Критика софианства Высокопреосвященный Феофан в равной мере был против любых отступлений от чистоты веры, от исповеднического, консервативного, святоотеческого пути и, кроме прочего, уделил значительное внимание софианству и вообще модернизму. Темы софианства мы отчасти уже касались. Мы знаем, что главным проводником этого учения являлся бывший профессор политической экономии Санкт-Петербургского университета Сергей Николаевич Булгаков, почерпнувший начальную энергию в философских высказываниях Владимира Соловьева и в обществе «аргонавтов», а затем испытавший влияние философствующего священника Павла Флоренского . В переписке с частными лицами архиепископ Феофан дает оценку софианству, подробно анализируя это явление: «Вы просите изложить сущность учения протоиерея отца Сергия Булгакова , профессора Богословского института в Париже, о Софии и указать, в чем оно противно Православию. Все это становится ясным, если знать самое происхождение этого учения. Протоиерей Сергий Булгаков основывается на книге отца Флоренского «Столп и утверждение Истины». Флоренский же заимствует идею Софии у Владимира Соловьева. А Соловьев – у средневековых мистиков. У Соловьева София – это женственное начало Бога, его «другое». Флоренский пытается доказать, что София как женственное начало Бога есть особое существо. Отголоски этого учения он пытается найти у святителя Афанасия Великого , ищет подтверждения своих мыслей и в русской иконографии. Протоиерей Булгаков принимает на веру основные выводы Флоренского, но отчасти видоизменяет это учение, а отчасти дает ему новое обоснование. У Булгакова это учение имеет два варианта. Первоначально София – это особая ипостась, хотя и не единосущная Святой Троице (в книге «Свет невечерний»). Позднее – не ипостась, а «ипостасность». В этом последнем виде София – энергия Божества, происходящая из сущности Божьей чрез ипостась Божества к миру и находящая для себя высочайшее «тварное единение» в Богоматери. Следовательно, по этому варианту, София не особое существо, но Богоматерь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация. В статье рассматриваются отношения святителя Феофана со Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне. Духовная жизнь и аскетическое наследие Святой Горы привлекали святителя Феофана со времени его служения в Иерусалиме. В то время у него было желание посетить Афон и изучить имеющиеся там древние рукописи и познакомиться с аскетической практикой. Но, несмотря на наличие желания, Святую Гору он не посещал. Активные отношения с монахами Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне начались у святителя Феофана после его ухода на покой. Он вел переписку с монахами монастыря по издательской деятельности, обсуждал вопросы духовной жизни, указывал им на допускаемые ошибки. Из монастыря присылали ему рукописи аскетических трудов для перевода и издания. Итогом сложившихся доверительных отношений можно считать передачу Святителем Свято-Пантелеимонову монастырю прав назидание его произведений. Когда говорят о месте полуострова Афон в жизни святителя Феофана, почти всегда подразумевают Афонский Русский Пантелеимонов монастырь. Эта обитель и Вышенский подвижник многие годы тесно сотрудничали и активно общались, так что степень их влияния на жизнь друг друга трудно переоценить. Святитель Феофан способствовал укреплению связей монастыря с Россией, содействовал развитию его книгопечатания, был основным автором издаваемой монастырем литературы на протяжении долгих лет. Со своей стороны монастырская братия доставляла епископу-аскету редкие рукописи для его писательской деятельности, осуществляла подготовку его книг к печати и издавала их, молитвенно поддерживала святителя в его скорбях и болезнях и – что немаловажно для современных исследователей – до наших дней сохранила в стенах своей обители его рукописный архив. Данное сотрудничество могло начаться еще в начале 1850-х, когда святитель Феофан находился на Ближнем Востоке в составе первой Русской духовной миссии в Иерусалиме. Путешествуя по монастырям Палестины, Египта и Синая, он занимался поиском рукописей древних подвижников для их изучения и перевода. Уже тогда он задумал посетить Святую Гору: «Намереваюсь попроситься на Афон, – делился он своими планами, – и собрать все, что есть там аскетического. Тем кончатся мои занятия, а после того я совершенно бесполезен на Востоке, ибо к другому чему не лежит душа моя».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На Полтавской кафедре Очень печальным было первое впечатление новоназначенного в Полтаву Архипастыря. Кафедральный собор при богослужениях был пуст. И Архипастырь обращается с усердной молитвой к Господу Богу, дабы Господь возбудил в его новой пастве ревность духовную, возжег в душах жажду покаяния. И молитва Владыки была услышана. Храм наполнялся молящимися с каждым днем все больше. Молитвенная сосредоточенность Архиерея передалась духовенству. Народ сразу почувствовал это, люди стали усердно молиться. Огромное впечатление производили на верующих тихие проповеди Владыки, сказанные в пророческом духе, но не от себя, а от лица угодников Божьих, предвозвещавших о страшных событиях в России и в мире, которые наступят очень скоро. Слова владыки Феофана действовали, подобно ударам грома. Богослужения в Успенском кафедральном соборе в Полтаве преобразились. Здесь интересно сделать небольшое отступление, чтобы рассказать о том, как молился Владыка. Он тайные молитвы при богослужении читал невероятно быстро. На этой способности сказывался, видимо, навык непрестанной молитвы, совершаемой тайно в душе. Сослужащие священники не успевали прочесть тех же молитв, а Владыка уже давал знак следующего за молитвой возгласа. Особенно это выявлялось в первой части Литургии, в Литургическом каноне, где все молитвы и возгласы представляют собою единое целое. При этом Владыка бывал крайне напряжен и сосредоточен. Углубившись в молитву, он, видимо, не замечал времени, прочитывал тайные молитвы неимоверно быстро, как бы «одним вздохом», поскольку читал не столько слова, сколько мысль молитвы. Главное внимание владыка Феофан обратил на архиерейский хор. Он подыскал особого регента, с детских лет певшего в хоре и понимавшего, каким должно быть церковное пение. Это был священник Виктор Клемент, который организовал архиерейский хор в пятьдесят человек, из тридцати мальчиков и двадцати взрослых. Помощником регента был диакон Никита Милодан, с исключительным по благолепию высоким тенором. Но кроме архиерейского соборного хора, был еще иной, малый архиерейский хор, певший ежедневно в храме архиерейского дома, в Крестовой церкви. Этот хор состоял из семи человек, трех мальчиков, все – альты, и четырех взрослых. В этом храме службы совершались по монастырскому уставу. Владыка Феофан непременно присутствовал на службах, кроме воскресных и праздничных дней, когда он был в кафедральном соборе. В домовой церкви, как и в соборе, всегда было много молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

От издателей Святитель Феофан Затворник – один из близких к нам по времени Святых Отцов Церкви, чьи сочинения имеют особую важность для современного человека. По словам еп. Александра (Милеанта) , «в строках его творений можно найти неиссякаемый источник духовного подъема, устремленности в небесную высь. В каждой его фразе чувствуется благодать Божия». Святитель Феофан (в миру Георгий Говоров) происходил из семьи священника. С детства он полюбил храм Божий, молитву и православные книги. Получив образование в Орловской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии, Георгий решил посвятить Богу всю свою жизнь. Приняв монашеский постриг с именем Феофан, он был рукоположен сначала в иеродиакона, а затем – во иеромонаха. Все послушания, которые нес после этого будущий святитель: преподавание богословия в духовных училищах России, участие в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, деятельность в Константинополе, связанная с освещением вопроса об отношениях болгарских и греческих христиан, руководство Санкт-Петербургской Духовной Академией. архиерейское служение в Тамбове и Владимире – были проникнуты одним стремлением – укрепить святую Православную веру в умах и душах человеческих, свидетельствуя о её совершенстве и ревностно оберегая её чистоту. Земное служение свт. Феофана протекало во второй половине XIX в., когда в Россию с Запада хлынула муть ересей и безбожных материалистических учений, поднятая волнами революций, свергавших законную власть. Технический прогресс западных стран, поражая воображение, ещё более усиливал соблазн бунта против Творца и Небесного Царя. В моде в России всё более входили революционность и атеизм. Видя это, святитель вступил в духовную битву за спасение душ наших соотечественников. Он призывал паству хранить верность Православию, любить Отечество и почитать законную власть. Однако главным делом жизни угодника Божия был молитва . Поэтому он удалился в Успенскую Вышенскую пустынь, где молился и трудился в уединении. Здесь святителем были переведены на русский язык многие творения Святых Отцов и написаны сочинения, разъясняющие суть Христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О молитве Выдержки из писем свт. Феофана, посвящённые молитвы. Здесь Феофан Затворник многообразно наставляет о молитве: о молитвенном правиле, о церковной и домашней молитве, о молитве Иисусовой, молитве о иноверцах и самоубийцах и многом другом. Феофан Затворник так определял молитву: «Что такое молитва? Молитва — это ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных. Существо молитвы, стало быть, есть умное к Богу восхождение из сердца. Становится ум в сердце сознательно пред лицом Бога и, исполняясь достодолжного благоговения, начинает изливать пред Ним сердце свое.» СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О МОЛИТВЕ © Библиотека Веб–Центра «Омега», 1997. Молитвенное правило Молитвенное правило На молитвенном правиле приутруждать себя надо. В монастыре святаго Саввы на каждую молитву Иисусову кладут поясной поклон, а после каждаго десятка земной. Так и вам можно. Положить, — известное число молитв говорить стоя, без поклонов. Это есть в правиле отца Серафима. Как впрочем, применитесь. Только утруждать себя надо, хоть в меру. А то льгота малая поведет к большой, и все можно разорить. Когда станете на правило, а голова разсеянничает, так что с нею не управишься, понудить ея надо к порядку, сначала какими–либо мыслями остепеняющими: ибо это значит, что страх отошел, и душа стала неукротимою. Если это не поможет, возьмитесь читать какия–либо молитвы, и читайте со вниманием, пока соберется в себя ум. Когда станет он в строй, тогда начинайте поклоны. Кладущий поклоны с разсеянною головою есть трость, ветром колеблемая. Впрочем, этот блаженный труд сам научит вас, как в каком случае действовать. 708. письмо 719. вып. 4. стр. 123.)   Молитвенное правило Молитвенное правило держите, как есть; только в механизм обратить поостерегитесь. Форма пустая — что есть? Надо душу в нея влагать. И богомыслия не забывайте, и чтения, и телеснаго труда. Да и ничего не надо забывать. Труженнический путь есть. Внимать надо, трезвиться и бодрствовать. Помоги вам Господи во всем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

П.А. Смирнов Глава III. Служба в заграничных миссиях Преосв. Феофан сердечно любил и глубоко был предан важному делу христианского воспитания, но не мог всецело посвятить себя и навсегда остаться на этом поприще. Так как учебная служба у него всегда соединялась с административными и хозяйственными заботами и хлопотами, к которым никогда не лежала его душа, то он нередко тяготился ею. Дух его стремился в более сродную ему область молитвенного общения с Богом и иноческого жития. Тогдашнее настроение святителя (служил в Академии) ярко сказалось в одном из писем в следующих словах: «Занятия по должности до тошноты прискучили и отвлекают от храма. Там – рай: пришел в церковь , и не шел бы оттуда» 33 . Скоро представился случай к удовлетворению нравственной потребности инока. В половине 1847 г. русское правительство отправляло в Иерусалим духовное посольство, имевшее своей задачей чрез ознакомление с действительным положением православия на востоке подготовить почву для учреждения постоянной русской миссии в Палестине. Начальником посольства был назначен известный ученый археолог архимандрит Порфирий, а в члены ее был избран, согласно своему желанию, бакалавр С.– Петербургской академии иеромонах Феофан. Можно представить себе восторженную радость молодого инока при осуществлении мысли посетить и насладиться пребыванием в священных местах Палестины! Он возлагал большие надежды на свое путешествие и не ошибся. Миссия, имея постоянное жительство в Иерусалиме, с целью ознакомления и поклонения святыням посетила все священные места востока – Палестины, Египта, Сирии и др., везде удовлетворяя духовные нужды многочисленных русских паломников, защищая и поддерживая их от инославной пропаганды. Иеромонах Феофан ревностно исполнял возложенные на него официальные обязанности, но вместе с тем тут же успел много сделать и лично для себя. Он интересовался главным образом древними христианскими обителями иночества, а при обозрении их особенное внимание сосредотачивал на изучении жизни подвижников и памятников древней аскетической письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Письма к разным лицам... ...в «Душеполезном собеседнике» 340. Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях. 20 июля 1892 г. Милость Божия буди с вами! Просите молитв и совета. Молюсь, да устроит Господь быт рабынь своих. Что касается до совета, то его трудно найти для вас. У вас один человеческий источник пособия – ваш дядя. Его и располагайте, чтоб не оставлял вас. – Божий источник неоскудевающий – благое Промышление о всех. К Нему прибегайте. Он пошлет вам уроки – и пойдет у вас спорынья... Благослови вас, Господи, и успокой! Е. Феофан. 341. Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях. 4 июля 1893 г. Милость Божия буди с вами! Вам угрожает опасность остаться беспомощными... хорошо делаете, что наперед подумываете о том скорбном времени. – И думайте, и наперед подыщите там между своими, кто бы расположился помогать, или все родные понемногу. Возверзите на Господа печаль свою, и Той попечется о вас. Упование на Господа не посрамит. Приискивание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием. А между тем молитесь и молитесь. Больше этого ничего не имею вам сказать... Благослови вас, Господи, – и утеши и помоги. Е. Феофан. ...в «Тамбовских епархиальных ведомостях» 342. О вражьих нападках. Об осквернении, о чистоте телесной О вражьих нападках. О том, как утишать внутренние смятения. Об осквернении, о чистоте телесной. [Без даты] Милость Божия буди с вами! Ревностно бороться со всем противным делу спасения – начали?! Надо держаться своего намерения. А что враг нападает, этому дивиться нечего и ничего тут особенного нет... Надо только стоять. Внутренние смятения утишать надобно молитвою и помышлениями святыми, особенно о смерти, суде, аде и рае. И утихнет. Осквернение, по омытии водою, слезами омыть душу... изгнать сочувствия, если остались, стать решительно в противоборство плотским движениям и духовному отцу сказать. Ревнуйте святою ревностью о чистоте сердца и тела... Тело надо истощать малоястием, малоспанием, трудом, а у вас нет его... до утомления бы надо. Но главное, Вам надо теперь же укрыться в монастырь... и отдаться на тамошние послушания, чтобы хорошенько промяли вам бока.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Письма Скачать epub pdf Предисловие Настоящее собрание писем Архиеп. Феофана Полтавского является самым полным из известных. В него вошли все уже опубликованные письма, но ряд писем – 7, 11, 15, 62 – публикуются впервые. Основой для собрания писем послужило Джорданвилльское издание 1976 г., которое начиналось следующим введением: «Высокопреосвященнейший Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский получил свое монашеское имя в память глубоко почитавшегося им приснопамятного святителя Феофана, Вышенского Затворника. В них обоих чрезвычайно много общего, сродного по духу. И Архиепископ Феофан, подобно святителю Феофану Затворнику , был таким же глубоким богословом и вместе с тем непоколебимым и пламенным ревнителем Православия, неподкупным и бескомпромиссным стражем Правды Божией, столь многими попираемой в наши лукавые дни. И он выше всякого другого дела ставил духовную жизнь – «умное делание», как говорили наши благочестивые предки, и неуклонное последование Святым отцам. И у него было множество духовных чад, разбросанных не только по всей России, но и в силу печальной катастрофы, постигшей нашу Родину, по всему земному шару. Если бы была возможность собрать все письма Владыки Феофана к его духовным чадам, они составили бы целые объемистые сборники огромной духовной ценности. Здесь мы можем предложить вниманию читателей только немногие из этих писем, которыми мы имеем счастие располагать, и отрывки из других писем, имеющие общий интерес». Письма расположены в хронологическом порядке. К большому сожалению, адресатов Архиеп. Феофана по большей части установить не удалось. Источники и примечания помещаются после каждого письма. Источник не указан для тех писем, которые взяты нами из первого издания: Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского. Jordanville , NY , 1976 . Джорданвилль, 1976 Р. Вершилло 1. Выдержки из писем к М.А. Новоселову «Новые данные, открывающиеся из деятельности Г. еще более подтверждают, что он заблуждается более и более и подпадает под власть бесовскую, помрачился окончательно и упорствует в неправде всяческими неправдами».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

(По творениям святителя Феофана Затворника ) Слово «благодать», означая вообще благодатный мир, употребляется в Священном Писании в различных значениях. В Новом Завете благодать иногда означает любовь, благоволение, милость Божию, проявляющуюся в различных дарах и благодеяниях Божиих к людям. Но чаще всего благодатью называется полнота любви Божией, явленная в искуплении, изливающаяся в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды искупления. Святитель Феофан Затворник в своих творениях раскрывает святоотеческое учение о значении благодати в деле спасения человека с особой ясностью и доступностью. «Благодать, – говорит он, – есть сила Святого Духа, даруемая людям для усвоения спасения во Христе, которая производит в человеке духовную жизнь, возрождение и обновление, просвещение и освящение» (1, с. 363). Как особый дар Божий, как сила, совершающая спасение, благодать действует в мире после искупительного подвига Христа Спасителя. «Благодать определена, присуждена, дана нам предвечно, – пишет епископ Феофан, – но доныне пребывала сокровенною. Знали о ней пророки, но знали лишь то, что она несомненно будет, а что такое она будет, об этом только гадали. И ангелы Божии не знали, что она будет, а только напрягались проникнуть в нее. Никто, однако же, не постиг, что она такое, пока не явился Спаситель, Сын Божий воплотившийся» (2, с. 498 – 499). Божественная благодать составляет большую драгоценность и великий дар Божий для рода человеческого. Эту мысль подтверждает и евангельская притча о купце, «ищущем хороших жемчужин» ( Мф. 13, 45 ). Под драгоценной жемчужиной, ради которой купец продал все свое имение, чтобы обладать ею, епископ Феофан разумеет «образ благодати Божией, в нас сокрытой и неведомой нам, пока не сознаем того. Кто сознает, тот вместе убеждается, что ничего нет драгоценнее ее» (3, с. 105). Божественная благодать даруется человеку независимо от положения и заслуг со стороны самого человека, она безвозмездный дар Господа, изливающийся в души людей по любви Божией и действию искупления Христова. Дух Святой, живущий в людях, и составляет основание благодати. Само явление благодати есть действие Святого Духа. Но, именуясь силою Святого Духа как непосредственного ее Подателя, благодать есть дар Святой Троицы, вообще – дар Божий, ибо Святая Троица единосущна и нераздельна. Изливается благодать в сердца людей «по воле Бога Отца чрез Сына во Святом Духе. Во Святой Троице – источник всех даров, подаваемых человеку, естественных и сверхъестественных. Все Лица Святой Троицы участвуют и в раздаянии благодати» (4, с. 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Помазанник Божий – Государь Император Николай II. Грех русского народа В июле 1914 года началась война с Германией и ее союзниками. Вполне естественно, военные действия сильно волновали владыку Феофана. После первоначальных успехов на всех фронтах русская армия была вынуждена, по нехватке боеприпасов, перейти к обороне. Под влиянием мировых военных авторитетов и мировой прессы Генеральный штаб допустил ошибочный расчет, что ожидаемая война будет короткой, в несколько месяцев. При переходе к пассивной обороне потери убитыми и ранеными возросли. Патриотический долг тыла – помощь армии. По призыву Полтавского архипастыря Полтава с готовностью открыла военные госпитали для раненых. И сам архиепископ Феофан перешел жить в семинарию, а свой дом, переоборудовав, передал под военный госпиталь. Радостные и печальные переживания принесли владыке Феофану последние дни 1916 года. В Полтаву прибыл, для всех неожиданно, из Ставки фронта Государь Император как Верховный Главнокомандующий всеми Вооруженными силами России. После первых отступлений на германском фронте из-за недостатка боеприпасов теперь Россия напрягла свои усилия, и, снабжая фронт, на каждом ящике писали: «Боеприпасов не жалеть!» Россия готовилась ко всеобщему наступлению. И Государь прибыл в Полтаву окрыленным несомненной надеждой на военный успех. Он прибыл в Полтаву именно для того, чтобы на месте дарованной Богом победы Петру Великому 27 июня 1709 года над шведским королем Карлом XII испросить у Господа новую победу России, при участии Архиерея, которого он хорошо знал и которому полностью доверял. Молебен о даровании победы был отслужен владыкой Феофаном в присутствии Государя Императора Николая Александровича в кафедральном соборе Полтавы. Но сам владыка Феофан, зная о грозных пророчествах, не был уверен, что Господь простит грехи народа и отменит Свое слово о судьбе России, ибо Россия 1916 года не была пред Ним Россией 1709 года. Ясное понимание этого наполняло душу Владыки глубокой скорбью и тревогой за судьбы России. Если тогда был один предатель и изменник, то теперь их было неисчислимое множество.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010