Ответьте на вопросы Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях . Прочтите толкования Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феофилакт (архиепископ) Болгарский Архиепископ Никифор (Феотокис) Преподобный старец Ефрем Сирин Блаженный Феодорит Кирский Святитель Иоанн Златоуст Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице «Что значит быть христианином?» Вот сколько замечательных символов заключено в этом, казалось бы, простом приспособлении для молитвы Иисусовой, — чтобы мы, молясь, вспоминали о заповедях и понимали чрезвычайное значение молитвы Иисусовой в деле угождения Богу и освящения, в деле невидимого, тайного, нетщеславного исполнения заповеди об отречении от всего земного и от всех людей ради Бога. И потому пусть никто из нас не оправдывает свое нерадение тем, что он находится в миру среди обстоятельств, делающих это отречение совершенно невозможным. Духовно всякий должен и может его совершить. Монахам внешнее отречение не принесет пользы, если не будет внутреннего. А мирян пребывание в миру не освобождает от необходимости совершить внутреннее, обязательное для спасения души всякого христианина отречение ради Господа Иисуса Христа. Что значит быть христианином? (Евангелие от Матфея, 38 зачало, глава X, стихи 32–33, 37–38, глава XIX, стихи 27–30) В первое воскресенье после праздника Пресвятой Троицы всегда совершается память всех святых. И это знаменательно. Церковь тем самым поучает нас, что святые освятились не своими подвигами и усердием, а благодатью Святого Духа. Наше же усердие в очах Божиих является лишь доказательством нашей искренности. Видя настоящее, деятельное, а не только декларируемое усердие человека, Дух Святой освящает его и делает таким, что в глазах обыкновенных, нерадивых людей, каковы все мы, он выглядит святым. В подлинном же смысле святым можно назвать только Единого Бога. Словами Самого Господа Иисуса Христа Церковь говорит нам о том, чт необходимо, чтобы стяжать благодать Святого Духа, какое расположение души и поведение нужны нам для того, чтобы стать истинными христианами.

http://bible.predanie.ru/nedelya-1-aya-p...

Отдельные события Ее жизни, сообщаемые в Евангелии, некоторые толкователи даже прямо объясняют, как сомнения и колебания в вере. Так объясняют, например, святой Иоанн Златоуст и другие, случай, когда Божия Матерь и братья Его пришли взять Его в виду слухов, что Иисус одержим бесами, т.е. хотели помешать Ему исполнять Его служение ( Мф. 12:46–50 ; Мк. 3:21–35 ; Лк. 8:19–21 ). «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющее его», – сказал тогда Господь, показав этим, что духовная связь Его со Своими последователями для Него выше всяких родственных связей. Правда, существует и другое объяснение этого евангельского события – как искусительное испытание материнского сердца, страдающего за своего Сына. Однако, какое толкование ни принять, все же приходится признать, что на основании Священного Писания доказать отсутствие грехов у Богоматери нельзя. Прот. Булгаков и не пытается пользоваться этим доказательством. Он только делает обзор жизни Богородицы, насколько она известна из Священного Писания и церковных преданий, и говорит, что на основании этих данных, как и «по свидетельству непосредственного чувства» невозможно приписать Богоматери совершение личного греха в какую бы то ни было пору Ее жизни. Однако, отсутствие упоминаний о грехах, еще не доказывает что их не было, не говоря уже о том, что в некоторых событиях жизни Пресвятой Девы многие толкователи и отцы Церкви видят проявление греховности у Благодатной, но все же дщери Адама. А «непосредственное чувство», без проверки его положительным церковным учением, часто приводило к ереси. Проф. Булгаков хочет установить на основании предания церковное учение о безгрешности Богородицы. Существование предания свидетельствуется постановлениями Вселенских Соборов, правилами св. апостол и святоотеческими творениями, богослужебными чинами, церковными песнями и молитвами, иконографиею. Однако предание священным является лишь тогда, когда принималось и принимается всею Вселенскою Церковью. Но в постановлениях Соборов нет указаний на безгрешность Божией Матери, и прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

По этим воззрениям истинно, честно любящие друг друга супруги не могут бросить друг друга за недостатки (если они не обращаются в преступления), иначе для них потеряется главная цель супружеской жизни – любить друг друга не с увлечением для одних наслаждений, а с самоотвержением для общего блага, временного и вечного. Амвросий (Ключарев) , архиепископ Харьковский (1821–1901). Хотя бы и много погрешила против тебя жена, все ей прости. Если ты взял злонравную – научи ее доброте и кротости; если в жене есть порок – изгоняй его, а не ее. Хотя другие не исполняют того, что следует, – мы должны исполнять то, что следует исполнить нам... каждый получит то, что заслужит. Таков брак о Христе, брак духовный. Итак, пусть жена не ожидает наперед добродетели от мужа, чтобы потом уже показать ему свою, потому что это будет неважное дело. Равным образом и муж пусть не ожидает благонравия от жены прежде, чтобы потом уже пещись о ней, потому что и с его стороны это не будет уже добродетелью. Но каждый, как я сказал, пусть наперед исполняет свои обязанности. Если будешь сносить жестокость мужа, то получишь светлый венец; а если имеешь тихого и кроткого, то за что Бог будет награждать тебя? Святитель Иоанн Златоуст († 407). Начните трудиться над собой: он срывается, не срывайтесь вы. Поймите, ведь ему труднее, чем вам, он не знает Бога, а враг ведет его куда не хочет. Начинайте молиться о нем постоянно и с чувством жалости, вспомните, что и ему с детства было трудно, как и вам. А остальное – дело Божие. Почитайте 1-ое послание к Коринфянам, гл. 7 и помните, что Вы болеете вместе с мужем, ведь Вы двое – плоть едина. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006). Муж твой чрезмерно предан винопитию, а ты с ним жестоко обращаешься, бьешь его, когда он бывает в нетрезвом виде. Боем ничего не выбьешь, а хуже в досаду его приведешь. А ты лучше с верой и усердием молись за него святому Иоанну Крестителю Господню и мученику Вонифатию, чтобы Всеблагий Господь, за молитвы своих угодников, отвратил его от пути погибельного... и возвратил его на путь трезвой воздержанной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Почему же в историю Церкви Христовой солунский архипастырь вошел как сугубый поборник Православия? Святитель Григорий Палама сумел достойно защитить подвижников Святой Горы Афон от возведенной на них клеветы. В умном делании угодники Божии достигали таких духовных высот, что удостаивались видеть Божественный Свет, именуемый Фаворским, так как он отождествлялся со Светом Преображения Господня на Фаворе. Однако ученый монах Варлаам, автор трактатов по логике и астрономии, возглавляющий кафедру в Константинопольском университете, побывав на Афоне и ознакомившись с укладом духовной жизни исихастов, на основании догмата о непостижимости существа Божия объявил умное делание еретическим заблуждением: Варлаам отрицал Божественное нетварное происхождение Фаворского Света, называя его атмосферным явлением. По просьбе афонских монахов святой Григорий обратился к Варлааму сначала с устными увещеваниями, но когда последние не возымели действия, письменно изложил свои богословские доводы. Обладая обширными знаниями Священного Писания и Священного Предания, он доказал всем, что учение о нетварной природе Фаворского Света, видения которого, по милости Божией, сподоблялись афонские монахи, совершенно согласно с духом Евангелия и творениями святых отцов. Еще святители Григорий Богослов, Григорий Нисский , Василий Великий и Иоанн Златоуст учили о непознаваемости Божественной Сущности и познаваемых, ощущаемых, по дару Божию, человеком Божественных энергий, к которым святитель Григорий Палама относит и Свет Преображения. Те же, кто отрицают или сомневаются в существовании этого Света и озарения им избранников Божиих еще на земле, достойны порицания, так как обнаруживают прилюдно недостаток чистоты сердечной, маловерие и несовершенство духовных познаний. Этот богословский спор был продолжен на Пятом Константинопольском Соборе 1341 года где было принято учение о нетварной природе Фаворского Света, учение святого Григория Паламы. Однако в будущем великого поборника благочестия ожидало не только признание, но и гонение. Ученик Варлаама болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека при поддержке императора Андроника III Палеолога объявили святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Григорий Палама написал опровержение, за что был отлучен от Церкви и подвергся темничному заключению. Только когда сменился Патриарх, святитель Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Прибыв в Грузию, св. Нина вскоре обратила на себя внимание народа своей святой жизнью, а также многими чудесами, в частности исцелением царицы от болезни. Царь Мириан (342) принял христианство и сам стал проповедником учения Христова среди своего народа, а в 326 г. христианство было провозглашено государственной религией. Царь Мириан построил храм во имя Спаса в столице государства – Мцхете, и по совету св. Нины отправил послов к св. Константину Великому , прося прислать епископа и клир. Присланный императором епископ Иоанн и греческие священники продолжили обращение грузин. При преемнике Мириана царе Бакаре (342–364) были переведены на грузинский язык некоторые богослужебные книги и основана Цилканская епархия. Известно, что в конце IV – начале V в. в Абхазии находился в ссылке святитель Иоанн Златоуст . Грузия достигла своего высшего расцвета в политическом и церковном отношении в V в. при царе Вахтанге I Горгаслане, управлявшем страной на протяжении 446–499 г.г. При нем был перестроен обрушившийся в начале V в. Мцхетский храм, посвященный Двенадцати Апостолам. С перенесением столицы Грузии из Мцхета в Тифлис Вахтанг I заложил в новой столице основание знаменитого Сионского собора. При нем было открыто 12 епископских кафедр. Заботами его матери Сандухты около 440 г. впервые были переведены на грузинский язык книги Св. Писания Нового Завета. В середине VI в. в Грузии был построен ряд церквей и в Пицунде учреждена архиепископская кафедра. Относительно вопроса о времени получении автокефалии Грузинской Церковью сейчас не существует единого мнения. В разных источниках оно датируется V–XI в.в.: 1) самостоятельность Церкви Иверии была установлена ее Матерью – Церковью Антиохийской – в 467 г., 2) в 556 г. решение этого вопроса Антиохийским Синодом было еще неокончательным, а в 604 г. это решение было признано прочими Патриархами; 3) автокефалию Грузинской Церкви провозгласил VI Вселенский собор (681 г.), а с 1010 г. глава Грузинской Церкви носит титул Католикоса-Патриарха. Первым Католикосом был Патриарх Мелхиседек;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спустя 8 лет после смерти блаж. Стефана добрая Ангелина перенесла нетленные остатки супруга в Купиново, что близ Срема 159 . Вук Бранкович, племянник Ангелины, управлял тогда Сербией и распространял ужас и смерть в войске Магомета, когда то нападало на него. Ангелина и сыновья её, по уважению к фамилии деспотов Бранковичей, пользовались почётом соплеменников. По смерти Вука Бранковича был владетельным деспотом Георгий; но скоро передал своё право брату Иоанну, а сам принял монашество с именем Максима и был архиепископом. Иоанн, женатый на дочери Стефана Якшича и племяннице храброго Димитрия Якшича, вступил в права деспота. Якшичи храбро бились с Турками за свободу Сербов. Деспот занимался делами внутреннего правления и жил подвижнически. В 1496 г. «самодержавний господинь земле Сербскые Иоанн деспот» грамотой подарил несколько земель монастырю Крушедолу, в том числе Купиново, где лежали мощи отца его 160 . От частых нападение варваров деспот переселился дальше от границ, в местечко Беркасово; здесь он пожил недолго и христиански скончался в 1503 г., оставив одну дочь 161 . Добрая Ангелина продолжала благодетельствовать бедным и инокам, хотя и сама жила почти бедной. Вот что писала она к вел. князю России Василию с старцем Евгением: «смиренная монахиня Ангелина кланяется до земли твоей милости. Она молит Господа и Пречистую Его Матерь, и святого деспота Иоанна, сына своего, да даруется тебе долголетнее здравие, спасение и победа над врагами, на радость христианам и на утешение прочное, а после долгой жизни вечное царствование со Христом, где радость неизъяснимая и свет немерцающий. Милость твоя, конечно, слышала о сыне моём, деспоте Иоанне, как он перешёл к Богу. По преставлении его всё имение, какое мы имели, взяли Венгры; теперь мы ничего не имеем, кроме надежды на Бога и на твоё милосердие. Потому послали мы к тебе старца своего, священноинока Евгения, с некоторыми речами, и ты благоволи внять ему и доверять. С ним послала я твоей милости броню сына моего деспота Иоанна. Ещё слово, государь! откупила я за сто золотых место и хочу соорудить церковь во имя св. Иоанна Златоустог о. Потому кланяюсь тебе и прошу, пожалуй нам твою милостыню, чтобы соорудить ту церковь , да будет она твоей ктиторией в вечное поминовение. В той церкви хочу подожить мужа моего, св. деспота Стефана, и св. Иоанна, сына моего. Всеблагий Бог да дарует тебе здравие». Другой грамотой просила она вел. князя тогда же за Афонский Пантелеймонов монастырь 162 . Чудная жена! «За святость жизни народ поныне называет её матерью Ангелиной», говорит Сербский историк, и другой пишет, что она была украшена «всякими добродетелями» 163 . Третий говорит: «по смерти мужа своего создала церковь близ Крушедола и постриглась в иночество, собрала я сестрей к себе, живила Богоугодне и Богу дух предала я близ мужа своего погребена бысть» 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архиепископ Константинопольский Нектарий (предшественник святителя Иоанна Златоуста ) возвёл святую Олимпиаду в диакониссы... Обязанности диаконисс заключались в заботе о страждущих, несчастных женщинах, обучении их закону Божию, услужении при совершении над ним Святых Таинств... И святая Олимпиада во всём явила пример. С того времени как святитель Иоанн Златоуст был возведён на Константинопольскую кафедру, святая Олимпиада стала его ближайшим духовным другом, и потому, как только буря бед обрушилась на Святителя, враги его восстали на неё. Её клеветнически обвиняли в разных преступлениях. Хотя ложность их была и очевидна (например, её обвиняли в поджоге храма святой Софии, – это ту, которая построила на свои средства не один храм), её влачили по судам, причиняли немало страданий, довели до болезни, изгнали, как и святителя Иоанна Златоуста из Константинополя. В изгнании она и скончалась в 410 г. – вскоре после кончины святителя Иоанна Златоуста († 407), своего великого духовного руководителя... «Какое слово, – сетует и восторгается Константинопольский Святитель, – будет у нас достаточно, каковы должны быть рассказы, если кто-нибудь стал бы перечислять твои страдания, начиная с детского возраста до настоящего времени, страдания от домашних, от чужих, от друзей, от врагов, от находящихся в родстве, от тех, кто ни в каких родственных отношениях не стояли, от обладающих могуществом, от людей простых, от начальников, от частных людей, от принадлежащих к клиру? Ведь каждое из этих страданий, если бы кто стал излагать его только само по себе, в состоянии превратить рассказ о нём в целую историю (с.578). «В самом деле, тебя не переставала постоянно осаждать болезнь тела различных видов и свойств, болезнь более тяжёлая, чем бесчисленные виды смерти; бесчисленные ругательства, оскорбления и ябеды не переставали устремляться против тебя» (603) 453 . Святая жизнь Олимпиады была предметом утешения, радости для многих и подражания для ищущих благ вечных. «Жизнь без тщеславия, открытая наружность, нрав искренний, лице без всяких прикрас, измождённое тело, скромный ум, чуждый гордости рассудок, безмятежное сердце, неусыпное бодрствование, безмерная любовь, необъятная благотворительность, бедная одежда, чрезмерное воздержание, мысль, устремлённая к Богу, вечные надежды, неизобразимые дела милосердия – вот её украшение» 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Великую силу имеет святоотеческое слово. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что все писания святых отцов составлены по внушению или под влиянием Святаго Духа и что руководствующийся ими, без сомнения, имеет руководителем Святаго Духа. " Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний... Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься " - писал он. " ...Чтение отеческих писаний окружает дух стеною, очищает совесть, изгоняет низкие страсти, насаждает добродетель, делает помысл возвышенным, не допускает погружаться в неожиданные обстоятельства, ставит выше диавольских стрел, переселяет на самое небо, освобождает душу от уз тела, дает легкие крылья и все хорошее, что кто бы ни назвал, поселяет в душе слушателей " - утверждает святитель Иоанн Златоуст. Жизнь по учению святых отцов открывает для нас путь к смирению, которое вместе со страхом Господним есть " начало премудрости " (Пс.110:10). Это смирение, в том числе - и смирение ума, не только просвещает нашу душу и тело, но и созидает постепенно в нас тот " верующий разум " . Он был присущ всем отцам Церкви, которые и должны здесь быть нашими ориентирами. А поэтому, " проникнувшись искренне и глубоко духом церковным, воспринявши его в благодатных дарах, живущих в Церкви: в молитве, в богослужении, в таинствах, в вероучении и в жизневоплощении всей этой совокупности церковного сознания и ощущения, станем вполне способными к правильному восприятию и усвоению и той глубокой мудрости, которой полны святоотеческие творения " Предисловие к тому сборника " Сокровищница духовной мудрости " Примечания: 1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч.1. М., 1991. С.335-336. 2. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. Т. М., 1996. С.4. 3. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т.4. СПб., 1886. С.507. 4. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкование Посланий Апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С.143.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/376/...

Даже и эти люди, которых Иудеи считали корыстолюбцами, отъявленными нечестивцами, и они вот любят любящих их: значит, это дело нетрудное, за что же таких людей награждать высокой наградой?  И ЕСЛИ ВЫ ПРИВЕТСТВУЕТЕ  при встрече  ТОЛЬКО БРАТЬЕВ ВАШИХ , только родных и близких людей,  ЧТО ОСОБЕННОГО ДЕЛАЕТЕ? НЕ ТАК ЖЕ ЛИ ПОСТУПАЮТ И ЯЗЫЧНИКИ?  – эти люди грешные, забывшие Бога истинного и кланяющиеся идолам… Что же это за любовь? За что вас награждать Отцу Небесному? «Видишь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – как Христос малопомалу возводит нас на самое небо? Итак, чего будем достойны мы, которые получили повеление уподобляться Богу, а между тем, может быть, еще не сравнялись и с мытарями? Какому не подвергнемся наказанию, будучи ниже язычников, тогда как должны быть превосходнее книжников?» Если ты не научился любить врагов своих, то напрасно носишь имя христианина. Для ученика Христова слишком мало, чтобы жить подобно язычникам.  ИТАК БУДЬТЕ , – говорит Господь, –  СОВЕРШЕННЫ , будьте так же святы, праведны и любвеобильны,  КАК СОВЕРШЕН ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ . Недостижимо это для человека, но в каждом человеке есть образ Божий, и каждый должен по мере сил своих, при помощи благодати Божией, очищать его, приближаться к Богу и уподобляться Ему. «Конечно, – говорит святитель Филарет, митрополит Московский, – ты не можешь засветить другое солнце для мира, но ты можешь засветить свет спасительной истины в уме неверующего, ты можешь зажечь искру любви к добру в сердце жестоком; и вот ты – подражатель Богу, не только сияющему солнцем на видимый мир, но и просвещающему души светом духовным. Не дано тебе свести с неба дождь и оросить поля праведных и неправедных, но ты можешь оросить слезой сострадательной любви иссохшее от скорби сердце невинного страдальца, или сжигаемое раскаянием сердце грешника; и вот ты – подражатель Богу, Который посылает дождь на праведных и неправедных». – «Никогда, – говорит блаженный Августин , – не будь доволен собой; все прибавляй, все иди вперед. Если же скажешь – довольно, то ты погиб». Какое дивное, воистину Божественное учение! Как оно отвечает на все запросы сердца человеческого! Воистину здесь глаголет не человек, а Сам Бог – Сердцеведец…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Заправленные добрыми началами в самом детстве, святители – Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , отличались прекрасными качествами во весь период своего воспитания; в школе отличались от своих товарищей не столько своими умственными способностями, сколько прилежанием, прекрасным поведением и благочестивой жизнью. Школы в то время, по преимуществу, были языческие; но, несмотря на это, ни поучения языческих наставников, ни дурные примеры товарищей, ни увлечение юности – ничто не могло поколебать доброго направления в святителях: так прочны были впечатления, полученный ими в детстве от своих матерей! Послушайте, как описывается школьная жизнь празднуемых ныне святителей. Особенно в этом отношении поучительный пример представляют Василий Великий и Григорий Богослов . С юных лет они познакомились и сдружились друг с другом, но особенно дружба их скрепилась в Афинах – в центре тогдашнего языческого мира, где они получили высшее образование. «Мы стали друг для друга всё, писал св. Григорий, и товарищи, и сотрапезники, и родные. Имея одну цель, мы непрестанно возрастали в любви друг к другу; казалось, что в обоих нас было одно упражнение – добродетель, и одно усилие стремиться от земного, жить для будущих благ.» Василий и Григорий оценили верно всё то, что нашли в Афинах и не увлеклись ни ложной мудростью, ни пустым велеречием некоторых наставников, ни блеском светских удовольствий. Они заранее уяснили себе цель жизни своей и прямо и неуклонно шли путём своим. Они решились посвятить Богу все силы свои, усердно служить Ему и старались прибрести богатство ума и знания для того, чтобы употребить их на служение Богу. Эта мысль побуждала их заниматься усердно, трудиться постоянно. Одушевлённые такой высокой целью, они не знали усталости и развлечения; сходились они только с теми из товарищей, которые были близки им по направлению; знали в городе только две дороги: ту, которая вела в училище, и ту, которая вела в церковь , где они слушали христианские наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010