На основании данных находок историки сделали следующие выводы: 1.   Как явствует из надписи на первом антиминсе, освящение храма в 1567 г. совершил епископ Тверской Варсонофий, прославленный Церковью в лике святых как святитель Тверской и Казанский. Храм Оршина монастыря является единственным, о котором известно, что в нем священнодействовал святитель Варсонофий во время своего пребывания на Тверской кафедре. 2.      Как гласит надпись на втором найденном антиминсе, следующее освящение состоялось 5 апреля 1610 года, уже при архимандрите Иосифе, по изгнании мятежников и чужеземцев, разорявших несколько лет тверскую землю при Лжедмитрии II. Именно тогда и были спрятаны от осквернения под полом соборного алтаря богослужебные сосуды, найденные в 1846 году. 3.  В период Междуцарствия, когда шайки бродяг продолжали опустошать страну, Оршин монастырь вновь был разорен. По свидетельству третьего антиминса, новое освящение храма состоялось также при архимандрите Иосифе 15 марта 1613 года – в первый день по восшествии на престол Михаила Феодоровича Романова. Такие неожиданные известия о славном прошлом старинного монастыря привлекли к себе внимание богомольцев и благотворителей. Произведенный в алтаре ремонт закончился освящением нового Престола, совершенного архиепископом Григорием 20 Октября 1846 г. В том же 1846 году было разрешено построить новый деревянный настоятельский дом вместо прежнего ветхого, а также особый деревянный дом – «архиерейский» на случай посещения монастыря архиепископами. В 1848 г. начались работы по постройке каменной ограды вокруг монастыря. Небесным предстательством свт. Варсонофия, стало возможным сделать за восемь лет и пристройку к главному храму с колокольней и двумя приделами: южным – в честь Богоматери Феодоровской и северным – во имя святителей Варсонофия, епископа Тверского, и Димитрия, митрополита Ростовского, уже после отъезда Владыки Григория. Престолы освятил 21 сентября 1862 года архиепископ Тверской Филофей. Икона свт. Варсонофия В соборе стали появляться новые святыни, одна из них – икона свт. Варсонофия во весь рост. Она была прислана по просьбе Преосвященнейшаго Григория из Казани, где покоились мощи прославленного святого, архиепископом Казанским Владимиром. Эта икона являлась точной копией древнейшего образа Тверского и Казанского чудотворца и была написана в дар одним из лучших казанских иконописцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В мае 1922 года Русская Православная Церковь вступила в полосу огненных испытаний. Её глава – святейший патриарх Тихон – был арестован, и с 19 мая 1922 года по 25 июня 1923 года находился под строгим надзором в Донском монастыре. Многие верные патриарху архипастыри, пастыри и миряне были в это время арестованы и расстреляны. Расстрелян был в тайне от народа в ночь с 13 на 14 августа (или с 12 на 13 августа) 1922 года и митрополит Вениамин. Арестовали его за три дня до праздника Святой Троицы, в ночь с четверга на пятницу. В эту же пятницу 2 июня в 4 часа утра за решеткой оказались и епископ Иннокентий 3) , и архимандрит Гурий. Через три недели, 25 июня 1922 года, был арестован и иеромонах Лев. Братство лишилось, таким образом, и митрополита, который был его душой и сердцем, и своих руководителей. Однако и в этих условиях голода и репрессий Братство не погибло. Господь дивным Своим промыслом, действующим рукою священномученика Вениамина, сохранил его, даровав ему в начале 1922 года двух новых замечательных отцов. Первым из них и стал В. С. Верёвкин. 5 января 1922 года митрополит Вениамин постриг его в мантию и дал ему имя Варсонофий, в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского (память 11/24 апреля). На следующий день в Рождественский сочельник он посвятил его в иеродиакона. Вторым же отцом Братства стал сын священника Василий Михайлович Сацердотский (1896–1937). Его священномученик Вениамин постриг в мантию с именем Варлаам в своей крестовой церкви в четверг 1-й седмицы Великого поста (2 марта). В субботу на этой же седмице и в этой же церкви он возвел иеродиакона Варсонофия в сан иеромонаха, а монаха Варлаама – в сан иеродиакона. Священство отец Варлаам принял на следующий день поле ареста митрополита, в Троицкую родительскую субботу. Местом служения отцов Варлаама и Варсонофия до середины 1922 года была Александро-Невская Лавра. При этом чаще всего они служили в храме Братства – в крестовой митрополичьей церкви. За это, хотя и короткое, время совместной церковной молитвы в кругу Братства они горячо полюбили и само дело Братства, и его руководителей, и друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/682

Учениками и последователями Преподобного были митрополиты Московские и всея Руси Даниил († 1539) и Макарий († 1563), архиепископ Вассиан Ростовский († 1515), епископы Симеон Суздальский († 1515), Досифей Крутицкий († 1544), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский и многие еще. Постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря занимали преемственно важнейшие архиерейские кафедры Русской Церкви: святители Казанские Гурий († 1563; память 5 декабря) и Герман († 1567, память 6 ноября), святитель Варсонофий, епископ Тверской († 1576; память 11 апреля). Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в глубокие тайники души вопрошавших и прозорливо открывал им волю Божию. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений. Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек. " Вся страна Волоцкая к доброй жизни прилагашася, тишины же и покоя наслаждашеся. И Иосифо имя, яко священие некое, во устах всех обношашеся " . Монастырь был прославлен не только благочестием и помощью страждущим, но и проявлениями Божией благодати. Праведный инок Виссарион видел однажды на заутрени в Великую Субботу Духа Святого в виде белого голубя, сидящего на Плащанице, которую нес преподобный авва Иосиф. Игумен, приказав иноку молчать о виденном, сам радовался духом, надеясь, что Бог не оставит обители. Тот же инок видел души умирающих братий, белые, как снег, исходящие из уст их. Ему самому открыт был день его кончины, и он почил с миром, причастившись Святых Таин и приняв схиму. Жизнь святого аввы Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями.

http://patriarchia.ru/db/text/913172.htm...

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви огласил обращение в связи со стихийными бедствиями — засухой и массовыми лесными пожарами в России. 2 августа, в праздник пророка Божия Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лукоянов Лукояновского района Нижегородской области. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. 18 августа 2010 года начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Псковскую епархию. В аэропорту Пскова Святейшего Патриарха Кирилла встречали митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, губернатор Псковской области А.А. Турчак, духовенство епархии. В ходе визита Святейший Владыка совершил чин малого освящения храма во имя Трех святителей, воссозданного в Псковском государственном педагогическом университете на месте домовой церкви бывшей Псковской духовной семинарии, поклонился святыням Псково-Печерской обители, побывал в Псковском епархиальном управлении и Спасо-Преображенском Мирожском монастыре. На Октябрьской площади Пскова у памятника святой равноапостольной Ольге, великой княгине Российской, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к нескольким тысячам горожан, пришедшим на центральную площадь города, с Первосвятительским словом. Посещая Псковскую епархию, Его Святейшество также побывал в расположении 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной десантно-штурмовой дивизии, осмотрел войсковую часовню во имя святого великомученика Георгия Победоносца и совершил заупокойную литию по погибшим десантникам. В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение на площади у Михайловского собора Успенского Псково-Печерского монастыря, а в самый день праздника Божественную литургию в Троицком соборе Псковского кремля. За богослужениями Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Нарвский Лазарь, а также председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, духовенство Псковской епархии. На Божественной литургии присутствовали председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, губернатор Псковской области А.А. Турчак, представители администрации Пскова.

http://patriarchia.ru/db/text/1292007.ht...

17 января 1589 г. в Москве был созван Собор высших иерархов Русской Церкви. На Соборе присутствовали: царь. Митрополит Иов, архиепископы Новгородский и Псковский Александр, Казанский и Свияжский Иеремия, Ростовский и Ярославский Варлаам; епископы: Суздальский и Тарусский Иов, Рязанский и Муромский Митрофан, Смоленский и Брянский Сильвестр, Тверской и Кашинский Захарий, Коломенский и Каширский Иосиф, Сарский и Подонский Геласий, архимандриты московских монастырей: Новоспасского Сергий, Чудова Феодосий, Симонова Тихон, Иона из Владимира, Мисаил из Новгорода; игумены монастырей: Кириллова Марк, Хутынского Сильвестр, Волоколамского Левкий, Пафнутиевского Варлаам; соборные старцы: Леонид Ширшиков из Кириллова монастыря, Исмаил Сназин и Варсонофий Криницын из Иосифова монастыря . Феодор Иоаннович открыл соборное заседание речью, в которой сообщил о предварительных переговорах с патриархами Иоакимом и Иеремией об учреждении Патриаршества в России, в результате которых этот вопрос был решен Патриархом Константинопольским положительно. Затем царь предложил Митрополиту Иову совместно с духовенством обсудить с отцами Собора конкретные пути осуществления этого великого для России дела. При участии Константинопольского Патриарха был составлен Чин поставления Патриарха в Русской Церкви . 19 января совместный Собор духовенства и бояр, на котором присутствовали государь Феодор Иоаннович и Митрополит Иов, одобрил это чинопоследование и постановил отправить особых посланников к Патриарху Иеремии, чтобы тот назначил день избрания и наречения Московского Патриарха и день его посвящения. В состав представителей Русской Церкви входили архиепископ Ростовский Варлаам, епископ Смоленский Сильвестр; архимандриты монастырей: Новоспасского Сергий, Чудова Феодосий, Преображенского в Казани Гермоген; игумены монастырей: Пафнутиевского Левкий, Хутынского Сильвестр, Кириллова старец Леонид Ширшиков, Иосифова старец Исмаил Сназин, строитель Серапион Марков и царский дьяк Андрей Щелкалов. Патриарх Иеремия, посовещавшись с прибывшими к нему, вынес решение: на Московское Патриаршество будет возведен тот, кого изберет Бог, Пречистая Богородица и великие чудотворцы Московские Петр, Алексий и Иона.

http://sedmitza.ru/lib/text/439782/

Антоний Леохновской, он был из Тверских бояр; Святейший Патриарх Иов и Казанский Архиепископ Герман были уроженцы города Старицы; Пр. Дионисий, Троице-Сергиевской Лавры архимандрит и блаженный Арсений были родом из города Ржева; Пр. Ефрем Перекопский и пр. Савва Вишерский были родом из Кашина; Пр. Трифон был сын священника Крестовоздвиженской церкви города Торжка. Другие из них проживали в Твери и пределах Тверской епархии. А именно: Пр. Моисей, архиепископ Новгородский, Корнилий Комельский и Паисий Угличской были постриженниками Тверских монастырей – святитель Моисей Тверского Успенского Отроча монастыря, Корнилий – Савватьевского, Сретенского – и Паисий – Троицкого в Колязине Макарьевского монастыря. Пр. Иосиф Волоколамский проживал в монастырях Тверской епархии. Первосвятитель Казанский Гурий был настоятелем Селижаровского монастыря, из которого он, по воле царя Иоанна Грозного, возведён был на кафедру Казанскую. Св. Варсонофий (второй сего имени) был епископом Тверским; тверскую кафедру занимал и Арсений 2-й Эласонский, впоследствии Архиепископ Суздальский. Св. Тихон, епископ Воронежский – был настоятелем Успенского Отроча монастыря и занимал должность ректора Тверской Духовной Семинарии. Пр. Максим Грек почти двадцать лет томился в заключении Отроча монастыря. Благоверный князь Димитрий Юрьевич Красный был князем Бежецким. Наконец к Тверским святым присоединены пострадавшие в пределах Тверской епархии и мученической кончиной перешедшие в загробную жизнь. Так св. благоверный Великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович был убит в 1238 г. 4 марта в битве с татарами, на берегах р. Сити, близ с. Боженки в Кашинском уезде; – в том же уезде в Шеренгском лесу (где ныне деревня Васильева) мученически скончался племянник Великого князя Георгия Василько (Василий) Константинович, Ростовский князь: св. Филипп 2-й Московский митрополит, был задушен Малютой Скуратовым в Тверском Отроче монастыре (23 декабря 1569 г.). Икона «Собор Тверских святых» и местно чтимых, сооружённая Иоасафом Як. Кункиным (в 1902 г.) не полна: на ней нет некоторых подвижников благочестия местно чтимых и даже мучеников за св. церковь : Так опущены:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

8 февраля 1991 года рукоположен в сан епископа Патриархом Алексием II и семнадцатью архиереями в Богоявленском кафедральном соборе. В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа. 31 марта 2009 г. - был назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии. В 2009-2013 гг. – председатель наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси. 25 декабря 2009 г. утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии. 1 февраля 2010 г. был возведен в сан митрополита во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии – постоянным членом Священного Синода. С 22 марта 2011 г. по 26 февраля 2019 г. – член Высшего церковного совета. С мая по октябрь 2011 г. временно управлял новообразованной Ардатовской епархией. 5 октября 2011 г. был назначен главой новообразованной Мордовской митрополии. 19 марта 2014 г. назначен управляющим Санкт-Петербургской епархией - митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии, с сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии. 26 февраля 2019 г. освобожден от должности управляющего делами Московской Патриархии по собственному желанию. Прошение было подано в связи со значительно возросшим объемом работы по архипастырскому окормлению Санкт-Петербургской митрополии. Научные труды, публикации: Иеромонах Варсонофий (Судаков). Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец. ЖМП 1981, N 7.  Книги: Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Сочинения. — В 5 тт. т.1. Возвращение из забытия. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. — Саранск, 1995. т.2. Увещание к духовному исправлению. Послания, проповеди, поучения. — Саранск, 1995. т.3. Афон в жизни Русской Православной Церкви в XIX — начале ХХ вв. — Саранск, 1995. т.4. Убеждение в истине. Проповеди. — Саранск, 1995. т.5. Уроки благодатной жизни. Проповеди. — Саранск, 1996. Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Сочинения. — Саранск, 1998.

http://mitropolia.spb.ru/mitropolit/

Епископ Алексий упоминается в 1225 году на Юрьевской кафедре. Святитель Симон, епископ Владимирский, в своём письме-наставлении упоминает епископа Алексия на Юрьевской кафедре. В 1231 году, он упоминается как епископ Полоцкий, Белгородский и Юрьевский. В первом томе данного издания этот владыка проходит как Полоцкий, без упоминания его на Юрьевской кафедре. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 2, стр. 371, 498 (приложение). Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 34. Арсений, епископ Луцкий Арсений, епископ Луцкий, упоминается в 1366 году. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 643 (приложение). Варлаам, епископ Пинский и Туровский (Василий) Владыка Варлаам был хиротонисан на Пинскую кафедру из архимандритов Лещинского монастыря в 1545 году. Находился на кафедре до 1549 года. Дата смерти неизвестна. Погребён в Пинском Лещинском монастыре. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 129. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 156, 167, 520 (приложение). Варсонофий, епископ Сарский и Подонский Варсонофий, епископ Сарский и Подонский, рукоположен в 1312 году (в Пр. Эн. зимой 1313/14). Хиротонию возглавлял митрополит Московский, святитель Пётр († 1326, память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января). Упоминается в 1330 году в Никоновской летописи как Сарский владыка без имени. Занимал кафедру не позже июня 1334 года. С другой стороны, возможно, владыка Варсонофий в 1316 году мог быть переведён на Тверскую кафедру, так как там появляется владыка с тем же именем. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 199, 646 (приложение). Православная энциклопедия, – М. 2002, т. 6, стр. 676. Гавриил, епископ (митрополит) Галицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Списатель жития Благоверного Князя говорит, что он написал об этом со слов самого того священника, очевидца и свидетеля чуда. Из Бездежа повезли тело Св. Михаила городами русскими; но не скоро увидела Тверь драгоценные для нее останки своего Князя; они привезены были в Москву, и здесь положены были на время в монастырской церкви Преображения Господня, именуемой Спас на Бору 63 . В. Княгиня Анна и дети Михаиловы предчувствовали беду, но не знали о ней; потому что некому было принести вести о случившемся (около 2500 верст было до места убиения В. Князя). Не было вестников и из Москвы. Так печальное семейство, около года, находилось между страхом и надеждой. Через год Георгий воротился во Владимир, получив утверждение хана на великокняжение, и привез с собой юного князя Константина Михаиловича и бояр Тверских. Весть об этом донеслась до Твери. Встревожилась В. Княгиня и осиротевшее семейство Михаила, Епископ Варсонофий и верные Тверитяне; сердца их полны были скорбных предчувствий случившегося. Тотчас же послали гонцов в Москву, чтобы узнать достоверно о судьбе любимого князя. Гонцы возвратились с плачевной вестью об его убиении. Как стрелами пронзили сердце В. Княгини вестники скорби. Плачь и рыдание заступили место тяжкого томления безвестности и горестных предчувствий. Безутешная скорбь и рыдания скоро распространились от дворца великокняжеского по осиротевшему городу; все оплакивалп несчастную кончину своего любимейшего отца и защитника. Напрасно Святитель Варсонофий, сам едва удерживая слезы, поспешил во дворец, чтобы утешить В. Княгиню и осиротевшее семейство. Скорбь была безмерна и тяжела, – единственным облегчением ее было – плакать с плачущими, и слезы доброго пастыря присоединились к слезам рыдающего семейства. И привезли тело Святого с великими почестями. В. Княгиня Анна и сыновья его на судах по Волге встретили погребальное шествие, а Епископ Варсонофий с духовенством и бесчисленным множеством народа дожидались на берегу у церкви Архангела Михаила. Вопль народа до того усилился, что не слышно было поющих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В пятом ряду – на правой стороне: преподобные Макарий и племянник его Паисий Угличский; преподобные Антоний Краснохолмский и Нектарий Бежецкий; на левой стороне: преподобные Савва Вишерской, Ефрем Перекомский (Перекопский), Савва и Варсонофий Саввинские. В верхнем (шестом) ряду – на правой стороне: преподобные Арсений Новгородский, Корнилий Комельский, Савватий и Евфросин Савватьевские и Трифон Печенгской (просветитель лопарей); на левой: пр. Нил Столобенской Чудотворец, пр. Максим Грек, Антоний Леохновский, блаженный Константин Новоторжский и пр. Иосиф Волоколамский. В сонме святых Тверских на иконе их собора довольно святых не принадлежащих, по-видимому, к Тверской епархии, в нынешнем её составе. К Твери и Тверской губернии, прежде всего, должны быть отнесены святые уже прославленные и канонизованные и только местно чтимые: 1) в Твери: св. Благоверный князь Михаил Ярославич и его мать Великая княгиня Ксения. Мощи первого из них открыто почивают в Тверском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, а вторая (Ксения) была погребена в бывшем в Твери Софийском женском монастыре, которого ныне и следов не осталось, но предполагают, что эта обитель существовала на берегу Волги на соборной площади. – Симеон 1-й, епископ Тверской; он был погребён во Введенском правом приделе Спасо-Преображенского кафедрального собора. – Феодор 2-й, Епископ Тверской, скончался на покое в Отроче монастыре в Твери, но тело его было погребено во Введенском же приделе кафедрального собора. – Вероятно, в этом же приделе было погребено тело убитого тушинцами Тверского святителя Феоктиста, (перенесённое в Тверь с места его кончины). 2) В Тверском уезде находятся – в Успенском Желтикове мужском монастыре мощи святителя Арсения 1-го, основателя обители (мощи его открыто почивают) и Акакия, Епископа Тверского (тело его погребено в Успенском соборе Желтикова монастыря). В селе Савватьевском (в 15 вёрстах от Твери) под спудом почивают мощи Савватия, основателя Сретенского Савватьевского монастыря и его ученика Евфросина. (Ныне монастырский храм обращён в приходскую церковь с. Савватьева). На месте погребения пр. Савватия доныне в церкви сохраняется гробница его; место же погребения пр. Евфросина неизвестно. В селе Саввине, в 20 вёрстах от Твери – в бывшем, ныне упразднённом, монастыре, подвизались два брата – пр. Савва и Варсонофий по местному преданию, они были погребены в своей обители; в приходской церкви с. Саввина устроен придел в честь пр. Саввы Освященного, тезоименитого основателю Саввинского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010