На основании данных находок историки сделали следующие выводы: 1.   Как явствует из надписи на первом антиминсе, освящение храма в 1567 г. совершил епископ Тверской Варсонофий, прославленный Церковью в лике святых как святитель Тверской и Казанский. Храм Оршина монастыря является единственным, о котором известно, что в нем священнодействовал святитель Варсонофий во время своего пребывания на Тверской кафедре. 2.      Как гласит надпись на втором найденном антиминсе, следующее освящение состоялось 5 апреля 1610 года, уже при архимандрите Иосифе, по изгнании мятежников и чужеземцев, разорявших несколько лет тверскую землю при Лжедмитрии II. Именно тогда и были спрятаны от осквернения под полом соборного алтаря богослужебные сосуды, найденные в 1846 году. 3.  В период Междуцарствия, когда шайки бродяг продолжали опустошать страну, Оршин монастырь вновь был разорен. По свидетельству третьего антиминса, новое освящение храма состоялось также при архимандрите Иосифе 15 марта 1613 года – в первый день по восшествии на престол Михаила Феодоровича Романова. Такие неожиданные известия о славном прошлом старинного монастыря привлекли к себе внимание богомольцев и благотворителей. Произведенный в алтаре ремонт закончился освящением нового Престола, совершенного архиепископом Григорием 20 Октября 1846 г. В том же 1846 году было разрешено построить новый деревянный настоятельский дом вместо прежнего ветхого, а также особый деревянный дом – «архиерейский» на случай посещения монастыря архиепископами. В 1848 г. начались работы по постройке каменной ограды вокруг монастыря. Небесным предстательством свт. Варсонофия, стало возможным сделать за восемь лет и пристройку к главному храму с колокольней и двумя приделами: южным – в честь Богоматери Феодоровской и северным – во имя святителей Варсонофия, епископа Тверского, и Димитрия, митрополита Ростовского, уже после отъезда Владыки Григория. Престолы освятил 21 сентября 1862 года архиепископ Тверской Филофей. Икона свт. Варсонофия В соборе стали появляться новые святыни, одна из них – икона свт. Варсонофия во весь рост. Она была прислана по просьбе Преосвященнейшаго Григория из Казани, где покоились мощи прославленного святого, архиепископом Казанским Владимиром. Эта икона являлась точной копией древнейшего образа Тверского и Казанского чудотворца и была написана в дар одним из лучших казанских иконописцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Приблизились сокровища духовные к будущему исповеднику и тогда, когда его оценил и горячо полюбил священномученик митрополит Вениамин. В конце 1917 года при его крестовой церкви в честь Успения Божией Матери создалась живая церковная община. Членами её были и рабочие, и профессора университета, и взрослые, и дети. Все принимали активное участие в богослужениях, пели, читали, прислуживали. Службы совершались ежедневно и почти всегда при участии митрополита. Из этой общины при храме Успения и образовалась «семья Успенская» – Александро-Невское Братство. Успешному духовному становлению Братства способствовало то, что к служению в крестовой церкви осенью 1917 года митрополит Вениамин привлёк трех выдающихся миссионеров-иеромонахов: Иннокентия (Тихонов; 1889–1937; впоследствии архиепископ) и братьев Егоровых – Гурия и Льва. В мае 1922 года Русская Православная Церковь вступила в полосу огненных испытаний. Её глава – святейший патриарх Тихон – был арестован, и с 19 мая 1922 года по 25 июня 1923 года находился под строгим надзором в Донском монастыре. Многие верные патриарху архипастыри, пастыри и миряне были в это время арестованы и расстреляны. Расстрелян был в тайне от народа в ночь с 13 на 14 августа (или с 12 на 13 августа) 1922 года и митрополит Вениамин. Арестовали его за три дня до праздника Святой Троицы, в ночь с четверга на пятницу. В эту же пятницу 2 июня в 4 часа утра за решеткой оказались и епископ Иннокентий 3) , и архимандрит Гурий. Через три недели, 25 июня 1922 года, был арестован и иеромонах Лев. Братство лишилось, таким образом, и митрополита, который был его душой и сердцем, и своих руководителей. Однако и в этих условиях голода и репрессий Братство не погибло. Господь дивным Своим промыслом, действующим рукою священномученика Вениамина, сохранил его, даровав ему в начале 1922 года двух новых замечательных отцов. Первым из них и стал В. С. Верёвкин. 5 января 1922 года митрополит Вениамин постриг его в мантию и дал ему имя Варсонофий, в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского (память 11/24 апреля). На следующий день в Рождественский сочельник он посвятил его в иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Все дети любят рисовать. Красками, карандашами, мелками, палочкой на земле и пальчиком на окне…. А для того, чтобы получалось красиво, нужно постараться и поучиться. Наши занятия в воскресной школе учат не только изобразительным навыкам, но и укрепляют руку, развивают глазомер и усидчивость, а также знакомят с русскими народными промыслами – дымковской, городецкой, хохломской и гжельской росписью изделий. На самых первых занятиях дети знакомятся с цветами и учатся смешивать их, получая нужные оттенки. Затем изображать форму предметов и рисовать замечательные натюрморты из даров осени и портреты любимых и замечательных мам. Ну а когда основные изобразительные навыки осваиваются, приходит пора декоративного рисования. На занятиях театрального кружка дети с педагогом репетируют и готовятся к главным православным праздником. Они читают стихи, поют православные песни, учат роли в театральных постановках. Дети выступают в храме и перед приходом в дни праздничных служб. Таким образом дети узнают историю происхождения православных праздников через театрализованные, литературные, музыкальные формы, тем самым ребята познают Святое Евангелие, в них воспитываются чувства любви, дружбы, милосердия, бескорыстия, уважения, взаимопомощи и терпения. Ведь так важно научить наших детей жить по заповедям Христовым. Святые [ править править код ] По преданию, около 1495 года в семье священника церкви святых мучеников Космы и Дамиана родился будущий святойТверской епископ Варсонофий — выдающийся православный миссионер, просветитель татар, основавший в Казани Преображенский монастырь. По свидетельству жития святителя Варсонофия , написанного на рубеже XVI-XVII веков митрополитом Казанским Гермогеном (впоследствии Патриархом Московским, священномучеником), Тверской епископ был сыном серпуховского священника, в миру его звали Василием. Устойчивое местное предание связывает с храмом детство святого Германа Аляскинского (1757-1837 гг.) — просветителя алеутов, участника, а потом и всеми признанного главы Кадьякской миссии на Аляске. Преподобный совершенствовался в посте и молитве среди дикой северной природы, отличался заботой о коренном населении, своим незлобием усмирял даже диких медведей. Своё призвание он выразил словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Оказалось, что это — лучший способ проповедовать Евангелие(10). Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сретения_...

В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение на площади у Михайловского собора Успенского Псково-Печерского монастыря, а в самый день праздника Божественную литургию в Троицком соборе Псковского кремля. За богослужениями Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Нарвский Лазарь, а также председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, духовенство Псковской епархии. На Божественной литургии присутствовали председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, губернатор Псковской области А.А. Турчак, представители администрации Пскова. 19 августа по окончании Божественной литургии состоялась торжественная передача иконы XIV века «Спас Вседержитель» («Елеазаровский») из собрания Псковского музея-заповедника на хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь. Чудотворный образ Святейшему Патриарху Кириллу передал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуков. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поблагодарил Правительство России, руководство области и города за предпринятые усилия, благодаря которым святыня станет доступной для молитвенного поклонения верующих. Затем святыня была доставлена в собор Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря. 25 августа 2010 года начался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Липецкую епархию. В аэропорту города Липецка Его Святейшество встречали епископ Липецкий и Елецкий Никон, глава администрации Липецкой области О.П.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1292009...

Учениками и последователями Преподобного были митрополиты Московские и всея Руси Даниил († 1539) и Макарий († 1563), архиепископ Вассиан Ростовский († 1515), епископы Симеон Суздальский († 1515), Досифей Крутицкий († 1544), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский и многие еще. Постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря занимали преемственно важнейшие архиерейские кафедры Русской Церкви: святители Казанские Гурий († 1563; память 5 декабря) и Герман († 1567, память 6 ноября), святитель Варсонофий, епископ Тверской († 1576; память 11 апреля). Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в глубокие тайники души вопрошавших и прозорливо открывал им волю Божию. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений. Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек. " Вся страна Волоцкая к доброй жизни прилагашася, тишины же и покоя наслаждашеся. И Иосифо имя, яко священие некое, во устах всех обношашеся " . Монастырь был прославлен не только благочестием и помощью страждущим, но и проявлениями Божией благодати. Праведный инок Виссарион видел однажды на заутрени в Великую Субботу Духа Святого в виде белого голубя, сидящего на Плащанице, которую нес преподобный авва Иосиф. Игумен, приказав иноку молчать о виденном, сам радовался духом, надеясь, что Бог не оставит обители. Тот же инок видел души умирающих братий, белые, как снег, исходящие из уст их. Ему самому открыт был день его кончины, и он почил с миром, причастившись Святых Таин и приняв схиму. Жизнь святого аввы Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями.

http://patriarchia.ru/db/text/913172.htm...

В 1483 г. Тверской епископ Вассиан, по личному соизволению великого князя Иоанна, с торжеством благоговейным осматривал нетленные мощи блаженного Арсения и поставил их в Спасском приделе храма Богоматернего; тогда же была написана икона святителя и поставлена была на гробнице его; она поныне цела 30 . В 1547 г. собором определено местно чтить память св. Арсения 31 . Самое поразительное чудо совершилось при мощах святителя в 1566 г. Тверский рыболов Терентий, имевший большую веру к св. Арсению, подвергся исступлению ума. Родители привезли его в обитель для исцеления, но он здесь умер. – Спустя два дня внесли его в церковь Богоматери, где лежали мощи Арсения. Родители сильно плакали о смерти сына и от скорби роптали на Арсения: «мы надеялись, говорили они, на милость твою, а сын наш умер у тебя». Священники пели молебен над ракой, и внезапно мёртвый встал и стал плакать о грехах своих. Епископ Акакий доносил о том митрополиту и царю. На серебряной раке святителя изображены семь чудес св. Арсения: первое чудо – воскрешение рыболова Терентия; второе – дарование сына Иоанну Карташу; третье – исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами; четвёртое – исцеление девицы Устинии Головленковой; пятое – спасение одного от удавления; шестое – чудо с покровом святого; седьмое – исцеление Григория и жены его, бывших без ума. Чудо с покровом было в 1606 г. Поляки, опустошая Русскую землю, ворвались в обитель Арсения. В ней не было ничего, кроме покрова над ракой святителя. Один лях сорвал этот покров и положил на коня своего: но, когда хотел он сесть, конь взвился на дыбы и грянулся на землю вместе с всадником; и конь, и всадник остались мёртвыми на месте; чудесный покров ещё цел. По шитой надписи, он шит в 1600 г. по усердию Козмы Глазьмина игуменьей Московского Алексиевского монастыря Феогнией Огневой 32 . – В 1637 г. по воле царя Михаила строили новый соборный храм Успения. Во время построения сего храма, когда св. мощи святителя поставлены были в церкви Печерских отцов, инок Савватий в нетрезвом виде заснул в вечерню за крылосом, близ раки святителя. Проснувшись ночью, видит он свет в храме, а на гробнице сидит святитель. – В ужасе хотел он бежать из храма, как услышал голос: «монах недостойный! как смел ты в нетрезвом виде входить в церковь Божию»? Пав от страха полумёртвым, Савватий несколько дней оставался больным, исповедал грех свой игумену и исцелился молитвой благого святителя 33 . † Память о пр. Саввы и Варсонофии Тверских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

17 января 1589 г. в Москве был созван Собор высших иерархов Русской Церкви. На Соборе присутствовали: царь. Митрополит Иов, архиепископы Новгородский и Псковский Александр, Казанский и Свияжский Иеремия, Ростовский и Ярославский Варлаам; епископы: Суздальский и Тарусский Иов, Рязанский и Муромский Митрофан, Смоленский и Брянский Сильвестр, Тверской и Кашинский Захарий, Коломенский и Каширский Иосиф, Сарский и Подонский Геласий, архимандриты московских монастырей: Новоспасского Сергий, Чудова Феодосий, Симонова Тихон, Иона из Владимира, Мисаил из Новгорода; игумены монастырей: Кириллова Марк, Хутынского Сильвестр, Волоколамского Левкий, Пафнутиевского Варлаам; соборные старцы: Леонид Ширшиков из Кириллова монастыря, Исмаил Сназин и Варсонофий Криницын из Иосифова монастыря . Феодор Иоаннович открыл соборное заседание речью, в которой сообщил о предварительных переговорах с патриархами Иоакимом и Иеремией об учреждении Патриаршества в России, в результате которых этот вопрос был решен Патриархом Константинопольским положительно. Затем царь предложил Митрополиту Иову совместно с духовенством обсудить с отцами Собора конкретные пути осуществления этого великого для России дела. При участии Константинопольского Патриарха был составлен Чин поставления Патриарха в Русской Церкви . 19 января совместный Собор духовенства и бояр, на котором присутствовали государь Феодор Иоаннович и Митрополит Иов, одобрил это чинопоследование и постановил отправить особых посланников к Патриарху Иеремии, чтобы тот назначил день избрания и наречения Московского Патриарха и день его посвящения. В состав представителей Русской Церкви входили архиепископ Ростовский Варлаам, епископ Смоленский Сильвестр; архимандриты монастырей: Новоспасского Сергий, Чудова Феодосий, Преображенского в Казани Гермоген; игумены монастырей: Пафнутиевского Левкий, Хутынского Сильвестр, Кириллова старец Леонид Ширшиков, Иосифова старец Исмаил Сназин, строитель Серапион Марков и царский дьяк Андрей Щелкалов. Патриарх Иеремия, посовещавшись с прибывшими к нему, вынес решение: на Московское Патриаршество будет возведен тот, кого изберет Бог, Пречистая Богородица и великие чудотворцы Московские Петр, Алексий и Иона.

http://sedmitza.ru/lib/text/439782/

Антоний Леохновской, он был из Тверских бояр; Святейший Патриарх Иов и Казанский Архиепископ Герман были уроженцы города Старицы; Пр. Дионисий, Троице-Сергиевской Лавры архимандрит и блаженный Арсений были родом из города Ржева; Пр. Ефрем Перекопский и пр. Савва Вишерский были родом из Кашина; Пр. Трифон был сын священника Крестовоздвиженской церкви города Торжка. Другие из них проживали в Твери и пределах Тверской епархии. А именно: Пр. Моисей, архиепископ Новгородский, Корнилий Комельский и Паисий Угличской были постриженниками Тверских монастырей – святитель Моисей Тверского Успенского Отроча монастыря, Корнилий – Савватьевского, Сретенского – и Паисий – Троицкого в Колязине Макарьевского монастыря. Пр. Иосиф Волоколамский проживал в монастырях Тверской епархии. Первосвятитель Казанский Гурий был настоятелем Селижаровского монастыря, из которого он, по воле царя Иоанна Грозного, возведён был на кафедру Казанскую. Св. Варсонофий (второй сего имени) был епископом Тверским; тверскую кафедру занимал и Арсений 2-й Эласонский, впоследствии Архиепископ Суздальский. Св. Тихон, епископ Воронежский – был настоятелем Успенского Отроча монастыря и занимал должность ректора Тверской Духовной Семинарии. Пр. Максим Грек почти двадцать лет томился в заключении Отроча монастыря. Благоверный князь Димитрий Юрьевич Красный был князем Бежецким. Наконец к Тверским святым присоединены пострадавшие в пределах Тверской епархии и мученической кончиной перешедшие в загробную жизнь. Так св. благоверный Великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович был убит в 1238 г. 4 марта в битве с татарами, на берегах р. Сити, близ с. Боженки в Кашинском уезде; – в том же уезде в Шеренгском лесу (где ныне деревня Васильева) мученически скончался племянник Великого князя Георгия Василько (Василий) Константинович, Ростовский князь: св. Филипп 2-й Московский митрополит, был задушен Малютой Скуратовым в Тверском Отроче монастыре (23 декабря 1569 г.). Икона «Собор Тверских святых» и местно чтимых, сооружённая Иоасафом Як. Кункиным (в 1902 г.) не полна: на ней нет некоторых подвижников благочестия местно чтимых и даже мучеников за св. церковь : Так опущены:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, фото начала XX века. Фото: coбор.narod.ru Архимандрит Иоасаф стал вынужденным свидетелем закрытия и разграбления Казанского кремля. 20 сентября 1918 году в Спасском монастыре во время совершения архимандритом Иоасафом литургии в алтарь вошел комиссар и объявил, что кремль закрывается для публики и объявляется военным городком, а все гражданские учреждения и частные лица выселяются. 22 сентября 1918 все кремлевские храмы были закрыты. Архимандриту Иоасафу удалось добиться от властей разрешение на вынос из кремлевских церквей некоторых наиболее чтимых казанцами святынь. Условием новые власти поставили предоставление списка участников (числом не более 20) перенесения святынь и осуществление последнего без пения, колокольного звона и повторных хождений… Тогда силами монахинь Богородицкого монастыря (так как в самом Спасском монастыре, кроме архимандрит Иоасафа оставались только иеромонах Варсонофий (Лузин) и монах Венедикт) из Кремля были вынесены мощи казанских святителей: из кафедрального Благовещенского собора — рака с мощами святителя Гурия Казанского, из Спасо-Преображенского монастыря — мощи святителя Варсонофия Тверского, икона великомученицы Варвары с частицей мощей, древние иконы Николы Ратного и Спаса Всемилостивого, древняя запрестольная икона и крест… Святыни были перенесены в Казанский Богородицкий монастырь, находящийся под Казанским кремлем и так сохранились до конца богоборческого правления. Епископ вне закона «В своих личных отношениях к советской власти особых приступов враждебности я в себе не помню. Во время наиболее тяжких испытаний в ссылке, когда приходилось голодать, замерзать, валяться больному с слабым сердцем в грязи в тюрьмах, конечно, бывали горькие минуты при наличии сознания своей невиновности, но это не основное чувство», — говорил владыка во время очередного допроса в 1930 году. Объективно те два десятилетия после революции, которые довелось прожить священномученику Иоасафу, были поистине нечеловеческим испытанием.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

Церковь всегда стремилась примирить людей, нес­ти им свет любви Христовой, хранить единст­во, несмотря на все переменчивые обстоятельства. По благословению Святейшего патриар­ха Кирилла сейчас во всех приходах Русской православной церкви - в России, Украине и во всем мире - за богослужением читается особая молитва о мире на украинской земле. Активно оказывается помощь беженцам из зоны вооруженного конфликта, которых становится все больше. Я искренне желаю всем читателям " Петербургского дневника " , чтобы в эти трудные времена пример Православной Церкви послужил сплочению вокруг наших общих ценностей, способствовал усердной молитве и искренней помощи друг другу, достойной хрис­тиан. Митрополит Варсонофий (Судаков Анатолий Владимирович) родился 3 июня 1955 г. в селе Малиновка Саратовской области. Происходит из многодетной крестьянской семьи. В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу, в 1973-1975 гг. проходил службу в рядах Советской армии. В 1976-1979 гг. обучался в Мос­ковской духовной семинарии. В октябре 1977 г. принят послушником в братство Троице-Сер­гиевой лавры. Тридцатого марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. В 1982-1986 гг. обучался в Мос­ковской духовной академии, защитил кандидатскую диссертацию по истории Афона. С 15 сентября 1986 г. по 15 и­юня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской области, а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. - настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления. В 1987 г. возведен в сан архимандрита. Решением Святейшего патриарха Алексия II и Священного синода Русской православной церкви 29 января 1991 г. из состава Пензенской епархии в границах Мордовской ССР была выделена новая епархия - Саранская и Мордовская. Постановлением Священного синода епископом Саранским и Мордовским определено быть архимандриту Варсонофию. В феврале 2001 г. епископ Варсонофий возведен в сан архиепископа.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010