Св. Ипполит, епископ Рима, в своем сочинении «Сказание о Христе и антихристе» (883) приводит полностию слова сего послания об антихристе. Ученый Ориген , по известию Епифания Кипрского , писал толкование на это послание. Но оно не сохранилось. Однако, в других сохранившихся писаниях Оригена находится множество ссылок на слова Апостола Павла из второго послания к Солунянам (2:11, 12; 2:4). В объяснении же на Евангелие Матфея Ориген говорит, что день Господень не настанет до тех пор, пока не придет сначала отступление и не откроется человек греха, сын погибели, причем прямо говорит, что об этом свидетельствует Павел во втором послании к Фессалоникийцам 50 . Св. Кирилл Иерусалимский приводит слова этого послания: «тайна беззакония уже в действии» ( 2Сол. 2:7 ), причем присовокупляет: «о, хотя и сказало это, но да не будет, чтобы это исполнилось над нами! Однако, будем осторожны». « Церковь предварительно сказывает об антихристе до его пришествия. При тебе ли оно будет, не знаем, или после тебя, тоже не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться». Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, дал объяснение всего послания: потому его свидетельства, как и других толковников, будут приведены далее, при изъяснении самого послания. Нельзя при этом не заметить, что великий святитель Иоанн Златоуст был вместе с тем и выразителем свидетельств многовекового предания, сохранившегося в Церкви христианской, в изъяснении Божественных писаний самом строгом, которое Иоанн Златоуст усовершенствовал глубиною своей великой души и широтою взглядов своего необыкновенно светлого ума. За церковным богослужением второе послание к Солунянам читается в таком порядке: 1 гл. ст. 1–10 в понедельник 25 недели. 10–12 и 2 гл. ст. 1–2 во вторник. 1–12 в среду. 13–17 и 3 гл. ст. 1–5 в четверток. 1–15 в пяток. Второе послание к Солунянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе 51 : 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Стремление влиятельных александрийских пап 14 взять кафедру Константинополя под свой контроль омрачило ход собора 381 r., когда под давлением Тимофея Александрийского от столичного престола был вынужден отказаться свт. Григорий Богослов . Еще более громкий скандал разразился во время правления на константинопольской кафедре одного из величайших проповедников в истории христианства – выходца из Антиохии свт. Иоанна Златоуста (398–404). После 381 г. в церковном статусе Константинополя возникла некоторая неопределенность. С одной стороны, столичный епископ был признан «старшим по чести» среди всех епископов Востока. Но с другой – Константинополю не было определено никакой области юрисдикции, и с формально-канонической точки зрения он, как и бывший Византий, оставался одной из епископий провинции Фракия, подчиненной митрополиту Ираклийскому. Сам Иоанн Златоуст рассматривал свое «первенство чести» как основание для решения споров между епископами и митрополитами в качестве третейского судьи. В 401 г., рассматривая жалобу одного из епископов провинции Азия, он прибыл в ее столицу Эфес, где провел Поместный собор, низложивший за злоупотребления митрополита Эфесского Антонина и нескольких других епископов. Более того, Иоанн Златоуст принял к рассмотрению и жалобы на александрийского архиепископа Феофила (385–412), который был вызван на суд в Константинополь. Такое стремительное возвышение столичной кафедры вызвало недовольство. И Эфес, и Александрия были в то время в числе крупнейших городов Империи, а их кафедры были основаны самими апостолами – Иоанном Богословом и евангелистом Марком и считались весьма уважаемыми с точки зрения древности и апостольского авторитета. Вдобавок ко всему Иоанн Златоуст оказался вовлечен в конфликт с Евдоксией, молодой женой императора Аркадия (395–408), которую святитель открыто обличал в чрезмерной любви к роскоши и развлечениям. В 403 г. собор, состоявшийся на вилле «У дуба» близ Константинополя под председательством Павла Ираклийского и Феофила Александрийского (в литературе также можно встретить его именование как «разбойничьего собора под дубом»), обвинил столичного епископа во вмешательстве в дела чужих епархий и оскорблении императрицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

«Подивись мудрости Учителя, – говорит святитель Златоуст, – на вопрос: «позволительно ли», Он не тотчас отвечал, что не должно, чтобы они не возмутились; но прежде чем опровергать их, Он предварительно объяснил, что эта заповедь есть заповедь Отца Его, и что Он установил ее, не противореча Моисею. Заметь, что Он утверждает Свои слова не только тем, что Бог сотворил мужа и жену, но и заповедью, которую Он произнес после их сотворения: не сказал, что Бог только сотворил одного мужчину и одну женщину, но и то, что велел им соединиться», соединиться навсегда и никогда не разлучаться. После такого ответа, «что же оставалось делать совопросникам?» – вопрошает святитель Иоанн Златоуст . Не замолчать ли, не похвалить ли сказанного? Но фарисеи ничего этого не делают, а опять продолжают спорить:  ОНИ ГОВОРЯТ ЕМУ: КАК ЖЕ МОИСЕЙ ЗАПОВЕДАЛ ДАВАТЬ  жене  РАЗВОДНОЕ ПИСЬМО И РАЗВОДИТЬСЯ С НЕЮ?  Известно, что Закон через Моисея дан был Самим Богом, а Бог Себе противоречить не может. «Хотя Моисей заповедал много и другого, например, о пище и о субботе, но они возражают Господу только на эту заповедь, потому что желают вооружить против Него народ, ибо все исполняли эту заповедь. Но неизреченная Мудрость и эту заповедь защищает, и не допускает порицать и Моисея, и все обращает против них самих» (свт. Иоанн Златоуст ).  ОН ГОВОРИТ ИМ: МОИСЕЙ  вовсе не заповедал, как говорите вы, а только допустил развод и поступил так не потому, что хотел противоречить Богу, но как мудрый законодатель; в его время наилучший закон был неудобоисполнимым; он видел грубый, жестокий нрав ваш, и  ПО ЖЕСТОКОСЕРДИЮ ВАШЕМУ ПОЗВОЛИЛ ВАМ РАЗВОДИТЬСЯ С ЖЕНАМИ ВАШИМИ , чтобы вы, желая избавиться от ненавистной жены, не погубили ее. Эти слова Господа были для фарисеев несносны и весьма укоризненны; чтобы несколько смягчить их, Господь тотчас снова обращает Свою речь к древнему первоначальному закону:  А СНАЧАЛА НЕ БЫЛО ТАК;  при сотворении первых людей – одного мужа и одной жены – самым делом установлен закон, не допускающий развода. Если бы закон, допускающий развод, был главный и полезный, то бы тот, в начале, не был дан. Итак, древний, первоначальный закон брака не допускал развода; этот закон, как Закон Бога Творца, как закон вечный, данный на все времена и для всего рода человеческого, и должен быть единым законом для всех людей, как закон самый совершенный. Заставив таким ответом умолкнуть фарисеев, Господь, как Законодатель Нового Завета, властно подтверждает первобытный закон брака:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Византийская христианская культура передала отношение к Златоусту как к писателю “номер один” западной и древнерусской культурам. И схоласты, догматизировавшие проповеднические формы, и реформаторы, наоборот, оживлявшие их, видели в нем главный пример для подражания. В Европе творения Златоуста были известны в многочисленных латинских переводах. И как только в христианском мире появилась славянская письменность, созданная святыми братьями Кириллом и Мефодием в IX в., сразу же вслед за Священным Писанием и текстами богослужений стали переводить на славянский язык творения Златоуста. Это говорит о многом. Именно его беседы наряду с обязательными документами Церкви, Евангелием и богослужебными текстами заложили фундамент необъятной библиотеки чтения “для души”, которую в новое время вытеснила художественная литература, а ту, в свою очередь, во второй половине XX в. серьезно потеснили новейшие средства массовой коммуникации: кино и видео… В XII в. на Руси получил широкое распространение сборник творений Иоанна Златоуста с завораживающим названием Златоструй. В предисловии, которым он снабжен, говорится, что составитель сборника — болгарский царь Симеон (893–927). Некоторые признаки, правда, не позволяют ученым датировать появление известных им редакций сборника ранее XII в. 3 Но замечателен сам факт — и в XII в. на Руси истоки славяноязычной литературы возводили к Златоусту. Вместе со Златоструем в древнерусскую литературу пришли другие сборники творений святителя Иоанна, такие, как Маргарит, Учительное Евангелие, содержащее 75 Слов Златоуста на Евангельские чтения, и другие. Более того, древние книжники Руси сразу же включились в составление сборников, своего рода литературных альманахов. Широко известен Изборник Святослава 1076 года, который составил для себя писец Иоанн по типу переписанного им для князя Изяслава болгарского сборника (Изборник Святослава 1073) 4 . Как обязательный элемент в Изборник вошли извлечения из творений Иоанна Златоуста. В XVI–XVII вв. на Руси особенно широко был распространен сборник Слов святителя Иоанна, который так и назывался: Златоуст. Беседы, вошедшие в этот сборник, даже сделались обязательным элементом богослужения, это были так называемые уставные чтения 5 , которые позже, правда, вышли из практики в связи с активизацией устной проповеди. В основном это были беседы Златоуста на Евангелие, хотя, что примечательно, в сборник вошли также творения и других авторов: Климента Охридского, Серапиона Владимирского, Кирилла Туровского. По мнению составителей этого сборника, авторитетность всех текстов должна была повыситься от того, что автором назван Златоуст.

http://pravmir.ru/svyatitel-ioann-zlatou...

Наибольшее количество собственно личных свидетельств содержится в письмах Святителя. Обширный корпус писем Златоуста 9 за одним исключением (первое письмо папе Иннокентию I) относится к последнему периоду его жизни, ко времени его ссылки — 404–407 гг. и также имеет большую историческую ценность, проливая “особенно ярчайший свет на душевное состояние и заботы великого Святителя в эту самую тяжелую эпоху его жизни” 10 . В своих письмах времен ссылки Златоуст писал друзьям о тяготах пути, об отношении к нему людей, которых он встречал по дороге, о своем здоровье, опасностях, одиночестве и т. д. Наибольшее количество писем (семнадцать) было адресовано константинопольской диакониссе Олимпиаде 11 . Эти письма — самые длинные, и самые “личные”, а потому — самые известные. Особое же значение для реконструкции жизненного пути “исторического” Златоуста имеют два его письма к папе Иннокентию I, первое из которых было написано в 404 г., после дня Пасхи, прежде чем смещенный с должности архиепископа Константинопольского Иоанн был отправлен во вторую (и последнюю) ссылку. Первое письмо содержит свидетельство о событиях, произошедших в Константинополе после прибытия туда Феофила, епископа Александрийского (в июне 403 г.), о смещении Иоанна на так называемом “соборе под дубом” (Synodus ad Quercum), о восстановлении Иоанна в епископском достоинстве в июле 403 г., о возобновившихся впоследствии происках против него. В этом же письме Златоуст описывает ужасные события, произошедшие накануне и в само празднество Пасхи в 404 г. 12 . Письмо цитируется у Палладия 13 . Второе письмо папе Иннокентию было написано после июня 406 г., что явствует из замечания Иоанна о том, что он проводит в ссылке третий год 14 . Это письмо, очень небольшое по объему, содержит слова благодарности папе за его усилия по реабилитации Иоанна и просьбу не оставлять этих усилий. Ко второй группе источников, наиболее достоверных с исторической точки зрения, относятся: 1) Диалог о жизни Иоанна Златоуста (Dialogus de Vita Sancti Johannis Chrysostomi), написанный Палладием Эллинопольским 15 ;

http://pravmir.ru/svyatitel-ioann-zlatou...

У апостола Павел читаем: Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6). Псалмопевец Давид воспевает милосердных: Блажен, кто помышляет о бедном и нищем. В день бедствия избавит его Господь (Пс. 40, 2). Дела милосердия являются самым явным доказательством нашей любви к Богу, которая не должна выражаться в одних лишь словах. В размышлениях святых отцов тема милосердия звучит постоянно. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, именует добродетель милосердия «царицей добродетелей» , а его собственная жизнь дает нам подлинный идеал деятельной христианской любви, которая исходит от живой и глубочайшей веры. А.П. Лопухин в статье «Св. Иоанн Златоуст как проповедник человеколюбия и милостыни» называет свт. Иоанна дерзновенным и бесстрашным защитником и утешителем бедных, проповедником милостыни и сострадания к ближним. О. Георгий Флоровский так пишет о служении и учении Иоанна Златоуста: «Последний смысл его учительства понятен только из живого исторического контекста. Это был евангельский суд над современностью, над тем мнимым воцерковлением жизни, в котором, по свидетельству Златоуста, слишком многие находили преждевременное успокоение в христианском обществе IV-ro века. В этом – объяснение той резкости и суровости, с какой учил этот вселенский проповедник любви» . Будущий святитель родился в Антиохии ок. 347 года, в семье знатного и влиятельного военачальника; однако его отец, Секунд, умер очень рано. Мать, посвятив все силы воспитанию сына, дала ему блестящее светское образование в сочетании с искренней и горячей христианской верой. Обладая незаурядными способностями оратора, прекрасно образованный юноша мог достигнуть самых высоких светских должностей, но выбрал иной путь. После крещения, совершенного еп. Мелетием Антиохийским примерно в 369 году, он вначале ушел в пустыню, затем, вернувшись в Антиохию, с 370 года стал чтецом, с 381 года – диаконом. По словам о. Г. Флоровского, жизнь свт. Иоанна Златоуста – жизнь подвижника и мученика. Но подвизался Златоуст не в затворе и не в пустыне, а в житейской суете, среди мира, на епископском престоле, на кафедре проповедника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  Александр Ткаченко . Грех, страсть, порок. В чем различие и как с ними бороться . Гравюры Натальи Федоренковой//Фома. - – ноябрь 2016. – С.34-39. – (раздел « Вера »). Священник Антоний Волков . Последний день Веры Ивановны . [Эссе]. Фото свящ. Николая Балабаева//Фома. - – ноябрь 2016. – С.40-41. – (раздел « Вера »). Читаем Писание: Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Притчи на море . Ил.: Генисаретское озеро. Василий Поленов. 1880; Сеятель. Винсент ван Гог. 1888; На Теривиадском (Генисаретском ) озере. Василий Поленов. 1890. Редакция благодарит издательство «Белый город» за предоставленные репродукции//Фома. - – ноябрь 2016. – С.42-47. – (раздел « Вера », рубрика « Читаем Писание »). На вставках к материалу: « Евангелие от Матфея, глава 13.:1-15 (С.42); « То же:16-35 » (С.44); « То же:36-58 » (С.46). публикаций (см. Фома 158,161) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Школа «Фомы». Именины: Иоанн . [Иллюстрированная информация: Значение имени. Иоанн – древнееврейское. Дословно переводится как «Господь сжалился»; Дата : 26 ноября – день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (407 год); Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (347-407). /О нем/. Ил.: Икона; Другие святые с именем Иоанн : Блаженный Иоанн Мосх (550-619). Икона; Святитель Иоанн Шанхайский (1896-1966). Фото; Интересные факты. Подготовил Тихон Сысоев . Фото Владимира Ештокина]//Фома. - – ноябрь 2016. – С.48-49. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Софроний (Несмеянов) . 1870 – 1937 . Ил.: Иеромонах Софроний (Несмеянов). Фото около 1927 года; Выписка из допроса иеромонаха Софрония (Несмеянова); Заброшенный храм в селе Лозьево, последним священником которого был о. Софроний, сейчас ждет своего возрождения. Фото Андрея Манина//Фома. - – ноябрь 2016. – С.50-53. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-163...

Святитель Филипп двумя моментами своего жития — как он год добирался до Соловков и как он два года в пустыни подвижничал — показывает нам, что надо готовиться к принятию благодати и после принятия хранить её. Если мы научимся у Святителя этим двум вещам, тогда наша духовная жизнь станет восхождением, а не обидным топтанием на месте. Святитель Иоанн Златоуст (27 января/9 февраля) Обычно если человек перед смертью говорит, то как бы подводит в одной фразе итог жизни. Свою жизнь святитель Иоанн закончил словами, ставшими церковным присловьем: слава Богу за всё. Святитель много говорил духовного, прекрасного, глубокого, но по мне ничего лучше нет, чем эти слова. Жизнь святителя Иоанна возвела его на самую высокую ступень, он стал архиепископом имперской столицы — Константинополя, Вселенским иерархом. Здесь он не оставил своих аскетических убеждений и выступил со словами обличения в адрес тех, кто на соблазн верующим открыто вёл в христианском звании языческую жизнь. Святитель златыми устами своими призывал этих заметных, высокопоставленных людей к воздержности. Какое-то время они терпели, а потом с помощью интриг сместили Святителя с кафедры, извергли из сана и отправили в ссылку. Святитель доживал дни свои у северных границ Империи, можно сказать, в пределах нашей отчизны. На закате своих дней он воздал Богу хвалу за всё. Это не какая-то пассивная позиция, когда человек безвольно говорит: будь что будет, ничего не поделаешь. Это исключительно творческое отношение к жизни, когда человек принимает судьбу не только осыпающую его дарами, но и — скорбями; клевета и гонения также обращаются к его душевной пользе. Он в мире со своей судьбой, а значит, с Богом, ведь обстоятельства жизни человеческой не случайны, они Богом допущены быть. Поэтому не будем обижаться на судьбу, попытаемся увидеть руку Божию в условиях своей жизни и так благословим Промысел Божий о нас. Святитель Московский Иннокентий (31 марта/13 апреля) Он служил священником на приходе. Когда матушка его умерла, святитель Филарет Московский постриг его в монахи, и начался его миссионерский путь. Он проповедовал народам Сибири, Дальнего Востока и Америки. С великой пользой потрудился, и справедливо его называют равноапостольным. Владыка Иннокентий стал преемником святителя Филарета по кафедре.

http://pravmir.ru/slova-na-dni-pamyati-s...

Апостол Андрей ответил Ему: «Здесь есть один мальчик, у которого пять ячменных небольших хлебов и две рыбки, но что это для такого множества?» Видно, апостолы уже заботливо справлялись, есть ли у народа какая пища».  ОНИ ЖЕ , может быть, купив скудные запасы у мальчика,  ГОВОРЯТ ЕМУ , Господу:  У НАС ЗДЕСЬ ТОЛЬКО ПЯТЬ ХЛЕБОВ И ДВЕ РЫБЫ . Хотя близость к Спасителю уже заронила в их сердца искру Евангельской любви к ближнему, но это сердце, по замечанию евангелиста Марка, в то время было окаменено.  ОН СКАЗАЛ: ПРИНЕСИТЕ ИХ МНЕ СЮДА . " Хотя «место пустынное», но здесь Тот, Кто питает вселенную; хотя «время уже позднее», но с вами беседует Тот, Кто не подлежит времени» (свт. Иоанн Златоуст ).  И ВЕЛЕЛ НАРОДУ ВОЗЛЕЧЬ , – поучая простоте жизни, велел рассадить народ  НА  зеленую ТРАВУ , которой в эту приятную, весеннюю пору, в «месяц цветов», было много в том месте, так что все разместились рядами, по сто и по пятьдесят, чтобы удобнее было всех обойти, избегая давки и замешательства,  И ,  ВЗЯВ  (в святые Свои руки)  ПЯТЬ ХЛЕБОВ И ДВЕ РЫБЫ ,  ВОЗЗРЕЛ НА НЕБО , как истинный Отец семейства, БЛАГОСЛОВИЛ . «Для чего Христос воззрел на небо и благословил? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Ему надлежало уверить о Себе, что Он послан от Отца и что равен Ему. Равенство Свое с Отцом Он доказывал тем, что все делал с властью; а тому, что послан от Отца, не поверили бы, если бы не поступал Он во всем с великим смирением, не стал всего приписывать Отцу и во всяком деле призывать Его. Потому Господь творит чудеса иногда со властью, а иногда по молитве, причем поступает так не по нужде в содействии, но воздавая честь Рождшему Его. Он взирает на небо в подтверждение Своего посольства от Отца, и в научение наше не прежде приступает к трапезе, как воздав благодарение Подающему нам пищу».  И ,  ПРЕЛОМИВ  тонкие ячменные хлебцы, ДАЛ ХЛЕБЫ  и рыбы  УЧЕНИКАМ ,  А УЧЕНИКИ , принимая куски от Его святых рук, обходили ряды возлежавших на траве и раздавали  НАРОДУ . Чудесное умножение совершалось сначала в собственных руках Спасителя, потом в руках апостолов и, наконец, в руках ядущих.  И ЕЛИ ВСЕ И НАСЫТИЛИСЬ;  сколько кто хотел. Это был скромный, но достаточный, а для голодных и усталых странников даже и восхитительный ужин. Так Господь оправдал перед народом Свое собственное обетование: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»  ( Мф. 6:33 ). «Но почему Христос не творит хлебов вновь? – спрашивает святитель Златоуст и отвечает: – Дабы самими делами научить, что все видимое сотворено Им, что Он есть изрекший в начале: «да произрастит земля зелень» и да произведет вода пресмыкающихся, душу живую ( Быт. 1:11, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010