу, если не те, кои побили его камнями?. . » (Добротолюбие, т. 3, Авва Зосима. Собеседование, параграф 5. с. 120). Дело не в том, чтобы не испытывать искушения, а в том, чтобы их побеждать: «Да не ужасаемся, – говорит преп. Иоанн Лествичник , – видя, что мы в начале подвига больше обуреваемся страстьми, нежели когда жили в миру (как миряне); потому что сперва необходимо возникнуть всем причинам болезней, а потом уже воспоследовать здравию. Может быть, сии звери и прежде где-нибудь скрывались в нас, но мы их в себе не примечали» (Лествица. Слово 26, параграф 183). В частности это надо сказать и об искушениях, происходящих от плоти: «Не верь во всю жизнь твою бренному телу, и не надейся на него, пока не предстанешь Христу» (Сл. 15, параграф 47). «Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многия убедительныя оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества» (Сл. 15, параграф 24). «Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутимым образом получишь дарование целомудрия» (Сл. 15, параграф 26). Во время нападения страстей бесчестных нужно, по наставлению преп. Варсануфия Великого, молиться: «Господи, избави меня от грехов моих и от страстей бесчестных!» (Руководство к духовной жизни, параграф 246). Или: «Господи Иисусе Христе, избави меня от страстей постыдных!» (параграф 252).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Насколько снисходительно это правило, можно понять, сравнивая с другими каноническими предписаниями, которыми следовала древняя Церковь. В остальных случаях она не советовала, а предписывала отлучать виновного: за вольное убийство на 20 лет, за аборт на 10 лет, за невольное убийство на 10 лет. Второй подход отражен в послании святого Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго, к Аммуну монаху, которое было утверждено как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах: «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется». Толкование Зонары: «Прежде всего - убивать запрещено, но убивать врагов на войне похвально и достойно великих почестей. Таким образом, одно и тоже в одном случае не позволительно, а в другом позволительно и зависит от различия случаев, лиц и способов». В дисциплинарной практике православная Церковь не подвергает прещениям воинов, убивающих на войне, руководствуясь этим правилом свт. Афанасия. Между этими мнениями свт. Василия Великого и свт. Афанасия Великого нет противоречия, просто святитель Василий считал, что само по себе пролитие крови требует некоего очищения, даже если человек выполнял свой долг перед Церковью и Отчеством. В Катехизисе свт. Филарета (Дроздова), митрополита Московского, сказано: «Вопрос: Всякое ли отнятие жизни есть законопреступное убийство? Ответ: Не есть беззаконное убийство, когда отнимают жизнь по должности, как-то: 1) Когда преступника наказывают смертию по правосудию. 2) Когда убивают неприятеля на войне за Отечество». Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякого человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякого убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению» («Восемь слов против иудеев»).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

Он напоминает тебе, из какого отечества ты ниспал и какого благородства лишился. Это то же, что возглашение: «Горе имеем сердца!» Там, на небе, Господь являет славу Свою блаженным духом; туда стремится и наш дух из сей юдоли земной, где мы только странники и пришельцы. Но это духовное небо недалеко от каждого из нас: оно в чистом сердце христианина. «Как грешник назван землей, – говорит блаженный Августин , – когда ему сказано: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19 ), так праведник может быть назван небом, ибо праведные отстоят от грешных, как небо от земли». Подобным же образом объясняет и святой Симеон Солунский : «Бог, будучи свят, во святых почивает. Ангелы же, обитающие на небесах, святее нас, как и небо чище земли. Вот почему нам и думается, что Бог есть паче на небе». Сколько же нужно дерзновения, какая потребна душа, какую надобно иметь совесть, чтобы осмелиться называть Бога своим Отцом! И Евреи дерзали говорить Спасителю: «одного Отца имеем, Бога», но что говорит им Господь? – «Ваш отец диавол» ( Ин. 8:41, 44 ), потому что исполняете его желания, его волю. «Не может назвать Отцом своим Бога тот, кто скотам или даже диаволу нравом своим подобится, – говорит святитель Тихон Задонский , – ибо те, которые Бога Отцом своим называют, должны иметь и свойства, подобные Отцу, должны от чистого сердца Ему и работать». ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ. Имя Божие всегда свято. Им совершаются наши спасительные Таинства; им запечатлевается верность наших клятв и обещаний; им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божие есть то же, что непостижимое существо Божие, открывающее Себя людям. «Бог свят и всесвят, и святее всех святых, – говорит святитель Иоанн Златоуст . – И Серафимы приносят Ему такое песнопение, непрестанно взывая: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» ( Ис. 6:3 ). Как те, которые величают царей царями и самодержцами, не сами дают им эти титулы, а прославляют в них то, что те уже имеют, так и мы не сообщаем Богу святости, когда говорим: «да святится имя Твое», но прославляем ту святость, которую Он имеет, ибо да святится здесь сказано вместо: да прославится».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Она не мнимая, а истинная Матерь Его по человечеству, и этого высокого достоинства никогда не унизила неверованием в Него, как Сына Божия. Между тем, Он как бы уклоняется теперь от того, чтобы видеть Ее: «кто Матерь Моя?.». «Господи, – благоговейно размышляет святитель Филарет Московский , – не деяния Твои мы истязуем, но премудрости Твоей спасительной научиться желаем. Не постави нам в вину испытания Писаний и даруй благодать разумения... Нужно ли предостерегать православно верующих христиан, дабы не подумали, будто Господь не вполне чтит преблагословенную Матерь Свою? Всем известно слово Его: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить». Посему, без сомнения, не разорил, но исполнил Он и эту заповедь Закона: «чти отца твоего и матерь твою». Мог ли Он не почитать Матери Своей?». «Если бы Он захотел отречься от Матери Своей, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – то отрекся бы от Нее тогда, когда поносили Его Иудеи. Напротив, Он так заботился о Ней, что и на самом кресте препоручает Ее ученику, самому возлюбленнейшему. Но теперь, поскольку братья думали о Нем как о простом Человеке, и тщеславились, то Он исторгает недуг сей, не оскорбляя впрочем их, но исправляя». Сердцеведец знал тщеславные помышления Своих братьев и не желал, чтобы на Его Пречистую Матерь легла хотя бы малая тень Ее участия в их помышлениях. И в этом случае Господь только сообразовался с правилом Матери Своей – всячески уклоняться от славы человеческой и не отличаться от других. Вместе с тем Он самым делом исполнял то, чему учил словом: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня»  ( Мф. 10:37 ). Он делом показал, что любит земную Матерь Свою совершенно, но не более Отца Своего Небесного, и Свою сыновнюю, по-человечеству, любовь приносит в жертву делу Божию, Им совершаемому. Если бы Он покорился воле Своих сродников, то враги Его употребили бы взятие Его сродниками, как будто бы нуждающегося в их попечении, как доказательство их клеветы. Господь как бы так говорил: «Для чего волей земной Моей Матери хотите вы отвлечь Меня от исполнения воли Отца Моего Небесного? Когда эти две воли влекут в разные стороны, Я знаю и тотчас покажу, которой из них и с какой решительностью должно последовать. Оставляю земное рождение и родство, – как бы Я забыл его, как бы его совсем не было; и совершенно предаюсь воле Отца Небесного, и делу Его, и Царствию Его; здесь ищу Себе родства, если его иметь надобно: «кто Матерь Моя? и кто братья Мои?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Опыт нашего Спасителя, Который был безгрешен и не нуждался в очищении от страстей, показывает нам путь, которым предстоит идти всем, кто хочет назваться учениками Христа и следовать по стопам Господа. Хорошо пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «При стремлении христианина к жизни по евангельским заповедям, при попытках начать внимательную жизнь и следить за своими мыслями открывается лютая духовная брань от падшего естества, которому на помощь приходят падшие духи». Так же и апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12) Этими словами апостол призывает всех учеников Христа к бдительности. Четырехкратно называя врага, он подчеркивает его силу и упорство в борьбе с последователями Спасителя. Толкуя эти слова апостола Павла, святитель Иоанн Златоуст говорит, что борьба духов злобы, происходящая в поднебесной, «не из-за денег, не из-за славы, но из-за пленения в рабство» Враги наши воюют с нами не для того, чтобы после победы чем-нибудь воспользоваться, но для того, чтобы нас лишить неба». По мысли архиепископа Василия (Кривошеина), в первые века «монашество воспринималось … не только как путь к личному спасению и освящению, но прежде всего как борьба против темных демонических сил. Конечно, всякий христианин обязан принимать участие в этой духовной борьбе, монахи, однако, образуют собою авангард или ударные части, которые нападают на врага непосредственно в его убежище – в пустыне» В наше время, когда жизнь большинства монахов внешне совсем не похожа на жизнь подвижников древности, тема брани помыслов по-прежнему остается одной из центральных в ежедневной монашеской жизни и в аскетическом учении Церкви. Как бы ни менялись внешние условия, монахи остаются теми людьми, которые однажды присягнули на верность Христу и Его спасительному учению. Не просто согласились жить по заповедям Божиим, но дерзнули на земле являть собой ангельский чин и войско Христово. Дерзнули следовать Христу и подражать своему Учителю.

http://bogoslov.ru/event/6026115

Отворить для них все домы – это дело высшей благодати, а не требовать ничего, кроме необходимого – это дело их любомудрия. Даровать мир – это дар Божий, а находить достойных и не ко всем без разбора входить – это дело их воздержания. Наказывать неприемлющих их – дело Божие, а удаляться от таковых с тихостью, без укорения и досаждения – это дело апостольской простоты. Давать им Духа и освобождать от заботы как или что говорить – это дело Посылающего их, а быть подобными овцам и голубям и все переносить великодушно – это дело их твердости и благоразумия. Быть у всех в ненависти и не унывать и терпеть – это их дело, а спасать претерпевающих – это было делом Посылающего. Подлинно великое дело, когда человек, проводивший жизнь около озер или около кож, или занимавшийся сбором податей, войдя к сидящим владыкам, коим предстоят сановники и телохранители с обнаженными мечами, и всякий народ, – один, связанный, с поникшей главой, в состоянии отверзть уста... Им даже не позволяли защищать свое учение, а только принимались их мучить, как развратителей вселенной... И все это совершено с надлежащим благоразумием Петром, Павлом и прочими. Их порицали всюду, как возмутителей и нововводителей, но они не только такое мнение о себе опровергли, но еще и заставили всех о себе думать совсем напротив, как о спасителях, попечителях и благодетелях. И все это они совершили великим терпением. Поэтому Павел и говорил: «я каждый день умираю» ( 1Кор. 15:31 )». Так рассуждает святитель Иоанн Златоуст об апостолах. «И для нас, – говорит святитель Филарет Московский , – без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, нет дарования духовного, нет и спасения, ибо Царствие Небесное нудится. Начальник нашего спасения обещал спасение претерпевшему до конца, но никогда не обещал спасения нетерпеливому или неиспытанному в подвиге терпения. Поэтому все мы, если желаем спастись, должны стяжать терпение и сохранить его до конца. Поверите ли, что терпение нужно было даже в раю, где, по-видимому, совсем нечего терпеть? Если бы праматерь Ева имела достаточно терпения, чтобы не отвечать на речи змия-искусителя, лживые с первого слова, чтобы не броситься опрометчиво на запрещенный плод, остановиться и подумать, не безопаснее ли верить Богу, нежели змию, посоветовалась бы с мужем, очень вероятно, что не был бы сделан грех, и не последовала бы смерть. Не хватило терпения – и прародители пали, а с собой низринули весь будущий род человеческий. Какие лишения, страдания, искушения претерпел праведный Иов! И как верно и щедро вознаграждено его терпение! Какие жестокие и продолжительные гонения претерпел Давид! И как славно вознаграждено его терпение!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Услышав о великом святителе Иоанне Златоусте, преподобный Исидор отлучился на время из обители и пришел в Константинополь, где слушал проповеди святителя Иоанна и так глубоко воспринял их в свою душу, что в дальнейшем в своих письмах и поучениях постоянно следовал им. По возвращении в свою обитель, преподобный Исидор продолжал свои подвиги, являя братии живой пример святой жизни. Когда святитель Иоанн Златоуст за обличение Императрицы Евдоксии был незаконно низведен с кафедры и отправлен в дальнюю ссылку, преподобный Исидор безбоязненно встал на его защиту. Он неоднократно писал о святителе Императору Аркадию и архиепископу Феофилу, увещевая их прекратить гонение на великого светильника Церкви. После кончины святителя Иоанна Златоуста преподобный писал архиепископу Кириллу Александрийскому, преемнику архиепископа Феофила, чтобы имя святителя Иоанна Златоустого как исповедника за православную веру было внесено в церковные диптихи. К преподобному Исидору обращались самые разные люди, спрашивая его советов, ему писали миряне и монахи, епископы, Патриархи, Император Феодосий. Историк Никифор Каллист (XI в.) сообщает, что число писем с ответами преподобного достигало десяти тысяч. В настоящее время их сохранилось 2090. В письмах преподобный Исидор бесстрашно обличал неправду, прославлял добродетели и святость, нелицеприятно указывал на недостатки, мудро разъяснял православные догматы и Священное Писание, изобличал ереси и нечестие, учил благочестию и подвижничеству. Преподобный называл царицей добродетелей девство и призывал пастырей, обязанных по своему званию поучать жен, бдительно хранить свою душу чистой от чувственных помыслов, ибо иереи должны быть святее и чище живущих в пустынях. Подавая своей жизнью пример смирения, преподобный учил: при совершении добрых дел никто не должен думать, что исполнил какую–либо добродетель, но должен сожалеть о том, что так мало сделал угодного Господу. Из дошедших до нашего времени писем преподобного Исидора лишь немногие касаются догматических вопросов: он больше учил «практической философии», считая ее «основанием здания и самим зданием, логику же — украшением его, а созерцание — венцом здания».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010