Переводы П.А. Юнгерова Скачать epub pdf Вышедший в 1876 гг. по благословению Святейшего Синода перевод Священного Писания Ветхого Завета был воспринят неоднозначно. Ещё до того как начался сам перевод, о том Святейший Синод долго колебался прежде чем решиться взять за основу масоретский текст. По словам профессора Михаила Ивановича Богословского «задержки и колебание в выборе основного текста показывают нам, что знаменитейшие и учёнейшие иерархи …ясно понимали, что Русская Церковь русским переводом с еврейского текста отступает от вселенского предания и духа православной Церкви, а потому и противились этому переводу» 1 . Когда же перевод вышел, дискуссия разгорелась с новой силой. Наиболее активно выступали против перевода с масоретского епископ Порфирий (Успенский) и святитель Феофан Затворник . Святитель написал несколько статей 2 , на которые критично отреагировали профессор МДА Павел Иванович Горский-Платонов и профессор СПбДА Иван Степанович Якимов 3 . Между ними разгорелась полемика 4 . Святитель Феофан в одной из своих последних статей указал, что нужно сделать два перевода: с еврейского и греческого языка. Переводам с еврейского будут пользоваться учёные, а с греческого – простые прихожане, которые будут иметь пособие к пониманию слова Божия 5 . В качестве примера святитель ссылался на труды епископа Порфирия (Успенского) , который перевёл с греческого ряд ветхозаветных книг 6 . На Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. в Подотделе о богослужебном языке на основе предложений Предсоборного совещания были составлены тезисы доклада собору. Последний 11-й тезис гласил: «Издать русский перевод Библии с текста богомудрых LXX толковников. Перевод должен быть снабжён указанием разночтений, тёмных и переносных мест по русской Библии с еврейского языка». Такой перевод мог бы оказаться более подходящим для литургического употребления, чем синодальный 7 . Основой такого перевода могли бы стать труды Павла Александровича Юнгерова, которые он делал с 1908 по 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

18. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь I. Однажды св. Ефрем, патриарх Антиохийский , узнал, что один, находившийся в Иерапольской стране, столпник, вдался в ересь. Случай этот имел большое значение. Столпник, как человек, пользовавшийся за свои подвиги уважением, мог очень многих совратить в ересь. И вот, сознавая это, святитель сам отправился к нему и всеми силами старался убедить его отступиться от ереси и обратиться в православие. Столпник, видя решительность патриарха во что бы то ни стало обратить его в православие, хотел запугать его. Он предложил Ефрему разжечь костер и пройти сквозь огонь, «Кто выйдет из огня невредимым, говорил столпник, того и есть правая вера». Святитель, глубоко убежденный в истине православия, велел принести дров, и по его повелению был разожжен громадный костер, но столпник не согласился идти сквозь огонь вместе со св. Ефремом. Тогда святитель снял с себя омофор, помолился Господу и бросил его в огонь. Три часа горел огонь, в пепел обратились все дрова, – но омофор остался целым и невредимым. В виду такого чуда, столпник всенародно отступился от своей ереси, присоединился к святой, соборной, апостольской церкви и из рук самого патриарха принял св. Причастие. Много и других совершил чудес св. Ефрем на пользу церкви, трудясь в сане патриарха в продолжение восемнадцати лет, и в 545 году скончался («Чет.-Мин.», июня 8). II. Однажды к пр. Кириаку, спасавшемуся в тесной келлии близ Иордана, пришел один инок Феофан, державшийся несторианской ереси. Узнав об этом, пр. Кириак убеждал и молил его оставит свои заблуждения и обратиться к святой, соборной и апостольской церкви. «Един путь к нашему спасению, – говорил преподобный, – есть тот, чтобы мыслить и веровать так, как мыслили и веровали святые отцы». Феофан отвечал: «Все ереси тоже говорят, что если с ними не будешь иметь общения, не спасешся. Что же мне делать? Мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить ее от заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В.В. Каширина Приложение Семинар студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие Святителя Феофана Затворника» (в рамках XXIV Международных Рождественских чтений) Приветственное слово митрополита Калужского и Боровского Климента, Председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, председателя Научно редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! От всего сердца вновь приветствую участников и гостей семинара «Духовное наследие святителя Феофана Затворника », который в нынешнем году проходит в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. В очередной раз святитель Феофан собрал нас, чтобы иметь возможность поделиться тем новым, что смогли по черпнуть в трудах этого великого учителя христианской жизни. Действительно, перечитывая то или иное произведение святителя, человек каждый раз находит для себя что то новое, всегда полезное для души. Сообразно с темой нынешних Чтений – «Традиции и новации: культура, общество, личность» – актуально за думаться над вопросом: кем был для своей эпохи святитель Феофан – традиционалистом или новатором? Сразу следует отметить, что, несомненно, святитель был приверженцем, более того – ревностным защитником церковной традиции, ни на йоту не отступавшим от неё. Но вместе с тем он был и новатором для административной и хозяйственной практики Церкви и для современной ему общественной мысли, в своём душепопечении о людях. Доказательством тому служат его труды в области реформы духовного образования и в других аспектах церковной и общественной жизни XIX в. Приверженность церковной традиции святителя Феофана ярко выражена в его трудах по защите православного учения от различных ересей и расколов, а также в деле толкования Священного Писания. Его перу принадлежат переводы ряда псалмов (118-го, 51-го, 33-го, 1-го и 2-го), а также толкования на Апостольские послания. Все упомянутые труды выполнены в полном согласии со святоотеческой традицией толкования Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия» Феофана Затворника. День за днем святитель толкует места Писания, которые Церковь вспоминает в этот день. Святитель Феофан Затворник — великий наставник в духовной жизни, великий толкователь Писания. С помощью этой книги вы можете питаться мыслями Феофана Затворника каждый день на протяжении всего года. Более того, перед каждой «мыслью» дана ссылка на Библию: так читатель может перемежать чтение Писания и чтение его великого толкователя. Вот пример мыслей Феофана Затворника: «(Деян., 1, 1–8; Ин., 1, 1–17). Пасха, Господня Пасха! От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это “ангелы поют на небеси”, увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе в лице Господа Искупителя, во образе коего силою Воскресения Его, имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно. Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя Воскресшего чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Нечеловеческие только, но вместе и ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!». Группа Вконтакте Facebook группа Мысли на каждый день года Новый год. Обрезание Господне. Св. Василия Великого. (Кол.2, 8–12; Лк.2, 20–21,40–52). Как новый год есть начало дней лета, то в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжение года. Это мы тотчас найдем, как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни. В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, — древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, — понови; а если нет, — произведи, — и будет у тебя новый год.

http://predanie.ru/book/86548-mysli-na-k...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма Здесь собраны все восемь выпусков писем святителя Феофана Затворника. Эпистолярное наследие Феофана Затворника огромно; включает в себя как письма чисто частного характера, так и (самое важно для нас) — письма, в которых святитель дает бесценные советы о духовной жизни (как и вполне конкретные, так и самые общие). Письма Феофана Затворника — это возможность услышать непосредственно голос великого духовного наставника и богослова. Переписка святителя Феофана важна ещё и тем, что она часто являлась основой для его больших сочинений. Флоровский пишет об этом: «Очень много времени уходило у Феофана на переписку, и нередко его письма разрастались в статью или проповедь. Одна из его главных книг так и составилась из частных писем: «Письма о христианской жизни» были писаны первоначально кн. П. С. Лукомской и затем уже приспособлены для издания (перв. изд. 1860 г.). Таких сборников своих писем сам Феофан издал несколько.» Монахиня Игнатия (Петровская) писала о письмах Феофана Затворника: «Письменное наследие другого святителя и духовного писателя епископа Феофана поистине огромно. В своих письмах Святитель живо отзывается на события государственной и общественной жизни, о всем дает свои меткие замечания и определения, следит за ходом Крымской войны, за жизнью ополченцев. В письмах к издателям и редакторам своих обширных литературных и переводческих трудов он высказывает суждения о ходе издания, о рецензентах, говорит о своих удачах или помехах в творческой работе. Кратко, а где нужно и подробно, описывает ход работы над своей замечательной «Евангельской историей»; за этот труд он был удостоен ученой степени доктора богословия. Советуется и о ходе работ над другими духовными книгами, такими как «Что есть духовная жизнь» и др. В своих деловых письмах святитель Феофан касается и вопросов духовных, снабжая своих деловых корреспондентов мыслями о тайнах духовной жизни, о делании молитвы Иисусовой и под.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=860...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление по благословению Преосвященного Симона, епископа Мурманского и Мончегорского Что такое молитва В христианском катехизисе, то есть в наставлении о христианской вере, о молитве сказано так: «Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Молитва — нити живой ткани тела церковного, идущие во всех направлениях; молитвенная связь пронизывает все тело Церкви. Молитва соединяет каждого члена Церкви с Небесным Отцом, членов земной Церкви между собой и членов земных с небесными. Содержанием молитвы служат: хвала, или слава; благодарение; покаяние; просьба о милости Божией, о прощении грехов, о даровании благ душевных и телесных, небесных и земных. Молитва бывает о себе и о других. Молитва друг за друга выражает взаимную любовь членов Церкви. Духовное поклонение необходимо сопровождается телесным вследствие тесной связи души и тела. Молитва выражается в разнообразных внешних формах. Сюда относятся коленопреклонения, крестное знамение, воздеяние рук, употребление разных богослужебных предметов и все наружные действия общественного христианского богослужения. Молитва имеет необычайную силу. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», — пишет святитель Димитрий Ростовский . Но читать слова молитвы на память или по молитвослову, стоять перед иконой дома или в храме, класть поклоны — это еще не молитва. «Читание молитв, стояние на молитве и поклоны составляют лишь молитвенное стояние,— пишет святитель Феофан Затворник , — а молитва, собственно, идет из сердца. Когда этой нет — и никакой нет. Молитва без чувств есть то же, что выкидыш мертвый». Сама же молитва, как пишет святитель Феофан Затворник, «есть возникновение в нашем сердце одного за другим благоговейных чувств к Богу — чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочее».

http://azbyka.ru/kak-uchitsya-domashnej-...

Часть 10. Уныние Восемь смертных грехов и борьба с ними «Бес полуденный» Уныние, в отличие от печали, более связано с леностью, духовным и телесным расслаблением. Уныние не зря святые отцы называют «бесом полуденным», борющим подвижника в середине дня, склоняющим монаха ко сну после обеда и отвлекающим его от молитвы. Следует помнить, что для монаха (особенно в древности) 12 часов дня – это действительно половина, середина дня, ведь встают монашествующие рано, и, по монашескому обычаю, трапеза совершается дважды в день: в обед и ужин. Святитель Феофан Затворник пишет, что уныние есть скучание за всяким делом, как житейским, бытовым, так и молитвенным, желание бросить делание: «Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять». «Воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118: 28), – приводит святитель слова псалмопевца Давида. Уныние, скука, тягота духа и тела придут иногда, может быть, надолго – предупреждает святитель Феофан. И не следует думать, что на душе всегда будет покой и радость от молитвы, бывают периоды спада, лености, охлаждения и маловерия. Охлаждение в духовной жизни, ее кризис – это один из признаков уныния. Но тут нужно применить волю и самопонуждение. В любом деле мы только тогда достигнем результата, когда будем постоянно принуждать себя к нему, поднимать себя за волосы, как известный барон Мюнхаузен, и тянуть из болота лености, расслабления, тоски и уныния. Ни в одном занятии никто ничего не добьется, если не будет принуждать себя к регулярному деланию. Это и есть воспитание воли. Не хочется идти в храм, не хочется вставать утром и вечером на молитву – заставь себя делать это. Лень, тяжело вставать по утрам каждый день и идти на работу или делать повседневные дела – вспомним, что есть прекрасное слово «надо». Не «хочу – не хочу», а просто «надо». И так, с этих мелочей, будем воспитывать в себе силу воли. Добрые дела тоже творятся не просто, на них тоже нужно понуждать себя. Ведь в Евангелии нигде не обещается, что будет легко, а наоборот: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11: 12). Мы говорим: Богослужение, церковная служба. Но ведь служба, по определению, не какое-то легкое, приятное занятие; это работа, труд, иногда тяжелый. И наградой за него бывают моменты духовного подъема, радостной молитвы. Но большим дерзновением будет ожидать, что эти дары будут сопровождать нас постоянно. Очень часто нам бывает весьма не просто стоять на молитве и в церкви. То тесно, то душно, может быть, кто-то отвлекает нас, шумит, передает свечи, но это не значит, что нужно ждать для молитвы каких-то особых условий, ведь их можно никогда и не дождаться. В церкви нужно искать не комфорта и душевных переживаний, а встречи с Богом.

http://pravoslavie.ru/29814.html

     Совсем недавно прошли радостные и светлые праздники. Богослужение этих святых дней наполнено глубоким смыслом о тайне нашего спасения. В паремии навечерия Богоявления звучали слова пророка Варуха о том, что мы счастливы, потому что «мы знаем, что благоугодно Богу» (Вар. 4:4). Путь богоугождения указывают нам те, кто опытно им прошел, — святые всех времен и народов. Их наставления и пример жизни являются верными ориентирами для всех людей, ищущих спасения. Но ментальность современного общества зачастую далека от святоотеческих традиций и их идеалов. Сегодня найдется немало крещеных в Православии людей, которые по невежеству безосновательно считают Церковь Христову пережитком прошлого, навязывающим людям устаревшие правила и нормы жизни. В святые дни радости о воплощении Сына Божия и об обновлении природы силой Святого Духа многие из таких людей заходят в храм из праздного любопытства или ради формального соблюдения обычаев только затем, чтобы набрать крещенской воды. Подобное состояние скепсиса и теплохладности веры российское общество переживает не впервые. Еще в XIX веке представители славянофильского движения осмысливали святоотеческое наследие, сохраняемое Православной Церковью, и отмечали гибельность вытеснения веры рациональным мышлением. В 1839 году Иван Васильевич Киреевский писал: «Все высокие умы Европы требуют новой духовной силы вне разума, требуют новой пружины жизни вне расчета — одним словом, ищут веры и не могут найти ее у себя, ибо христианство на Западе исказилось своемыслием» . Великий русский учитель веры и христианской жизни XIX века святитель Феофан, Затворник Вышенский , предупреждал об опасности для России забвения святоотеческой традиции и о восприятии чуждых ей духовных и нравственных идеалов. В своем не изданном возражении против вольномыслия он так писал об их пагубном влиянии на наше общество: «Уклонившись от пути правды, они (то есть люди Запада — М.К. ) потеряли всякий вкус к истине, и всякий призрак пути считают за самую истину, раскрашивают его прилипчивыми фразами и пускают таким образом этот фальшивый товар. А мы как дети — хватаем их мыльные пузыри, любуемся ими, восхищаемся» . В качестве отрицательного примера святитель Феофан приводил Францию, которая в XIX веке считалась самой передовой страной Европы: «Франция потеряла истину с тех пор, как наводнилась языческими взглядами, обычаями, искусствами, правилами жизни. Во всем этом они крепко запутались — многие из них сознают и стараются выпутаться, но кто вполне, кто немного» .

http://pravoslavie.ru/76980.html

Архив Пн Выступление председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Климента на презентации проекта Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского 9 сентября 2011 г. 12:08 7 сентября 2011 года в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки прошла презентация проекта первого научного издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Мероприятие возглавил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех гостей и участников презентации проекта первого научного и просветительского издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. В 2015 году исполняется 200 лет со дня рождения этого великого подвижника веры и благочестия и замечательного духовного писателя, благодаря трудам которого и в наши дни миллионы людей в нашей стране и за рубежом обретают веру в Бога, становятся на путь спасения. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла этот славный юбилей будет отмечаться на общецерковном уровне. Одной из основных задач в ходе подготовки к празднованию является выпуск первого научно-просветительского издания Полного собрания творений святителя Феофана. Для осуществления этого проекта сформирован специальный Научно-редакционный совет. В состав совета вошли известные отечественные филологи, текстологи, богословы, историки, представляющие как церковную, так и светскую науку современной России. Прежде всего, необходимо сказать несколько слов о том, почему именно личность святителя Феофана Затворника и его творения привлекли к себе наше особое внимание. Во-первых, святитель Феофан является не только крупнейшим отечественным богословом XIX века, работавшим в русле православной святоотеческой традиции, но и учителем Церкви. Во время своего почти тридцатилетнего пребывания в затворе в уединенном Вышенском монастыре тогда Тамбовской, а ныне Рязанской епархии Русской Церкви святитель Феофан, постоянно совершая молитвенный подвиг, свободное время посвятил богословским исследованиям и трудам на ниве духовного просвещения.

http://patriarchia.ru/db/text/1618389.ht...

В.В. Каширина Положение начальствующих в древних обителях (по книге святителя Феофана Затворника «Древние иноческие уставы») Вера (Ровчан), игумения, настоятельница Успенского Вышенского монастыря Данный доклад является продолжением исследования, посвященного анализу взглядов святителя Феофана на положение начальствующих в монастырях 225 , представленного на юбилейной научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника – в истории и современности», которая состоялась 19 июля 2015 г. в Тамбове. В докладе на основе эпистолярного наследия святителя были проанализированы различные вопросы устроения внутренней монашеской жизни: послушание как основа духовной жизни, о необходимости непрестанного духовного совершенствования для настоятеля, об отношении насельниц к начальствующим, об отношении настоятельницы и священника в монастыре, помысел об оставлении настоятельского послушания и др. С самого своего зарождения, по мнению профессора Московской духовной академии Петра Симоновича Казанского , «для мира христианского иноки были тем же, чем были мученики в первенствующие времена, – живым свидетельством святости Христовой веры, образцом чистейшей нравственности, побуждением и подкреплением для колеблющихся, орудием обращения для неверных» 226 . Первые подвижники, просиявшие дивными добродетелями, и стали первыми основателями иноческих обителей, в которые привлекали иноков высоким примером своей жизни во Христе. Основателем и учредителем отшельнического иноческого жития по праву считается Антоний Великий (251–356), основателем общежительного иноческого жития – Пахомий Великий (+348). Святитель Феофан, Затворник Вышенский , в конце своей жизни подготовил к изданию книгу «Древние иноческие уставы», которая, по его замыслу, должна была стать дополнительным томом к «Добротолюбию». В Предисловии к книге, вышедшей в 1892 г., святитель Феофан особенно отметил преемственность традиций, которая сохраняется в Церкви благодаря иноческим Уставам, написанным «в совершенно одинаковом духе, и даже в одинаковых выражениях, и одинаковом очертании:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010