В 1-й четв. XVI в. в М. П. м. был возведен Никольский собор, что положило начало каменному строительству в обители ( Подъяпольская. 1999. С. 175-176). В конце авг. 1578 г. мимо М. П. м. проехало дат. посольство во главе с Якобом Ульфельдтом. Он утверждал, что его спутники «по дороге видели монастырь св. Николая, отлично построенный из камня наподобие крепости» ( Ульфельдт Я. Путешествие в Россию. М., 2002). Из грамоты митр. Московского свт. Феодосия (Бывальцева) следует, что в 1461-1464 гг. в М. П. м., власти к-рого состояли с ним в переписке, действовал общежительный устав (АИ. Т. 1. 276. С. 508). В кон. XV - 1-й пол. XVI в. М. П. м. считался обителью, братия к-рой была духовно близка к идеям прп. Иосифа Волоцкого . Настоятели М. П. м. тесным образом были связаны с московским Симоновым в честь Успения Пресвятой Богородицы и Саввиным Сторожевским в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рями; игумены М. П. м. нередко занимали архиерейские кафедры. В нач. XVI в. настоятелем обители был игум. Вассиан II (Санин) , буд. архиепископ Ростовский, а затем постриженики Иосифова Волоколамского мон-ря: после июня 1511 г.- игум. Вассиан (Топорков) , с кон. 20-х гг. XVI в.- Гурий (Черлёного Заболоцкий ; до 16 марта 1539; буд. епископ Смоленский), Трифон (Ступишин; 1542-1544; буд. епископ Полоцкий) и св. Варсонофий (1543-1555; буд. епископ Тверской). 6 февр. 1539 г., во время настоятельства игум. Гурия, обитель получила от вел. кн. Иоанна IV ружную грамоту. В сер.- 2-й пол. XVI в. в связи с ослаблением влияния при царском дворе иосифлян понизился и статус М. П. м. Так, несмотря на льготную грамоту 1547 г., уже в 1548 г. царь Иоанн IV Васильевич обязал власти М. П. м. платить в государеву казну ямские деньги. 4 июня 1549 г. по новому царскому указу обитель лишилась права беспошлинной торговли в Дмитрове, Кимрах и Рогачёве (РИБ. Т. 32. 172. Стб. 295; Зимин. 1960. С. 333). В мае 1553 г. по пути в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь царь Иоанн IV Васильевич посетил М. П. м., беседовал с племянником прп. Иосифа Волоцкого бывш. Коломенским еп. Вассианом (Топорковым), находившимся здесь на покое. Согласно версии боярина кн. А. М. Курбского , этот иосифлянин убеждал царя: «...аще хощеши самодержец быти, не держи собе советника ни единаго мудреишаго собя, понеже сам еси всех лутчши» (РИБ. Т. 31. Стб. 212). Удовлетворенный ответом царь вскоре пожаловал властям М. П. м. на содержание крупное с. Суходол с 25 деревнями. 10 марта 1555 г. от старицкого кн. Владимира Андреевича мон-рь получил льготную грамоту на право беспошлинной покупки соли в с. Кимре ( Зимин. 1960. С. 417).

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Здесь же в Казани, в храме Спасского монастыря почивают мощи святителя Варсонофия, бывшего епископа Тверского, положившего в Казани начало Спасо-Преображенской обители. Он своим воодушевленным благовестием веры Христовой изводит жителей земли Казанской из тьмы к свету, от порока к добродетели, врачуя душевно и телесно. В святых воспоминаниях восстает далее предо мною и второй Казанский владыка, непреклонный борец за православие, великий святитель Герман, мужественный защитник правды и истины Евангельского учения, мудрый правитель церкви и ревностный проповедник слова истины. Какое самоотвержение какое воодушевление царило среди этой святой дружины Казанских первосвятителей! Связанные братской любовью, они пламенели только единым желанием, чтобы Тихий свет Святой славы Христа, озарил не ведавших его. Дивными представляются мне и последующее святители Казанские, коим вверялось кормило Церкви Христовой в Казанском крае. Как только мусульманская Казань преклонилась пред христианской Москвой, православие, как знамя русской народности, стало проникать по всему инородческому Поволжью, озаряя чуждые племена Востока светом истинного учения и сливая их с народом русским. Святители Казанские, мужи крепкой веры, глубокой мысли и пламенеющего ревностью сердца проводили тогда Христову правду в сознание и жизнь народов Казанской земли, тщательно следя за развитием сил и способностей своих духовных чад, за преуспеянием среди них веры и познания Христовой истины, и заботясь о просвещении Христовой верой и отдаленных областей разноплеменного и разноверного Казанскго края и соседних с ним пределов. В этих своих заботах об истинном просвещении они в половине только что минувшего столетия создали в Казани наивысший светоч научно-просветительного знания, служащий к распространению света науки и веры в различных областях нашего дорогого отечества, особенно же в областях восточных, лежащих от Волги до Тихого океана и среднеазиатского плоскогорья. Я разумею Казанскую духовную академию, во главе коей поставлены ректоры-епископы; им надлежит руководить вверенное им просвещенное юношество, приготовляя его к выполнению высокой обязанности – очищать и просветлять души людей и доставлять им истинное, неизменное, вечное, приобщая их к божественной жизни. Вот к сему то святительскому служению призываюсь я, многогрешный!

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

И так далее – на каждую неделю годичного круга. Сокращения здесь: «Деян.» – «Деяния апостолов», «Ев. Ин.» – «Евангелие от Иоанна», «Ев. Мф.» – «Евангелие от Матфея», «Ев. Мк.» – «Евангелие от Марка», «Флп.» – «Послание апостола Филиппа» и т. д., как принято сокращенно писать названия евангельских текстов. Ныне эти таблицы прилагаются на каждый день в ежегодно издаваемом православном церковном календаре. 15 марта 1819 года Филарет вступил на вторую сверху ступень церковной иерархической лестницы – он был возведен в сан архиепископа и получил в свое ведение Тверскую епархию, одну из древнейших на Руси – ее учредили вскоре после возведения на великокняжеский престол тверского князя Ярослава Ярославовича в XIII веке. Ярослава в 1271 году хоронил первый тверской епископ преподобный Симеон Полоцкий . Тверские епископы пользовались огромным влиянием не в одной Твери, их призывали в третейские судьи во время княжеских споров. Филарет (Дроздов) оказался сорок девятым по счету тверским архиереем после преподобного Симеона. Среди его предшественников – составитель Печерского патерика святитель Арсений, чудотворец Казанский святитель Варсонофий, борец с расколом и основатель в Твери духовного училища Феофилакт (Лопатинский). За тридцать пять лет до Филарета Тверскую кафедру возглавлял его покровитель и наставник юности митрополит Платон (Левшин) . Сменил же Филарет на этом посту архиепископа Серафима (Глаголевского), коему, увы, суждено будет вскоре стать его противником. Отныне его жизнь растянулась между Петербургом и Тверью. Большую часть времени он проводил все же в северной столице, но и в подвластную Тверь нужно было постоянно надолго выезжать. Большой объезд своей епархии он смог осуществить только в мае-августе 1820 года. До этого много времени отнимали завершение дел в академии и работа в Синоде. Освящая соборный храм Рождества Христова в тверском Рождественском монастыре, он произносил проповедь о необходимости понимания прихожанами смысла их присутствия в храмах: – Дело состоит в том, чтобы каждый тщательно и беспристрастно испытал самого себя, видит ли он духом и ощущает ли, как должно, во храме Божием присутствие славы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Патриарх Иов никого никогда не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал. Вступив в управление Русской Церковью, он обратил внимание на распущенность низшего духовенства и принимал меры к улучшению его нравственности. Он вновь установил учрежденные еще Стоглавым Собором, но уже забытые должности поповских старост и десятских, следивших за благочестием и исправностью духовенства. Был нестяжателен и употреблял все свои немалые средства на храмы Божии и помощь ближним. Исключительно его заботами воздвигнуты монастыри на окраине России, в Сибири. При нем успешно возобновилось прекратившееся было печатание богослужебных книг. В первый раз были изданы Цветная и Постная Триоди, Октоих, Архиерейский Чиновник, Общая Минея и Служебник. Во время патриаршества Иова были канонизированы несколько святых: святители Гурий, архиепископ Казанский († 1563; память 20 июня/3 июля, 4/17 октября и 5/18 декабря), и Варсонофий, епископ Тверской († 1576; память 11/24 апреля и 4/17 октября), преподобный Антоний Римлянин († 1147; память 3/16 августа). Василий Блаженный, Московский чудотворец († 1557; память 2/15 августа), и другие. Патриарх Иов ревностно заботился о распространении и укреплении христианства среди казанских татар и в недавно присоединившейся к России Грузии. По просьбе грузинского царя Александра в апреле 1589 года были отправлены в Грузию священники для исправления порядка в богослужении и иконописцы для украшения обветшавших храмов. Н. М. Карамзин считал, что «умный и способный Иов» своим возвышением был обязан исключительно Борису Годунову, видевшему в нем прекрасное орудие для достижения своих честолюбивых планов. Но М. В. Толстой резонно возражал против этого и утверждал, что патриаршество было основано еще при Федоре Ивановиче, а «набожный Феодор не отважился бы на важное нововведение церковное, если бы не имел своих собственных благочестивых побуждений... и ту услугу, которую будто бы ожидал Годунов от Иова патриарха, мог бы оказать ему тот же Иов и в сане митрополита».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Преподобный Иосиф воспитал целую школу знаменитых иноков. Одни из них прославили себя на поприще церковно-исторической деятельности - были " пастырями добрыми " , других прославили труды просвещения, иные оставили по себе благоговейную память и были достойным примером для подражания своими благочестивыми иноческими подвигами. Учениками и последователями Преподобного были митрополиты Московские и всея Руси Даниил и Макарий. Постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря занимали преемственно важнейшие архиерейские кафедры Русской Церкви: святители Казанские Гурий и Герман, святитель Варсонофий, епископ Тверской. Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет. Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек. Жизнь святого аввы Иосифа не была легкой и покойной. Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Св. Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия - великую книгу " Просветитель " . Со свитой Литовского князя Михаила Олельковича в Новгород прибыл в 1470 году иудейский проповедник Схария (Захария). Пользуясь несовершенством веры и учености некоторых клириков, Схария и его приспешники внушали малодушным недоверие к церковной иерархии, склоняли к мятежу против духовной власти, соблазняли " самовластием " , то есть личным произволом каждого в делах веры и спасения. Постепенно соблазнявшихся толкали к полному отречению от Матери-Церкви, поруганию святых икон, отказу от почитания святых, являющегося основой народной нравственности. Наконец, вели ослепленных и обманутых к отрицанию спасительных Таинств и основных догматов Православия, вне которых нет Богопознания, нет жизни, нет спасения - догмата о Пресвятой Троице и догмата о Боговоплощении. Если бы не было принято решительных мер - " погибнуть всему православному христианству от еретических учений " . Так был поставлен вопрос историей.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Творение Новгородского Святителя было предназначено для практического руководства при совершении Богослужения, чтобы человек, взглянув своим “оком”, мог по условным знакам определять характер и особенности службы на данный день. Самый полный текст Устава содержится в рукописи начала XVII века из собрания Е. Егорова 13 .Первоначально идет оглавление, затем — Месяцеслов (числа по месяцам с указанием условного знака) и, наконец, описание 39 знаков Устава. Текстовая часть продолжается описанием совершения Богослужения на двунадесятые и избранные по Месяцеслову праздники. По окончании месяцесловной части следует триодная, затем различные другие главы. В Уставе имеются позднейшие вставки, например, “О праздницы преподобного Александра Сверского августа 30” (гл. 56). Преподобный Александр Свирский (†1533) был причислен к лику святых на Соборе 1547 года, следовательно данное дополнение в Уставе могло появиться не ранее середины XVI века. Это, в свою очередь, свидетельствует об активной жизни Устава архиепископа Геннадия, в который в связи с жизнью Церкви вносятся дополнения. Некоторые такие добавления были сделаны при Новгородских архиепископах Пимене (1552–1570) и Леониде (1571–1575) 14 и отражают некоторые уставные особенности Богослужений в Новгородских монастырях 15 . В целом это свидетельствует, что Окозрительный Устав применялся в богослужебной жизни Церкви. Устав архиепископа Геннадия сохранил для нас немало интересных особенностей. Например, на праздник Рождества Христова, Богоявления и некоторых других, если не в субботу и воскресенье вечером, то поется прокимен “Господь воцарися”. “Сий бо прокимен избра святейший патриарх Иерусалимский кир Филофей вместо дневного прокимна и всех честнейши быть прокименов” 16 . В отличие от современной практики, на праздник отдания Воздвижения Креста Господня святой Крест уносится не в конце Литургии, а накануне после Великого Славословия. Окозрительный Устав дошел до нас во множестве списков, в составе уставных сборников, служебников и т. д. 17 . Новгородский Устав использовал в своем труде епископ Тверской Варсонофий (†1576; пам. 11 апр.), скончавшийся на покое в Казани 18 . Все это свидетельствует об активном использовании Геннадьевского Окозрительного Устава. История Устава — интересная страница в русской литературной мысли 19 .

http://pravmir.ru/okozritelnyiy-ustav/

После перевода в Тверь святитель Варсонофий не ослабил своих трудов. По слову его жизнеописателя, с возвышением сана он преуспевал в трудах благочестия. Литература: Григорий (Постников) , митрополит. Полное житие святителя Варсонофия. – СПб., 1853. Руднев В. Ф„ священник. Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец, как настоятель Николаевского Пешношского монастыря. – М., 1895; Московские Церковные ведомости. – 1895, 18. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви; в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 6. – С. 350. Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доны не. – Тверь, 1859. – С. 61–63. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 356, 359. Книга, глаголемая Описание о российских святых/Публ. и доп. М. В. Толстого . – М., 1887, 448. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 3-е изд. – СПб., 1882, кн. 1. – С. 461–467. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903, т. 3. – С. 63–65. Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 73–79, 80, 90, 477. Алексеев, профессор. Жизнь святых Гурия и Варсонофия. – Казань, 1847. Никанор (Каменский) , архиепископ. Святыни Казани. – Казань, 1889–1890. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. – 2-е изд. – Владимир, 1901–1902, т. 2, ч. 1. – С. 105, 308. Заринский. Очерки древней Казани [преимущественно XVI века]. – Казань, 1877. – С. 96–127. Зверинский В. В. Материалы для Историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897, т. 2, 1168 и 729. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, вып. 8, апрель. – С. 55–56.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1555 г. он был рукоположен в первого архиепископа Казанского. В помощь ему дали архимандритов Германа и Варсонофия. 26 мая просветители Казани выехали в ладье. Их провожал торжественный крестный ход, да и весь путь их до Казани был сплошным крестным ходом. В Казани святитель Гурий подъял на себя великие труды. Особенно заботился он об устроении монастырей, где иноки занимались проповедью слова Божия и обучением детей. Велики были и дела его милосердия. Сам же он, посвящая дни проповеди слова Божия, ночи проводил в молитве. Скоро слабое его здоровье, надломленное еще в молодости, не выдержало, и он захворал; в созданный им Благовещенский собор его приносили, и он слушал богослужение сидя и даже лежа. Он говорил: «Все настоящее время есть время трудов. Вознаграждение получается в жизни будущей. Небесные радости дарованы будут только тому, кто на земле подвизается и для получения благ нетленных оставляет тленные. Должно подвизаться несмотря ни на какие трудности и неудовольствие, “ибо... нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим. 8, 18)». Святитель Гурий скончался 4 декабря 1563 г., приняв постриг в схиму от архимандрита Варсонофия, к которому питал «любовь велию духовную». Святитель Варсонофий Тверской — в миру Иоанн — был сыном серпуховского священника Василия. В молодости он попал в плен к крымским татарам и провел у них 3 года, причем изучил их язык и грамоту. По освобождении он поступил в Спасо-Андроников Московский монастырь и за строгую подвижническую жизнь был назначен пешношским игуменом. В Казани, куда он поехал помощником архиепископа Гурия, к которому имел искреннюю любовь и послушание, он основал Спасо-Преображенский монастырь и служил братии образцом подвижнической жизни. По кончине его открылось, что он носил вериги. Большую пользу принесло его знание языка и быта татар, а также врачебного искусства. Татары посещали его толпами. Но особенно умел он врачевать душевные недуги силою благодати Святого Духа.

http://sedmitza.ru/lib/text/437732/

Святитель Варсонофий: в плену у татар Святитель Варсонофий, епископ Тверской и Кашинский Житие святителя Варсонофия начинается ненамного менее трагично. В свои 17 лет Иван, как звали его до пострига, попал в плен во время одного из татарских набегов и пробыл в нем три года. Он быстро смирился со своим несчастьем, восприняв его как волю Божию, и все три года проводил подвижническую жизнь – трудился на своих хозяев не на страх, а на совесть, учился всему полезному – в частности, изучил язык татар и письменность, а все свободные силы души обращал на молитву. Когда через три года отец Ивана выкупил его из плена, юноша сразу отправился в Андроников монастырь. Там он ревностно подвизался, там же произошла его встреча с другим святымсвятителем Акакием Тверским, который предсказал монаху Варсонофию, что тот станет его преемником на Тверской кафедре. И, как водится, поначалу ничего не предвещало исполнение этого предсказания. В какой-то момент Варсонофия повысили – поставили игуменом Пешношского монастыря, но потом отправили с архиепископом Гурием в Казань. По тем временам максимально далеко от Твери. Упокоение в Казани Любая новооткрытая епархия – это и утешение, и крест. Утешение – ибо на пустом месте любой труд нужен, любое усилие верно. Крест – ибо трудов и усилий этих на пустом месте потребно безмерное количество. В епархии, возникшей на развалинах Казани, оказались к месту хозяйственные таланты архиепископа Гурия и знания татарской культуры архимандрита Варсонофия. Потребен был и их личный, глубоко трагический опыт отречения от всего земного, их смягченное страданием сердце и их опыт утешения во Христе... Но непосильные труды в течение нескольких лет уложили на одр болезни и без того не слишком здорового святителя Гурия. Еще три года он и с этого одра служил Казанской пастве силой своего духа и знания. Но когда силы телесные окончательно иссякли, соратник Гурия архимандрит Варсонофий постриг святителя в великую схиму и через три дня проводил его многотрудную душу в лучший мир.

http://pravoslavie.ru/142360.html

Кн. Феодор Ярославич 19 сент. 1298. Василий и Иоасаф пск. 4 мая 1299. Кн. Довмонт псковский 20 мая 1299. Подвижники Антониевой пещеры Аврамий 21 сент. Алексей – – Евстафий злат – – Елладий постник – – Ефрем пресвитер – – Иероним – – Лука эконом – – Меладий – – Онисим – – Персий – – Павел посл. – – Сергий посл. 7 окт. Сисой 24 сент. Феофил 21 сент. Подвижники Феодосиевой пещеры 28 авг. Анатолий Афанасий Исидор Кассиан Лаврентий Пафнутий Пиор Сисой Софроний 14 век Кн. Даниил м. 4 мар. 1303. Максим м. 6 дек. 1305. Кн. Олег брянский 20 сент. 1307. Феоктист арх. новгор. 23 дек. 1309. Кн. Михаил тверской 22 нояб. 1318. Кн. Давид ярославский 19 сент. 1321. Петр м. м. 21 дек. 1328. Антоний, Иоанн и Евстафий 11 апр. 1347. Василий арх. новгородский 4 февр. 1352. Сергий и Герман валаам. 28 июня 1353. Василий еписк. рязан. 12 апр. 1360. Моисей арх. новгородский 25 янв. 1362. Кирилл челмский 8 дек. 1367. Иоанн еп. суздальский 15 окт. 1373. Аврамий чухл. 20 июня 1375. Алексей м. м. 12 февр. 1378. Кн. Феодора 16 апр. 1378. Препод. Сильвестр 25 апр. 1379. Пахомий нер. 23 мар. 1384. Дионисий арх. суд. 15 окт. 1385. Лазарь мурм. 8 мар. 1391. Сергий радонежский 25 сент. 1391. Иаков еписк. ростовский 27 нояб. 1391. Феодор юрод. новгород.19 янв. 1392. Димитрий прил. 11 февр. 1392. Михей рад. 5 мая 1392. Мефодий пешн. 14 июня 1392. Григорий и Кассиан овн. 15 июня 1392. Николай казан. юр. 27 июля 1392. Роман киржач. 29 июля 1392. Феодор епископ ростов. 28 нояб. 1394. Стефан епископ пер. 26 апр. 1396. Афанасий высоц. 12 сент. 1396. Кирилл челмский 28 апр. 1397. Алфановы братья 17 июня 1398. Аврамий арх. печерский 28 авг. 1398. Кн. Андрей смол. 27 окт. 1398. Печерские подвижники 28 авг. Агафон, Акила. Арсений. Варсонофий, Вениамин. Геннадий, Геронтий, Григорий. Даниил. Евлогий, Евфимий. Захарий, Зинон. Ипатий. Иосиф болезн. Леонтий, Логгин. Макарий, Мардарий, Мартирий, Меркурий, Моисей. Нестор некнижный. Паисий, Панкратий, Петр. Руф. Силуан. Тит. 15 век Афанасий высоцкий 12 сент. 1401. Андроник 13 июня 1404.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010