Скачать epub pdf Содержание О благодати Божией вообще Об условиях спасительного действия благодати в верующем христианине О внимании души верующего христианина к благодатным посещениям Божиим О благодатных дарах Святого Духа Об исполнении Духом Святым О неодолимости Церкви О единстве и общении церковном     О благодати Божией – выписки из творений свт. Филарета (Дроздова) (1783–1867) сделанные архиеп. Феофаном Полтавским (Быстровым) (1873–1940), с его редакцией и возможными вставками Имя архиепископа Феофана Полтавского в России любимо и почитаемо, в то время как его богословские труды, написанные в основном в пору его жизни за границей, почти неизвестны. Впервые публикуемая работа святителя Феофана «О благодати Божией» – малая часть его обширного богословского наследия, но эта небольшая книжка свидетельствует о ее авторе как об истинном подвижнике благочестия последнего времени († 1940). По природе святости он является достоянием всей Русской Церкви как в России, так и за ее пределами. Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в 1873 году под Петербургом в семье сельского священника. Из-за бедности большой семьи он рано был отдан родителями в Духовное училище при Александро-Невской лавре. Именно в лавре, где жили тогда духоносные старцы, прошло его духовное возрастание. В 1895 году после блестящего окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии В. Д. Быстров был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. В скором времени он принял монашество, а в 1905 году архимандрит Феофан был назначен в Академии инспектором. Вскоре, по установленному чинопорядку, он впервые был принят Государем Императором Николаем II. Однако совсем не по чину после беседы с Государем отцу Феофану было предложено стать духовником Царской Семьи. Уже за границей владыка Феофан вспоминал с великим умилением, как он свершал по будним дням во дворцовом храме Литургию, а Государыня Императрица и четыре Великие Княжны сами пели на клиросе всю Литургию и исоведовались всегда со слезами. Свою горячую любовь к Царской Семье владыка Феофан пронес через всю жизнь и долго не мог поверить в страшную участь, постигшую дорогих ему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Закрыть Затвор - не просто запор Святитель Феофан на Выше 20.01.2015 333 Время на чтение 6 минут 19 января 1894 года на праздник Богоявления святитель Феофан мирно почил в Вышенской обители, проведя там 28 лет, из них 22 года в строгом затворе. В затворе святитель занимался молитвенным деланием, здесь же были написаны известные нравоучительные, истолковательные и переводные творения святителя. Период затвора - один из самых сокровенных в жизни вышенского подвижника, ведомый Единому Господу. По своему смирению святитель писал, что на Выше он находится не «в затворе, а в запоре»... Святитель Феофан в келье. Рис. Л.А.Вороновой По словам известного исследователя духовного наследия святителя Феофана о. Георгия (Тертышникова), «время затвора - важнейший период, можно сказать, центр жизни преосвященного Феофана, ибо именно тогда по преимуществу явились во всей силе его великие труды и подвиги...» «Преблаженную» Вышенскую обитель святитель Феофан впервые увидел в начале 1860-х годов, когда был правящим епископом на Тамбовской кафедре. Сердцем ощутил он разлитую здесь благодать и полюбил уединенную тихую обитель, величественную неприступную красоту окружающей природы. В 1862 году, назначая на Вышу настоятелем игумена Аркадия (Честонова), он пророчески произнес: «Поезжайте, а потом и я к Вам приеду; заживем опять вместе». Сам святитель всегда стремился к уединению. Известно, что решение об увольнении на покой вынашивалось долго. Как отмечал сам святитель: «Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». По собственному прошению 17 июля 1866 года он был освобожден от управления Владимирской епархией с назначением настоятелем Вышенской пустыни. Из Владимира на Вышу святитель выехал 28 июля и прибыл 3 августа 1866года. В одном из писем он писал о своем первом впечатлении: «По всему Выша - преутешительная и преблаженная обитель!» В сентябре того же года святитель подал прошение об увольнении от многозаботливой деятельности настоятеля, которое было удовлетворено 19 сентября 1866 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В.В. Каширина Святитель Феофан (Говоров) – архипастырь земли Тамбовской Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский В своем первом «Слове при вступлении на паству», произнесенном в городе Тамбове 5 июля 1859 г., святитель Феофан так обозначил главную задачу своей деятельности: «Начертать образ здравого учения христианского, которому надобно внимать» 186 . Как архипастырь Тамбовской земли, он являл своей пастве пример ревностного делателя на ниве церковной, проявляя свои разносторонние дарования во многих областях епархиальной жизни, заботясь о благочинии в храмах и монастырях, воспитании и образовании и т.д. В Тамбовской духовной семинарии святитель открыл класс иконописи, в котором обучалось до 100 воспитанников. Возможно, решение открыть иконописный класс он принял после первой поездки по епархии в июле – августе 1859 г., когда лично увидел, как расписаны храмы и какие иконы в иконостасах. В августе этого же года он потребовал от духовенства приобретать иконы для иконостасов, написанные в древнерусской традиции. 14 августа 1859 г. протоиерей Леонтий Кривополянский из города Борисоглебска сообщал в консисторию, «что во вновь выстроенной в г. Борисоглебске церкви настоящий иконостас еще не устроен» 187 . Святитель положил на прошении такую резолюцию: «Чтоб иконы были не италианской живописи, а православной церковной» 188 . Аналогичное требование он предъявил к священнику Гавриилу Гиляровскому, священнику Иоанну Введенскому и церковному старосте из села Дуплятого Кургана Тамбовского уезда, написав на их прошении об обновлении иконостаса: «Обязать их, – чин икон чтобы был писан сколько можно близко к византийскому штилю» 189 . 24 августа 1861 г. святитель обязал консисторию распространить по епархии циркуляр о том, «чтобы священноцерковнослужители, равно и прихожане, желающие устроять иконостасы, представляли планы иконостасов и рисунки икон тщательно отделанные и нарисованные не карандашом, а тушью или красками» 190 . Библиотеку духовной семинарии святитель Феофан пополнял лично.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Западом и наказывал и накажет нас Господь...» Святитель Феофан Затворник о духовном состоянии российского общества второй половины - конца XIX века 22.01.2021 6995 Время на чтение 27 минут Ко дню памяти Подвижник веры и благочестия Богатейшее литературное наследие святителя Феофана Затворника (1815-1894) посвящено по сути одной важнейшей теме - духовной. Или, как пояснял сам автор, внутренней жизни человека, тому, как она зарождается и полноценно развивается. Он не случайно отвел ей главное место, ведь во вне человек бывает именно таким, каков он внутри . При всём том, духовный писатель хорошо сознавал и обратное влияние социальной среды на внутренний мир личности. Вследствие такого взаимного влияния сердце человека, его содержание, склонности, идеалы и вкусы раскрываются в каждом явлении личной и общественной жизни и по-своему их направляют . Человек по своему назначению, подчеркивал святитель Феофан, «должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать всё свое внешнее, то есть жизнь семейную и общественную» . Лишь в этом случае личность и общество будут развиваться гармонично и полноценно. При этом святитель постоянно подчеркивал, что духовное здоровье людей хранит одна только Православная Церковь, по-прежнему верная апостольскому преданию в своем учении и таинствах . Церковно-общественная мысль святителя Феофана основана на глубоком анализе общественного сознания эпохи и пристальном наблюдении за умонастроениями и устремлениями его современников. Состояние российского общества второй половины - конца XIX века вызывало у него серьезные опасения. Особое внимание святитель Феофан обращал на отечественное богословие и духовную литературу своего времени. Традиционно, богатый духовный опыт лежал в основе именно православного богословия, ибо его всегда предварял аскетический подвиг. Между тем, как раз подобное богословие святитель Феофан встречал в своё время всё реже: «Горько-то горько, что творится у нас среди мыслящих. Все ум потеряли... И даже богословствующие потеряли настоящие основы богословствования православного, и все смеются» .

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/23/...

Святитель Феофан Затворник ЖМП 3 март 2015 /  11 января 2016 г. 11:16 Как и перед кем приносить достойные плоды покаяния СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О СОВЕРШЕНИИ ТАИНСТВА ПОКАЯНИЯ Двести один год назад — 10 (22) января 1815 года — в семье сельского священника Василия Говорова родился мальчик, нареченный Георгием. Ему суждено было стать одним из самых заметных и глубоких русских богословов XIX века, духовными очами прозревшего страшную пучину уготованных Родине бед и потрясений. Сегодня наследие святителя Феофана Затворника постепенно оживает. Возрождается из небытия Вышенская обитель , где пребывал он в затворе и где мирно почил на праздник Крещения Господня в 1894 году: возобновлена монашеская жизнь, реставрируются храмы. В помещении его бывшей келии открыт мемориальный музей. На престижных площадках ежегодно с большим успехом проходят Феофановские чтения — всероссийский форум богословов и историков Церкви. Завершена работа над первым томом Полного собрания творений Феофана Затворника, которое готовится под эгидой Издательского совета . Вопросы правильного совершения таинства исповеди имеют важнейшее значение. Ведь каждый христианин, в каком бы сане или чине он ни состоял, нуждается в нем постоянно. В связи с этим возникает ряд вопросов. Кто призван исповедовать? Каким образом он должен относиться к кающимся? Как должен кающийся относиться к выбору духовника? Возможна ли перемена духовника? Каково правильное устроение кающегося? В чем и как необходимо исповедоваться? Как должно относиться к назначению епитимии? Кто призван исповедовать Несмотря на то что на Руси существовал особый институт духовничества, когда право исповеди подтверждалось архиерейской грамотой, святитель Феофан придерживается мысли, что «рукоположенному во священника... самым рукоположением дается право и возлагается обязанность грехи отпускать всякому, приходящему с покаянием» 1 . Поэтому святитель увещевает каждого священника относиться к делу исповеди не только как к разрешенному, но как к должному, присовокупляя даже угрозу: «согрешите, если откажете кому» 2 . Ясно представляя себе все текущие заботы и труды духовенства, святитель Феофан призывает не экономить время за счет кающихся, а на исповеди быть внимательным, терпеливым и радушным: «Хорошо, что приходят и каются. И не отсылайте никого, хоть бы семьдесят раз седмерицею кто приходил и каялся всё в том же грехе. Всех принимайте радушно, отечески, как отец в притче. Не хмурьтесь, не принимайте строгой речи, жалейте и сокрушайтесь вместе с ними. Не укоряйте и не осуждайте, а считайте их больными и насилуемыми от врага» 3 .

http://e-vestnik.ru/church/svyatitel_feo...

Н.Ю. Сухова Значение Псалтири в русской церковной традиции По свидетельству преподобного Нестора Летописца , на славянский язык Псалтирь как необходимая для богослужения книга была переведена в IX веке святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием с греческого церковного текста Семидесяти толковников. Псалтирь сразу стала любимейшим чтением русского народа и главной учебной книгой в Древней Руси. Псалтирь звучала на каждом утреннем и вечернем богослужении, полностью прочитываясь за седмицу, а в период Великого поста – даже дважды; стихи псалмов составляли основу утренних и вечерних молитв, занимая исключительное место в жизни каждого русского человека. Детей учили читать по Псалтири, по ней же проверяли ставленников на священнические места перед рукоположением. Человек, изучивший Псалтирь, считался «книжным» – грамотным, способным читать другие книги и понимать церковную службу, которая была духовной основой всего строя жизни. Псалтирь читали дома и брали в путешествия, читали над больными и по умершим. В монастырях читали «неусыпаемую Псалтирь». В соединении с Часословом и избранными тропарями и кондаками Псалтирь приняла форму Следованной, назначенной для богослужения в храме. Псалтирь с присоединением святоотеческих толкований, называемая Толковой, была предназначена для келейного чтения как пособие к правильному пониманию и уразумению неясных и пророческих мест священного текста. В русской традиции было продолжено и святоотеческое толкование Псалтири и осмысление ее значения в Церкви и в жизни каждого христианина. Одним из толкователей этой книги, внесшим немалый вклад в ее понимание, явился святитель Феофан (Говоров), или Затворник. Святитель Феофан: богословская деятельность и духовная жизнь Святитель Феофан (Говоров; 1815–1894) являлся представителем ученого монашества – того особого вида русского монашества XIX века, служение которого было более связано с преподаванием в духовных школах, чем с монастырем. После окончания Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии святителю Феофану была уготовала обычная стезя ученого инока – преподавание, инспекторство и ректорство в духовных школах: в Киево-Софийском училище (18441847), Новгородской семинарии (1854), Санкт-Петербургской духовной академии (1857–1859).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Евангельская история о Боге Сыне Святитель Феофан считал, что Евангелие нужно не столько толковать, сколько размышлять над ним. Плодом таких размышлений и явилась «Евангельская история о Боге Сыне». Святитель Феофан Затворник пользовался в основном святоотеческой экзегезой: Златоустом, Феодоритом. Но свт. Феофан не пренебрегал и новейшими западными комментариями (даже «самыми крутоголовыми», как он выражался), что должно послужить уроком тем, кто боится современной библеистики: главное сохранять святоотеческой дух, верность Благой Вести. Полное название творения свт. Феофана Затворника — «Евангельская история о Боге Сыне, Воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов». Святитель Феофан Затворник ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ О БОГЕ СЫНЕ ВОПЛОТИВШЕМСЯ НАШЕГО РАДИ СПАСЕНИЯ, В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ИЗЛОЖЕННАЯ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ЕВАНГЕЛИСТОВ «Евангельская история о Боге Сыне» — один из важнейших истолковательных трудов святителя Феофана Затворника, занимающий особое место в русской духовной литературе. В нем дается нам удивительный путеводитель по Святому Евангелию — главной Книге, ведущей человека ко спасению. Вся земная жизнь Спасителя нашего подробно изложена автором словами святых Евангелистов в хронологической последовательности. Читатель легко найдет описание интересующего его события Евангельской истории по заглавию частей и параграфов, обозначающему их содержание. Желающим узнать место какого–либо события в общем течении других сказаний Евангельской истории помогут алфавитный указатель и подробная хронологическая таблица. В обширном обращении к читателям святитель объясняет принципы и правила, принятые им для установления порядка евангельских событий, предлагает соответственный тому конспект Евангельской истории с обозначением главных ее частей и всех подразделений и подробное оглавление содержания Евангелий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Феофан Затворник вошел в Предание своими духовными наставлениями и переводами древнехристианской аскетической литературы. Но не менее важное место в наследии Феофана Затворника занимают толкования Нового Завета («Евангельская история о Боге Сыне» и «Толковый Апостол» — «Послания апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Затворником»). Флоровский писал об экзегетических трудах Феофана Затворника: «Феофан успел истолковать только послания апостола Павла (без Послания к евреям). Евангелие, думал он, нужно не столько толковать, сколько размышлять над ним; так составилась его «Евангельская история о Боге Слове». Феофан всегда опирается на святоотеческие толкования, всего больше на Златоуста, Феодорита. Но он очень охотно пользовался и новыми западными комментариями, запасал себе книги и «самых крутоголовых», но особенно любил комментарии английские. В его библиотеке было много иностранных книг. […] Его эрудиция была скорее старомодной. Но это вполне возмещалось его чуткостью и умением схватывать дух первоисточников. Толкования Феофана были его вкладом в русское библейское дело, были важным дополнением к русскому переводу Нового Завета…» Предлагаемое здесь «Толкование на 1-е послание к коринфянам» — часть «Толкового Апостола» Феофана Затворника — «Посланий апостола Павла, изъясненных святителем Феофаном Затворником». Группа Вконтакте Facebook группа Толкование на 1-е послание к коринфянам ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА истолкованное святителем Феофаном ВВЕДЕНИЕ 1. Сведения о Коринфе и коринфянах Коринф лежит на перешейке, соединяющем собственно Грецию с Мореею, или Пелопонезом. Построен он будто тысячи за полторы (1400) лет до Рождества Христова Сизифом и назывался Ефирою; потом разорен был кем-то и восстановлен Коринфом, сыном Марафона, или Пелопса, от которого и имя получил. В Ахайскую войну Луций Муммий разорил его до основания в 146 г. до Рождества Христова, а в 44-м Юлий Кесарь восстановил его, после чего он быстро поднялся и стал первым городом Ахаии, местопребыванием проконсулов: умножился числом жителей, процвел науками, искусствами и веселою жизнию. Отличие его составляли истмийские игры и храм Афродиты с особым при нем заведением. То и другое привлекало в него множество народа. Коринф — представитель греческого легкомыслия, ветренности и чувственных наслаждений.

http://predanie.ru/book/67912-tolkovanie...

1. Вступление 1. Митрополит Антоний, безусловно, великая церковная личность, но должен быть понят прежде всего как пастырь. Богословие у него на втором месте и исходит из его пастырской мысли и чувства. Он стремился догматику оживить, сделать ее неотвлеченной, говорил о переложении догматов в термины «нравственного монизма», что иногда ему удавалось, а иногда и нет. У него было великое сострадательное сердце, но когда он стремился перенести эти чувства в богословие, то ему не всегда удавалось, что иногда вызывало ожесточенные возражения. Его толкование «Догмата Искупления» является причиной серьезного разногласия; с другими его мыслями если и не соглашались, то не называли ересью. 2. «Догмат Искупления» в переложении владыки митрополита Антония критиковался, но большое смущение поднялось с 1925 года, когда митрополит Евлогий [(Георгиевский)] предложил и получил одобрение Св. Синода заменить в школах катехизис митрополита Филарета [(Дроздова), святителя Московского] катехизисом митрополита Антония, содержащий новое учение об искуплении. Это вызвало негодование, которое исходило от самой выдающейся и святоотечески мыслящей иерархии заграницей, в частности – от ведущего члена Синода, иногда возглавлявшего его, а также известного своей подвижнической жизнью архиепископа Феофана Полтавского. Из-за его возражения сам митрополит Антоний потребовал не делать его катехизис официальным, и «Догмат Искупления» остался до сих пор частным мнением митрополита Антония, а не официальным учением Зарубежной Церкви – пока что. 358 На тему этого «догмата» существует огромная литература, большей частью не в пользу учения митрополита Антония. Выдающиеся иерархи и богословы отзывались резко против учения митрополита Антония, оставаясь сами преданными и горячо любящими самого митрополита Антония, как например: Митрополит Анастасий – враждебно относящийся как к ереси. Архиепископы Феофан Полтавский, Серафим Богучарский (Соболев) – русский в Болгарии. [Архиепископ Феофан составил серьезное сочинение, которое было запрещено к печати Синодом, по сю пору не опубликованное полностью (с подробным обзором этого труда можно познакомиться в книге Ричарда (Фомы) Бэттса и Вячеслава Марченко «Духовник Царской Семьи, святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник», изданной Братством преп. Германа Аляскинского и Валаамским Обществом Америки в Москве). За этот труд святитель Феофан был изгнан из Синода приверженцами митр. Антония. Он уехал и тихо жил в пещерах во Франции. Его лишили даже погребения архиерейским чином. Архиепископ Серафим составил особое исследование, одобренное Болгарской Церковью.]

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Архиерей, вместивший в свое сердце боль Беслана Памяти митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) Как тот, кто видел столько горя, мог быть таким веселым и простым? Сегодня 40 дней, как преставился ко Господу митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков). Неоднократно он нес свое служение под пулями. Но это, в общем-то, понятно любому нормальному мужику. А вот принять боль матерей в свое сердце – на это способен далеко не каждый… Он умел жить так, чтобы каждый день был прожит не зря.   Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) Будьте «как дети» (Мф. 18, 3) Протоиерей Владимир Чувикин , настоятель храмов Николо-Перервинского монастыря, почетный ректор Перервинской духовной семинарии: – Мы вместе, примерно в одно и то же время – в конце 1960-х – начале 1970-х – учились с будущим владыкой Феофаном в семинарии, а потом и в академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Он тогда еще был Иваном, учился на год младше меня. Семинаристом он был, можно даже сказать, шаловливым. Боевой такой всегда. Далеко не идеален по поведению. Студенты есть студенты – молодежь! Хотя после первого курса академии он вдруг поступил послушником в лавру. В декабре 1973 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, наместник лавры архимандрит Иероним (Зиновьев) постриг послушника в монахи, дав ему имя Феофан – в честь преподобного Феофана Исповедника. Еще до окончания академии он принял сан. Потом уже нес послушания по линии ОВЦС: был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалим, служил во многих странах Ближнего Востока, а также Латинской Америки. Протоиерей Владимир Чувикин. Фото Натальи Фукс А потом, уже в 2000-м году, его рукоположили во епископа. Так что в этом году владыка буквально 5 дней не дожил до 20-летия архипастырского служения. Но даже в святительском сане он так и остался веселым и простым. Даже в святительском сане он так и остался веселым и простым Помню, нас, целую группу архиереев и священников во главе с митрополитом Тобольским Димитрием (Капалиным), отправили в инспекционную поездку по семинариям, духовным академиям страны: и по московскому региону, в том числе в Коломенскую, далее в Смоленскую, Рязанскую, Волгоградскую, Саратовскую области, потом прибыли мы в Санкт-Петербург… И владыка Феофан, который тоже был с нами, всегда очень живой, подвижный, энергичный, так что у него и поступки бывали эксцентричными… Приезжаем мы такой представительной архиерейско-священнической делегацией в питерский Иоанновский ставропигиальный монастырь на Карповке.

http://pravoslavie.ru/136440.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010