От издателей Выдающийся русский церковный писатель, святитель Феофан Затворник , главную цель своего богословствования видел в том, чтобы изъяснить православному читателю, что «корень христианской жизни в воплощенном домостроительстве». «Без сего домостроительства,– писал он в одном из переизданий “Писем о христианской жизни”,– жизнь христианская и спасение не мыслимы. Оно предначертано от века, а в действие вошло в свое ему время, в Лице Единого от Пресвятой Троицы, вочеловечившегося Христа Господа. От Него пошли христианская жизнь и спасение, и Им устроено и подается все потребное для сего. Все сие и есть воплощенное домостроительство». Данный том творений Святителя как раз и составил третий выпуск его знаменитых «Писем о христианской жизни», посвященный теме домостроительства, причем во взаимосвязи с христианской психологией. В письме к своему старинному другу и издателю Николаю Васильевичу Елагину от 1 ноября 1889 года Феофан Затворник так характеризует свой давний труд: «Вы хорошие берете хлопоты – найти или составить и издать психологию христианскую. Вот, по-моему, какова должна быть программа этой психологии. Изобразить состав естества человеческого: дух, душа и тело,– и представить систематический перечень всех способностей и отправлений каждой части,– и затем описать состояние и частей естества и способностей: 1) в естественном состоянии; 2) в состоянии под грехом и; 3) в состоянии под благодатию. Маленький опыт такой психологии представлен мною в “Письмах о христианской жизни” – выпуск третий, письма XXI-XXV, и в Прибавлениях к ним: Прибавление Б)... Коли хотите, можете издать мой очерк – как есть, особо». Спустя 120 лет издательство «Правило веры» исполняет благословение Святителя и публикует это произведение, отмеченное глубиной мысли, богатством языка и непревзойденной тонкостью анализа взлетов и падений души человеческой. К словам, затруднительным для понимания, редакцией даны примечания. В угловых скобках текст от редакции. Впервые публикуется полностью раскрытое и выверенное «Содержание». Письма о христианской жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Три слова о несении креста Крест — само средоточие христианства, орудие страстей Христа и орудие нашего спасения… Феофан Затворник так начинает первое слово о несении Креста: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, говорит св. Апостол Павел (Гал. 6, 14). Как это св. Апостол до такого дошел расположения, что ничем другим хвалиться не хотел, кроме креста Христова? Крест всяко есть скорбь, теснота, уничижение; как же хвалиться им? И вот однако ж Апостол Павел хвалится им; вместе с ним хвалились конечно и все Апостолы, а за ними и все другие крестоносцы. Почему же это так? Прозрели богомудрые мужи великое значение креста, высоко ценили его и хвалились, что сподобились носить его. Они зрели в нем, вместо тесноты, широту, вместо горести сладость, вместо уничижения величие, вместо бесчестия славу, – и хвалились им, как хвалится иной великолепным каким украшением и отличием. О, когда бы нам даровал Господь такой смысл и расположение, чтобы понять и ощутить силу креста и начать хвалиться им!» Святитель Феофан в этой книге последовательно разбирает три вида несение креста в нашей жизни: «скорби, беды и лишения», борьба со страстями и «крест преданности в волю Божию». СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК Три слова о несении креста   По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   © Московский Богородице–Рождественский женский монастырь. © Издательство «Правило веры», 1996. © Библиотека Веб–Центра «Омега».     Слово I Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, говорит св. Апостол Павел (Гал. 6, 14). Как это св. Апостол до такого дошел расположения, что ничем другим хвалиться не хотел, кроме креста Христова? Крест всяко есть скорбь, теснота, уничижение; как же хвалиться им? И вот однако ж Апостол Павел хвалится им; вместе с ним хвалились конечно и все Апостолы, а за ними и все другие крестоносцы. Почему же это так? Прозрели богомудрые мужи великое значение креста, высоко ценили его и хвалились, что сподобились носить его. Они зрели в нем, вместо тесноты, широту, вместо горести сладость, вместо уничижения величие, вместо бесчестия славу, – и хвалились им, как хвалится иной великолепным каким украшением и отличием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Париж. Последние годы. Свидетельство о предначертанной судьбе России В 1928 году владыка Феофан, думая о затворе, писал одному из своих духовных чад: «Хотел бы я умолкнуть для всех и навсегда, но пока еще не знаю на это воли Божьей». 16 (29) апреля 1931 года он навсегда покинул гостеприимную Болгарию, где прожил пять лет, и переехал во Францию. В Париже он поселился в доме Пороховых в пригороде Кламар на рю Паскаль, 2. Федор Васильевич и Лидия Николаевна Пороховы были известны ему еще по Петербургу. Супруги были в свое время близки ко Двору, к Императрице Марии Феодоровне, духовно окормлялись у благодатного старца Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры иеросхимонаха Варнавы. Бездетное семейство Пороховых имело духовную тайну: Лидия Николаевна была в тайном постриге монахиней Марией. Сохранилось одно свидетельство о благодатной жизни в Кламаре. Во время Пасхальной заутрени, совершавшейся в доме Пороховых, произошло нечто подобное тому, что происходило не раз во время служений Святителя и в Астрахани, и в Полтаве, и в Югославии, и в Болгарии. «Мы до сих пор, – писал Федор Васильевич Порохов, – под чудным, неземным впечатлением от святой заутрени, которую совершал святитель Феофан. Воистину благодать Святого Духа соприсутствовала в продолжение всей службы! Даже наши хозяева-французы, атеисты, сообщили нам свои восторги и сказали, что они в ночных рубашках сидели все время под нашей комнатой, где происходила служба; они в течение шести лет не были в храме, а после этого пошли в костел. Между прочим, они очень просили нас, не понимая сути дела: нельзя ли, – говорили они, – опять такую же службу «сделать»? Но разве дело в службе? Здесь была великая милость Божья, что мы сподобились присутствия явной благодати Духа Святого!» Вскоре после переезда архиепископа Феофана в Париж и поселения в доме Пороховых была обнаружена слежка за ним. Дело в том, что у него были постоянные выезды в воскресные и праздничные дни в церковь на рю Одесса (теперь этой церкви давно уже нет). Выяснилось, что какие-то люди не только следили за ним, но и создавали на пути ловушки. Таких, только замеченных, попыток поймать Архиепископа было несколько, но все расчеты злоумышленников, слава Богу, оказались тщетными. Обо всем этом было заявлено префекту столичной полиции Ж. Шиаппу, и он принял меры охраны. Но на основании собранных материалов архиепископу Феофану было предложено совсем прекратить выезды для посещения богослужений, так как это давало возможность заранее знать, когда Архиепископ будет в церкви. И Владыка начал совершать Литургии у себя на дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Разделы портала «Азбука веры» Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 3  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Жизнь семейная 2. Не прекращая своего попечения, возложить все на Промысл Божий Без забот и попечений как прожить? Но все в меру, а главное – с преданием себя в волю Божию. Вы все сами хотите устроить детей, а Богу ничего не предоставляете. А на деле надо все Богу отдать, не прекращая, конечно, и своего попечения, но не придавая ему и слишком много значения. Если Бог не благословит детей, то что вы одни сделаете? Да не станет ли Бог смотреть на них равнодушно по причине ваших забот (1, с. 126–127)? Со всякою немощию душевною следует тотчас обращаться с молитвой к Господу, прося Его исцелить. Затем, употребляя и от вас зависящие средства и собственные усилия, ждите помощь свыше, и Господь в свой час пошлет помощь и исцелит. Без Господа никакое добро не укореняется в сердце (1, с. 127). 3. Скорбь об отлучении сына Ваше отлучение, изреченное сыну, было плодом ревности по Богу и любви к сыну, искавшей сим способом вразумить его. Какой же тут грех?! Другое дело – мысль о силе сего отлучения. Но где вы нашли, чтобы единоличное отлучение, как громко ни прокричи его, действительно отлучало от Церкви? Стало, и этого нечего тут видеть (1, с. 149–150)! 4. Семья – это житейский крест для главы Семья – это житейский крест для главы! Терпи, покорствуя Господу, и, все со своей стороны делая, все предай в волю Божию (1, с. 228). 5. В семейной жизни исполнять дела по сознанию, что исполняется воля Божия И по семейной жизни на вас лежит долг… Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность – дела по удовлетворению страстей, также ненужные и бесполезные (1, с. 247). 6. Жена, мать, хозяйка – это ваши владения. Министры ваши – голова да руки с ногами и душа с силами. Кодекс законов – заповеди Евангелия… Смотрите построже за своими министрами

http://azbyka.ru/semya/zhizn-semejnaja-s...

Архимандрит Феофан Новоезерский (1752–1832) Первые годы подвижничества старца Феофана (в миру Феодора Соколова) проходили в Саровской пустыни и Санаксарском монастыре. Здесь изучил он монашескую азбуку: терпение, строгость к себе, безусловное послушание. Вместе с другими он исполнял, после долгой церковной службы, разные послушания, в которых и настоятель принимал участие: рубил дрова, топил печи, готовил на кухне, пек хлебы, мел полы. Во время жизни в Санаксаре Феодор познакомился со святителем Тихоном Задонским , который приглашал его даже остаться в Задонске. В 1774 году преподобный Феодор Санаксарский , по наветам людей, гневавшихся на его нелицеприятие и заступничество за обижаемых крестьян, был сослан в Соловецкий монастырь. Большая часть учеников его тогда разошлась по другим обителям. В числе их и Феодор Соколов перешел, после трехлетней жизни в Санаксаре, во Введенскую Островскую (близ города Покрова, Владимирской губернии) пустынь и здесь находился под руководством настоятеля старца Клеопы, который был постриженник афонский и долго упражнялся там в высшем молитвенном делании с преподобным Паисием Величковским . Перейдя в Россию и, после некоторого времени, назначенный во Введенскую пустынь, старец Клеопа ввел в ней общежительный афонский устав, чинную службу. Сам он проводил жизнь в постоянной молитве и богомыслии, братией же управлял любовью кроткой и прощающей; заботился не столько об упражнении их в суровых постах и трудах, сколько о водворении смирения, незлобия, миролюбия. И здесь, у такого наставника, дополнено было иноческое воспитание Феодора и, уже привыкший в Санаксаре к суровому долгу иноческому, здесь научился он высшим добродетелям: чистоте помыслов, духу любви и смирения. Между тем рассказы старца Клеопы возбудили в молодом послушнике сильное желание наставиться у старца Паисия и видеть Афон. В 1777 году Феодор отправился в Молдавию вместе с молдавскими иноками, возвращавшимися в свой монастырь. Он надеялся побывать на Афоне, в Палестине и затем поселился у старца Паисия, но когда он пришел в Молдовлахию, в Тисманский монастырь, игумен Феодосий удержал его и немедленно постриг с именем Феофан. Тогда Феодору было двадцать пять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В.В. Каширина Пленарное заседание Святитель Феофан Затворник в Вышенской пустыни (1866–1894 гг.) Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский, ректор Тамбовской духовной семинарии, кандидат богословия Святитель Феофан Затворник в период управления Тамбовской епархией обратил внимание на Вышенскую Успенскую пустынь – мужскую обитель в северных пределах губернии, расположенную вдали от селений на берегу небольшой речки Выши в окружении соснового бора. Такое положение монастыря привлекало в него ищущих уединённой жизни. Первое письменное упоминание о Вышенской пустыни относится к 1625 г. В отводной памяти 1 царственной инокини Марфы Иоанновны было сказано: «По челобитью Вышенской пустыни, Успения Пресвятыя Богородицы, чернова попа Тихона с братиею, храм Успения Пресвятые Богородицы перенесть и кельи и всякия хоромы, на новом месте велеть строить монастырь». 2 Из указанной памяти следует, что Вышенская мужская пустынь была основана еще до 1625 г., а иеромонах Тихон с братией получили благосло вение начать строительство монастыря на новом месте. В XVII и XVIII вв. обитель была небольшой и очень бедной, с немногочисленной братией. Через сто лет, в декабре 1724 г., пустынь вообще «была упразднена и приписана к Черниеву монастырю за малобратственностью и бедным положением». 3 Однако во второй половине XVIII в. деятельность Успенской Вышенской пустыни возобновилась. Развитие обители началось в XIX в., когда её настоятелем стал иеромонах Аркадий (Честонов), назначенный на эту должность святителем Феофаном 30 марта 1862 г. Отправляя его на новое место служения, святитель «как бы в предчувствии будущей своей жизни в Вышенской пустыни сказал: «Поезжайте; а потом и я к вам приеду; заживём опять вместе». 4 Характеризуя отца Аркадия в одном из своих писем, святитель Феофан писал: «У нас по монастырю так тихо, что дивиться подобает. Это дело нашего аввы. Он очень молитвенен… и, кажется, приял дар непрестанной молитвы». 5 При архимандрите Аркадии пустынь стала руководствоваться строгим общежительным уставом, что благоприятствовало развитию монастыря и духовным подвигам братии. При архимандрите Аркадии Вышенская пустынь стала духовным и просветительским центром. Трудам настоятеля содействовала Пресвятая Богородица через главную святыню обители – чудотворную Казанскую икону Божией Матери, именуемую «Вышенская».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Содержание От редакции Феофановские чтения Пленарное заседание (Москва) Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский. Святитель Феофан Затворник в Вышенской пустыни Лука (Степанов), игумен. Духовное родство Выши и Афона (1866–1894 гг.) Щербакова М. И. Святитель Феофан и греческое духовное училище на о. Халки Каширина В. В. Заметки святителя Феофана на полях рукописи «Ключ к Восточному вопросу» Чудинов Д. А. Неизвестное творение Феофана Затворника (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 5. Ед. хр. 42) Успенский Вышенский монастырь Вера (Ровчан), игумения. Святитель Феофан глазами детей: итоги Всероссийского детского конкурса «Учитель благочестия» Ириней (Пиковский), иеромонах. «Евангельская история о Боге Сыне» святителя Феофана Затворника в контексте аналогичных синопсисов древности и современности Андрей Кретов, иерей. Литургическое наследие святителя Феофана Никольский Е. В. Личность человека в антропологии святителя Феофана Хохлова А. Б. Инновационный потенциал антрополого-педагогического учения Феофана Затворника Лукьянова А. Е. Алексей Гаврилович Говоров Евгений Игнатов, иерей. Естественный нравственный закон в творениях святителя Феофана Затворника Приложение Семинар студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» (в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений) Приветственное слово митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, председателя Научно редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского Приветственное слово епископа Тарусского Серафима Корнилий (Зайцев), иеромонах. Учение святителя Феофана Затворника о природе души Евгений Игнатов, иерей. Соотношение свободы воли и естественного нравственного закона в творениях святителя Феофана Затворника Пётр (Алексенко), иеродиакон. Теоантропологическая интерпретация понятия св. апостола Павла дух (πνεμα) святителем Феофаном Затворником Варлаам (Череп), иеродиакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пастырь и миссионер в затворе Свт. Феофан Затворник о современных ему церкви и обществе 23.01.2009 530 Время на чтение 12 минут 10/23 января - 115 лет блаженной кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского Часть I Часть II О состоянии российского общества. Ослабление исконной православной традиции в русской церковной среде не замедлило сказаться и на всём российском обществе. Недостаток живого духовного слова о вере, довольство, нередко, одною обрядностью, означало заметное замирание внутренней жизни среди православных, часто уже не способных ясно разобраться во многих её проявлениях. В русском обществе, как в высших и интеллигентских кругах, так и в массе простого народа ширилась внутренняя пустота, которую по-своему старались заполнить. И если одни теперь всё чаще обращались к сектантству, то других это могло ещё больше оттолкнуть от религии и склонить к совершенному неверию и материализму. " К горю нашему, - вслед за святителем Игнатием (Брянчаниновым) отмечал преосвященный Феофан, - зло сие всё более и более растет и распространяется - заходят богопротивные мнения и подсекают веру; подсекая же веру, портят благочестие. - У нас эта язва явилась в двух видах - в виде неверия, - от ложного направления умственного образования, и виде раскола, - от грубого неведения, в чем главное дело спасения " с.73]. Вместе с тем, святитель Феофан ожидал определенных мер и от церковных властей, но не встречал их содействия. Его удивлению от такого бездействия не было границ. Он опасался роста влияния сектантства, ибо это могло в религиозном отношении пополам рассечь всю Россию вып.2 с.110]. Цензура в то время не препятствовала, например секте Пашкова издавать свою литературу, несмотря на её неправославное содержание. Пашков даже заявлял, что имеет на это письменное разрешение от государя и митрополита вып.7 с.124]. " Как нелепо действовала против него наша духовная власть, из рук вон. 5 лет трубить, - а ему ничего. Мне стало сдаваться, не изъявил ли как-либо митрополит согласие на его проповедь, будучи обманут льстивыми пашковскими речами о значении воплощенного домостроительства " вып.7 с.135].

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/23/...

И. Крутиков Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, его-же воздаст ми Господъ в день он, праведный судия: не токможе мне, но и всем возлюбившим явление Его ( 2Тим. 4, 7–8 ). 6 января 1894 г. скончался маститый старец, святитель Феофан, бывший епископ Владимирский, проживавший, как говорили, «на покое» в Вышенской пустыни (Тамб. епар.) с 1866 года до конца своей жизни и все время подвизавшийся в трудах и подвигах отшельничества. Это был один из замечательных и великих иерархов Русской Церкви, столп православия среди современнаго неверия и иномыслия, непрестанный наставник и учитель всех сынов православной России и руководитель многих людей всех званий, состоянй и положений на пути в царство небесное. В течение своей многолетней жизни святитель в своих письмах и изданных многотомных книгах оставил столько великих уроков и наставлений христианской веры и благочестия, что невольно приходишь в изумление, как возможно одному человеку, хотя и много пожившему, написать и переписать столько листов и тетрадей! Но изумление сменяется благоговением при мысли, что почивший был избранный сосуд благодати, сила же Господня в немощи совершается. Сообщим сведения о жизни и трудах святителя Феофана в наше научение и наставление. Мы тщательно следили за всем, что появлялось в печати о святителе Феофане; но в своей настоящей статье сообщим о нем главным образом что лично нами дознано на основании бесед с близкими его родственниками и что твердо хранится, как заветная святыня, в наших собственных воспоминаниях из личных свиданий и бесед с самим почившим святителем. Преосвященный Феофан родился вскоре после достопамятной и поучительной эпохи 1812 года, когда русские, сознав свои ошибки и внемля урокам этой эпохи, занялись исправлением своих недостатков, когда на духовное просвещение, как на источник этого исцеления, обращено было большое внимание, когда выработан был новый устав духовных училищ, когда на ниве духовного образования работали Филарет, митр. Московский, Иннокентий Пензенский и готовились работать следующие учителя: Иннокентий Одесский и Димитрий Муретов и под. Словом сказать: родился в то время, когда можно было получить основательное богословское образование, нужду и необходимость которого все сознавали.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

иерей Андрей Кретов Аннотация. В статье рассматривается вопрос отношения святителя к чину монашеского пострига. В своих трудах Феофан Затворник изъясняет природу иночества, монашества и схимничества, отвечает на вопрос: монашество таинство или нет? Определяет значение монашеских обетов. Содержание Три чина Чин или таинство? Значение обетов Заключение     Святитель Феофан обладает особым авторитетом в отношении значения монашеского пострига. Он перевел основной корпус монашеской литературы на русский язык: Добротолюбие, Невидимая брань, Древние иноческие уставы, Митерикон. В своих трудах и письмах он не освящает вопросы формирования чина пострига, однако выражает в наставлениях важное мнение о сути монашеского пострига. Мы будем рассматривать три современных чина: принятие иночества или одеяние рясы и камилавки, пострижение в малую схиму или монашеский постриг и пострижение в великую схиму. Эти чины в практике Церкви были не всегда. Вопросу формированию чинов принятия в монашество посвящено достаточное количество литературы, поэтому останавливаться на нем подробно не будем. Стоит сказать лишь, что Михаил Арранц в своем исследовании константинопольской и русской традиций описывает 13 чинов пострига, формирует их в 5 групп, устанавливает между ними зависимости, выстраивает генеалогию современной традиции. Т. е. история формирования чина пострига достаточно сложна и неоднозначна. И в современной практике Поместных Церквей есть различия. Афонское монашество зачастую не имеет чина малого пострига. В русской традиции великий образ, схима – явление редкое. В переводе «Древние иноческие уставы» святителя Феофана находятся первые в истории христианской письменности свидетельства о принятии монашествующих в обитель. Это описание в уставе монастыря Пахомия Великого . Устав этот сохранился в трудах блаженного Иеронима , а также у Кассиана Римлянина. В русском издании эти тексты перерабатываются. Феофан Затворник предлагает разложить устав преподобного Пахомия, сохраненный в переводе святого блаженного Иеронима , на группы по содержанию, и дополнить свидетельствами текста преподобного Кассиана Римлянина, житий основателей Тавеннисиотской обители, текстов поучений из отечников. По мысли преосвященного владыки, изложение в порядке всех известных текстов поможет сложить представление об уставе обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010