И вот с такою точностью и с такой полнотой исполнились слова Спасителя на св. Иоанне. Он был поистине величайшим светильником мира, и светом своих Боговдохновенных учений освещал весь христианский мир того времени. Такой величайший проповедник слова, как Иоанн, не мог укрыться от словесных овец стада Христова, жаждущих его вдохновенной проповеди . Премилосердый Создатель осенил его таким величайшим даром, что для его святительских дарований мала и тесна была кафедра даже и Антиохийской Церкви. Господу угодно было поставить этот светильник на самый высокий свещник – на Константинопольскую кафедру. Сначала в Антиохии под мирным и благостным управлением Флавиана, патриарха Антиохийского, потом в греческой столице – Константинополе, при дворе Аркадия и Евдоксии, и, наконец, в период изгнаний и заточений проповеднический гений святителя Иоанна окреп, возвысился, раскрылся всесторонне, а под влиянием благодати просиял светом божественным Св. Иоанн родился в Антиохии в 347 г. от благородных и образованнейших родителей Секунда и Анфусы. Родители его принадлежали к лучшему антиохийскому обществу и исповедывали христианскую веру. Отец его был начальником сирийских войск и жил в супружестве очень краткое время, так что добродетельная Анфуса осталась двадцатилетней вдовой после мужа, имея при себе двух детей, сына и дочь. Маленькая дочь также недолго утешала материнское сердце, подобно своему родителю скоро отошла в вечность, и убитая горем Анфуса все свое внимание сосредоточила на воспитании своего сына в строгом духе древнего христианского благочестия. Св. древность ставит ее в этом отношении наравне с знаменитейшими женами христианскими: Моникой, Ноной, Эмилией, Горгонией и Макриной, весьма много потрудившимися над воспитанием юношества. Но задача Анфусы по поводу воспитания и образования сына была несравненно выше и гораздо трудней. Те были аскетически подготовлены к делу воспитания своих редких детей, но Анфуса при жизни мужа не могла не принадлежать высшему обществу того времени, а потому аскетические приемы воспитания ей были мало известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Святитель Феофан Затворник Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела. Святитель Василий Великий Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с Апостолами, посредством поста, достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного – праведным, из злого – добрым, из нечистого – благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни… Святитель Иоанн Златоуст Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи и будет тогда радость на душе и мир, и не надо других свидетелей, но Сам Дух свидетельствует, что грехи прощены. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои. Если бы все люди покаялись и хранили заповеди Божии, то рай был бы на земле, ибо Царствие Божие внутри нас. Царствие Божие есть Дух Святой, а Дух Святой и на небе и на земле тот же. Преподобный Силуан Афонский Житие святителя Андрея, архиепископа Критского Святитель Андрей, архиепископ Критский, по прозванию Иерусамлит, родился в третьей четверти VII века на Ближнем Востоке, в городе Дамаске, принадлежавшем тогда еще Восточной Римской империи. Известно, что родители его были благочестивыми христианами; сам же отрок Андрей оставался немым до семилетнего возраста. Однажды дар речи явился ему после причащения Святых Христовых Таин. Это чудесное исцеление очень сильно повлияло на духовную настроенность воспитанного в христианском благочестии юноши. Не оставляя познания наук светских, он внимательно изучает творения Святых отцов, все более склоняясь к уединенной иноческой жизни.

http://pravoslavie.ru/1604.html

Хотя христианство в то время было уже господствующей религией; но, тем не менее, язычество имело ещё большую силу и составляло немалое препятствие к распространению христианства и вредило нравственности христиан. В самой церкви христианской было множество внутренних споров и раздоров по причине множества в то время ересей и особенно ереси арианской. Эти раздоры были причиной того, что на православных христиан воздвигаемы были гонении. Кроме того, была сильная распущенность нравов, особенно среди высшего сословия. Все эти обстоятельства делали время жизни празднуемых Святителей трудным и опасным, как для них самих, так и для церкви Христовой. Но они весьма близко принимали к сердцу наставление апостола Павла: блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дние лукави суть. Принимая же сие наставление лично к себе, они, в то же время, громко внушали оное своим пасомым, не стеснялись никакими обстоятельствами, не взирали ни на какие препятствия. Они не были рабами своего времени, не подчинялись тому или другому ложному направлению, не склонялись ни перед каким ложным авторитетом, не боялись даже сильных мира. Но с силой опровергали современные ложные направления; смело говорили в глаза сильным мира истину Христову и за веру Христову терпели не только разные притеснения и гонения, но и смерть. Припоминая современные обстоятельства, жизнь и деятельность прославляемых Святителей среди сих обстоятельств, и представляя наше настоящее время, невольно скажешь: как бы благовременны были теперь подобные ревнители веры и благочестия, и такие пастыри церкви, каковы были празднуемые нами Святители – Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . В самом деле, каково наше время? Наше время лучше описанного нами времени празднуемых трёх Святителей только в том отношении, что теперь нет гонения на веру и церковь Христову, что наша православная церковь есть господствующая церковь , что православие покровительствуется и защищается церковными и государственными законами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

5. Из вышеизложенного ясно, что Московский Патриархат вступил с архиереями РПЦЗ в общение в 2007 году с сознанием того, что последние законно рукоположены и не являются раскольниками, a не «с простой подписью», как, к сожалению, действовал Константинополь в отношении самопосвященных – то есть без апостольской преемственности – и законно лишенных сана «архиереев» на Украине. Вместо всяческих оправданий «первенствующая из Православных Церквей», по выражению святителя Иоанна (Максимовича), во главе с ее патриархом, «умаление которого никоим образом не может быть допущено», как говорил о нем митрополит Антоний (Храповицкий), могла бы услышать голос многочисленных архипастырей, пастырей и мирян почти всех Поместных Церквей и созвать настоящий Вселенский Собор со всеми каноническими архиереями Церкви Христовой. Данный Собор, как это выразил в свое время иерарх Константинопольской Церкви архиепископ Евдокиадский Георгий (Вагнер), мог бы стать вторым «Трулльским Собором», который унифицировал и дополнил церковные нормы. В данном случае такой Собор мог бы в Духе Святом не только решить украинский вопрос, но и соборно выяснить спорный смысл 28-го правила Вселенского Собора и таким образом определить, какими правами обладает Константинопольская кафедра, а какими нет. Тогда, как еще говорил святитель Иоанн, «такое внешнее унижение [турками] иерарха града святого Константина, некогда бывшего столицей Вселенной, не поколебало бы к нему почтения в среде православных, благоговеющих перед кафедрой святых Златоуста и Григория Богослова». В противном случае, если нынешняя ситуация продолжится, мы попадем под осуждение слов святого апостола Павла: «Ради вас имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2: 24). Рейтинг: 9.9 Голосов: 986 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена П. 6 февраля 2020, 22:11 Благодарю автора за такие нужные разъяснения! Потому что, к стыду моему, не знала этих исторических фактов из жизни нашей Церкви. Спаси, Господи, Церковь нашу Православную!

http://pravoslavie.ru/127575.html

Господь Бог благословил труды двух юношей, и они скоро сделались лучшими учениками. Не было между ними суетного соперничества; каждый из них радовался успехам друга более, нежели своим собственным, и были всегда готовы уступить друг другу первенство. Василий отличался глубиной ума и способностью к наукам философским; Григорий более всего любил словесные науки, чувствовал в себе дар слова и развивал эту силу, как орудие для служения Христу. «Ещё не опушились мои ланиты, писал св. Григорий, мной овладела пламенная любовь к словесным наукам; я старался обогатить себя внешней учёностью с тем, чтобы употребить её в пособие истинного просвещения; дабы знающие одно пустое витийство, состоящее в звучных словах, не превозносились и не могли опутать меня своими хитрыми умствованиями.» Таковы были два воспитанника, два друга – Василий и Григорий в период своего воспитания! А св. Иоанн Златоуст , посещая языческие школы, где преподавались философия, красноречие и другие науки, и будучи одним из лучших учеников знаменитого Ливания, красноречивого языческого оратора, в тоже время всеми силами души своей тяготел к христианской благочестивой жизни. У Иоанна также было несколько друзей – товарищей, одушевлённых, как и он, любовью к Богу: они вместе трудились, стараясь преуспевать в добре. Один из друзей его, решившись сперва жить только для Бога, возвратился потом в мир и увлёкся прелестями мира; Иоанн по этому случаю написал увещание к «падшему.» В этом первом сочинении его уже видны те черты, которые так прославили его впоследствии: живое увлекательное красноречие, изливавшееся из сердца, полного любовью, твёрдость и чистота нравственных правил. К вам, воспитанники сего училища, как будущим пастырям церкви, боле всего относятся указанные черты из периода воспитания празднуемых ныне святителей. Грешно перед Богом будет, если вы, зная эти черты, не воспользуетесь ими, в большей или меньшей мере, для своей жизни. Каковыми же деятелями на пользу обществу и церкви вышли из школы прославляемые ныне святители? По своему образованию, учёным трудам, пастырской деятельности и благочестивой жизни они составили славу своего века и оставили собой пример всесторонней и животворной пастырской деятельности для всех последующих пастырей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Об этом учили апостол Павел (I в.), святитель Иоанн Златоуст (IV—V вв.), святой Иоанн Дамаскин (VII—VIII вв.), блаженный Феофилакт Болгарский (XI в.), святитель Феофан Затворник (XIX в.), священномученик Иларион (Троицкий) (XX в.). Эту же простую богооткровенную истину для русской интеллигенции, увлеченной рационалистической философией Запада, пытались раскрыть миряне нашей Православной Церкви — Алексей Степанович Хомяков (1804—1860) и др. В Церкви вера, принятая от Христа и Апостолов, на протяжении веков сохраняется одной и той же. Она лишь разъясняется иногда в новых образах и понятиях в связи с запросами церковного народа или сомнениями мира сего. Эту веру блюли как святыню, как драгоценность святые, в земле Российской просиявшие, ее оберегало в течение тысячелетия русское Православие. Стремясь сохранить чистоту православной веры, мы очень четко различаем богоот-кровенные догматы, исторически сложившиеся благодатные каноны и частные богословские мнения-теологумены. Отход от церковного единства ведет к сектантству, к ересям. Когда каждый проповедует по-своему, то хрис-тианское учение становится чем-то весьма неопределенным, постоянно изменяющимся по желанию новоявленных учи-телей. Это хорошо видно на примере истории протестантизма и старообрядчества, на разделении новейших религиозных течений на все новые и новые враждующие между собой секты и группы. Причина расколов — гордость человеческая, хотя иногда поводом могут служить поступки и деяния лиц, которые считают себя находящимися в Церкви. “С самого начала христиане составляли Церковь, — пишет священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), — и веру в ее спасительность и в ту истину, что христианство не отделено от Церкви, мы можем считать данной от Самого Господа Иисуса Христа Христос не только великий учитель, Он — Спаситель мира Не учение только имеем мы от Христа Спасителя нашего, а жизнь”. Христианство —радостная полнота жизни во Христе. Полнота этой жизни невозможна без участия в церковных таинствах. Наши российские новомученики страдали не только за абстрактную веру христианскую, но прежде всего за Церковь Христову. Они не хотели менять радость совершенную на призрачное счастье мира сего. С первых дней “великой” революции стали гнать и уничтожать именно Православную Церковь. Мусульманам Ленин писал поддерживающие письма, до 1929 г. гонений на баптистов не было. Через государственное издательство издавали пробуддистскую апологетику, в частности, работу супруги Рериха. После 1929 г. стали, правда, преследовать “и всех, и вся” за всяческое разномыслие. Эти факты должны быть осмыслены и в историческом, и в духовном плане. С кого нам брать примеры отношения к миру и Церкви, как не с наших русских святых и подвижников веры и благочестия, мученичества и исповедничества? К кому нам обращаться за молитвенной помощью в годы нестроений, народных бедствий и соблазнов, как не к нашим святым соотечественникам? И мы просим Бога: “Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу сохрани”.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-v-zem...

Вот эта приведенная здесь частная келейная или домашняя молитва, преподанная опытным в жизни духовной старцем Леонидом своему ученику, может служить для православного христианина примером или образом молитвы за какого-нибудь близкого к нему неправославного христианина. Может он, например, молиться в таком смысле: «Помилуй, Господи, аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отошедшего в жизнь вечную в отступлении от святой Твоей Православной Церкви! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!» («Душеполезное чтение», 1901, ч. 3, стр. 328-333). Преподобный Иосиф Оптинский О поминовении усопших Хочу я вас и примером уверить, – ибо, я знаю, многие говорят: какая польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? – А что, если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, – то не сделал бы он им облегчение наказания? Таким образом, и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас человеколюбца Бога. Святитель Кирилл Иерусалимский Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, – как не умилостивим мы Бога, молясь за умерших. Святитель Иоанн Златоуст Жребий отшедших от нас так же в руках Господа, как и жребий оставшихся. Живем ли или умираем, – всегда Господни (Рим. 14, 8). Архиепископ Филарет Черниговский Если тяготит тебя печаль о добром и возлюбленном умершем, скажи себе: житие наше на небесех есть (Фил. 3, 20). Святитель Филарет, митрополит Московский Над мертвым проливай слезы и оплакивай его, но не будь безутешен, подобно неимущим упования (1 Сол. 4, 13). Протоиерей И. Толмачев Есть еще, поистине, есть возможность, если хотим облегчить наказание скончавшагося грешника. Если будем творить о нем частыя молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и не достоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?

http://pravoslavie.ru/1644.html

Именно это (несогласие с признанием ПЦУ, – Ред.) «вызывает чувство страха и неуверенности в людях, когда другие Церкви не хотят согласовывать свои действия с действиями вселенского патриархата», – заявил глава Фанара. Заявление главы Фанара прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: Роль Константинопольского Патриархата в христианизации Руси достаточно сильно преувеличена. Вплоть до 1037 года мы не знаем имён наших архиепископов, а они были. Не знаю, кто их ставил. Мог их ставить Константинополь, а мог и болгарский архиепископ, но это, так сказать, детали спора. Допустим, патриарх Варфоломей прав, что Константинопольский Патриархат потрудился для христианизации Руси. Что из того? Он напоминает гусей из басни И.А.Крылова: Да наши предки Рим спасли! Всё так, да вы что сделали такое? «Мы? Ничего!» - «Так что ж и доброго в вас есть?» Точно таким же гусём является патриарх Варфоломей, потому что он расточает наследие великих константинопольских архиепископов и патриархов: святителя Иоанна Златоуста, святителя Прокла Константинопольского, святителя Георгия, святого патриарха Германа и святого Патриарха Фотия. Во-первых, они твердо стояли за православную веру, а во-вторых - за православную нравственность. Патриарх Варфоломей своими экуменическими эскападами, своим расшаркиванием перед латинянами, иудеями и мусульманамипомножает на ноль нравственное достоинство и духовный авторитет Константинопольской Церкви. Он делает её церковью еретической и беззаконной. И уж скорее он преемник не тех великих святых мужей, упомянутых мною выше, а преемник таких еретиков и лизоблюдов, как, к примеру, Акакий Константинопольский, породивший схизму монофизитскую, как иконоборческий патриарх Анастасий и Константин, патриарх Григорий Мамма, проводивший унию с латинянами, что сейчас и делает патриарх Варфоломей. Патриарх Варфоломей — хулитель и попиратель канонического достоинства Константинопольской патриархии. Он недостоин стоять в одном ряду с такими патриархами, как Иоанн Постник, создатель номоканона, святой патриарх Фотий, создатель наиболее совершенного номоканона и многие другие. Своими беззаконными санкциями на второй брак духовенства, своими критскими эскападами, своими непомерными антиканоническими претензиями и, наконец, своим разбоем, он нагло и цинично попрал все канонические установления своих предшественников. Он недостоин называться их преемником. Он преемник разбойников и хулителей, промонофизитских, проиконоборческих, проарианских патриархов, чья память анафематствуется в неделю Торжества Православия.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/27/ka...

Псевдоклиментины — корпус произведений, связанных с именем священномученика Климента, папы Римского, одного из мужей апостольсих, составленный не ранее III в. В него выходят «Гомилии» и «Рекогниции» — тексты псевдоавтобиографического характера. Несмотря на то, что ученые не сомневаются в их подложном характере, самое раннее свидетельство о «Гомилиях» приводит в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский , а Руфин Аквилейский не сомневался в подлинности «Рекогниций». Помимо Псевдоклиментин под именем свт. Климента сохранилось также так называемое Второе послание к Коринфянам. Оно не похоже на письмо, в его подлинности, в отличие от «Гомилий», сомневался Евсевий, а свт. Фотий Константинопольский отмечал несходство его слога с подлинным стилем Климента. Прот.  Петр Преображенский отмечал чистоту его учения и назидательность как причину его употребления для чтения в церковном собрании до IV в. 9 Под именем Климента сохранились также два послания «О девстве» и ряд произведений литургико-канонического характера. Например, от его лица составлен текст «Апостольских постановлений». В латинской традиции ему же приписывался ряд дисциплинарных и канонических книг. Послания, подписанные именем Климента открывают «Лжеисидоровы декреталии». Для сравнения стоит упомянуть, что до нас дошло только одно подлинное произведений свт. Климента — его Первое послание к Коринфянам 10 . Псевдоэпиграфы в Chrysostomica Chrysostomica — корпус сочинений святителя Иоанн Златоуста , который включает как подлинные, так и неподлинные произведения. Златоуст составил одно из наиболее обширных собраний сочинений среди всех греческих христианских авторов. Подлинных произведений у него насчитывается около 900. Также под именем святителя Иоанна Златоуста сохранилось самое большое число псевдоэпиграфов 11 , их не менее 1500. Часть их можно объединить в группы, принадлежащие неизвестным авторам каппадокийского и антиохийского происхождения. Исследователи считают, что под именем своего учителя творили некоторые ученики Иоанна Златоуста . Как труды свт. Иоанна были отмечены гомилии других Константинопольских архиепископов, чье богословское учение не было столь безупречным. Таким образом, сохранились пять произведений ересиарха Нестория и две беседы Акакия Константинопольского, составившего в 482 г. для императора Зенона «Энотикон», объединительное исповедание с очень расплывчатой вероучительной позицией 12 . Некоторые псевдозлатоустовские сочинения очевидно содержат субординационистские и аномейские идеи. Проповеди одного из главных противников Златоуста, епископа Севериана Габальского также носят имя великого святителя. Предположительно это было сделано в VI в. по причине сходства имени подлинного автора с именем Севира Антиохийского 13 . Ареопагитики

http://azbyka.ru/psevdoepigrafy

От лица всей делегации Русской Православной Церкви приветствую ваше честное братство и желаю вам успешного прохождения вашего монашеского делания. Призываю вас, всечестные отцы и братия, молиться за Русскую Православную Церковь и за весь мир». После братской трапезы паломники поклонились хранящимся в обители святыням: частице Животворящего Креста Господня, деснице святителя Иоанна Златоуста, переданной обители императором Андроником II Палеологом, частице мощей преподобного Космы Этолийского, мощам других святых, чтимому образу Богородицы «Сладкое лобзание», чудесно прибывшему из Константинополя по морю. Затем в соборной зале монастыря гостям было предложено традиционное монастырское угощение, состоялась беседа с игуменом. 26 октября в соборном храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря Филофей митрополит Иларион совершил Божественную литургию. Владыке Илариону сослужили председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Бориспольский Антоний , епископ Брянский и Севский Феофилакт , секретарь ученого совета Киевской духовной академии протоиерей Владимир Коцаба, сотрудник ОВЦС священник Михаил Асмус, игумен монастыря Филофей иеромонах Никодим, клирики обители и референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин). В этот день в обители торжественно праздновалась память преподобного Симеона Нового Богослова, великого подвижника Православия и выдающегося аскетического писателя. В связи с этим митрополит Иларион обратился на трапезе к братии монастыря со словом, посвященным святому, память которого празднуется в этот день: «Досточтимый игумен, дорогие отцы, братия! Прежде всего от имени нашей паломнической группы хотел бы поблагодарить отца игумена и братию за гостеприимство и за возможность нам совместно совершить Божественную литургию. В этот день празднуется память преподобного Симеона Нового Богослова (949-1022 гг.), который был игуменом монастыря святого Маманта Ксирокерского в Константинополе. Этот святой прославился своей подвижнической жизнью и теми духовными писаниями, которые он оставил. Его перу принадлежат три богословских слова, 15 слов нравственных и 34 огласительных слова, а также три сотницы глав о молитве и добродетельной жизни. И, может быть, самая замечательная и значительная его книга — это собрание гимнов Божественной любви. В этих своих произведениях он говорит и о богословских, и о нравственных предметах. Но особенно яркими являются те страницы, которые он посвятил описанию собственной духовной жизни и тех опытов богообщения, которые он переживал на протяжении всей своей монашеской жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/1305437.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010