Отошла ко Господу почетная настоятельница Варсонофиевского монастыря Краснослободской епархии игумения Варсонофия (Кузьмичева) 28 апреля 2022 г. 14:02 В 4 часа утра 26 апреля 2022 года, во вторник Светлой Седмицы, на 86-м году жизни отошла ко Господу первая игумения и почетная настоятельница Варсонофиевского женского монастыря Краснослободской епархии игумения Варсонофия (Кузьмичева). Отпевание почившей состоялось 28 апреля после Литургии в Варсонофиевской обители. Богослужение возглавил епископ Краснослободский и Темниковский Климент . Игумения Варсонофия (в миру Валентина Кузьминична Кузьмичева) родилась в благочестивой семье 1 мая 1936 года в селе Степное Кучкинского района Пензенской области. Была крещена в детстве. В 1946 году семья переехала в Пензу, где Валентина окончила среднюю школу и в 1953 году начала работать на заводе «Электроприбор» слесарем-сборщиком. В 1967 году была переведена на должность переплетчицы, на которой проработала до пенсии. На протяжении многих лет во время отпуска переплетала книги в Псково-Печерском мужском монастыре. В 1992 году вышла на пенсию, несла послушание псаломщицы. 25 августа 1996 года была зачислена в число сестер Варсонофиевского женского монастыря села Покровские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия. 10 октября 1996 года иеромонахом Алексием (Дегаевым) была пострижена в монашество с наречением имени в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, в храме святителя Варсонофия Варсонофиевского женского монастыря. 3 марта 1997 года указом 28 епископа Саранского и Мордовского Варсонофия была назначена настоятельницей монастыря. Ко дню Святой Пасхи 2002 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была удостоена сана игумении. 17 октября 2011 года епископом Краснослободским и Темниковским Климентом награждена наперсным крестом с украшениями. 10 июля 2021 года в связи с достижением 85-летия и длительной болезнью подала прошение о почислении на покой. 24 марта 2022 года решением Священного Синода была освобождена от должности игумении Свято-Варсонофиевского женского монастыря села Покровские Селищи ( журнал 27 ) . Краснослободская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В праздник Собора Казанских святых архипастыри Татарстанской митрополии возглавили торжества в Казанской семинарии 18 октября 2018 г. 17:34 17 октября 2018 года, в день празднования обретения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского (1595), Собор Казанских святых, торжественная Божественная литургия состоялась в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской православной духовной семинарии. Праздничное богослужение возглавили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий и епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен . Архипастырям Татарстанской митрополии сослужили сотрудники семинарии — первый проректор игумен Евфимий (Моисеев), проректор по административно-хозяйственной части протоиерей Алексий Державин, заведующий регентским отделением иерей Константин Колыганов, секретарь Ученого совета, заведующий кафедрой общей и церковной истории, профессор протоиерей Алексий Колчерин, проректор по учебной работе иерей Александр Ермолин, а также священнослужители Альметьевской и Чистопольской епархий. За богослужением молились наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил (Рожнов), духовенство митрополии, преподаватели духовной школы, воспитанники пастырско-богословского и регентско-катехизаторского отделений семинарии, прихожане храма. Песнопения исполнил смешанный хор КазДС под управлением заместителя заведующего регентским отделением Вероники Архиповой. За Литургией митрополит Феофан совершил иерейскую хиротонию проректора по воспитательной части семинарии иеродиакона Кирилла (Забавнова). По заамвонной молитве духовенство на середине храма пропело славление всем святым, в Казанской земле просиявшим. В этот день на праздничный аналой была возложена икона святых новомучеников Елабужских — протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона, канонизированных накануне Священным Синодом Русской Православной Церкви. После праздничного богослужения митрополит Феофан обратился к участникам богослужения с архипастырским словом. По традиции в конце богослужения крест для целования верующим подал новорукоположенный священник иеромонах Кирилл (Забавнов). По окончании богослужения в стенах Казанской семинарии состоялось заседание Архиерейского совета Татарстанской митрополии. Татарстанская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Варсонофий Тверской, свт. Описания иконы Варсонофий Тверской, свт. - житие Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец (Память 11 апреля и 4 октября по старому стилю) Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец получил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим. В 1512 году крымские татары под предводительством Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтожо во взятии града Рязани», прошли быстрым и неожиданным опустошительным рейдом по берегам Оки. В числе многих и Иоанн семнадцатилетним отроком был уведен в плен. Много пришлось терпеть в плену юноше, но в суровых испытаниях вера Христова, еще в родительском доме глубоко укоренившаяся в сердце, принесла плод сторицей. Уповая на Господа, будущий святитель молился и пел приходившие на память псалмы, жил, как жи[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. Около 1665.] Саккос митрополита Ростовского Ионы (фрагмент). Строгановские мастерские. Шитьё. Русь. Около 1665 г. Ярославский архитектурно- художественный музей - заповедник (инв. 5432). Файл 4602.jpg:   Размер: 512x1200, 0.61 MPix, 90 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (134) , (1) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 4606.jpg:   Размер: 654x1200, 0.78 MPix, 109 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (144) , (0) . Описание: [Москва. 2004.] Казанские святители и свт. Никандр Мирский. Мельникова А.В. (Иконописная школа). Сергиев Посад. 2004 г.Собрание иером. Никандра (Троице-Сергиева Лавра). Файл 4607.jpg:   Размер: 1108x1200, 1.33 MPix, 219 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (195) , (4) .

http://pravicon.com/icon-1374

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Казанские свв. Описания иконы Казанские свв. - житие Казанские святые общероссийского почитания XIII век св.мч. Авраамий Болгарский +1229 XIV век св. мч. Феодор Философ Болгарский +1323 XVI век св.мч. Иоанн Казанский +1529 св.мч. Петр Казанский +1552 св. мч. Стефан Казанский +1552 св.мч. Борис (Салтыков) св.мч. Иаков (Евстафьев) св.мч. Феодор (Чуркин) св.мч. Сильван (Васильев) св.мч. Феодор (Баклановский) св.мч. Василий (Константинов) + 1552-53 св.мч. Феодор (Константинов) св.мч. Димитрий (Константинов) св.мч. Михаил (Кузьминский) св.мч. Иоанн (Мохнев) св.мч. Василий (Федоров) свт. Гурий архиеп. Казанский и Свияжский +1563 прп. Иона Казанский +после 1563 прп. Нектарий Казанский +после 1563 свщмч. Герман архиеп. Казанский и Свияжский +1567 свт. Варсонофий еп.Тверской, Казанский чудотворец +1567 XVII век свт. Гермоген, патриарх Московский +1612 XX век сщмч. Кирилл (Смирнов) митр. Казанский +1937 сщмч. Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский +1937 сщмч. Амвросий еп. Свияжский +1918 Преподобномученики Зилантов[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. Н. XX.] Казанские святые с избранными святыми на полях (Свтт. Гурий, Варсанофий, Ермоген, Герман, мчч. Петр и Иоанн Казанские, Авраамий Болгарский, Стефан Казанский.) Икона. Россия. Начало XX в. Файл 7221.jpg:   Размер: 1025x1200, 1.23 MPix, 287 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (203) , (3) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 7222.jpg:   Размер: 421x1200, 0.51 MPix, 109 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (135) , (2) . Описание: [Москва. 2004.] Казанские святители и свт. Никандр Мирский. Мельникова А.В. (Иконописная школа). Сергиев Посад. 2004 г. Собрание иером. Никандра (Троице-Сергиева Лавра). Файл 7223.jpg:   Размер: 1108x1200, 1.33 MPix, 218 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (187) , (2) .

http://pravicon.com/icon-2107

В монастыре новоначальный инок Варсонофий нашел все то, к чему давно и так сильно стремилась его душа. Постоянный строгий пост, частые и продолжительные молитвы, Богомыслие, чтение и изучение слова Божия и творений Святых Отцов, монастырские послушания в храме – чтение и пение при совершении Богослужений, и разнообразные послушания вне храма, –представляли собой ряд его подвигов. И каждый из этих подвигов он начинал всегда с радостью и совершал с полным усердием. Так подвизался инок Варсонофий в Андрониковом монастыре. Такой же строго иноческий образ жизни вел инок Варсонофий и в то время, когда жил в сане Иеродиакона при Тверском епископе Акакии. Епископ Акакий за истинно подвижническую жизнь так высоко ценил его, что тогда еще, не смотря на то, что Варсонофий стоял только на первой ступени священнослужителя, был только в сане Иеродиакона, пророчески предсказал ему, что он будет ему преемником на Тверской епископской кафедре. Слава о необыкновенно строгой подвижнической жизни святого Варсонофия, распространяясь постепенно, в сороковых годах XVI столетия дошла до слуха не только митрополита Московского Макария , но и самого Государя Иоанна Васильевича. В 1544 году Святой Варсонофий, по повелению Государя, как особенно выдающейся по своей подвижнической жизни из ряда других, митрополитом Макарием назначен был настоятелем Песношского Московской епархии монастыря и возведен был в сан игумена. Вступив в управление Песношской обителью, игумен Варсонофий больше всего думал и заботился о том, чтобы каждый вверенный его духовному руководству брат непременно достиг той цели, с которой он оставил мир и удалился в монастырь. Преуспеяние братии в подвигах благочестия было для него предметом неусыпных забот, и на нем он сосредоточивал все свое внимание. Но при этом, он старался достигнуть желаемого не только тщательным наблюдением за жизнью монашествующих, наставлениями и вразумлениями, а старался сам лично для всех и во всем быть образцом и примером для подражания. И Господь Бог помог ему быть истинным отцом братии и мудрым ее руководителем ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Не мало содействовало обращению многих ко Христу и то, что Варсонофий знал искусство врачевания больных. Терпеливо осматривая больных, приходящих к нему, он каждому указывал какое-либо особое врачевство и всех поучал обращаться к Всецелителю Господу, Спасителю нашему, и «во имя Господа, многие болящия телесне уврачева, мзды не приемля», что, конечно, возбуждало еще большее доверие к нему. К своему Архиепископу, св. Гурию препод. Варсонофий питал самую сердечную любовь. Он охотно и верно исполнял все его поручения, а потому и св. Гурий дарил его такой же любовью. Он делал его участником своих тайных дум и чувств относительно лучшего устроения Казанской Епархии; делил с ним тяжелое бремя своей болезни; пред кончиною же свою просил его возложить на себя схиму, что и совершил Варсонофий; он закрыл глаза своего господина, на которые всегда взирал с такою любовью и желанием исполнить все, что безмолвно, но ясно выражалось в них, ибо во всем «бе повинуяся преподобному святителю Гурию». После нескольких лет усерднейшего служения Богу и св. Его церкви в Казани, Архимандрит Варсонофий был поставлен (в 1567 году) в Епископа Тверского, на место почившего о Господе свят. Акакия, который еще во время иеродиаконства Варсонофия предсказывал, что он займет в Твери его место. Сделавшись Епископом, Варсонофий еще более начал трудиться над усовершенствованием себя во всех отношениях, наипаче же «бе угождая Богу постом, и бе пребывая во всенощном стоянии, молитву принося, выну (постоянно) Богу». Чтобы не быть праздным никогда, он продолжал списывать полезные книги и делать монашеские клобуки, и посылал их в Казань братии своей обители, прося молитв о себе. Во всех делах управления паствою св. Варсонофий являл примерную назидательность, ибо всякое слово его было полно духовной мудрости и спасительно, «прият бо от Бога благодать рассуждения». Время его Епископства было тяжелым временем для всей России. Благоверный царь Иоанн IV Васильевич, сделавшись Грозным, учредил опричнину, которая буйствовала безнаказанно в тех пределах, которые не принадлежали к опричнине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Варсонофий епископ Тверской; и, следовательно, св. Варсонофий в 1565 г. был уже Тверским епископом. Но это сказание не верно; потому что опричнина Царем Иоанном учреждена еще за год до сего события, при митрополите Афанасии, предшественнике митрополита Филиппа. Ибо в приговоре об избрании на Московскую митрополию Соловецкого монастыря игумена Филиппа сказано: «Лета 7074 (1566) июля 20 дня понужал Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Русии, со архиепископы и епископы и со архимандриты и со всем Собором, боголепного Преображенья Господа нашего Иисуса Христа и великих чудотворцев Зосима и Саватея Соловецких игумена Филиппа на митрополию. И игумен Филипп о том говорил, чтобы Царь и Великий Князь оставил опришнину; а не оставит Царь и Великий Князь опришнины, и ему в митрополитех быти не возможно; а хотя его и поставит в митрополиты, и ему затем митрополья оставити» и проч. (см. Собр. Госуд. Грамм. Т. I, стр. 557 и 558). Таковой акт явно не согласен с сказанием, находящимся в рукописном житии Всероссийского митрополита Филиппа (см. также Истор. Госуд. Росс. Карамз. T.IX, прим. 174). 139 По нынешнему счислению месяцы февраль и октябрь принадлежат к одному 1567 году. – Этот предел несомненен; потому что 2 дня ноября 7076 (1567) г. святитель Варсонофий освящал в Тверском Оршине монастыре Вознесенский собор, что неоспоримо доказывает существующий там его св. антиминс. Этот древний св. антиминс, найденный на престоле означенного собора под срачицею, сохраняется в числе редкостей монастыря Оршина, где и может видеть его всякий желающий. Пролог о времени рукоположения св. Варсонофия в епископа не говорит ни слова. Список с рукописного жития св. святителя Варсонофия, хранящийся в Казанском Спасо-Преображенском монастыре, сказывает, что св. Варсонофий рукоположен в 7070-м году. Тот же год показан в двух списках сего жития, находящихся в Казанском Благовещенском кафедральном соборе. Тот же год показан в двух списках жития св. Варсонофия в библиотеке графа Толстого, находящейся ныне в Императорской Публичной библиотеке, в С.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября/5 декабря) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12/25 июня и 2/15 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3/16 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта/2 апреля) и епископ Арсений († 1409; память 2/15 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига. Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI b.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

и которым еще не было установлено чествование 17 . Что в числе канонизованных святых на этом Соборе был и преп. Мефодий, – видно из того, что в составленной в то время суздальским иноком Григорием службе всем российским новым чудотворцам, в числе имен новых русских святых упоминается и преподобный Мефодий Пешношский 18 . С того времени имя преп. Мефодия стали вносить в русские месяцесловы 19 . Собственно на Пешноше память преподобного издревле праздновалась 14 июня, в день тезоименитого ему Мефодия, патриарха Константинограда; а служба совершалась по особенной тетради, сочиненной монахом Мисаилом. До половины текущего столетия в обители не было устроено престола и храма во имя преп. Мефодия. Усердием настоятеля обители архимандрита Мефодия и это восполнено. В 1859 году, с разрешения Св. Синода, по благословению митрополита Филарета, близ самых мощей преподобного, почивающих под спудом под колокольнею, устроен алтарь с престолом во имя преп. Мефодия. А вскоре после сего, именно в 1885 году, при настоятеле архимандрите Дионисие, служба ему рукописная заменена печатною и даже составлен и напечатан в честь его особый акафист. Так и здесь, на земле, Господь возносит избранных Своих от славы в слава! II Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец, как настоятель Николаевского Пешношского монастыря Много бурь и невзгод пронеслось над обителью Пешношскою: то пожары истребляли почти все ее здания; то ляхи напали, разграбили и убили в ней несколько иноков; то последовало закрытие и обращение ее в приходскую церковь . Но значительно более видела она светлых дней, когда по молитвам своего первоигумена преп. Мефодия и всегдашнего покровителя святителя Николая благословение Божие воочию изливалось на нее. Одну из светлых страниц истории монастыря представляет время, когда был игуменом в нем Варсонофий, впоследствии прославленный Богом святитель и чудотворец Казанский. Представляем вниманию читателей описание деяний его, как настоятеля Пешношского. Святитель Варсонофий родился в 1495 году, в городе Серпухове, где родитель его был священником; во св. крещении он наречен был Василием. Не долго суждено ему было жить в родном городе, родной семье. Получив первоначальное образование в доме родителя, он в юных еще годах (на семнадцатом году) был взят в плен татарами, где и находился около трех лет. Там безропотно перенося все неприятности своего положения, он приучил себя к труду и терпению, покорности и кротости. Выкупленный из плена отцом, он не захотел жить в его доме, но, получив благословение, отправился в Москву и в Андрониковой обители принял монашество с именем Варсонофия. Строгий к себе от юности, он еще строже держал себя в одежде инока. Здесь узнал его тверской епископ Акакий, взял к себе в Тверь и возвел в сан иеродиакона; долго ли служил он там – неизвестно, но знаем, что из Твери он снова возвратился в Москву, опять поселился в Андрониковском монастыре и снова отдался подвигам высокой духовной жизни. Так прошло несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя. Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Житие было написано вскоре после смерти святителя в 1472 году. Службу ему составил иеромонах Пахомий Серб с иеромонахом Епифанием Премудрым , учеником преподобного Сергия Радонежского, который хорошо знал святителя и любил с ним беседовать. Жизнь Стефана не отмечена чудесами, исцелениями и т. п. Она сама стала чудом, примером миротворения «разумом книжным» и свидетельством торжества в человеке его высшего начала – света Христа, который, просвещает всех. Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника. При крещении младенец получил имя Иоанн, по другим источникам – Василий. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но помогать другим. В 1512 году крымские татары под предводительством Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но, «не успев ничтоже во взятии града Рязани», прошли быстрым и неожиданным опустошительным походом по берегам Оки. В числе многих и Иоанн, которому было тогда 17 лет, был уведен в плен. Горько было положение пленника, но молитва и богомыслие облегчали его скорбь и доставляли сердцу такое утешение, какого не чувствовал он в родительском доме. В нем росла любовь к Богу, а с нею и преданность святой воле Его. В таком расположении души молодой Иоанн работал со всем усердием и обучался безответному послушанию, терпению и незлобию. Пост, поначалу невольный, обратился в дело его доброго произволения. Утомительные работы невольника занимали у него все время дня, и только ночь он посвящал молитве, которая стала потребностью его души. Уповая на Господа, будущий святитель молился и пел приходившие на память псалмы, жил, как живет послушник в монастыре, неприметно навыкая послушанию, незлобию и терпению. Спал Иоанн совсем мало, к еде почти не притрагивался, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе ожесточенные сердца иноверцев, которые, невольно признав его достоинства, стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими. Постепенно, благодаря незаурядным способностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Плен продолжался три года. Священник Василий выкупил своего сына Иоанна из татарской неволи, с большим трудом собрав необходимую сумму.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010