архимандрит Зосима (Шевчук) Аннотация. XIX век стал временем возвращения русской церкви к святоотеческому Православию. Влияние святителя Феофана Затворника на русское богословие XIX века, как и на богословие последующего времени, несомненно. Он был тем богословом, который не просто отвлеченно рассуждал на теологические темы, а тем, для кого богословие было сердцевиной его жизни. Служение слова было для него служением Воплощенному Слову – Христу Спасителю; именно свою писательскую деятельность Вышенский затворник видел как то, чем в наибольшей степени может выполнить свой архиерейский долг; с этим был связан и его затвор. Как отмечал доктор исторических наук, кандидат философских наук Н.Н. Лисовой , «...весь наш XIX век и начало XX – все это было возвращением Русской Церкви к святоотеческому Православию. Потому что в истории Русской Церкви был, как известно, перелом, связанный с Петровской эпохой, с синодальным периодом, с Духовным регламентом» Л.Д. Битехтина писала о том, что «... особенность состояния русского богословия и науки на этот период фиксировалось в задаче «догнать» западное просвещение (в частности, Германию). Проблема состояла в том, что, ориентируясь на западную школу богословия, наше – не исходило из внутренней потребности и убеждения» Святитель Феофан, несомненно, был одних из самых влиятельных духовных писателей XIX столетия, оказавшим большое влияние и на развитие русского богословия и в целом на общественную мысль, активно публикуясь, вступая в переписку по духовным вопросам. Переписка с мирянами была, наверное, одним из важнейших направлений духовной деятельности святителя Феофана в период его затвора в Вышенской пустыни. Удалившись в Вышенскую пустынь под Тамбовом, святитель Феофан больше 20 лет ежедневно проводил службы в домовой церкви, занимался книжными переводами и вел обширную переписку, отвечая на несколько десятков писем в день. Те вопросы, на которые он отвечал, в том числе и связанные с духовной жизнью, общественной нравственностью, массовым интересом к оккультизму и нехристианской религиозности – актуальны и сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Концепция создания специализированной кадетской школы-интерната на базе Вышенско-Куплинской школы Андрей Речицкий, протоиерей, настоятель храма пророка Божия Илии на Новгородском подворье г. Москвы, член Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, член Комиссии по церковному просвещению и деятельности Воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы Обращаясь к трудам и пастырской деятельности свт. Феофана, мы видим, какое большое значение он придавал образованию и христианскому воспитанию детей. Управляя сначала Тамбовской, а затем и Владимирской епархиями, святитель Феофан много трудов положил для развития в них духовного и народного образования. При его непосредственном участии и попечении было открыто много церковноприходских училищ, воскресных и частных школ, а также два женских епархиальных училища (в Тамбове и Владимире). Заботиться об образовании и христианском воспитании детей святитель Феофан не переставал, даже удалившись для подвига затвора в любимую Вышу. Здесь, на Выше, святитель Феофан благословил создание Куплинской школы, близ монастыря. В этом году исполняется 130 лет со времени создания Вышенско-Куплинской школы в 1886 г. по благословению святителя Феофана, Затворника Вышенского , трудами и заботами архимандрита Аркадия, наместника Успенского Вышенского монастыря. Из архива Тамбовской духовной консистории: «В полуверсте от монастыря, за рекой Цной, в деревне Купля находится монастырская усадьба, на которой в 1886 г. открыта церковноприходская школа. Сначала она помещалась в старом деревянном доме, а к концу 1890 г. построен для нее каменный 2-х этажный дом... Школа переименована во второклассную». В Сборнике материалов и статистических сведений по народному образованию в Тамбовской губернии за 1901 г. указано, что 2-х этажное каменное крытое железом здание Вышенско-Куплинской школы Шацкого уезда являлось собственным, построенным для школы на средства монастыря. Число классных комнат – 4 (110, 110, 99, 99 кв. арш.). Число учащихся на 1901 г. – 82 человека. До семидесяти учеников из числа беднейших крестьянских детей жили в школьном пансионе за счет Вышенской пустыни. Сотни учащихся получили в Купле не только начальное образование, но самое главное – христианское воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

От издателей Молитва – царица всех добродетелей, она невидимая лестница, по которой душа восходит к Богу, молитва сеет в душе те семена, из которых в вечности расцветают райские цветы. Если нет молитвы, то дух человека парализован, духовная жизнь в нем замерла. Но как научиться молиться? Как привить душе молитвенный дух? Как настроиться на молитву? Как совершать ее? Как навыкнуть концентрировать внимание на словах молитвы? Как молиться при большой загруженности делами? Что в молитве главное, без чего она – не молитва? Что мешает правильному совершению молитвы? Что такое Иисусова молитва и всем ли можно приступать к ней? Что такое духовная прелесть и как не впасть в нее? На эти и другие вопросы мы находим ответы в переписке святителя Феофана, Затворника Вышенского , в течение двух с лишним десятков лет из своей уединенной монастырской келии отвечавшего на множество писем, которые в изобилии слали ему боголюбивые люди из разных концов страны с просьбой разрешить возникавшие у них вопросы. И в сложных перипетиях духовной жизни всех этих людей не было такой ситуации, которую он не мог бы разрешить. Святитель Феофан Затворник был уникальной личностью. Он совершил великий подвижнический труд по переводу на русский язык духовного наследия множества древних святых отцов – великих аскетов, непревзойденных делателей умной молитвы. Этим он открыл для нас бесценные сокровища их духовного опыта, опыта людей, жизнь которых была сплошным подвигом богоугождения, людей, вознесшихся на высоты ангельской чистоты и святости, обладавших такой силой молитвы, что Бог ради нее совершал чудеса. В совершенстве познавший и усвоивший от древних эту высокую науку молитвы – науку наук и художество художеств, святитель Феофан и ныне остается лучшим учителем для всех жаждущих духовной помощи и ревнующих о спасении своей души. Святителю отче Феофане, моли Бога о нас! Тропарь святителю Феофану, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/и всем верным путь ко спасению указал еси,/моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Созерцание и размышление «Созерцание и размышление» — собрание кротких записей, размышлений, заметок, озарений, которые ввёл святитель Феофан Затворник на протяжении многих лет жизни. Вот несколько примеров созерцаний и размышлений Феофана Затворника из этой книги: «Что сказать тому, кто спросит: как душу спасти? Вот что: покайся и, укрепясь силою благодатною в таинствах, ходи путем заповедей Господних по тому руководству, какое дает тебе Святая Церковь чрез богодарованное пастырство. И все это должно совершать в духе веры искренней, не размышляющей. В чем же вера? В сердечном исповедании, что Бог, в Троице покланяемый, все создавший и о всем промышляющий, спасает нас, падших, в силу крестной смерти воплотившегося Сына Божия, благодатию Пресвятаго Духа, во Святой Своей Церкви. В этой жизни полагаются начатки обновления, которое в будущем веке явится во всей своей славе, так что и ум постигнуть, и язык изрещи того не может… Боже наш, как велики обетования Твои!.. Как же ходить неуклонно путем заповедей? На это одним словом не ответишь. Жизнь — сложное дело» «Оглянись кругом и рассмотри: чем заняты все люди, из-за чего так хлопочут, на кого работают? Все до одного работают на желудок и все хлопоты об удовлетворении его требований: дай есть, дай пить. Сколь же великое благо обещается в будущем одним обетованием упразднения этого нашего тирана! Станьте теперь на эту точку и решите: куда же обращена будет неутомимая жажда деятельности, принадлежащая веку сему, в другом веке, когда не будет нужды хлопотать о желудке или вообще о житейском? Решить это надо теперь, чтобы приготовиться к тому, что нас ожидает в бесконечном будущем.» Созерцание и Размышление   ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая читателям книга " Созерцание и размышление " - один из драгоценных плодов уединенной внимательной жизни в затворе, искренней молитвы и богомыслия. Эти короткие записи, которые вел святитель Феофан на протяжении многих лет - и мгновенные откровения, и итог многолетнего духовного делания святого Затворника. Здесь через созерцание открывается представление о непостижимом и облекается в слово. Лучом размышления высвечивается бездна Премудрости Божией, преподаются ответы на " вечные " вопросы о судьбах мира, о том, в чем состоит вера человека, что есть истинная свобода, истинная любовь и радость; каков путь к познанию Бога и как воспитывать в вере детей? как наука соотносится с верой и чему должна учить нас смерть наших ближних? можно ли удалиться от мира, оставаясь в мире? что значат слова Спасителя: Царствие Божие внутрь вас есть и заповедь Апостола: Духа не угашайте! На эти и многие другие вопросы, которыми задаются и люди, утвердившиеся в вере, отвечает святитель Феофан, открывая нам смысл событий и явлений земной жизни и утверждая в чаянии Жизни будущей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святитель Феофан Затворник. Разгребание песка 17 мин., 29.06.2023 Он провел двадцать два года в полном уединении. Его переписка составила десять томов. После смерти в его келье среди книг были найдены книги светских писателей, естественнонаучные труды. А также — токарный станок и фисгармония. Он — святой нашей Церкви, святитель Феофан, затворник Вышенский . Нас разделяет более ста лет — а он кажется нашим современником. По его книгам мы знакомимся с основами духовной жизни. Почему? Об этом мы беседуем с историком и философом Николаем ЛИСОВЫМ . Николай Николаевич ЛИСОВОЙ родился в 1946 году в городе Станиславе (ныне — Ивано-Франковск). Окончил в 1967 году Московский государственный заочный педагогический институт. Старший научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества, кандидат философских наук. Скит как мир — Каким образом затворник может иметь влияние на культуру, ведь он живет в полной изоляции от людей? Нет ли противоречия в самой постановке вопроса? — Феномен монашества вообще по своей духовной природе очень тонок и противоречив. С одной стороны, мы знаем, что слово монах (monahos) в переводе с греческого означает — «уединенный», а с другой стороны, открываем стихиру преподобным и читаем: «Приидите, инок множества, днесь преподобного благочестно восхвалим» (из службы преп. Серафиму Саровскому 2 января). Святой Евфимий Великий собрал вокруг себя тысячу или даже полторы тысячи иноков, под началом преподобного Паисия Величковского к концу его жизни находилось около девятисот монахов. Выходит, монах — не столько «уединенный», сколько пребывающий «наедине с Богом». То есть человек, для которого в идеале никого, кроме Бога, как бы не существует. Поэтому любое монашество по сути своей — затвор: я остаюсь наедине с Богом, независимо от того, уйду ли я, как Мария Египетская, в Заиорданскую пустыню, или буду жить в многолюдной Троице-Сергиевой лавре, или в скиту, или в уединенной келье на Афоне.

http://foma.ru/razgrebanie-peska.html

Скачать epub pdf Содержание Краткое житие Два слова о святом таинстве крещения Пять поучений о пути ко спасению Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения Жизнь под руководством Жизнь по правилам Путь тесный и прискорбный Ревность о спасении Три слова о несении креста Примеры записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы, числом 162 Внутренния жизнь Не внешно только надо держать добрую исправность, но и в сердце содержать то. Это главное дело Каков кто в сердце, таким имеет его Бог и так относится к нему Вводит внутрь и показывает, что там Признак внутреннего благодатного оживления о Господе Как блюсти, питать и возращать духовную жизнь, начатую в силу покаяния и святого причастия Общее начертание течения духовной жизни по наведению от восхождения царей к воцарению Жаждания нашего естества и верный способ утоления их Чем и как питать душу, чтоб росла духовно В силу Вознесения Господня надо нам сознавать себя вышними и вышних искать Подражай святой Марии Египетской в покаянии и самоисправлении Надлежит взять крест самоисправления; в чем он? Завещание Господа со Креста: перечень христианских чувств и расположений Главное – знать и чувствовать свою бедность и богатство Христово и пребывать в сочетании со Христом Свет ведения, свобода действий и покой сердца в Господе Иисусе Христе: к Нему и идите Разные состояния и проявления благодати Божией в нас, верующих Образ и подобие Божии в нас – в творении и восстановлении Требуется самораспятие для восстановления нас в первобытное состояние Брань со страстьми и опытность духовная Монашество – жизнь страстеистребительная, путь к сердечной чистоте Обитель в городе – открытая борьба с страстьми и похотьми мира пред лицом мира Всеоружие для духовной брани Как исполнить заповедь апостола: как работали греху, так поработайте правде?     Краткое житие Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815–1894), был епископом Тамбовским, затем Владимирским, впоследствии оставил епископскую кафедру и жил в Вышенской пустыни затворником. Выдающийся духовный писатель, святитель Феофан составил толкования на воскресные Евангелия, послания апостола Павла, на 118-й псалом. Значительное место в его наследии занимают труды по нравственному богословию. Собранные в настоящем сборнике поучения посвящены духовному деланию православного христианина, идущего по пути спасения. Два слова о святом таинстве крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

303. Дорогие строки из писем святителя Феофана Затворника Есть имена, особенно близкие православному русскому сердцу: каждая строка из письма такого человека – нам дорога, как памятник отшедшего к Богу мудрого и любвеобильного наставника в духовной жизни, как бы его отголосок из того, другого мира, куда он ушел. Таков был незабвенный подвижник-затворник епископ Феофан. Прошло уже более двух десятков лет, а в духовных изданиях и ныне еще появляются его драгоценные письма, и чем-то сердечным, родным, задушевным веет от этого, почти неизменного начала каждого письма: “Милость Божия буди с вами!” Искреннее спасибо тем, кто сохранил для нас его дорогие строки, чего бы они не касались; будто встречаешь живого старца-святителя, когда увидишь в оглавлении той или другой книжки: “Письма Епископа Феофана” к тому-то. Недавно вышла как отдельный оттиск из “Трудов Киевской Духовной Академии”, книжка протоиерея отца И. Королькова : “Преосвященный Феофан, бывший Епископ Владимирский, и полковник С. А. Первухин в их взаимной переписке”. Особенность этой пере­писки, по справедливому замечанию о. издателя, заключается, в том, что Епископ Феофан не только преподавал С. А. Первухину советы по разным вопросам, но и сам спрашивал у него мнения по вопросам аскетического характера, придавая значение его суждениям. Это – непреложное свидетельство о его глубоком смирении и готовности отсечь свое смышление даже пред мирянином и чрез него узнать истинный путь Божий. Умилительно, напри­мер, читать эти строки великого подвижника-затворника: “Скажите мне, пожалуйста, как молиться. Совсем весь толк в этом потерял. То будто нечто, то совсем никуда негоже. Может быть, книжное дело мешает... но ведь надо же что-нибудь делать? Расскажите, пожа­луйста, как быть?” В другом письме святитель говорит: “Вы не все сказали. Мне хотелось еще слышать вашу мысль о молитве. Я понимаю молитву чувства, которая и внимание сковывает единым, и благоговейную теплоту дает; но не умею в толк взять, что есть духовная молитва?.. Вообще же я очень скуден опытами духовными, – сознается великий подвижник-святитель (!) – И молитва моя обычно идет дурно. Все уходит ум в пустомыслие. Никак не сладишь. Как его ни тяни, никак не присадишь на место. Вы как думаете?” Как поучительно это смиренное мнение о своем духовном опыте в деле молитвы Епископа Феофана, особенно в наши дни, когда иной, только что надевший на себя рясу монах, уже мнит себя учителем молитвенного делания, пишет целые книги о предмете, коего и краем перста не касался, и в духе гордыни дерзает осуждать не только святителя-затворника, но и всю церковную власть за мнимую ересь, сам будучи близок к ереси!.. Печальное знамение времени, скорбное явление, сви­детельствующее об удалении от животворного духа смирения Христова даже тех, которые должны бы идти впереди других!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В Санкт-Петербурге проходит конференция, посвященная святому Феофану Затворнику 4 февраля 2022 г. 13:36 3 февраля 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии открылась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии». Организаторы форума — Санкт-Петербургская духовная академия, отдел Санкт-Петербургской епархии по церковной благотворительности и социальному служению, Епархиальное общество православных психологов имени святителя Феофана Затворника, храм святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице. Конференция открылась молебном в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который совершил иеромонах Феофан (Друганов). Председатель Общества православных психологов Лариса Шеховцова рассказала об истории и деятельности общества. Общество православных психологов Санкт-Петербурга организовано в 2008 году, в ноябре 2014 года реорганизовано в Епархиальное общество православных психологов имени святителя Феофана Затворника. Цель общества — объединение усилий психологов православного исповедания и священнослужителей для духовно-нравственного развития верующих граждан. Общество входит в структуру епархиального отдела по социальному служению, организует психологическое консультирования на базе общества и на приходах, а также по епархиальному телефону доверия. Члены общества — специалисты разных направлений, доктора и кандидаты наук, священники, в том числе с психологическим образованием, опытные психологи-практики. Лариса Шеховцова также отметила, что в рамках конференций «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии» обсуждаются проблемы личности, проблемы сознания и всегда присутствует практическое направление — «Секция добрых дел». Было зачитано приветствие председателя епархиального отдела протоиерея Николая Брындина. «На площадках конференции собираются неравнодушные люди, которые вносят свой вклад в развитие христианской психологии, благотворительной деятельности и социального служения, — сказано, в частности, в приветствии.

http://patriarchia.ru/db/text/5893831.ht...

Закрыть «Верьте, что доброго монаха Бог никогда не оставит…» Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского 30.06.2021 4184 Время на чтение 6 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ 29 июня Русская Православная Церковь празднует день перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, из села Эммануиловки в Успенский Вышенский монастырь. В этом году вспоминается памятная дата – ровно 180 лет назад, в 1841 году, святитель Феофан принял монашеский постриг, посвятив себя всецело службе Церкви Божией. Фото: monasterium.ru Монашеский постриг совершил ректор Киевской духовной академии архимандрит Иеремия (Соловьев) в Свято-Духовской церкви Киево-Братского Богоявленского монастыря. Георгий Васильевич Говоров был пострижен с именем Феофан, что в переводе с греческого означало «Богом явленный», в честь преподобного Феофана Исповедника. Вместе с ним принял постриг Михаил Булгаков с именем Макарий, в будущем известный богослов и историк Церкви. Как впоследствии вспоминал святитель Феофан: «После пострижения мы отправились в лавру к благочестивому старцу иеросхимонаху Парфению духовнику митрополита и лавры, умному молитвеннику. – Вот вы ученые монахи, – говорил старец, – набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться, и молиться непрестанно умом в сердце Богу, вот чего добивайтесь, – и я с молодых дней этого искал и просил, чтобы никто не мешал мне пребывать непрестанно с Богом». На всю жизнь новопостриженный монах запомнил завет Киевского митрополита Филарета, известного подвижника и молитвенника: – Храните больше всего чистоту души и тела: это должно быть вашим главным отличием от прочих людей; если сохраните вашу чистоту, Господь Иисус Христос вселится в вашем сердце, и тогда вам больше ничего не нужно, ничто не повредит вам, ничто не обременит вас. Для сего будьте трезвы, воздерживайтесь не только от хмельных напитков, но и от многоядения, во всем наблюдайте умеренность. Предайте себя в волю Божию, совершенно предайте. Не думайте о возвышениях, не позволяйте мечтам входить в голову; не оскорбляйтесь, если возвышают человека, по вашему мнению, недостойного. Будьте там, где поставят; будьте довольны тем, что дадут. Верьте, что доброго монаха Бог никогда не оставит: это невозможно, невозможно! Молитесь как можно чаще, всегда молитесь, если можно, имейте Господа Бога в сердце и на устах – и Он будет с вами всегда».

http://ruskline.ru/opp/2021/06/30/verte_...

иеромонах Ириней (Пиковский) Скачать epub pdf Святителем Феофаном Затворником были подготовлены толкования на все 14 посланий апостола Павла. Толкования 13 Посланий были при жизни Феофаном завершены и содержат как частные введения, так и толкования текста, а 14-е (на послание к Евреям) содержит только вводную часть, это толкование было опубликовано уже после смерти святителя. Поскольку главным делом жизни каждого христианина, как и собственной литературной деятельности, святитель считал дело спасения человека, он пользовался Словом Божиим как опорой и высшим авторитетом при решении этого вопроса. Выясняя смысл отдельных фрагментов Библии , автор толкований по преимуществу желал, чтобы живое и действенное Слово Божие проникало до сердца читателя. Как замечает сам святитель Феофан, руководством при толковании для него служили исключительно древние толковники: свт. Иоанн Златоуст , блаж. Феодорит, Августин, Амвросиаст , прп. Иоанн Дамаскин , Экумений, Феофилакт Болгарский . Мнения этих толковников приводятся в виде цитат, но без ссылок на источники печатного текста или рукописи. Цитаты подаются в порядке исторической последовательности жизни святых: Экумений всегда цитируется после Златоуста или Августина. Нередко толкование того или иного отрывка Послания ап. Павла полностью составляется из пространных цитат святых. В некоторых случаях после цитирования одного святого, например Исаака Сирина , свт. Феофан ограничивается лишь кратким замечанием: «то же и блаженный Феодорит », «такого же мнения придерживался Феофилакт» и т.д. Наиболее широко цитируется свт. Иоанн Златоуст . Свт. Феофан перенимает не только его основные экзегетические идеи, но и сам план ведения толкования. Так, в одном из комментариев Златоуст пишет: апостол Павел в послании к Римлянам «часто переходит к нравоучительному слову не так, как в остальных посланиях, которые он разделяет на две части и первую назначает для догматического учения, а вторую попечению о нравах; но здесь не так, а попеременно делает это на протяжении всего послания, чтобы слово его было хорошо принято» (Беседа 11 на Рим. 6:5 ) 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010