Протест против еретического толкования догмата Искупления митрополитом Антонием (Храповицким) и против решения Синода РПЦЗ, искажающего догмат О своем несогласии по вопросам догматики с митрополитом Антонием (Храповицким) архиепископ Феофан ничего никому не говорил. Но однако видно было, что в Синоде Русской Зарубежной Церкви что-то произошло, и по этой причине Владыка перестал ездить на заседания Синода в Сремские Карловцы. И только через много лет после кончины архиепископа Феофана открылась возможность познакомиться с частью его архива, и стала понятна сущность догматического несогласия его с митрополитом Антонием. Владыка Антоний, по его же выражению, сделал попытку «освободить богословскую науку, а равно и катехизис школьный от инославных наслоений» (Догмат Искупления. Ср. Карловцы, 1926, с. 1). Как будто бы благая цель. Но это «освобождение» касалось основного догмата веры Православной Церкви – догмата Искупления. Весь трагизм был в том, что митрополит Антоний дал свое собственное понимание этого догмата, невзирая на то, что это понимание совершенно чуждо учению Святых Отцов Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, хотя он и думал, что его учение «вполне согласуется со Священным Писанием и Церковным Преданием, а его кажущаяся новость заключается только в том, что оно излагает учение Церкви языком точных понятий в согласовании смысла разбираемого догмата с прочими важнейшими истинами веры» (Догмат Искупления, с. 58–59). До издания «Догмата Искупления» митрополит Антоний опубликовал в Югославии в 1924 году свой катехизис под названием «Опыт христианского православного катехизиса». В следующем году, 27 марта (9 апреля) 1925 года, Заграничный Синод выносит решение о замене «Пространного катехизиса» митрополита Филарета Московского «Опытом катехизиса» митрополита Антония (Храповицкого) в качестве учебника в русских школах за границей. Архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Серафим (Соболев) опротестовали это решение Заграничного Синода, подав заявление в Заграничный Архиерейский Собор:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Скачать epub pdf В результате работы над переводом книги «Камень веры» оказалось, что некоторые аргументы митрополита Стефана (Яворского) в пользу Православия, которые он приводит, опираясь на цитаты из славянской Библии , в Синодальном переводе (в основном Ветхого Завета, а особенно Псалтири) просто исчезают, т.к. Синодальный перевод Ветхого Завета делался с упором на еврейский масоретский текст без должного учета Предания Церкви. Это побудило меня разобраться в данном вопросе. В итоге появилась эта статья. В 1875 г. профессор Московской духовной академии по кафедре еврейского языка и археологии П. И. Горский-Платонов (1835 – 1904) опубликовал статью, направленную против защиты святителем Феофаном затворником Вышенским достоинства греческого перевода Библии семидесяти по сравнению с еврейским масоретским текстом. Святитель Феофан доказывал ущербность русского перевода Ветхого Завета с еврейского масоретского текста. На основании научных знаний того времени и хитроумных логических доводов у профессора неплохо получалось противоречить знаменитому святителю. Но прошло много времени, появилось много новых открытий в библеистике. Что же мы теперь можем сказать об этом споре? Кто же прав? Чтобы уяснить суть дела, для начала приведем выдержки из книги “Пути русского Богословия” прот. Г. Флоровского : “Синодальное издание не всеми было принято благожелательно. Смутило расхождение с привычным славянским текстом, – иначе сказать, предпочтение, отданное еврейской Библии . Это многим казалось прямым отступлением от Предания... Основные доводы в защиту Семидесяти приводились обычно от Икономоса. За перевод с греческого стоял даже Димитрий Муретов , ради единства с современными греками. Если же сносить и соображать еврейский текст и греческий, думал он, «будет не перевод, а сочинение»... Осо­бенно резким противником еврейского текста был епископ Феофан Говоров, тогда уже Вышенский затворник. Новый русский перевод Ветхого Завета он называл Синодальным сочинением, совсем как Афанасий, и мечтал, что эту «Библию новомодную доведет до сожжения на Исаакиевской площади».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава восемнадцатая. Переезд в Болгарию. Начало раскола в Русской Зарубежной Церкви В период своего пребывания в Югославии Архиепископ Феофан был в тяжелом положении. Однако он безропотно и долготерпеливо переносил все, уповая только на милость Божию. И надежда эта его не посрамила. То, что он советовал другим, он исполнял на деле сам, следуя наставлениям Святых Отцев. И вот милость Божия явилась неожиданно. В 1925 году Архиепископ Феофан получил предложение от Святого Синода Болгарской Православной Церкви переехать на жительство в Софию. Дело в том, что и сам председатель Митрополит Климент, и некоторые из членов Болгарского Синода были его учениками, студентами Петербургской Духовной Академии. Владыке были предоставлены две комнаты с отдельным коридором в самой Синодальной Палате, в юго-западной части здания, на втором этаже. Синодальная Палата находилась на площади св. кн. Александра Невского. К тому же и правящий русскими церквами в Болгарии Архиерей, Епископ Лубенский Серафим (Соболев) , всячески содействовал переезду Архиепископа Феофана в Болгарию. Епископ Серафим был рукоположен Архиепископом Феофаном в качестве викария Полтавской епархии. Владыка Архиепископ прибыл в столицу Болгарии в 1925 году. И первое время между Архиепископом и его викарием было полное единомыслие и даже духовная дружба. Они вместе отправлялись в Сремские Карловцы на соборы Русской Православной Церкви и вместе проводили лето на берегу Черного моря. Но, к глубокому сожалению, викарный Епископ попал под влияние людей, которые уводили его в сторону от бескомпромиссной линии Архиепископа Феофана. В начале этот отход не очень был заметен. Однако отношения между ними со стороны Епископа оборвались уже в 1930 году. А в середине апреля 1931 года Архиепископ Феофан переехал во Францию. И, конечно, одним из мотивов отъезда была неприязнь со стороны бывшего викария, Епископа Серафима. Под влиянием каких-то «дальновидных советников» он перестал произносить проповеди, как прежде, в середине двадцатых годов, затрагивавшие острые темы страдающей под игом безбожия Родины, увы, с дальним прицелом быть принятым советской властью. Так стойкость и бескомпромиссность исповеднической Церкви сменилась малодушием и приспособленчеством к той линии поведения, которую вела Московская Патриархия. Этим и подготавливался последующий переход под главенство и водительство Московского патриарха Алексия (Симанского).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава двадцать седьмая. Болгарский период Архиепископа Феофана Святитель Феофан прожил в Болгарии пять лет. Жизнь его протекала только в двух городах, в Софии и в Варне, на берегу Черного моря. В Софии он проводил холодные месяцы, а в Варну приезжал на лето восстанавливать свое здоровье солнцем. И тогда он жил за городом на очень скромной даче, занимая одну из двух комнат. Живя в Софии, он каждый воскресный и праздничный день посещал великолепный Александро-Невский собор, огромный храм-памятник русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Храм этот воздвигнут благодарным населением Болгарии в память освобождения страны от 500-летнего турецкого рабства. Архиепископу Феофану неоднократно приходилось служить Божественную литургию в этом храме. Для него это было очень удобно, так как храм был рядом с синодальной палатой. Служение это заносилось в особую книгу, как аргумент будущего снятия «схизмы» между Вселенским Патриархатом и Болгарской Церковью, тем более, что и Российская Церковь не признавала этой схизмы... Однажды, когда Архиепископ Феофан служил в Александро-Невском соборе, при этом присутствовала царица Иоанна, дочь итальянского короля Эммануила. По придворному ритуалу во время запричастного пения Архиепископ Феофан, в сопровождении священства, вынес Ее Величеству просфору и произнес благословение на понятном ей языке – латинском. Всенощные бдения по субботам и накануне праздничных дней Владыка Архиепископ обычно проводил в своей синодальной келии, при этом читали и пели несколько студентов Духовной Академии. А в будние дни он совершал службы один. Иногда он проводил служение в домовой церкви в здании самого Синода, где и жил. Было несколько незабываемых служб Великим постом. Но особенно запечатлелось служение Пасхальной заутрени. Пел смешанный хор из русских и болгар. Совершен был и круговой, в здании Синода, крестный ход. Дети несли иконы. Владыка Архиепископ служил, как всегда, сосредоточенно, каждое слово было наполнено молитвенным содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава девятая. «Дело Распутина» и его последствия для Архиепископа Феофана. Распутин и высшее общество Редко говорил Владыка Феофан о Распутине, а если иногда и говорил, то никогда не называл его этим именем. А лишь по имени отчеству или «старец Григорий». И это можно понять только при свете Евангельском, при свете аскетических наставлений Святых Отцев. Они строго воспрещают кого-либо осуждать, даже и самого отъявленного грешника. Право осуждения принадлежит только одному Господу Богу. И всякое осуждение человека человеком всегда обращается в падение самого осуждающего. Не напрасно же сказано Христом Спасителем: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7, 1–2 ). И можно догадаться, что Владыка Феофан, специально ездивший в Сибирь, на родину Григория Ефимовича для полного ознакомления с его прошлым, собрал там те сведения, которые и не позволяли Владыке в дальнейшем называть Распутина иначе как «старцем». Хотя петербургский период его жизни и был под знаком падения, но под знаком «падения старца». А такое падение, – как говорил Архиепископ, – могло иметь огромные последствия. И в печальной истории падения главную роль сыграло высшее петербургское общество. Оно окружило сибирского крестьянина всеми видами соблазнов. И старец не устоял. Высшее столичное общество, дабы взять в руки этого «фаворита» Царской Семьи, поступило с ним бездушно и духовно жестоко. Там не стеснялись в выборе средств. И эти средства стали для Григория Ефимовича страшным ядом. Под их воздействием он превратился в двуликого Януса. При дворе он был «старцем Григорием», целителем, подававшим надежду на жизнь Наследнику, а за порогом царского дворца, в палатах аристократов он слыл уже «Распутиным». О нем ходили непристойные анекдоты, весело-мрачные рассказы и толки. И об этой трагической двойственности «старца Григория», сокрытой от Царской Семьи, пришлось говорить Преосвященному Феофану Императрице Александре Федоровне. Владыка Феофан хотел, чтобы это представление имело характер мнения Епископата Церкви, и он предлагал членам Святейшего Синода и иным иерархам сделать это сообща, от лица многих. В частности, он предлагал это Архиепископу Сергию (Страгородскому) , в бытность его ректором С.-Петербургской Духовной Академии, с которым имел тесные служебные отношения. Но никто из иерархов Церкви не решился на этот ответственный шаг. Все епископы, с которыми пришлось говорить Владыке Феофану, высказывали одно и то же мнение: «Вы духовник Ее Величества. И это – ваш личный долг».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава первая. Детство Призовем великое и преславное имя Господне в начале повествования нашего о жизни истинного светильника Церкви Божией, смиренного и кроткого воина во Христе, дабы Он благословил нас понять и в какой-то мере выявить ту узкую и тернистую тропу, которой прошел Святитель Феофан во дни своей короткой и страдальческой жизни, шествуя по слову Господню: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф. 7, 13–14 ). Жизнь его в значительной степени сокрыта в заповеданной тайне Евангельской: «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6, 18 ). И наше бедное слово далеко недостойно того, чтобы поведать о высокой жизни Святителя. О нем, особенном и исключительном, надо бы и говорить особым языком. Но нам этого языка не дано по грехам нашим. Вопреки существующему мнению, что будто бы все епископы в русской Церкви из аристократии, будущий Архиепископ Феофан совсем не знатного происхождения. Родился он в селе, в семье многодетной и простой, знавшей нужду. Родители его были людьми крайне благочестивыми. И это благочестие было величайшим их богатством. Отец его Дмитрий Быстров был сельским священником в селе Подмошье Новгородской губернии. О благочестивой матери его, в девичестве Марии Разумовской, нам почти ничего не известно. Но главная черта родителей и великая их заслуга перед Церковью Христовой была та, что они сумели сохранить и воспитать, заложив прочные основы духовной жизни, такого архиерея и архипастыря, как Святитель Феофан. Поскольку младенец появился в этом мире в самый последний день 1874 года, иными словами, 31 декабря по старому стилю, при Святом Крещении он был наречен именем ближайшего святого, Святого Василия Великого , одного из трех Великих Вселенских Учителей и Святителей. И, конечно, родители отдавали себе ясный отчет в том, что младенец появился накануне первого января, в канун большого праздника, и в этом они видели Промысел Божий и Его святой покров над новорожденным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Часть первая. Отрицание М. Антонием юридического взгляда на искупление Глава первая Несостоятельность учения М. Антония об искуплении, вследствие его необоснованности на Священном Писании и святоотеческих творениях. Ссылки М. Антония на труды лиц, не имеющих богословского авторитета. Неправильность взгляда на Еп. Феофана Затворника , как на схоластического толковника в учении о первородном грехе. Отрицательное отношение М. Антония к понятиям: «удовлетворение» и «искупительные заслуги Христа». Сущность учения М. Антония о догмате искупления заключается в том, что наше искупление будто совершилось не на кресте Голгофскою жертвою, а душевными страданиями Христа в саду Гефсиманском 9 . Такой взгляд нельзя назвать иначе, как новшеством, ибо он не имеет основ ни в Священном Писании , ни в святоотеческих творениях. Одно это обстоятельство уже показывает несостоятельность данного догматического взгляда, ибо православное учение всегда в своей основе имеет Божественное Откровение и святоотеческое учение. О такой несостоятельности свидетельствуют и ссылки М. Антония, для подтверждения своего учения, на архимандрита Сергия, ныне М. Московского , профессора протоиерея Светлова, иеромонаха Тарасия и архимандрита Иллариона, профессора Московской Духовной Академии 10 . Все эти лица, как нами было уже сказано, не могут быть богословским авторитетом, в силу отступления их от Богооткровенного и святоотеческого учения и проистекающих отсюда заблуждений, которые содержатся в рассмотренных нами ниже их сочинениях. Не говорит в пользу новой теории М. Антония и ненадлежащее его отношение к Еп. Феофану Затворнику , как к богослову, допускающему будто схоластическое толкование апостольского учения о первородном грехе 11 . Здесь, как и в толковании других мест Священного Писания , Еп. Феофан Затворник строго держится святоотеческого учения. Для нас Еп. Феофан есть благодатный толковник, благодаря своей святой жизни и в силу того, что он был весь проникнут учением и духом Святых Отцов, и в своем толковании Божественного Писания ничего не говорил от своего собственного разума, а говорил словами святоотеческого учения. Утверждать, что Еп. Феофан держится схоластического толкования в указанном тексте Священного Писания, это значит давать повод думать, что и Святые Отцы Церкви, толкование коих здесь приводится Еп. Феофаном, были схоластическими толковниками, и, таким образом, унижать святоотеческий авторитет. Мы с этим никогда не согласимся. По нашему глубокому убеждению, мы только тогда будем правильно понимать Священное Писание и не погрешать против истины, когда будем держаться Святых Отцов Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Е.Н. Никулина Тема 5. Святители Следующий лик, о котором мы будем говорить, – это святители, святые архиереи. Их служение состоит в праведном пастырстве, которое является важнейшей составляющей апостольского служения и связано с понятием апостольского преемства. Подвиг святителей очень близок к подвигу преподобных. Многие святители принимали пастырские обязанности после нескольких лет суровых аскетических подвигов (свтт. Иоанн Златоуст , Василий Великий , Григорий Богослов , Иаков Низибийский , папа Григорий Великий ). В этих подвигах они, отойдя от дел, часто и заканчивали свой жизненный путь (свт. Григорий Богослов , свт. Тихон Задонский , свт. Феофан Затворник ). Со временем епископат вообще стал формироваться исключительно из монашествующих. Как и преподобные, святители в своих сочинениях сохраняли для последующих поколений аскетический опыт Православия, помогая верующим правильно строить свою духовную жизнь (достаточно вспомнить хотя бы труды двух русских святителей – Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника ). Со святительским подвигом связан подвиг мученический и исповеднический. Свои пастырские труды святые епископы нередко увенчивали мученической кончиной (сщмч. Киприан Карфагенский ; сщмч. Филипп, митр. Московский; сщмч. Владимир, митр. Киевский). Другие мужественно переносили скорби и гонения за Христа, за чистоту веры и нравственности (свт. Афанасий Великий , свт. Иоанн Златоуст , свт. Феофан Начертанный, св. Патриарх Тихон). И внутри лика святителей можно увидеть самые разнообразные служения: святителей, посвятивших свою жизнь активному устроению церковных дел; святителей – богословов и церковных писателей; святителей – миссионеров; святителей – молитвенников и аскетов, более всего стремившихся к уединению, безмолвию и созерцанию; святителей – общественных деятелей, много потрудившихся не только для Церкви, но и для государства... Иногда один святитель совмещал в себе различные типы служения, мог быть, к примеру, и автором богословских трудов, и церковным политиком, и священномучеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     Не потомок – и всё тут. Потому и звучит так скандально. Много читал я на эту тему, но веры в теорию эволюции как не было, так и нет. Еще скажу, что на странице в «ВКонтакте» одной православной девушки написана прекрасная мысль: «Мне не стыдно, что я – дочь Небесного Отца. Пусть стыдятся те, чьи предки – обезьяны». И вот мне тоже не стыдно, что я – сын Небесного Отца (пусть и грешный, но сын, есть ведь и в Евангелии блудный сын – сын, не отвергнутый отцом его), ну не принимает душа моя эволюционной теории. Мне стыдно, когда мне пишут собратья-священники, которые убежденно говорят: «Эволюция – доказанный факт, это знают все школьники, это же очевидно! Как можно так безграмотно отвергать очевидность?» Иной раз они же шлют статьи и материалы на эту тему. Но всё как об стенку горох: как не принимала, так и не принимает душа моя этой теории. Почему-то убедительней звучат слова преподобного Паисия Святогорца и святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Один – неученый в мирском отношении, но стяжавший Духа Святого и потому обретший дар прозрения, другой – величайший ученый, досконально знавший организм человека. И вот оба как один говорят про лживость теории эволюции. И если бы только они. Это общая святоотеческая интуиция, будь то святитель Феофан Затворник или преподобный Серафим Саровский (коим напрасно приписывали эволюционные взгляды, видимо, так и не прочитав страницы полностью, а взяв лишь отдельные слова), будь то новомученики и исповедники Церкви Русской: священномученик Владимир (Богоявленский), священномученик Николай (Покровский), преподобномученик Варлаам (Никольский), святитель Макарий (Невский) и многие другие. В Греческой Церкви – святитель Нектарий Эгинский, а в Сербской Церкви – святитель Николай (Велимирович). Что ни святой, то – неприятие эволюции. Тот же святитель Феофан открыто писал об идеологах эволюции: «Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования – карточный дом: дунь – и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам… Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими – теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Всё как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь?! Их девиз: не любо – не слушай, а лгать не мешай» .

http://pravoslavie.ru/114983.html

     В апостольском зачале 14-й Недели по Пятидесятнице мы читаем: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21, 22). Итак, по мысли апостола, все христиане имеют в себе некий залог Духа. Это тот самый залог, которым Господь запечатлел нас. Святитель Феофан Затворник, толкуя данное место, пишет: «Дар Духа и есть печать Божия на нас. Печать на воске дает форму ему; печать в духе нашем есть сформирование его по действию воспринятого Духа благодати…. Запечатление Духом и есть дарование Духа в сердца, или вселение Его во внутреннем нашем человеке» (1) . О чем говорит святитель? Очевидно, он пишет о благодатном переживании, а не только озвучивает богословскую идею. Можем ли мы понять, что имеет в виду Затворник? Ощущаем ли мы в себе этот «залог Духа»? Здесь уместно выйти на такую важную и трудную тему, как чувства и ощущения в духовной жизни. Ведь мы как-то должны ощущать присутствие Всевышнего в нашем бытии? Должны. И только так мы можем определить, какого качества наша духовная жизнь и есть ли она вообще. Ведь если человек не чувствует ничего в духовной жизни, то законно спросить: а она у него есть? Надо сказать, святитель Феофан Затворник в своих книгах довольно смело пишет на эту тему. Он говорит, что духовная жизнь должна переживаться христианином, что Царство Божие и спасение – это понятия не только из будущего века. Общение с Богом начинается здесь, на земле. «Приступающие верою к Господу тотчас на себе и испытывают исполнение всех обетований, относящихся к делу спасения: испытывают отпущение грехов, в чем свидетель им облегченная совесть; испытывают обновление, в чем свидетель им сознание новой жизни, восприемлемой в купели; испытывают наитие благодати Святого Духа, в чем свидетель им ощущаемая ими нравственная сила на преодоление всякой страсти и всякого греха; испытывают всыновление, в чем свидетель им внутреннее чувство сыновства Богу, Духом возгреваемое, вследствие коего вопиют: Авва, Отче» (2) , – писал святитель.

http://pravoslavie.ru/106277.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010