«Если бы, – говорит святитель Златоуст, – он стал просто говорить им: пойдите к Нему, Он лучше меня, то этим не убедил бы людей, которые были привязаны к нему самому; напротив, они подумали бы, что он говорит это из скромности, и прилепились бы к нему еще более. А если бы стал молчать, то опять ничего бы не вышло. Что же он делает? Выжидает случая от них самих услышать, что Иисус творит чудеса, и тут сам не дает им советов, посылает не всех, но только двоих, о которых может быть знал, что они способнее прочих уверовать, дабы вопрос не был подозрителен и дабы они из самых дел увидели разность между ним и Иисусом». «Иоанн, заключенный в узах, – говорит блаженный Иероним , – посылает своих учеников к Иисусу Христу для того, чтобы под видом разрешения своих недоумений окончательно рассеять их неверие; и, зная о близкой своей кончине, хочет обязать их следовать за Тем, на Которого сам указывал прежде неведущим». Предтеча послал учеников к Божественному Врачу, чтобы они могли у Него найти врачевство от своего душевного ослепления. Он как бы на самого себя принял их сомнение, и их неверие приписывает самому себе. «Таким образом, – говорит святой Илларий, – не сам Иоанн хотел просветиться, но уврачевать неведение своих учеников. Как отец, предвидящий свою близкую кончину, заботится дать попечителя своим детям, так Иоанн Креститель захотел привлечь своих учеников к Спасителю. Самым живым предсмертным его желанием было видеть своих учеников, одушевленных твердой и горячей верой в Иисуса Христа. Иоанн посылал своих учеников к Сыну Человеческому как учитель, которому временно были поручены чужие дети для того, чтобы образовать их и потом возвратить Тому, Кто есть истинный Отец». Он был уверен, что Господь Иисус Божественной премудростью Своей исправит погрешительное их мнение; поэтому, разделяя с учениками их немощи, под покровом собственного недоумения, посылает их с вопросом ко Господу. Вот совершенный образец истинных слушателей слова Божия, которые не только не ищут славы своей, но и боятся ее, и больше всего заботятся о том, чтобы вся слава служения их принадлежала единому Богу. Итак, слова учеников Предтечи, по объяснению святых отцов, надобно понимать так: «Иоанн Креститель послал нас к Тебе, говоря: я знаю, что Ты Мессия, это я доказал своими о Тебе свидетельствами, но народ еще не знает этого. Для чего же Ты медлишь вразумить его и объявить Себя таким? Кто Ты? Дай о Себе свидетельство ясное и для всех очевидное; покажи Своими делами, что Ты Христос, и что иного ожидать не должно». Сердцеведец знал, с какой целью посланы ученики; вместо слов Он благоволил ответить им делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Между тем, в Вифлееме они оставались недолго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет. Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время он возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений. Константинопольский и римский периоды В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу. Критический отзыв об антропоморфитах, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников. Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Они потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался. В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм. И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению из Египета как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены были искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран. Около 50 монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста . Как считают, в числе этих пятидесяти прибывших были Иоанн Кассиан Римлянин и Герман. В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн был возведен в сан диакона. Кроме того, ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь, Герман был рукоположен во священника. Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое они передали по назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Они так рассуждали: если Он скажет, – Я это делаю Своей властью, то можно будет оклеветать Его, как самозванца; а если скажет, – Я творю это Божественной властью, то потребовать от Него доказательств Божественного посланничества, а не представит, то обвинить Его в богохульстве. «Хотя Христос, – замечает святитель Златоуст, – ничего не сделал, что показывало бы гордость, а только установил благочиние в храме, но не имея ничего сказать против Него, Иудеи и в этом Его укоряют. Впрочем, по причине чудес, совершенных Им вчера во храме, они не посмели укорять Его в то время, когда Он изгнал торжников из храма, но укоряют уже после, когда увидели Его». Нет сомнения, что весь окружавший народ с глубоким вниманием ожидал, что скажет им в ответ великий Учитель Чудотворец. Господь выслушал, но не ответил прямо. Он дал им понять, что если бы они действительно нелицемерно хотели знать о Его власти, то давно бы уже знали, и не спрашивали Его Самого. ИИСУС СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: СПРОШУ И Я ВАС ОБ ОДНОМ; ЕСЛИ О ТОМ СКАЖЕТЕ МНЕ , если вы дадите Мне прямой ответ,  ТО И Я ВАМ СКАЖУ, КАКОЮ ВЛАСТЬЮ ЭТО ДЕЛАЮ . Книжники молчали, показывая согласие. У них самих было в обычае отвечать на вопрос вопросом же, и это служило даже к чести того, кто отвечал таким образом. И Господь продолжал: как вы думаете,  КРЕЩЕНИЕ ИОАННОВО , а равно и все служение Его,  ОТКУДА БЫЛО: С НЕБЕС , от Бога,  ИЛИ ОТ ЧЕЛОВЕКОВ , человеческое изобретение? Богом ли послан Иоанн на свое служение, или он простой человек и сам себя выдавал за посланника Божия, т.е. обольщал народ? Отклонить этот вопрос не было возможности; напротив, нельзя было найти другого вопроса, столь близкого к делу. Если бы синедрион признал Иоанна за истинного пророка Божия, то незачем было бы ему исследовать и об Иисусе: Мессия ли Он и какой властью Он действует. Иоанн давно провозгласил, в присутствии, может быть, тех же членов синедриона, которые были посланы и к нему, на Иордан, как теперь посланы к Иисусу, что Иисус есть Агнец Божий, вземлющий грехи мира, что Он есть грядущий свыше, Сущий над всеми, Сын Божий, у Которого Иоанн не достоин быть последним слугой. Таким образом, в вопросе Господа книжникам относительно крещения Иоаннова неприметно, но всецело уже заключался и ответ на их вопрос: кто Сам Он и какой властью действует. Господь как бы так говорит им: рассудите сами, кто Я. Вы знаете, что говорил обо Мне Иоанн, и Я, действительно, Тот, за кого Меня признавал Иоанн: итак, если вы верите Иоанну, как пророку Божию, то сами должны знать, кто Я; а если ему не верите, то, конечно, и Мне не поверите. Книжники хорошо поняли смысл слов Господних; они сразу почувствовали, что сами попали в то безвыходное положение, в какое хотели поставить Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Отец Герман начал убеждать отца Серафима написать статью, дал ему в качестве духовного великопостного чтения третий том сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) – «Слово о смерти». Прочитав эту книгу (хотя она была на русском), отец Серафим был потрясен. Отцу Герману сказал, что даже не ожидал такой глубины прозрения загробной жизни, и спросил совета: не лучше ли будет, дабы ответить людям на волнующие вопросы, просто-напросто перевести книгу святителя Игнатия на английский и отпечатать. Отец Герман возразил: нужен более современный взгляд на этот вопрос. Пожалуй, учение святителя Игнатия стоит сопоставить с описанными посмертными переживаниями, равно и со взглядами оккультистов (именно к их учениям люди обращаются чаще всего за ответами). Отец Герман съездил в город и скупил всю имеющуюся литературу на тему жизни после смерти. Отец Серафим вскорости представил брату план – длинный перечень насущных вопросов, на которые необходимо ответить. Стало очевидно: статьей не обойтись – нужна большая книга. 1977 году на страницах «Православного слова» стали выходить главы книги отца Серафима «Душа после смерти». Автор изложил взгляды святых отцов на загробную жизнь, накопленные Православием почти за две тысячи лет, опираясь на традиции подвижничества: жития отшельников и пустынников, чьему духовному незамутненному взору открывалась духовная реальность. О жизни после смерти писали многие святые отцы: святитель Иоанн Златоуст , святитель Григорий Двоеслов , преподобный Кассиан Римлянин , блаженный Августин , преподобный Иоанн Лествичник . И в более близкие нам времена учение это дополняли отцы, тесно связанные с подвижнической традицией: святитель Феофан Затворник , преподобный старец Амвросий Оптинский , архиепископ Андрей (из Ново-Дивеева), сербский богослов отец Иустин (Попович) , протоиерей Михаил Помазанский и главным образом святитель Иоанн (Максимович) . К тому же во многих древних церковных службах есть молитвы, проливающие свет на то, что ожидает душу по смерти человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Ко всем присутствовавшим в храме с архипастырским словом обратился митрополит Волоколамский Иларион: «Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле! Ваше Преосвященство владыка епископ Антоний, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле! Глубокочтимые представители Поместных Православных Церквей, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с праздником Обрезания Господня и днем памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Так случилось, что промыслом Божиим и решением приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II моя архиерейская хиротония совершилась в день памяти святителя Василия, и пример этого святителя всегда вдохновлял меня на моем теперь уже пятнадцатилетнем архиерейском пути. Святитель Василий Великий прожил недолгую жизнь, я уже пережил его, но за свою недолгую жизнь он успел сделать очень многое. Он консолидировал епископат своего региона в сложнейшее время, когда Церковь была терзаема арианской ересью, когда ариане захватили почти всю власть в Церкви. Своими богословскими трудами он сумел утвердить Православие навсегда, так что уже никогда основы Церкви не колебались такими страшными ересями, как арианская, которая отрицала Божественную природу Господа Иисуса Христа. Конечно, и дальше возникали опасные ереси, но поворотным пунктом для Церкви был именно IV век. Тогда богословы и, прежде всего, три великих каппадокийских отца — святитель Василий Великий, его брат святитель Григорий Нисский, его друг и сотаинник святитель Григорий Богослов — а вслед за ними и святитель Иоанн Златоуст своим мощным словом богословской проповеди раз и навсегда утвердили исповедание Божества Господа Иисуса Христа и исповедание Божества Святого Духа. Вклад этих святых отцов в сокровищницу православного богословия трудно переоценить. Сегодня, когда во время служения Литургии Василия Великого я читал анафору, я вновь, как и всегда при совершении этой Литургии, поразился богатству богословского содержания, которое святитель Василий вложил в слова сей Божественной службы. Вся эта удивительная анафора соткана из слов святого апостола Павла, и вместе с тем святитель Василий вложил в нее свое богословское вдохновение, свое богословское видение. Она наполнена замечательными духовными прозрениями, до сих пор заставляющими нас в изумлении останавливаться перед тайной Божественного домостроительства, воспоминанию о котором посвящена всякая Божественная литургия. Вся история человечества от сотворения мира, включающая события Боговоплощения и пришествия в мир Господа Иисуса Христа, распятие и смерть Господа Спасителя, Его Воскресение и вознесение на небо, Его сошествие во ад и Его второе пришествие, вся эта история — и прошлое, и настоящее, и будущее — проходит перед нашим духовным взором, когда мы читаем молитвы Литургии святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4778269...

Пояс вообще означает готовность к трудам, а пояс кожаный знаменует еще и умерщвление плоти. А ПИЩЕЮ ЕГО БЫЛИ АКРИДЫ (особый род саранчи, которую и теперь употребляют в пищу арабы, а вероятнее, как объясняют святые Афанасий Великий и Исидор Пелусиот , верхушки особой травы пустынной, которой впоследствии питался, по примеру своего учителя, Предтечи Господня, и апостол Иоанн Богослов, как об этом пишет святитель Климент Александрийский ) И ДИКИЙ МЕД (дикий мед пустынных пчел, весьма горький и противный на вкус). А о жилище Предтеча Господень заботился еще менее, чем об одежде. Проповедь покаяния из уст такого проповедника должна была невольно увлекать слушателей. Его слово было подобно молоту, разбивавшему самое ожесточенное сердце, подобно пламени, проникавшему в самые сокровенные помыслы. И вот, далеко прошла молва, что в Иудейской пустыне явился человек, подобный древним великим пророкам. ТОГДА, – пишет евангелист, – ИЕРУСАЛИМ (жители Иерусалима) И ВСЯ ИУДЕЯ И ВСЯ ОКРЕСТНОСТЬ ИОРДАНСКАЯ ВЫХОДИЛИ К НЕМУ (многие из жителей земли Иудейской и областей, лежавших по ту и другую сторону священной реки Иордана). Отовсюду – по галилейским и иудейским дорогам потянулись большие караваны туда, где проповедовал Иоанн. Можно было видеть в этих толпах и знатных, и незнатных, и старых, и малых, и богатых, и убогих, и ученых, и неученых, и благочестивых, и ни во что не верующих... «Видишь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – как сильно подействовало явление пророка, как заставило весь народ встрепенуться, как привело его в чувство грехов своих. И подлинно, чудное было для Иудеев зрелище, когда Иоанн говорил с таким дерзновением, обличал всех, как детей, блистал особенной благодатью на лице своем!»... Для чувственного Иудея недостаточно было проповеди о покаянии на словах: нужно было запечатлеть эту проповедь еще каким-нибудь наружным знаком, дабы они помнили, что дали твердое обещание бросить прежние грехи, веровать во грядущего Христа, принять Его учение всем сердцем, и теперь же, немедленно, переменить свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В первый том вошли исследования архимандрита Василия в области истории, богословия, аскетики, науки и археологии. Сборник издан по благословению Высокопреосвященнейшего Феодора, архиепископа Мукачевского и Ужгородского при поддержке настоятельницыМукачевского Свято-Николаевского монастыря игуменьи Епистимии (Щербан). Составители сборника: кандидат богословия, протодиакон Александр Монич и  кандидат исторических наук, доктор философии, доцент кафедры истории Украины Ужгородского национального университета Юрий Данилец. Содержание Вместо предисловия. Архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор (Мамасуев). Его мысли, как и он сам, всегда стремились к совершенству  3 Протодиакон Александр Монич. Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) 7 § 1. Богословие  48 Протоиерей Александр Гук. Богословское свидетельство архимандрита Василия (Пронина)  48 Время празднования Новозаветной Пасхи  50 О святых  54 Про 60 Церковные мысли  64 Преподобний Серафим Саровський (до з дня народження)  69 Поучение в Неделю о блудном сыне (Обращение заблудшего)  74 §2. Аскетика  77 Протодиакон Александр Монич. «Един от древних»  77 Монашеский сборник 80 Предисловие  80 Слово 1-ое. Десять Божиих Заповедей  82 Слово 2-ое. О грехе  85 Слово 3-ье. Мытарства  88 Слово 4-ое. О Боговоплощении  91 Слово 5-ое. О почитании святых  93 Слово 6-ое. Послания святых апостолов  96 Слово 7-ое. О добродетелях  98 Слово 8-ое. О покаянии  101 Слово 9-ое. Помыслы  105 Слово 10-ое. О посте  109 Глава 1. О монашестве. Стремление. Прообразы монашества. Новозаветное монашество. Святой Климент. Ерм. Климент Александрийский. Священномученик Киприан Карфагенский. Преподобный Пахомий Великий. Святитель Василий Великий. Преподобный Кассиан Римлянин. Преподобный Венидикт Нурсийский. Виды добрых дел. Святитель Иоанн Златоуст. Святитель Григорий Богослов. Преподобный Иоанн Лествичник. Гора Афон. Святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский. Преподобный Никодим Святогорец. Преподобный Феодор Студит. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Преподобный Савва Освященный. Святитель Савва Сербский. Преподобный Нил Сорский. Преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Паисий Величковский. Мукачевский монастырь. Угольский монастырь. Грушевский монастырь. Монастырь на Сорочьей Горе. Краснобродский монастырь  113

http://bogoslov.ru/book/873958

Мы не оставляем себя надолго без хлеба обыкновенного, зная, что иначе ослабеют наши силы, и жизнь телесная продолжаться не сможет; как же не боимся мы надолго оставлять себя без хлеба жизни, Небесного, Божественного?» «Когда Господь говорит: «сие есть Тело Мое» , то показывает, что хлеб, освящаемый на жертвеннике, есть самое Тело Христово, а не образ его, ибо Он не сказал, что сие есть образ тела Моего, но «сие есть Тело Мое». Хлеб неизъяснимым образом прелагается» (блаж. Феофилакт). «Ученики, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – в безмолвии с верою вкусили преподанного под видом хлеба Тела Учителя и Господа. Вопрос капернаумских совопросников: «как Он может дать нам есть Плоть Свою?» ( Ин. 6:52 ) – был далек теперь от них, ибо они тогда же слышали от Учителя, что Плоть Сына Человеческого есть истинное брашно, и что слова Его об этом – «суть дух и жизнь»  ( Ин. 6:63 ). Господь взял чашу с вином, растворил ее водой, благословил ее так же, как и хлеб, особенным новым благословением», –  И,   ВЗЯВ ЧАШУ И БЛАГОДАРИВ, ПОДАЛ ИМ И СКАЗАЛ: ПЕЙТЕ ИЗ НЕЕ ВСЕ,   ИБО СИЕ ЕСТЬ КРОВЬ МОЯ, не образ, не напоминание крови, но истинная и действительная Моя Кровь  НОВОГО ЗАВЕТА,   ЗА МНОГИХ  (за всех, кто восхощет наследовать спасение)  ИЗЛИВАЕМАЯ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ. «Как Ветхий Завет, – говорит святитель Златоуст, – имел овнов и тельцов, так и Новый имеет Кровь Господню. Кровь Ветхого Завета была изливаема во спасение первородных (первенцев Израиля, избавленных от меча Ангела губителя), а сия Кровь изливается во оставление грехов всего мира», как умилостивительная жертва за грехи всего рода человеческого. «И как Моисей сказал: соблюдайте «все заповеди Мои во все дни»  ( Втор. 5:29 ), так и Христос говорит: «в Мое воспоминание»  до того времени, когда Я приду» (свт. Иоанн Златоуст ). Это завещание, «по причине особенной важности и трогательности завещанного, так внедрилось в памяти учеников и через них так скоро распространилось во всей первобытной Церкви Христианской, что, как видим из книги «Деяния святых апостолов», совершение Евхаристии в память возлюбленного Спасителя было первым и главным делом каждого собрания христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

13 марта 1817 года ректор Академии, архимандрит Филарет подал в цензурный комитет следующее предложение: «Господин тайный советник, член Государственного Совета, сенатор и кавалер князь Александр Николаевич Голицын представленную его сиятельству для поднесения Государю Императору рукопись под названием: «Изъяснение на Евангелие» препроводил ко мне с тем, чтобы я предложил оную на рассмотрение духовной цензуры и сообщил бы его сиятельству мнение о ней, основываясь на котором мог бы он сделать донесение Его Императорскому Величеству. Прошу цензурный комитет Духовной Академии рассмотреть оную по данным ему для руководства правилам и доставить мне при возвращении сей рукописи следующие сведения: такова ли сия книга, чтобы она могла быть беспрепятственно напечатана и издана с пользой для духовного просвещения». В цензурном комитете рукопись решено было передать на рассмотрение первого члена комитета архимандрита Иннокентия, который 30 декабря 1817 года представил о ней следующий довольно любопытный отзыв: «Книгу под названием «Изъяснение на Евангелие», представляющую собой извлечения из толкования блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, по своду Евангелия, изданному Чеботаревым, по поручению комитета читал я и нашел в ней: 1) странное смешение Феофилактовых извлечений из бесед свт. Иоанна Златоуста с порядком Чеботарева. В результате не видно ни истинного толкования Златоустова, поскольку блаженный Феофилакт по своему образу мыслей сделал только извлечения из пространных бесед на Евангелие свт. Златоуста, ни собственно извлечений блаженного Феофилакта, поскольку соблюдаемая Феофилактом последовательность Евангельских событий, особенная у каждого евангелиста, потеряна в изложении, сделанном Чеботаревым; 2) неясность, сбивчивость в выражении и соединении мыслей и в самых мыслях, что встречается весьма часто, иногда по нескольку раз на одной странице. Для образца приведем некоторые. В предисловии о евангелисте Иоанне говорится: «Сей же (Иоанн) о Предвечном сказал: дабы не подумал кто, что Христос тогда первее в бытие произошел, когда от Марии родился. Сего ради великий Иоанн, о горнем рождении восприемля, не оставил упомянуть и о воплощении Слова». Такой слепок понятий кажется несвойственен ни свт. Златоусту, ни блаженному Феофилакту. На той же странице можно видеть недостатки в языке. Страница 2 на обороте: «Необычным видением и святые смущаются. Но Ангел останавливает мятеж. Имей признаком, от Бога бываемым и бесовским, сие: ежели от мятежа начнется страшить помысел и вскоре уставится разрушаемому страху, божественное есть видение». По причине неверного перевода сия мысль представляется неудобопонятной.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

И. В. Пролыгина сочла уместным снабдить издание приложением, в котором публикуется греческий текст и русский перевод самого известного и удивительного сочинения Златоуста 9 — “Огласительного слова на Святую Пасху”. Мы слышим его на каждой пасхальной Литургии, но сам текст, а тем более греческий оригинал, как правило, мало кому доступен. Ценность подобного рода новых переводов древних христианских памятников трудно преувеличить. Часто мы осознанно или неосознанно ищем у святых Отцов удостоверения в присутствии Божественного в мире и Церкви. При этом наш собственный религиозный опыт, свидетельствующий о Боге, как будто уступает в своей подлинности опыту древних христиан. Они кажутся нам ближе к Богу, чем мы сами. Таким образом возникает какая-то иллюзорная экклезиологическая дистанция между прошлым христианства и его настоящим. Чтение Огласительных гомилий святителя Иоанна Златоуста освобождает от этого ложного представления. Русский Иоанн Златоуст благодаря кропотливому труду переводчицы И. Пролыгиной говорит с нами современным языком и на вполне актуальные темы. Например, об истинном посте, противопоставляя его телесному посту: можно поститься и не постясь… когда мы принимаем пищу, но воздерживаемся от греха 10 . Если мы чем и отличаемся от древних христиан, то это культурой, в которой мы воспитывались: их время — это великолепие поздней античности, наше — обнищание гуманитарного знания. Но Церковь Христова всегда дышит одним и тем же Духом, присутствующим в ней всегда с одинаковой силой. 1 См., например: Крестный путь Иоанна Златоуста/Сост. и общ. ред. О. В. Ор­ловой. М., 1996. С. 260–267. 2 Русский перевод обеих гомилий: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1898. Т. 2. Кн. 1. С. 251–272. 3 Пападопуло-Керамевс А. Varia Graeca Sacra. Сборник греческих неизданных богословских текстов IV–XV вв. СПб., 1909. С. 154–183. (Leipzig: Zentralan­tiquariat der DDR, 1975). Уточненное переиздание: Jean Chrysostome. Trois camech–ses baptismales/A. Pi—dagnel – L. Doutreleau//Sources chremiennes. Paris, 1990. 366. Русский перевод: Четыре огласительных гомилии/Пер. И. Пролыгиной//Вестник древней истории. М., 2005. 1. С. 261–281; 2. С. 208–219; см. также: Из Огласительных бесед. Беседа третья/Пер. под ред. М. Никифорова//Альфа и Омега. 2003. 2(36). С. 91–100.

http://pravmir.ru/retsenziya-svyatitel-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010