«О, грозная нечаянность! – размышляет святитель Филарет, – они призывали Господа, следовательно, веровали в Него, знали Его; они пророчествовали, бесов изгоняли, чудеса творили, следовательно, немалую веру имели; но Господь не приемлет их во Царствие Свое и даже не знает их!» Какая невероятная сила зла и испорченности человеческой!.. Но как же сказано: « «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Рим. 10:13 ). Да, если призовет нелицемерно, всем сердцем своим, устремится к Богу всеми силами души своей и покажет свою веру в добрых делах. Но есть люди, которые «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит. 1:16 ). Такая вера – мертвая, которую имеют и духи отверженные: «и бесы», – сказано, – «веруют и трепещут». «Что пользы, братия мои», – увещевает святой апостол Иаков, брат Божий, – «если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» ( Иак. 2:19,14 ). Конечно, не может. Об этом и Павел говорит: «Если… знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор. 13:2 ). «Видишь, и чудеса не приносят пользы тому, кто творит их без добродетели. Кто же, спросишь, те, коих Иисус Христос, несмотря на их чудотворения, представляет достойными мучения? Бог действовал и через Валаама, открывал будущее Фараону и Навуходоносору, и Каиафа пророчествовал, сам не зная, что говорил, и некоторые изгоняли бесов именем Христа, хотя сами не были Христовы. Иуда также совершал чудеса, и однако лишился Царствия Небесного». Так и ныне, по замечанию блаженного Феофилакта, мы освящаемся через недостойных священников, совершающих Таинства; и это бывает не по чистоте и достоинству самих священников, но по вере приемлющих от них сии Таинства. «Не станем же, возлюбленные, – увещевает святитель Иоанн Златоуст , – думать, что мы, не совершая теперь чудес, по этому самому имеем менее благодати. За чудеса мы сами остаемся должниками перед Богом, а за жизнь и дела – Бога имеем должником своим». Кроме того, «чудотворцу, – как говорит блаженный Августин , – всегда грозит опасность заразиться самомнением и гордостью, а исполнение заповедей Божиих ведет человека к смирению». Итак, Спаситель, оканчивая Свою беседу на горе блаженств, объявляет Себя Судьей мира. Правда, Он не сказал прямо: Я буду судить, однако же, если бы не Сам Он был Судьей, то как бы сказал: «И тогда объявлю им… отойдите от Меня…» «Многие ужасаются только одной геенны; но я думаю, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – лучше подвергнуться безчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

6 ноября 1390 года архиепископ Феодор торжественно въезжает в Москву в составе свиты митрополита Киприана. В течение непродолжительного управления Ростовской епархией святитель Феодор основал в Ростове женский монастырь в честь Рождества Богородицы и не прекращал управления им до блаженной кончины. Святитель Феодор был хорошим иконописцем и для монастыря написал, согласно бывшему ему видению, икону Божией Матери. Икона эта прославилась многими чудесами и до последнего времени хранилась в Рождественском монастыре. Кроме этой иконы святитель написал и ещё ряд других икон, в том числе образ своего дяди – преподобного Сергия Радонежского и «Деисус на Болвановке у Николы святого». Тексты оригинальных произведений святителя Феодора не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что игумен Феодор совместно с игуменом Сергием Радонежским написал два послания митрополиту: в июне – начале октября 1378 года и в конце 1384 – начале 1385 года. Кроме того, в 1386 году он, безусловно, принимал участие в составлении обвинительных грамот против митрополита Пимена. Святитель Феодор занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений. 28 ноября 1394 года архипастырь Ростова скончался. Архиепископ Феодор был причислен к лику святых ещё в XV веке, и память его как святителя отмечалась в день его смерти (тропарь и кондак святителю Феодору помещён в сборнике ГПБ, Кирилло-Белозерского собрания, 1083, 1476–1483). В Подлиннике иконописном (под 30 ноября) даётся такой иконописный портрет святителя Феодора: «...подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке, ризы святительския, омофор и Евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст». Литература: Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви, М. 1901, стр. 164. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 247–248. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 399.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Творения святителя Иоанна Златоуста неоднократно переводились на церковнославянский, а позже и на русский язык. Наиболее основателен перевод с классического издания патристических памятников (Cursus Patrologiae) французского аббата Миня (1863), сделанный в Санкт-Петербургской академии. Это издание вышло в 1895–1906 гг. в двенадцати томах, каждый из которых составил около тысячи страниц. Риторическое искусство или служение истине? Святитель Иоанн получил прекрасное классическое образование. Его рано овдовевшая мать все силы положила на воспитание сына. Антиохия, родина Златоуста, в то время не только фактически была столицей Византийской ойкумены, но являлась ведущим мировым культурным центром. Предметом гордости антиохийцев была процветающая школа риторики языческого софиста Ливания. Иоанн оказался самым его блестящим учеником. Как сообщает церковный историк Созомен (V в.), Ливаний на смертном одре признался, что избрал бы Иоанна своим преемником, если бы его не “похитили” христиане 6 . Надо сказать, что Ливаний был мерилом и каноном античной речи не только для языческого эллинизма, но и для ранневизантийской христианской культуры. Преподобный Исидор Пелусиот, считавший себя учеником Златоуста, в одном из своих писем называет Ливания образцом красноречия вместе со своим учителем. Ливаний не был простым продолжателем античных традиций. Новое в его красноречии — интимные излияния души. Он бережно заботится о том, чтобы ни одна мелочь из его внутренних переживаний не ускользнула от внимания слушателей. С. С. Аверинцев замечает, что его автобиографическую речь “Жизнь, или о моей судьбе” привлекательной никак не назовешь 7 . Отталкивающее действие в ней производят авторская нежность и почтительность к самому себе, переливающиеся через край. Между тем в ту же эпоху и тот же жанр автобиографии христианские авторы святитель Григорий Богослов (О моей жизни) и Блаженный Августин (Исповедь) использовали не для самолюбования, а для суда над собой. В религии Ливаний ценил преимущественно эстетико-культурный пласт. Языческое мироощущение он не отделял от риторико-софистской образованности. Эллинистическое язычество для него было не более чем украшением и облагораживанием муниципального быта, а мифология — не более чем сокровищницей мотивов для риторических упражнений. Между тем христианство, изначально отвергшее мир, впадший в грех и “лежащий во зле”, — как провозгласил это любимый ученик Христов Иоанн Богослов: “Не любите мира, ни того, что в мире” (1 Ин 2:15), — отвергло и похоть очей языческой эстетики (1 Ин 2:16). Но это не значит, что понятие красоты отсутствовало в христианстве. Красоте в христианстве уделяется места больше, чем в какой-либо иной системе мировоззрения. Но в отличие от античного отождествления красоты с привлекательностью, пользой, целесообразностью, истинно красиво для христианства является то, что прежде всего истинно.

http://pravmir.ru/svyatitel-ioann-zlatou...

А МЫТАРИ И БЛУДНИЦЫ ПОВЕРИЛИ ЕМУ, эти люди, вами презираемые, оказывавшие дотоле непокорность воле Божией, поверили Иоанну, покаялись. А между тем Иоанн прежде всего пришел к вам, а не к ним; по крайней мере, их пример должен был бы тронуть вас.  ВЫ ЖЕ ,  И ВИДЕВ ЭТО  их обращение,  НЕ РАСКАЯЛИСЬ ПОСЛЕ ,  ЧТОБЫ ПОВЕРИТЬ ЕМУ . Вы остаетесь упорными, нераскаянными. Поэтому мытарям – большая похвала, а вам осуждение: во-первых, за то, что не хотите веровать, во-вторых, за то, что лицемерно скрываете это нежелание, притворяетесь, будто ищете правды Божией, посылаете с вопросами, то к Иоанну: «кто же ты?» ( Ин. 1:22 ); то ко Мне: «какою властью Ты это делаешь?»  ( Мф. 21:23 ). «Заметь, – говорит святитель Златоуст, – как много Он хвалит мытарей и осуждает Иудеев. К вам пришел Иоанн, – говорит Он, – а не к ним; вы не поверили, – это их не соблазнило; они поверили, – это вам не принесло пользы. Слова «вперед идут» не потому сказаны, что Иудеи последуют мытарям, но что и они, если захотят, могут войти в Царствие Божие. Ибо ничто так не возбуждает грубых людей, как ревность; поэтому Христос всегда говорит: последние будут первыми, а первые – последними. Для того Христос и представляет в пример блудниц и мытарей, чтобы Иудеи возревновали. Ибо грех блудниц и грех мытарей суть грехи величайшие, происходящие от грубой любви, один – к телу, другой – к деньгам. Притом Христос научает, что верить Иоанну – значит повиноваться закону Божию. Итак, блудницы входят в Царствие Божие не по одной благодати, но и по правде. Ибо входят они уже не как блудницы, но как послушные и верующие, чистые и переменившиеся». И мытари, и блудницы входят в виноградник Божий, в Церковь Христову, и работают, – хотя раньше они своей грешной жизнью, как бы отвечали: «не хочу!» А фарисеи и книжники поступали во всем противоположно этому. Пророк Исайя верно описал их, когда от лица Господа говорил: «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис. 29:13 ). «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как Христос сначала притчей, а потом указанием на блудниц делает слово Свое не столь тяжким для Иудеев, а, между тем, весьма сильным? Он не сразу сказал им: почему вы не поверили Иоанну? но, что было гораздо поразительнее, – сперва указывает на мытарей и блудниц, а потом уже говорит это, самыми делами доказывая, что Иудеи были недостойны прощения, и показывая, что они делают все из боязни к людям и суетной славы. Ибо они и во Христа не веровали потому, что боялись, чтобы им не быть отлученными от Синагоги; равно и Иоанна не дерзали осуждать не по благочестию, но по страху.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Итак, для человека нет заботы важнее спасения души. Он всегда должен помнить, что настанет день, когда Господь потребует от него отчета: как жил, сберег ли свою безсмертную душу способной к вечной жизни?  ИБО ПРИИДЕТ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВО СЛАВЕ ОТЦА СВОЕГО , приидет  С АНГЕЛАМИ СВОИМИ , как Царь со Своими Безплотными Воинствами, чтобы сотворить Суд Страшный и праведный над всеми людьми от Адама до последнего земнородного,  И ТОГДА ВОЗДАСТ КАЖДОМУ , наградит или накажет каждого  ПО ДЕЛАМ ЕГО . «Видишь ли, – замечает святитель Златоуст, – что Отцу и Сыну принадлежит одна слава? Слава одна, следовательно, и сущность одна. Сын единосущен Отцу». «Я всегда трепещу, слыша о Суде, – продолжает тот же святитель, – ибо я не из числа венчаемых. Думаю, что и другие также страшатся и ужасаются, ибо кого не устрашит это слово, если он придет в сознание самого себя? Кого не заставит трепетать, и кого не заставит убедиться, что вретище и самый строгий пост нужнее для нас, чем для народа Ниневийского? Нам говорят не о разрушении града, не об общей погибели, но и о муке вечной, об огне неугасимом»... Предсказание Господа о Своих страданиях и смерти, Его учение о том, что для всех истинных Его последователей необходим крест, Его угрозы Страшным Судом – все это пробуждало в слушателях тяжелые чувства, а потому человеколюбивый Господь, «желая просветить взор их и показать, насколько это для них возможно, в чем некогда будет состоять та слава, в которой Он придет, открывает им эту славу еще в настоящей жизни, чтобы они, особенно Петр, не печалились о своей смерти, равно как и о смерти Господа своего» (свт. Иоанн Златоуст ). Для вас как бы так говорил Господь: трудно представить, что Я, Которого видите теперь в таком смиренном виде, приду некогда в небесном величии; но чтобы вы знали, что это несомненно будет, – Я дам некоторым из вас увидеть это величие теперь же, пока я с вами: ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ЕСТЬ НЕКОТОРЫЕ ИЗ СТОЯЩИХ ЗДЕСЬ (Господь разумел Петра, Иакова и Иоанна),  КОТОРЫЕ НЕ ВКУСЯТ СМЕРТИ ,  КАК УЖЕ УВИДЯТ Меня ,  СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО , ГРЯДУЩЕГО В ЦАРСТВИИ СВОЕМ , увидят образ Моего будущего пришествия и славы праведных. И действительно, трое из апостолов видели славу Господа в Его Преображении; все, кроме Иуды, стали свидетелями Его Воскресения; Иоанн пережил исполнение грозных пророчеств Его об Иерусалиме и видел прекращение ветхозаветных жертв и разрушение храма... А во всех этих событиях полагалось основание духовному царству Христову на развалинах обрядового закона Моисеева...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Константинополь того времени представлял собой печальное зрелище. Внешне это был христианский город, с пышностью отправляющий все обряды и богослужения. Внутренне же, сердечно язычество было очень сильно. Нравы императорского двора отличались распущенностью, знать утопала в пороках и роскоши, в то время когда народ влачил нищенское полуголодное существование. В этот погрязший в роскоши и грехах город и прибывает строгий аскет, праведник и молитвенник святитель Иоанн Златоуст. И великий золотой город – столица мира – его сломить не смог. Константинопольский архипастырь вначале берется за главное – за исправление жизни духовенства. И примером такой благочестивой жизни был, конечно, он сам. Иоанн Златоуст отказывается от приглашений на различные увеселения да праздничные обеды, распродает богатое имущество Архиепископии: роскошные шторы, мебель, посуду, мрамор. Вырученные деньги пускает на содержание двух больниц и нескольких гостиниц для паломников. В открытую обличает посещение всяческих языческих увеселений – ипподромов, театров с распутными кровавыми постановками и проч. Конечно же, этим всем он вызывает немало гнева и озлобления для привыкших жить в роскоши. Архипастырь приобретает себе влиятельного врага в лице императрицы Евдоксии, жены императора Аркадия. В обличительном слове о суетных женщинах царица усматривает намек на себя. Последней каплей становится тот факт, что Евдоксия пыталась отобрать виноградник у одной знатной вдовы, недавно потерявшей мужа. Константинопольский Архиепископ становится на сторону вдовы и защищает несчастную женщину от царского произвола. Евдокия начинает интриговать против святителя. Под ее покровительством на царской вилле «У дуба» созывается собор во главе с Александрийским Патриархом Феофилом и некоторыми египетскими епископами. Они осуждают Иоанна по сфальсифицированному обвинению в оригенизме. Святителю присуждают ссылку. Народ же его очень любил. На улицах Константинополя произошло сильнейшее волнение. Феофилу пришлось спасаться бегством. У храма, где пребывал святой, столпился народ, решивший защищать своего архипастыря. Но святитель поступил как истинный последователь Христа. Он так же, как и Спаситель, повелевший святому первоверховному апостолу Петру вложить в ножны меч, сам добровольно сдался во избежание кровопролития. Той же ночью в столице произошло землетрясение. Испуганный император освободил святителя и вернул ему кафедру.

http://pravoslavie.ru/98954.html

Число сорок в Священном Писании напоминает или наказание за грех (сорок дней лил дождь потопный, сорок лет евреи странствовали в пустыне), или покаяние (пост Моисея, Ниневитян). Не сохранил поста первый Адам в раю: Господь Иисус, второй Адам, восполнил это, выдержал самый строгий пост и победил искусителя. Самому Ему не нужен был этот пост, но Он восхотел подать нам пример, указать на пост, как на спасительное средство побеждать врага. «Из этого познай, – поучает святитель Иоанн Златоуст , – какое великое благо и сколь сильное оружие против диавола есть пост; познай и научись, что омытому водами крещения не должно предаваться пресыщению и пьянству». По сорок дней постились некогда и великие пророки Моисей и Илия; и Христос Спаситель не восхотел превзойти меру этих святых постников, дабы не было сомнения в Его вочеловечении, и чтобы противник, диавол, узнав, кто Он, не убежал от брани. «Смотри, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – с какой хитростью, с каким лукавством приступает сатана: не тогда приступил, когда Иисус молился, а выждал время, когда Он взалкал. Но этим-то алканием Спаситель и подал ему случай приступить к Нему: по Своему Божеству Господь неприступен диаволу». «Если же диавол нагло дерзнул приступить к Самому Иисусу Христу, в Котором «не имеет ничего» ( Ин. 14:30 ), т.е. не было ничего греховного, то не должно ли заключить, что сей адский ветр всегда дышит в мир и силится раздуть всякую искру похоти в человеке?» (митрополит Филарет). В каком виде приступил диавол ко Господу, евангелисты не говорят; во всяком случае, это не было только мысленное внушение греховных помыслов от врага, а действительно открыто явившийся дух злобы – сатана. И ПРИСТУПИЛ К НЕМУ ИСКУСИТЕЛЬ И СКАЗАЛ : напрасно Ты не пользуешься Своей силой для Своих потребностей земных; что за нужда Тебе терпеть голод? ЕСЛИ ТЫ СЫН БОЖИЙ , то вот камни пустынные, они удивительно походят на хлебы: СКАЖИ, ЧТОБЫ КАМНИ СИИ СДЕЛАЛИСЬ ХЛЕБАМИ . Ведь Тебе это ничего не стоит: нужно только слово сказать, и эти камни обратятся в хлебы, и Ты утолишь голод, а вместе с тем докажешь, что Ты действительно Сын Божий: иначе кто же Тебе поверит, если Ты и этого не сможешь сделать?.. Не сказал искуситель: если Ты, полагая, что это постыдно для Иисуса, но сказал: если Ты Сын Божий, надеясь обольстить Его похвалами. В то же время он не знает, что думать об Иисусе: простой ли Он человек или нет; слышал он на Иордане глас с неба, называвший Иисуса Сыном Божиим; слышал и славное свидетельство Иоанново; но вдруг видит Его алчущим и недоумевает: как же это может взалкать Сын Божий? Это недоумение диавола слышится и в его речах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла. В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызвав из Антиохии для доставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395-408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204489...

Хотя учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он предан анафеме, споры между паламитами и варлаамитами не закончились. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Каленас (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1323-1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Но несмотря на это Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.             За три года до кончины он вернулся в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю. Память 14 (27) ноября         Житие преподобного и богоносного отца нашего Григория Паламы, архиепископа фессалоникийского по Афонскому Преданию- www.isihazm.ru Божественный отец наш Григорий имел родителей благородных и добродетельных. Отец его, в царствование Андроника второго Палеолога, занимал при дворе высшую государственную должность. При такой любви царя земного он пользовался особенной благодатью и Небесного, чему ясным свидетельством служит то, что, предвидя исход свой от времени в вечность, он сложил с себя звание государственное и принял ангельский образ с именем Константия, и мирно отшел ко Господу. Между тем, Григорий по смерти отца своего продолжил классические занятия, посвящая себя изучению философских наук и всего, что входило в состав тогдашнего юношеского образования.

http://isihazm.ru/1/?id=572

21. Иоанн, еп. Тайна Иова http://www.bible-center.ru/article/jobsecret. Текст приведен по изданию: Буэнос-Айрес, 1950 (перепечатка с первого парижского издания 1933 года. Предположительно автором является архиепископ Иоанн (Шаховской). 22. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: В 12 т. Репринт по изд. СПб. Духовная Академия, 1898-1906. М.: Православное братство «Радонеж», 1991-2004. Т. 4. Беседы на книгу Бытия. М., 1993. Т. 5, кн. 1 – 2. Беседы на Псалмы. М., 1996. Т. 6, кн. 1. Толкование на пророка Исайю. М., 1998. Т. 6, кн. 2. Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998. Т. 7, кн. 1. Беседы на Евангелие от Матфея. М., 1993. Т. 8. Беседы на Евангелие от Иоанна. М., 1993. Т. 9. Беседы на Деяния Апостольские. М., 1994. Т. 12, кн. 3. Беседы на Притчи Соломона. М., . 23. Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Писания. Репринт по изд. М., 1892. СТСЛ, 1993. 24. Иоанн (Шаховской), архиеп. Философия православного пастырства. СПб., 1996. 25. Ипполит Римский, свт. Творения. Т. 1. Толкование на книгу пророка Даниила. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. 26. Исидор Пелусиот, преп. Письма. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 2000 – 2001. Ч. 1. М.: 2000; Ч. 2 – 3. М.: 2001. 27. Карташев А.В. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947. 28. Кирилл Александрийский, свт. Творения. М., 2000 – 2001. Кн. 1. О поклонении и служении в духе и истине. М., 2000. Кн. 2. Глафиры или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. М., 2001. 29. Князев Алексей, прот. Пророки. М.: Изд. свв. Кирилла и Мефодия, 2001. 30. Козырев Ф.Н. Искушение и победа святого Иова. СПб., 1997. 31. Ла Сор У.С.С., Хаббард Д.А., Буш Ф.У., Обзор Ветхого Завета. Одесская семинария ЕХБ, 1998. 32. Лествица, возводящая на небо преподобного Иоанна Лествичника, игумена монахов Синайской горы. М.: Изд. «Лествица», 1999. 33. Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. Сборник статей. М., 2000. 34. Максим Исповедник, прп. Творения в 2 книгах. М.: Мартис, 1993. 35. Мефодий Патарский, сщмч. Пир десяти дев. М., 1996.

http://sedmitza.ru/lib/text/431663/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010